Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ПЕРИОДЫ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АШХАБАДСКОГО (1948 г.) И СПИТАКСКОГО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ (1988 г.)'

К ИСТОРИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ПЕРИОДЫ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АШХАБАДСКОГО (1948 г.) И СПИТАКСКОГО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ (1988 г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ашхабадское землетрясение / Спитакское землетрясение / чрезвычайная ситуация / Правительственная комиссия / гражданская оборона / органы государственной власти / Ashgabat earthquake / Spitak earthquake / emergency situation / Government Commission / civil defense / government authorities

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Багдасарян Артем Олегович, Арутюнян Айрапет Сеникович

В статье представлен сравнительно-исторический анализ действий органов государственной власти по организации ликвидации последствий Ашхабадского (1948) и Спитакского (1988) землетрясений. На основе проведённого исследования предпринята попытка проследить влияние полученного опыта на развитие отечественной системы гражданской обороны. Показано, что оба землетрясения сопровождались массовыми разрушениями, гибелью десятков тысяч человек, нарушением работы промышленности и инфраструктуры. Кроме того, имела место известная дезорганизация работы органов управления. Отмечается, что при реагировании на чрезвычайные ситуации были задействованы ресурсы всей страны. Все советские республики прилагали огромные усилия по оказанию помощи и проведению спасательных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE HISTORY OF CIVIL DEFENSE IN PERIODS ELIMINATION OF THE CONSEQUENCES OF THE ASHGABAT (1948) AND SPITAK EARTHQUAKES (1988)

The article presents a comparative historical analysis of the actions of government authorities to organize the liquidation of the consequences of the Ashgabat (1948) and Spitak (1988) earthquakes. Based on the conducted research, an attempt was made to trace the influence of the experience gained on the development of the domestic civil defense system. It is shown that both earthquakes were accompanied by massive destruction, the death of tens of thousands of people, disruption of industry and infrastructure. In addition, there was a certain disorganization of the work of government bodies. It is noted that the resources of the entire country were involved in responding to emergency situations. All Soviet republics made enormous efforts to provide assistance and carry out rescue operations.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ПЕРИОДЫ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АШХАБАДСКОГО (1948 г.) И СПИТАКСКОГО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ (1988 г.)»

13. Barchukova G.V. Teoriya i metodika nastol'nogo tennisa. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2006.

14. 60.000 komplektov nastol'nogo tennisa // Sovetskij sport. - 1947. - 12 aprelya.

15. Arzanov G., Levchik A. Dlya nastol'nogo tennisa net myachej // Sovetskij sport. - 1950. - 2 fevralya.

16. Gubchataya raketka // Sovetskij sport. - 1955. - 8 sentyabrya.

17. Razvivajte tennis // Sovetskij sport. - 1951. - 6 maya.

18. Ivanov V.S. Nastol'nyj tennis. - M.: Fizkul'tura i sport, 1966.

КАЛИНИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания, Петрозаводский государственный университет (kalinka46@yandex.ru).

ШОМБОЕВА ОЛЕСЯ АЛЕКСЕЕВНА - студентка, Институт физической культуры и спорта, Петрозаводский государственный университет (olesia2206@bk.ru)

KALININA, ELENA A. - Doctor of History, Professor of the Department of Theory and Methods of Physical Education of Petrozavodsk State University (kalinka46@yandex.ru).

SHOMBOEVA, OLESYA A. - student at the Institute of Physical Culture and Sports of Petrozavodsk State University (olesia2206@bk.ru).

УДК 94(47)084.8 + 94(47)084.9 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-1-110-118

БАГДАСАРЯН А.О., АРУТЮНЯН А.С. К ИСТОРИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ПЕРИОДЫ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АШХАБАДСКОГО (1948 г.) И СПИТАКСКОГО

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ (1988 г.)

Ключевые слова: Ашхабадское землетрясение, Спитакское землетрясение, чрезвычайная ситуация, Правительственная комиссия, гражданская оборона, органы государственной власти.

В статье представлен сравнительно-исторический анализ действий органов государственной власти по организации ликвидации последствий Ашхабадского (1948) и Спитакского (1988) землетрясений. На основе проведённого исследования предпринята попытка проследить влияние полученного опыта на развитие отечественной системы гражданской обороны. Показано, что оба землетрясения сопровождались массовыми разрушениями, гибелью десятков тысяч человек, нарушением работы промышленности и инфраструктуры. Кроме того, имела место известная дезорганизация работы органов управления. Отмечается, что при реагировании на чрезвычайные ситуации были задействованы ресурсы всей страны. Все советские республики прилагали огромные усилия по оказанию помощи и проведению спасательных работ.

BAGDASARYAN, AO., ARUTYUNYAN, A S.

TO THE HISTORY OF CIVIL DEFENSE IN PERIODS ELIMINATION OF THE CONSEQUENCES OF THE ASHGABAT (1948) AND SPITAK EARTHQUAKES (1988)

Key words: Ashgabat earthquake, Spitak earthquake, emergency situation, Government Commission, civil defense, government authorities.

The article presents a comparative historical analysis of the actions of government authorities to organize the liquidation of the consequences of the Ashgabat (1948) and Spitak (1988) earthquakes. Based on the conducted research, an attempt was made to trace the influence of the experience gained on the development of the domestic civil defense system. It is shown that both earthquakes were accompanied by massive destruction, the death of tens of thousands of people, disruption of industry and infrastructure. In addition, there was a certain disorganization of the work of government bodies. It is noted that the resources of the entire country were involved in responding to emergency situations. All Soviet republics made enormous efforts to provide assistance and carry out rescue operations.

Изучение истории катастроф имеет не только научное, но и прикладное значение. В современных условиях роста рисков возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера всё большую актуальность приобретают исследования, касающиеся опыта реагирования на различного рода бедствия в прошлом. В связи с этим определённый интерес представляет проведение сравнительного анализа деятельности государственных органов в Советском Союзе с связи с ликвидацией последствий разрушительных землетрясений в Туркменской ССР в 1948 г. и Армянской ССР в 1988 г. Несмотря на то, что эти чрезвычайные ситуации произошли в разных регионах и в разное время, в них можно выделить характерные общие черты.

