Научная статья на тему 'К истории республиканской традиции в России'

К истории республиканской традиции в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
465
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории республиканской традиции в России»

М. Р.Грекова-Игрицкая К истории республиканской традиции в России

Дилемма авторитаризма и демократии, по-видимому, призвана "навечно" стимулировать политический раскол и интеллектуальные баталии в России. Разноголосица, всегда царившая в российском обществе относительно оптимальной системы правления, в огромной степени была и остается проблемой непонимания взаимосвязи между формой и содержанием власти.

Тоска многих россиян, включая часть интеллигенции, по "сильной руке", есть по сути выражение стремления к социально более спокойной, упорядоченной и, по-своему, справедливой жизни. Тем не менее, было бы ошибкой предать забвению тот исторически неопровержимый факт, что в России всегда были лидеры, опирающиеся на определенные слои населения, связывавшие благополучие народа и процветание страны с демократической, республиканской формой правления.

В российской истории республиканские традиции восходят к удельно-вечевому периоду (с XII в.). В Новгороде и Пскове народные собрания (вече) удержались соответственно до 1478 и 1540 гг. По существу, эта феодальная республиканская государственность была одной из значительных и реально существовавших демократических традиций нашего Отечества. А.И.Герцен даже допускал возможность победы республиканских начал. По его мнению, в XV в. и даже в начале XVI в. еще не было ясно, какой из принципов возьмет верх: "Князь или община. Москва или Новгород"56.

Отметим, что республиканская государственность Новгорода и Пскова была достаточно упорядоченной нормами обычного права. Своеобразие этой формы правления состояло в вечевом устройстве власти, в непосредственном участии населения в ее осуществлении. Как писал Н.И.Костомаров, "все граждане, как богатые, так и бедные, как бояре, так и черные люди, имели право быть на вече

Грекова—Игрицкая Марина Руслановна — соискатель Московского автодорожного института, консультант Академии парламентского корпуса.

1) См. об этом: Зимин А.А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. — М., 1982. — С. 11.

деятельными членами. Цензов не существовало... Масса всего народа, в том числе

1157

и черного, имела верховную власть .

Данный вывод можно подвергнуть сомнению, но в целом степень правовой защищенности личности, в том числе и феодально-зависимой, в Новгородской и Псковской республиках была более высокой, чем в русских государствах с монархическим устройством власти. "Республика Новгорода и Пскова продолжалась около 6 веков, — напишет в начале XVIII в. декабрист Н.М.Муравьев, — Хлыновская, Вятская - около трех. Последняя уступила 60-тысячному войску. Села, богатство, торговля, население исчезли со свободой. Сим опровергается ни на чем не основанное мнение, что русский народ неспособен, подобно другим народам, распоряжаться своими делами"58.

Проблема юридического ограничения абсолютного самодержавия начала занимать русскую общественную мысль во второй половине XVIII в. За принятие конституции и установление конституционной монархии (по английскому образцу) высказывался, в частности, князь Д .А.Голицын59.

Предлагалось и кардинальное решение вопроса: насильственно уничтожить монархию и учредить республику. Республиканские идеи устами своих героев излагал Я.Б.Княжнин в трагедии "Вадим Новгородский" (1789 г.). По словам Г.В.Плеханова, "республиканцы, выведенные Княжниным, восстают не против "самовластия тиранов", а против монархической власти вообще, не делая исключения ни для государя-отца, ни для государыни-матери"60.

Последовательными сторонниками республиканизма были русские просветители. Ф.В.Кречетов, осужденный в 1793 г. за вольнодумство к бессрочному заключению, по показаниям свидетеля Окулова, стремился "свергнуть власть самодержавия и сделать либо республику, либо инако как-

57 Костомаров Н.И. Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада: История Новгорода, Пскова и Вятки). — М., Смоленск. — 1994. — С.285.

58 Муравьев Н.М. Разбор донесения тайной следственной комиссии в 1826 г. — В кн.: К истории декабристов. — М., 1906. — С. 67.

59 Грацианский П.С. Политическая и правовая мысль России второй половины XVIII в. — М., 1984. — С. 76.

60 Плеханов Г.В. Соч. в 24-х т. Т. XXII. — М.; Л., 1925. — С. 229.

нибудь, чтобы всем жить равными"61. А.Н.Радищев, считал, что "самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние", видя в Новгородской республике образец народного правления62. Общепризнанно, что его мировоззрение оказало большое влияние на декабристов, которым были присущи как конституционно-монархические, так и республиканские убеждения. Кишиневскому декабристу майору В.Ф.Раевскому, арестованному 6 февраля 1822 г., на военном суде вменялось и то, что на уроках в полковой школе он характеризовал русскую монархию как деспотически управляемую. При республиканском же правлении, считал он, "народ выбирает сам себе начальников и сам для себя делает законы"63.

