Научная статья на тему 'К истории акцизных управлений Российской империи второй половины XIX - начала XX вв'

К истории акцизных управлений Российской империи второй половины XIX - начала XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
694
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / INDIRECT TAXES / АКЦИЗНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ / EXCISE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борщик Н.Д.

Рассмотрены общие вопросы введения косвенных налогов в пореформенной России. Детально изучены структура, функции и основные направления деятельности государственных органов, регулирующих вопросы налогообложения в регионах, а также губернских и окружных акцизных управлений как непосредственных исполнителей в пределах вверенных им компетенций. На основе данных архивных документов сделана попытка выявить кадровое обеспечение и штатную численность служащих акцизных управлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the history of excise control of the Russian Empire the second half of the XIX - the beginning of the XX centuries

General questions of introduction of indirect taxes in post-reform Russia are considered. The structure, functions and main directions of activity of state bodies regulating taxation issues in the regions, as well as provincial and district excise administrations as direct executors within the competence entrusted to them were studied in detail. On the basis of these archival documents, an attempt is made to identify the staffing and the number of employees of excise administrations.

Текст научной работы на тему «К истории акцизных управлений Российской империи второй половины XIX - начала XX вв»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». Том 3 (69), № 3. 2017 г.

ИСТОРИЯ РОССИИ

УДК 93/94 +336.221.262

К ИСТОРИИ АКЦИЗНЫХ УПРАВЛЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX вв.

Борщик Н. Д.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация E-mail: arktur4@rambler.ru

Рассмотрены общие вопросы введения косвенных налогов в пореформенной России. Детально изучены структура, функции и основные направления деятельности государственных органов, регулирующих вопросы налогообложения в регионах, а также губернских и окружных акцизных управлений как непосредственных исполнителей в пределах вверенных им компетенций. На основе данных архивных документов сделана попытка выявить кадровое обеспечение и штатную численность служащих акцизных управлений.

Ключевые слова. Российская империя, косвенные налоги, акцизные управления.

Настоящая статья написана из чувства искренней признательности к Сергею Стефановичу Щевелеву, доктору исторических наук, профессору, заведующему кафедрой новой и новейшей истории ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», передавшему в дар автору статьи из своей личной коллекции раритетную досоветскую печать акцизного управления Курской губернии. За ценные замечания в процессе подготовки статьи благодарим доктора исторических наук, профессора кафедры философии ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Елену Сергеевну Кравцову и заместителя начальника отдела функционирования контрактной системы в Управлении Федерального казначейства (УФК) по Курской области, члена Совета по

истории УФК по Курской области Евгения Юрьевича Подосинникова.

* * *

В настоящее время возрос интерес исследователей к опыту модернизации налоговой сферы в Российской империи, что закономерно обусловлено целым рядом причин. Во-первых, налоговая система в целом, социальная направленность которой, особенности ее функционирования и эффективности всегда являлись объектами повышенного внимания и со стороны налогоплательщиков, и со стороны государственных структур. Во-вторых, в условиях усложнения современной геополитической обстановки для снижения общей социальной напряженности представляются необходимыми реформы, в том числе и в фискальной системе страны. Поэтому обращение к досоветским положительным результатам преобразований в налогообложении может стать основой современного динамичного

экономического роста, что особенно актуально в условиях «санкционной экономики». «Устройство финансового управления в России в историческом его развитии имеет интерес не только научный, но и практический. Если история вообще, указывая ошибки прошедшего, дает уроки для будущего, то наиболее ценными эти уроки должны быть для финансового управления и его устройства» [3, с. 3].

Несмотря на солидную историографию изучения отечественной налоговой политики, некоторые вопросы введения и реформирования акцизной системы до сих пор недостаточно изучены; общероссийский масштаб освещался в отдельных публикациях [6; 10]. Но, например, если курские акцизные учреждения упоминаются в контексте исследований свеклосахарной промышленности [22], питейной торговли [20], винной монополии [2], антиалкогольных компаний [5], то на региональном уровне применительно к Таврической губернии очень мало исследований по данной теме. Сразу оговоримся: так как дар проф. С. С. Щевелева имеет «курское происхождение», то отдельные сюжеты данной работы будут посвящены курской тематике.

Первые самостоятельные учреждения, ведавшие вопросами государственных финансов, возникли в ХУШ столетии после учреждения Петром I в 1710 г. Счетной, или Казначейской, конторы (ставшей позднее Камер-коллегией), основной функцией которой было регулировать налоговые поступления.

