Научная статья на тему 'Традиции и новации преподавания истории химии в Московском университете. Достижения последних лет: исследовательская работа студентов с артефактами Политехнического музея'

Традиции и новации преподавания истории химии в Московском университете. Достижения последних лет: исследовательская работа студентов с артефактами Политехнического музея Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
химический инструментарий / преподавание истории химии / Московский государственный университет / Политехнический музей / лабораторное оборудование / атрибуция / артефакт / chemical instruments / history of chemistry / Moscow State University / Polytechnic Museum / laboratory equipment / attribution / artifact

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баум Елена Анатольевна

Преподавание курсов по истории химии в Московском университете началось еще в конце XIX века при физико-математическом факультете. В советское время основной курс по этой дисциплине около 40 лет читал профессор Н.А. Фигуровский (1901-1986). При нем в 1955 году была основана кафедра истории химии. Ученый создал крупную историко-научную школу в СССР. После его смерти его ученики и коллеги существенно видоизменили программу курса, акцентируя в ней иные подходы к преподаванию и актуальные проблемы, выдвигаемые научным сообществом XXI века. Значительное внимание в этой научной дисциплине сегодня уделяется роли эксперимента в химии, развитию его приборной базы, химическому инструментарию. Начиная с 2018 года ежегодно на площадке Политехнического музея «Открытые коллекции» в декабре проходят студенческие научно-практические конференции под названием «К истории химического инструментария и химико-технологических процессов», организованные совместно химфаком МГУ им. М.В. Ломоносова и руководством Политехнического музея. В рамках конференций регулярно заслушиваются отчетные доклады с презентациями студентов 3-го и 5-го курсов химического факультета, занимающихся в течение осенних семестров по предмету «История химии» изучением артефактов Политехнического музея под руководством к.х.н. Е.А. Баум (группа истории химии химфака МГУ). Руководитель этого проекта со стороны МГУ, автор настоящей статьи рассказывает о проекте, его задачах, целях, достижениях и перспективах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE TEACHING OF HISTORY OF CHEMISTRY IN MOSCOW UNIVERSITY. RECENT ACHIEVEMENTS: RESEARCH WORK OF STUDENTS WITH ARTIFACTS OF POLYTECHNIC MUSEUM

The teaching of courses in the history of chemistry at Moscow University began at the end of the 19th century at the Physical-Mathematical Faculty. In Soviet times, Professor N.A. Figurovsky (1901–1986) taught the main course in this discipline for about 40 years. Under him, in 1955 during his activity the Chair of the History of Chemistry was founded. The scientist created a large scientific-historical school in the USSR. After his death his pupils and colleagues significantly modified the program of course, emphasizing in it other approaches to teaching and topical issues put forward by the scientific community of the 21st century. Considerable attention in this scientific discipline today is paid to the role of experiment in chemistry, to the development of its instrumental base, and chemical tools. Since 2018, annually in December, at the Polytechnic Museum "Open Collections" area student scientific and practical conferences entitled "On the history of chemical instruments and chemical-technological processes" are held, jointly organized by the Department of Chemistry of Lomonosov Moscow State University and the leadership of the Polytechnic Museum.. Within the framework of the conferences regularly are made reports with presentations of students of the Department of Chemistry (of the 3rdand 5th year of study), who during the autumn semesters research the artifacts of the Polytechnic Museum under the guidance of Ph.D. E.A. Baum (Group of the History of Chemistry of the Department of Chemistry, Moscow State University).The head of this project from Moscow State University, the author of this article discusses the project, its tasks, goals, achievements and prospects.

Текст научной работы на тему «Традиции и новации преподавания истории химии в Московском университете. Достижения последних лет: исследовательская работа студентов с артефактами Политехнического музея»

УДК 542.2 (091): 378

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-1-5-13

I

1 •2022

Традиции и новации преподавания истории химии в Московском университете. Достижения последних лет: исследовательская работа студентов с артефактами Политехнического музея

Е.А. Баум

Московский государственный университет (МГУ) им. М.В. Ломоносова, 119991, Москва, Россия E-mail: [email protected]

Резюме: Преподавание курсов по истории химии в Московском университете началось еще в конце XIX века при физико-математическом факультете. В советское время основной курс по этой дисциплине около 40 лет читал профессор Н.А. Фигуровский (1901-1986). При нем в 1955 году была основана кафедра истории химии. Ученый создал крупную историко-научную школу в СССР. После его смерти его ученики и коллеги существенно видоизменили программу курса, акцентируя в ней иные подходы к преподаванию и актуальные проблемы, выдвигаемые научным сообществом XXI века. Значительное внимание в этой научной дисциплине сегодня уделяется роли эксперимента в химии, развитию его приборной базы, химическому инструментарию. Начиная с 2018 года ежегодно на площадке Политехнического музея «Открытые коллекции» в декабре проходят студенческие научно-практические конференции под названием «К истории химического инструментария и химико-технологических процессов», организованные совместно химфаком МГУ им. М.В. Ломоносова и руководством Политехнического музея. В рамках конференций регулярно заслушиваются отчетные доклады с презентациями студентов 3-го и 5-го курсов химического факультета, занимающихся в течение осенних семестров по предмету «История химии» изучением артефактов Политехнического музея под руководством к.х.н. Е.А. Баум (группа истории химии химфака МГУ). Руководитель этого проекта со стороны МГУ, автор настоящей статьи рассказывает о проекте, его задачах, целях, достижениях и перспективах.

Ключевые слова: химический инструментарий, преподавание истории химии, Московский государственный университет, Политехнический музей, лабораторное оборудование, атрибуция, артефакт.

Для цитирования: Баум Е.А. Традиции и новации преподавания истории химии в Московском университете. Достижения последних лет: исследовательская работа студентов с артефактами Политехнического музея // История и педагогика естествознания. 2022. № 1. С. 5-13.

D0I:10.24412/2226-2296-2022-1-5-13

Благодарность: Автор статьи выражает чрезвычайную признательность и благодарна президенту химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова академику РАН | В.В. Лунину] и его декану чл.-корреспонденту РАН С.Н. Калмыкову за поддержку в реализации нового подхода к преподаванию истории химии.

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE TEACHING OF HISTORY OF CHEMISTRY IN MOSCOW UNIVERSITY. RECENT ACHIEVEMENTS: RESEARCH WORK OF STUDENTS WITH ARTIFACTS OF POLYTECHNIC MUSEUM

Elena A. Baum

Lomonosov Moscow State University, 119991, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

Abstract: The teaching of courses in the history of chemistry at Moscow University began at the end of the 19th century at the Physical-Mathematical Faculty. In Soviet times, Professor N.A. Figurovsky (1901-1986) taught the main course in this discipline for about 40 years. Under him, in 1955 during his activity the Chair of the History of Chemistry was founded. The scientist created a large scientific-historical school in the USSR. After his death his pupils and colleagues significantly modified the program of course, emphasizing in it other approaches to teaching and topical issues put forward by the scientific community of the 21st century. Considerable attention in this scientific discipline today is paid to the role of experiment in chemistry, to the development of its instrumental base, and chemical tools. Since 2018, annually in December, at the Polytechnic Museum "Open Collections" area student scientific and practical conferences entitled "On the history of chemical instruments and chemical-technological processes" are held, jointly organized by the Department of Chemistry of Lomonosov Moscow State University and the leadership of the Polytechnic Museum.. Within the framework of the conferences regularly are made reports with presentations of students of the Department of Chemistry (of the 3rdand 5th year of study), who during the autumn semesters research the artifacts of the Polytechnic Museum under the guidance of Ph.D. E.A. Baum (Group of the History of Chemistry of the Department of Chemistry, Moscow State University).The head of this project from Moscow State University, the author of this article discusses the project, its tasks, goals, achievements and prospects.

