Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ ЭВАКУАЦИИ ЛАТЫШСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ТЫЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ'

К ИСТОРИИ ЭВАКУАЦИИ ЛАТЫШСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ТЫЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Латвия / Первая мировая война / Рига / Либау / эвакуация предприятий / реэвакуация 1920-1923 / Latvia / World War I / Riga / Libau / evacuation of enterprises / re-evacuation 1920-1923

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зазерская Татьяна Георгиевна

В статье рассматриваются вопросы демонтажа оборудования, эвакуации промышленных предприятий и исхода квалифицированных рабочих с семьями из Латвии в Россию осенью 1915 г. Показано, что в центральные районы империи были перемещены практически все крупные предприятия, в частности резиновый завод «Проводник», «Всеобщая компания электричества» (ВКЭ), автомобильный завод «Руссо-Балт» и т.д. Первая мировая война привела к экономической изоляции Латвии, эвакуации промышленных предприятий, резкому сокращению населения, потере рынков и поставок сырья. После подписания 11 августа 1920 г. мирного договора между советской Россией и Латвией эвакуированное промышленное оборудование в основном осталось в Советской России там, где оно было смонтировано, однако большая часть латышских рабочих и членов их семей после окончания Гражданской войны вернулась на родину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF EVACUATION OF LATVIAN ENTERPRISES TO THE REAR OF THE RUSSIAN EMPIRE DURING THE FIRST WORLD WAR

The article discusses the issues of dismantling equipment, evacuation of industrial enterprises and the exodus of skilled workers with their families from Latvia to Russia in the fall of 1915. It is shown that almost all large enterprises were moved to the central regions of the empire, in particular the Provodnik rubber plant, the General Electricity Company "(VKE), automobile plant "Russo-Balt", etc. The First World War led to the economic isolation of Latvia, the evacuation of industrial enterprises, a sharp decline in population, loss of markets and supplies of raw materials. After the signing of the peace treaty between Soviet Russia and Latvia on August 11, 1920, the evacuated industrial equipment mainly remained in Soviet Russia where it was installed, but most of the Latvian workers and members of their families returned to their homeland after the end of the Civil War.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ ЭВАКУАЦИИ ЛАТЫШСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ТЫЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

СОКОЛОВ МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ - старший преподаватель кафедры истории и философии, РЭУ им. Г.В. Плеханова (Sokolovmicha@gmail.com Sokolov.mv@rea.ru)

SOKOLOV, MIKHAIL V. - Senior Lecturer of the Department of History and Philosophy, REU named after. G.V. Plekhanov (Sokolovmicha@gmail.com Sokolov.mv@rea.ru).

УДК 94(47).084:(474.3)338.246.8 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-3-77-84

ЗАЗЕРСКАЯ Т.Г.

К ИСТОРИИ ЭВАКУАЦИИ ЛАТЫШСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ТЫЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Ключевые слова: Латвия, Первая мировая война, Рига, Либау, эвакуация предприятий, реэвакуация 1920-1923.

В статье рассматриваются вопросы демонтажа оборудования, эвакуации промышленных предприятий и исхода квалифицированных рабочих с семьями из Латвии в Россию осенью 1915 г. Показано, что в центральные районы империи были перемещены практически все крупные предприятия, в частности резиновый завод «Проводник», «Всеобщая компания электричества» (ВКЭ), автомобильный завод «Руссо-Балт» и т.д. Первая мировая война привела к экономической изоляции Латвии, эвакуации промышленных предприятий, резкому сокращению населения, потере рынков и поставок сырья. После подписания 11 августа 1920 г. мирного договора между советской Россией и Латвией эвакуированное промышленное оборудование в основном осталось в Советской России там, где оно было смонтировано, однако большая часть латышских рабочих и членов их семей после окончания Гражданской войны вернулась на родину.

ZAZERSKAYA, T.G.

ON THE HISTORY OF EVACUATION OF LATVIAN ENTERPRISES TO THE REAR OF THE RUSSIAN EMPIRE

DURING THE FIRST WORLD WAR

Key words: Latvia, World War I, Riga, Libau, evacuation of enterprises, re-evacuation 1920-1923.

The article discusses the issues of dismantling equipment, evacuation of industrial enterprises and the exodus of skilled workers with their families from Latvia to Russia in the fall of 1915. It is shown that almost all large enterprises were moved to the central regions of the empire, in particular the Provodnik rubber plant, the General Electricity Company "(VKE), automobile plant "Russo-Balt", etc. The First World War led to the economic isolation of Latvia, the evacuation of industrial enterprises, a sharp decline in population, loss of markets and supplies of raw materials. After the signing of the peace treaty between Soviet Russia and Latvia on August 11, 1920, the evacuated industrial equipment mainly remained in Soviet Russia where it was installed, but most of the Latvian workers and members of their families returned to their homeland after the end of the Civil War.

В начале ХХ века области Видземе, Курземе, Земгале и Латгале, населенные преимущественно латышами, входили в состав трех российских губерний - Курляндской, Лифляндской и Витебской. Эти территории для упрощения понимания принято условно называть Латвией, хотя Латвийская республика официально была провозглашена 18 ноября 1918 г.

Накануне Первой мировой войны столица Латвии Рига была третьим после Москвы и Петербурга крупнейшим промышленным центром Российской империи, чему в немалой степени способствовали ее тесные экономические связи с Западом и транспортраня логистика, предопределившие быстрый рост промышленности в Риге и Либау (ныне Лиепая). Однако в остальной Латвии, в основном, было развито сельское хозяйство.

Перспективный рынок центральной России, доступное сырье и практически незамерзающие порты в Балтийском море привлекали внимание инвесторов, что послужило толчком для создания в Риге крупных фабрично-заводских промышленных предприятий и их постоянной модернизации. Речь идет о «Русско-Балтийском вагонном заводе», заводах «Феникс», «Унион», резиновом заводе «Проводник» и многих других.