Наиболее ярким документом конституционного творчества республиканского крыла декабристов была "Русская правда" П.И.Пестеля. И декабристы-республиканцы, и, позднее, революционеры-демократы, высоко оценивали демократизм античных республик. Подчеркнем, что в условиях самодержавной цензуры одним из способов выражения личной позиции в оценке государственной власти России и ее перспектив стали отсылки к древней истории. Так, П.И.Пестель вспоминал "блаженные времена Греции, когда она состояла из республик", и сравнивал "величественную славу Рима во дни республики с плачевным ее уделом под управлением императоров"64. М.В.Петрашевский, высоко оценивая Римскую республику, императорский Рим считал веком "безумного деспотизма и рабского унижения"65. Историк-петрашевец Е.И.Ламанский, противопоставляя республиканский Рим деспотическому строю периода империи, полагал, что в период республики "свобода была единственною целью граждан, и всегда они защищали ее до последней капли крови"66. Хорошо известно, что В.Г.Белинский в Римской республике видел воплощение идей свободы и патриотического служения Отечеству. Деспотизму римских

61 Джеджула Е.К. Россия и великая французская революция XVIII в. — Киев, 1972. — С.218, 219.

62 Радищев А.Н. Полн. Собр. Соч. в 3-х т. Т.2. М.; Л., 1941. — С.282; Т.1. — С.262.

63 Цит. по: Скрипилёв Е.А. О республиканской традиции в России // Советское государство и право. — 1991, — № 3. — С.26.

64 Восстание декабристов. Материалы. Т. IV. М.; — Л., 1927. — С.91.

65 Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. — М., 1953. — С.218.

66 Петрашевцы. — СПб., 1907. — С.44.

императоров он противопоставлял республиканскую форму правления, демократизм, высокую общественную активность граждан Рима периода республики67.

Монархическая власть карала не только за требования установить республиканский образ правления, запрещалось даже упоминать о республике. В "Наставлении ректорам и деканам русских университетов" 1849 г., одобренном Николаем I, предписывалось "ограждать университетское юношество от чуждых нам понятий о мнимом превосходстве республиканского или конституционного правления..."68. По свидетельству А.В.Никитенко, историка-академика, длительное время выполнявшего функции цензора, в Цензурном комитете из древней истории вымарывали "имена всех великих людей, которые. были республиканского образа мыслей, в республиках Греции и Рима"69.

Новым рубежом в развитии республиканских идей можно считать конец 50 - начало 60-х годов XIX в., когда на смену республиканизму и конституционализму элитарного толка, возлагавшему надежды на просвещенную волю власть предержащих, стал все чаще приходить осознанный демократизм. Так, Н.А.Добролюбов высказывался за демократическую республику, когда в решении вопросов жизни государства будет участвовать большинство населения. Его интересовали вопросы о ее возможных размерах, административно-территориальном делении, главе государства70. Н.Г.Чернышевский, готовый идти еще дальше и видевший в республике государственную форму для перехода к "социальной демократии", писал о Франции, имея в виду русские проблемы: "История французской революции" Луи Блана - это "доказательство того, что единственная правительственная форма, пригодная для Франции, есть республиканская, а все другие правительства могут держаться во Франции только насилием, обманом, развращением народа инквизиционными средствами"71.

С точки зрения немалого числа русских социальных мыслителей второй половины XIX в., конституционная монархия уже не могла стать оптимальной для

67 Иллерицкий В.Е. Революционно-историческая мысль России. — М., 1974. — С.88.

68 Русская старина. Т VI. — СПб., 1872. — С.448-450.

69 Никитенко А.В. Дневник. В 3-х т. Т. 1. — М., 1955. — С.326.

70 См. Кружков В.С. Н.А.Добролюбов. Жизнь. Деятельность. Мировоззрение. — М.,

1976.

России формой политического строя. Развивая идеи "правильного государственного устройства", Н.А.Серно-Соловьевич допускал возможность установления конституционного образа правления как переходного к республике

72

периода'2.

Н.П.Огарев разработал основные контуры будущей русской конституции, суть которой - установление республиканского образа правления с прямыми выборами от волостей и образованием комитета министров во главе с президентом. На территории России предполагалось создание девяти союзов, состав которых определялся бы по национальному или экономическому принципу ("принцип породы" и "принцип промыслов") с представительством в них

73

центральной власти .

В прокламации Московского революционного кружка, руководимого П.Г.Заичневским, шла речь о создании русской "социальной демократической республики" на основе добровольной федерации областей74. На вопрос одного из участников сходок московских студентов: "Что же вы, господа, хотите конституцию..?", прозвучало: "Нам нужна не конституция, а республика"75.