Keywords: chemical instruments, history of chemistry, Moscow State University, Polytechnic Museum, laboratory equipment, attribution, artifact.

For citation: Baum E.A. TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE TEACHING OF HISTORY OF CHEMISTRY IN MOSCOW UNIVERSITY. RECENT ACHIEVEMENTS: RESEARCH WORK OF STUDENTS WITH ARTIFACTS OF POLYTECHNIC MUSEUM. History and Pedagogy of Natural Science. 2022, no. 1, pp. 5-13. DOI:10.24412/2226-2296-2022-1-5-13

Acknowledgments: The author of the article is extremely grateful and grateful to the_Pres]dent of the Faculty of Chemistry of Moscow State University. M.V. Lomonosov Academician of the Russian Academy of Sciences | V.V. Lunin| and his dean, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences S.N. Kalmykov for support in implementing a new approach to teaching the history of chemistry.

История и педагогика естествознания

К истории преподавания предмета «История химии» в Московском университете (XIX-XXI века)

Чтение курсов по истории химии в Московском университете имеет давнюю традицию. Еще в позапрошлом столетии, начиная с 1890-х годов в университете стали читаться приват-доцентские курсы по этой дисциплине [1]. Авторами этих курсов были: М.И. Коновалов (Очерк развития химии за последние 100 лет, 1892-1893 гг.);

A.Н. Реформатский (тот же курс, 1893-1896 гг.); А.Г. Доро-шевский (История химии, 1898-1901 гг.); В.И. Вернадский (История физико-химических и геологических наук в новое время, 1902-1903 гг.); А.Е. Чичибабин (История химии, 1903-1904 гг.); Д.В. Алексеев (История химии (Средние века), 1912-1914 гг.); П.И. Вальден (История химии в России, 1915-1916 гг.) и М.Н. Попов (История химии, История химии в России, 1913-1925 гг.). Профессор В.В. Марков-ников (1837-1904), возглавлявший кафедру химии физико-математического факультета университета с 1873 года также проявлял склонность к включению в свои лекции научно-исторических сведений. Опять же благодаря его поддержке с 1890-х годов среди дипломных работ кафедры появляются исследования, носящие чисто обзорный и исторический характер. Среди них можем выделить следующие: «Историческое развитие строения ароматического ядра» (М. Рождественский, 1898), «Экспериментальные работы Бутлерова» (А. Левенталь, 1900), «О Ломоносове» (И. Да-дынин), «Краткий очерк истории развития теории химического строения» (М. Попов, 1902) [2]. Уровень выполнения последней был настолько высок, что историко-химическое исследование Попова было номинировано на премию им.

B.П. Мошнина в 1903 году, установленную Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕ-АЭ) при Московском университете. К сожалению, премия работу миновала, несмотря на поддержку со стороны университетских преподавателей (среди ходатайствовавших были замечены А.П. Сабанеев, В.С. Гулевич, Л.А. Чугаев и сам руководитель выпускной работы В.В. Марковников) [3]. Однако М.Н. Попов по окончании учебы был оставлен в университете для продолжения научных исследований. И год спустя его сочинение мы уже видим опубликованным в «Ученых записках Московского университета» [4]. Далее именно на этой работе основывались читаемые М.Н. Поповым в последующие годы курсы по истории химии (с 1914 по 1925 гг.).

Начало 1920-х годов, как известно, положило начало политизации историко-гуманитарных наук. В советское время для «усиления марксистской пропаганды среди естественников» в 1926 году на физико-математическом факультете МГУ была создана новая кафедра - истории и философии естествознания (завкафедрой - доцент А.А. Максимов). Годом позже при ней был организован кабинет по истории и философии естествознания [5]. С 1928 года кафедру возглавил доцент Иван (Ян) Петрович Роцен (фото 1).

Родился в латышской семье, член ВКП(б). С 1918 года начал работать в ВЧК. Начальник реги-страционно-статистического управления ГПУ при НКВД РСФСР. В 1927 году окончил физико-математический факультет МГУ (химическое отделение), в 1930-м - Институт красной профессуры (естественное отделение). В 1928-1930 годы - доцент и заведующий кафедрой истории и философии естествознания МГУ. С 30 марта по 16 августа 1930 года являлся деканом физико-математического факультета МГУ. В 1933-1936 годах в каче-

стве профессора возглавил межфакультетскую кафедру истории и философии естествознания. Арестован в 1937-м и в том же году расстрелян [6, 7].

Важным позитивным моментом при заведовании кафедрой Роценом - к 1933 году она приобрела статус межфакультетской - стало чтение специализированных курсов по истории и философии соответствующих дисциплин (химии, математики, физики, биологии). В 1933 году первый такой курс был прочитан на биологическом факультете (П.П. Бон-даренко), в архиве МГУ сохранилась программа этого курса. С 1934 года подобные курсы появились на физическом и химическом факультетах. На последнем чтение лекций по истории химии и проведение семинаров организовал Иван Петрович Роцен (для двух потоков в течение двух семестров) [8, л. 20]. Им же к 1935/36 учебному году была разработана программа лекционного курса по истории химии (который читался дипломникам) [8, л. 80].

Значимым мероприятием кафедры истории и философии естествознания явилась организация с 1934 году семинарских занятий по истории отдельных наук на химическом факультете, их вели штатные сотрудники кафедры Б.Н. Вы-ропаев и И.Я. Тюрин. В рамках семинаров рассматривались как философские вопросы естествознания в целом, так и узконаправленные темы, освещающие историю и философию химии, как то: «Внедрение атомистики в химию и изменение методологических основ ее», «Проблема непрерывности и прерывности материи в химии XVIII и XIX вв.», «Проблема анализа и синтеза в химии: постановка и решение ее в химии первой половины XIX века и сейчас» и др. [5]. В середине 1930-х годов однако, все изменилось: начались репрессии, аресты, преследования. Непрекращающиеся кадровые перестановки, сопряженные с репрессивным прессингом, в конечном счете привели к закрытию кафедры в 1936 году. А в апреле 1937 года кабинет по истории и философии естествознания был присоединен к кабинету философии.

Новый этап - возобновление преподавания истории химии и исследований в этой области - начался в середине 1940-х годов с приходом на химический факультет Николая Александровича Фигуровского (фото 2).

