ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXXIV (№ 34, 2017)_
© Омарова У.А.
МИД РК
К ИСТОРИИ КАМБОДЖИЙСКИХ ЧАМОВ: конец XIII - начало XIV веков
Главным элементом сохранения этнической идентичности чамов - национального меньшинства Камбоджи, является Чам-па - их родина, некогда располагавшаяся на берегу ЮжноКитайского моря (совр. Центральный Вьетнам). Расселившись по всей ЮВА и, в частности, по территории Камбоджи, чамы идентифицируют себя с Чампой, своей «утраченной родиной», дабы «примкнуть к одной цивилизации»1. По словам Юбера, Чампа всё ещё ждет своих бесстрастных исследователей: «Чампа ... 700 лет была загадочной, 1000 лет разрушалась и 300 лет была забытой»2.
Историю чамов зачастую пытаются исследовать исключительно в опоре на вьетнамские источники, хотя, по мнению автора, существуют и другие материалы, например, о нашествии с территории современного Казахстана «монгольских» войск во главе с Согету Аль Джалаири из рода джалаиров . Эти факты не включены в историю «падения» Чампы, хотя записки Чжоу Дагуана4, содержат предположения о связи «монголов» с Камбоджей, и вообще с Чампой, о чем говорится в биографии Согету Аль Джалаири в китайской хронике «Юань Ши» 5.
Хроники «Юань Ши» были положены в основу книги Ж. Масперо6 «Королевство Чампа» (1928 г.), в которой история Чампы излагается по династийным периодам. О поражении Чампы в 1471 г. он написал: «.здесь кончается история Чам-пы»7, хотя королевство Чампа (в разных формах зависимости от вьетов) существовало вплоть до 1832 г. (или 1835 г.).
Военные столкновения между чамами и чингисидами (из династии Юань) происходили несколько раз при поддержке Хулагухана (родного брата Хубилая), который основал «династию Джалаиров» (впоследствии она стала именоваться «Аль-Ханами», - «подчиненные хану») и помогал Хубилаю в завоевании Южного Китая. Отметим, что империя Хубилаидов
контролировала большую часть Евразии, включая Тибет и Среднюю Азию. Имеются сведения, что в 1314 г. великий хан Аюрбарваде (кит. Жень-Джон), после смерти Тохты назначил
о
ханом улуса Джучи Узбекхана , что говорит о влиянии династии Юань на Золотую орду. До завоевания Чампы Хубилай-хан подчинил себе Камбоджу (мон-кхмеров) и территорию современных Мьянмы и Таиланда.
Начальный этап войны Чингизидов на юге Китая был ознаменован взятием Наньчжао (на территории соврем. провинции Юньнань) в 1252 г. Еще при жизни великого хана Мун-ке Хубилай завоевал Дали (столица Юньнани) и Туфан (Тибет), а затем Дайвьет9 и некую страну «И» («на границе Дайвьета с Китаем»)10. После завершения военной операции против Наньчжао Хубилай остался там, и в 1257 г. отправил на юг свое войско под командованием Урянхатая11, сына знаменитого полководца Субудая (Субэдэя) для удара в тыл южно-китайской империи Сун. Урянхатай взял с собой своего сына Аю (или 12
Ачу) . «Урянхатай и его сын Ачу направились в Дайвьет с
13
тринадцатитысячным войском» .
В 1257 г. был взят Тханглонг (позднее названный Ханоем), как писали Христофор и Дельгадо, благодаря многочисленной армии столица вьетского государства была захвачена быстро. «В этой битве Чаны использовали боевых слонов. Аю приказал своим стрелкам стрелять в ноги слонов. Животные оказались в панике и вызвали беспорядки в армии Чанов, и император Тхай Тон из династии Чанов бежал на удаленный остров.... Он [Аю] вырезал население города»14.
