УДК 542.2 (091):378
https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-2-3-25-31
I
I
К истории профессиональной реализации женщин в науке
Часть 1. Россия и Запад: состоявшиеся женщины-ученые и любительницы естественных наук (с древности до середины XIX века)
Баум Е.А.12
1 Московский государственный университет (МГУ) им. М.В. Ломоносова, 119991, Москва, Россия
2 Фонд Дома гуманитарных наук, 75006, г. Париж, Франция E-mail: [email protected]
Резюме: В образовательных и профессиональных сообществах участие женщин в науке сегодня является одной из главных тем дискуссий и в какой-то степени озабоченности, так как их представленность в различных научных дисциплинах варьируется неравномерно. Большинство женщин, о которых идет речь в статье, известны в научных сообществах, но мало кто из них получил широкое признание в соответствующих трудах. Основное намерение данной работы - повысить уровень осведомленности и понимания роли женщин в развитии науки путем отражения истории их деятельности, важного вклада в науку и технологию с опорой как на первичные, так и вторичные литературные источники.
Ключевые слова: женщины-ученые, естественно-научные дисциплины, эпоха Просвещения, женская самореализация.
Для цитирования: Баум Е.А. К истории профессиональной реализации женщин в науке. Часть 1. Россия и Запад: состоявшиеся
женщины-ученые и любительницы естественных наук (с древности до середины XIX века) // История и педагогика естествознания.
2022. № 2-3. С. 25-31.
D0I:10.24412/2226-2296-2022-2-3-25-31
ON THE HISTORY OF THE PROFESSIONAL REALIZATION OF WOMEN IN SCIENCE. PART 1. RUSSIA AND THE WEST: SKILLED WOMEN SCIENTISTS AND WOMEN-ADMIRERS OF NATURAL SCIENCES (FROM ANTIQUITY TO THE MIDDLE OF THE 19TH CENTURY)
Elena A. Baum12
1 Lomonosov Moscow State University, 119991, Moscow, Russia,
2 FMSH, 75006, Paris, France E-mail: [email protected]
Abstract: In educational and professional communities, the participation of women in science today is one of the main topics of discussion and, to some extent, of solicitude because their representation in various scientific disciplines varies unevenly. Most of the women represented in the article are known in the scientific community, but few of them have received wide recognition in the respective writings. The main intention of this work is to raise awareness and understanding of the role of women in the development of science by reflecting the history of their activities, important contributions to science and technology, relying on both primary and secondary literary sources. Keywords: women-scientists, natural sciences, Enlightenment, women's self-realization.
For citation: Baum E.A. ON THE HISTORY OF THE PROFESSIONAL REALIZATION OF WOMEN IN SCIENCE. PART 1. RUSSIA AND THE WEST: SKILLED WOMEN SCIENTISTS AND WOMEN-ADMIRERS OF NATURAL SCIENCES (FROM ANTIQUITY TO THE MIDDLE OF THE 19TH CENTURY). History and Pedagogy of Natural Science. 2022, no. 2-3, pp. 25-31. DOI:10.24412/2226-2296-2022-2-3-25-31
В пользу женского просвещения
На протяжении многих веков женщины как социальная группа занимали в обществе подчиненное положение, так как тогда доминировали мужские ценности. С середины XIX века неуклонно развивавается феминистская идеология. Женщины начинают выступать за равенство прав с мужчинами. Вторая половина XIX века в этом аспекте во всех странах мира характеризуется вовлечением женщин в процесс преодоления консерватизма образовательной системы и активным вхождением в литературу, искусство и науку.
Хотя, конечно, история женского вклада в естественно-научные дисциплины берет свое начало еще с древности. Действительно, уже в древние времена были талантливые женщины, которые интересовались натурфилософией. Од-
ной из первых женщин, отмеченных своей причастностью к математике и астрономии, была Энхедуанна (около 2350 г. до н.э.), жрица из Вавилона. Также, согласно легенде, Си Линши (около 2700 г. до н.э.), китайская императрица, догадалась, как производить шелк, и таким образом положила начало шелковой промышленности в Китае. Известно, что жена Пифагора была главой академии после его смерти [1], хотя у нас нет полного понимания, многие ли женщины посещали эту или другие греческие академии. В период существования Александрии выделялась другая женщина, Гипатия Александрийская (М^ вв. н.э.), возглавившая в свое время научную школу, где преподавались философия неоплатонизма, математика и астрономия. Она же, как считают, является изобретательницей одного из первых физико-химических приборов - ареометра [2]. В те же времена
2-3 • 2022
История и педагогика естествознания
15
прославилась своими алхимическими работами и изобретением первых перегонных аппаратов, которые использовали на протяжении последующих столетий в экспериментальных работах многие естествоиспытатели, Мария Коптская (II-III вв. н.э.), известная также как Мария Профетисса, Мария Иудейская и проч. В свое время Мария являлась крупнейшим авторитетом в области алхимического делания (по сути - первого химического экспериментирования) [3].
