Научная статья на тему 'К истории развития морского зверобойного промысла Чукотки'

К истории развития морского зверобойного промысла Чукотки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
539
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУКОТКА / МОРЗВЕРОБОЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ / ПРИЁМЫ ОХОТЫ / ИЗМЕНЕНИЯ ПРОМЫСЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ОБЩИНЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ / CHUKOTKA / SEA MAMMAL HUNTING / HUNTING TECHNIQUES / CHANGES IN COMMERCIAL CULTURE / INDIGENOUS COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коломиец О. П.

Рассмотрены особенности морского зверобойного промысла и промысловой культуры с середины 50-х гг. XX в. до настоящего времени, а также место промысла в экономике региона. Традиционный морской зверобойный промысел, как хозяйственно-культурная система коренных народов Восточной Чукотки, развивался и видоизменялся в связи с социально-экономическими преобразованиями. В 30-х гг. XX в. государством была инициирована добыча морского зверя в промышленных масштабах, которая велась вплоть до начала 90-х гг. XX в. Многие специалисты считали, что этот древний вид охоты себя изжил и его необходимо заменить судовым промыслом. Возрождение промысла на Чукотке произошло в середине 90-х гг. XX в., когда коренное население находилось на грани выживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To History of Development of Sea Hunting of Chukotka

In the article features of sea-hunting and trade culture from the middle of the 50s years of the 20th century to the modern period, the place of trade in the economy of the in region are presented. Traditional sea mammal hunting as an economic and cultural system of the indigenous peoples of Eastern Chukotka has being developed and modified in connection with socio-economic transformations. In the 30s of the 20th century the sea mammal hunting on an industrial scale was initiated by the state and it was continued until the early 90s of the 20th century. Many experts believed that this ancient method of hunting has become obsolete and must be replaced by marine fisheries. The revival of this method of fishing in Chukotka occurred in the mid-90s of the 20th century when the indigenous population was on the verge of survival.

Текст научной работы на тему «К истории развития морского зверобойного промысла Чукотки»

ЭТНОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 3 (23). С. 223-231. УДК 639.24

DOI 10.25513/2312-1300.2019.3.223-231

О. П. Коломиец

К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МОРСКОГО ЗВЕРОБОЙНОГО ПРОМЫСЛА ЧУКОТКИ*

Рассмотрены особенности морского зверобойного промысла и промысловой культуры с середины 50-х гг. XX в. до настоящего времени, а также место промысла в экономике региона. Традиционный морской зверобойный промысел, как хозяйственно-культурная система коренных народов Восточной Чукотки, развивался и видоизменялся в связи с социально-экономическими преобразованиями. В 30-х гг. XX в. государством была инициирована добыча морского зверя в промышленных масштабах, которая велась вплоть до начала 90-х гг. XX в. Многие специалисты считали, что этот древний вид охоты себя изжил и его необходимо заменить судовым промыслом. Возрождение промысла на Чукотке произошло в середине 90-х гг. XX в., когда коренное население находилось на грани выживания.

Ключевые слова: Чукотка; морзверобойный промысел; приёмы охоты; изменения промысловой культуры; общины коренных народов.

O. P. Kolomiets

TO HISTORY OF DEVELOPMENT OF SEA HUNTING OF CHUKOTKA

In the article features of sea-hunting and trade culture from the middle of the 50s years of the 20th century to the modern period, the place of trade in the economy of the in region are presented. Traditional sea mammal hunting as an economic and cultural system of the indigenous peoples of Eastern Chukotka has being developed and modified in connection with socio-economic transformations. In the 30s of the 20th century the sea mammal hunting on an industrial scale was initiated by the state and it was continued until the early 90s of the 20th century. Many experts believed that this ancient method of hunting has become obsolete and must be replaced by marine fisheries. The revival of this method of fishing in Chukotka occurred in the mid-90s of the 20th century when the indigenous population was on the verge of survival.

Keywords: Chukotka; sea mammal hunting; hunting techniques; changes in commercial culture; indigenous communities.

К истокам существования и развития морской промысловой культуры обращалось не одно поколение учёных. В трудах Л. С. Богословской и И. И. Крупника изложены история и современное состояние морского зверобойного промысла коренных народов Чукотки, описаны традиционное и со-

временное промысловое снаряжение, способы охоты на морских млекопитающих, использование продукции промысла, особенности питания эскимосов и береговых чукчей [1-3].