Гроссет отмечает, что войско Урянхатая несло потери из-за жары, эпидемий и противостояния местного населения, но когда правитель Дайвьета «император Тхай Тон, признал суверенитет Монгольской империи, Урянхатай вывел свои войска»15. Между тем, в результате завоевания Чингизидами империи Сун в 1278-1279 гг., некоторые бывшие чиновники чанов бежали в Аннам16 и Чампу. Преследуя короля вьетов в Чампе, как пишет Дельгадо, «в 1280 г. губернатор Кантона (Гуанчжоу) Согету Джалайри был направлен в столицу Чампы Виджайю (совр. Куинён) с требованием сдаться без боя. Король чамов
17
Индраварман V признал верховенство Великого Хана» . Счи-
тается, что, услышав согласие Индравармана V сдаться без боя, Хубилай18 присвоил ему высокое звание «принца второй степени» и отправил посольство во главе с Согету с большим подарком и деньгами для приобретения боевых лошадей19.
Первым требованием великого хана было явиться ко двору в доказательство вассальности. Однако двор короля чамов в течение целого года молчаливо отказывался от такого визита и затем переехал в местность вдоль горной цепи Чыонгшон (Аннамские горы) к западу от Виджайи, что означало, что чамы полностью подчиниться монголам не желают. Тогда Хубилай отозвал присвоенный Индраварману V титул и, как пишет Дельгадо, «в 1282 году, Согету возглавил морское вторжение в Чампу в составе 5000 человек и 100 кораблей, потому что большинство судов династии Юань сильно пострадало в результате неудачных экспедиций в Японию, и собрать флотилию большего размера не представлялось возможным»20.
При взятии столицы Чампы Виджайи во главе войск Ху-
21
билая стоял генерал Согету Аль-Джалаири , который погиб в 1285 г. после взятия Чампы и вторжения в Дайвьет, помогая сыну Хубилая на севере страны22. Его сопровождали: Урянха-тай, сын Субудая, завоеватель Юэнани (Дайвьет); Ачу, сын Урянхатая, завоеватель империи Сун; Насреддин, наместник в Юньнани; Омар, командующий флотом в дельте Красной реки (Хонгха), а позднее в Южно-Китайском море; Ахмед, высший чиновник в имперской администрации (аналог канцлера или премьер-министра). По мнению автора, данные факты подтверждают тесную связь войск Хубилая с Центральной Азией, в частности с территорией Казахстана.
Согету успешно захватил столицу Чампы — Виджаю, разделил страну на две части и стал губернатором провинции Ви-
23 24
джая . Но король Индраварман V не сдался и бежал с наследным принцем Хариджитом (кит. Пу Ти), избегая столкновения и пытаясь захватить Согету в горах25.
В «Юань Ши» подробно описывается этот второй случай захвата Чампы, вернее чамской цитадели Мучэнг (совр. г. Куи-нён) в начале 1283 г. под командованием генерала Согету из Гуанчжоу26.
Прежде чем начать наступление на цитадель, Согету решил использовать тактику перемирия. Для этого он послал двух офицеров высокого ранга (капитана Чу Ченг Фу и сотника
27
Ку Фу), которых чамы не приняли . Затем Согету направил Сулеймана (Со-лю-мо), ранее ведшего переговоры с Камбоджей. Тот сообщил, что город хорошо укреплен, цитадель перестраивается для обороны и готовится к войне. Также сообщалось, что на его стенах стоят около сотни пушек арабско-персидского производства. Король Индраварман V отверг все семь предложений Согету о капитуляции, требуя, чтобы на переговоры к ним пришел сам Согету (это произошло в январе 1283 г. - У.О.)28. Оскорбленный Согету дал команду войскам начать атаку цитадели Мученг с трех сторон. Чамы, разделившись также на три части, в составе 10 000 человек (в биографии Согету говорится, что их было 200 000 чел.) вышли с развернутыми знаменами под удары барабанов, на десятках слонов29.
Бой продолжался шесть часов, и к вечеру чамы начали отступать. Король Индраварман V, видя свое поражение, особенно после смерти командующего Ен Хиен-Илана, дал команду сжечь все продукты на складах и оставил дворец30. Монголы вошли в цитадель и убили тысячи людей, участвовавших в войне. На третий день Согету достиг расположения короля в юго-восточной части города и был готов дать последний бой, но получил письмо чамов о капитуляции. Поверив в искренность чамского короля, Согету отпустил его посла, сказав, что он принимает капитуляцию и прощает, при условии, если король предстанет перед ним лично31.