Ашхабадское землетрясение, произошедшее в ночь с 5 на 6 октября 1948 г., было настолько мощным, что в результате него в течение короткого промежутка времени город оказался по сути разрушенным. По некоторым сведениям, в Ашхабаде было уничтожено около 98 % строений [1, с. 790]. Инфраструктура города оказалась полностью разрушенной. Пострадали более 200 предприятий. При этом, располагавшиеся в столице Туркменской ССР промышленные предприятия обеспечивали выпуск половины всей производимой в республике продукции. Была нарушена работа систем жилищно-коммунального обслуживания. В результате повреждения

водопровода в некоторых районах прекратилась подача воды. Ирригационная сеть была приведена в негодность на 90 %. Электроосвещение города не работало. Возникли очаги пожаров. Определённые разрушения получила транспортная инфраструктура города. Мосты и дороги были повреждены. Железнодорожный вокзал был разрушен. На отдельных участках железной дороги также наблюдались повреждения. Работа аэропорта была парализована из-за образовавшихся трещин на взлётно-посадочных полосах. Прервалась связь в городе, а также с ближайшими населенными пунктами и с внешним миром. Практически город оказался изолированным. Помимо Ашхабада, также сильно пострадали населённые пункты Ашхабадского и Геок-Тепинского сельских районов - 89 в Ашхабадском и 55 в Геок-Тепинском районах [2, с. 59]. Районный центр Геок-Тепе, расположенный в 45 км от столицы, также оказался разрушенным [3, с. 6].

Гибель населения в результате произошедшего землетрясения составила десятки тысяч человек [1.с. 791]. По сводкам ЮНЕСКО, общее число жертв достигало 20 тысяч человек [3, с. 7].

Аналогичная обстановка сложилась в результате Спитакского землетрясения. Стихийное бедствие произошло 7 декабря 1988 г. и охватило обширную область на северо-западе Армянской ССР. В результате, примерно на 40% территории республики были нарушены нормальные условия жизнедеятельности. Население в количестве 965 тысяч человек, проживавших в городах Ленинакане (ныне - Гюмри), Спитаке, Кировакане (ныне - Ванадзор), Степанаване и в 365 населённых пунктах, оказалось в зоне бедствия. Из 94 пострадавших населённых пунктов 60 были полностью разрушены. В Ленинакане - втором по численности городе республики - разрушения составили почти 80%, Спитак был уничтожен полностью. Перестали функционировать 170 промышленных предприятий, было парализовано железнодорожное сообщение, нарушена работа связи. Пострадали 550 тысяч человек и погибли около 25 тысяч [3, с. 19].

Таким образом, каждое из землетрясений сопровождались массовыми разрушениями, гибелью нескольких десятков тысяч человек, нарушением работы промышленности и инфраструктуры. Кроме того, имела место дезорганизация работы органов управления, обусловленная гибелью среди руководства властных структур, личного состава органов правопорядка, спасательных служб, пожарной охраны и медицинских учреждений - тех, кто мог организовать оказание помощи пострадавшим.

Так, в Ашхабаде из 1418 сотрудников МВД погибли 231 (15,6%), из 500 учителей - 86 человек (17,2%), 47 депутатов городского исполнительного комитета, 703 комсомольца из 6464 [2, с. 53-54]. Среди медицинских работников из 1613 человек погибли 277 (17,7%). По другим сведениям, свыше 70% медицинского персонала города Ашхабада оказалось нетрудоспособным: 38% погибли, 30% получили ранения, около 2% находилось в шоковом состоянии. Получил смертельную травму председатель горисполкома Н. Мухамедов [4, с. 94-95]. Потери наблюдались среди руководителей служб местной противовоздушной обороны, около 20% офицерского состава штаба и других работников местной противовоздушной обороны, а также 10-15% личного состава служб местной противовоздушной обороны, групп самозащиты, унитарных и объектовых команд погибли. В итоге, в условиях внезапно возникшей чрезвычайной ситуации местная противовоздушная оборона города была парализована [5, л.л. 231, 240].

Землетрясение в Армянской ССР также сопровождались дезорганизацией системы общественного и хозяйственного управления в зоне бедствия, выходом из строя местных органов управления [6, с. 38]. Были потери среди личного состава формирований гражданской обороны, предназначенных для реагирования на подобные чрезвычайные ситуации. Так, потери медицинской службы в зоне землетрясения составили не менее половины от ее сил и средств (5060 %). Среди медицинского состава имелись санитарные и безвозвратные потери. У большинства погибли или пропали без вести родственники [7, с. 8].

Поскольку работа системы связи в результате землетрясений была нарушена, проследим, каким образом была доведена до руководства страны информация о произошедших чрезвычайных ситуациях.

О землетрясении в Туркменской ССР информация поступала из различных источников: из воинских частей, подразделений МВД, учреждений связи, транспорта и пр. Однако их сообщения носили противоречивый характер, что не позволяло определить реальные масштабы чрезвычайной ситуации [4, с. 95]. Одно из первых сообщений о бедствии было передано радистом одной из воинских частей, дислоцировавшейся в Туркменской ССР. Узнав о землетрясении, командующий

округом генерал армии И.Е. Петров, в свою очередь, доложил об этом главнокомандующему сухопутными войсками маршалу И.С. Коневу и начальнику Генерального Штаба маршалу А.М. Василевскому. Он сообщил, что в Ашхабаде произошло сильное землетрясение, связь с городом отсутствует и, что в 9.30 он убывает к месту происшествия для уточнения обстановки [8, с. 24-25]. Помимо радиста из воинской части сообщение о землетрясении поступило от бортмеханика находившегося в Ашхабаде московского самолета Ил-12. Аналогичное сообщение было получено аэропортом г. Баку от находившегося в Ашхабаде самолета Ли-2 [3, с. 8]. Сообщения о землетрясении поступали в Главное управление погранвойск СССР из воинских частей [9].