В. В. Леонтьев подробно описал способы промысла ластоногих на припае, на дрей-

* Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-05-60040 «Новые технологии и социальные институты коренного населения Российской Арктики: возможности и риски».

© Коломиец О. П., 2019

фующем льду, особенности лова сетями. Учёный считал, что промысел нерпы сетями более рентабелен, и необходимо всячески поощрять его, сочетая традиционные орудия лова с новыми технологиями [4].

Т. С. Теин описал традиционные праздники науканских эскимосов, связанные с морской промысловой культурой - праздник спуска байдары на воду, праздник кита, промысловые ритуалы и обряды, личные семейные праздники [5-7].

Особое место среди источников по данной теме занимают воспоминания охотников и жителей национальных сёл, в которых до сих пор практикуется морзверобойный промысел [8-12].

Интерес представляют архивные материалы, повествующие о состоянии промысла в 30-80-е гг. XX в. Так, в государственном архиве Чукотского автономного округа хранятся документы по добыче морского зверя, сведения о промысловой деятельности колхозов, артелей и товариществ Чукотского национального округа, планы и сводки по выполнению планов добычи морского зверя, аналитические записки, результаты ревизий финансово-хозяйственной деятельности и т. п.

В настоящей статье рассматриваются особенности промысла и промысловой культуры с середины 50-х гг. XX в. до настоящего времени, а также место промысла в экономике региона.

Общая характеристика морского зверобойного промысла. Морская промысловая культура издавна была распространена в восточной части Чукотского полуострова. Исключительное географическое положение на стыке двух континентов и двух океанов превратило регион Берингова пролива в своеобразный миграционный коридор и перекрёсток миграционных путей наземных и морских организмов из различных областей Земли, а также в один из главных очагов формирования холодостойких видов флоры и фауны нашей планеты [1, с. 21].

Морзверобойный промысел, развиваясь, вероятно, первоначально на береговых лежбищах моржа, залёжках ластоногих, у лунок и продухов на припайном льду, в короткое время исчерпал свой потенциал. Береговые жители вынуждены были переходить к ак-

тивному морскому промыслу - выходу в море и охоте на мигрирующих моржей, китов [13, с. 11]. Для этого требовались немалые усилия охотников не только при непосредственной охоте, но и при подготовке к ней. Необходимостью стали серьёзные знания по определению погоды, особенностей ледовых условий, ветров, течений, поведения животных. Эти знания передавались из поколения в поколение, старшие охотники обучали тонкостям наблюдения за окружающей природой молодёжь.

Традиционный морской зверобойный промысел, как хозяйственно-культурная система коренных народов Восточной Чукотки, развивался и видоизменялся в связи с социально-экономическими преобразованиями.

Первые шаги социальной политики после установления советской власти на Чукотке были направлены на усиление взаимопомощи внутри и между этносоциальными группами, укрепление материальной базы и технической оснащённости промыслов, увеличение их продуктивности. Особенно это касается аборигенной добычи зверей. В Чукотском, Провиденском и южной части Иультинского районов было сосредоточено около 45 % коренных жителей округа и все поселения азиатских эскимосов Советского Союза, основу жизнеобеспечения и аборигенного производства составлял традиционный морской зверобойный промысел. В те годы альтернативы ему не было. На побережье и в тундре возникли потребительские, промысловые и кредитные кооперации, объединявшие промысел и взаимораспределение продуктов нескольких стойбищ оленеводов и морских охотников. Государство выделяло кооперативам кредиты на приобретение моторов, оружия, вельботов. На случай голода закладывались общественные мясные ямы.

В 50-х гг. XX в. в морзверобойных колхозах промысел морского зверя стали организовывать с помощью шхун, сейнеров, гарпунных пушек, механизации обработки добычи, развитии звероводства на отходах морского зверобойного промысла и рыболовства. Были созданы Пловерская и Мечигменская машинно-зверобойные станции, которые занимались техническим оснащением промысла.

В целях поддержания стабильности популяций морских зверей на должном уровне

Морзверобойная инспекция выдавала совхозам, обладающим выходом к побережью, разрешительные билеты на добычу каждого вида ластоногих в пределах общего лимита морской акватории, но с учётом численности этого вида в секторе аборигенного промысла данного совхоза [14, с. 47].