Но, оказалось, что чамский король и не думал сдаваться. Однако, боясь победителя, на следующий день он послал дядю по линии матери по имени Пао Тому-ху с дарами и письмом, где сообщалось: «король хотел прийти сам, но этому помешала его болезнь, так что придет его сын, наследный принц Пу
Ти»32.
Поняв хитрость короля, Согету хотел отказаться от дани, но по просьбе Пао Тому-ху, воздержался. Что касается наследного принца Пу Ти, то он также не пришел к Согету, послав вместо себя двух своих братьев (четвертого и пятого сыновей Индравармана V), которые сообщили, что наследный принц
умер от раны, полученной во время битвы, и что их отец жив,
33
но не в состоянии прийти лично .
Для проверки этого сообщения Согету послал трех офицеров, которых встретил и отправил обратно Пао Тому-ху, сказав одному из монгольских офицеров (по имени Це Цюн), что ни Индраварман, ни наследный принц не придут к монголам, что они живы. Он пообещал, что сам придет к Согету и сдаст Индравармана и наследного принца в обмен признания его статуса и права «быть одетым в цветную рубашку первого клас-са»34. Однако, через несколько дней после этого к Согету пришла группа монголов, проживавших там давно и сообщивших, что их преследует чамская королевская армия (3000 солдат), которая находится на северо-западе Виджайи в горах Иа-Хеу. По их словам, Индраварман V обратился за помощью в Дайвьет, Камбоджу и на Яву, чтобы бороться против монго-
35
лов .
Эти сообщения не совпадали со сведениями Пао Тому-ху, который говорил, что его племянник находится в плачевном состоянии. При этом он предложил послать во все провинции (всего 12) людей под его руководством, чтобы установить власть монголов. Он назвал пришедших с новостями монголов дезинформаторами и приказал их наказать36.
Согету согласился и дал ему 100 человек под руководством своего представителя, чтобы объехать провинции. Однако в одной из провинций, узнав, что король находится в Иа-Хеу и собрал более 20 тысяч человек, что намного превышало армию Согету, и ещё ждет подхода новых сил для контратаки, Пао Тому-ху сбежал к своим37.
Видя преобладающую силу чамов, Согету, находившийся на расстоянии 20 км от цитадели Мученг, решил отступить. Но в пути он встретился с чамскими силами сопротивления и потерял большую часть своей армии38.
Отметим, что об этом случае сообщается и в другом месте «Юань Ши», где описывается баталия монголов с чамами у канала Таланг в 1283 г.39. Как бы то ни было в действительности, но отступление войск Согету в данной ситуации и попадание в засаду вызывает недоумение у западных исследователей40.
Вернувшись в цитадель 14 июня 1283 г., Согету приводит её в порядок, как и близлежащие дворцы: Лиеукин, Лиеукиуан, Иоионг. Он устанавливает в них охрану и начинает подготовку кораблей к возвращению на родину41. Отметим, что здесь в источниках говорится не о короле Индравармане V, бежавшем в горы, а о Пу Ти. По результатам современных исследований выянилось, что сын чамского короля Хариджит (Пу Ти) возглавил партизанскую войну в населенных пунктах в течение сле-
42
дующих нескольких лет .
Между тем монголы строили защитные сооружения, привели в порядок рисовые поля, подчинили себе население округов О и Ли (Ри) (кит. Няо Ли), Вьетли (кит. Юэ-И), а также горские племена, считавшиеся «дикими»43. Однако все эти успехи не были надежными. Король оставался недосягаемым в своих горах и готовился к реваншу, поэтому генерал находился в состоянии тревоги.
Полученная от Хубилая в 1283 г. поддержка была недостаточной. Дополнительная армии из 15 тысяч солдат под командованием Али Хай-Иа44 была неспособна воевать на суше, поскольку состояла из заключенных и убийц. Среди солдат и офицеров было распространено дезертирство45.
