Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СОВЕТСКИХ И СОВРЕМЕННЫХ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ'

К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СОВЕТСКИХ И СОВРЕМЕННЫХ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
суворовское военное училище / традиционные ценности / традиционные духовно-нравственные ценности / традиционные ценности армии / суворовцы / Suvorov military school / traditional values / traditional spiritual and moral values / traditional values of the army / Suvorov people

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коваленко Ольга Юрьевна

В статье представлены результаты сравнительного анализа традиционных духовно-нравственных ценностей советских и современных суворовских военных училищ. Анализ производился на основе изучения нормативно-правовых актов, мемуарных источников и публикаций в периодических изданиях, с привлечением архивных материалов из фондов Российского государственного архива социально-политической истории. Показаны такие традиционные ценности армии, укоренившиеся в деятельности суворовских военных училищ, как как беззаветная преданность своей Родине и постоянная готовность к ее защите, любовь и почитание армии и своего училища, умение стойко переносить трудности военной службы. Сформулированы выводы и рекомендации по укреплению традиционных ценностей советских суворовских военных училищ в суворовских военных училищах настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Коваленко Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF TRADITIONAL SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF SOVIET AND MODERN SUVOROV MILITARY SCHOOLS

The article presents the results of a comparative analysis of the traditional spiritual and moral values of Soviet and modern Suvorov military schools. The analysis was carried out on the basis of studying normative legal acts, memoir sources and publications in periodicals, with the involvement of archival materials from the funds of the Russian State Archive of Socio-Political History. It shows such traditional values of the army, rooted in the activities of Suvorov military schools, as selfless devotion to their Homeland and constant readiness to defend it, love and reverence for the army and their school, the ability to endure the difficulties of military service with fortitude. Conclusions and recommendations on strengthening the traditional values of the Soviet Suvorov military schools in the Suvorov military schools of the present time are formulated.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СОВЕТСКИХ И СОВРЕМЕННЫХ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ»

14. Оджалан А. В защиту народа. - М.: Астрея-Центр, 2007. - 528 с.

15. Оджалан А. Цивилизация: Эпоха божеств в масках и безликих царей. Т. 1. - М., 2009. - 281 с.

16. Оджалан А. Социология свободы. Т. 3. - М.: Зебра-Е, 2013. - 448 с.

17. Ахмедов Т.А. Референдум о независимости Южного (Иракского) Курдистана в 2017г.: истоки, ход, итоги и последствия // Вестник Томского государственного университета. - 2021. - № 465. / URL: http://joumals.tsu.m/vestaik/&joumal_page=archive&id=2094&article_id=47977

18. Иванов С.М. Справедливое решение курдской проблемы - залог региональной стабильности и безопасности // Региональная общественная организация «Центр поддержки Русско-Армянских стратегических и общественных инициатив» / URL: https://russia-armenia.info/node/68633

19. Иванов С.М. Пора бы властям Ирака защитить свое население от турецких бандитов // Общество Русско-Арцахской дружбы. Региональная общественная организация / URL: https://russia-artsakh.ru/node/8222

20. Иванов С.М. Курды оказались между турецким молотом и иранской наковальней // ИА EADaily. / URL: https://eadaily.com/ru/news/2022/12/05/stanislav-ivanov-kurdy-okazalis-mezhdu-tureckim-molotom-i-iranskoy-nakovalney

21. Турция ввела комендантский час в курдской провинции Диярбакыр из-за угрозы терактов // Интерфакс. Информационное агентство / URL: https://www.interfax.ru/russia/599930

22. Набиев Ю.Ш. Две модели // RiaTaza. Информационный сайт о курдах и Курдистане / URL: https://web.archive.org/web/20220119073420/https://riataza.com/2017/02/14/dve-modeli/

References and Sources

1. Minasyan A. Shakro Mgoi: «Posle raspada SSSR mnogie kurdy tak i ne poluchili grazhdanstva Rossii» // Noev Kovcheg. Gazeta. // URL: https://noev-kovcheg.ru/mag/2006-13/332.html

2. Ahmedov T.A. Obshchestvenno-politicheskaya deyatel'nost' kurdskih organizacij Rossii v 1990-2022 godah // Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. - 2022. - №>9. - S. 115-122.