Рига вошла в число крупнейших промышленных центров Российской империи во многом благодаря своему порту. До начала Первой мировой войны Рижский порт занимал третье место в Российской империи по объему внешней торговли. Через Рижский порт в 1912 г. осуществлялось 17,7% экспорта и 15% импорта империи. Для сравнения, в том же 1912 г. через порт Петербурга осуществлялось 8,1% экспорта и 16,4% импорта; через порт Ревеля - 1,5% экспорта и 8,9% импорта. В целом, на долю трех латышских портов - Риги, Виндау (ныне Вентспилс) и Либау -приходилось 30,9% экспорта и 21,2% импорта Российской империи. В структуре экспорта Рижского порта в 1912 г. 36,4% экспорта приходилось на Великобританию, и 19,1% - на Германию, в то время как импорт из Великобритании составлял 40,1%, а из Германии - 36,4% [1, р. 14]. Основное место в структуре экспорта занимал лен, древесина, зерно, пенька. Среди

импортируемых товаров были каменный уголь, металл, каучук, хлопок, сельхозтехника, минеральные удобрения.

Развитие промышленности и торговли ускорило процесс урбанизации, население Риги выросло в пять раз и составило в 1913 г. более полумиллиона человек, причем большинство населения работало на промышленных и торговых предприятиях города.

Как было отмечено выше, накануне Первой мировой войны среди крупнейших заводов в Риге выделялся резиновый завод «Проводник», входивший в четверку крупнейших в мире резинотехнических предприятий, на котором перед войной работали 16 тыс. человек. Завод выпускал автомобильные шины, промышленное оборудование, обувь. На заводе «Унион» выпускались электродвигатели и электроприборы, электротехническое оборудование военно-морских судов, причем именно на заводе «Унион» был создан первый в Российской империи авиационный мотор. В 1905 г. завод получил новое название - «Всеобщая компания электричества» (ВКЭ). На Русско-Балтийском вагонном заводе работали 4 тыс. человек, а на рижском вагоностроительном заводе «Феникс» - 3 тыс. человек [2, р. 19, 22]. В 1909 г. на заводе «Руссо-Балт» началось производство автомобилей, а в 1913 г. завод выпустил около 4 тыс. товарных и 200 пассажирских вагонов.

Параллельно с развитием промышленности была создана железнодорожная сеть, связавшая Ригу с общероссийскими железными дорогами и промышленными центрами Российской империи, а также железнодорожный мост через Двину (Даугаву).

Начавшаяся Первая мировая война превратила территорию Латвии в поле битвы между русскими и немецкими войсками. Война также привнесла радикальные изменения в демографическую ситуацию, экономическое и финансовое положение прибалтийских губерний.

Нужно учесть, что Рижский порт был закрыт в первый же день войны, после чего жизнь в городе замерла. Прекращение торговли, снижение экономической активности и угроза немецкой оккупации привели к оттоку и сокращению численности населения. По сравнению с предвоенным показателем в полмиллиона человек на 1 августа 1917 г. население Риги составляло лишь 210 590 человек.

За три с небольшим года Первой мировой войны около 10% населения Латвии было мобилизовано в армию. В на территории более половины сельских волостей Латвии (251 из 499) велись военные действия. Весной 1915 г. немецкие войска заняли Курляндию, и линия фронта до середины июля 1915 г. проходила по реке Вента [3, р. 16], что представляло постоянную угрозу занятия немцами Риги. После отступления русской армии и до августа 1915 г. военные действия продолжались на территории Земгале между реками Вента и Даугава. Воюющие стороны по отношению к местному населению вели себя одинаково. Как отмечалось в заявлении верховному главнокомандующему А.Ф. Керенскому, адресованному латышскими общественными деятелями 10 сентября 1917 г., во время отступления русские войска поджигали имения, похищали имущество, разрушали церкви и школы, мотивируя это тем, что «Прибалтийский край достанется немцам, и поэтому здесь можно и нужно все опустошать» [4, с. 56-58]. Немецкие солдаты также занимались систематическим грабежом, отбирая у крестьян скот, лошадей, урожай, продавая награбленное спекулянтам, уничтожали телеграфные линии [5].

Несколько забегая вперед, отметим, что даже после заключения Брест-Литовского мира 3 марта 1918 г. на территории страны продолжились активные военные действия между войсками Красной армии, немецкими Фрайкорпсом и Ландервером, белогвардейскими формированиями, национальными армиями Латвии и Эстонии. Фактически война здесь продолжалась.

В связи с непростой обстановкой на фронте, уже на начальном этапе войны в связи с быстрым наступлением немецких войск, перед Центральным военно-промышленным комитетом, возглавляемым А.И. Гучковым, встал вопрос о безотлагательности принятия мер к скорейшему демонтажу и эвакуации промышленных предприятий и рабочих из угрожаемых неприятелем местностей. При Особом совещании по обороне была создана Эвакуационная комиссия во главе с Председателем Госдумы М.В. Родзянко, которая занималась как эвакуацией важнейших предприятий, так и их размещением в тыловых областях страны. И уже осенью 1915 г. начался демонтаж оборудования и эвакуация всех латышских заводов и фабрик. Вслед за оборудованием вглубь России отправлялись и квалифицированные рабочие с семьями. Эвакуации подлежали также банки со всей документацией.

Всего из Риги в 1915 г. было вывезено около 30 тыс. вагонов различных грузов, включая оборудование предприятий [6]. Тридцать из 395 рижских предприятий были размещены в Петрограде [7, с. 217-221, 223]. Треть рижских предприятий, в том числе завод «Проводник», была эвакуирована в Московскую область [8, р. 13]. Оборудование вагоностроительного завода «Феникс» общей стоимостью около 8,5 млн рублей, эвакуировали в Рыбинск [9]. Основная часть завода «ВКЭ» была вывезена в Харьков, небольшая часть оборудования - в Петроград и Москву, для чего потребовалось 1 470 вагонов. В Харьков также было эвакуировано около 3 тыс. работников завода и такое же количество членов их семей. Новый завод был открыт 20 ноября 1916 г., однако название осталось прежним - Всеобщая Компания Электричества.

