Научная статья на тему 'К истории первых внешних заимствований России в ХVIII в.'

К истории первых внешних заимствований России в ХVIII в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
733
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никольская Т. А.

This article reviews the first stage of Russian credit history the genesis of foreign state debt during the reign of Empress Catherine the Great (1769-1796). The author analyzes some of the causes which lead to the need for foreign loans. The article then turns to the issue of failures in Russia's attempts to re-pay credit. In conclusion, the author examines some of the debt-regulating institutes of the time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Foreign Loans of Ekaterina II

This article reviews the first stage of Russian credit history the genesis of foreign state debt during the reign of Empress Catherine the Great (1769-1796). The author analyzes some of the causes which lead to the need for foreign loans. The article then turns to the issue of failures in Russia's attempts to re-pay credit. In conclusion, the author examines some of the debt-regulating institutes of the time.

Текст научной работы на тему «К истории первых внешних заимствований России в ХVIII в.»

КРАТКИЕ НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Т.А. Никольская

К ИСТОРИИ ПЕРВЫХ ВНЕШНИХ ЗАИМСТВОВАНИЙ РОССИИ В XVIII в.

Кредитная история страны формируется с самых первых заимствований на внешнем рынке и остается одной из ее важнейших финансовых характеристик на протяжении всего периода существования. Возвращаясь на международный рынок заимствований с восстановлением рыночных отношений в стране в 1990-е годы, Россия вновь столкнулась, казалось бы, с забытыми проблемами, связанными с внешними «царскими» долгами. Поэтому исторический подход к изучению внешней задолженности России не только интересен сам по себе, но и весьма полезен для анализа современной ситуации, сложившейся в этой области.

Первые безуспешные попытки получить зарубежные кредиты предпринимались уже во времена правления Михаила Федоровича Романова (1613-1645), а позднее Елизаветы Петровны (1741-1762).1 Но история кредитных заимствований России началась позже. Первым этапом российской кредитной истории стал период возникновения и формирования внешнего долга во времена царствования Екатерины II (1762-1796). Любопытна позиция Петра I, который был противником заимствования средств за границей. По словам современников, «из двадцатилетнего опыта известно, что царь, несмотря на все расходы по устройству армии и флота и всевозможные сооружения и постройки, никогда не был в необходимости прибегать к займам, но всякий раз находил средства в своем государстве».2

Первые попытки получить иностранные займы в начале XVII - середине XVIII в. не имели успеха ввиду «некредитоспособности России» С 'ТОЧКИ зрения иностранных кредиторов, под которой подразумевалась неорганизованность финансовой системы государства и, как следствие, невозможность прогнозирования исполнения Россией своих обязательств.3 При Екатерине II стараниями князя А.А. Вяземского - начальника финансового управления была создана продуманная и четко организованная государственная финансовая система, в результате чего Россия была признана вполне кредитоспособной.4

Важную роль в создании кредитного рейтинга России сыграл и личный авторитет Екатерины II как просвещенной и рациональной правительницы. Характерна фраза из письма к ней банкиров Гопе: «Если мы предлагаем наши услуги, сознавая силу нашего кредита, то делаем это не из личных выгод, но единственно из преданности нашей к великой императрице Екатерине».5 Таким образом, в тот период кредитный рейтинг основывался не столько на экономических показателях страны, сколько на личных связях императрицы и ее приближенных.

НИКОЛЬСКАЯ Татьяна Александровна

- аспирантка кафедры экономической теории. Окончила экономический факультет СПбГУ в 2000 г. Сфера научных интересов — государственный внешний долг России, генезис системы международной задолженности, история российских финансов.

©Т.А. Никольская, 2004

Первый внешний заем был получен Екатериной II для покрытия военных расходов, связанных с Первой Турецкой войной (1768-1774) у голландских банкиров. Подписанный 2 апреля 1769 г. указ положил начало российскому внешнему государственному долгу.6 Одновременно с ним высочайшим рескриптом был создан «Комитет Уполномоченных для производства денежных негоциаций в иностранных землях», в который вошли кн. Вяземский, кн. Голицын и гр. Чернышев. В обязанности Комитета входила переписка с банкирами; прием и рассмотрение предложений о займах, представление их на Высочайшее утверждение; общее наблюдение за ходом дел по внешним займам.7