Добыча лахтака и особенно акибы происходила не только на побережье, но в очень ограниченных размерах в континентальных частях округа. Хотя промысел акибы в летний период был запрещён, и вёлся без разрешительных билетов, специалисты считали его рациональным с точки зрения сохранения этнических традиций в континентальных районах.

Звено зверобоев байдарного или вель-ботного промысла состояло из 7-10 человек: капитана, рулевого, моториста и 4-7 охотников. Охотники обеспечивались за счёт государства нарезным оружием и боеприпасами, радиостанциями и были обязаны поддерживать регулярную связь внутри звена и с центральной усадьбой. В случае потери связи судно должно немедленно прервать промысел и возвратиться на стоянку. В 1985 г. в пользовании морзверобоев находилось 94 вельбота, 11 байдар (в основном в эскимосских поселениях: Сирениках, Ново-Чаплино, Уэлькаль), 79 руль-моторов «Сузуки» и 42 «Техаци». Основная часть вельботов (69) сосредоточены в поселениях, расположенных на побережье Чукотского полуострова.

Раньше первый спуск байдары на воду был целым праздником для байдарной команды и их семей. Праздник отмечали со строгим соблюдением всех религиозных и ритуальных обрядов каждого рода. Охотники верили, что нарушение одного из ритуалов праздника может иметь отрицательные последствия в период весенней охоты на морского зверя [6, с. 116].

Правилами охраны и промысла морских млекопитающих береговая добыча ластоногих разрешена в период с 1 октября по 1 июля, но фактически она значительно короче. В связи со сложной ледовой обстановкой в большинстве пунктов охота заканчивалась с начала-середины декабря по начало марта. Сложившаяся ситуация связана ещё в значительной мере и с неоправданным сокращением числа байдар, приспособленных для промысла среди дрейфующих льдов в

большинстве хозяйств округа и переходом к вельботному промыслу, более удобному на открытой воде. Также почти повсеместно прекратилась добыча мелких ластоногих сетями в лунках и разводьях. Очевидно, что коренное население, обладающее достаточными возможностями для своего жизнеобеспечения, перестало применять байдары из-за сложности содержания этих традиционных судов. Это же и одна из важнейших причин прекращения сетевого промысла тюленей -весьма трудоёмкого, требующего, к тому же, определённых навыков и даже искусства. Вторая причина связана с резким сокращением численности собачьих нарт у охотников, без которых промысел на кромке припая практически невозможен [14, с. 117].

За 1975-1984 гг. всеми совхозами Чукотки ежегодно добывалось в среднем 2 037 моржей, 819 лахтаков, 3 343 нерп. Мясо морских зверей реализовывалось коренным жителям по ценам себестоимости продукции.

Средний заработок охотника морзверо-бойного промысла в среднем за 19751984 гг. по округу составлял 1 097,2 руб. за сезон, а средний душевой доход коренного жителя округа от этого промысла - 20,4 руб. в год.

В табл. 1 указано распределение охотников по районам, уровень их заработной платы и доход от промысла.

Значение морпромысла в смежных отраслях хозяйства. В 1969 г. чукотские колхозы были переведены в совхозы. По мнению А. Г. Вольфсона, вследствие экологических условий и традиционного уклада коренного населения экономика совхозов ориентировалась на интенсивное развитие профилирующих отраслей этнического хозяйства - оленеводства, рыболовства, промысла морских и пушных зверей. Доходность от добычи мяса морских животных и в принципе от морского зверобойного промысла была нулевой. Но для поддержания аборигенной экономики нужно было развивать сопутствующие отрасли, например клеточное звероводство. Это направление хозяйственной деятельности на Чукотке возникло во многом из-за необходимости найти применение отходам от морзверобой-ного промысла (собачьих упряжек становилось всё меньше, соответственно и уменьшалось потребление мяса морских животных).

Таблица 1

Распределение и заработок морзверобоев (1975-1984 гг.)

Район Численность охотников (чел.) Уровень з/п за сезон (руб.) Душевой доход от промысла (руб.)