1. И.П. Роцен (1897-1937). Специалист в области истории и философии химии

2. Н.А. Фигуровский (1901-1986). Специалист в области дисперсных систем, седиментометрического анализа. Крупный российский историк химии

В университете Николай Александрович появился в 1945 году, после увольнения из армии. Изначально он был приглашен академиком П.А. Ребиндером на кафедру коллоидной химии. Знакомство ученых произошло еще до Великой Отечественной войны, Фигуровский работал длительное время под его руководством в Коллоидно-электрохимическом институте (КЭИН)1 [9]. Именно там в конце 1930-х годов Н.А. Фигуровский заинтересовался историей химии. Одним из первых его историко-научных трудов стал «Очерк развития русского противогаза во время империалистической войны 1914-1918 гг.» (1942). Скорее всего именно благодаря Фигуровскому в утвержденном в марте 1946 года плане развития МГУ на 1946-1950 годы в разделе о плане организации новых кафедр стала фигурировать и кафедра истории химии - единственная к тому времени на естественных факультетах [10]. Известно, что в 1945-1947 годах он по совместительству возглавлял управление университетов в Министерстве высшего образования и, соответственно, мог влиять на политику осуществления реформ в вузах. Первый пробный курс истории химии на химическом факультете Н.А. Фигуровский прочел уже в 1946/47 учебном году [11]. А в 1947-м им была создана и кафедра истории химии, первая из аналогичных профильных в университете [12]. Это произошло еще до того, как Минвузом СССР 20 января 1948 года был утвержден приказ о введении в учебные планы естественных факультетов курсов по истории соответствующих наук [13]. В мае 1948 года в университете утверждался новый перечень специальностей и специализаций, история химии в нем имелась уже в качестве специализации.

Возглавив кафедру истории химии, профессор Н.А. Фигуровский читал основной курс по этой дисциплине в течение почти 40 лет. Его отличительными особенностями было обязательное рассмотрение открытий в химии, ее важнейших событий во взаимосвязи с социально-экономическими и политическими явлениями, общим развитием естествознания и техники. В 1949 году управление университетов Минвуза СССР утвердило разработанную ученым программу по истории химии. Как результат курс вошел в университетские учебные планы [14]. В Московском университете разработанный им курс (от 72 до 36 академических часов, для вечернего отделения - 32 часа) Фигуровский читал в разные годы на 4-м или 5-м курсе. С 1950-х годов в университете появились и аспирантура по этой специальности.

Вскоре в Институте истории естествознания и техники АН СССР была организована аспирантура с соответствующими диссертационными советами, в число которых вошел и совет по истории химии. Бессменным членом последнего, а в 1973-1980 годах - председателем был Н.А. Фигуровский.

В 1955 году по причине очередных реорганизаций университетского учебного процесса кафедра истории химии выродилась в кабинет истории и методологии химии, который Н.А. Фигуровский возглавлял до конца своих дней.

Николай Александрович создал крупную историко-науч-ную школу в СССР. Под его руководством было защищено более 20 дипломных, 21 кандидатская диссертация, трое его учеников стали докторами наук. Имя ученого стало широко известно и в международном сообществе историков науки, он был избран членом 10 зарубежных международных научных организаций, в том числе Международного

союза истории и философии науки (1958), Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1958), а также являлся ординарным членом-корреспондентом Международной академии истории науки ( с 1960) [15-16].

После смерти Н.А. Фигуровского лекции по истории и методологии химии в 1986/87 учебном году читал доцент кафедры физической химии В.К. Матвеев при содействии Е.А. Зайцевой (впоследствии Баум), объем курса в то время составлял 32 часа. С 1988 года курс возглавил профессор П.М. Зоркий (1933-2005). Его оригинальный курс содержал много нетрадиционных материалов, не характерных для подобных лекций. В частности, важное место в нем заняла методология химии - обсуждение (в современном варианте и в историческом аспекте) фундаментальных понятий и важнейших методов и подходов, используемых в химии. Первоначальная программа курса была составлена Е.А.Зайцевой (Баум). В чтении лекций участвовали сам П.М. Зоркий, а также сотрудницы бывшей группы Н.А. Фигуровского - Е.А. Зайцева (Баум) и Т.В. Богатова, позднее подключилась доцент О.Н. Зефирова. В 2005-2009 годах курс читался доцентом О.Н. Зефировой.

Инновации в преподавании предмета «История химии» на химическом факультете МГУ за последнее десятилетие

В 2010 году ответственной за курс «История химии» для студентов 5-го года обучения была назначена доцент Т.В. Богатова. Его чтение она делила с с.н.с. Е.А. Баум и профессорами Е.П. Агеевым и Б.В. Романовским2. Для химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова всегда были характерным модернизация и перманентное обновление методик и технологий обучения, практик работы с обучающимися по всем преподаваемым научным дисциплинам. Естественно, новый преподавательский состав по истории химии ( читается студентам 5-го курса) заявил о новой программе (2011).

Согласно программе, курс направлен на то, чтобы обеспечить слушателей системой историко-химических сведений, которая могла бы объединить в общий конгломерат те знания, которые были получены студентами при изучении разных химических дисциплин [17]. Основная его цель состоит в том, чтобы показать историческую и логическую взаимосвязь важнейших событий и открытий в разных разделах химической науки и смежных дисциплин, познакомить учащихся с деятельностью выдающихся ученых, их вкладом в развитие отдельных областей химии, основой прогресса в которых, по утверждению современных историков науки, в значительной степени являлось совершенствование химического инструментария, экспериментальной техники [18, 19].

Это - новая тенденция, развиваемая западными исследователями при составлении ретроспективных обзоров по развитию химической дисциплины. Действительно, химия - это наука, основанная на опыте. Причем эксперимент в ней является не просто методом исследования, а источником нового знания, и одновременно объектом изучения. Увы, в ходе современных образовательных «модер-низационных» реформ преподавание химии в российских школах, как неоднократно еще недавно во многих своих выступлениях отмечал президент химического факультета МГУ академик РАН В.В. Лунин (1940-2020), постепенно

1 Позднее преобразован в два учреждения: Институт физический химии и Институт электрохимии АН СССР. Ныне - Институт физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН.

2 В последние годы в чтении курса принимают участие Т.В. Богатова и Е.А. Баум.

