Научная статья на тему 'К истории московских больниц во время отечественной войны 1812 г'

К истории московских больниц во время отечественной войны 1812 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКИЕ БОЛЬНИЦЫ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / MOSCOW HOSPITALS / MEDICAL HELP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Блохина Наталия Николаевна

В статье описывается какую медицинскую помощь могли оказать врачи, оставшиеся в оккупированной Москве в 1812 г., русским раненным и больным, а также их самоотверженность и доброделание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Towards the History of Moscow Hospitals During the Patriotic War of 1812

The article describes the medical help which could have been provided by the doctors who stayed in besieged Moscow in 1812 to the sick and wounded Russians, as well as the selflessness of and doing good by those doctors.

Текст научной работы на тему «К истории московских больниц во время отечественной войны 1812 г»

К ИСТОРИИ МОСКОВСКИХ БОЛЬНИЦ ВО ВРЕМЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г.

Н.Н. Блохина*

В статье описывается какую медицинскую помощь могли оказать врачи, оставшиеся в оккупированной Москве в 1812 г., русским раненным и больным, а также их самоотверженность и доброделание.

Ключевые слова: московские больницы, медицинская помощь.

The article describes the medical help which could have been provided by the doctors who stayed in besieged Moscow in 1812 to the sick and wounded Russians, as well as the selflessness of and doing good by those doctors. Keywords: Moscow hospitals, medical help.

Вступление наполеоновских войск в Москву осенью 1812 г. привело к тому, что при эвакуации больных госпитальные служащие, как правило, уходили вместе со всеми. Среди тех, кто остался в Москве, был и главный лекарь больницы для бедных Христофор Федорович Оппель (1768-1835) [1]. При оставлении русскими войсками Москвы эвакуировались в основном солдаты и офицеры, раненые во время Бородинского сражения. В отношении больных из неимущих слоев сохранялась надежда, что французы не тронут их, так как незадолго до событий 1812 г. в Женеве было подписано соглашение о нейтральности врачебного дела. Число раненых оставленных русской армией при отходе от Москвы, остается в точности неизвестным. Начальнику штаба наполеоновской армии маршалу Бертье было направлено с офицером Акинфовым за подписью Кайсарова письмо, которым фельдмаршал М.И. Кутузов поручил заботам врага тяжелораненых, оставленных в Москве [2].

Французские оккупационные власти распорядились в «Больнице для бедных» организовать госпиталь для своих больных на 300 человек, а всех (132 человека) находившихся в больнице русских поместили в Старо-Екатерининскую больницу и в находившееся рядом с больницей здание Александровского Института.

3 сентября 1812 г. в Москве начался пожар, и быстро распространяемый ураганом, стал угрожать всему городу. В эти страшные дни в «Больнице для бедных» нашли убежище многие москвичи, здесь они спасались от пожаров, грабежей и насилия. Огонь стих только в субботу 7 сентября.

* ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья» РАМН, г. Москва

Блохина Наталия Николаевна - к.м.н., старший научный сотрудник, otdelistorii@rambler.ru

С 4 сентября было объявлено о том, что «Московская больница для бедных» становится французским госпиталем и в нее стали поступать раненые французы. Старший лекарь К.А. Щировский, штаб-лекарь М.К. Рожалин, лекарь С.А. Стрелецкий и аптекарь Шрендер, возглавляемые Х.Ф. Оппелем, принуждены были заниматься лечением больных и раненых французов. Х.Ф. Оп-пелем отмечал, что «Больница для бедных» становилась неопрятной, зараженной нечистым воздухом, без необходимого великого недостатка и питания и лекарств.

Надзор над госпиталем осуществляли главные доктора французской армии барон Деженэ и генерал-хирург Д. Ларрей. По свидетельству Оппеля, французы были довольны больничными порядками и всем персоналом, а генерал Нарбони обещал доложить об этом Наполеону и предложил выхлопотать главному доктору Оппелю и его сотрудникам жалованье, но они отказались от этого предложения.

Х.Ф. Оппель постарался организовать перевязку русских раненых в Александровском Институте, несмотря на то, что ни медикаментов, ни припасов не было в необходимом наличии. В связи с трудностями с продовольствием служащие при больнице и лекари отдавали часть французского провианта русским раненым и больным. Многие больные из Института ходили в больницу на перевязки. Для ухода за тяжелыми больными Х.Ф. Оппель командировал в Институт штаб-лекаря Ф.Н. Стронова, к которому позднее добровольно присоединились штаб-лекарь И. Оберлинг и лекарь Медико-Хирургической Академии Шитц.

В Шереметевском Странноприимном доме оказывалась необходимая медицинская помощь раненным, доставленным после Бородинского сражения. Незадолго до оставления французам Москвы, в нем размещали русских раненых офицеров. При вступлении неприятельских войск в Москву Странноприимный дом был разграблен, но узнав, что это благотворительное учреждение прекратили грабежи. В здании был развернут госпиталь, в котором было размещено до 800 раненых французов и их было так много, что не хватало кроватей - они располагались и на полу в несколько рядов. К 2 сентября Странноприимном доме оставались 10 раненых русских офицеров, но они были изгнаны неприятелем. Но, в то же время есть сведения, что французские врачи лечили как своих, так и русских раненых и больных.

По свидетельству главного хирурга наполеоновской армии Ж.Д. Ларрея Шереметевская больница выделялась архитектурой (один из французских вра-

чей упоминал, что она была похожа на дворец), хорошим внутренним расположением помещений, а коридоры и палаты содержались в большой чистоте. Также он отмечал, что гражданские и больничные учреждения, ставшие военными госпиталями, были достойны наиболее цивилизованного народа в мире.

В Московской Голицинской больнице к моменту вступления неприятеля в Москву оставались: эконом Х. И. Цингер, его помощник А. М. Анкулинов, аптекарь Л. П. Винтер, надзиратель по дому Томме, лекарские и аптекарские ученики, старший писарь Ф. Н. Щербаков, певчие, повара и прочая прислуга. В последних числах августа оставшиеся в Москве перенесли все запасное белье, церковную утварь, картины и другое имущество в кладовые флигелей, заделали кирпичами, заштукатурили и закрасили их под цвет коридорных стен.

После отступления французов из Москвы доктор Х.Ф. Оппель со своими помощниками принял меры к восстановлению лечебного процесса и «Больница для бедных» вновь открыла свои двери для неимущих. Его начинанию последовали и в других московских больницах - Шереметевская, Голицинская и Павловская, в которых также постарались как можно быстрее принять болеющих жителей Москвы.

Литература

1. Блохина Н.Н. Московский врач Х.Ф. Оппель и его роль в становлении отечественного среднего медицинского // Советское здравоохранение. - 1987. - № 6. - С. 6871.

2. Попов А.Н. Французы в Москве в 1812 г. // Русский архив. - 1876. - № 2. - С. 233.

К ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ РАНЕНЫМ ПРИ БОРОДИНСКОМ СРАЖЕНИИ

Н.Н. Блохина*

В статье собраны сведения об организации медицинской помощи раненным в 1812 г. и в частности при Бородинском сражении. Освещена деятельность во время военных действий ряда выдающихся медиков того времени. Ключевые слова: перевязочные пункты, госпитали.

The article gives information about medical help provision to the wounded in 1812, and at the Battle of Borodino, in particular. It deals with the activity of some prominent medics of that time during the hostilities. Keywords: dressing stations, hospitals.

* ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья» РАМН, г. Москва

Блохина Наталия Николаевна - к.м.н., старший научный сотрудник, otdelistorii@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.