Беринговский 2 420 28,0

Билибинский 1 2 688 1,6

Анадырский 3 184 0,2

Иультинский 40 949 34,3

Чаунский 28 390 15,0

Шмидтовский 4 1988 11,3

Провиденский 82 1 066 43,0

Чукотский 69 1 685 40,5

Упряжки охотников Чукотского полуострова кормили только мясопродуктами и жиром морских зверей. Весь холодный период года, совпадающий с охотничьим сезоном (середина октября - начало июня) транспортных собак кормили из расчёта 0,61 кг мясопродуктов. Летний рацион животных значительно скуднее - 0,2-0,4 кг мяса в сутки. Совокупный расход Чукотского, Провиденского и Иультинского районов составлял 277,5 т мясопродуктов и 28,1 т жира морских зверей в год [14, с. 97-98, 122-123].

В 80-е гг. XX в. существовали достаточно прочные экономические связи оленеводов с морзверобоями. Это касается не только поставок пищевого мяса и жира для «жирников» оленеводов. Большая часть упряжки изготавливалась из шкур морских зверей; верёвки, которыми увязывался груз на нартах, выкраивался из шкур моржей. Осенние торбаса и брюки оленеводов, мешки для хранения одежды и продуктов - из шкур нерпы, а подошва на любую обувь - из шкуры лах-така. Несмотря на широкое распространение изделий из синтетических материалов, плащ, изготовленный из кишок кита, считался у оленеводов наиболее качественным, так как он не препятствовал воздухообмену в отличие от своего синтетического аналога. В свою очередь, практически вся зимняя и летняя одежда морских охотников шилась из шкур оленей, которые поставляло оленеводство. Мясо оленей занимало значительный удельный вес в рационе морзверобоев.

В качестве примера приведём результаты анализа документов о потреблении жира морских зверей для бытовых нужд оленево-

дов в 1984 г. Известно, что в оленеводческие бригады было завезено 200,3 т жира морзве-ря. Мясопродукты морских зверей более или менее регулярно поставлялись во все оленеводческие бригады. Согласно документам совхозов Чукотского, Провиденского, Иультинского, Беринговского и Шмидтовского районов, к оленеводам этих хозяйств в лето-вочный период 1985 г. было поставлено 43,4 т мяса китов и моржей [14, с. 106-110].

Китовый промысел. Аборигенный китовый промысел существует на Чукотке с первых веков нашей эры. Прежде добывали китов в местах их близкого подхода к берегу. В основном охотились на детёнышей и небольших особей. Первое документальное сообщение о добыче кита коренными жителями Чукотки относится к 1778 г. (пос. Нуня-мо). С 50-60-х гг. XIX в. появились более или менее регулярные сообщения американских китобойных судов о добыче китов чукчами и эскимосами. В конце XIX в. морзве-робои Чукотки освоили американские ручные гарпуны с капсюльными патронами (да-тинганы) и добойные ружья; промысел китов вёлся с байдар и американских деревянных вельботов, оснащённых треугольным парусом европейского типа. В конце 40-х гг. да-тинганы были заменены противотанковыми ружьями (ПТРами), а вельботы - небольшими катерами с командами из коренных жителей. Объектами промысла были горбачи, гренландские и серые киты [1, с. 313].

Убитые киты буксировались к берегу на поплавках «пыг-пыг» и разделывались в прибойной полосе или вытаскивались на сушу объединёнными усилиями всех жителей

посёлка. Разделка продолжалась 4-5 ч, в ней участвовало всё население, включая детей. Широко сохранялась традиция свободного распределения при разделе части мяса, кожи и сала убитого кита, общинного обеспечения стариков, вдов и даже лиц, не участвующих в охоте и разделке. Мясо закладывалось в большие общественные ямы. Остатки этих ям сохранились в Лорино, Аккани, Сирени-ках. Часть мяса традиционно распределялась безвозмездно самими жителями среди родственников в других посёлках или обменивалась у оленеводов на шкуры и мясо оленей. В 40-50-х гг. добыча серых китов велась в 15-17 посёлках Чукотки. Эпизодически молодых китов находили запутавшимися в рыболовных сетях в с. Алькатваам, Хатырка, Мейныпильгыно. От года к году увеличивалась добыча китов. В 30-е гг. аборигены Чукотки добывали 5-10 серых китов, в 1945 г. -13, в середине 50-х гг. - 40-60. Из-за применения безгарпунного способа добычи были значительные непроизводительные потери при охоте (не менее 30 % животных тонули или уходили подраненными) [14, с. 169].