Возможности женщин участвовать в естественно-научных исследованиях менялись с меняющимися институтами знаний в разные временные эпохи. В Средневековье монастыри предоставляли место, где женщины имели возможность получать образование и выполнять естественно-научные исследования [4]. Таков пример Хильдегарды фон Бинген (1098-1179), настоятельницы-аббатисы созданного ею бенедиктинского монастыря Рупертсберг, женщины исключительных способностей, ставшей знаменитой благодаря своим энциклопедическим ученым трудам [5]. Исследователи ее творчества отмечают, что, например, в книге Scivias аббатиса предвосхитила открытие закона всемирного тяготения и некоторых других, обнаруженных естествоиспытателями столетия спустя. В ее работах медицинской направленности предложены оригинальные рецептуры ряда лекарственных средств и методики лечения ими. Изданные ею труды позже использовали в преподавании в медицинской школе университета Монпелье (Франция).
Новое самосознание, самоощущение европейской женщины, претензия на новые социальные роли в общественной жизни, формирующиеся в XVII-XVIII веках, особенно явно проступают в труде М. Мердрак «Милосердная и простая химия для дам (для пользования дамами)» (1666), известной французской женщины-алхимика [6], работавшей в XVII веке в алхимической лаборатории замка Гробуа, находящегося недалеко от Парижа. Это поместье сохранилось и ныне входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
В своей монографии Мария Мердрак писала: «Когда я начала создавать этот маленький научный трактат, то он служил исключительно для моего удовлетворения и сохранения знаний, которые я приобрела в течение долгой работы и различных, часто повторяемых экспериментов. Не могу скрыть, что увидев мою работу завершенной лучше, чем я осмеливалась предполагать, я решила опубликовать ее. Но я возражала сама себе, что это не профессия для женщины -учить других. Женщина должна сохранять тишину, внимать мужчинам и не выказывать свои знания публично. Предлагать работы публике считала я недостойно предназначению женщины, ибо репутация, приобретенная таким образом, не продвинет ее, поскольку мужчины всегда презирают и стыдят женское остроумие (или ум). С другой стороны, я тешила себя тем, что я не первая женщина, публикующая что-то. Я считаю, что у умов нет пола. И если бы были условия для развития способностей женщин такие же, какими обладают мужчины в наше время, и если бы другими много времени и энергии тратилось на то, чтобы проинструктировать сформировавшийся ум женщины, то, несомненно, он равнялся бы по своему уровню уму мужчины» [7].
Книга М. Мердрак, известная в истории науки как первое учебное пособие по алхимии, иатрохимии, написанное женщиной с расчетом на женскую аудиторию, пользовалась заметным успехом у читателей в течение пяти десятилетий.
Замок Гробуа, где в XVII веке располагалась экспериментальная лаборатория М. Мердрак
(Фото Е.А. Баум)
Ее труд был неоднократно переиздан во Франции (1-е издание - 1666, затем 1674, 1680, 1687, 1711, 1999), переведен на итальянский (1682) и немецкий языки [7].
Современница М. Мердрак, одна из первых французских феминисток Мария де Гурне (1565-1645), также занимавшаяся алхимическими изысканиями, высказывалась в аналогичном ключе в отношении права женщин заниматься интеллектуальным трудом. Она считала, что овладение научным знанием - один из возможных путей для женщин повысить свой социальный статус, отстоять свою независимость в маскулинном сообществе. В своих работах публицистического характера де Гурне отстаивала мнение о том, что «снисходительное отношение к женщине в обществе обусловлено не волей Господа или Природой, а безжалостным высокомерием мужчин, которые на протяжении всей истории общества ограничивают женщин в их правах» [3].