Оборудование автомобильного завода «Руссо-Балт» было вывезено в Подмосковье, и послужило базой для создания завода «АМО» - Автомобильного Московского общества.

Вслед за организованной эвакуацией оборудования и отправкой квалифицированных рабочих с семьями последовал стихийный исход сельского и городского населения Латвии, изгнанного войной. Если на 1 января 1914 г. население Курляндии составляло 798 300 человек, то на 31 декабря 1916 г. здесь осталось лишь 269 812 человек. В 1915 г. латышских беженцев в России насчитывалось около 760 тыс. человек [10, с. 19]. Таким образом, в результате мобилизации, организованной эвакуации и стихийного исхода население Латвии сократилось на 40%, поскольку до войны население Латвии составляло 2 552 000 жителей, а на 15 июня 1920 г. - 1 563 193 человек [11, р. 184].

Осенью 1917 г. Рига была занята немецкими войсками. Экономический коллапс привел к повышению цен на продукты питания, которые выросли до 3 000 %. Так, стоимость буханки хлеба, возросла с 3 коп. до 2 руб. 20 коп., яйца - с 3 коп. до 1,5 руб., сливочное масло - с 30-40 коп. до 10 - 15 руб., сахар - с 15 коп. до 8 руб. [12, р. 12].

Главным событием в это время, безусловно, стал приход к власти в России большевиков. Через полгода после революционных событий октября 1917 г. эвакуированные предприятия были ими национализированы [13]. В результате, окончательно исчезла надежда на возвращение в Латвию эвакуированных предприятий. Ситуация могла измениться в 1919 г., когда в начале января Латышская дивизия в составе частей РККА заняла Ригу, а Латвия была провозглашена советской республикой. Однако большевистское правительство Петериса Стучки [15] в мае 1919 г. было вынуждено оставить Ригу и отступить в Латгалию, а затем на территорию РСФСР. Рига была захвачена отрядами ландесвера, Железной дивизии и белогвардейских формирований. После решительного наступления латышских национальных вооруженных формирований и при поддержке эстонской армии линия обороны была прорвана. 5 июля 1919 г. Рига была освобождена от немцев, и последние части Железной дивизии покинули город.

Еще в момент, когда большевикам удалось восстановить контроль над занятыми немцами территориями, встал вопрос о репатриации латышских беженцев. В начале марта 1918 г. в Москве был создан Комиссариат по латышским национальным делам при Наркомнаце [14, л. 8], и уже летом началась регистрация беженцев. Однако после поражения Германии в Первой мировой войне и провозглашения Латвийской республики их возвращение на родину было затруднено, т.к. после Компьенского перемирия военные действия на территории страны продолжались еще один год. Договор между Россией и Латвией о реэвакуации беженцев был подписан в Москве лишь 12 июня 1920 г.

Архивные документы дают представление об экономической ситуации в Латвии. Вице-консул Франции Рене Бинэ [16], прибывший в Ригу в конце августа 1919 г., отмечал экономические и финансовые сложности в стране. В Риге одновременно находилось в обращении 5-6 различных валют, курс менялся несколько раз в день, что оказывало пагубное воздействие на торговлю. Промышленные предприятия, вследствие отсутствия оборудования и квалифицированных рабочих, не могли приступить к работе [17, р. 111V].

Большие трудности существовали в работе железнодорожного транспорта. Если до войны в Латвии было 550 локомотивов и 18 тыс. вагонов, то в июле 1919 г. было лишь 11 локомотивов и 849 вагонов. В конце 1919 г. Германия передала Латвии в качестве репараций 52 локомотива и 829 вагонов [17, р. 46]. Из 3 000 телеграфных аппаратов и 800 телефонных аппаратов осталось соответственно 49 и 28. Следует отметить, что остатки того, что не было эвакуировано в Россию, были захвачены и вывезены немцами [18].

В январе 1920 г. Латвия полностью контролировалась национальным правительством К. Ульманиса [19]. Страна находилась в состоянии экономического хаоса, что объяснялось не только разрухой, вызванной войной, но и отсутствием международно-правовой базы для привлечения иностранных инвестиций. Союзнические державы медлили с признанием молодого государства de jure, что препятствовало получению государственных кредитов на восстановление экономики. В попытке вывести страну из экономического и финансового кризиса правительство К. Ульманиса осуществляло переговоры по международному признанию Латвии не только со странами Антанты, но и с Советской Россией.

В конце марта 1920 г., через два месяца после заключения секретного договора о перемирии, начались советско-латвийские мирные переговоры, которые завершились подписанием Мирного договора 11 августа 1920 г.

В соответствии со сведениями, полученными в МИД Франции, латвийское правительство, кроме вполне естественного желания заключить мир с Россией, намеревалось получить те же концессии и экономические преимущества, как и Эстония после заключения мирного договора с Россией 2 февраля 1920 г. Как разъяснял полпред РСФСР в Эстонии И.С. Гуковский, мир Эстонии с Россией «создал перспективы быть монопольными поставщиками России всем для нее необходимым, а иностранцев - русскими продуктами». Исходя из этого, Гуковский «считал бы возможным не скупиться [в ходе мирных переговоров с Эстонией], если бы в результате мира мы получили действительно частичный прорыв блокады и возможность свободного получения товаров из Эстонии и через Эстонию» [20, л. 159]. При разговоре по прямому проводу с Чичериным Гуковский следующим образом охарактеризовал стремление Эстонии добиться максимума выгод на будущие времена, не компрометируя себя перед Антантой: «и невинность соблюсти и капитал приобрести» [20, л. 159].