3. Kurdskij vopros na rubezhe tysyacheletij (kruglyj stol 19.02.2004 g.) // Institut izucheniya Izrailya i Blizhnego Vostoka. URL: http://book.iimes.su/wp-content/uploads/2004/r2004sbor_p3.pdf

4. Ashiri Sh.Ch. Kurdy v stranah SNG // Sovremennoe sostoyanie kurdskoj problemy. - M.,1995. - 132 s.

5. Andreev A. Kurdistan: beskonechnaya vojna // Socialisticheskaya Rossiya. - 1999. - 21 yanvarya. // URL: http://www.newlookmedia.ru/?p=22008

6. Dasni Yu.R. Kurdskaya diaspora Rossii: proshloe i nastoyashchee // Kurdistan.ru. Novostnoj sajt. // URL: https://kurdistan.ru/2010/12/19/articles-8349_Dasni_YU_R_Kurdskaya_diaspora_Rossii_proshloe_i_nastoyaschee.html

7. Interv'yu s predstavitelem «Kurdskogo doma» v Moskve. Chast' I // Infopediya // URL: https://infopedia.su/9xf42e.html

8. Kurdistan Raport. Zhurnal // Biblioteka Memoriala / https://lib.memo.ru/book/30224

9. Odzhalan A. Socializm i problemy revolyucii. - M.: Axina Welat, 1996. - 404 c.

10. Odzhalan A. Kurdistanskaya dejstvitel'nost' s XIX veka po nastoyashchee vremya i dvizhenie RPK. - M.: Axina Welat, 1998. - 376 c.

11. Tarasov A. Kurdistan, Odzhalan, Geril'ya // agentura.ru. URL: https://web.archive.org/web/20090228180314/http://www.agentura.ru/dossier/turkey/ocalan/

12. Svobodnyj Kurdistan / Kurdistana Azad // Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere svyazi, informacionnyh tekhnologij i massovyh kommunikacij. / URL: https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/?id=226432

13. Odzhalan A. Ot Shumerskogo gosudarstva zhrecov k demokraticheskoj civilizacii. - M.: Astreya-2000, 2003. - 478 s.

14. Odzhalan A. V zashchitu naroda. - M.: Astreya-Centr, 2007. - 528 s.

15. Odzhalan A. Civilizaciya: Epoha bozhestv v maskah i bezlikih carej. T. 1. - M., 2009. - 281 s.

16. Odzhalan A. Sociologiya svobody. T. 3. - M.: Zebra-E, 2013. - 448 s.

17. Ahmedov T.A. Referendum o nezavisimosti Yuzhnogo (Irakskogo) Kurdistana v 2017g.: istoki, hod, itogi i posledstviya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2021. - N° 465. / URL: http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=2094&article_id=47977

18. Ivanov S.M. Spravedlivoe reshenie kurdskoj problemy - zalog regional'noj stabil'nosti i bezopasnosti // Regional'naya obshchestvennaya organizaciya «Centr podderzhki Russko-Armyanskih strategicheskih i obshchestvennyh iniciativ» / URL: https://russia-armenia.info/node/68633

19. Ivanov S.M. Pora by vlastyam Iraka zashchitit' svoe naselenie ot tureckih banditov // Obshchestvo Russko-Arcahskoj druzhby. Regional'naya obshchestvennaya organizaciya / URL: https://russia-artsakh.ru/node/8222

20. Ivanov S.M. Kurdy okazalis' mezhdu tureckim molotom i iranskoj nakoval'nej // IA EADaily. / URL: https://eadaily.com/ru/news/2022/12/05/stanislav-ivanov-kurdy-okazalis-mezhdu-tureckim-molotom-i-iranskoy-nakovalney

21. Turciya vvela komendantskij chas v kurdskoj provincii Diyarbakyr iz-za ugrozy teraktov // Interfaks. Informacionnoe agentstvo / URL: https://www.interfax.ru/russia/599930

22. Nabiev Yu.Sh. Dve modeli // RiaTaza. Informacionnyj sajt o kurdah i Kurdistane / URL: https://web.archive.org/web/20220119073420/https://riataza.com/2017/02/14/dve-modeli/

АХМЕДОВ ТЕЮБ АХМЕДОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин, Технический институт (филиал), Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. AKHMEDOV, TEUB A. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of Economics and Social and Humanitarian Sciences of Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (RSevoi@yandex.ru).