В 60-е гг. XX в. промысел китов бай-дарными и вельботными командами практически полностью прекратился. Только в с. Лорино и Уэлене велась ограниченная добыча серых китов с катеров и вельботов до начала 70-х гг. Из общей квоты 120-140 китов порядка 20 животных добывали местные охотники.

Аборигенный гарпунный промысел стал постепенно оснащаться современной техникой и превратился в безгарпунный. По многим причинам добывать взрослых серых китов жители Чукотки начали только тогда, когда появились огнестрельное оружие и китобойные флотилии. С помощью компрессора китобои накачивали кита воздухом и транспортировали к берегу. С появлением противотанковых ружей и катеров в 150 лошадиных сил морзверобои отказались от традиционных поплавков «пыг-пыг» и поворотного гарпуна. Пристегнуть кита просто не успевали, и он тонул. Погибали и раненые киты, ушедшие от преследования. Вскоре вернулись к гарпунному способу охоты, но её вели уже не охотники на байдарах и вельботах, а китобойное судно «Звёздный», которое добывало серых китов таких размеров,

что аборигенам оставалось только удивляться и привыкать.

Некоторая иллюзия самостоятельного аборигенного промысла создавалась благодаря буксировке туши совхозными вельботами или катером от борта китобойного судна к берегу. Там кита уже ждали все жители села. К разделочной площадке туша подтягивалась трактором. Доставка первого кита всегда сопровождалась праздником, в котором участвовало всё население и бесплатной раздачей коренному населению мяса, жира и внутренностей животного. В синхронной разделке кита участвовали десятки людей. Разделочный инструмент в семьях морзверо-боев предавался по наследству, тщательно хранился и подготавливался к промысловому сезону. Полная разделка одного серого кита занимала 2-2,5 ч.

Постепенно жители привыкли, что мясо само приходит в дом, что голода не будет -придёт «Звёздный» и всех накормит. С 1969 по 1973 г. киты поставлялись в 13 посёлков, расположенных на побережье Чукотского полуострова от лагуны Нешкан до Залива Креста, в 80-е гг. - в 9 посёлков. Ежегодно капитан китобойца совместно с представителями Министерства рыбного хозяйства СССР и министерства сельского хозяйства РСФСР разрабатывал точный график поставок китов на каждые пять дней, месяц и весь промысловый сезон. В последний раз китобоец пришёл на Чукотку в сентябре 1992 г. Год спустя люди, потерявшие навык, попытались начать охоту на серого кита. В результате в с. Нунлингран Провиденского района погибли 3 человека, в с. Сиреники затонул вельбот, но, к счастью, людей удалось спасти. Традиционный промысел стал возрождаться, но изменились технологии и масштабы охоты [14, с. 170; 15, с. 31].

Промысел морских животных в современных условиях. С начала 90-х гг. XX в. началось возрождение аборигенного морзверо-бойного промысла, но на качественно иной основе. На базе бывших муниципальных сельхозпредприятий были созданы общины для получения квот на добычу морских видов животных и обеспечения традиционного питания жителям сёл. Из средств регионального бюджета для общинников на постоянной основе закупается горючее, боеприпасы,

всесезонная специальная одежда и обувь, алюминиевые лодки, моторы, высокотехнологичное оборудование, компенсируются расходы на тепло- и электроэнергию, на оплату труда работникам.

В настоящее время на Чукотке 9 территориально-соседских общин (ТСО) в 14 населённых пунктах осуществляют добычу морских млекопитающих: «Анкальыт» (р. п. Эк-векинот Иультинского района), «Дауркин», «Лаврентия» (с. Лаврентия Чукотского района), «Лорино» (с. Лорино Чукотского района), «Нунлингран» (с. Нунлингран Прови-денского района), «Сиреники» (с. Сиреники Провиденского района), «Энмелен» (с. Энме-лен Провиденского района), «Чаплино» (с. Новое Чаплино Провиденского района),

Коренные жители Чукотки добывают моржей и мелких ластоногих не только силами общин, но и в частном порядке (как физические лица). Разрешений на частный аборигенный промысел не требуется, соответственно, его реальные размеры неизвестны.