Чтобы сообщить о произошедшем, утром 6 октября руководством Узбекистана была направлена специальная группа связи за пределы города. Сообщение было передано в г. Мары по уцелевшей телефонной линии. В нём сообщалось о необходимости оказания срочной помощи [10]. Сам первый секретарь ЦК КП (б) Туркменистана, председатель Верховного Совета Туркменской ССР Ш.Б. Батыров выехал в воинскую часть, чтобы сообщить в Москву по радио о случившемся. Телеграммы с просьбой о помощи были переданы также через Алма-Ату [4, с. 95].

В целом, информация о бедствии была доведена до Правительства СССР спустя несколько часов после землетрясения - в 8 часов утра по московскому времени [10].

Иным образом происходило оповещение руководства страны о Спитакском землетрясении. В отличие от событий в Туркменской ССР в Армянской ССР не был разрушен республиканский центр. Центральные органы власти республики не пострадали, связь со столицей страны не была нарушена. Более того, в республике в это время находился заместитель председателя Совета Министров СССР Б.Е. Щербина [11, с. 330]. Он вместе с первым секретарем Центрального комитета Компартии Армении С.Г. Арутюняном убыли в зону чрезвычайной ситуации и к 17 часам 7 декабря 1988 г. сообщили Председателю Совета Министров СССР Н.И. Рыжкову сведения о сложившейся обстановке [12, с. 205].

Последствия землетрясений и в Туркменской ССР, и в Армянской ССР требовали принятия срочных и решительных мер, направленных на возвращение к нормальной жизни. В первую очередь, необходимо было образовать чрезвычайные органы управления, которые должны были организовать и координировать проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Для ликвидации последствий Ашхабадского землетрясения 6 октября 1948 г. решением Совета Министров СССР была образована правительственная комиссия под руководством министра внутренних дел С.Н. Круглова. В ее состав вошли министр здравоохранения Е.И. Смирнов, заместитель министра обороны, генерал армии А.В. Хрулев и другие руководители [13, с. 82]. Правительственная комиссия немедленно прибыла в Ашхабад, где организовала первоочередные работы [5, л. 232]. Помимо членов комиссии в город прибыли многие ответственные работники Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), Совета Министров СССР, а также республиканских министерств и ведомств [13, с. 84]. В самом Ашхабаде комиссия выделила группу ответственных лиц, которую возглавил командующий войсками Туркестанского военного округа генерал армии И.Е. Петров. Свою работу она должна была проводить в тесном взаимодействии с Советом Министров Туркменской ССР и ЦК Компартии Туркменистана. О результатах проводимой работы и складывавшейся обстановке она обязана была докладывать правительственной комиссии в Москву каждые два часа [4, с. 96]. Генерал армии Е.И. Петров также вошёл в состав созданной утром 6 октября республиканской правительственной комиссии. Возглавлял её Т.Ш. Батыров - первый секретарь ЦК Компартии Туркменистана В её состав, помимо командующего войсками Туркестанского военного округа, вошли председатель Совета Министров Туркменской ССР С. Бабаев и другие должностные лица [13, с. 91].

Для организации работ по ликвидации последствий стихийного бедствия создавались чрезвычайные районные тройки (дополнительно на Ашхабадской железной дороге). Эти тройки возглавлялись первыми секретарями райкомов партии. В их состав входили председатели райисполкомов и начальники районных отделов милиции [13, с. 91]. Также была образована Ашхабадская городская партийная тройка. Чрезвычайные тройки, сосредоточившие в своих руках все административные функции, создавались также в сельсоветах, колхозах и совхозах [8, с. 50]. Для оказания помощи пострадавшим районам в областях были образованы чрезвычайные областные комиссии под председательством секретарей обкомов партии [13, с. 98-99].

Для оказания помощи пострадавшему населению были задействованы ресурсы других союзных республик. В этих целях при правительствах Узбекской ССР, Таджикской ССР, Казахской ССР, Азербайджанской ССР, Киргизской ССР и других республик были образованы соответствующие республиканские комиссии, возглавляемые соответствующими секретарями центральных комитетов партии [13, с. 111-117].

Для ликвидации последствий Спитакского землетрясения также был образован чрезвычайный орган управления в виде Правительственной комиссии. Возглавил её Председатель Совета Министров СССР Н.И. Рыжков. В состав комиссии вошли Министр обороны СССР маршал Д.Т. Язов, секретарь ЦК КПСС Н.Н. Слюньков, заместители Председателя Совета Министров СССР Ю.П. Баталин и Л.А. Воронин. Позднее в состав комиссии были включены заместитель Председателя Совмина СССР Б.Е. Щербина и первый секретарь ЦК Армении С.Г. Арутюнян [6, с. 41]. В Армянской ССР была образована республиканская комиссия, а в Спитаке, Ленинакане и Кировакане - штабы руководства. В состав этих штабов вошли представители исполкомов, гражданской обороны, МВД, КГБ и других организаций [6, с. 42-43].

Отличительной особенностью Правительственных комиссий, созданных для ликвидации Ашхабадского и Спитакского землетрясений, является тот факт, что первую комиссию возглавлял Министр внутренних дел СССР, а вторую - Председатель Правительства. Кроме того, комиссия под руководством Н.И. Рыжкова прибыла в зону бедствия только на следующие сутки после катастрофы, в отличие от комиссии, возглавляемой С.Н. Кругловым [6, с. 41].

Еще одной отличительной особенностью при реагировании на данные чрезвычайные ситуации является тот факт, что в случае Ашхабадского землетрясения в стране не имелось законов, регламентирующих вопросы защиты населения на случай возникновения различных катастроф и бедствий. На момент возникновения Спитакского землетрясения в СССР шла работа по регламентации деятельности государственных органов по реагированию на чрезвычайные ситуации. В результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции в 1987 году было принято Постановление Совета Министров и ЦК КПСС № 886-213 «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны». На гражданскую оборону СССР были возложены задачи по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного времени, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. Для руководства и координации действий по преодолению чрезвычайных ситуаций учреждались постоянные чрезвычайные комиссии. Эти комиссии должны были обеспечивать готовность органов управления к реагированию на угрозы возникновения и возникновение чрезвычайных ситуаций, организовывать проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ, осуществлять контроль за реализацией мер по уменьшением ущерба от аварий, катастроф и бедствий [14, с. 258-259].