Образование казначейской службы в российских европейских губерниях в основном относится к последней четверти ХУШ в., когда в соответствии с законодательным актом «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», утвержденным 7 ноября 1775 г. Екатериной II, была проведена реформа местного самоуправления. Согласно этому документу, финансово-хозяйственные функции на местах сосредоточились в ведении казенной палаты - в масштабе губернии, и казначейств - в уездах. Губернское казначейство как самостоятельное учреждение не создавалось, должность губернского казначея включалась в штат казенной палаты, которой подчинялись уездные казначейства. Они являлись фактически кассами, занимавшимися приемом, хранением денежных сборов и доходов, выдачей по распоряжениям властей денежных сумм чиновникам [4].

Важнейшим мероприятием в сфере управления государственными финансами Российской империи стала «министерская реформа» Александра I, итогом которой стало создание в числе других ведомств и Министерства финансов [20, с. 27].

Другими словами, правящие круги планировали на местах сосредоточить все финансово-экономические вопросы в компетенции одного государственного органа. В спектре деятельности Минфина находились контроль и управление самыми разными источниками государственных доходов: таможенных податей, пошлин, акцизов, прямых налогов, а также курировалась расходная часть бюджета. Но до середины XIX в. каждое министерство имело свое казначейство, которое собирало доходы, хранило их, производило расходы по данному ведомству, передавая в кассы Министерства финансов (уездные казначейства) лишь свободные остатки. В 1863 г. было осуществлено преобразование по принципу «единства касс»: казначейства (кассы) ведомств были упразднены, их функции переданы казначействам казенной палаты, функции которых благодаря этому расширились.

80

— „Управление Государственными доходами и расходами делится на J главный части.

„Въ первой, полъ имевемъ Министерства Финансов^ at даются act источники Государствен ных-ь до-ходовъ.

„Во второй, полъ именемъ Государствсннаго Казначейства, выдается движете суммъ, въ доходъ .по-сгутшвшихъ.

„Въ третьей, подъ именемъ ревизш I осударстве^-НЫхъ Счетовъ, производится поверка счетовъ по * всЪмъ Департамента мъ Воекнымъ и Гражданским*"

1-ое Поли. Собр. Зад. т. ХХХГ. № 24686 7» 8 и 9,

!

Рис. 1. Отрывок из Манифеста от 25 июня 1811 г. «Общее учреждение министерств» [17]

Указом от 30 ноября 1865 г. «Об учреждении губернских казначейств и расходных отделений и преобразовании уездных казначейств» [18] в губернских городах, в том числе и в Курске, на базе действовавших в них уездных казначейств создавались губернские. Первоначально Курское губернское казначейство размещалось в здании присутственных мест, располагавшихся на Знаменской площади и набережной реки Тускарь (сейчас на этом месте находятся корпуса электроаппаратного завода). В начале XX века для губернского казначейства и казенной палаты было построено специальное здание на улице Ртищевской (сейчас -улица Советская, здание монтажного техникума).

Интересно, что местонахождение курских финансовых институтов было очень разным. Так, в Курской губернии Казенная палата и Податное присутствие располагались в стационарных зданиях на постоянной основе, а Акцизное управление арендовало для собственных нужд частные постройки. Известно, что в 1879 г. оно располагалось в городе Курске в доме купца Дрыжакова в помещении из «5 комнат в 20,7 кв. сажен» [5, д. 149, л. 42 об.].

Министерство финансов состояло из отдельных департаментов. Взиманием налогов заведовал департамент разных податей и сборов (при нем находилось три отделения: податей и повинностей, питейных сборов, гербовой бумаги). департамент государственного казначейства занимался ревизской частью, сбором промыслового налога, взысканием недоимок, рассрочкой платежей и т. д. Под контролем департамента государственных имуществ находились государственные крестьяне и казенное имущество. Правление горными заводами, соляными промыслами и рабочими, приписанными к ним, а также надзор за частной промышленностью реализовывались департаментом горных и соляных дел. Несмотря на специализацию, основной целью деятельности всех этих структурных подразделений было

81

увеличение источников государственных доходов, исполнение налогового законодательства и увеличение бюджета. В 1859 г. произошло размежевание функций департамента разных податей и сборов, из которого акцизы с табака и свеклосахарного производства были переданы в департамент мануфактур и внутренней торговли [10].

Рис. 2. Изображение Казенной палаты и Курского губернского казначейства. Открытка изд. книж. маг. К. И. Ивановой, нач. ХХ в., личная коллекция Е. Ю. Подосинникова

В череде Великих реформ 1860-1870-х гг. малоизученными остаются многие аспекты так называемой «акцизной реформы» Александра II. Началом этих преобразований послужили принятые 4 июля 1861 г. «Положения о питейном сборе» [16], хотя объектами акцизного обложения являлись продукты свеклосахарного производства с 1848 г., осветительные нефтяные масла с 1859 г., табачные изделия с 1865 г., а также соль, спички и пр. Для практической реализации этого норматива были организованы особые акцизные управления на окружном и губернском уровне. Функции этих учреждений изначально отражали основной смысл принятого документа: предполагалось ввести акцизную систему взимания «налога с питей» взамен существующих откупов.