В XVN-XVШ веках все больше женщин в Европе оказываются вовлеченными в научно-исследовательскую деятельность как в рамках совместных исследований с мужьями и другими членами семьи, так и самостоятельно. Большинство из них получали хорошее домашнее образование, специально нанимались учителя из университетов для преподавания естественных наук. Увы, официальное образование для женщин в университетах по-прежнему было недоступно, но многие проходили университетские курсы, образовываясь совместно с братьями и другими членами семьи, друзьями. Одновременно новые открытия в науке пробудили воображение некоторых женщин из ари-
Титульный лист книги М. Мердрак (немецкое издание 1712 года)
Пб
История и педагогика естествознания
2-3 ■ 2022
Маркиза Эмили дю Шатле
стократии, участвовавших в дискуссиях в распространившихся в то время светских салонах. Англичанка Маргарет Кавендиш (1617-1673), герцогиня Ньюкасл, изучала астрономию и математику и писала книги на различные научные темы. Во время пребывания четы Кавендишей во Франции ее муж Уильям Кавендиш организовал неформальный ученый кружок - салон, к которому присоединились Р. Декарт и П. Гассенди, развивавшие в своих публикациях в то время философию дискретного состояния материи. Как результат, одним из направлений ее философской деятельности стала разработка атомистической теории, в том числе применительно к рассмотрению химических соединений. Ее основные идеи в этом направлении были изложены в сочинениях «Poems and Fancies» («Поэмы и мечты») и «Philosophical Fancies» («Философские мечты»), опубликованных в 1653 г. Герцогиня участвовала в полемических научных спорах своего времени. В своих «Философских письмах» (1664) Кавендиш дала развернутую критику работы Ван Гельмонта «Ortus Medicinae», переведенной как раз к этому времени на английский язык Дж. Сэдлером. Подобно Р. Бойлю, проанализировавшему этот труд в своей книге «Химик-скептик» (1661), Кавендиш подвергла в своем труде осуждению неясную химическую терминологию и многие химические принципы Ван Гельмонта (в том числе, существование духа-Архея, принципа Фермента и проч.), а также его алхимические представления о сути превращений металлов. «Все эти химеры и выдумки про Архея, Ферменты, различные идеи Блаза, и многое другое - это и не что-то конкретное, и не природного происхождения», - отмечает она. И далее, выступая против «семенной» концепции объяснения превращения металлов, пишет следующее: «Это действительно так, некоторые говорят о семенах металлов, но кому удалось найти их после таких дотошных исследо-
2-3 • 2022 История и педагогика естествознания
ваний? Я считаю, что происхождение Металлов и Минералов посредством семян неправдоподобно». Для ^вендиш нет необходимости плодить эти нематериальные принципы, поскольку «есть только одна первопричина» для всех природных явлений, и она в «материальности природы или природной самодвижущейся Материи» [8]. Так же, как и Бойль, она считала, что для понимания химии веществ более адекватной является корпускулярная теория.
Активная публицистическая деятельность Кавендиш в области философии естествознания не осталась незамеченной, она стала первой женщиной, которой было позволено участвовать в заседаниях Лондонского королевского общества (1667). Несмотря на этот прецедент, до 1945 года ни одна из женщин так и не была избрана членом королевского общества и скорее всего не участвовала в собраниях общества.
Во Франции XVIII века прославилась своими сочинениями маркиза Эмили дю Шатле (1706-1749). Она была известна своим талантом к языкам, математике и физике, перевела новые теории И. Ньютона на французский язык. Подруга, сотрудница и возлюбленная Вольтера она подготовила вместе с ним к изданию сочинение «Элементы философии Ньютона» (1738). При создании этого сочинения в их совместной лаборатории были поставлены многочисленные опыты с использованием аппаратуры, описанной Ньютоном в его трудах (в частности, барометров, термометров, телескопа, пневматической машины и пр.). Труд был написан для презентации франкоязычному читателю существа работ Ньютона. В него не был включен в полном объеме тот математический аппарат, которым Ньютон пользовался в своих работах. Хотя на опубликованной работе находится только имя Вольтера, по предисловию можно ясно понять, что Эмили дю Шатле была, по сути, соавтором и что ее вклад в написание книги был очень важным.
Ее «Диссертация о природе и распространении огня» (Dissertation sur la nature et la propagation du feu) (1738) [9] предположительно первое эссе, написанное женщиной, поданное на конкурс, официально предложенный Академией наук. Эта работа больше похожа на современную научную статью со всеми экспериментальными концептами и обсуждаемыми вопросами, нежели на абстрактную гипотезу. В ней естествоиспытательница экспериментально показала, что огонь не является элементарным началом (в противовес господствовавшему в то время в науке шталианскому подходу к рассмотрению первоначал веществ). Примечательно, что в нем она высказала также оригинальные идеи, схожие с современными представлениями об инфракрасном излучении. В 1744 году Эмили дю Шатле опубликовала эту работу на собственные средства, а в 1752 году Королевская академия наук в Париже переиздала ее. Несмотря на то что Эмили дю Шатле так и не смогла стать членом Академии наук в Париже, она все же являлась в профессиональном плане для нее авторитетной личностью. Секретарь Академии наук не раз приглашал маркизу участвовать в научных диспутах, где обсуждались опубликованные академией работы.
В отличие от большинства европейских университетов итальянские образовательные учреждения приоткрыли доступ в свои стены женщинам еще в Средневековье. В XVIII веке среди них выделялся своими тендерными пристрастиями Болонский университет. Как известно, Лаура Мария Катерина Басси (1711-1778) во второй половине XVIII века занимала в нем позицию профессора экспериментальной физики и философии. В своем родном городе Болонье она достигла признания не только на государственном уровне, но и на международном, что было удивительным для того времени. Ей оказал протекцию сам папа римский Бенедикт
Щ ,
Шлш
XIV. Басси официально стала первой женщиной-преподавателем в Европе после защиты диссертации в 1732 году [10]. В ее диссертационном сочинении изложено 49 тезисов, которые Басси отстаивала в научной дискуссии перед группой оппонентов-академиков 17 апреля 1732 года. Чтобы за молодой ученой было закреплено штатное место в университете, в июне того же года состоялся еще один научный диспут, в котором ей пришлось отстаивать свой очередной список научных тезисов. В результате Басси была назначена на должность профессора натуральной философии при университете. Также в 1732 году она была официально избрана в Академию наук Института Болоньи - научную организацию, существовавшую при университете.