Между тем, подкрепление армии, прибывшее в начале 1284 г. на 200 судах от А-Та-хая46 и флот адмирала Омара (кит. Ху-Ма-ул47) и Ху-Ту-ху (кит. Тутуха Хутухту или Тутуха) -один из полководцев Хубилая, явилось с опозданием - у канала Шу-Мей Лиен уже горел лагерь Согету. Это подкрепление так и не приняло участия в сражениях.
Между прочим, отметим, что ученый Б.Э. Молдобаев считает, что подвиги киргизского эпического героя Манаса связаны с исторической личностью юаньского генерала Тутуха, который в 1292-1293 гг. кроваво подавил восстание енисейских кыргызов. Тутуха, так же как и полководец Уранхай, сын Су-будая, был верным проводником политики юаньских импера-
48
торов на юге Сибири, в Китае и Юго-Восточной Азии48.
В «Юань Ши» описывается, что после Согету войну с чамами продолжил его заместитель Лю Цюн Цин со званием Ван-Ху в местности Шри Баной, где он, якобы, узнал, что Согету отплыл от этого берега в Китай49. Ван-Ху вызвал короля
чамов на встречу в качестве побежденного, на что чамский король ответил отказом, сославшись на то, что « .армия Согету уничтожила страну и нести победителю в качестве подарка нечего, и что король в следующем году пошлет своего сына с подарками»50. Современные ученые считают, что в 1284 г. это мог быть монгольский военачальник Хутухту, который заключил с Индраварманом V почётный мир и покинул страну, хотя в «Юань Ши» об этом не говорится.
«Юань Ши» сообщает, что в начале 1284 г. король чамов, минуя монголов (когда ещё Согету был в Чампе), посылает Ху-билаю своего внука Ци-ту Лиле с подарками в знак признания
51
его власти , а через 3 месяца посылает карту своей страны. Уже через месяц после этого чамский король направляет посольство из 18 человек с 3 слонами с просьбой отозвать войска в обмен на признания верховенства власти монголов.
Однако, несмотря на эти посольства и признания поражения, все оставалось по-прежнему, то есть расположившийся в горах король ни на шаг не подпускал к себе монгольских солдат, которые страдали от непривычной жары в условиях влажного тропического климата, болезней и отсутствия продовольствия. Возможно, что Согету знал об этих отношениях (посольствах) и возвратился на родину, чтобы вернуться с новой военной силой в Чампу.
Прибывший обратно Согету представил Хубилаю план наземного вторжения в Чампу через Дайвьет по суше и по воде. План во многом основывался на уверенности Согету в том, что правители Дайвьета (династия Чан^т^ являются монгольскими вассалами. Хубилай одобрил план Согету и решил, во что бы то ни стало направить по суше армию, достаточно сильную, чтобы окончательно подчинить Индравармана и его народ. Но командование армией Хубилай поручил своему сыну Тугану (Согету был вторым командующим)52.
В декабре 1284 г. войско Тугана насчитывало 500 тысяч человек и под командованием адмирала Омара заняло всю дельту Красной реки, но подойдя к столице Дайвьета на расстояние 20 км, армия под командованием Али Хайата потерпела поражение от вьетов. Тугану с большим трудом удалось вывести часть войск обходным путем53. В это же время Согету
вторгся на север Чампы через местности Ботинь, Нгеан, О и Ри, разгромив войско вьетского принца Куанг Кхая. Но, не зная о поражении Тугана и будучи уверенным в его победе, Согету направился к нему, чтобы уничтожить «непокорного» Чан Нян Тонга, поддерживавшего Чампу.
Разбросанные по всем провинциям вдоль берега ЮжноКитайского моря гарнизоны монголов едва могли поддерживать связь между собой. Нехватка продовольствия, непривычный влажный тропический климат Юго-Восточной Азии и повсеместное народное сопротивление чамов и вьетов привели к поражению Согету и его смерти на поле боя с вьетнамской армией. Голову Согету преподнесли вьетскому королю Чан Нян Тонгу. По вьетнамским источникам тот сказал о Согету: «Он был достойным воином». Согету был похоронен как мусульманин со всеми почестями, однако в китайских сведениях приводится лишь факт его смерти54.