В стороне от республиканских идей не смогли остаться и некоторые убежденные сторонники монархии. У западников проявилось тяготение к симбиозу передовых европейских веяний и российского традиционализма. Это порождало причудливые прожекты, одним из которых была идея самодержавной республики К.Д.Кавелина, предполагавшая создание в России такого социального устройства, где не было бы господства одного класса над другим и гармонически сочетались признаки политических систем республики и абсолютной монархии. Особенностью этого государственного образования являлся бы способ формирования органов власти путем непосредственного назначения монархом и

71 Чернышевский Н.Г. Собр. Соч. в 16-ти т. Т.У. - М. - 1950. - С.740-741.

72 Цит. по: Володарский И.Б. К истории формирования общественно-политических взглядов Н.А.Серно-Соловьевича — В кн. Революционная ситуация в России в 1859-1861 гг. - М., 1974. - С.348.

73 См. Рудницкая Е.Л. Огарев в русском революционном движении. - М., 1969. - С.158-159.

74 Цит. по: Скрипилёв Е.А. О республиканской традиции в России // "Советское государство и право" - 1991. - № 3. - С.28.

75 Линд В.Н. Воспоминания о моей жизни. — Русская мысль. Кн. 7. - СПб., 1911. -

С.116.

путем выборности. Сходство самодержавной республики с классической республикой заключалось в наличии личных и политических прав у граждан государства, в предоставлении автономии административно-территориальным образованиям. С другой стороны, Кавелин предусматривал сохранение наследственной верховной власти и ее неограниченность76.

На леворадикальном фланге республиканских идей громче всех звучал голос М.А.Бакунина, который был убежден, что революционное движение будет продолжаться до тех пор, пока весь континент, включая и Россию, не превратится в федеративную демократическую республику77. Как известно, Бакунин отвергал марксистский концепт государства диктатуры пролетариата, которое он называл тюрьмой. Диктатура пролетариата, писал Бакунин, начнется с захвата политической власти и ее усиления, а продолжится переходом этой власти от пролетариата "в полное распоряжение своих... учителей - начальников коммунистической партии, словом, г. Марксу и его друзьям, которые начнут освобождать по-своему"78. Образовываться и управляться республика по-бакунински должна не сверху вниз, путем бюрократически-принудительного соединения и централизации, а от периферии к центру, путем добровольного вступления в федерацию автономных общин, провинций и наций.

С образованием политических партий, идея смены монархической власти республиканскими институтами становится программной установкой и целью политической борьбы. Первый русский марксист Г.В.Плеханов и члены возглавляемой им группы "Освобождение труда" выступали за установление в России демократической республики, предположительно по типу французской. В проекте программы РСДРП, выработанной редакциями "Искры" и "Зари", т.е. при непосредственном участии Плеханова, записано: ближайшая политическая задача — низвержение самодержавия и замена его республикой на основе демократической конституции. За этой ближайшей задачей должна была последовать главная - приход к власти рабочего класса. В комментарии к проекту

76 Кавелин К.Д. Дворянство и освобождение крестьян. — Собр. соч. в 4-х томах, Т.2. — СПб., 1898. — С. 112.

77 Бакунин М.А. Мировое значение февральской революции. — Собр. соч. и писем. 1828-1876., Т.3 — М., 1934. — С.296.

сохранилось высказывание Плеханова: "Не так настоятельно необходимым может показаться с первого взгляда наше требование республики. Нам могут указать на Францию, где республиканское правительство расправляется с рабочими несравненно круче, чем правительство монархической Англии. Мы и сами знаем, что республика республике рознь. И что французскую республику не без основания называют монархией, которой недостает только монарха. Но ведь мы будем проповедовать идеи республики "республиканской"; мы хотим истинно демократической республики, на деле, а не только на бумаге, обеспечивающей политическое самодержавие народа. И несомненно, что такая республика ближе придвигает нас к нашей конечной цели, чем конституционная монархия, хотя бы и английского образца"79.

Программа РСДРП (1903 г.) поставила ближайшей политической задачей низвержение самодержавия и замену его демократической республикой -самодержавием народа, которое и обеспечит политические права80. В первой программе РСДРП, принятой II съездом партии в 1903 г. — программе-минимум

— содержалось требование установления в России демократической республики как наилучшей формы политического устройства в переходный период от капитализма к социализму.