В ходе мирных переговоров для латышской делегации, кроме экономических уступок, было важно добиться возвращения в Латвию квалифицированных специалистов и эвакуированного в Россию оборудования для перезагрузки работы латышских заводов. Эти намерения были, по мнению «серьезного источника», основными требованиями Латвии на переговорах с Россией. Однако Франция категорически возражала против возобновления советско-латвийских переговоров, позиция Америки отличалась нерешительностью, а Англия, при поддержке Италии, поддерживала и торопила Латвию начать переговоры [21].

Сотрудник МИДа Латвии, вернувшийся из Москвы 15 мая 1920 г., рассказал французскому дипломату, что оборудование, вывезенное в 1915 г. в Москву и Петроград, в настоящее время перемещено в неизвестном направлении: «Этими действиями большевики надеются затруднить работу латышской делегации, которая требует возврата оборудования в Латвию» [22].

О ходе мирных переговоров с Латвией наркоминдел Г.В. Чичерин сообщал 17 июня 1920 г. в письме В.И. Ленину: «Переговоры с Латвией достигли такого пункта, когда на очередь встал вопрос о реэвакуации вывезенного из Латвии имущества, и этот вопрос больше обойти нельзя. Представляются две возможности: или не дать Латвии ничего, или разбирать детально каждый конкретный вопрос отдельно, возвращая Латвии возможный минимум. Тов. Иоффе [23] справедливо указывает, что латыши стали более миролюбивы, как под влиянием польских поражений, не соответствовавших их ожиданиям, так и под влиянием внутреннего положения в самой Латвии. Двухмесячные переговоры их ангажировали, и разрыв [переговоров] для них теперь труднее прежнего. Однако, если мы им не дадим ничего из эвакуированного имущества, разрыв неизбежен, и даже в том случае, если формально перенесем разрыв на почву другого вопроса, тем не менее, факт нашего полного отказа что-либо реэвакуировать крайне отрицательно повлияет даже на рабочие массы в Латвии. С другой стороны, если возвратить Латвии некоторый минимум, который должен быть конкретно установлен для всякого вида имущества, есть еще большая возможность соглашения. Мы совершенно согласны, что следует избрать второй путь и пытаться достигнуть с Латвией соглашения, возвращая им подлежащий точному установлению минимум. ... Принципиальный вопрос о реэвакуации латвийского имущества должен быть решен Политбюро» [24, л.л. 183-183об.].

Результатом долгих переговоров явилось подписание 11 августа 1920 г. в Риге мирного договора между Россией и Латвией и признание Латвии de jure. Россия, в свою очередь, получила мир с Латвией и возобновление товарооборота с Западом в обмен на определенные

территориальные уступки. Латвии передали Латгалию и железнодорожный узел Пыталово (Абрене). Кроме того, была предоставлена концессия на эксплуатацию лесных угодий и четыре миллиона рублей золотом в качестве реституции. Как отметил в данном контексте Г.В. Чичерин: «буржуазные окраинные государства, против которых Антанта никаких репрессивных мер принять не может, являются для нас удобнейшим буфером на Западе и окном для товаров» [24, л. 106]. Благодаря достигнутым соглашениям по транзиту Рижский порт вновь стал использоваться в качестве посредника между Западом и Востоком.

Полпред в Латвии Яков Ганецкий [25] обсуждал с руководством непризнанной республики вопросы экономических связей. 2 октября 1920 г. Ганецкий нанес визит министру иностранных дел Латвии Мейеровицсу [26]: «Я ему также высказал свои соображения по поводу экономических сношений. Он этим очень заинтересовался, предложил быть с визитом у Ульманиса и Чаксте [27], и с ними поговорить детально» [24, л. 207]. 9 октября 1920 г. Ганецкий вновь сообщает Г.В. Чичерину: «Только что был с визитом у президент-министра Ульманиса, при разговоре присутствовал Мейерович. После краткого обмена официальных слов и пожеланий разговор сразу перешел к экономическим вопросам. Более подробно об этом сообщаю в телеграмме к Лежаве [28], с которой прошу Вас ознакомиться» [24, л. 209].

Что касается реэвакуации латышских предприятий, то в Латвию было возвращено лишь около 10% предприятий - в основном мелких. Как сообщала рижская газета «Сегодня» в декабре 1920 г.: «реэвакуация фабричного оборудования связана с весьма большими трудностями. Многие машины пропали, рассеяны по разным местам и разрушены. Плохие условия транспорта чрезвычайно мешают реэвакуации. В общем вряд ли можно возлагать слишком большие надежды на возвращение машин, т.к. можно полагать, что еще годные к употреблению машины будут скрыты» [29].

Тем не менее, часть оборудования латыши вернули. К примеру, часть предприятий «Феникса» после реэвакуации была переведена в Двинск (Даугавпилс), где были открыты железнодорожные мастерские [30]. Если до войны на заводе «Феникс» мог обеспечить работой 3 тыс. человек, то после реэвакуации «работы начаты с 160 рабочими, но число последних будет постепенно увеличено до 500» [31].

В 1922 г. посол Франции в Латвии де Мартель сообщал министру иностранных дел Франции Раймону Пуанкаре о трудностях, с которыми сталкиваются страны Балтии, чтобы добиться от Советского правительства выполнения принятых им обязательств в соответствии с подписанными договорами. В частности, было подчеркнуто, что оборудование предприятий, вывезенное в Россию в ходе войны, так и не было возвращено. То же относилось и к банковским вкладам [32, л. 77].

Что касается возвращения на родину, то, в соответствии с подписанными с Россией договорами, уроженцы Латвии получили право вернуться домой в случае оптации ими латвийского гражданства.