Главным критерием высокого рейтинга кредитоспособности России у европейских банкирских домов в этот период считалось следующее: активная государственная деятельность Екатерины II, создание в стране четкой финансовой системы и добросовестность исполнения своих обязательств перед иностранными кредиторами, а также успешность внешней политики и целесообразность ведения войн (целью которых являлось присоединение богатых пограничных областей, а не «политические принципы»). Вплоть до 1894г. российский кредитный рейтинг находился значительно ниже уровня времен Екатерины II, так как всем правителям ставилась в вину нерациональная внешняя политика.8

Внешний заем был необходим, так как свободных ресурсов для внутреннего кредита у населения не было. Кроме того, России были нужны средства в иностранной валюте на содержание русского флота в Средиземном море и для поддержания своего влияния в Польше.

Первый внешний заем был заключен на 10 лет под 5% годовых и имел ряд особенностей: он был обеспечен особым залогом (что свидетельствовало о неуверенности кредиторов в своевременном возвращении заемных средств), облигации выпускались на крупные суммы на имя голландских банкиров-посредников, а те от своего имени размещали на рынке более мелкие облигации. Комитету было первоначально поручено разместить заем на 7,5 млн гульденов через Амстердамских банкиров де-Смет. Этот заем не удалось сразу разместить полностью.9 В медленном и неудачном размещении русская сторона обвинила голландскую, и Комитет обратился к другим банкирам (в том числе к крупнейшему в то время банкирскому дому «Гопе и К0» в Амстердаме) с переговорами о возможности новых займов. Однако русский посланник в Голландии кн. Голицын убедил Комитет не выпускать второй заем с другими условиями на тот же рынок, чтобы не навредить обращению первого. Поэтому следующий заем 1771-1772 гг. был размещен при посредничестве итальянских банкиров — «Генуэзский заем» на сумму 1 млн пиастров на условиях, аналогичных голландскому.10 Впрочем, реализация займа происходила не лучше.

Блестящие победы России, одержанные над турецкими войсками, продемонстрировали успешное целевое использование заемных средств и, следовательно, способствовали росту российского рейтинга кредитоспособности в глазах потенциальных покупателей русских ценных бумаг. Голландские банкиры де-Смет сами выступили с предложением закончить размещение предыдущего займа и выпустить еще один на сумму 2,5 млн гульденов, который был успешно размещен в 1773-1774 гг."

Деньги, полученные в качестве контрибуций от Турции, были пущены русским финансовым управлением на погашение голландских и генуэзского займов. Генуэзский заем был погашен полностью (Повеление о погашении 12 ноября 1775 г.12), голландские только частично (1775-1777 г г.); из оставшихся 8 млн гульденов голландского займа придворный банкир Фридрихе предложил часть суммы в 3 млн, срок платежа по которой наступал в 1779 г., отсрочить на 10 лет. Комитет согласился, и с Высочайшего разрешения эта сумма была заменена облигациями нового 4%-го займа (вместо прежнего 5%-го).13 Облигации прежнего займа обменивались на новые по номинальной стоимости. Этот обмен

не был принудительным для владельцев облигаций, всем желающим в счет погашения займа были выплачены наличные, а облигации перепроданы на рынке. Таким образом, впервые была проведена пролонгация российского долга, произошедшая на очень выгодных условиях.

В 1780 г. под влиянием общего положения в Европе Россия вновь стала готовиться к войне и обратилась к банкирам де-Смет с предложением о новом займе. В феврале 1781 г. был размещен заем на сумму 3 млн гульденов под 4% на 10 лет; в 1782 г. еще один, состоящий из двух частей: в мае — 2,5 млн гульденов под 4% на 10 лет; и в ноябре —

3.5 млн гульденов под 4,5% на 10 лет.14

В 1784 г. весь внешний долг России составлял 17 млн гульденов (или 9,7 млн руб.), ежегодные процентные платежи — 0,7 млн гульденов (0,4 млн руб.), а государственные доходы - 40,5 млн руб.15 (соответственно долг равнялся 24%, а платежи - менее 1% от государственных доходов).

В это время кн. Вяземским был составлен план полного погашения внешних долгов за 10 лет.16 План предполагал ежегодно с 1784 по 1792 г. откладывать часть средств из государственных доходов для уплаты процентов и погашения основной части долга. Он был утвержден в мае 1784 г.17 Согласно плану в 1784-1786 гг., было погашено облигаций на

8.5 млн гульденов.18 Дальнейшему его выполнению помешало объявление Второй Турецкой войны (1787-1791), которая вынудила Россию приостановить платежи по старым займам и выпустить новые.

