Научная статья на тему 'К истории органного искусства'

К истории органного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
539
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории органного искусства»

2012

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 15

Вып. 2

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

В. В. Азарова

к истории органного искусства

Рецензия на книгу: Панов А. А. Регистровка в немецкой органной музыке XVII-XVIII веков. Лекция по истории органного искусства.

Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 160 c.

Книга А. А. Панова «Регистровка в немецкой органной музыке XVII-XVIII веков» [1] представляет собой методологически универсальное исследование по истории органного искусства, продолжающее серию работ автора по истории западноевропейского органного искусства и органологии [2-12]. Этот труд адресован музыкантам, изучающим проблемы старинной органной исполнительской традиции. Он содержит не только рекомендации по правильному использованию регистровых комбинаций при исполнении органной музыки XVII-XVIII вв., но и исследовательский анализ атрибуции отдельно взятых конкретных инструментов, а также точные указания на свойства инструментов, описанных известными немецкими, голландскими и шведскими органистами и органостроителями: Якобом Шерером из г. Мёльна, Х. Ф. Роденште-еном из Цвикау, М. Экштайном из Аннаберга, Я. Ф. Розе из Утрехта, В. ван Лаэре, построившего двухмануальный орган в антверпенской церкви Св. Якоба (1589), мастера Т. Компениу-са — создателя органа в Stadtkirche города Бай-ройта и многих других.

В отечественном музыкознании впервые как культурно-историческое явление иссле-

дованы аспекты регистровки в старинной органной музыке — с определенными жанровыми разновидностями сочинений для органа, эстетическими принципами, стилистикой, семантическими пластами. Названные аспекты изучены А. А. Пановым с позиции ученого-исполнителя, использовавшего в личной музыкальной практике многократно проверенные на самых различных исторических инструментах определенные регистровые сочетания (в частности, конкретно указанные старинными мастерами). Речь идет о значительном числе инструментов с сохранившимися историческими оригинальными конструкциями, а также об инструментах, реконструированных по старинным образцам и переживших реставрацию. Аналитические обобщения музыканта-исполнителя, имеющего солидный опыт концертной практики, откристаллизовались в концептуальное многоплановое исследование.

Генезис основных понятий в области органной регистровки обоснован анализом двухвекового пласта музыкальной культуры. В поле зрения автора книги вовлечены более 30 органистов и органостроителей, мастерство которых образовало явление «Немецкой органной школы», а также эстетический и жанрово-стилистический феномен «галантного маньеризма». Культурное пространство, о котором идет речь в книге А. А. Панова, наполнено именами прославленных и менее известных органистов-исполнителей, орга-

ностроителей, композиторов и музыкальных писателей ХУ11-ХУШ веков. Это Михаэль Преториус (1571-1621), Самуэль Шейдт (1587-1654), Иоганн Маттезон (1681-1764), И. С. Бах (1685-1750), Готтфрид Зильберман (1683-1753), его брат и учитель Андреас Зильберман (1678-1734), Фридрих Вильгельм Мар-пург (1718-1795) и др. Автор исследования обнаруживает общность и различия в письменных указаниях этих мастеров по комбинациям регистров, в терминологии, в предписаниях игры на педали, в ремарках по аппликатуре, в истолкованиях темпов. Внимание читателя на протяжении всей книги концентрируется на отслеживании перекрещивающихся теоретико-эстетических «силовых линий», на поисках музыкантами новых сочетаний регистров, на утверждении эстетически оправданных нормативов регистровых соединений при исполнении органной музыки того времени.