Особенно важную роль в практическом решении задач преодоления последствий землетрясения играли части Советской Армии. Так к середине дня 6 октября 1948 г. в Ашхабад прибыли первые эшелоны с войсками, медицинскими отрядами и продовольствием. Это были воинские части из Марыйского и Кизыл-Арватского гарнизонов [15]. Уже 6 октября по тревоге были подняты части гарнизонов Туркестанского, Закавказского и других военных округов, отряды которых были отправлены в район землетрясения [4, с. 96]. Общее командование данными силами осуществлялось начальником тыла Вооружённых сил генералом армии А.В. Хрулёвым и генералом армии Е.И. Петровым. Также на местах активно работали специалисты ряда отраслей народного хозяйства во главе с заместителями министров союзных республик.

В зону чрезвычайной ситуации также был переброшен 48-й инженерно-противохимический полк войск местной противовоздушной обороны МВД СССР, дислоцировавшийся в Баку. Полк прибыл к месту проведения аварийно-спасательных работ на восьмые сутки и занимался разбором зданий, проведением подрывных работ, оборудованием временных помещений МВД Туркменской ССР и штаба местной противовоздушной обороны города [5, л. 237]. Однако полк использовался для ликвидации последствий землетрясения не в полном составе. В октябре 1948 года в Ашхабаде были задействованы 394 военнослужащих полка: 45 офицеров, 62 сержанта и 287 солдат. В ноябре этого же года в работах принимали участие 371 военнослужащий: 35 офицеров, 56 сержантов и 280 солдат [16, лл. 135, 252].

Для организованного проведения спасательных работ городские районы были разбиты на отдельные сектора, а те в свою очередь - на участки. В каждый сектор назначались ответственные

лица из числа местных партийных, советских и медицинских работников, органов милиции и военного командования [13, с. 97]. Особенно заметную роль в этой ситуации выполняла медицинская служба Туркестанского военного округа во главе с генерал-майором К.Н. Павловским [17]. В первый же день после катастрофы в непрерывном режиме была организована работа 12 хирургических бригад военных врачей и 9 гражданских [18, с. 11]. Началась масштабная эвакуация тяжелых раненых за пределы республики [19, с. 14], что, в связи с разрушениями на железных дорогах, осуществлялось главным образом авиацией.

6 октября начальник Генерального штаба Вооруженных Сил СССР маршал Советского Союза А.М. Василевский поручил главнокомандующему Военно-воздушными силами маршалу авиации К.А. Вершинину в сжатые сроки сосредоточить в аэропорту Ашхабада необходимое количество транспортной авиации. Одновременно для перевозки тяжелораненых и доставки срочных грузов начальник Главного управления гражданского воздушного флота генерал-лейтенант авиации Г.Ф. Байдуков отдал распоряжение о выделении транспортных самолетов местными управлениями гражданского воздушного флота [8, с. 44]. Всего были задействованы 240 тяжелых транспортных самолетов, руководством которых осуществляла оперативная группа в самом Ашхабаде во главе с генерал-полковником авиации И.М. Соколовым [4, с. 97].

В результате, уже 7 октября из Ашхабада было эвакуировано более 1 290 тяжелораненых, а на третий — 2 014 человек [18, с. 13]. За 6-8 октября было воздушным транспортом более 6 тыс. тяжелораненых (главным образом в Баку и Ташкент) [3, с. 12]. Одновременно с эвакуацией проходила доставка медицинских работников, лекарств, продуктов питания, воды и прочих срочных грузов. 6-12 октября в Ашхабад прибыли 1 265 медработников, более 700 специалистов союзных министерств и ведомств. Также было доставлено около 424 тонн грузов, в том числе 49 тонн медикаментов, 248 тонн продовольствия [18, с. 13].

Следует отметить, что, помимо проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ, срочного захоронения трупов воинские части привлекались для поддержания порядка в городе. Это было связано с ухудшением криминогенной обстановки, ставшей следствием нарушения работы органов внутренних дел, а также побегом заключённых из разрушенной тюрьмы. При выполнении этой задачи, при попытке обезвредить группу преступников погиб, в частности, сын командующего Туркестанским военным округом генерала армии И.Е. Петрова

[19].

Ликвидация последствий Спитакского землетрясения проводилась в три этапа. Первый этап был связан с принятием экстренных мер по созданию системы чрезвычайного управления в зоне бедствия и организацией оперативного реагирования. Второй этап представлял собой проведение аварийно-спасательных работ и организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения. Несмотря на то, что все аварийно-спасательные работы были фактически окончены к 18 декабря 1988 г., данный этап завершился лишь к концу 1988 г. [3, с. 28-29]. Основная тяжесть проведения аварийно-спасательных работ здесь также легла на подразделения Советской Армии. С 8 декабря 1988 г. в зоне бедствия работала оперативная группа начальника Гражданской обороны СССР. Было решено направить сюда восемь полков войск гражданской обороны. Правда, данные подразделения из-за проблем с призывом личного состава из запаса и их транспортировкой, прибыли в район катастрофы только на восьмые сутки [6, с. 44, 56].

Для организации проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ территория пострадавших городов была разделена на зоны и участки в зависимости от особенностей каждого города. В Ленинакане были определены 5 зон с равным объёмом работ, в Спитаке - 5 комендантских участков, в Кировакане - 10 участков [6, с. 47-48].

Как и при ликвидации последствий Ашхабадского землетрясения, при реагировании на чрезвычайную ситуацию в Армении были задействованы ресурсы всей страны. Все советские республики прилагали огромные усилия по оказанию помощи и проведению спасательных работ. Ежесуточно сотни транспортных самолётов везли в пострадавшую республику стройматериалы, продукты, технику. Граждане отправляли гуманитарную помощь, добровольцы ехали в зону бедствия, чтобы принять участие в разборе завалов, десятки тысяч строителей участвовали в восстановительных работах [20, с. 67-68].