В последние годы основная часть мяса от добытых общинами моржей стала не безвозмездно распределяться между жителями села, а продаваться для возмещения затрат на их промысел, поэтому многие коренные жители предпочитают самостоятельно добывать моржа, чем платить пусть даже минимальную цену.

Основу современного промысла на Чукотке составляет преимущественно отстрел моржей на плаву и покол на береговых лежбищах, добыча тюленей, серого и гренландского кита. Промысел белухи ведут традици-

«Янракыннот» (с. Янракыннот Провиденского района). Команды охотников состоят из 34 чел. Например, в 2015 г. в ТСО с. Сиреники состояло 12 охотников, которые делились на 4 бригады (звена) [16, с. 196].

Морским зверобойным промыслом в составе общин Чукотки профессионально занимаются 204 чел. В табл. 2 представлены сведения о численности морзверобоев ТСО, их заработной плате, объёме государственной поддержки промысла за 2011-2018 гг. Кроме того, промысел осуществляют частные охотники-промысловики. В Чукотской ассоциации зверобоев традиционной охоты считают, что общее число действующих морских охотников в посёлках округа составляет не менее 750-800 чел.

онным способом с байдар, вельботов и моторных лодок с применением нарезного охотничьего оружия и поворотных гарпунов. Из-за сложности добычи белуха является очень неудобным объектом лова, и, соответственно, по значимости её промысел находится на низком уровне.

Аборигенный промысел в прибрежных водах Чукотки ведётся исключительно для обеспечения потребностей в мясе и кожевенном сырье. В двух сёлах - Лорино и Инчоун - мясо лахтака и моржа используют в качестве корма для клеточных песцов.

Одним из перспективных и прибыльных видов деятельности для морских охотников является отлов молодняка моржей для аква-парков, зоопарков и цирков. С 2009 г. Федеральное агентство по рыболовству выделяет квоты на так называемый живоотлов.

Таблица 2

Среднегодовая численность общин морских зверобоев Чукотки, заработная плата, финансирование промысла

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Численность работников (чел.) 297 294 301 284 283 227 229 204

Среднемесячная заработная плата (руб.) 15 130,7 16 915,3 21 305 21 948,5 22 500,9 27 009 32 096,6 31 144,1

Финансирование из федерального бюджета (млн руб.) 8,1 - - 16 - - - -

Финансирование из окружного бюджета (млн руб.) 58,3 72,3 98,9 109,2 116,1 191 261,8 250,7

В 2014 г. общины «Лорино», «Анкалыт», «Дауркин» поймали 15 голов моржат, в 2018 г. - 5.

Современные охотники обеспечены необходимым оружием, датинганами, лодками, моторами, радиостанциями, спутниковыми телефонами, горючим, спецодеждой, но при этом в сёлах не хватает тяжёлой техники, морозильного оборудования для глубокой заморозки мяса и жира.

Молодое поколение промысловиков относится к охоте как к работе, а не как к образу жизни, часто неопытные охотники идут на неоправданный риск. Старшие жители посёлков отмечают, что в отличие от морских охотников более ранних поколений, многие молодые промысловики не видят пользы в опыте и рассказах стариков, а больше надеются на мощные руль-моторы, радиотелефоны и другое современное снаряжение. Старые промысловые традиции получены ими отрывочно, многие вообще пошли в море только потому, что в национальных посёлках нет других сфер деятельности [1, с. 360]. При этом происходят и положительные изменения. Несмотря на все трудности, молодёжь занимается промыслом, многие не представляют себя вдали от родных посёлков и моря. Так, в Чукотском северовосточном техникуме пос. Провидения молодые люди имеют возможность получить образование по специальности «охотник промысловый». Техникум открывает группы в прибрежных посёлках (Новое Чаплино, Лорино), ребят обучают опытные наставники - морзверобои. Возрождается и праздничная промысловая культура. Например, в 2015 г. после длительного перерыва (с 1988 г.) в с. Сиреники Провиденского района был организован праздник «День Кита» [16, с. 212].