В канун и в ходе первой русской революции левые силы ставили вопрос уже не только о цели политической борьбы, но и о средствах ее достижения. На III съезде РСДРП (Лондон, апрель 1905 г.) средством установления демократической республики было названо вооруженное восстание, органом которого должно быть временное революционное правительство, способное созвать Учредительное собрание81. Известно и высказывание Ленина: "Завоевание республики -гигантское завоевание для пролетариата, хотя для социал-демократа республика не "абсолютный идеал", как для буржуазного революционера, а лишь гарантия свободы для широкой борьбы за социализм"82.

78 Бакунин М.А. Государственность и анархия. — В сборнике: Философия. Социология, Политика. — М., 1989. — С.314.

79 Литературное наследие Г.В.Плеханова в 8-ми т., Т.1. — М., 1934. — С.163.

80 См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. Т.1.

— М., 1970. — С. 63. (далее — КПСС в резолюциях...).

81 См.: Третий съезд РСДРП. Протоколы. М., 1959. — С.451-452.

82 Ленин В.И. Полн. Собр. соч., Т.10. — С.129.

О республике говорилось в политических программах ряда партий и союзов, оформившихся в ходе первой русской революции. Например, в программе партии эсеров, утвержденной ее первым съездом (декабрь, 1905 г.) провозглашалась необходимость установления демократической республики83.

В российском обществе, в различных его слоях и организациях также все чаще стали раздаваться лозунги упразднения монархии и установления республики. Выступившие на чрезвычайном Пироговском съезде (Москва, март 1905 г.) студенты провозгласили: "Долой самодержавие!", "Да здравствует республика!". Часть съезда поддержала студентов84. Требование демократической республики выдвинул "Союз агрономов и статистиков" (март 1905 г.)85. Оно стало одним из лозунгов Всероссийской октябрьской стачки. Идея республики стала проникать и в либеральные круги. Так например, когда профессор М.М.Ковалевский на втором земском съезде в декабре 1905 г. заметил, что республика в России кажется ему так же мало мыслимой, как монархия во Франции, его слова вызвали возражения участников съезда, причем не только со стороны "одних наиболее левых течений"86.

Учредительный съезд партии конституционных демократов, проходивший в Москве в октябре 1905 г., свои программные положения сводил к установлению конституционного строя. Как вспоминал П.Н.Милюков, бессменный лидер кадетской партии, "вопросы гораздо более принципиальные, как республика или монархия... были обойдены или затушеваны в программных формулировках. Их решение предоставлялось будущему"87.

Поражение революции 1905 г. отложило, но не сняло с повестки дня вопрос о демократизации государственного строя России. Резолюция Пражской конференции РСДРП (январь 1912 г.) провозгласила одним из лозунгов избирательной кампании по выборам в IV Государственную думу требование

83 Октябрь 1917 и судьбы политической оппозиции. В 3-х частях. Ч.1. Политические партии России. — Гомель, 1993. — С.88.

84 См.: Мицкевич С.И. Записки врача-общественника. 1888-1918. — М.; Л., 1941. —

С.137.

85 См.: Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1906-1917 гг. — М., 1981. —

С.49.

86 Ковалевский М.М. Моя жизнь. Тетрадь ХХП. - История СССР, 1969 — № 4. —

С.70.

87 Милюков П.Н. Воспоминания в 2-х тт. — М., 1990. — Т.1. — С.314.

демократической республики88. В декларации социал-демократической фракции, оглашенной в IV Государственной думе (декабрь 1912 г.), была высказана необходимость полной демократизации государственного строя России.

Вопрос о республиканском строе поднимался в Думе вплоть до Первой мировой войны. 11 марта 1914 г. социал-демократ Н.С.Чхеидзе в думской речи сказал: "наиболее подходящим режимом для достижения обновления страны является режим демократический, режим парламентский и, если хотите еще более точное определение, режим республиканский". В этих словах власти усмотрели открытый призыв к ниспровержению монархии и замене ее республикой. Первый департамент Государственного совета попытался привлечь Чхеидзе к судебной ответственности, однако доказать факт "возбуждения к учинению бунтовщического деяния, направленного к ниспровержению", не удалось. В ходе прений по поводу этого инцидента, депутаты - социал-демократы один за другим стали произносить слово "республика", и правительство отступило: "дело Чхеидзе" незадолго перед войной было прекращено89.

После свержения монархии в феврале 1917 г. главной проблемой стало уже не общественное согласие с идеей республики, а механизм ее провозглашения и реальное содержание республиканской формы государственного управления.

3 марта в декларации "О преемственности власти и права" бывшей Российской империи Временное правительство выдвинуло следующую программу: всеобщая политическая амнистия и отмена смертной казни; отмена всяких ограничений в правах по социальным, религиозным и национальным признакам; распространение гражданских и политических прав на армию; подготовка выборов в Учредительное собрание на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования; демократизация учреждений земского и городского самоуправления; замена полиции народной милицией.