Не вникая в дальнейшую историю, отметим, что по китайским сведениям55 Джая Симхаварман III (он же - Хариджит, Пу Ти, Че Ман), не желая дальнейших осложнений, вместе с династией Чанов (Дайвьет-Вьетнам) признали господство Юаньцев-Хубилаидов, до изгнания их из Китая. В истории отмечается, что чамы в качестве вассала приняли участие в подготовке и отправке двух флотов для кампании Хубилая против Явы и других островов архипелага. Однако, Джая Симхаварман IV (вьетн. Ча Чи), сын Джая Симхавармана III, неоднократно входил в военные столкновения с вьетами, поддерживая восстания жителей О и Ли, которые подвергались «вьетнамизации», в 1312 г. он был убит и кремирован, хотя был мусульманином56. Чампа стала провинцией аннамцев и к власти пришел его брат Че Нанг (1312-1318), который не удержался на троне и сбежал на Яву57, оставив власть одному из чамских генералов по имени
58
А-Нан (1318-1342), которым завершается XI династия чамов . В тот период на западных границах Чампы появились Сиамы, о которых говорил Джо Туган (фр. Дагуан)59. Однако, даже до 1471 г., когда было сказано: «...ici finit l'histoire du Champa», были ещё XII, XIII и XIV династии по историографии Масперо.
***
По мнению ряда исследователей, «смертельная рана», нанесенная Чампе войсками во главе с Согету Аль-Джалаири, стала главной причиной, которая позволила вьетнамским силам осуществить тактику «движения на юг» для захвата чамских земель, в результате чего государство Чампа, в конечном счете, было стерто с карты мира, а чамский народ разбросало по всей Юго-Восточной Азии.
1Agnes De Feo, Les Chams, ...au Cambodge//«Horisons», 17 Juin 2006 , - 6.
2 Huber J.-F. L'Art du Champa. Paris, 2005, p. 3.
3 Чхао Чху-Ченг, Распад Монгольской империи, Монография, 2008, Казань с. 89. Тайваньский историк Чхао Чху-Ченг, говорит, что «уделы сыновей великого хана находились в Центральной Азии... Как известно, границы между владениями великого хана Мункэ и Бату находились между реками Талас и Чу [в Казахстане].
4 Китайский дипломат Чжоу Дагуан в 1297 г. почти год повел при дворе короля Индравармана III в Ангкоре, где написал подробный отчет о стране, которую он называет Ченла. Его записки о том, что он видел и слышал в течение этого времени стали основой книги, которая прошла через века в качестве основного источника информации о повседневной жизни в ангкорской империи. Daily Cambodia, 16/05/2016.
5 «Юань Ши» (история династии Юань) содержит в себе изложение событий царствования императоров династии Юань в хронологическом порядке. Она была впервые издана в 1370 г. во время династии Мин и состоит из 270 свитков (цзюаней). Шорник составлен в основном путем компиляции, поэтому в сообщениях «Юань ши» имена и топонимы часто искажаются (транскрибируются) как «иноземные и варварские» для китайца, особенно в отношении «сэму» (мусульман из Cредней Азии и Персии) с нередкими перестановками событий и искажением хронологии]. Особый интерес представляют первая и четвертая части - «Основные анналы императоров» и «Биографии». В них прослеживаются основные политические события. бедует отметить, что китайская традиция рассматривала Монголию, Xубилая и созданную им династию Юань как составную часть Китая, т.е. Монголия и монголы как бы находится «внутри» Китая. (Чхао Чху-Ченг, Чхао Чху-Ченг, Распад Монгольской империи., с.15]
6 Жорж Масперо (1872-1942) - китаевед, сын египтолога Масперо и сводный брат китаеведа Анри Масперо, один из основателей Французской Дальневосточной школы (EFEO).