В 1738 году Лаура Мария Катерина Басси вышла замуж за ученого Джу-зеппе Вератти. При составлении их брачного договора Вератти согласился с требованием жены продолжать свою научную карьеру независимо от него. Пребывая в то время в замешательстве из-за существовавших ограничений преподавания в университете (несмотря на официальную должность, существовал запрет для женщин читать публичные лекции), Басси решила читать лекции в собственном доме, что в конечном счете вылилось в организацию своеобразного научного салона. В 1749 году Басси официально основала, также в своем доме, школу экспериментальной физики, которую посещали как ученики, так и ученицы, а также молодые ученые. Ее лекции на тему экспериментальной физики, дополняющие университетскую дисциплину под названием «Теоретическая физика», продолжались на протяжении 28 лет, вплоть до конца ее жизни. В своей преподавательской практике Бас-си пользовалась итальянским переводом книги Эмили дю Шатле «Основы физики». В их доме с Вератти была организована учебно-исследовательская лаборатория, включавшая физико-химический инструментарий из 250 позиций. Согласно утверждениям современных историков науки, она стала одной из первых женщин, начавших изучать некоторые физико-химические явления (в рамках исследований в области пневматической химии и др.) [11]. Успешная карьера Лауры Басси в науке стала противовесом дискриминационным стереотипам в обществе того времени в отношении включения женщин в академическое сообщество.
Другая итальянка, Мария Аньези (1718-1799), говорила на семи языках и изучала математику, включая методики исчисления. Она стала второй женщиной со степенью профессора после Лауры Басси в том же университете [12], но этим назначением так и не воспользовалась. В том же Бо-лонском университете в 1751 году получила степень доктора философии (PhD) Кристина Роккати, обучавшаяся до этого естественным наукам в Падуе. С 1751 года она работала учителем физики в Академии искусств Ровиго.
Графиня Ева Экеблад, шведский ученый, агроном, изобретательница, в 1748 году стала первой женщиной, избранной в Шведскую королевскую академию наук.
Тектонические сдвиги в разрушении гендерных стереотипов немецких наций произошли в XVIII веке на землях Священной Римской империи. В 1754 году в университете Галле Доротее Эркслебен (1715-1762) была присуждена
Первая лекция Лауры Басси в Болонском университете в 1732 году. Миниатюра из коллекции Государственного архива Болоньи
степень доктора медицины. Всю свою жизнь она занималась медицинской практикой. А в 1787 году Доротея Шле-цер (1770-?), дочь известного профессора Геттингенского университета Августа Людвига Шлецера, в 17 лет получила звание доктора философии Геттингенского университета. С 1958 года Геттингеннский университет присуждает наиболее выдающимся женщинам университета медаль имени Доротеи Шлецер.
Таким образом, европейская культура эпохи Просвещения с ее верой в безграничные возможности разума человека в значительной степени повлияла на изменение представлений о гендерных ролях в сознании большинства. Женщины наконец-то пробили себе путь в науку, заявив о себе как о равноправных членах научного сообщества. И даже несмотря на сложности в получении высшего образования в XVN--XVШ веках, эта разрядка в восприятии гендерных стереотипов стала определяющей патриархальной парадигмы бытия на многие десятилетия вперед.
В России процесс трансформации женского самосознания наступил намного позже по сравнению с Западом, и связан он впервые со временем царствования Петра I. «Рамки «теремного» воспитания стали ломаться лишь в конце XVII - начале XVIII века, реформы Петра I, возвысившего Россию до уровня передовых европейских держав, дали женщине возможность деятельности в социальной и культурной областях», - отмечал еще в середине прошлого века К. Клаус [13]. Именно реформы Петра I считаются переломным моментом, своеобразным водоразделом в гендерной истории России. В его царствование появились первые проекты женских образовательных учреждений.
Эпоха «просвещенного абсолютизма», с которой связано царствование Екатерины II (1762-1796), ознаменована разработкой новой просветительской концепции государства, важнейшей составляющей которого было начало систематического образования женщин - основание в 1764 году Воспитательного общества благородных девиц и открытие первой сословной школы, известной как Смольный институт. Сподвижница Екатерины на ниве просвещения княгиня Екатерина Романовна Дашкова, заняв пост дирек-
(28)
История и педагогика естествознания
2-3 ■ 2022
тора Петербургской академии наук (1783-1796), возродила традицию чтения академиками публичных лекций в области естествознания (с 1784-го), на которых присутствовали и дамы, в том числе, она сама. Лекции читались с мая по сентябрь (два раза в неделю), в частности по естественной истории, химии, физике, минералогии, математике [14]. Дашкова поддерживала идеи самосовершенствования через образование, чему ей успешно удавалось следовать. Известно, что она сама серьезно увлекалась минералогией, техническими науками. Ее живой интерес к дискуссиям по ряду естественно-научных вопросов достаточно детально отражен в сохранившейся переписке с известным шотландским химиком и физиком Дж. Блэком, избранным в 1783 году почетным членом Петербургской академии наук. Так, в этих письмах обсуждению, например, подлежала минералогическая теория древности Земли, разработанная в то время британским ученым Дж. Хаттоном [15].