Комитет провел переговоры с «Гопе и К0» (крупнейшим в то время банкирским домом не только в Голландии, но и в Европе) и одновременно с банкирами де-Вольф (Антверпен). Екатерина II считала, что проведение переговоров одновременно с разными банками может повредить успеху сделки, но кн. Вяземский убедил ее, что необходимо существенное увеличение запасных капиталов для войны.

В течение 1788 г. было выпущено несколько голландских займов на общую сумму 12 млн гульденов на 10-12 лет под 4-4,5% и 3 генуэзских — на общую сумму 3 млн пиастров (5,6 млн гульденов) на 10 лет под 5%.19

Но денег на войну требовалось все больше, а реализация выпущенных займов затягивалась, и в 1789-1990 гг. было решено выпустить голландские 5%-ные займы на сумму 6 млн гульденов сроком на 10 лет и 12 млн гульденов на 12 лет.20

Несмотря на успешный ход военных действий, размещение новых займов происходило достаточно медленно из-за переполнения голландского рынка русскими, французскими и английскими ценными бумагами. Для реализации трех выпущенных займов на общую сумму 9 млн гульденов пришлось уступить их по цене ниже номинальной. Полученные средства частично пошли на погашение старых займов.

Военные успехи (Ясский мир с Турцией) способствовали значительному росту русского кредитного рейтинга и дальнейшему успешному размещению голландских займов (1790-1791 гг.: Девятый-Тринадцатый 5%-ные займы на сумму 15 млн гульденов; 1792 г.: Четырнадцатый-Пятнадцатый 4%-ные и Шестнадцатый-Семнадцатый 4,5%-ные займы на сумму 12 млн гульденов).21 Для поддержки русских ценных бумаг «Гопе и К0» покупали их у желающих продать, чем способствовали росту их курса и устойчивости обращения. Кроме того, «Гone и К0» обещали пролонгировать старые займы на сумму 6 млн гульденов, срок погашения по которым наступал в мае-ноябре 1792 г.

Расходование заемных средств по отчетам генерал-прокурора А.А. Вяземского осуществлялось следующим образом: основные суммы военных займов приходились на военные расходы («чрезвычайные расходы по армии и флоту»), незначительная часть средств фиксировалась в отчетах как «прочие издержки»; в мирное время основная часть заемных средств шла на ежегодные выплаты процентов и погашение кредитов, также в

отчетах присутствовали «прочие издержки». Таким образом, значительная часть средств, вырученных от внешних займов, шла на обслуживание предыдущих, поэтому средств по-прежнему не хватало.

В том же (1791) году был размещен Второй Генуэзский заем в 1,2 млн пиастров на условиях, аналогичных Первому. В сентябре 1791 г. Комитет получил от банкира Реньи (Генуя) уведомление об окончании Второго и открытии Третьего займа на сумму 0,6 млн пиастров. Подписка на Третий была открыта в декабре 1791 г., шла медленно, и реализация была закончена только в августе 1793 г. Средства, полученные от реализации, были израсходованы на содержание русского флота на Средиземном море и на платежи по предыдущим займам.

В январе 1792 г. «Гопе и К0», наблюдая избыток свободных средств на,голландском рынке, предложили Комитету открыть еще четыре займа. Комитет согласился на два: Шестнадцатый и Семнадцатый, по 3 млн гульденов каждый, под 4%.22 Половина этой суммы была сразу оставлена у «Гопе и К°» в качестве уплаты процентов по предыдущим займам.

Вскоре, в апреле 1792 г., Комитет обратился к «Гопе и К°» с просьбой «ввиду изменившихся обстоятельств» открыть заем на 12 млн гульденов, но выгодный момент был упущен, рынки падали, питаясь слухами о предстоящей войне, и Комитет был вынужден согласиться на 4,5% по новым займам. В августе 1792 г. «Гопе и К0» закончили подписку на Шестнадцатый и Семнадцатый займы и обещали приступить к новым при первой возможности.23

Капитальная сумма долга и проценты по нему постоянно росли, и наступил момент, когда остро встал вопрос: откуда при постоянном дефиците бюджета взять средства на обслуживание и погашение долгов?