Современная добыча морзверя. В 2017 г. морзверобоям Чукотки была предоставлена квота на добычу 1 006 морских зайцев (лах-таков), 1 099 моржей, 13 белух, 228 пятнистых тюленей (ларг), 2 075 кольчатых нерп (акиб). На 1 января 2018 г. территориально-соседскими общинами, осуществляющими морзверобойный промысел, добыто 4 480 голов морского зверя, в том числе 119 серых и 1 гренландский кит. При этом выполнение плана по освоению выделенных квот на 2017 г. составило 96,1 %. Общины получают

ежегодную квоту добычи в 135 серых и 5 гренландских китов. Морзверобои имеют возможность участвовать в обсуждении квот. До 1 сентября от общин принимаются заявки на следующий промысловый год в Департамент сельскохозяйственной политики и природопользования ЧАО. Квоты формируются с учётом планов добычи самих охотников. Представители общин участвуют в работе Международной китобойной комиссии, где обосновываются и защищаются квоты на добычу серых и гренландских китов для удовлетворения нужд коренных жителей в традиционной пище. В 2018 г. план добычи морзверя Чукотки составил 2 075 голов кольчатой нерпы, 228 голов пятнистого тюленя, 1 006 голов морского зайца, 1 099 голов моржа, 13 белух, 120 серых и 2 гренландских кита, фактическое исполнение составило 97 %3.

На поддержку морзверобойного промысла в 2018 г. было израсходовано 252,8 млн руб. Основные статьи расходов - оплата труда промысловиков, отчисления страховых взносов, материально-техническое оснащение общин (всесезонная одежда и обувь для охотников, лодки, лодочные моторы, боеприпасы, сигнальные устройства для безопасности людей в море, спасательные жилеты, буи, бинокли, фалы, аптечки. Средняя зарплата морзверобоев в общинах в 2018 г. -31,1 тыс. руб., но в разных общинах она

4

варьируется и зависит от выручки .

Рыночная экономика заставляет промысловиков идти в ногу со временем и искать пути для дальнейшего выживания. Кроме непосредственной охоты на морского зверя, многие общинники занимаются сопутствующими видами деятельности: заготовкой нерпичьих и лахтачьих шкур, заготовкой, обработкой и продажей моржовой кости; применяют новые технологии при хранении мяса морских животных (использование вакуумной упаковки, современного холодильного оборудования; альтернативной энергии; модулей по переработке пищевого жира). Современные методы переработки, заморозки и упаковки мяса и жира создают возможности для повышения качества готового продукта, обмена с оленеводами, сбыта его населению округа.

При общине «Лорино» организована косторезная мастерская, что позволило значительно увеличить доходы работников. Общины, имея, с одной стороны, государственную поддержку в виде субсидий, с другой стороны, зарабатывая собственные средства, имеют возможность тратить их на дальнейшее развитие.

Правительство округа, понимая важность морского зверобойного промысла для коренных народов Чукотки, тем не менее заинтересовано в более значительной экономической прибыли и увеличении доли собственных доходов от этого вида деятельности. Поэтому важно в дальнейшем ориентировать ТСО на более технологичную переработку мяса и жира морзверя, шкур животных, эндокринного сырья, обработку и продажу моржовой кости (с возможным выходом на аукционные площадки по продаже бивней моржей).

Заключение. Со временем менялась социальная и экономическая роль охотников в традиционной культуре эскимосов и береговых чукчей, формы и условия существования самой промысловой культуры. Сократилось число активных охотников (например, в 90-е гг. XX в одном только Провиденском районе было 224 охотника, в 2018 г. их 204 на весь округ), изменились технические приёмы охоты (наряду с традиционными байдарами используют современные плавсредства, современное нарезное огнестрельное оружие), для многих жителей морзверо-бойный промысел стал повседневной работой, а не образом жизни. Исследования учёных показывают, что промысел морских животных резко сократился не только по причине уменьшения числа охотников, но и из-за ограниченного спроса на данные продукты, кожу и мех. Довольно значительная часть рациона сельских жителей замещена современными продуктами питания, нет острой необходимости в больших объёмах мяса и жира для собак и клеточных зверей, кожевенное сырьё имеет весьма ограниченный спрос. Но при этом морской зверобойный промысел до настоящего времени остаётся одной из важнейших отраслей хозяйства Чукотки, продолжает играть важную роль в жизнеобеспечении и духовной культуре коренного населения Восточной Чукотки.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Государственный архив Чукотского автономного округа. Ф. Р.-10. Оп. 1. Д. 91, Д. 755, Д. 1762; Ф. Р-13. Оп. 1. Д. 6, Д. 12; Ф. Р-41. Оп. 1. Д. 66.