В документе четко прописывались товары, которые «акцизу подлежат:

а) Спирт и вино, выделанные из разного рода хлеба, картофеля и свекловицы;

б) Водки, выделываемые из виноградных вин, винограда, фруктов и свеклосахарных остатков;

в) Приготовляемые в России: портер, пиво всех родов и мед;

г) Брага, приготовляемая на особо устроенных заводах».

К товарам, с которых акциз не взимался, относились:

«а) Все спиртовые изделия, приготовляемые из спирта и вина, оплаченных уже акцизом;

б) Спирт, употребляемый для выделки осветительной жидкости;

82

в) Спирт и вино, вывозимые в Закавказский край;

г) Изюмное вино для употребления евреями при религиозных обрядах;

д) Виноградное вино, уксус и медовый квас» [1].

Отметим, что подобные новшества в торговле алкоголем распространялись только на «исконно великорусские» губернии и Сибирь; территории, не так давно вошедшие в состав Российской империи, - Крым, Новороссия и Малороссия, Северо-Запад страны - оставались в привилегированном положении, где действовала прежняя откупная система, т. е. государство получало фиксированный доход с «питейного сбора», который условно рассчитывался исходя из определенного количества вина на душу населения (обычно 1 ведро емкостью 12 л) [2].

Реализация «акцизной реформы» должна была упорядочить сам принцип поступлений косвенных налогов в казну: если раньше государство имело монополию на производство и продажу алкогольных напитков, сдаваемых на откуп, то теперь ни объемы производства алкоголя, ни объемы продаж никак не регламентировались.

Несмотря на создание новых акцизных учреждений, на местах главным финансово-налоговым органом оставалась казенная палата, штат которой в конце XIX в. включал управляющего, помощника управляющего, начальников отделений и других служащих. Отметим, что в иерархии чиновников губернского уровня управляющий Казенной палатой занимал третье место, то есть при необходимости мог возглавить губернию в случае отсутствия губернатора и вице-губернатора [7, с. 163]. Компетенции Палаты сводились, главным образом, к делопроизводству и общему руководству: ведение приходно-расходных документов, контроль за отчетностью подведомственных учреждений (казначейств, податных присутствий, присутствий по квартирному налогу, губернского по крестьянским делам присутствия)и т. д.[11]

Губернские и окружные акцизные управления, в функции которых входил контроль за акцизными сборами, стали непосредственными проводниками в жизнь налоговых новшеств. Штат этих учреждений состоял из управляющего, его помощника, ревизора и служащих-канцеляристов (секретаря, бухгалтера и пр. сотрудников); окружные - из надзирателя и его помощников. Чиновникам разрешалось самостоятельно разделять акцизные округа на отдельные участки в зависимости от «местных условий» - наличия и количества винокуренных заводов, складов, винных лавок и пр. Нередко административно-территориальные границы не совпадали с границами акцизных округов и управлений; губернское акцизное управление могло распространять свои действия на две губернии, а акцизные округа состояли из нескольких уездов. Например, деятельность Курского губернского акцизного управления охватывала все 15 уездов Курской губернии (Белгородский, Богатенский, Дмитриевский, Корочанский, Курский, Льговский, Новооскольский, Обоянский, Путивльский, Рыльский, Старооскольский, Суджанский, Тимский, Фатежский, Щигровский) и три волости Сумского уезда Харьковской губернии (Белопольская, Прорубская и Ворожбянская) [5, д. 2]. Разделение губернии на акцизные округа не всегда было оправданно экономически: в одних округах было больше подакцизных предприятий и объектов, в других меньше, поэтому происходило их постоянное перераспределение между округами.

83

Первоначально чиновникам на местах было сложно уяснить свои должностные обязанности, и фактически оптимизация деятельности проходила по инициативе самих служащих. Так, в январе 1868 г. управляющий акцизного управления Курской губернии предложил распределять обязанности служащих в службах по питейному, табачному и свеклосахарному производствам: распределить губернию на два участка по акцизному надзору, «по взаимному согласию главного помощника управляющего и старшего ревизора»; при ревизиях вести путевой журнал по работе службы окружных управлений и надсмотрщиков по исполнению уставов: питейного, табачного и свеклосахарного и др. [5, д. 45, л. 3].