«утрачивает свой экспериментальный характер. Занятия по химическому эксперименту подменяются демонстрационными или виртуальными. В результате чего у обучаемых отсутствуют практические навыки работы с химическими веществами». Именно поэтому столь важное внимание в Московском университете всегда уделялось и будет уделяться практическому преподаванию химии, занятиям в химических практикумах. Подобный образовательный подход позволяет успешно формировать экспериментальные навыки студентов. В преподавании же истории химии этот аспект учебного процесса оказался не только важным для понимания учащимися процесса эволюции научного знания. В некоторых моментах он стал определяющим для обоснования появления новых направлений исследований в области химии. В этой связи одним из авторов новой программы преподавания истории химии Е.А. Баум в ходе преподавания истории химии студентам химического факультета МГУ и химического факультета Бакинского филиала Московского университета особое внимание уделяется именно вопросам развития химического инструментария в процессе рассмотрения развития представлений о предмете в этой области знаний. В ряде лекций ею наглядно демонстрируется, как разработка определенной измерительной аппаратуры способствовала формированию современной научной практики и появлению новых областей химии. Так, например, очевидно, что развитие термометрии в XVN-XVШ веках (работы по совершенствованию термоскопа Г. Галилея, созданном еще в 1597 году и служившим прообразом термометров современного типа; создание конструкций С. Санторио, К. Дреббеля, Р. Флудда и О. Герике; разработка вариантов термометров Г. Фаренгейтом, А. Цельсием, Р.-А. Реамюром, что характеризуется в истории науки как «термометрический бум» и др.) способствовало появлению термохимии [20]. Или введение в лабораторную практику газовой горелки Р. Бунзеном (1811-1899) в 1957 году сыграло ключевую роль в создании метода спектрального анализа, ставшего новой эпохой в развитии химии. Именно этот метод позволил человечеству открыть ряд элементов, которые невозможно было определить известными традиционными методами их идентификации. Созданный Е.А. Баум в сотрудничестве с Политехническим музеем и факультетом журналистики МГУ учебно-образовательный фильм, посвященный эволюции лабораторного химического инструментария [21-22], позволяет студентам ознакомиться с научными реалиями определенных исторических эпох, сравнить оснащение современной химической лаборатории, в которой они проходят практикум, с лабораториями предшествующих веков. Предметные ряды измерительной техники, представленные в нем из Политехнического музея в Москве, а также ряда известных европейских музеев истории науки (например, Музея искусств и ремесел в Париже, Женевского музея науки и др.), позволяют обсудить вопросы прогресса в становлении инструментального статуса отдельных известных вещественных источников, их значимости в определенные периоды для становления новых направлений научного знания.

Безусловно, в лекциях и особенно в созданном фильме успешно визуализируется обсуждаемая приборная техника в ее развитии, и все же для студентов этот комплекс знаний является в некоторой степени виртуальным. Другое дело, когда учащиеся сами непосредственно включаются в изучение истории экспериментальных основ химической дисциплины. Подобное практическое исследование научного инструментария, изучение его вклада в эволюцию и приращение химического опыта, знаний возможно лишь при изучении музейных коллекций.

Формирование коммуникативно-образовательных стратегий вузов во взаимодействии с научно-техническими музеями

Музей науки и техники всегда был и остается мощным источником знаний и демонстрирует особую роль эксперимента в химии. Беря на себя основные функции комплектования и хранения, консервации предметов научно-исторического назначения, музей в пространстве высшей школы представляет собой уникальный социальный институт, являющийся транслятором многовековых знаний. При перемещении каждого объекта из реалий окружающего нас мира в музейную среду он приобретает новые свойства: становится предметом музейного значения, а со временем возможно, и памятником научного и культурного наследия.

При включении реальных объектов в музейные пространства первые утрачивают бытовую востребованность, они становятся знаком, способным транслировать заложенную в нем информационную наполненность. Музейные коллекции в этом контексте следует рассматривать как некий профессионально адаптированный и общекультурный текст, требующий внимательного прочтения и определенных комментариев [23]. Именно поэтому их удобно использовать как в научных исследованиях, так и в образовательном процессе.

Студенты, вовлеченные в исследовательский процесс атрибуции тех или иных музейных экспонатов, вынужденно меняют привычный для них ракурс осмысления содержательной наполненности того или иного объекта. Вполне естественно возникают непривычные для них вопросы, как например: какими особыми свойствами или определенными характеристиками наделен тот или иной экспонат, что позволило его выделить из окружающей среды и поместить в пространство музея? В каких аспектах он может быть связан с глобальными процессами эволюции научного знания в тот или иной период, представляя ценный источник информации о соответствующей эпохе и ее материальной культуре? Возможно, его появление послужило в какой-то мере отправной точкой при зарождении нового направления в науке? И прочее. При характеристике того или иного предмета с точки зрения его музейной ценности принимаются обычно во внимание оценочные критерии: датировка, приоритетность и распространенность при создании, репрезентативность, мемориальность (связь объекта рассмотрения с деятельностью выдающихся ученых или рядом важнейших событий в науке) и др. И в этом отношении процедура переоценки и профессионального переосмысления музейных экспонатов в исследовательских работах студентов оказывается чрезвычайно полезной. Сотрудники музея получают дополнительную информацию о предмете и его роли в эволюции научного знания с точки зрения концепций современного естествознания. В свою очередь, для студентов выполнение подобной работы - это практическое построение реального моста между прошлым и будущим науки.

Как показал опыт реализации нашего проекта, новая образовательная парадигма практико-ориентированного преподавания истории химии в вузах может стать сегодня одним из инновационных форматов взаимодействия музеев науки и техники с аудиторией [24-25].

Особенности образовательных технологий нового проекта по истории химического инструментария в рамках преподавания дисциплины «История и методология химии» на химическом факультете МГУ

Start-up новому проекту был дан в 2018 году [26]. В него входило изучение студентами химического факультета ра-

ритетов Политехнического музея в области химического инструментария в рамках выполнения дополнительных заданий по курсу истории химии3. Перед участниками была поставлена двоякая цель: описание и атрибутирование музейных экспонатов в контексте раскрытия их исторической значимости; пополнение музейной документации новой информацией по избранным вещественным источникам.

Регламентированная последовательность основных этапов в выполнении проекта состоит в следующем.

1. Сотрудники Политехнического музея (кураторы отдельных коллекций) отбирают вещественные источники из музейных коллекций для исследовательских работ студентов. При этом каждый участник проекта волен выбрать предмет исследования в соответствии со своими научными интересами и личными предпочтениями. По предварительному соглашению в 2018 году было предложено 12 объектов для исследований, включая химический инструментарий (например, калориметр Реньо, несколько вариантов рН-метров и др.) и макеты моделей ряда технологических процессов («Крекинг инженера Дубровай», «Цех производства салициловой кислоты», «Колонна синтеза аммиака» и др.). К 2019 году число объектов составило уже более 20 позиций, а к 2021-му возросло до 40.

2. Основные исследовательские задачи, которые ставятся перед участниками, включают следующие моменты: атрибутирование «сомнительных экспонатов», составление на них сопроводительной документации с техническими характеристиками, краткое изложение истории развития изучаемой линейки оборудования. Следует отметить, что с каждым годом число «неопознанных объектов» растет, поскольку студенты успешно справляются с их атрибуцией, используя профессиональные навыки, полученные в годы обучения на факультете. В ряде случаев приходится прибегать к помощи зарубежных специалистов - историков науки, музейных работников. В рамках реализации указанного проекта достаточно много объектов уже включено в основной фонд Политехнического музея на основе проведенной их атрибуции в ходе выполнения проекта, на ряд из них составлены экспертные заключения.

В ходе исследований студенты пытаются ответить на основные вопросы, определяющие научное и историческое значение изученных экспонатов: кто создал тот или иной объект их исследований, предложил технологию изучаемых химических процессов, какие технические параметры им отвечали, какую роль тот или иной экспонат сыграл в становлении истории химии и какие интересные факты связаны с их применением?