Через средства массовой информации передавались сообщения о ходе проведения спасательных работ. В структуре республиканского радио была организована работа службы

«Поиск», с помощью которой в прямом эфире распространялись сведения о пропавших в зоне бедствия людях. С помощью этой службы были найдены около 17 тысяч человек [21, с. 128-129].

Беспрецедентным примером солидарности стала международная помощь. Спустя два дня после землетрясения, в зону чрезвычайной ситуации прибыли 60 спасателей из Франции, специализирующихся на спасении людей из-под завалов [21, с. 86]. Команда пожарных из Англии была оснащена инфракрасными камерами, виброфонами, звукоулавливающими устройствами, помогающими обнаружить людей под завалами [22, с. 48]. Всего в районе землетрясения были задействованы свыше 2 тысяч иностранных специалистов из 21 страны: Австрии, Алжира, Италии, Кубы, Канады, Польши, США, Югославии и др. [3, с. 42].

Вместе с тем, случившиеся в 1948 и 1988 гг. землетрясения выявили ряд существенных недостатков. Одним из основных стали отсутствие специализированных сил экстренного реагирования и слабая оснащенность специальным инструментом подразделений, принимавших участие в аварийно-спасательных работах. Так, сотрудник Института физики Земли АН СССР, доктор геологических наук А.А. Никонов считал, то увеличение потерь среди населения, пострадавшего от Ашхабадского землетрясения, было обусловлено отсутствием специальных служб и запасов [1, с. 792]. При реагировании на Спитакское землетрясение также отмечалось несоответствие техники, имеющейся на вооружении формирований гражданской обороны, сложившейся обстановке [6, с. 61, 63, 65]. В свою очередь, пожарные подразделения были слабо укомплектованы механизированным инструментом и приборами поиска пострадавших под завалами [23, с. 45].

В контексте организации деятельности органов государственной власти по предупреждению и защите населения от землетрясений опыт реагирования на подобные чрезвычайнее ситуации был использован по-разному. Так, ликвидацию последствий Ашхабадского землетрясения стали изучать с точки зрения организации сил и органов управления местной гражданской обороны при угрозе ядерного нападения. Разрушения, потери и ущерб, полученные в результате землетрясения, были схожи с обстановкой, которая могла сложиться при применении ядерного оружия против крупных административных и промышленных центров страны. Отмечалось, что в случае нанесения ядерного удара будут наблюдаться массовые разрушения и гибель среди населения, поражение органов управления и сил гражданской обороны (по аналогии с Ашхабадским землетрясением) [24, лл. 18-86]. Увидев разрушения в Ашхабаде, командующий Туркестанским военным округом генерал армии И.Е. Петров сравнил их с последствиями бомбардировок, которые могли бы возникнуть, если бы город бомбили 500 бомбардировщиков в течение 6 месяцев [17, с. 3].

Крупный учёный геолог и палеонтолог, академик Академии наук СССР Д.В. Наливкин, находившийся в момент землетрясения в Ашхабаде, вспоминал, что нескольких секунд, в течение которого произошёл первый толчок, было достаточно, чтобы уничтожить большой город и убить десятки тысяч людей [18]. В Штабе местной противовоздушной обороны МВД СССР считали, что, в отличие от ядерного оружия, при воздушном нападении с применением обычных вооружений невозможно одномоментно причинить массовые разрушения с поражением сил местной противовоздушной обороны. Поэтому опыт ликвидации последствий Ашхабадского землетрясения было рекомендовано учесть при организации деятельности местной противовоздушной обороны (гражданской обороны) на случай ядерного нападения [24, л.л. 1886]. Несмотря на это, уже в 70-х годах прошлого века опыт ликвидации последствий Ашхабадского землетрясения стал анализироваться с точки зрения наделения гражданской обороны функциями защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [13, с. 12-13; 25, с. 124-125, 175-177].

Спитакское землетрясение показало, что существующая в стране структура органов государственного управления не позволяет системе гражданской обороны обеспечить необходимую безопасность населения от чрезвычайных ситуаций. 28 декабря 1988 г. на заседании Политбюро ЦК КПСС было принято решение о подготовке предложений Совмином СССР по вопросу создания единой государственной системы в области защиты от чрезвычайных ситуаций [6, с. 48]. 5 июля 1989 г. была образована Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям [26]. В декабре 1990 г. по предложению Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям была образована Государственная

общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. Штабы гражданской обороны всех уровней были определены одними из органов повседневного управления общесоюзной системы, а в состав её сил были включены формирования и войска гражданской обороны [27].

При Совминах союзных республик, исполкомах краевых, областных и городских Советах народных депутатов также были образованы соответствующие Комиссии. Их работа организовывалась во взаимодействии с органами гражданской обороны и с образованием при них на базе штабов и служб гражданской обороны постоянных рабочих органов [28, с. 4]. К примеру, в Казахской СССР на штаб гражданской обороны республики были возложены задачи методического руководства подготовкой сил и средств республиканской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, планированию их использования, организации и управлению проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ [29]. В Узбекской ССР заместителем Председателя Кабинета Министров по чрезвычайным ситуациям являлся начальник республиканского штаба гражданской обороны [30].

Таким образом, опыт ликвидации последствий Ашхабадского и Спитакского землетрясений существенно повлиял на определение дальнейших путей развития гражданской обороны. Характерной особенностью реагирования на подобные чрезвычайнее ситуации стало образование чрезвычайных органов управления на общесоюзном, республиканском, областном и городском (районном) уровнях. Основные задачи по ликвидации последствий разрушительных землетрясений были возложены на подразделения Вооружённых Сил и формирования гражданской обороны. Была выработана тактика действий по проведению аварийно-спасательных работ в условиях массовых разрушений.