Важнейшие выводы исследования изложены ясно и лаконично. Научную историческую ценность представляет, например, мысль А. А. Панова о способах регистровки эпохи позднего барокко в итальянской и немецкой традициях: такие комбинации регистров позднее окажутся распространенными в немецкой исполнительской практике XIX в. [1, с. 39, 55]. К смысловым ориентирам книги относится мысль автора о смене жанров, произошедшей в исполнительской органной практике к концу XVIII в., когда вместо жанров органного дуэта и трио приходят оркестровый концерт, инструментальные трио и дуэты [1, с. 121-122]. Анализируя практические советы авторитетного немецкого органиста Ю. Х. Кнехта по регистровке органной музыки, А. А. Панов отмечает, что указания этого мастера относятся «...в наибольшей степени к музыке эпохи „галантного маньеризма", музыке гомофонно-гармонического склада, нежели к полифоническим произведениям первой половины XVIII века» [1, с. 121]. Из общей суммы отдельно рассмотренных и прокомментированных А. А. Пановым исторических работ старинных немецких авторов (композиторов, органостроителей и исполнителей, оставивших рекомендации по регистровке и исполнению тех или иных сочинений на конкретных инструментах) в итоге складывается целостная картина взаимо-

действия науки о музыке (теория, эстетика) и практики исполнительского искусства.

В результате тщательного анализа многочисленных и разнообразных профессиональных рекомендаций автором исследования обнаружены музыкально-исторические тенденции в искусстве барочной и постбарочной органной регистровки. В виде точных формулировок такого рода выводы-обобщения завершают изложение отдельных параграфов рассматриваемой книги. Отметим удачную композицию текста исследования: смысловые обобщения (выводы) здесь функционируют как фундаментальная основа научной концепции — многоаспектной, эстетически неоднородной, многоярусной панорамы регистровых соединений в органной музыке XVII-XVIII столетий, картины, содержащей истоки будущих открытий последующей эпохи романтизма.

Основные проблемы регистровки в немецкой музыке XVII-XVIII вв., осмысленные автором исходя из эстетических и художественных установок данной эпохи, стиля, композитора, исполнителя, органостроителя, становятся актуальными с позиций современности. В этом проявляется фундаментальный научный метод органной школы — универсализм, базирующийся на историческом изучении процессов музыкального исполнительства, музыкального мышления.

Изложенные в жанре лекций параграфы книги А. А. Панова отличаются информативной и аналитической содержательностью. Представлены диспозиции конкретных исторических органов, подробно описаны конструктивные составляющие инструментов, специфика звучания отдельных труб, сочетаний регистров, состояние динамического баланса мануалов и педали. Отмечается, что баланс не может быть нарушен в немецком органе XVII-XVIII вв.; прослежены нюансы в интерпретации связанной с названными реалиями специальной терминологии.

Автор книги обращается к дошедшим до нас (часто изученным впервые) сравнительно немногочисленным высказываниям теоретиков и композиторов Германии, Австрии и Голландии по выбору наиболее благозвучных, оптимальных регистров для адекватной передачи предполагаемого композитором

аффекта в произведении того или иного жанра. В книге сделан вывод о решающей роли конкретных регистровых комбинаций при исполнении немецкой органной музыки того времени. Автор разделяет убеждение мастера Юстина Генриха Кнехта (1752-1817), создателя двухтомной «Органной школы» (1796), о том, что «.. .выбор того или иного сочетания регистров зависит от конкретных особенностей (конструкция труб, интонировка, мензура и т. п.) в отдельно взятом конкретном инструменте» [1, с. 108].

Впечатляющий научный аппарат исследования А. А. Панова включает 94 наименования разноязычных источников — трактатов, статей, словарей, энциклопедий. Автор упоминает в книге работы таких авторов, как Я. Шерер (ок. 1558), М. Экштайн (1568), М. Век-ман (1666), А. Веркмайстер (1698), Ф.-Я. Бёд-декер (1701), Т. Агадони (1701), И. Б. Замбер (1707), И. Г. Х. Трост (1733), Г. Ф. Кауфман (1733-1736), Д. М. Гронау (174?), И. Ф. Агри-кола (1757), Й. Габлер (1759), П. Строле (1763), М. И. Ф. Видебург (1767), Я. Адлунг (1768), И. Ф. Долес (177?), И. С. Петри (1782), И. Хесс (1772), Д. Г. Тюрк (1787), И. К. Ф. Рельштаб (1790). Освещенные в трудах вышеназванных авторов принципы регистровки немецкой органной музыки ХУ11-ХУ111 вв. подробно, всесторонне рассмотрены А. А. Пановым, неизменно основывающимся на хронологически-контекстуальном методе анализа научных материалов и документов. Изложенные в книге сведения, бесспорно, потребовали тщательной работы ученого с трактатами о старинной музыке (немецкой, французской, шведской, голландской), многочисленными каталогами, нотными изданиями и композиторскими комментариями к этим изданиям (большая часть этих материалов в отечественных исследованиях подробно до настоящего времени не рассматривалась). Диапазон «работающих» в книге А. А. Панова научных текстов отнюдь не исчерпывается отмеченными источниками, но, свидетельствуя об огромной научной эрудиции автора книги, существенно расширяется благодаря обзору и критическим оценкам современных публикаций по проблемам исторического исполнительства на старинных клавишных инструментах. К таким работам относятся: монография Ритчи и Стауфера