3. При выполнении исторического исследования каждый участник не только просматривает основные справочные пособия по отдельным видам приборной техники, должен составить свой pool источников по заданной теме. В процессе этой работы студентам приходится знакомиться со множеством профессиональных научных и исторических трудов, включая энциклопедическую и патентную информацию. В ряде случаев приходится обращаться к архивной информации. В ходе поиска ведутся интенсивные обсуждения изучаемой проблематики как в группе, так и с их руководителем. Со стороны Политехнического музея в этом направлении по возможности консультитуют кураторы соответствующих коллекций: Э.И. Кузьмина (фонд «Технологии получения химических веществ и материалов») и А.И. Ну-дель (фонд «Химическая лаборатория»). Они же предоставляют всем участникам проекта первоначальные данные для поисковых работ из научных паспортов экспонатов при их наличии.

4. Затем, используя разнообразные информационные источники, участники проекта пишут исследовательскую работу (историческое эссе), в которой должны быть освещены основные моменты, сформулированные в п. 2. Обязательное требование для всех - необходимо представить современное состояние химических знаний в изучаемой области. В ходе составления исторического эссе часто приходится списываться с иностранными специалистами в этой области, чтобы окончательно разобраться в вопросах, связанных с пониманием места и роли конкретного химического инструментария в определенной линейке оборудования, например для констатации года производства инструментария, если приборная техника была произведена за границей. При этом иногда удается получить дополнительные сведения о фирме-изготовителе, отдельных публикациях, связанных с выходом продукции на рынок лабораторного оборудования.

Все эссе богато иллюстрированы и содержат список использованных в исследовании источников. Заключительная ступень аттестации для всех участников проекта - своеобразная защита работы в виде презентации исследований на учебно-практической конференции.

Ретроспективный обзор некоторых студенческих работ, презентовавшихся на научно-практических конференциях «К истории химического инструментария и химико-технологических процессов» (организаторы - химический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и Политехнический музей)(2018-2021)

В декабре 2018 года состоялась первая из подобных конференций. Открывал ее президент Политехнического музея Б.Г. Салтыков, известный государственный деятель и политик. В своем выступлении он подчеркнул важность научно-исторических исследований студентов для атрибутирования отдельных экспонатов. Студенческие работы, по словам Салтыкова, «несомненно, способствуют повышению информационного потенциала музейных коллекций». С приветственным словом выступил и президент химического факультета МГУ академик РАН В.В. Лунин (фото 3).

Студенческие работы Я. Панкратовой («К истории рН-ме-трии. Часть 1. Лабораторный прибор ОЗНП-6»), Л. Целых («К истории рН-метрии. Часть 2. РН-метр типа ЭР-РН8Р»), В. Морозова («РН-метрия в почвоведении: применение полевого рН-метра типа ППП-58»), Н. Шикутя («Из истории калориметрии: калориметр с нагревателем Реньо»), А. Максутовой («Инновационные решения советского приборостроения для нефтехимических производств: беспламенная панельная горелка Гипронефтемаш») презентовали историю эволюции соответствующих линеек оборудования и место изученных объектов в них. По-настоящему экспертной новизной отличалась работа Шикутя: калориметр Реньо - редкий экспонат в отечественных музейных собраниях (фото 4). Исследования О. Матвеевой («Из истории производства салициловой кислоты: макет цеха производства С6Н4(ОН)СООН»), А. Шленовой («Модель крекинга инженера-химика К.К. Дубровай»), М. Калинина («Технический прогресс в аммиачном производстве (модель колонны синтеза аммиака)») отразили особенности становления и развития указанных химико-технологических процессов в рамках советской эпохи.

Значительная часть исследований, представленных на второй аналогичной конференции, касалась истории нефте-

3 Со временем проект преобразовался в самостоятельный курс, который с 2021 года читается Е.А. Баум для студентов 5-го курса.

3. Выступление президента химического факультета МГУ академика В.В. Лунина

переработки, продуктов из нефти и газа, получаемых промышленностью, - топлив различного вида, масел, смазок, синтетического каучука (СК) и других, собранных в фондах музея. Об истории становления процесса ректификации нефти и его развитии в России в связи с необходимостью описания макета ректификационной колонны (1962), сохранившейся в коллекциях Политехнического музея, поведал в своем докладе Г.В. Саркисян. История становления производства нефтяных масел, совершенствование технологии и промышленного выпуска в процессе нефтепереработки на Ярославском заводе им. Д.И. Менделеева (бывший завод Товарищества производства минеральных масел В.И. Рагозин и Ко, 2-я половина XIX века) была рассмотрена в работе Е.В. Глазковой, посвященной коллекции масел этого завода.

В своем исследовании М.С. Куликовой удалось достаточно подробно охарактеризовать более широкий спектр продуктов нефтепереработки эмбенской нефти (масла, газоил, моторное топливо и пр.), которые выпускал тот же ярославский завод в начале 1930-х годов; описана история зарождения нефтепромыслов Урало-Эмбенского района. В разработке месторождений эмбенской нефти большая роль принадлежала Товариществу братьев Нобель, производивших уже в начале XX века (после 1911 года) из нее ряд потребительских нефтепродуктов широкого спроса на принадлежащем им заводе. У эмбенской нефти было значимое преимущество: при переработке из нее получались лучшие по качеству технические масла, смазки типа солидола. История работ по производству каучука из нефтяного сырья по методу Б.В. Бызова (парофазный крекинг нефтяных продуктов), причины прекращения его промышленного производства в нашей стране в 1932 году освещались в исследовательском эссе А.А. Шаплина. По мнению автора исследования, несмотря на недооцененность метода в 1930-е годы, Бызову удалось заложить теоретический фундамент в становление нефтяной промышленности СССР. Работы ученого стимулировали исследования сразу в нескольких направлениях: изучение состава продуктов крекинга нефти

и нефтепродуктов; разработка метода анализа диеновых углеводородов; усовершенствование процессов выделения и очистки дивинила, что в конечном счете сыграло решающую роль в развитии промышленности нефтехимического синтеза, зародившегося в 1930-е годы (фото 5).

Подробно историю разработки компрессорной установки для получения газового бензина (передана Политехническому музею трестом «Грознефть» в 1934 году4) описала в своем исследовании Н.А. Боброва.

Зарождение и становление карболитовой промышленности в нашей стране - тематика, как оказалось, малоизвестная за рубежом, спорная по ряду моментов. Ей были посвящены доклады студентов А.А. Биняковского и В.Н. Лебедева, а также Б.Д. Шмыкова, осветивших в них хронику становления производственных технологий завода «Карболит» и его номенклатурных позиций с самого основания (1916) до в какой-то степени начала 2000-х годов Особое внимание в этих работах уделено анализу и сравнению информации, изложенной в зарубежных публикациях и изданиях советского и постсоветского периода в сопоставлении с архивными материалами, которые были предоставлены участникам данного проекта их руководителем Е.А. Баум.

Исследования О.А. Ким («Установка производства соляной кислоты по методу Гаспаряна») и И.С. Иконниковой («Описание модели Московского завода по производству светильного газа») отразили особенности становления и развития, как видно из названий, иных химико-технологических процессов.