Положение о выборах в Учредительное собрание готовилось лучшими специалистами России по государственному праву с привлечением политических и общественных деятелей страны. В результате, этот закон представлял собою "последнее слово демократического избирательного права и технического

88 См.: КПСС в резолюциях. Т.1. — С.331.

совершенства избирательной процедуры". В предисловии к изданию "Положений", Я.М.Магазинер и Э.Э.Понтович выразили пожелания, которые и сегодня актуальны: чтобы закон не оказался "слишком совершенным" для наших бытовых условий, чтобы достоинства его не стали недостатками в условиях нашей молодой политической свободы, чтобы демократизм, ответственность и объективность были постоянными лозунгами органов власти, общественных

35

учреждений и отдельных граждан35.

Некоторое время Временное правительство пользовалось практически полной поддержкой народа. Огромная масса населения, в том числе и большинство рабочего класса, крестьян и солдат (вчерашних крестьян), связывала с Временным правительством надежды на удовлетворение своих интересов. Монархически и вообще консервативно настроенные слои поддержали правительство, видя в нем единственную силу, противостоящую революционной анархии и способную остановить ее дальнейшее развитие.

Важнейшую роль в политической динамике с февраля по октябрь 1917 г. играли настроения в армии. Начал свое разрушительное действие изданный 1 марта Советом рабочих и солдатских депутатов Приказ № 1 по Петроградскому гарнизону, передававший дисциплинарную власть офицеров в воинских частях выборным комитетам, призывавший создавать солдатские советы.

Революционным и анархическим импульсам в войсках противостояло понимание необходимости порядка и законности в государстве.

В приветствии Временному правительству от 39 армейского корпуса направленному 24 апреля, говорилось: "ожидая изъявления воли народной в Учредительном Собрании, мы полагаем, что демократическая республика наиболее обеспечивает народовластие и самоопределение наций"36. Члены Государственной думы Родзевич и Филоненко, посетившие в марте-апреле фронт, докладывали, что "солдаты стоят за народовластие, безусловную необходимость демократической республики, что настроение сплошь республиканское"37.

89 См.: Аврех А.Я. Царизм и IV Государственная дума. 1912-1914 гг. — М., 1981. — С.50, 37, 119-120, 128, 130, 144.

35 Положение о выборах в Учредительное собрание. — Пг., 1917. — С.6.

36 ГАРФ. Ф.1779. Оп.2. Д.571. Л.25.

37, Разложение армии в 1917 г. — М., Л., 1925. — С.47.

Программа "Союза республиканцев армии и флота крепости Кронштадт" (15 марта 1917 г.) выдвигала задачу: "установление демократической республики через Учредительное собрание, созванное путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования"38.

В памятке солдата 6-й роты 121-го пехотного запасного полка, напечатанной

25 апреля с одобрения общего собрания полка, заявлялось: "Мы стоим за Демократическую Республику, в которой вся власть принадлежит трудовому

,, 39

народу .

Не все солдаты и матросы отождествляли борьбу за демократическую республику с поддержкой социалистических лозунгов большевиков. Так, в социалистическом клубе Ревеля радикализм "Апрельских тезисов" Ленина был расценен как угроза демократии и "гибель для России". Члены клуба поддержали резолюцию моряков Балтфлота, в которой, в частности, говорилось: ". мы стоим на страже свободы со стороны внешних и внутренних врагов. Да здравствует революционная армия и революционный флот! Да здравствует демократическая республика!"40.

Даже в среде российского крестьянства проявлялась заинтересованность в определении будущей формы правления государства. Постановление крестьян Тверской губернии, принятое от имени 10 тыс. человек, гласило: "Никакой формы правления не желаем и не хотим, кроме как демократическую республику, и приложим все усилия к тому, чтобы Учредительное собрание таковую установило"41. Бобровский уездный крестьянский съезд Воронежской губернии, проходивший в начале мая, вынес резолюцию "По отношению к будущему государственному строю: демократическая федеративная республика"42.

Крестьяне ряда волостей на митинге 10 апреля в г. Бронницы Московской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

губернии постановили: "Демократическую республику признаем истинно народной, только однопалатную и без президента"43. В апреле съезд крестьянских волостей Бугурусланского уезда единогласно постановил: добиваться демократической республики, землю засевать организованно44. Бобровский

38 Хесин С.С. Октябрьская революция и флот. — М., 1971. — С.51.

39 ГАРФ. Ф. 9591, Оп. 1. Д. 31. Л.15.

40 ГАРФ. Ф. 4018. Оп. 1. Д.4., Л.4.

41 Дело народа. — Пг., 1917. — 14 апреля.