УДК 94(47+470):355.231 Б01: 10.24412/2308-264Х-2024-1-138-143

КОВАЛЕНКО О.Ю.

К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СОВЕТСКИХ И СОВРЕМЕННЫХ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ

Ключевые слова: суворовское военное училище, традиционные ценности, традиционные духовно-нравственные ценности, традиционные ценности армии, суворовцы

В статье представлены результаты сравнительного анализа традиционных духовно-нравственных ценностей советских и современных суворовских военных училищ. Анализ производился на основе изучения нормативно--правовых актов, мемуарных источников и публикаций в периодических изданиях, с привлечением архивных материалов из фондов Российского государственного архива социально-политической истории. Показаны такие традиционные ценности армии, укоренившиеся в деятельности суворовских военных училищ, как как беззаветная преданность своей Родине и постоянная

готовность к ее защите, любовь и почитание армии и своего училища, умение стойко переносить трудности военной службы. Сформулированы выводы и рекомендации по укреплению традиционных ценностей советских суворовских военных училищ в суворовских военных училищах настоящего времени.

KOVALENKO, O.Y.

COMPARATIVE ANALYSIS OF TRADITIONAL SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF SOVIET AND MODERN

SUVOROV MILITARY SCHOOLS

Key words: Suvorov military school, traditional values, traditional spiritual and moral values, traditional values of the army, Suvorov people.

The article presents the results of a comparative analysis of the traditional spiritual and moral values of Soviet and modern Suvorov military schools. The analysis was carried out on the basis of studying normative legal acts, memoir sources and publications in periodicals, with the involvement of archival materials from the funds of the Russian State Archive of Socio-Political History. It shows such traditional values of the army, rooted in the activities of Suvorov military schools, as selfless devotion to their Homeland and constant readiness to defend it, love and reverence for the army and their school, the ability to endure the difficulties of military service with fortitude. Conclusions and recommendations on strengthening the traditional values of the Soviet Suvorov military schools in the Suvorov military schools of the present time are formulated.

«Вооруженные силы страны совершенствуются, но главной основой ратного труда по-прежнему остаются и на все времена останутся мужество, верность долгу, честь и безграничная любовь к Отчизне» [1]. Президент России В.В. Путин

Традиционные духовно-нравственные ценности (далее - ДНЦ) в настоящее время находятся в центре внимания российских политических деятелей, научного сообщества, общественности. Во многом это обусловлено сложной современной геополитической обстановкой, в условиях которой ценностные основы нашего государства, в целом, и армии - в частности, подвергаются испытанию на прочность. Для обеспечения национальной безопасности и сохранения национального самосознания руководством страны Указом Президента РФ 09.11.2022 № 809 утверждены «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских ДНЦ» (далее - Указ № 809). Одним из указанных в представленном выше документе направлений решения проблемы, связанной с сохранением и укреплением традиционных ценностей, выступает «совершенствование форм и методов... воспитания и образования детей и молодежи» [2]. Названный пункт является в особенности значимым и важным при взаимодействии с будущими офицерами, которые являются воспитанниками суворовских военных училищ (далее - СВУ) и иных довузовских образовательных учреждений Минобороны РФ и других силовых ведомств. Опыт СВО на Украине показал великую значимость сформированных и укоренившихся традиционных военных ДНЦ для военнослужащих, особенно в боевых условиях. В этой связи исследование, посвященное выявлению основополагающих традиционных военных ДНЦ в деятельности суворовских военных училищ прошлого и настоящего, сравнение значимости отдельно взятых традиционных ДНЦ для советских суворовских военных училищах и для современных суворовских военных училищ является, бесспорно, значимым и востребованным.

Согласно Указу № 809, под термином «традиционные ценности» (далее - ТЦ) понимаются нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан РФ, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство и нашедшие свое уникальное и самобытное проявление в духовном, историческом, а помимо этого и культурном развитии многонационального народа, проживающего в России [2].