Женский вопрос как изменение традиционных гендерных ролей (первая половина XIX века)
Все вышеперечисленные новации в общеобразовательной политике демонстрировали пользу женского просвещения. С. Сатина отмечает, что уже при открытии Московского университета благодаря хлопотам графа И. Шувалова Сенатом был издан «указ о доступе женщин» (1757) в это высшее учебное заведение [16]. Она пишет, в частности, о том, что было зафиксировано неоднократное присутствие женщин на лекциях по физике. Этот период также характеризуется появлением значительного количества первых российских женщин-писательниц, не только публиковавших произведения собственного сочинения, но также переводивших зарубежную литературу, в том числе научную. Европейское Просвещение завершило формирование особого, ни на что не похожего типа женщины. Это была не только мать и хозяйка, но также женщина-политик, литератор, философ, ученица известных профессоров, содержательница модных салонов, в которых собиралась интеллектуальная элита того времени. В эпоху Просвещения в России в образованных семьях появились собственные женские библиотеки, стали издаваться первые женские журналы. Особеннно популярна была зарубежная периодика. К концу XVIII - началу XIX века значительным подспорьем для женского самообразования являлись женские журналы, печатавшие статьи о науке. На протяжении многих лет (1704-1840) в Лондоне издавался «Женский дневник», или «Женский альманах», содержащий множество восхитительных и занимательных деталей, специально адаптированных для использования и развлечения прекрасного пола, который публиковал много научных статей в самых разных областях знания. В «Женском журнале» (Lady's Magazine, 1770-1832) можно было найти также множество образовательных статей, скомпонованных из научных публикаций, например, «Развитие и польза химии» из Quarterly Journal of Science, выдержки из доклада Г. Дэви Лондонскому королевскому обществу «О современном состоянии науки» и др.
Устойчивый рост интереса российских женщин к естественным наукам ширился со сменой веков. Известно, что в 1803 году при Московском университете был начат цикл публичных лекций, «призванных обеспечить контакт элитарной дворянской культуры с университетской научной средой для повышения общественного статуса университета», - отмечает А.А. Андреев [17]. В этом смысле они являлись важной составной частью общей программы университетской реформы начала царствования Александра I, целью которой было увеличение доли дворян в составе студентов Московского университета. В «Вестнике Европы» за 1803
2-3 ■ 2022 История и педагогика естествознания
год Н.М. Карамзин, рассказывая о начавшихся публичных чтениях, писал: «Счастливое избрание предметов для сих публичных лекций доказывается числом слушателей, которые в указанные дни собираются в университетской зале. Любитель просвещения с душевным удовольствием видит там знатных московских дам, благородных молодых людей и людей всякого звания, которые в глубокой тишине и со вниманием устремляют глаза на профессорскую кафедру» [18]. Предметы публичных чтений были чрезвычайно разнообразны - это и опытная физика, и натуральная история, а также экономика и различные разделы гуманитарных наук. Их организаторы особенно приглашали женщин, обращаясь к ним с призывом активно посещать эти мероприятия: «Почтеннейшие любители и любительницы наук, кому только благоугодно будет, сим приглашаются к удостоению оных лекций своим присутствием» [19].
Упоминаются в некоторых источниках также и публичные лекции, имевшие место в Московском университете в 1820-е годы. В частности, на лекциях академика А.И. Шере-ра (1771/72-1824), читавшего курсы физико-химический и минералогический на немецком языке, а также физико-химический с технологическим применением на русском, среди 20 человек вольнослушателей присутствовало 10 дам. Следует заметить, что эти лекции были платными и недешевыми - 100 руб. за курс [20].
Образовательные веяния Европы в период царствования Александра I находят положительный отклик в России. Развивается университетская система, европейский опыт просвещения успешно закрепляется на российской почве. Именно в это время в русском обществе начинается формирование нового социального типа - образованной женщины. Несомненной моделью для подражания являлся в то время образ княгини Дашковой. С начала XIX века начинается «клонирование» этого образа в среде дворянства, и в первую очередь, в рамках салонной культуры. Салоны из института досуга трансформируются в начале XIX века в институт просвещения в России, в них происходит формирование женской интеллектуальной элиты.