«Старинная и современная органная техника» (2000), исследование Н. Копчевского «Кла-вирная музыка. Вопросы исполнения» (1986), книга Х. Лепнурма «История органа и органной музыки» (1999), монография Л. Ройзмана «Орган в истории русской музыкальной культуры» (2001).

Анализ регистровых сочетаний в немецкой органной музыке ХУ11-ХУ111 вв. — продолжительного музыкально-исторического периода, отмеченного многочисленными стилевыми контрастами, — придает книге А. А. Панова музыкально-историческую научную ценность. Необходимо еще раз подчеркнуть значение рассматриваемой работы в связи с довольно ограниченным числом исследований по проблемам органной реги-стровки в немецкой музыке ХУ11-ХУ111 вв. в нашей стране. Эта книга содержит проверенную и точную информацию, подкрепленную ссылками на конкретные исторические документы. Научная ценность данной работы состоит также и в том, что автор дает компетентные комментарии некоторых аспектов, актуальных в связи с изучением проблем ре-гистровки в старинной немецкой органной музыке, прежде всего терминов и понятий. Как отмечает автор, фактически все термины, использовавшиеся в старинных рукописях и словарях, стали в ХУ111 в. полисемантическими (в особенности сказанное касается специальной органной и органостроительной лексики).

Музыкантам-практикам, специализирующимся в области интерпретации старинной музыки, преподавателям-лекторам, студентам и аспирантам музыкальных вузов и колледжей необходимо иметь отчетливое представление об инструкциях по применению регистровых сочетаний при игре на конкретном историческом органе. Этот тезис развит и утвержден в книге А. А. Панова. На фоне музыкально-теоретических документов исследователем показан устойчивый статус нормативных правил регистровки конкретных исторических органов — сложнейших инженерно-технических сооружений, нередко весящих десятки тонн и включающих десятки тысяч деталей.

В книге приведены документально подтвержденные факты, свидетельствующие

о том, что органисты далекого прошлого были тесно связаны с органостроением, сами обслуживали свой инструмент, выступая в том числе и в качестве органных экспертов. Исследовав de visu многочисленные примеры диспозиций отдельных исторических органов, А. А. Панов отмечает, что за период XVII — первой половины XVIII вв. инструкции по применению регистровых сочетаний при игре на органе оставались довольно стабильными; изменения, происходившие в данной сфере, были связаны, по мысли автора, с всеобщим распространением эстетики и стиля галантного маньеризма во второй половине XVIII в. [1, с. 15, 152].

Особый интерес автор проявляет к возникновению новых явлений — изменению качественного состава голосов регистров и труб; появлению в органных диспозициях все новых и новых голосов, изощренных конструкций труб. Одновременно с увеличением количества лабиальных 8-футовых (в особенности так называемых штрайхеров) и язычковых регистров автор отмечает произошедшее уменьшение к первой половине XVIII в. количества рядов микстурных регистров. В орга-ностроительной практике середины XVIII в. исследователь констатирует полное исключение из исполнительского обихода характерных для немецкого органа эпохи раннего барокко микстур со многими десятками труб, приходящимися на каждую ноту.