Вместе с тем, потребовалось пересмотреть характер действий органов и подразделений гражданской обороны, а также структуру их построения при реагировании на подобные чрезвычайные ситуации, сопровождающиеся массовыми разрушениями, гибелью населения и дезорганизацией работы органов управления. Изначально опыт реагирования на разрушительные землетрясения изучался в рамках обеспечения защиты населения и территорий от ядерного оружия. Однако с 70-х годов прошлого века в деятельности гражданской обороны стали проявляться тенденции возложения на неё функций защиты от природных и техногенных катастроф. Спитакское землетрясение ускорило процесс организации обеспечения безопасности населения от чрезвычайных ситуаций мирного времени, что привело к образованию соответствующей государственной системы, в состав которой вошла гражданская оборона.

Литература и источники

1. Никонов А.А. Ашхабадское землетрясение: полвека спустя. // Вестник Российской Академии Наук. - 1998. - Т. 68. - № 9. -С. 789-797.

2. Кадыров Ш.Х. Ашхабадская катастрофа. - Ашхабад: Туркменистан, 1990. - 64 с.

3. Катастрофы конца ХХ века / под ред. В.А. Владимирова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Геополитика; Флайст, 2001. - 424 с.

4. Клычмурадов К.К. Ашхабадская эпопея. // Вопросы истории. - 1975. - №1. - С. 94-104.

5. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 37878. Оп. 1. Д. 1150.

6. Уроки и выводы ликвидации последствий разрушительных землетрясений для гражданской обороны СССР. / под общ. ред. генерала армии В.Л. Говорова. - М.: Воениздат, 1989. - 189 с.

7. ГладкихП.Ф., КосачевИ.Д., ЛемешкинР.Н. Ликвидация медико-санитарных последствий землетрясения в Армянской ССР зимой 1988 г. (к 30-летию катастрофы). // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2018. - № 2. - С. 5-15.

8. Клычмурадов К.К. Ашхабадское землетрясение и помощь народов СССР. - Ашхабад: Ылым, 1977. - 140 с.

9. Каррыев Б. Катастрофы в природе: Ашхабадское землетрясение 1948 года. Факты, причины, гипотезы и последствия. [Электронная книга]. / Литрес - сервис электронных и аудиокниг. Режим доступа: URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=38570523&lfrom=16315930 (дата обращения: 14.01.2024).

10. Никонов А.А. Ашхабадское землетрясение: проблемы и решения полвека спустя после катастрофы. // Вестник отделения геологии, геофизики, геохимии и горных наук Российской Академии Наук. - 1998. - № 2(4). - С. 154-161.

11 АндрияновВ.И., ЧирсковВ.Г. Борис Щербина. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 392 с.

12. Рыжков Н.И. Десять лет великих потрясений. - М.: Ассоциация «Книга. Просвещение. Милосердие», 1995. - 576 с.

13. Клычмурадов К.К. Братская помощь народов СССР советскому Туркменистану при ликвидации последствий землетрясения в районе Ашхабада. Дисс. ... канд. ист. наук. - Ашхабад: 1970. - 305 с.

14. Степанов В.Я. Чрезвычайная спасательная служба в лицах: Историко-художественный публицистический сборник. - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013. - 312 с.

15. Каррыев Б. Вот пришло землетрясение. Гипотезы, Факты, Причины и Последствия... - Sibis, 2009-2016.

16. РГВА. Ф. 37878. Оп. 1. Д. 838.

17. Клычмурадов К.К. Великая трагедия Ашхабада (землетрясение 1948 года) [Электронный ресурс] // Москва: русский Либмонстр (libmonster.ru). Режим доступа: URL: https://libmonster.ru/rn/articles/view/ великая-трагедия-ашхабада-землетрясение-1948-года (дата обращения: 01.09.2021).

18. Клычмурадов А.А. Единство армии и народа (на опыте ликвидации последствий Ашхабадского землетрясения 1948 г.). -Ашхабад: О-во «Знание» Туркмен. ССР, 1976. - 22 с.

19. Наливкин Д.В. Воспоминания об Ашхабадском землетрясении 1948 года. / Под ред. К.Н. Аманниязова. - Ашхабад: Ылым, 1989. - 32 с.

20. Бондаренко В.И. Вклад регионов России в ликвидацию последствий природных и техногенных катастроф в СССР во второй половине XX в. (на примере Краснодарского края). Дисс. ... канд. ист. наук. - Краснодар, 2015.

21. Овсепян М.М. Радиовещание в чрезвычайной ситуации: деятельность радио Армении но но ликвидации последствий землетрясения 1988 г. Дисс. ... канд. филолог. наук. - М.: 1991. - 221 с.

22. Трагедия Спитака не должна повториться. - Ереван: «Воскан Ереванци», 1998. - 248 с.

23. Опыт противопожарной службы нри ликвидации последствий землетрясения в Армянской ССР: (Отчет). - М.: ВНИИПО МВД СССР, 1989. - 115 с.

24 Российский Государственный Военный Архив. Ф. 37878. Оп. 1. Д. 1241.

25. Фаньян Д.С. История создания и развития гражданской обороны в Молдавской ССР. Дисс. ... канд. ист. наук. - Кишинев, 1972.

26. Постановление Совета Министров СССР от21 ноября 1990 г. № 1175 «Об утверждении Временного положения о Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям» [Электронный ресурс]. // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. Режим доступа: URL: www.libussr.ru/doc_ussr/usr_17625.htm (дата обращения: 18.07.2022).

27. Постановление Совмина СССР от 15 декабря 1990 г. № 1282 «О создании Государственной общесоюзной системы но предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях» // СПС КонсультантПлюс.

28. Гражданская оборона: Учеб. для студентов нед. ин-тов но снец. 03.04 «Допризыв. и физ. подгот.» / Ю.В. Боровский, Г.Н. Жавронков, Н.Д. Сердюков, Е.П. Шубин; нод ред. Е.П. Шубина. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

29. Постановление Кабинета Министров Казахской ССР от 25 июня 1991 г. № 395 «О создании Республиканской системы но предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях». [Электронный ресурс]. // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. Режим доступа URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P910000395_ (дата обращения: 16.02.2023).