Однако отъезд в Латвию квалифицированных рабочих мог привести к остановке работы эвакуированных в Россию предприятий. К примеру, член Ревсовета Юго-Западного фронта Рейнгольд Берзиньш сообщал комиссару Полевого Штаба Реввоенсовета Республики Карлу Юлию Данишевскому: «в Харькове волна поднялась среди латышей связи с реэвакуацией беженцев. Уезжают лучшие квалифицированные рабочие «Униона» и других заводов. Меньшевики ведут отвратительную агитацию, обещая в Латвии золотые горы... Необходимо в Харьков прислать несколько десятков рабочих, вернувшихся из Латвии. Это будет лучшим способом противоагитации. А иначе мы рискуем потерять несколько тысяч рабочих, и остановится лучший завод Всеобщей компании электричества. Не можете ли Вы помочь через ЦК Латвии?». В ответ Данишевский пообещал направить агитаторов Центра [33, л. 25]. Подобная ситуация сложилась и в Рыбинске, где отъезд «громадного большинства высококвалифицированных рабочих и административно-технического персонала» завода «Феникс» угрожал «если не полной остановке работ, то по крайней мере падению производительности как таковой». Было решено «путем агитации удержать таковых на заводе». На эвакуированном заводе «Каучук» среди рабочих предприятия была создана реэвакуационная комиссия, однако по решению Председателя ВСНХ А.И. Рыкова комиссия была распущена [33, л. 36].

В марте 1923 г., когда реэвакуация была в основном завершена (что в полной мере коррелирует и с некоторыми новыми подходами к определению рамок Первой мировой войны [38]), в Латвию вернулось 221 959 иммигрантов, подавляющее большинство которых приехали из России [34, с. 30]. Тем не менее в Советском Союзе, в соответствии со статистическими данными, в 1926 г. все еще насчитывалась 141 559 латышей [35, л. 22], в том числе и членов партии. Так, в августе 1923 г. в Москве на заводе «Проводник» было 20 латышей-коммунистов, на заводе «Каучук» - 75 латышей, из которых - 20 были членами РКП(б), на заводе АМО - из 20 латышей было 8 коммунистов, на рижском заводе «Мотор» (на заводе до войны выпускались алюминиевые поршни для «Руссо-Балта», причем в 1911 г. там был создан первый в России авиационный поршневой двигатель; завод был преобразован впоследствии в Центральный институт авиационного моторостроения - ЦИАМ) - из 30 латышей 25 были членами РКП(б) [36, л. 11].

Первая мировая война стала одним из самых драматичных периодов в истории Латвии. Война привела к экономической изоляции, эвакуации промышленных предприятий, резкому сокращению населения, потере российского рынка и поставок сырья. Эвакуированное промышленное оборудование осталось в Советской России там, где оно было смонтировано, однако большая часть латышских рабочих и членов их семей после окончания гражданской войны вернулась на родину. В 1922 г. в промышленности Латвии работало 32 тыс. человек, что составляло лишь одну треть от довоенного уровня [37, р. 49].

В результате Первой мировой войны характер промышленности Латвии изменился коренным образом. Невозможность восстановления крупных государственных предприятий привела к экономическому перепрофилированию промышленности и появлению мелких частных предприятий. Помимо этого, отсутствие высокой концентрации пролетариата, характерной для Латвии начала ХХ века, привело к снижению политической активности немногочисленных рабочих Латвии. Центр тяжести революционных чаяний латышских коммунистов переместился к середине двадцатых годов в Москву.

Литература и источники

1. Mémoire sur la Latvia présenté par la délégation lettone à la Conférence de la Paix. [Обзорная записка о Латвии, представленная латышской делегацией участникам Парижской Мирной конференции]. б/д. // Архивы бельгийского Министерства иностранных дел (Archives du Ministère belge des Affaires étrangères.) Далее: A.M.B.A.E. Série Générale «Politique». P.5426A. L.10.803.

2. Paalzow A., Kilis R., Dombrovsky V., Pauna D., Sauka A. Riga : From a Hanseatic City to a Modern Metropolis. Pathways to Creative and Knowledge-based Regions. ACRE report 2.9. Amsterdam: University of Amsterdam, 2007.

3. Pabriks A., Purs A. Latvia: The Challenges of Change. - London & New York: Routledge, 2001.

4. Залит И.П. Опустошение Латвии русскими войсками. Пг.: б.и., 1918.

5. Архивы МИД Франции (Archives du Ministère des Affaires Étrangères de France). Далее: AMAEF. CP СОМ/6. Lettonie. 19181929. Série Z. 659-2. (1919). Шифротелеграмма посла Франции Делаво из Стокгольма в МИД Франции от 30.09.1919.

6. По сведениям, предоставленным в Париж латышской делегацией, из Риги было эвакуировано 425 заводов. См.: AMAEF. Série Z. 659-3. (1920). - P.183v.

7. Сидоров А.Л. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны. М.: Наука, 1973.

8. Dune E. Notes of a Red Guard / Trans. and ed. by Diane P. Koenker and S. A. Smith. Urbana and Chicago: Univ. of Illinois Press, 1993.

9. Rigas vagonu rupnîca. / Сост.: Ю.Канепе, М.Валдуса, В.Стродс. - Riga, 1995.

10. Бартеле Т.,ШалдаВ. Латышские беженцы в России в годы гражданской войны // Отечественная история. - 2000. - №1.

11. AMAEF. CP СОМ/6. Série Z. 659-3. (1920).

12. A.M.B.A.E. Mémoire sur la Latvia présenté par la délégation lettone à la Conférence de la Paix, Op.cit.,

13. Декрет СНК РСФСР от 28.06.1918 г. «О национализации крупнейших предприятий по горной, металлургической и металлообрабатывающей, текстильной, электротехнической, лесопильной и деревообделочной, табачной, стекольной и керамической, кожевенной, цементной и прочим отраслям промышленности, паровых мельниц, предприятий по местному благоустройству и предприятий в области железнодорожного транспорта».

14. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.1318. Оп.1. Д.30.