Убедительно логическое заключение: эстетика галантного маньеризма уже не требовала столь разнообразного и богатого набора всевозможных вспомогательных устройств и механизмов, которыми славился немецкий орган эпохи высокого барокко. Привлекает внимание идея автора книги о звуковой палитре немецкого органа постройки второй половины XVIII столетия, которая уже мало чем напоминала звучание, например, северогерманских органов времен Брунса или Букстехуде. На протяжении всего исследования А. А. Пановым тщательно прослеживаются аспекты благозвучия при регистровых комбинациях, возможности каждого конкретного исторического органа в отдельно взятом помещении, с учетом величины акустических ревербераций.

Широта диапазона изученных проблем органной регистровки, их глубокое теоретическое осмысление позволяют считать кни-

гу А. А. Панова методически универсальным исследованием, которое формирует у современных музыкантов целостное представление о практике исполнения на историческом органе музыки XVII-XVIII столетий. Книга открывает доступ к приобретению глубокого знания рекомендаций музыкантов далекого прошлого, к умению применять эти профессиональные указания на практике. Содержание исследования позволяет исполнителю на историческом органе по-новому осмыслить актуальность идей крупного музыканта второй половины XVIII в. И. А. Хиллера: «При оценке нового инструмента органист-исполнитель ни в коем случае не должен ограничиваться простым прослушиванием звучания его регистров, но должен взять ручные циркули и проверить мензуру каждой трубы, в каждом регистре, как на фасаде, так и внутри органа. Ему следует также проверить, как (пропорционально или нет) расположены лабиумы, каково их продольное и поперечное сечение и т. д. ...» [13, S. 108-110]. В смысле практическом и теоретическом, «взяв ручные циркули», исследователь исторической традиции органного искусства А. А. Панов создал новый серьезный научный труд, посвященный проблеме выбора регистровки при исполнении немецкой старинной органной музыки.

Литература

1. Панов А. А. Регистровка в немецкой органной музыке XVII-XVIII веков. Лекция по истории органного искусства. Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 160 c.

2. Панов А. А. Принципы регистровки во французской органной музыке XVII-XVIII столетий. Казань: Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова, 1993. 49 с.

3. Панов А. А. Семантика немецкой органной терминологии XVII-XVIII вв. Казань: Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова, 1996. 213 с.

4. Зарецкий Д. Ф., Панов А. А., Кравчун П. Н. Органы Санкт-Петербургской консерватории // Органное искусство. 2007. Вып. 4. С. 35-54.

5. Панов А. А. Терминология и регистровка в немецком органном искусстве барокко и галантного маньеризма. Казань: Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова, 2003. 592 с.

6. Панов А. А. Практика немецкого органиста XVII-XVIII столетий в зеркале исторических документов: дис. ... д-ра искусствоведения / Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. М., 2006. 733 с.

7. Панов А. А. О возникновении органной педали в Германии. Историко-библиографиче-ский очерк // Музыковедение. 2006. № 5. С. 65-68.

8. Панов А. А. «Компетентность в органо-строении и содержание своего инструмента в хорошем состоянии» (Д. Г. Тюрк о «наиважнейших обязанностях органиста») // От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация. Сб. ст. / отв. ред. С. В. Грохотов. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2010. С. 111-127.

9. Панов А. А. Grand Jeu и (Grand) Plein Jeu: новое прочтение в начале XIX века? // Вестн.

С.-Петерб. ун-та. Сер. 15. Искусствоведение. 2011. № 3. С. 3-6.

10. Панов А. А., Розанов И. В. Florilegium Primum Георга Муффата: перевод и комментарии // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 15. Искусствоведение. 2011. № 4. С. 151-156.

11. Панов А. А., Розанов И. В. Exquisitoris Harmoniœ Instrumentalis Gravi-Secundœ Selectus Primus Георга Муффата: перевод и комментарии // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 15. Искусствоведение. 2012. № 1. С. 180-195.

12. Panov A. A. Jérôme-Joseph de Momi-gny and the Classical French Organ Registration // Journal of the Royal College of Organists. 2012. N 5.

13. Wöchentliche Nachrichten und Anmerkungen die Musik betreffend / Hrsg. J. A. Hiller, J. W. von Göthe. Leipzig: Im Verlag der Zetungs-Ex-pedition, 1766-1767.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.