Принимая во внимание вышеуказанное определение, к традиционным духовно-нравственным ценностям в армии можно отнести, прежде всего, беззаветную преданность своей Родине и постоянную готовность к ее защите; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба Отечества; воинскую доблесть и уверенность в победе; гуманное отношение к поверженному врагу, населению за рубежных стран и пленным и т.д. [3, с. 532].

Отдельные традиционные ценности армии укоренились в деятельности суворовских училищ, начиная с момента их создания в 1943 г., согласно постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21.08.1943 № 901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах,

освобожденных от немецкой оккупации». На сегодняшний день по данным вопросам уже сложилась определенная историографическая традиция [4-7]. В ее контексте в данной статье представлены результаты сравнительного анализа воплощения таких традиционных ценностей отечественной армии, как «беззаветная преданность Родине и постоянная готовность к ее защите, любовь и почитание армии и своего училища, умение стойко переносить трудности военной службы» [3, с. 532], в деятельности советских и современных суворовских училищ, основанного на изучении правовых актов, мемуарных источников и публикаций в периодических изданиях.

Рассмотрим последовательно воплощение каждой из названных ценностей в деятельности суворовских военных училищ советского и современного периодов, обратившись, прежде всего, к идее «беззаветной преданности своей Родине и постоянная готовность к ее защите», как ведущей традиционной ценности, традиционно формируемой в суворовских военных училищах. Уже в первом «Положении о суворовских военных училищах», разработанном на этапе создания сети суворовских военных училищ в 1943 г., как одна из ключевых была определена задача «глубоко укоренить чувство долга перед Родиной, любовь к военному делу и те нравственные качества, которые имеют непосредственное значение для офицеров Красной Армии» [8, л. 4]. Абсолютно во всех последующих версиях «Положения» данная задача оставалась неизменной.

Однако в настоящее времени в главном регулирующем деятельность СВУ документе -Приказе Минобороны РФ от 21.07.2014 № 515 [9] - такая задача, как формирование у обучающихся указанных образовательных учреждений преданности Родине, а помимо этого и всецелой готовности к ее защите не нашла отражения. Лишь в локальных нормативных актах училищ упоминание рассматриваемой задачи все же присутствует. Так, например, в «Уставе Московского СВУ» к базовым задачам деятельности учреждения указано «воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества» [10]. Сегодня, когда российские военнослужащие самоотверженно сражаются на Украине с поднявшим голову нацизмом, видится правильным обратиться к военному руководству с инициативой - вновь включить в нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность СВУ и иных довузовских военно-учебных заведений (далее - ВУЗ) задачу формирования у воспитанников беззаветной преданности Родине и готовности к ее защите.

Еще одна ключевая традиция - любви и почитания армии и своего собственного училища культивировалась в СВУ с момента их создания. В документе «Правила внутреннего распорядка СВУ и обязанности суворовцев», разработанном отделом Управления ВУЗ в сентябре 1943 г., среди обязанностей обучающихся указано, что «воспитанник СВУ должен всегда ... дорожить честью и боевой славой Армии и своего собственного училища» [11, л. 21].

Важность этого постулата для СВУ неоднократно отмечалась и особо подчеркивалась в высказываниях представителей военного руководства. Так, в напутственных словах в честь открытия первых СВУ 01.12.1943 г. начальник Управления ВУЗ генерал-лейтенант В.И. Морозов отмечал: «Сегодня первый день занятий в СВУ. ... В новые, просторные, светлые здания придут на занятия воспитанники в красивой форме с красными погонами. Их встретят военные педагоги, орденоносцы, овладевшие сталинской наукой побеждать, заслуженные воины, чья воинская доблесть достойна высокого уважения. ... Честь этих прекрасных училищ вручена тебе, будущий воин. Береги их доброе имя. Заслужи им славу» [12, с. 3].

Следует отметить, что этой традиции продолжают следовать и в современных суворовских училищах, но в актуальных на данный момент «Правилах внутреннего распорядка обучающихся» опущено требование «дорожить честью и боевой славой Армии». Обязанности современных суворовцев содержат лишь требование «дорожить честью Училища» [13].