2 Отчёт Департамента сельскохозяйственной и промышленной политики Чукотского автономного округа, 2018 г.

3 Там же.

4 Там же.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богословская Л., Слугин И., Загребин И., Крупник И. Основы морского зверобойного промысла : науч.-метод. пособие. - М. : Ин-т Наследия, 2007. - 480 с.

2. Богословская Л. С., Крупник И. И. Традиционный морской промысел Чукотки на рубеже веков. Смена поколений // Тропою Богораза. Научные и литературные материалы. - М. : Ин-т Наследия, 2008. - С. 166-174.

3. Наши льды, снега и ветры. Народные и научные знания о ледовых ландшафтах и климате Восточной Чукотки. - М. : Ин-т Наследия, 2013. - 360 с.

4. Леонтьев В. В. Современные способы промысла нерпы на северном побережье Чукотского национального округа // Записки Чукотского краеведческого музея. - Магадан, 1967. -Вып. IV. - С. 34-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Теин Т. С. Эскимосский праздник кита «полъа» (на примере посёлка Наукан) // Краеведческие записки. - Магадан, 1975. - С. 88-94.

6. Теин Т. С. Первый спуск байдары на воду (из жизни науканских эскимосов) // Краеведческие записки. - Магадан, 1977. - С. 115-120.

7. Теин Т. С. И было так... Очерки традиционной культуры азиатских эскимосов. - Магадан, 1992. - 65 с.

8. Энмынкау Н. С. Потомственный морской охотник Николай Гальгаугье // Тропою Богораза. Научные и литературные материалы. - М. : Ин-т Наследия, 2008. - С. 136-143.

9. Айвангу. Рассказы Ун'ипамсюгыт // Тропою Богораза. Научные и литературные материалы. - М. : Ин-т Наследия, 2008. - С. 144-161.

10. Леонова В. Г. Наукан и науканцы : рассказы науканских эскимосов. - Владивосток, 2014. -212 с.

11. Пусть говорят наши старики. Рассказы азиатских эскимосов-юпик. Записи 1977-1987 гг. -М. : Ин-т Наследия, 2008. - 528 с.

12. Шесть тетрадей Айвангу // Северные просторы. - 2004. - № 1-2. - С. 46-49.

13. Айнана Л. И., Татыга В., Тыпыхкак П., Загребин И. А. Байдара. Традиционная кожаная лодка береговых жителей Чукотского полуострова. - Анкоридж, 2003. - 79 с.

14. Роль промысла серых китов в формировании современного образа жизни коренного населения Чукотского автономного округа : науч. докл. в Междунар. китобойн. комис. - Анадырь ; Магадан, 1986. - 263 с.

15. Из истории промысла // Северные просторы. -2004. - № 1-2. - С. 31.

16. Ященко О. Е. «Смотри и учись»: молодые чукотские и эскимосские морские охотники сёл Лорино и Сиреники 2010-х гг. // Лицом к мо-

Информация о статье

Дата поступления 16 апреля 2019 г.

Дата принятия в печать 29 июля 2019 г.

Сведения об авторе

Коломиец Оксана Петровна - канд. ист. наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории истории и экономики Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института им. Н. А. Шило (СВКНИИ ДВО РАН) (Анадырь, Россия)

Адрес для корреспонденции: 689000, Россия, Анадырь, ул. Энергетиков, 15

E-mail: [email protected] Для цитирования

Коломиец О. П. К истории развития морского зверобойного промысла Чукотки // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 3 (23). С. 223-231. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.3.223-231.

рю. Памяти Людмилы Богословской. - М., 2016. - С. 191-213.

Article info

Received April 16, 2019

Accepted July 29, 2019

About the author

Oxana P. Kolomiets - PhD in Historical Sciences, Leading Researcher of the History and Economics Laboratory of the North-East Interdisciplinary Scientific Research Institute n.a. N. A. Shilo of the Far East Branch of the Russian Academy of Sciences (Anadyr, Russia) Postal address: 15, Energetikov ul., Anadyr, 689000, Russia

E-mail: [email protected] For citations

Kolomiets O.P. To History of Development of Sea Hunting of Chukotka. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 3 (23), pp. 223-231. DOI: 10.25513/2312-

1300.2019.3.223-231 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.