42 Советы крестьянских депутатов и др. крестьянские организации. Т.1. Ч.1. — М., 1929. — С. 83.

43 Там же. — С.48.

44 Солдатская правда, 1917. — Пг. — 17 апреля.

уездный крестьянский съезд (Воронежская губерния), проходивший в начале мая, вынес резолюцию "по отношению к будущему государственному строю: демократическая федеративная республика"45.

19-20 августа в "Известиях Всероссийского Совета крестьянских депутатов" опубликован примерный наказ, составленный на основе 242 наказов с мест депутатам 1-го Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов, проходившего в мае в Петрограде. В наказе призывалось к скорейшему созыву Учредительного Собрания, созданию демократической парламентской федеративной Российской Республики.

Аналогичные требования содержались в программах национальных и конфессиональных меньшинств. В приветствии Временному Правительству от имени 100-тысячной еврейской общины г. Екатеринослава говорилось: "Добыв вместе с освобожденным русским народом права гражданственности, а с ним и права национального самоопределения, еврейский народ беззаветно отдаст все свои силы на защиту свободы и родины, грудью став вокруг вооруженного великой революцией стяга демократической республики"46.

Первый Всероссийский мусульманский съезд 7 мая принял резолюцию, в которой отмечалось, что отвечающей интересам мусульманских народов формой государственного устройства России является демократическая республика на национально-федеративных территориальных началах47.

Наиболее впечатляющим свидетельством динамики политических предпочтений населения России после февраля 1917 г. служит обзор, составленный отделом сношений с провинцией при Временном комитете Государственной думы. В обзоре положения России за три месяца революции отмечалось, что относительно формы правления народ, при весьма малом своем знакомстве с существующими в других государствах формами правления, почти везде и единогласно (в резолюциях всех крестьянских и других съездов) стоит за демократическую республику48.

45 Советы крестьянских депутатов... Указ. соч. - С.83.

46 ГАРФ. Ф.1779. Оп. 2. Д.571. Л.29.

47 Русские ведомости. - М., 1917. - 10 мая.

48 См.: Красный архив, 1926, № 2 (15). - С. 36.

В официальных государственных документах слово "республика" впервые появилось лишь в июле 1917 г., в одном из пунктов июльской декларации Временного правительства. А.Ф.Керенский вспоминал, что "к лету двусмысленное положение России, как государства без определенной формы правления стало нестерпимым. Было важно, однозначно используя слово "Республика", показать всем и каждому, что Россия как названием своим, так и конкретными делами сформировалась как демократия". После антиправительственного выступления большевиков 4 июля 1917 г. на совещании представителей социалистических партий по программе нового коалиционного правительства (6 июля), Керенский настоял на включении в декларацию будущего правительства пункта о провозглашении республики в России49.

На Московском государственном совещании (12-15 августа 1917 г.) представители всех политических партий (не присутствовали только правые монархисты и большевики), течений и слоев общества высказывались за то, чтобы объявить Россию республикой (хотя, преследуя каждый свои цели, они вкладывали в понятие "республика" разное содержание).

Г.А. Алексинский, выступая как представитель группы депутатов II Государственной думы, выводил необходимость победы "над германской реакцией" из политических интересов России. Идет борьба семи "передовых демократий" (российской, английской, французской, сербской, итальянской и бельгийской) против "союза четырех монархов". Если бы этот союз победил, "то население всех стран мира сказало бы, что с точки зрения элементарной безопасности страны монархический режим стоит выше демократического, республиканского. Во имя защиты республиканских и демократических идеалов мы не можем допустить победы четырех хищных монархий над семью передовыми демократиями мира50.

Меньшевик Н.С.Чхеидзе говорил о задаче "безотлагательного созыва Учредительного собрания, которое закрепит в России демократическую республику, фактически уже провозглашенную народом"51.

49 Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте: Мемуары. — М., 1993. — С.287.

50 Государственное совещание. / Под ред. — М.;Л, 1930. — С.56.

51 Там же. — С.86.

В речи "бабушки русской революции" правой эсерки Е.К.Брешко-Брешковской упоминалось о "нашей республике"52.

Наиболее видный теоретик анархизма П.А.Кропоткин мотивировал требование провозгласить республику следующим образом: "Мне кажется нам, в этом Соборе русской земли, следовало бы уже объявить наше твердое желание, чтобы Россия гласно и открыто признала себя республикой. Мы не предвосхитим ничего из прав Учредительного собрания, — я вполне признаю, что ему должно принадлежать суверенное решение в таком вопросе, — если мы, Собор русской земли, громко выразим наше желание, чтобы Россия была провозглашена республикой, мы этим только облегчим работу Учредительного собрания, и нам будут благодарны все остальные народы Европы и Америки"53.