Традиция, состоящая в том, чтобы «стойко переносить трудности военной службы» оставалась актуальной на всем протяжении существования суворовских военных училищ [14, с. 819]. Учитывая возрастную специфику переменного состава училищ, следование данной традиции всегда являлось одной из наиболее важных и одновременно крайне непростых задач. В «Положении о СВУ» 1943 г. значилось, что «каждый воспитанник СВУ воспитывается в духе строжайшей дисциплины, точного и беспрекословного выполнения установленного в СВУ порядка, всех приказов и распоряжений своих начальников и старших» [15, л. 4]. В разработанных одновременно с «Положением» «Правилах внутреннего распорядка СВУ и обязанностях

суворовцев» данная установка обосновывается отличительными особенностями обучения «в условиях закрытого учебного заведения» [15, л. 20].

Для эффективного формирования у обучающихся СВУ умения максимально стойко и отважно переносить различные трудности и особенности несения военной службы руководство, офицеры и преподаватели СВУ традиционно знакомили суворовцев с жизнеописаниями выдающихся военачальников, являвших собой убедительные примеры воинской силы, мужества и личной дисциплинированности [16, с. 263]. В обращении к воспитанникам первых суворовских военных училищ генерал-лейтенант В.И. Морозов акцентировал внимание на силе духа почитаемого всеми суворовцами военачальника - генералиссимуса А.В. Суворова: «Не забывай, что столь же взыскательным всегда был Суворов к самому себе. Он просиживал бессонные ночи за книгами, увлекаясь военной историей. Он с детства готовил себя к лишениям походной жизни: спал на сене, обливался холодной водой, скакал под дождем на лошади так, что ветер свистел в ушах. Ходил так быстро, что за ним не могли угнаться. И повторял: «Не бродить по-куриному, а ходить по-оленьему». Смолоду он жил в полку, как солдат, бывал постоянно на строевых учениях, ходил в караул, сам чистил ружье и вместе с бойцом переносил усталость, голод, ненастье и всяческие лишения. Всю жизнь он не только учился денно и нощно, но и неутомимо занимался самовоспитанием, закалял себя, помня, что военная профессия довольно сложная, а мастерство нуждается в терпеливой тренировке» [12, с. 3].

Результативным средством привития воспитанникам ценности военной стойкости и дисциплинированности являлись личные примеры офицеров-воспитателей, многие из которых были фронтовиками, награжденными орденами и медалями [17, с. 122]. Выпускник Новочеркасского СВУ Н. И. Теренченко вспоминает, что с колоссальными физическими и психологическими нагрузками в боевых условиях и повседневных офицерских военных буднях ему помогали воспоминания о беседах с командиром роты И.И. Пасечником, который, учил своих воспитанников так: «Суворовцы, в вашей жизни вам предстоит пройти много наук и учебных дисциплин. Запомните, самая тяжкая из наук, - это наука подчинения воинской дисциплине,

уставным требованиям, подчинения своим командирам.....Освойте эту науку, и вам будет легко

в жизни, будь вы в будущем полководцами или учеными, инженерами или врачами» [18, с. 112]. Так, в воспитанниках СВУ с самых юных лет формировали силу духа, а помимо этого стремление к непрерывному совершенствованию, воинскую дисциплину и готовность к различным трудностям несения военной службы.

В современных СВУ традиция стойко переносить различные трудности несения военной службы все также жива и по-прежнему культивируется в обучающихся офицерами и преподавателями. Однако, в нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность училищ данная ДНЦ практически не отражена. Строгие формулировки приобрели некатегоричный, умеренный характер - отсутствуют требования «строжайшей дисциплины, точного и беспрекословного выполнения установленного в училище порядка». И что особенно важно, полностью исключена какая-либо военная направленность.