Очень успешно оказалась проработанной тема развития хроматографии в нашей стране в рамках второго и третьего годов работы проекта. Открытие М.С. Цветом хроматографии в 1903 году признано мировой научной общественностью одним из 100 величайших открытий XX века. Недаром в 1918 году кандидатура М.С. Цвета рассматривалась в списке девяти ученых, представленных на Нобелевскую премию. Диапазон применения хроматографических методов огромен: от исследования атмосферы планет Солнечной системы до полного анализа содержимого одной живой клетки. Исключительную роль эти методы играют в химической и нефтехимической промышленности. Газовый хроматограф ХПА-2, предмет рассмотрения студентки А. Фурман, был предназначен в 1960-1980-е годы для непрерывного анализа смеси углеводородных газов непосредственно на промышленных технологических установках. В своем эссе автор попыталась охарактеризовать всю линейку приборов

4. Калориметр, атрибутированный Никитой Шикутем

4 Именно в г. Грозном в 1924 году в промышленном масштабе впервые в СССР стали получать бензин из нефтяного газа.

Р

ХПА в развитии (различия, достоинства и недостатки), дать оценку ее места среди оборудования аналогичного класса (фото 6).

В противовес ей усилия Е.И. Матиевской (работа «Хроматограф лабораторный ЛХМ-8МД из коллекции Политехнического музея») были сосредоточены на рассмотрении истории появления лабораторных газовых хроматографов в нашей стране. Как ею было показано, газовые лабораторные хроматографы серии ЛХМ, а именно ЛХМ-7А, ЛХМ-8М и ЛХМ-8МД), были созданы специальным конструкторским бюро Института органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН (СКБ ИОХ РАН). Затем эти приборы начали серийно выпускать на заводе «Моснефтекип», а позже их производство было продолжено предприятием «Хроматограф». Приборы этой серии - универсальные лабораторные хроматографы с широкими аналитическими возможностями для массового потребителя, при этом модель ЛХМ-8МД, разработанная в 1972 году, получила самое широкое распространение в практике лабораторного анализа. В исследовании отмечается, что эти приборы до сих пор востребованы и актуальны как в образовательных, так и научных целях. Собранный студентками обширный материал по истории хроматографии и развития отечественного приборостроения в этой области был переработан в оригинальные статьи и опубликован в журнале «Аналитика» за 2020-2021 годы.

В области рассмотрения истории хроматографии была выполнена и работа А. Баджаняна, изучившего ситуацию с появлением в фондах Политехнического музея обучающего набора по бумажной хроматографии и бумажному электрофорезу (последствия проводившейся в 1964 году выставки по хроматографическому оборудованию). Как оказалось, данный комплект является ценным не только с исторической стороны, но и со стороны анализа методологии преподавания хроматографии, особенно студентам нехимических специальностей середины XX века.

Интересным ракурсом рассмотрения истории приборного становления хроматографии конца 1950-1960-х годов является работа В. Золотаревой («Сквозь призму времени: отражение инструментального развития газовой хроматографии в фондах Политехнического музея 1960-х годов»), выполненная на архивных источниках Политехнического музея. Возможность ознакомления с архивными материала-

5. Образец первого каучука из нефтяного сырья, полученного по методу Б.В. Бызова из коллекции Политехнического музея

6. Студентка 3-го курса химфака МГУ А. Фурман поясняет особенности конструкции промышленного автоматического хроматографа ХПА-2

ми Политехнического музея из собрания документов сменных специальных выставок приоткрыла ранее неизвестные страницы истории становления отрасли газохроматографи-ческого оборудования в нашей стране и спешного внедрения ее продукции в разные области народного хозяйства, в первую очередь обусловленного постановлениями партии и правительства. В исследовании наглядно продемонстрировано, что становление отечественного приборостроения в данной области происходило в очень острой конкурентной борьбе с западными фирмами-разработчиками газохрома-тографического оборудования, устремившимися первыми в эту еще не занятую отечественными производителями нишу на советском рынке аналитического оборудования. В работе охарактеризованы первые модели таких известных фирм, как Perkin Elmer (США), Becker Delft ( Нидерланды), Griffin & George Ltd, W.G. Pyeand C. Ltd (Великобритания) и др., одними из первых, вышедших на советский рынок со своими предложениями.

Очень интересной получилась работа студентки 3-го курса Е. Оськиной («К истокам вакуумметрической техники: эволюционные коллизии стандартного эталонного манометра Мак-Леода»). Сегодня невозможно представить развитие науки и техники без применения вакуума. Исследования низких температур, термоядерных реакций, изучение свойств чистых веществ и состава компонентов смеси немыслимы без вакуумных систем. В работе рассмотрена история эволюции этой области знания, основные этапы атрибуции музейного прибора. Прибор, изобретенный Г. Мак-Леодом (1841-1923) в 1874 году был инновационной разработкой для того времени. Именно вакуумметр Мак-Леода был вскоре выбран в качестве символа международного вакуумного общества. Подобные приборы изготавливаются и градуируются штучно. Экспонат представляет собой особую ценность как объект коллекции Политехнического музея.

Работы последнего года проекта также отличает высокий экспертный уровень. Среди них выделяется атрибуция транспортного контейнера для радиоактивных веществ, выполненная студентом Д. Шикиным. К нему не прилагалось никакой технической или иной документации. Исследователем установлено, что контейнер был изготовлен в 1960 году на ремонтно-механическом заводе «Латвэнерго» в Риге и предназначался для транспортировки и хранения гамма-источников с активностью 0,025 г-экв радия, но так

и не был использован по назначению5. Очевидно, с оказией был отправлен в музей. Студентом также освоен большой блок дополнительных материалов по истории завода и его продукции (Latvijas Valstsarhïvs (Государственный архив Латвии)).

Среди уникальных атрибуций последнего года также выделяется воссоздание истории электроскопа из бывшего собрания химического инструментария лаборатории Н.Д. Зелинского в Московском университете (студентка 5-го курса П. Кузнецова). В этих исследованиях пришлось прибегнуть и к использованию ряда архивных фондов как самого Политехнического музея, так и зарубежных. Этот прибор, как было установлено, однозначно представляет собой электроскоп П. Кюри, произведенный под заказ в компании Société centrale de Produits Chimiques (Париж) в начале XX века. Консультации у зарубежных историков науки показали, что в музейных коллекциях мира подобных экспонатов насчитывается всего 10-15 экземпляров.

Истории фторопластов в мире и появлению первых изделий в СССР посвящена работа 2021 года студента 5-го курса В. Фишмана («Из истории производства фторопластовых изделий в СССР»). Полученные впервые в США, эти материалы оставались долгое время засекреченными не только от зарубежных фирм, но и от своей гражданской промышленности. Фторполимеры попали в СССР на американской военной технике, поставлявшейся по ленд-лизу из США в годы Великой Отечественной войны в составе различных уплотнений и подшипников. С сентября 1956 года первое производство по технологии НИИП (Научно-исследовательский институт полимеризованных пластиков) было запущено на Кирово-Чепецком химическом заводе. В свое время фторопласты были достижением химической промышленности. За успехи в области переработки фторопластов в изделия Кирово-Чепецким химическим комбинатом на выставке, состоявшейся на ВДНХ (1976), было получено 80 медалей (из которых три золотые) и 40 авторских свидетельств на изобретения. С этой выставки полученные Политехническим музеем образцы и изучал студент (насос, фторопластовая труба, уплотнитель).