15. Стучка (Stucka) Петерис, он же Петр Иванович (1865-1932) - латышский революционер, советский партийный и государственный деятель. Член Латышской социал-демократической рабочей партии с 1902 г. Член РСДРП с 1906 г. В 19171918 гг. - временный нарком юстиции РСФСР, заместитель наркома юстиции РСФСР, член коллегии наркомата иностранных дел РСФСР, нарком юстиции РСФСР, заместитель наркома по иностранным делам РСФСР. В 1918-1919 гг. кандидат в члены ЦК РКП(б). В 1918-1920 гг. председатель Правительства Латвии и председатель Совнархоза Правительства Латвии. C 1919 г. председатель ЦК КП Латвии. В 1919-1920 гг. член Исполкома Коминтерна и член ЦК РКП(б). В 1919-1921 гг. заместитель наркома юстиции РСФСР. В 1920-1921 гг. кандидат в члены ЦК РКП(б) и в члены Исполкома Коминтерна. В 1920-1932 гг. председатель Заграничного бюро ЦК КП Латвии. В 1921-1922 гг. член Исполкома Коминтерна. В 1923-1932 гг. председатель Верховного Суда РСФСР. В 1924-1932 гг. член и председатель Интернациональной контрольной комиссии Коминтерна. Умер в Москве. Прах захоронен у Кремлевской стены.

16. Бинэ (Binet) Рене (1882-1962) - секретарь французского консульства в Петрограде (1912-1918). Консул Франции в Риге (1919-?). Консул Франции в Барселоне (1936-1938). Консул Франции в Стамбуле (1940-1944).

17. AMAEF. CP СОМ/6. Série Z. 659-3. (1920).

18. Garin-Lhermitte J. Les efforts de la Lettonie // «L'Œuvre». - 1920. - 21 octobre.

19. Ульманис (Ulmanis), Карлис (1877-1942) - политический и государственный деятель Латвии. Один из организаторов и лидер Латышского Крестьянского союза. В отличие от своих единомышленников, оставшихся в Европе или в царской России после революции 1905 г., уехал сначала в Германию, а потом в США (1906-1913). Сторонник независимости Латвии. Первый премьер-министр Временного правительства Латвии (1918-1921). Неоднократно возглавлял правительство Латвии (19181934). Министр иностранных дел, военный министр, министр сельского хозяйства в различных правительствах Латвии. 15 мая 1934 г. распустил парламент и все политические партии, приостановил действие Конституции, назначил себя президентом Латвии. Ушел в отставку 21 июля 1940 г., был депортирован в СССР. Умер в 1942 г. в тюрьме г.Красноводска Туркменской ССР.

20. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф.159. Оп.2. Д.10.

21. AMAEF. CP СОМ/6. Série Z. 659-2. (1920). Шифротелеграмма Второго бюро Разведуправления от 03.03.1920.

22. AMAEF. CP СОМ/6. Série Z. 659-2. (1920). Шифротелеграмма Второго бюро Разведуправления от 15.05.1920.

23. Иоффе Адольф Абрамович (1883-1927) - советский дипломат, участвовал в подготовке и подписании мирных договоров со странами Балтии.

24. РГАСПИ. Ф.159. Оп.2. Д.9.

25. Ганецкий (настоящее имя Фюрстенберг) Яков Станиславович (1879-1937) - революционер, дипломат, советский государственный деятель. Член делегации по подписанию Брест-Литовского мира (1918), по переговорам с Польшей, Латвией (1920). Полпред РСФСР в Латвии (1920-1921). Член коллегии наркомата по иностранным делам (1921-1923), внешней торговли (1923-1930). Арестован НКВД в 1937 г., расстрелян.

26. Мейеровицс (Meierovics) Зигфридс Анна (1887-1925) - латышский политик, дипломат. Премьер-министр Латвии (19211923; 1923-1924). Министр иностранных дел Латвии (1918-1924; 1924-1925). Полномочный представитель Народного Совета Латвии на Парижской мирной конференции. Погиб в автокатастрофе.

27. Чаксте Янис (1859-1927) - латышский государственный деятель. Председатель Учредительного Совета Латвии.

28. Лежава Андрей Матвеевич (1870-1937) - советский государственный деятель. Председатель Центросоюза (1918-1920). Замнаркома внешней торговли РСФСР (1920-1922). В условиях экономической блокады Советской России и строжайших экономических санкций со стороны стран Антанты Лежава занимался негласной реализацией ценностей и золота на международном рынке // РГАСПИ. Ф.17. Оп.163. Д.90. Л.14.

29. Трудности реэвакуации // Сегодня. - 1920. - 3 декабря.

30. Восстановление разрушенных городов // Сегодня. - 1923. - 19 июня.

31. Завод «Феникс» // Сегодня. - 1923. - 13 декабря.

32. AMAEF. CP СОМ/6. Série Z. 659-2. №5. (1922).

33. РГАСПИ. Ф.17. Оп.62. Д.13. Л..

34. Лоткин И.В. Оптационная кампания и эвакуация граждан прибалтийских государств на историческую родину в начале 1920-х годов // Вестник Красноярского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2005. - №6.

35. Центральный архив общественно-политической истории Москвы (ЦАОПИМ). Ф.3. Оп.11. Д.853.

36. ЦАОПИМ. Ф.3. Оп.11. Д.138.

37. Priedite А. Latvian Refugees and the Latvian Nation State during and after World War One. / Homelands. War, Population and Statehood in Eastern Europe and Russia, 1918-1924. Ed. by Nick Baron and Peter Gatrell. London: Anthem Press, 2004.

38. Турицын И.В. Феномен мировых войн: проблемы историко-теоретического осмысления // Современная научная мысль. -2022. - №5. - С. 78-104.

References and Sources

1. Mémoire sur la Latvia présenté par la délégation lettone à la Conférence de la Paix. [Obzornaya zapiska o Latvii, predstavlennaya latyshskoj delegaciej uchastnikam Parizhskoj Mirnoj konferencii]. b/d. // Arhivy bel'gijskogo Ministerstva inostrannyh del (Archives du Ministère belge des Affaires étrangères.) Dalee: A.M.B.A.E. Série Générale «Politique». P.5426A. L.10.803.