Формированию у воспитанников такого умения, как стойко переносить трудности несения военной службы в действующих сегодня «Правилах внутреннего распорядка обучающихся» опосредованно способствуют следующие их обязанности:

«- быть дисциплинированным, честным и правдивым, знать и соблюдать нормы поведения в обществе;

- соблюдать внутренний порядок, распорядок дня и правила поведения, установленные в

СВУ;

- быть законопослушным гражданином;

- подчиняться установленным требованиям к поведению обучающегося и организации образовательного процесса, а помимо этого другим требованиям, направленным на поддержание дисциплины, внутреннего порядка и безопасности жизнедеятельности;

- соблюдать правила поведения и этикета» [13].

Проведенный сравнительный анализ делопроизводственной документации суворовских военных училищ советского периода и настоящего времени свидетельствует о значительном сокращении военной составляющей современного суворовского образования. При этом значительная часть выпускников суворовских военных училищ сегодня принимает

непосредственное участие в СВО, проводимой на Украине. Видится актуальным и практически значимым возрождение военной направленности обучения в суворовских военных училищ и отражение соответствующих положений в их нормативно-правовых актах.

Вместе с тем, ценно отметить, что современные суворовцы с глубоким почтением относятся к опыту советских суворовских военных училищ и бережно хранят верность традициям, переданным им в наследство, строго следуя словам клятвенного обещания, данного в самом начале учебы перед лицом товарищей: «Дорожить славой, честью и традициями родного училища» [19].

Литература и источники

1. Открытие Главного храма Вооруженных сил России. 22 июня 2020 г. // Центральный военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот». - URL: https://parkpatriot.ru/novosti/otkrytie-glavnogo-khrama-vs-rf/ (дата обращения: 17.10.2023).

2. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019?index=2 (дата обращения: 19.10.2023).

3. Владимиров А.И., Кунц Н.З. Становление и развитие суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ // Военный академический журнал. - 2015. - № 35. - С. 46-61.

4. Криворучко А.П., Криворучко А.А. Суворовец - гордость Отечества. - М.: Проспект, 2015. - 640 с.

5. Шеин И.А., Коваленко О.Ю. «Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет» (к 75-летию открытия первых суворовских училищ). Часть 1 // Военный академический журнал. - 2018. - № 4 (20). - С. 75-85.

6. Шеин И. А., Коваленко О. Ю. «Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет» (к 75-летию открытия первых суворовских училищ). Часть 2 // Военный академический журнал. - 2019. - № 1 (21). - С. 99-106.

7. Культурология: учебник / под общ. ред. Б.В. Воробьева. - М.: Военный университет, 2023. - 584 с.

8. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. М-1. Оп. 47. Д. 148.

9. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 515 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации» // Интернет-портал Минобороны России. - URL: https://doc.mil.ru/documents/quick_search/more.htm?id=12110677@egNPA (дата обращения: 11.12.2023).

10. Устав Московского суворовского военного училища // Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации. - URL: https://msvu.mil.ru/About/Dokumenty (дата обращения: 11.12.2023).

11. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 47. Д. 148.

12. Морозов В. Твоя школа // Комсомольская правда. - 1943. - № 283 (5685).

13. Правила внутреннего распорядка обучающихся Московского суворовского военного училища: [введены приказом начальника Московского суворовского военного училища 18 ноября 2021 г. № 352/191 ЛНА]. - С. 5-7.

14. Коваленко О.Ю. Специфика патриотического воспитания суворовцев в первое десятилетие существования суворовских военных училищ // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2019. - № 6 (51). - С. 816-825.

15. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 47. Д. 148.

16. Коваленко О.Ю. Опыт организации военно-политической работы в первых суворовских военных училищах // Военно-политическая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации: теория и практика: сборник материалов научно-практической конференции. - М.: Военный университет, 2019. - С. 250-265.

17. Коваленко О.Ю., Кузнецов А.М. «Обязаны создать нового советского военного человека»: опыт организации партийно-политической работы в первых суворовских военных училищах // Военный академический журнал. - 2021. - № 1 (29). - С. 118-129.

18. Теренченко Н.И. Мы были суворовцами. Воспоминания бывшего суворовца Новочеркасского суворовского военного училища: документальная повесть. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского областного института усовершенствования учителей, 1993. - 136 с.