В первой половине XIX века блистал научными умами салон княжны Евдокии Ивановны Голицыной (1786-1880) на ул. Миллионной в Петербурге. Современники оставили о ней воспоминания как о женщине потрясающей красоты, несколько эксцентричной, но неординарной. Международную известность получила ее книга под названием «К анализу силы» (1835) в нескольких частях, известная к настоящему времени как первое физико-математическое сочинение российской женщины, относящееся к первой трети XIX века. Княгиня потребовала экспертной оценки этой книги от Петербургской академии наук (напечатана книга была в России, но на французском языке). Однако отзыв был сдержанно-негативным. Как отмечает О.А. Валькова, «даже если почтенные академики были правы и в книге княгини не содержалось ничего нового с точки зрения математической, она все равно была первым в истории Петербургской академии наук научным сочинением женщины, обсуждавшимся на заседании Академической конференции» [21]. Надеясь на равновзвешенную оценку своего труда от французских ученых, княгиня опубликовала этот труд позже в Париже уже вторым изданием (1844-1845) с некоторыми добавлениями. Французские академические умы отнеслись к нему благосклонно. Известный химик Ж.-Б. Дюма представлял его на заседаниях Общества поощрения национальной промышленности. В нем, в частности, княгиня писала, что ее исследования были сконцентрированы на «изучении света в его сути, изучении вопросов движения тел, включая обширное пространство (космос)». Аспекты движения тел в пространстве действительно рассматриваются
с позиций математического анализа. Но в то же время в ее работе предприняты попытки высказаться относительно природы определенных физических или даже физико-химических явлений, если их квалифицировать с точки зрения современных представлений в области естественных наук. Так, в ее взглядах на природу света явно заложены идеи корпускулярно-волнового дуализма.
Тем не менее работы и деятельность княгини - это один из очередных примеров, когда соотечественники и современники недооценивают достижения неординарной личности. Увлечение женщин науками воспринималось в то время как вызов общественному мнению. Женщины, по свидетельству все той же С. Сатиной, лишь временами присоединялись в качестве вольнослушательниц к студенческому сообществу, но не на регулярной основе. В отличие от их западных сверстниц, о чем упоминалось выше, в российской среде еще не была до конца осознана общекультурная миссия университетского образования. Голицыну именовали в российском обществе «пропащей женщиной» из-за того, что она занималась научным сочинительством. Правда, среди соотечественниц, живших и занимавшихся научной деятельностью практически в то же время, выделяется еще Е.П. Фадеева (1789-1860), специализировавшаяся в значительной степени в области ботаники. Ее характеризуют как одну из первых российских женщин - профессиональных ученых, имевших уже признанный статус в международном научном сообществе первой половины XIX века [22].
Постепенное развитие новых форм публичной активности женщин в первой половине XIX века свидетельствовало о том, что в России начался процесс выработки новой ценностно-нормативной базы и отношения к женщинам в обществе. С 1850-х годов для женщин начался новый этап поиска оптимальных путей и способов женской самореализации. Поэтому не кажется случайностью, что именно с 1859 году женщины стали регулярно посещать лекции в Петербургском университете. Первой из них была Н.И. Корсини, за ней влились в студенческую семью на правах вольнослушательниц сестры А.П. и Н.П. Сусловы, Е.Н. и П.Н. Пыпины, А.П. Блюммер, М.А. Богданова, М.М. Коркунова (впоследствии Манасеина), М.А. Обручева (впоследствии Бокова, затем Сеченова) и др. Как отмечает в своих воспоминаниях известный петербургский издатель Л.Ф. Пантелеев, «в 1860-1861 гг. сделалось совсем обычным явлением, что на лекциях некоторых профессоров дам бывало чуть ли не столько же, сколько студентов» [23]. «В то время, - вспоминает он, - университет как-то сам собой открылся для всех желающих; даже не надо было записываться в вольнослушатели, а просто - приходи и слушай» [24].
Посещение женщинами лекций, занятий в лабораториях происходило без разрешения Министерства народного
Титульный лист второго (французского) издания труда Е.И. Голицыной «De l'analyse de la force». Библиотека Ст. Женевьевы, Париж
просвещения, по согласию профессоров. Формально это не противоречило университетскому уставу 1835 года, так как в нем не содержалось прямого запрещения участия женщин в учебном процессе. Руководство учебных заведений в каждом случае могло поступать по своему усмотрению. Согласно О.Б. Вахромеевой, «десятки женщин в то время слушали курсы также в университетах Киева и Харькова. Во многих городах на частных квартирах профессорами читались бесплатные лекции для лиц обоего пола» [25].
Однако последовавший вскоре новый университетский устав 1863 года надолго закрепил запрет по отношению к высшему женскому образованию: прием женщин-студенток в университеты был категорически запрещен даже в качестве вольнослушательниц. Связано это было с тем, что государственная власть стремилась к политической стабильности, в угоду ей формировалось «охранительное просвещение» в попытках противостоять революционным выступлениям, начавшимся в студенческой среде. Так продолжалось до 1905 года - года первой русской революции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Mozans H.J. Woman in Science: With an Introductory Chapter on Women's Long Struggle for Things of the Mind (1913); reprint Cambridge, Mass.: MIT Press, 1974. P. 199.
Баум Е.А., Богатова Т.В. К истории химических инструментов: становление ареометрических исследований к началу XIX века // Химические открытия и теории первой половины XIX века. Исторический экскурс. Баку: Филиал МГУ в Баку, 2018. С. 170-176. Зайцева (Баум) Е.А. Женщины в истории химии: от возникновения алхимии до начала XIX в. // Женщины-химики: биографический портрет, вклад в образование и науку, признание. М.: Янус-К, 2013. С. 10-65.