2. Paalzow A., Kilis R., Dombrovsky V., Pauna D., Sauka A. Riga : From a Hanseatic City to a Modern Metropolis. Pathways to Creative and Knowledge-based Regions. ACRE report 2.9. Amsterdam: University of Amsterdam, 2007.

3. Pabriks A., Purs A. Latvia: The Challenges of Change. - London & New York: Routledge, 2001.

4. Zalit I.P. Opustoshenie Latvii russkimi vojskami. Pg.: b.i., 1918.

5. Arhivy MID Francii (Archives du Ministère des Affaires Étrangères de France). Dalee: AMAEF. CP SOM/6. Lettonie. 1918-1929. Série Z. 659-2. (1919). Shifrotelegramma posla Francii Delavo iz Stokgol'ma v MID Francii ot 30.09.1919.

6. Po svedeniyam, predostavlennym v Parizh latyshskoj delegaciej, iz Rigi bylo evakuirovano 425 zavodov. Sm.: AMAEF. Série Z. 659-3. (1920). -P.183v.

7. Sidorov A.L. Ekonomicheskoe polozhenie Rossii v gody Pervoj mirovoj vojny. M.: Nauka, 1973.

8. Dune E. Notes of a Red Guard / Trans. and ed. by Diane P. Koenker and S. A. Smith. Urbana and Chicago: Univ. of Illinois Press, 1993.

9. Rïgas vagonu rupnïca. / Sost.: Yu.Kanepe, M.Valdusa, V.Strods. - Riga, 1995.

10. Bartele T., Shalda V. Latyshskie bezhency v Rossii v gody grazhdanskoj vojny // Otechestvennaya istoriya. - 2000. - №1.

11. AMAEF. CP SOM/6. Série Z. 659-3. (1920).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. A.M.B.A.E. Mémoire sur la Latvia présenté par la délégation lettone à la Conférence de la Paix, Op.cit.,

13. Dekret SNK RSFSR ot 28.06.1918 g. «O nacionalizacii krupnejshih predpriyatij po gornoj, metallurgicheskoj i metalloobrabatyvayushchej, tekstil'noj, elektrotekhnicheskoj, lesopil'noj i derevoobdelochnoj, tabachnoj, stekol'noj i keramicheskoj, kozhevennoj, cementnoj i prochim otraslyam promyshlennosti, parovyh mel'nic, predpriyatij po mestnomu blagoustrojstvu i predpriyatij v oblasti zheleznodorozhnogo transporta».

14. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). F.1318. Op.1. D.30.

15. Stuchka (Stucka) Peteris, on zhe Petr Ivanovich (1865-1932) - latyshskij revolyucioner, sovetskij partijnyj i gosudarstvennyj deyatel'. Chlen Latyshskoj social-demokraticheskoj rabochej partii s 1902 g. Chlen RSDRP s 1906 g. V 1917-1918 gg. - vremennyj narkom yusticii RSFSR, zamestitel' narkoma yusticii RSFSR, chlen kollegii narkomata inostrannyh del RSFSR, narkom yusticii RSFSR, zamestitel' narkoma po inostrannym delam RSFSR. V 1918-1919 gg. kandidat v chleny CK RKP(b). V 1918-1920 gg. predsedatel' Pravitel'stva Latvii i predsedatel' Sovnarhoza Pravitel'stva Latvii. C 1919 g. predsedatel' CK KP Latvii. V 1919-1920 gg. chlen Ispolkoma Kominterna i chlen CK RKP(b). V 1919-1921 gg. zamestitel' narkoma yusticii RSFSR. V 1920-1921 gg. kandidat v chleny CK RKP(b) i v chleny Ispolkoma Kominterna. V 1920-1932 gg. predsedatel' Zagranichnogo byuro CK KP Latvii. V 1921-1922 gg. chlen Ispolkoma Kominterna. V 1923-1932 gg. predsedatel' Verhovnogo Suda RSFSR. V 1924-1932 gg. chlen i predsedatel' Internacional'noj kontrol'noj komissii Kominterna. Umer v Moskve. Prah zahoronen u Kremlevskoj steny.

16. Bine (Binet) Rene (1882-1962) - sekretar' francuzskogo konsul'stva v Petrograde (1912-1918). Konsul Francii v Rige (1919-?). Konsul Francii v Barselone (1936-1938). Konsul Francii v Stambule (1940-1944).

17. AMAEF. CP SOM/6. Série Z. 659-3. (1920).

18. Garin-Lhermitte J. Les efforts de la Lettonie // «L'Œuvre». - 1920. - 21 octobre.

19. Ul'manis (Ulmanis), Karlis (1877-1942) - politicheskij i gosudarstvennyj deyatel' Latvii. Odin iz organizatorov i lider Latyshskogo Krest'yanskogo soyuza. V otlichie ot svoih edinomyshlennikov, ostavshihsya v Evrope ili v carskoj Rossii posle revolyucii 1905 g., uekhal snachala v Germaniyu, a potom v SShA (1906-1913). Storonnik nezavisimosti Latvii. Pervyj prem'er-ministr Vremennogo pravitel'stva Latvii (1918-1921). Neodnokratno vozglavlyal pravitel'stvo Latvii (1918-1934). Ministr inostrannyh del, voennyj ministr, ministr sel'skogo hozyajstva v razlichnyh pravitel'stvah Latvii. 15 maya 1934 g. raspustil parlament i vse politicheskie partii, priostanovil dejstvie Konstitucii, naznachil sebya prezidentom Latvii. Ushel v otstavku 21 iyulya 1940 g., byl deportirovan v SSSR. Umer v 1942 g. v tyur'me g.Krasnovodska Turkmenskoj SSR.

20. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii (RGASPI). F.159. Op.2. D.10.

21. AMAEF. CP SOM/6. Série Z. 659-2. (1920). Shifrotelegramma Vtorogo byuro Razvedupravleniya ot 03.03.1920.

22. AMAEF. CP SOM/6. Série Z. 659-2. (1920). Shifrotelegramma Vtorogo byuro Razvedupravleniya ot 15.05.1920.

23. Ioffe Adol'f Abramovich (1883-1927) - sovetskij diplomat, uchastvoval v podgotovke i podpisanii mirnyh dogovorov so stranami Baltii.