Следует заметить, что в первые годы существования проекта во время конференций на прилегающих площадях павильона «Открытые коллекции» Политехнического музея разворачивались обширные экспозиции изученных студентами экспонатов. Доклады также сопровождались их наглядной демонстрацией (фото 7).

В последние два года конференции проходили в интерактивном режиме. Декан факультета член-корреспондент РАН С.Н. Калмыков всегда предваряет эти заседания приветственными словами. Дискуссии и обсуждения докладов продолжают оставаться насыщенными интересной информацией. Жаль только, что атмосфера научного единения в этих конференциях не может уже проявиться с прежней силой: не хватает непосредственного человеческого контакта. Как важен этот фактор, мы ранее никогда не предполагали. Но несмотря на это, проект развивается. Материалы студенческих работ широко используются при научной инвентаризации фондового собрания Политехнического музея. Многие из изученных объектов впервые вводятся в научный оборот и непосредственно в соответствующие коллекции фондового собрания Политехнического музея. Истории же отдельных линеек оборудования пополняются новыми фактами и соответствующей документацией.

7. Группа студентов химфака, принявших участие в проекте по изучению артефактов Политехнического музея (2019), с руководителем к.х.н.

Е.А. Баум. На переднем плане макет Московского завода по производству светильного газа

Значимость проекта для развития университетского образовательного пространства и информационного обеспечения деятельности музеев техники

Уже выше отмечалось, что научные изыскания студентов помогают сотрудникам музея более детально атрибутировать экспонаты, разобраться с историей появления этих предметов или моделей, макетов в их фондах, пополнить соответствующей технической или исторической документацией их описания. Исторический потенциал многих из этих экспонатов ранее недооценивался. Информация о вещественных источниках с учетом прилагаемых к ним исторических эссе существенно проясняет ситуацию о месте и роли исследуемого объекта в определенной линейке оборудования. В этом и состоит основная исследовательская задача студентов.

Таим образом, реализация проекта, с одной стороны, безусловно, содействует прогрессу в изучении музейных коллекций, а с другой - профессиональному росту самих обучающихся. В процессе выполнения научных изысканий студенты обретают навыки самостоятельного поиска и получения информации; их научный багаж пополняется новыми знаниями, полезными для выполнения профессиональных функций (составление обзоров литературы и планов исследования по заданной тематике, оформление библиографии, участие в научных дискуссиях, умение представлять результаты в виде научных публикаций и пр.) [17]. В то же время освоение подобной ретроспективной информации способствует лучшему постижению основ химической науки, неразрывной связи прошлого и настоящего в ее эволюции, что, несомненно, помогает ориентироваться в сложном конгломерате воззрений, сосуществующих сегодня в этой области знания.

Наш проект стал уникальным российским опытом сочетания исследовательского компонента в изучении истории химии, конкретных объектов экспериментальной техники и химико-технологических процессов, с общим анализом логики научно-технического развития, и в конечном итоге трансляции этих инноваций в образовательную программу. Успешная его реализация показывает перспективность использования информационного и вещественного потенциала музеев науки и техники в профессиональном химическом образовании.

5 Перед началом работы с предметом с помощью портативного дозиметра-радиометра был измерен уровень ионизирующего излучения. Он оказался в пределах нормы как рядом с контейнером, так и в непосредственной близости к гнезду и кассете.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зефирова О.Н., Зайцева Е.А., Богатова Т.В. Преподавание истории химии в Московском университете: лекторы и их курсы. Ч. 1. (К 100-летию профессора Н.А. Фигуровского) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 2: Химия. 2002. Т. 43. № 2. С. 87-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Центральный государственный архив г. Москвы (ЦГАМ). Ф. 418, оп. 513, д. 7184, 4722, 2355, 6784 и др.

3. Там же, д. 6784, л. 1, об.

4. Попов М.Н. Краткий очерк истории развития основной химической проблемы // Уч. зап. Моск. ун-та, 1904. Вып. 21. Ч. 2. 70 с.

5. Баум Е.А., Богатова Т.В. Организационный статус и деятельность кафедры истории и философии естествознания при Московском университете в рамках политических трансформаций в СССР (1920-1930-е гг.): докл. на конф. «Философия естествознания в СССР: потери и приобретения» / Ин-т философии РАН. (23 янв. 2018 г.).

6. Архив МГУ, ф. 26, оп. 1 и 1 л., ед. хр. 106, л. 1-2.

7. ГАРФ, ф. Р5284 , оп. 1, ед. хр. 494, л. 15 (1928-1930).

8. Архив МГУ, ф. 1, оп. 10, ед. хр. 118, 85 л. (1934).

9. Н.А. Фигуровский. «Я помню...»: автобиографические записки и воспоминания / сост. С.С. Илизаров. М.: Янус-К, 2009. 604 с.

10. ЦГАМ, ф. 1609, оп. 2, д. 179, 196, 220. (см. Летопись Московского ун-та. Т. 1. 1755-1952. М.: Изд-во МГУ, 2004. С. 500-501).

11. Итоги и перспективы развития лаборатории АДС и КИМХ (25.11.76.): мат., посв. каф. физ. химии // Архив хим. факультета МГУ.

12. Летопись Московского университета. Т. 1. 1755-1952. М.: Изд-во МГУ, 2004. С. 519.

13. Архив МГУ, ф. 1, оп. МГУ, д. 107; Приказ по МГУ от 01.03.1948. № 142.

14. Лунин В.В., Богатова Т.В., Зайцева Е.А., Зефирова О.Н. Преподавание истории химии в Московском университете: лекторы и их курсы. Ч. II. (К 100-летию профессора Н.А. Фигуровского) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 2: Химия. 2002. Т. 43. С. 93-99.

15. Centre documentaire du CAPHËS. Cote: IUHPS 55.3 (Paris).

16. Centre documentaire du CAPHËS. Cote: AIHS9.2 (Paris).

17. Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый МГУ им. М.В. Ломоносова, для реализации образовательных программ высшего профессионального образования по специальности «Фундаментальная и прикладная химия». М., 2011.

18. Morris P. The Matter Factory: A History of the Chemistry Laboratory. London: Reaktion Books, 2015.

19. Баум Е.А. К истории химических лабораторий // Вопр. истории естествознания и техники. 2017. Т. 38. № 4. С. 780-793.

20. Баум Е.А., Богатова Т.В. Химические открытия и теории первой половины XIX века. Исторический экскурс. Баку: Филиал МГУ в г. Баку, 2018.

21. К истории лабораторного химического оборудования. URL: http://www.chem.msu.ru/rus/video-baum (дата обращения 29.01.2022).

22. Баум Е.А. Адаптивность обучения истории химии: учебный фильм химического факультета МГУ «К истории лабораторного химического оборудования» // История и педагогика естествознания. 2019. № 3. С. 11-13.

23. Alexander E.P., Alexander M. Museums in motion: an introduction to the history and functions of museums.Third edition. Lanham, Maryland: Rowman & Littlefield, 2017.

24. Баум Е.А., Лунин В.В. Образовательные новации химического факультета МГУ: практико-ориентированное преподавание истории химии // Химия в школе. 2019. № 3. С. 73-75.

25. Зайцева (Баум) Е.А.Музейные коллекции в преподавании истории науки и техники: совместный проект химического факультета МГУ и Политехнического музея // История науки: источники, памятники, наследие: сб. М.: Янус-К, 2019. С. 486-489.