19. Воспитанники Московского суворовского военного училища принесли торжественное обещание // Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации: сайт. - URL: https://msvu.mil.ru/more/Novosti/item/212289 (дата обращения: 22.09.2020).

References and Sources

1. Otkrytie Glavnogo hrama Vooruzhennyh sil Rossii. 22 iyunya 2020 g. // Central'nyj voenno-patrioticheskij park kul'tury i otdyha Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii «Patriot». - URL: https://parkpatriot.ru/novosti/otkrytie-glavnogo-khrama-vs-rf/ (data obrashcheniya: 17.10.2023).

2. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019?index=2 (data obrashcheniya: 19.10.2023).

3. Vladimirov A.I., Kunc N.Z. Stanovlenie i razvitie suvorovskih voennyh i nahimovskih voenno-morskih uchilishch // Voennyj akademicheskij zhurnal. - 2015. - № 35. - S. 46-61.

4. Krivoruchko A.P., Krivoruchko A.A. Suvorovec - gordost' Otechestva. - M.: Prospekt, 2015. - 640 s.

5. Shein I.A., Kovalenko O.Yu. «Specifika voennogo remesla trebuet privitiya k nemu vkusa s detskih let» (k 75-letiyu otkrytiya pervyh suvorovskih uchilishch). Chast' 1 // Voennyj akademicheskij zhurnal. - 2018. - № 4 (20). - S. 75-85.

6. Shein I. A., Kovalenko O. Yu. «Specifika voennogo remesla trebuet privitiya k nemu vkusa s detskih let» (k 75-letiyu otkrytiya pervyh suvorovskih uchilishch). Chast' 2 // Voennyj akademicheskij zhurnal. - 2019. - № 1 (21). - S. 99-106.

7. Kul'turologiya: uchebnik / pod obshch. red. B.V. Vorob'eva. - M.: Voennyj universitet, 2023. - 584 s.

8. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii (RGASPI). F. M-1. Op. 47. D. 148.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 21 iyulya 2014 g. № 515 «Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osushchestvleniya obrazovatel'nqj deyatel'nosti v federal'nyh gosudarstvennyh obshcheobrazovaternyh organizaciyah so special'nymi naimenovaniyami «prezidentskoe kadetskoe uchilishche», «suvorovskoe voennoe uchilishche», «nahimovskoe voenno-morskoe uchilishche», «kadetskij (morskoj kadetskij) voennyj korpus» i v professional'nyh obrazovaternyh organizaciyah so special'nym naimenovaniem «voenno-muzykal'noe uchilishche», nahodyashchihsya v vedenii Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii, i priema v ukazannye obrazovatel'nye organizacii» // Internet-portal Minoborony Rossii. - URL: https://doc.mil.ru/documents/quick_search/more.htm?id=12110677@egNPA (data obrashcheniya: 11.12.2023).

10. Ustav Moskovskogo suvorovskogo voennogo uchilishcha // Moskovskoe suvorovskoe voennoe uchilishche Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii. - URL: https://msvu.mil.ru/About/Dokumenty (data obrashcheniya: 11.12.2023).

11. RGASPI. F. M-1. Op. 47. D. 148.

12. Morozov V. Tvoya shkola // Komsomol'skaya pravda. - 1943. - № 283 (5685).

13. Pravila vnutrennego rasporyadka obuchayushchihsya Moskovskogo suvorovskogo voennogo uchilishcha: [vvedeny prikazom nachal'nika Moskovskogo suvorovskogo voennogo uchilishcha 18 noyabrya 2021 g. № 352/191 LNA]. - S. 5-7.

14. Kovalenko O.Yu. Specifika patrioticheskogo vospitaniya suvorovcev v pervoe desyatiletie sushchestvovaniya suvorovskih voennyh uchilishch // Voprosy nacional'nyh i federativnyh otnoshenij. - 2019. - № 6 (51). - S. 816-825.

15. RGASPI. F. M-1. Op. 47. D. 148.

16. Kovalenko O.Yu. Opyt organizacii voenno-politicheskoj raboty v pervyh suvorovskih voennyh uchilishchah // Voenno-politicheskaya rabota v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii: teoriya i praktika: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii. - M.: Voennyj universitet, 2019. -S. 250-265.