24. RGASPI. F.159. Op.2. D.9.

25. Ganeckij (nastoyashchee imya Fyurstenberg) Yakov Stanislavovich (1879-1937) - revolyucioner, diplomat, sovetskij gosudarstvennyj deyatel'. Chlen delegacii po podpisaniyu Brest-Litovskogo mira (1918), po peregovoram s Pol'shej, Latviej (1920). Polpred RSFSR v Latvii (1920-1921). Chlen kollegii narkomata po inostrannym delam (1921-1923), vneshnej torgovli (1923-1930). Arestovan NKVD v 1937 g., rasstrelyan.

26. Mejerovics (Meierovics) Zigfrids Anna (1887-1925) - latyshskij politik, diplomat. Prem'er-ministr Latvii (1921-1923; 1923-1924). Ministr inostrannyh del Latvii (1918-1924; 1924-1925). Polnomochnyj predstavitel' Narodnogo Soveta Latvii na Parizhskoj mirnoj konferencii. Pogib v avtokatastrofe.

27. Chakste Yanis (1859-1927) - latyshskij gosudarstvennyj deyatel'. Predsedatel' Uchreditel'nogo Soveta Latvii.

28. Lezhava Andrej Matveevich (1870-1937) - sovetskij gosudarstvennyj deyatel'. Predsedatel' Centrosoyuza (1918-1920). Zamnarkoma vneshnej torgovli RSFSR (1920-1922). V usloviyah ekonomicheskoj blokady Sovetskoj Rossii i strozhajshih ekonomicheskih sankcij so storony stran Antanty Lezhava zanimalsya neglasnoj realizaciej cennostej i zolota na mezhdunarodnom rynke // RGASPI. F.17. Op.163. D.90. L.14.

29. Trudnosti reevakuacii // Segodnya. - 1920. - 3 dekabrya.

30. Vosstanovlenie razrushennyh gorodov // Segodnya. - 1923. - 19 iyunya.

31. Zavod «Feniks» // Segodnya. - 1923. - 13 dekabrya.

32. AMAEF. CP SOM/6. Série Z. 659-2. №5. (1922).

33. RGASPI. F.17. Op.62. D.13. L..

34. Lotkin I.V. Optacionnaya kampaniya i evakuaciya grazhdan pribaltijskih gosudarstv na istoricheskuyu rodinu v nachale 1920-h godov // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Gumanitarnye nauki». - 2005. - N°6.

35. Central'nyj arhiv obshchestvenno-politicheskoj istorii Moskvy (CAOPIM). F.3. Op.11. D.853.

36. CAOPIM. F.3. Op.11. D.138.

37. Priedite A. Latvian Refugees and the Latvian Nation State during and after World War One. / Homelands. War, Population and Statehood in Eastern Europe and Russia, 1918-1924. Ed. by Nick Baron and Peter Gatrell. London: Anthem Press, 2004.

38. Turicyn I.V. Fenomen mirovyh vojn: problemy istoriko-teoreticheskogo osmysleniya // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2022. - N°5. - S. 78-104.

ЗАЗЕРСКАЯ ТАТЬЯНА ГЕОРГИЕВНА - кандидат исторических наук, докторант, Российский государственный гуманитарный университет (zazerskaya.tatiana@gmail.com).

ZAZERSKAYA TATIANA GEORGUIEVNA - PhD in History, Russian State University for the Humanities.

УДК 94(47).084.1:342.574 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-3-84-90

ХРАМЦОВ А.Б.

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРВЫХ ВЫБОРОВ ГЛАСНЫХ ГОРОДСКИХ ДУМ В ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ НА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ НАЧАЛАХ

(МАРТ-ИЮЛЬ 1917 Г.)

Ключевые слова: выборы, избиратели, городские думы, демократизация, политизация, политические партии, избирательная компания, Тобольская губерния.

В статье впервые исследованы вопросы подготовки и проведения выборов городских дум в Тобольской губернии по демократическим принципам, заявленным Временным правительством весной 1917 г. Установлено, что в сравнении с царским временем в городах региона существенно увеличилась электоральная база. Право голоса на местных выборах получили в среднем 50 % жителей городов, из них порядка 40 % приняли непосредственное участие в выборах. Избирательная компания впервые проводились по партийным спискам. Во многих городах партийные комитеты были малочисленны и предвыборной агитации не вели. Большинство гласных в думах составили объединённые социалисты (меньшевики с эсерами), имевшие поддержку у горожан и внепартийный торговый класс (бывшая буржуазия) в союзе с домовладельцами и служащими. Работа городских дум, избранных летом 1917 г., была излишне политизирована. Они стали центрами объединения общественных сил, оппозицией большевизму и опорой новой власти. А в решении проблем развития местного хозяйства и социальных вопросов городские думы особо не преуспели.

KHRAMTSOV, A.B.

PREPARATION AND CONDUCT OF THE FIRST ELECTIONS OF VOWEL CITY DUMA IN TOBOLSK PROVINCE

ON A DEMOCRATIC BASIS (MARCH-JULY 1917)

Key words: elections, voters, city councils, democratization, politicization, political parties, election company, Tobolsk province.

The article first investigated the preparation and conduct of elections of city councils in the Tobolsk province according to democratic principles declared by the Provisional Government in the spring of 1917. It was established that in comparison with tsarist times, the electoral base in the cities of the region increased significantly. An average of 50% of city residents received the right to vote in local elections, of which about 40% took direct part in the elections. For the first time, the election company was held according to party lists. In many cities, party committees were small and did not conduct election campaigns. Most of the vowels in the thoughts were united socialists (Mensheviks with Social Revolutionaries), who had the support of the townspeople and the non-partisan trade class

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.