26. Образовательные новации в области истории химии. URL: http://www.chem.msu.ru/rus/events/2018-12-18-polytech (дата обращения 29.01.2022).

REFERENCES

1. Zefirova O.N., Zaytseva YE.A., Bogatova T.V. Teaching the history of chemistry at Moscow University: lecturers and their courses. Part 1. (On the 100th anniversary of Professor N.A. Figurovsky). Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 2: Khimiya, 2002, vol. 43, no. 2, pp. 87-92 (In Russian).

2. Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv g. Moskvy (TSGAM). F. 418, op. 513, d. 7184, 4722, 2355, 6784 [Central State Archive of Moscow (TsGAM). F. 418, inv. 513, c. 7184, 4722, 2355, 6784].

3. Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv g. Moskvy (TSGAM). F. 418, op. 513, d. 6784 [Central State Archive of Moscow (TsGAM). F. 418, inv. 513, c. 6784].

4. Popov M.N. A brief outline of the history of the development of the main chemical problem. Uch. zap. Moskovskogo un-ta, 1904, no. 21, 70 p. (In Russian)

5. Baum YE.A., Bogatova T.V. Organizatsionnyy status i deyatel'nost' kafedry istorii i filosofii yestestvoznaniya pri Moskovskom universitete v ramkakh politich-eskikh transformatsiy v SSSR (1920-1930-ye gg.) [Organizational Status and Activities of the Department of History and Philosophy of Natural Science at Moscow University in the Framework of Political Transformations in the USSR (1920-1930s)]. Trudy konf. «Filosofiya yestestvoznaniya v SSSR: poterii priobreteniya» [Proc. of conf. "Philosophy of natural science in the USSR: losses and gains"]. 2018.

6. Arkhiv MGU, f. 26, op. 1 i 11, yed. khr. 106, l. 1-2 [Archive of Moscow State University, f. 26, inv. 1 and 1 l., unit of issue 106, l. 1-2].

7. GARF, f. R5284 , op. 1, yed. khr. 494, l.15 (1928-1930) [GARF, f. P5284, inv. 1, unit of issue 494, l.15 (1928-1930)].

8. Arkhiv MGU, f. 1, op. 10, yed. khr. 118, 851. (1934) [Archive of Moscow State University, f. 1, inv. 10 unit of issue 118, 85 l. (1934)].

9. Figurovskiy N.A. «yApomnyu...»: avtobiograficheskiyezapiskii vospominaniya ["I remember ..." autobiographical notes and memoirs]. Moscow, Yanus-K Publ., 2009. 604 p.

10. TSGAM, f. 1609, op. 2, d. 179, 196, 220 [TsGAM, f. 1609, inv. 2, c. 179, 196, 220].

11. Itogi iperspektivy razvitiya laboratorii ADS i KIMKH (25.11.76.): mat., posv. kaf. fiz. khimii. Arkhiv khimicheskogo fakul'teta MGU [Results and prospects for the development of the laboratory of ADS and KIMC (25.11.76.): materials dedicated to the chair of Physical Chemistry. Archive of the Faculty of Chemistry of Moscow State University].

12. Letopis Moskovskogo universiteta. T. 1. 1755-1952 [Annals of Moscow University. Vol. 1. 1755-1952]. Moscow, MGU Publ., 2004. p. 519.

13. Arkhiv MGU, f. 1, op. MGU, d. 107; Prikaz po MGU ot 01.03.1948. № 142 [Archive of Moscow State University, f. 1, inv. of Moscow State University, c. 107; Order for Moscow State University dated 03/01/1948. No. 142].

14. Lunin V.V., Bogatova T.V., Zaytseva YE.A., Zefirova O.N. Prepodavaniye istorii khimii v Moskovskom universitete: lektory i ikh kursy. CH. II. (K 100-letiyu professora N.A. Figurovskogo) [Teaching the history of chemistry at Moscow University: lecturers and their courses. Part II. (On the 100th anniversary of Professor N.A. Figurovsky)]. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 2: Khimiya, 2002, vol. 43, pp. 93-99 (In Russian).

15. Centre documentaire du CAPHES. Cote: IUHPS 55.3 (Paris) [Documentary center of CAPHËS. Odds: IUHPS 55.3 (Paris)].

16. Centre documentaire du CAPHES. Cote: AIHS9.2 (Paris) [Documentary center of CAPHËS. Odds: AIHS9.2 (Paris)].

17. Obrazovatel'nyy standart, samostoyatel'no ustanavlivayemyy MGU im. M.V. Lomonosova, dlya realizatsii obrazovatel'nykh programm vysshego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti «Fundamental'naya i prikladnaya khimiya» [Educational standard independently established by Moscow State University for the implementation of educational programs of higher professional education in the specialty "Fundamental and Applied Chemistry"]. Moscow, 2011.

18. Morris P. The matter factory: a history of the chemistry laboratory. London, Reaktion Books Publ., 2015.

19. Baum YE.A. On the history of chemical laboratories. Vopr. istorii yestestvoznaniya i tekhniki, 2017, vol. 38, no. 4, pp. 780-793 (In Russian).

20. Baum YE.A., Bogatova T.V. Khimicheskiye otkrytiya i teoriipervoy poloviny XIX veka. Istoricheskiy ekskurs [Chemical discoveries and theories of the first half of the 19th century. Historical excursion]. Baku, Filial MGU v g. Baku Publ., 2018.

21. Kistorii laboratornogo khimicheskogo oborudovaniya (On the history of laboratory chemical equipment) Available at: http://www.chem.msu.ru/rus/video-baum (accessed 29 January 2022).

22. Baum YE.A. Adaptability of teaching the history of chemistry: educational film of the Faculty of Chemistry of Moscow State University "On the history of laboratory chemical equipment". Istoriyaipedagogikayestestvoznaniya, 2019, no. 3, pp. 11-13 (In Russian).

23. Alexander E.P., Alexander M. Museums in motion: an introduction to the history and functions of museums. Lanham, Rowman & Littlefield Publ., 2017.

24. Baum YE.A., Lunin V.V. Educational innovations of the Faculty of Chemistry of Moscow State University: practice-oriented teaching of the history of chemistry. Khimiya vshkole, 2019, no. 3, pp. 73-75 (In Russian).

25. Zaytseva (Baum) YE.A. Museum collections in teaching the history of science and technology: a joint project of the Faculty of Chemistry of Moscow State University and the Polytechnic Museum. Istoriya nauki: istochniki, pamyatniki, naslediye, 2019, pp. 486-489 (In Russian).

26. Obrazovatel'nyye novatsii v oblasti istorii khimii (Educational innovations in the field of the history of chemistry) Available at: http://www.chem.msu.ru/rus/ events/2018-12-18-polytech (accessed 29 January 2022).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Баум Елена Анатольевна, к.х.н., с.н.с. группы истории химии, Химический факультет, Московский государственный университет (МГУ) имени М.В. Ломоносова

Elena A. Baum, Cand. Sci. (Chem.), Senior Researcher of the Group History of Chemistry, Chemistry Department, Moscow M.V. Lomonosov State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.