Генерал А.М.Каледин выступил за "укрепление демократического республиканского строя"54.

Председатель ЦК Всероссийского союза увечных воинов А.И.Вишневский сказал: "Мы верим, что Временное правительство, неуклонно отметая всякие покушения на добытые революцией народные права, приведет страну к справедливому и почетному миру, Учредительному собранию и демократической республике"55.

Председатель армейского комитета, позже армейский комиссар XII армии, меньшевик Г.Д.Кучин говорил о "свободных солдатах Российской республики"56.

Крупный предприниматель П.П.Рябушинский заявил, что "торгово-промышленный мир" в будущем будет. искренне приветствовать республиканский строй в России"57.

"Поразительное единодушие проявилось в том, — констатировал А.Ф.Керенский, — с каким воодушевлением встречало совещание требование установления республики, которое звучало в выступлениях всех ораторов - от рабочих до капиталистов, от генералов до простых солдат"58.

52 Там же. — С.228.

53 Там же. — С.231-232.

54 Там же. — С.74.

55 Там же. — С.153.

56 Там же. — С.222.

57 Там же. — С.251.

58 Керенский А.Ф. Указ. соч. — С.228.

Корниловский мятеж и его провал ускорили формальное провозглашение республиканского строя в России. "Ни у кого в демократических кругах не осталось и капли сомнения в необходимости формального подтверждения существования в России республиканской формы правления"59. На заседании Совета министров 31 августа был утвержден окончательный проект "Провозглашения Республики". А 1 сентября Временное правительство издало акт, содержавший исторические строки: "Временное правительство объявляет, что государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский, и провозглашает Российскую Республику"60.

Этот первый документ Российской республики буквально несколькими строками ниже обозначил неизмеримую трудность, если не невозможность, решить дилемму демократии и авторитаризма в пользу первой. Провозглашение республиканского строя имело огромное моральное и символонесущее значение, но само по себе оно не решало ни одну из проблем, стоявших перед страной. (Как это схоже с ситуацией 1990-х годов!) Исходя из насущных потребностей управления, или как сформулировало само Временное правительство, "для восстановления потрясенного государственного порядка", вся полнота власти была передана "пяти лицам из его состава во главе с министром-председателем"61. Так была создана "Директория", в которой, выражаясь современным языком, доминировали "силовики": министр иностранных дел М.И.Терещенко, министр почт и телеграфа А.М.Никитин, который также отвечал за министерство внутренних дел, полковник А.И.Верховский (получивший звание генерал-майора), бывший командующий Балтийским флотом контр-адмирал Д.Н.Вердеревский, получивший пост военного министра. Представители армии и флота, после назначения А.Ф.Керенского на пост Верховного Главнокомандующего, были впервые включены в правительство.

Сторонники Временного правительства утверждали, что провозглашение России республикой есть акт чрезвычайной важности, так как им решен вопрос, прежде находившийся в неопределенном положении. Так, председатель Московской городской думы правый эсер О.С.Минор предложил приветствовать

59 Керенский А.Ф. Указ. соч. — С.287.

60 Речь. — Пг., 1917. — 3 сентября.

издание правительством декрета о демократической республике. По словам Минора, идея республики окрепла в борьбе с корниловщиной. Настал момент закрепить этот факт на бумаге. Минор призвал Думу "защищать и охранять ныне провозглашенный республиканский строй"62.

В целом формальное провозглашение республики было встречено подавляющим большинством населения России без какого-либо энтузиазма. Тот же Минор признавал, что "либо в России прошел энтузиазм и падает настроение, либо население привыкло к мысли о республике, и декрет лишь завершил не вызывающий сомнение факт63. Большевик П.Г.Смидович, полемизируя с мнением О.С.Минора, указал, что "декрет говорит лишь о российской республике, в нем нет слова "демократическая". Он не предполагает истинного народовластия"64.

"Справа" акт от 1 сентября критиковали кадеты, монархисты и верхушка казачества, находившие, что в данном случае имеет место "предрешение голоса высшего судьи и властелина" — Учредительного собрания.

Кадеты говорили, что акт отразится на свободе пропаганды и на отношении к монархическим тенденциям, хотя и незаметным, но существующим. Вместе с тем, они признавали, что акт "по реальному своему значению ... не связывает Учредительного собрания. Если признать, что 3 сентября Россия "проснулась республикой", то приходится тут же прибавить, что едва ли она это обстоятельство особенно сильно ощутила". Прежде всего, провозглашение состоялось "между прочим, мимоходом, кстати". Затем сама формула не блещет "красотой и юридической точностью". Стремясь к определенности, "забыли, что республика без республиканских учреждений и без народного представительства,. без конституции — по существу не может быть определенной формой государственного строя".