17. Kovalenko O.Yu., Kuznecov A.M. «Obyazany sozdat' novogo sovetskogo voennogo cheloveka»: opyt organizacii partijno-politicheskoj raboty v pervyh suvorovskih voennyh uchilishchah // Voennyj akademicheskij zhurnal. - 2021. - № 1 (29). - S. 118-129.

18. Terenchenko N.I. My byli suvorovcami. Vospominaniya byvshego suvorovca Novocherkasskogo suvorovskogo voennogo uchilishcha: dokumental'naya povest'. - Rostov-na-Donu: Izd-vo Rostovskogo oblastnogo instituta usovershenstvovaniya uchitelej, 1993. - 136 s.

19. Vospitanniki Moskovskogo suvorovskogo voennogo uchilishcha prinesli torzhestvennoe obeshchanie // Moskovskoe suvorovskoe voennoe uchilishche Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii: sajt. - URL: https://msvu.mil.ru/more/Novosti/item/212289 (data obrashcheniya: 22.09.2020).

КОВАЛЕНКО ОЛЬГА ЮРЬЕВНА - преподаватель кафедры культуры, Военный университет имени князя Александра Невского МО РФ (kovalenko@mail.ru).

KOVALENKO, OLGA YU. - Lecturer of the Department of Culture, Military University named after Prince Alexander Nevsky of the Defense Ministry of the Russian Federation.

УДК 94(47):340.131 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-1-143-148

ОРЛОВА С.А., СИНЯКОВА Т.В., АФАНАСЬЕВА М.А. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ В СВЕТЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ

Ключевые слова: историческая правда, информационная война, фальсификация истории, «войны памяти», музей «советской оккупации», советский период.

В статье освещены причины, по которым в текст Основного закона страны была включена норма о «защите исторической правды». Подчеркивается важность противодействия массовой фальсификации ключевых моментов российской истории XX века, которая осуществляется с подачи определенных внешних сил. Показано, что задачей таких фальсификаций является обесценивание тех страниц истории России, которые являются предметом гордости для наших граждан. Акцентируется внимание на особенностях восприятия населением России советского периода, которое в корне отличается от западного. Авторы приходят к выводу, что «войны памяти» используются как инструмент беспрецедентной информационной войны против России, с одной стороны, и как способ изменения сознания граждан своих государств, их отношения к России - с другой. Обоснован вывод о том, что конечная цель элиты коллективного Запада - подготовка общественного мнения своих государств к возможности прямого военного столкновения с Россией, приобретает отчетливые очертания. Цель России - не допустить такого варианта развития событий.

ORLOVA, S.A., SINYAKOVA, TV., AFANASYEVA, M.A. CURRENT PROBLEMS OF RUSSIAN HISTORY IN THE LIGHT OF CONSTITUTIONAL PROTECTION

OF HISTORICAL TRUTH

Key words: historical truth, information war, falsification of history, "memory wars ", museum of "Soviet occupation", Soviet period.

The article highlights the reasons why the provision on "protection of historical truth" was included in the text of the country's Basic Law. The importance of countering the mass falsification of key moments in Russian history of the 20th century, which is carried out at the instigation of certain external forces, is emphasized. It is shown that the purpose of such falsifications is to devalue those pages of Russian history that are a source of pride for our citizens. Attention is focused on the peculiarities of the Russian population's perception of the Soviet period, which is fundamentally different from the Western one. The authors come to the conclusion that "memory wars" are used as a tool for an unprecedented information war against Russia, on the one hand, and as a way to change the consciousness of citizens of their states and their attitude towards Russia, on the other. The conclusion is substantiated that the ultimate goal of the elite of the collective West - preparing the public opinion of their states for the possibility of a direct military clash with Russia - is acquiring clear outlines. Russia's goal is to prevent such a development of events.

Прошедший 01 июля 2020 года всенародный референдум о внесении поправок в Основной закон страны положительно повлиял на отношение русского народа к своему историческому прошлому, укрепив нормы бережного сохранения потомками памяти о значимых событиях прошлого, о павших в боях воинах и пр. Итоги референдума позволили дополнить Конституцию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.