Кн. Вяземский в 1792 г. представил «Проект о платеже государственных долгов».24 Все государственные долги им были разделены на четыре «отделения»: 1 - внешние; 2, 3, 4 - разные виды внутренних (а именно - средства, взятые: 2 - в Государственном Ассигнационном банке на выпуск ассигнаций; 3 - в Государственном Заемном банке и банковых конторах по городам; 4 - в Государственном Ассигнационном банке из собранных налоговых сумм). «Главнейшие и нужнейшие долги суть долги первого и второго отделения ... а потому оные прежде других начать выплачивать»,25 - писал он в проекте. Для уплаты предлагалось ежегодно откладывать определенную сумму из бюджета.

В Европе тем временем начинаются нашествия Наполеона, поэтому и в Голландии, и в Италии получение займов оказывается невозможным.

Назначенный на место ушедшего по болезни в отставку Вяземского генерал-прокурор А.Н. Самойлов, изыскивая возможности для выплат по прежним займам, разработал новый план погашения всех внешних долгов. Причины, по которым не был выполнен план его предшественника, он объяснял так: проект можно было, конечно, выполнить в точности, «ежели бы назначаемая на то сумма тогда же изыскана была. Но время и обстоятельства тому воспрепятствовали... и напротив, еще государственная надобность заставила приумножить долги».26 Поэтому проект следовало переделать, что он и осуществил в 1793 г. ’

В плане А.Н. Самойлова («Мнение о платеже государственных долгов...»),27 поданном Екатерине II на утверждение, долги так же, как у Вяземского, делились на четыре класса. Первые два класса также подлежали преимущественной уплате. Но долг второго класса «есть долг внутренний, с которого казна ни процентов не платит, ни времени ему точного не определено», следовательно, он может быть отложен на длительное время. По внешним займам определены сроки и ежегодно платятся большие суммы на проценты, кроме того,

отсрочки выплат по нему влияют на кредитный рейтинг страны, поэтому «долг внешний пред прочими всеми предпочтительнее быть должен», и его первый следует уплачивать.

Для платежей по внешнему долгу предлагалось ежегодно откладывать 4 млн руб.; вся сумма с процентами, таким образом, погашалась за 15 лет. Ввиду отсутствия средств даже на «самые необходимые расходы», эту сумму должны были собрать путем увеличения налога на водку, «добавив по рублю на ведро». Пока предполагалось использовать средства, которые должны поступить от Восемнадцатого и Девятнадцатого займов (если «Гone и К0» их откроют) или изъять «поступающие в Казначейство на военные расходы проценты по 20-летнему внутреннему займу в Ассигнационном банке». Проект А.Н. Самойлова был принят в июле 1794 г.,28 налог на водку увеличен с 3 до 4 руб. с ведра. Однако уже в 1794 г. им было написано дополнение к Проекту, в котором он обещал Екатерине II «со следующего года непременно приступить к выполнению плана», так как средства, назначенные на выплаты внешних долгов в этом году, финансовое управление было вынуждено пустить на текущие расходы.

Этот план так и не был реализован. Постоянно находились неотложные расходы, на которые уходили средства (Польская, Персидская войны), следствием чего стало значительное превышение государственных расходов над доходами.

В феврале 1795 г. «Гопе и К°» отказались от дальнейшей выдачи авансов русскому правительству в счет будущих займов. Попытки заключить новый заем не удавались из-за нашествия французских войск, сам Гопе, глава банкирского дома «Гопе и К0», бежал в Англию, как и большинство его богатых соотечественников, а затем и вся контора была переведена в Лондон. На просьбу Комитета продолжить там размещение русских займов «Гопе и К0» ответили категорическим отказом, так как «английская публика не привыкла

29

к негоциациям чужих держав и им не сочувствует даже при весомом проценте».

В 1796 г. было принято решение вместо выплат по голландским и генуэзским займам оставлять предназначенные для этого суммы в России (внося причитающиеся суммы в Государственный Заемный банк для «обращения из процентов»), а все выплаты произвести по окончании войны в Европе, так как французы в качестве контрибуции отбирали у населения захваченных стран все наличные деньги и облигации.

Комитет тем временем обращался с предложением открыть займы к банкирам в других странах, но все попытки оказались неудачными. На этом закончилась «блестящая Екатерининская эпоха» в истории российских внешних займов.