7
Maspero, G., Le Royaume de Champa, Paris et Br.: G. Van Oest. 1928, р.241.
0
Чхао Чху-Ченг, Распад Монгольской империи... 9Дайвъет (совр. северный Вьетнам^ китайцы называли «Юэнань» (именно это имя было выгравировано на 12 стелах в пагоде Баолам в Хайфоне), который вьеты в 1069 г. официально переименовали в «Дайвъет» (великий Вьет). Однако китайцы и европейцы вплоть до 1949 года употребляли название «Аннам», пока последний вьетнамский император Бао Дай официально не изменил название страны на Государство Вьетнам],
10 Maspero, G., Le Royaume de Champa ..., р. 175. прим. 10.
11 Урянхатай (Урянхадай) (1201-1272) - крупный монгольский военачальник, полководец великих ханов Угэдэя и Мунке, происходивший из монгольского рода джаруд. Урянхай - название ряда этнических групп, проживавших некогда и на современной территории Казахстана, к чему приходят ученые, изучавшие генезис народностей кипчаков, кимаков (уранкай-кимак), сахов (уранхай-саха), которые были близки к сакам Средней Азии и Казахстана (Боло С.И., Прошлое якутов до прихода русских на Лену (По преданиям якутов бывшего Якутского округа). Якутск: Бичик, 1994, с. 128). П.А.Ойунский располагал прародину саха «на востоке или в северо-восточном направлении от Аральского моря» (Ойун-ский П.А., 1962, Якутская сказка, ее сюжет и содержание.// Айымньы-лар. - T.VII. - Якутск, 1962, с. 128-191). С.М. Ахинжанов утверждает, что реальными кимаками были уранхайцы. Кимаки - это народ, построивший огромный каганат «от верхней Оби до Нижней Волги и от низовий Сырдарьи до сибирской тайги в период с IX в. по XI в». (Ахинжанов С.М., Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алма-Ата: Наука,
1989, с.125.
12
Берзин Э.О. Юго-Восточная Азия в XIII- XIV веках. Москва:
Наука,1982, с.75, 169, и 180.
1
Delgado, James P. Khubilai Khan's Lost Fleet: In Search of a Legendary Armada. Vancouver, 2008, р. 240, 579.
14 Christopher, Encycl. of Mongolia and the Mon. Empire. New York, 2004, р.159.
15 Grousset, The Empire of the Steppes. Rutgers Univ. Press, 1970. р. 290; Брюно Дажан, Кхмеры. Москва, 2009, с.26.
16 Аннам - невьетнамское наименование китайской провинции (кит. ^Ш, Ань нань, «умиротворённый юг») со II в. до н. э. в юго-западной части Дайвьета. Это название встречается в 679 г., после завоевания вьетнамского государства Вансуан (6-7 вв.), и после 939 г., когда появилось независимое вьетское государство под названием Дайковьет (позднее Дайвьет). (Maspero, G., Le Royaume de Champa ..., р. 184, со ссылка-
ми на . Дай вьет шы ки тоан тхо, том IV, р.14; Кхам динь Вьет шы тхонг зам кыонг мук, том V, р.12).
1 7
Delgado, James P. Khubilai Khan's Lost Fleet: ..., р. 159.
18
В 1260 г. Хyбилай занял трон, основав династию Юань. Ввел новый календарь жунтон. В 1271 г. переименовал Юань в «Великую империю Юань». В 1272 г. построил город на месте современного Пекина и назвал его «Дайдy (кит. Дадy)», который на тюрко-монгольском языке назывался Ханбалык. В 1276 г. империя Юань объединила все китайские земли. В 1294 г. Хyбилай yмер от тяжелой болезни, после правления в течение 35 лет. Его посмертное имя Ши цзу. 19 Maspero, G., Le Royaume de Champa . , р. 176.
90
Delgado, James P. Khubilai Khan's Lost Fleet: ..., р. 160.