"Речь" насила акт данью "фетишизму слов": "И сейчас те, — писала газета, подразумевая, очевидно, большевиков, — ради кого произнесена новая фраза, не склонны к ликованию. В сущности, большевики победили. Все эти шесть месяцев мы жили в строе, если не республиканском, то, конечно, не монархическом. Но

61 Там же.

62 Русские ведомости. — Пг., 1917. — 6 сентября.

63 Там же.

64 Там же.

когда провозгласили республику, на деле в жизни господствовал уже большевистский клич: вся власть Советам". Далее газета ставила серьезный вопрос: "Уверено ли Временное правительство в том, что вывеска республики поднимет престиж теперешнего порядка?"65.

П.Н.Милюков впоследствии писал по поводу этого акта: "Легче всего было удовлетворить желание "революционной демократии" о провозглашении России демократической республикой. Юридического значения это провозглашение все равно не имело. Иначе, как заметил один из близких к правительству юристов, нужно было бы допустить, что какой-нибудь другой состав правительства может провозгласить Россию монархией"66.

Акт Временного правительства вызвал естественные протесты монархистов. В.В.Шульгин заявил в "Киевской газете", что, объявляя Россию республикой, Временное правительство превысило свои полномочия: "Мы не можем допустить ни республики, ни современного республиканского правительства. И мы вовсе не уверены, что нам хочется, чтобы Россия была республикой"67.

В резолюции конференции казачьих войск говорилось, что ни одна из реформ, обещанных на Московском государственном совещании, не выполнена: Временное правительство "лишь провозгласило республику, на что его никто не уполномочивал и что является узурпацией суверенных прав народов государства Российского". В акте провозглашения республики казачество усматривает "захват Временным правительством власти Учредительного собрания" и настаивает на передаче вопроса о государственном строе Учредительному собранию68.

Реакция отторжения последовала и на левом фланге политического спектра. Акт 1 сентября вызвал протесты моряков Балтийского флота, заявивших, что "провозглашенная республика не есть истинная демократическая республика", и потребовавших расширения прав и свобод народа, связанных с этой формой

69

правления69.

23.

65 Речь. - Пг., 1917. - 5 сентября.

66 Милюков П.Н. История 2-ой русской революции. - София. 1923, Т.1, вып. 3. - С.

67 См. Джон Рид. 10 дней, которые потрясли мир. - М., 1958. - С.256.

68 Речь. - Пг., 1917. - 14, 16 сентября.

69 Балтийские моряки в подготовке и проведении Великой Октябрьской социалистической революции. - М., Л., 1957. - С.210.

Широко обсуждавшиеся и раскалывавшие общество вопросы реального содержания республиканской формы правления, конституционных основ российского государства и общества, федерализма и местного самоуправления подлежали решению на Учредительном собрании. Когда, после неоднократных переносов, оно все же открылось 5 января 1918 г. в его повестке дня председательствующий эсер В.М.Чернов огласил вопрос "О государственном строе России". В программе, предложенной фракцией правых эсеров, значилось: "О форме государственного устройства". Принятое после ухода большевиков и левых эсеров постановление правой части Учредительного собрания гласило: "Именем народов Государство Российское составляющих Всероссийское Учредительное собрание постановляет: Государство Российское провозглашается Российской Демократической Федеративной Республикой, объединяющей в неразрывном союзе народы и области, в установленных федеральной конституцией пределах,

70

суверенные"70.

Затем, однако, были матрос Железняков и разгонный декрет Ленина — Свердлова. Вместо Демократической Республики Россия получила Республику Советов со всеми вытекающими последствиями.

Все же правомерно сделать вывод, что дальнейшее развитие истории России

подтвердило: республиканская форма правления является наиболее приемлемой для нашей страны. В конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., в ст. 1 говорится: "Российская Федерация -Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления"71.

Сегодня вновь актуальна мысль Ф.Энгельса о том, что "республика, как и всякая другая форма правления, определяется своим содержанием"72. Идет сложный поиск оптимальной государственно-правовой модели и это подтверждает мнение древних философов о том, что демократия - это тяжелая, очень долгая работа. Главное, чтобы людьми, занятыми этой работой, двигала не забота — о власти, а тревога о благе народа.

70 Учредительное собрание. Россия. (1917-1918). — М., 1991. — С.7.

71 Конституция Российской Федерации. — М., 1997. — С.5.

72 Энгельс Ф. Т. 11. — С.184.

По мнению некоторых политических деятелей, мы создали Конституцию, до которой еще не доросли. Готовы ли мы сегодня наполнить республиканскую форму демократическим содержанием?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.