30. Постановление Кабинета Министров при Президенте Узбекской ССР «О преобразовании Комиссии Совета Министров Узбекской ССР по чрезвычайным ситуациям в Комиссию Кабинета Министров при Президенте Узбекской ССР по чрезвычайным ситуациям. [Электронный ресурс]. // Режим доступа URL: https://lex.uz/ru/docs/2339325 (дата обращения: 18.07.2023).

References and Sources

1. NikonovA.A. Ashkhabadskoe zemletryasenie: polveka spustya. // Vestnik Rossijskoj Akademii Nauk - 1998. - Tom 68, N° 9 - S. 789-797.

2. KadyrovSh.H. Ashkhabadskaya katastrofa. - A.: Turkmenistan, 1990. - 64 s.

3. Katastrofy konca HH veka / pod red. V.A. Vladimirova. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: Geopolitika; Flajst, 2001. - 424 s.

4. Klychmuradov K.K. Ashkhabadskaya epopeya. // Voprosy istorii. - 1975. - N° 1. - S. 94-104.

5. Rossijskij Gosudarstvennyj Voennyj Arhiv. F. 37878. Op. 1 D. 1150.

6. Uroki i vyvody likvidacii posledstvij razrushitel'nyh zemletryasenij dlya grazhdanskoj oborony SSSR. / pod obshch. red. generala armii V.L. Govorova. - M.: Voenizdat, 1989. - 189 s.

7. Gladkih P.F., Kosachev I.D., Lemeshkin R.N. Likvidaciya mediko-sanitarnyh posledstvij zemletryaseniya v Armyanskoj SSR zimoj 1988 g. (k 30-letiyu katastrofy). // Mediko-biologicheskie i social'no-psihologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychajnyh situaciyah. - 2018. - № 2. S. 5-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. KlychmuradovK.K. Ashkhabadskoe zemletryasenie i pomoshch' narodov SSSR. - Ashkhabad: Ylym, 1977. - 140 s.

9. KarryevB. Katastrofy v prirode: Ashkhabadskoe zemletryasenie 1948 goda. Fakty, prichiny, gipotezy i posledstviya. [Elektronnaya kniga]. / Litres - servis elektronnyh i audioknig. Rezhim dostupa: URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=38570523&lfrom=16315930 (data obrashcheniya: 14.01.2024).

10. Nikonov A.A. Ashkhabadskoe zemletryasenie: problemy i resheniya polveka spustya posle katastrofy. // Vestnik otdeleniya geologii, geofiziki, geohimii i gornyh nauk Rossijskoj Akademii Nauk. - 1998. - № 2(4). - S. 154-161.

11 Andriyanov V.I., Chirskov V.G. Boris Shcherbina. - M.: Molodaya gvardiya, 2009. - 392 s.

12. RyzhkovN.I. Desyat' let velikih potryasenij. - M.: Associaciya «Kniga. Prosveshchenie. Miloserdie», 1995. - 576 s.

13. Klychmuradov K.K. Bratskaya pomoshch' narodov SSSR sovetskomu Turkmenistanu pri likvidacii posledstvij zemletryaseniya v rajone Ashkhabada. ... diss. kand. ist. nauk. - Ashkhabad: 1970. - 305 s.

14. Stepanov V.Ya. Chrezvychajnaya spasatel'naya sluzhba v licah: Istoriko-hudozhestvennyj publicisticheskij sbornik. - M.: FGBU VNII GOChS (FC), 2013. - 312 s.

15. KarryevB. Vot prishlo zemletryasenie. Gipotezy, Fakty, Prichiny i Posledstviya... - Sibis, 2009-2016.

16. Rossijskij Gosudarstvennyj Voennyj Arhiv. F. 37878. Op. 1. D. 838.

17. Klychmuradov K.K. Velikaya tragediya Ashkhabada (zemletryasenie 1948 goda) [Elektronnyj resurs] // Moskva: russkij Libmonstr (libmonster.ru). Rezhim dostupa: URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ velikaya-tragediya-ashkhabada-zemletryasenie-1948-goda (data obrashcheniya: 01.09.2021).

18. Klychmuradov A.A. Edinstvo armii i naroda (na opyte likvidacii posledstvij Ashkhabadskogo zemletryaseniya 1948 g.). - Ashkhabad: O-vo «Znanie» Turkmen. SSR. - 22 s.

19. NalivkinD.V. Vospominaniya ob Ashkhabadskom zemletryasenii 1948 goda. / Pod red. K.N. Amanniyazova. - A.: Ylym, 1989. - 32 s.

20. Bondarenko V.I. Vklad regionov Rossii v likvidaciyu posledstvij prirodnyh i tekhnogennyh katastrof v SSSR vo vtoroj polovine XX v. (na primere Krasnodarskogo kraya). ... diss. kand. ist. nauk. - Krasnodar, 2015. - s.

21. OvsepyanM.M. Radioveshchanie v chrezvychajnoj situacii: deyatel'nost' radio Armenii po po likvidacii posledstvij zemletryaseniya 1988 g. ... diss. kand. filolog. nauk. - M.: 1991. - 221 s.

22. Tragediya Spitaka ne dolzhna povtorit'sya. - Erevan: «Voskan Erevanci», 1998. - 248 s.

23. Opyt protivopozharnoj sluzhby pri likvidacii posledstvij zemletryaseniya v Armyanskoj SSR: (Otchet). - M.: VNIIPO MVD SSSR, 1989. - 115 s. 24 Rossijskij Gosudarstvennyj Voennyj Arhiv. F. 37878. Op. 1. D. 1241.

25. Fan'yanD.S. Istoriya sozdaniya i razvitiya grazhdanskoj oborony v Moldavskoj SSR. ... diss. kand. ist. nauk. - Kishinev, 1972. - s.

26. Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR ot21 noyabrya 1990 g. № 1175 «Ob utverzhdenii Vremennogo polozheniya o Gosudarstvennoj komissii Soveta Ministrov SSSR po chrezvychajnym situaciyam» [Elektronnyj resurs]. / Biblioteka normativno-pravovyh aktov Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik. Rezhim dostupa: URL: www.libussr.ru/doc_ussr/usr_17625.htm (data obrashcheniya: 18.07.2022).

27. Postanovlenie Sovmina SSSR ot 15 dekabrya 1990 g. № 1282 «O sozdanii Gosudarstvennoj obshchesoyuznoj sistemy po preduprezhdeniyu i dejstviyam v chrezvychajnyh situaciyah». / SPS Konsul'tantPlyus.

28. Grazhdanskaya oborona: Ucheb. dlya studentov ped. in-tov po spec. 03.04 «Doprizyv. i fiz. podgot.» / Yu.V. Borovskij, G.N. Zhavronkov, N.D. Serdyukov, E.P. Shubin; pod red. E.P. Shubina. - M.: Prosveshchenie, 1991. - 223 s.

29. Postanovlenie Kabineta Ministrov Kazahskoj SSR ot 25 iyunya 1991 g. N° 395 «O sozdanii Respublikanskoj sistemy po preduprezhdeniyu i dejstviyam v chrezvychajnyh situaciyah». [Elektronnyj resurs]. / Informacionno-pravovaya sistema normativnyh pravovyh aktov Respubliki Kazahstan. Rezhim dostupa URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P910000395_ (data obrashcheniya: 16.02.2023).

30. Postanovlenie Kabineta Ministrov pri Prezidente Uzbekskoj SSR «O preobrazovanii Komissii Soveta Ministrov Uzbekskoj SSR po chrezvychajnym situaciyam v Komissiyu Kabineta Ministrov pri Prezidente Uzbekskoj SSR po chrezvychajnym situaciyam. [Elektronnyj resurs]. / Rezhim dostupa URL: https://lex.uz/ru/docs/2339325 (data obrashcheniya: 18.07.2023).

БАГДАСАРЯН АРТЕМ ОЛЕГОВИЧ - доктор исторических наук, заместитель начальника кафедры организации управления повседневной деятельности МЧС России, Академия гражданской защиты МЧС России. АРУТЮНЯН АЙРАПЕТ СЕНИКОВИЧ - магистрант, Академия гражданской защиты МЧС России. BAGDASARYAN, ARTEM O. - Doctor of History, Deputy Head of the Department (organization of management of daily activities of the EMERCOM of Russia) Civil Defense Academy of the EMERCOM of Russia (minikorobka2000@mail.ru). ARUTYUNYAN, AJRAPET S. - undergraduate student, Civil Defense Academy of the EMERCOM of Russia (hayro.harutyunyan@mailru).

УДК 94(560) «195/199» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-1-118-124

КУРОЧКИН Р.В.

ВСЕГДА В ОППОЗИЦИИ: БЮЛЕНТ ЭДЖЕВИТ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ТУРЕЦКОЙ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ

Ключевые слова: Мустафа Бюлент Эджевит, Республиканская народная партия Турции, Демократическая левая партия Турции.

В статье представлен краткий обзор политической деятельности Мустафы Бюлента Эджевита - выдающегося политика, который серьезно повлиял на новейшую историю Турции. Начинав свою карьеру в период существенных изменений в стране, Эджевит прошел путь от журналиста до ключевого игрока на политической арене. Обращаясь к его биографии - с детства до поздних лет жизни - автор рассматривает его деятельность в Республиканской народной партии (НРП), на важных правительственных постах, описывает сложные политические перипетии, связанные с премьерством Эджевита. Показано, что период пребывания Бюлента Эджевита на посту премьера оказал значительное влияние на политическую и социальную обстановку Турции. Рассмотрены ключевые события и решения его кабинета, включая введение войск на Кипр, а также внутренние разногласия и специфика решения экономических проблем. Особо рассмотрен период после военного переворота 1980 года, освещены обстоятельства ареста Эджевита и его деятельность на политической сцене в условиях политического запрета. Важное внимание уделяется его роли в создании Демократической левой партии (ДЛП) и влиянию на дальнейшие политические процессы в Турции.

KUROCHKIN, R.V.

ALWAYS IN OPPOSITION: BULENT ECEVIT IN THE CONTEXT OF THE HISTORY OF THE TURKISH PARTY

SYSTEM

Key words: Mustafa Bulent Ecevit, Republican People's Party of Turkey, Democratic Left Party of Turkey.

The article provides a brief overview of the political activities of Mustafa Bulent Ecevit, an outstanding politician who seriously influenced the modern history of Turkey. Beginning his career at a time of significant change in the country, Ecevit went from journalist to key player in the political arena. Turning to his biography - from childhood to late years of life - the author examines his activities in the Republican People's Party (CHP), in important government positions, and describes the complex political vicissitudes associated with Ecevit's premiership. It is shown that Bulent Ecevit's tenure as prime minister had a significant impact on the political and social situation in Turkey. The key events and decisions of his cabinet are examined, including the deployment of troops to Cyprus, as well as internal disagreements and the specifics of solving economic problems. The period after the military coup of 1980 is especially examined, the circumstances of Ecevit's arrest and his activities on the political scene under the conditions of a political ban are highlighted. Important attention is paid to his role in the creation of the Democratic Left Party (DLP) and influence on further political processes in Turkey.

История политической трансформации Турции после Второй мировой войны остается важной исследовательской темой. За относительно короткое время эта страна, обладающая богатой и многогранной историей, пережила множество перемен и вызовов, которые оказали влияние на ее политический ландшафт. Один из ключевых ее моментов связан с деятельностью выдающегося политика - Мустафы Бюлента Эджевита, чья роль в истории Турции заслуживает особого внимания. В данной статье мы попытаемся проанализировать ключевые события его политической жизни, в том числе особенности его внешнеполитических решений в бытность премьером и их последствия.

С момента образования Турецкой Республики в начале XX века, практически на всех этапах трансформации ее политической системы, особое значение имел характер эволюции ее ключевых политических партий. Важно понимать, что Турция образца ХХ века - республика скорее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.