21
Согету - в китайских источниках приводится как «Co-до», у Марко Поло как «Аль-Хан в Персии» (Baron of the great Khaan), в других западных источниках - как Согету Джалаир (Sogetu of the Jalayir) [Pelliot, 1902, p. 140 (со ссылкой на его биографию в Юань Ши: ŒXXIX, 2b-3a
и в Кхам динь Вьет шы тхонг зам кыонг мук, том VII, 35b).
22
Maspero, G., Le Royaume de Champa ..., р. 185. прим. 12.
23
23 Maspero, G., Le Royaume de Champa . , р. 177.
24
Индраварман V (1257-1288) фигурирует в монгольских источниках и у Марко Поло как «король преклонного возраста, который из боязни старался быть в дружеских отношениях с Дайвьетом». «В 1269 г. он подарил королю Дайвьета Чан Тхань Тону белого слона и в 1270 г. отправил ему ещё дань, надеясь на мир для своей страны». (Maspero, G., Le Royaume de Champa ..., р. 174.)
25
Берзин Э.О. Юго-Восточная Азия в XIII- XIVвеках.., с.300.
26 Там же, с.182.
2 7
Maspero, G., Le Royaume de Champa ..., р. 177., прим. 4.
28
Pelliot, Deux itinéraires de Chine., рр. 240-241.
29
29 Maspero, G., Le Royaume de Champa . , р. 178.
30 Ibid.
31 Ibid.
32
Пу Ти - так называли монголы наследного принца. Это будущий король Джайя Симхаварман III (1288-1307), которого вьеты звали Че Ман. Сами чамы звали его Хариджитом, а в «Юань Ши»,ССХ, 55a его именуют Пей Иу Пу Ти. Maspero, G., Le Royaume de Champa ..., р. 179.
34 Finot, Louis, Notes d'epigraphie, BEFEO, III, XV, 2, n.1 1915, p.51, n.1.
35
Maspero, G., Le Royaume de Champa ..., р. 179.
36 Ibid.
37 Ibid.
38
Maspero, G., Le Royaume de Champa ..., р. 181.
39 Ibid.
40 Ibid
41 Ibid.
49
Delgado, James P. Khubilai Khan 's Lost Fleet: ..., р. 159.
43 Maspero, G., Le Royaume de Champa ..., р. 181.
44 Биография Али Хай-Иа (Али Хайат) описывается в «Юань Ши», CXXIX, 61ав-62а/
45 Maspero, G., Le Royaume de Champa ..., р. 182, прим. 2.
46 Биография А-Та-хая описывается в «Юань Ши» CXXIX, 26. (Maspero, G., Le Royaume de Champa ..., р. 182).
47
Биография Ху-Ма-ул описывается в «Юань Ши», XII, 42 б.
48
Молдобаев И.Б., 1995, Манас-историко-культурный памятник кыргы-зов, Бишкек, 1995, с. 130.
49 Maspero, G., Le Royaume de Champa ..., р. 182.
50 Ibid
51 Ibid.
52
Maspero, G., Le Royaume de Champa ..., р. 183.
Берзин Э.О. Юго-Восточная Азия в XIII- XIV веках.., со ссылкой на Бокщанин А.А. Китай ... в XIV- XVI веках. Москва, 1968 с. 45, 303, 304 и на Le Thanh Khoi, L'Histoire de l'Asie du Sud-Est. Paris, 1959, р.185.
54 Maspero, G., Le Royaume de Champa ..., р. 185, прим. 12.
55 Yuan Che. Юань Ши (История Юань) CCX,55a.
56 Finot, Louis, Notes d'epigraphie, BEFEO, III, XV, 2, n.1 1915, p. 636.
5 7
По мнению ученых, побег Че Нанг (или Че Да) на Яву объясняется тем, что его мать Типаза, вернувшись к отцу после смерти мужа Хари-джита, пригласила сына Че Нанг и создала династию, которая существует поныне (Maspero, G., Le Royaume de Champa ..., р. 199).
58 Ibid.
59 Pelliot, Deux itinéraires de Chine en Inde à la fin du VIIIe siècle BEFEO, Том 4 , 1902, рр. 240-242, 321, 332].
53