Bergolt K. Heilkunde in mittelalterlichen Frauenklöstern. Theologische, medizinische und pharmakologische Konzepte // Fromme Frauen als gelehrte Frauen: Bildung, Wissenschaft und Kunst im weiblichen Religiosentum des Mittelalters und der Neuzeit. Köln :Erzbischöfl. Diözesan- und Dombibliothek, 2010. S. 111-127.
Hildegard von Bingen: Prophetin durch die Zeiten ; zum 900. Geburtstag /Hrsg. Forster E. Freiburg: Herder, 1997, 520 S. Зайцева (Баум) Е.А. Женщины в истории алхимии: Мари Мердрак и наследие Парацельса // Феномен алхимии в истории науки, философии, культуре. Вязьма; Смоленск: Принт-Экспресс, 2013. С. 41-66.
Meurdrac M. Die Mitleidende und Leichte Chymie. Franckfurt am Mayn: Zunner; Jung, 1712. 319 S.
Clucas S. Margaret Cavendish's Materialist Critique of Van Helmontian Chymistry // Ambix, Vol. 58 No. 1, March, 2011, pp. 1-12. [Emilie Du Chatelet] "Dissertation sur la nature et la propagation du feu." Pieces qui ontremporte Le Prix de l'Academie Royale des Sciences, en M.DCCXXXVIII. Paris: Imprimirie Royale, 1739, pp. 85-168.
10. Laura Matia Catharina Bassi. Philosophica Studia. Bononiae: Ex Typographia Laelii a Vulpe [1732].
11. Frize M. Laura Bassi and science in 18th century Europe: the extraordinary life and role of Italy's pioneering female professor. Heidelberg: Springer,
История и педагогика естествознания
2-3 • 2022
2013.
12. Никитенко С. Женщины-профессора Болонского университета || Русская мысль. 1883. № 11. С. 85-114.
13. daus C.Die Stellung der russischen Frau von der Einführung des Christentums bei den Russen bis zu den Reformen Peter des Grossen. München.1959 ( Diss. Basel. Univ. 195B), S. 192
14. Тычинина Л.В. Великая Россиянка: Жизнь и деятельность княгини Екатерины Романовны Дашковой. М.: Наука, 2002. 232 с.
15. The Correspondence of Joseph Black I Ed. R.Anderson, J.Jones v.1-2. Farnham, Surrey: Ashate, 2012. 1B. Сатина С. Oбразование женщин в дореволюционной России. Нью-Йорк: б.м. 19BB.
17. Университетская идея в Российской империи XVIII - начала XX века: анталогия | сост. А.Ю. Андреев, С.И. Посохов. М.: РOCCПЭН, 2011. С. 7B.
18. Карамзин Н.М. O публичном преподавании наук в Московском университете || Вестник Европы. 1803. № 24. С. 2B1-2B8
19. Начертание о новоучреждаемом при Императорском Московском университете преподавании нужнейших и полезнейших наук для почтенной Московской публики II Периодическое сочинение о успехах народного просвещения. 1803. № 3. С. 287-291.
20. Лихачева ЕД Материалы для истории женского образования в России (108B-185B). СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1899. 289 с.
21. Валькова O.A. Штурмуя цитадель науки. М.: НЛO, 2019. 130 с.
22. Валькова O.A. Первая дама естественной истории. URL: http:||naukarus.com|pervaya-dama-estestvennoy-istorii (дата обращения 30.05.2022)
23. Зайцева (Баум) Е.А. Первые шаги русских женщин на пути к химическому образованию (XIX - начало XX в.) || Женщины-химики: биографический портрет, вклад в образование и науку, признание. М.: Янус-К, 2013. С. 15B-178.
24. Пантелеев Л.Ф. Из воспоминаний прошлого. М.; Л.: Academia, 1934. 144 с.
25. Вахромеева O^. Духовное пространство университета: Высшие женские (Бестужевские) курсы. 1878-1918: исследования и материалы. СПб.: Диада, 2003. 352 с.
REFERENCES
1. Mozans H.J. Woman in science: with an introductory chapter on women's long struggle for things of the mind (1913). Cambridge, MIT Press Publ., 1974. p.199.
2. Baum YE.A., Bogatova T.V. Khimicheskiye otkrytiya i teorii pervoy polovinyXIX veka. Istoricheskiy ekskurs [Chemical discoveries and theories of the first half of the XIX century. Historical digression]. Baku, Filial MGU v g. Baku Publ., 2018. pp. 170-176.
3. Zaytseva (Baum) YE.A. Zhenshchiny-khimiki: biograficheskiy portret, vklad vobrazovaniye i nauku, priznaniye [Women chemists: a biographical portrait, contribution to education and science, recognition]. Moscow, Yanus-K Publ., 2013. pp. 10-65.
4. Bergolt K. Medicine in medieval women's monasteries. Theological, medical and pharmacological concepts. Pious women as learned women: education, science and art in female religiosity of the Middle Ages and modern Times. Cologne, Diocesan and Cathedral Library Publ., 2010. pp. 111-127.