Краткое изложение истории возникновения государственного внешнего долга, предпринятое автором, позволяет выделить некоторые существенные моменты.

За все время царствования Екатерины II было заключено внешних долгов на сумму 76 млн гульденов или 43 млн руб., из которых только 14 млн гульденов были погашены. Внешний долг в 1796 г. составлял 35% от всей суммы государственного долга.30 Такое увеличение долга было связано с направлением тех средств, которые должны были идти на погашение, на другие «неотложные» цели. Кроме того, продолжавшиеся во время царствования Екатерины II военные кампании требовали все большей денежной подпитки.

В последней трети XVIII в. Россия начала регулярно получать займы за границей. Состояние государственного бюджета при этом не позволяло своевременно осуществлять их обслуживание и погашение. В результате несистематического погашения займов росла задолженность России иностранным банкирам, что впервые в истории существования привело к формированию внешнего государственного долга России.

Особенностью этого периода являлись неэкономический характер возникновения внешнего долга (потребность во внешних займах диктовалась необходимостью покрытия чрезвычайных расходов на ведение войн) и использование заемных средств на непроизводительные цели (военные, оборонные, погашение долгов). Это позволяло

осуществлять обслуживание долга исключительно за счет привлечения новых средств или увеличения налогового бремени, что пагубно сказывалось на состоянии российских финансов.

Этот период можно охарактеризовать как институциональное становление системы управления внешним долгом, пусть еще несовершенной, но уже зарождающейся. Именно в это время было положено начало созданию государственных институтов по управлению внешним долгом: Комитета Уполномоченных для производства денежных негоциаций в иностранных землях (впоследствии переименованного в Комитет государственных долгов) и Счетной экспедиции (ставшей позднее Экспедицией для разбора долгов, а затем Комиссией погашения долгов). Эти институты положили начало формированию целостной системы управления государственным долгом.

‘Хейфец Б.А. Кредитная история России: от Екатерины II до Путина. М., 2001. С. 8-9.

2 Записки о Петре Великом и его царствовании Брауншвейгского резидента Вебера / Пер. с нем. изд. 1721 г. // Русский Архив. 1872. № 2. С. 1109.

3 Мигулин П.П. Русский государственный кредит (1769-1906). Опыт историко-критического обзора. Харьков, 1907. Т. I. С. 2.

4Кауфман И.И. Государственные долги России//Вестник Европы. 1885.№ 1.С. 186.

5Бржеский Н.К. Государственные долги России. СПб., 1884.С. 139.

6 Там же. С. 128-130

7Шторх П.А. О государственном долге // Гражданин. 1873. № 29. С. 800.

'Мигулин П.П. Указ. соч.С. 15.

9 Бржеский Н.К. Указ. соч. С. 130.

10 Мигулин П.П. Указ. соч. С. 5.

11 Бржеский Н.К. Указ. соч. С. 133.

12 Там же. С. 135.

13 Мигулин П.П. Указ. соч. С. 7.

|4Бржеский Н.К. Указ. соч. С. 137.

15 Мигулин П.П. Указ. соч. С. 8-9.

|6Шторх П. А. Указ. соч. С. 823.

17 Указ от 18.05.1784 г. —ПСЗРИ. Собрание I. СПб., 1830. № 16.401.

|8Шторх П. А. Указ. соч. С. 823.

19 Мигулин П.П. Указ. соч. С. 10.

20 Бржеский Н.К. Указ. соч. С. 142-145.

21 Мигулин П.П. Указ. соч. С. 11-12.

22 Бржеский Н.К. Указ. соч. С. 146.

23 Там же. С. 147.

24 Мнение о платеже государственных долгов, поданное императрице в 1793 г. генерал-прокурором Самойловым // Финансовые документы царствования императрицы Екатерины II, собранные и изданные А.Н.Куломзиным. Сборник Русского исторического общества. 1880. Т. 28. С 435-437.

“Бржеский Н.К. Указ. соч. С. 75.

26 Там же. С. 75-76.

27 Мнение о платеже государственных долгов... С. 435-467.

28Гурьев В. Очерк развития государственного долга России. СПб., 1903.С.7.

29 Бржеский Н.К. Указ. соч. С. 154.

30Блиох И.С. Финансы России XIX столетия. Т. I—IV. СПб., 1882. Т. I. С. 51.

Статья поступила в редакцию 26 апреля 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.