5. Hildegard von Bingen. Prophetess through the ages; for the 900th anniversary of the birth of the Church. Freiburg, Herder Publ., 1997, 520 p.
6. Zaytseva (Baum) YE.A. Fenomen alkhimii vistorii nauki, filosofii, kutture [The phenomenon of alchemy in the history of Science, philosophy, culture]. Vyazma-Smolensk, Print-Ekspress Publ., 2013. pp. 41-66.
7. Meurdrac M. The Compassionate and Easy Chymie. Franckfurt, Zunner, Jung Publ., 1712. 319 p.
8. Clucas S. Margaret Cavendish's materialist critique of Van Helmontian Chymistry. Ambix, 2011, vol. 58, no. 1, pp.1-12
9. Émilie Du Châtelet. Dissertation sur la nature et la propagation du feu. Pieces qui ont remporté Le Prix de l'Academie Royale des Sciences, en M.DCCXXXVIII [Dissertation on the nature and spread of fire. Pieces that have been awarded the Prize of the Royal Academy of Sciences, in M.DC-CXXXVIII]. Paris, Imprimirie Royale Publ., 1739. pp. 85 - 168.
10. Laura Matia Catharina Bassi. Philosophical Studies. Bologna, Ex Typographia Laelii a Vulpe Publ., 1732.
11. Frize M. Laura Bassi and science in 18th century Europe: the extraordinary life and role of Italy's pioneering female professor. Heidelberg, Springer Publ., 2013.
12. Nikitenko S. Women professors of the University of Bologna. Russkaya mysl, 1883, no. 11, pp. 85-114 (In Russian).
13. Slaus C. The position of the Russian woman from the introduction of Christianity among Russians to the reforms of Peter the Great. Munich, 1959. p. 192.
14. Tychinina L.V. Velikaya rossiyanka: zhizn' i deyatelnost' knyagini Yekateriny Romanovny Dashkovoy [The Great Russian woman: the life and work of the princess Ekaterina Romanovna Dashkova]. Moscow, Nauka Publ., 2002. 232 p.
15. The correspondence of Joseph Black. Surrey, Ashate Publ., 2012.
16. Satina S. Obrazovaniye zhenshchin vdorevolyutsionnoy Rossii [Education of women in pre-revolutionary Russia]. New-York. 1966.
17. Universitetskaya ideya v rossiyskoy imperiiXVIII - nachala XX vekov [The university idea in the Russian Empire of the XVIII - early XX centuries]. Moscow, ROSSP-EN Publ., 2011. p. 76.
18. Karamzin N.M. On public teaching of sciences at Moscow University. Vestnik Yevropy, 1803, no. 24, pp. 261-268 (In Russian).
19. The inscription about the newly established teaching of the most necessary and useful sciences for the venerable Moscow public at the Imperial Moscow University. Periodicheskoye sochineniye o uspekhakh narodnogo prosveshcheniya, 1803, no. 3, pp. 287-291 (In Russian).
20. Likhacheva YE.O. Materialy dlya istoriizhenskogo obrazovaniya v Rossii (1086 -1856) [Materials for the history of women's education in Russia (1086 -1856)]. St. Petersburg, M.M. Stasyulevicha Publ., 1899. 289 p.
21. Val ' kova O.A. Shturmuya tsitadef nauki [Storming the citadel of science]. Moscow, NLO Publ., 2019. 130 p.
22. Val ' kova O.A. Pervaya dama yestestvennoy istorii (The first lady of natural history) Available at: http://naukarus.com/pervaya-dama-estestven-noy-istorii (accessed 30 May 2022)
23. Zaytseva (Baum) YE.A. Pervyye shagi russkikh zhenshchin na puti k khimicheskomu obrazovaniyu (XIX- nachalo XX vv.): v kn. Zhenshchiny-khimiki: biograficheskiy portret, vklad v obrazovaniye i nauku, priznaniye [The first steps of Russian women on the way to chemical education (XIX - early XX centuries): in the book Women chemists: biographical portrait, contribution to education and science, recognition]. Moscow, Yanus-K Publ., 2013. pp. 156-178.
24. Panteleyev L. F. Iz vospominaniyproshlogo [From the memories of the past]. Moscow, Leningrad, Academia Publ., 1934. 144 p.
25. Vakhromeyeva O.B. Dukhovnoye prostranstvo universiteta: Vysshiye zhenskiye (Bestuzhevskiye) kursy. 1878-1918: issledovaniye i materialy [Spiritual space of the university: Higher women's (Bestuzhev) courses. 1878-1918: research and materials]. St. Petersburg, Diada Publ., 2003. 352 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Баум Елена Анатольевна, к.х.н., с.н.с. группы истории химии, Химический факультет, Московский государственный университет (МГУ) им. М.В. Ломоносова. Стипендиат программы FMSH, Париж, Франция.
Elena A. Baum, Cand. Sci. (Chem.), Senior Researcher of the Group History of Chemistry, Chemistry Department, Moscow M.V. Lomonosov State University. Fellows of FMSH, Paris, France.
2-3 ■ 2022
История и педагогика естествознания
H