Известно, что круг полномочий служащих акцизных управлений был чрезвычайно широк: 1) определение налогооблагаемой базы и налогоплательщиков; 2) надзор над своевременным начислением и уплатой акцизных сборов; 3) контроль соответствия винокурения и виноторговли питейному уставу; 4) взыскание разного рода недоимок; 5) наложение штрафов за нарушение акцизных уставов и пр. [13] Другими словами, служащие акцизных управлений и участков самостоятельно проводили ревизии, рассчитывали размер штрафов, могли конфисковать не учтенный акцизом товар, приостановить и возобновить деятельность винокуренного завода или питейной торговой точки по своему усмотрению и пр. Совершенно неудивительно, что подобная самостоятельность, подконтрольность акцизных учреждений напрямую Министерству финансов, а не местным чиновникам порождали массу служебных злоупотреблений. Б. К. Кукель, назначенный в 1862 году акцизным управляющим Курской губернии, вспоминал: «Те, кто были свидетелями откупной оргии, вероятно, не забыли ее до сих пор; откуплено было не одно вино: на откупу состояли, за малыми исключениями, и администрации, и суды; в уездном городе не было служащего на государственной службе, который не получал бы положенной лепты деньгами и вином; никто не стеснялся брать "по чину"» [9].

Но в основной своей массе акцизные ревизоры, надсмотрщики и пр. служащие были людьми «честными и порядочными» [14]. Приведем типичный пример работы чиновника акцизного управления согласно инструкции «Порядок ревизии винокуренного завода» [8]: должностные лица акцизного надзора, прибыв на устроенный завод, проводили подробный осмотр его помещений и строений, принадлежащих заводу, а также земель, находящихся под заводом, вместе с постройками и двором. Осмотр завода производился по его отделениям: квасильному, дрожжевому, перегонному, или аппаратному, помещению для контрольных снарядов, паровичной, солодовне, спиртоприемной, или затрубной, лабораторному помещению для рабочих, винокура, акцизного надзора, подвалам для хранения спирта, складам или амбарам материалов винокурения и топлива, конторе, жилым домам (квартирам) управляющего заводом, винокура и других лиц, служащих на заводе; помещению для скота, состоящего на барде, для рабочих при откармливаемом скоте, бордяным ларям.

При осмотре указанных выше помещений и отделений завода подробно записывалось, из чего он состоит, сколько этажей, что находится в каждом отделении. Затем в опись завода вносилась заводская посуда, которая нумеровалась.

84

Далее проводился осмотр перегонного аппарата и обеспечений, указанных в смете, утвержденной управляющим акцизными сборами, измерялись дрожжевые чаны и кадки с квасильными чанами.

Началом периода винокурения считалось 1 июня и его окончанием - 30 июня, поэтому к 1 июня, т. е. к началу винокурения, заводчик был обязан иметь на заводе скрепленные Казенной палатой винокуренную и подвальную книги. Если при заводе находилось ректификационное отделение, то была необходима и ректификационная книга. Перечисленные книги установленного образца заблаговременно предоставлялись владельцем завода в окружное акцизное управление для свидетельства и их «скрепления» особыми печатями. Печать могла ставиться как на «разрешительных документах», так и на этикетках спиртных напитков.

Рис. 3. Печать с надписью «Помощник надзирателя акциз. сбора 3-окр. 3-участка Курской губ.», переданная в дар автору статьи от Сергея Стефановича Щевелева

Подобные печати имели и контролеры окружных и губернских акцизных управлений.

85

Рис. 4. Акцизная печать с надписью «Контролер Курского акц. управления № 31». Из частной коллекции

В штате акцизных управлений могло быть от 40 до 50 служащих, включая надзирателей разных уровней, техников, контролеров и др. [19], но в Курской губернии в начале ХХ в. таких служащих было более ста. Видимо, увеличение штатов было связано с большим объемом работ: в ведении Курского губернского акцизного управления было 37 винокуренных заводов, 23 сахарных завода, 11 спиртоочистительных, 10 пиво-медоваренных, 1 водочный и 8 фруктовых заводов, 5 гильзовых и 3 табачных фабрики [5, д. 1112, л. 213].

До 1885 г. Курское губернское акцизное управление состояло из пяти окружных правлений. Затем одно из них было расформировано в связи с оптимизацией расходов на управленческий аппарат, его функции были перераспределены между оставшимися, но был образован отдельный округ по надзору за сахарными заводами губернии [5, д. 238, л. 1]. В дальнейшем реорганизация курских акцизных окружных управлений была продолжена, и в Курской губернии опять стало 5 питейно-акцизных округов с центрами в г. Курске (№ 1), Белгороде (№ 2), Льгове (№ 3), Новом Осколе (№ 4), Белополье Харьковской губ. (№ 4) с 24 акцизными участками [5, д. 572, л. 172 об.] Чуть позже, в 1900 г., часть Коротьянского уезда Воронежской губернии перешла в ведение Курского губернского акцизного управления, а часть Суджанского уезда Курской губернии вошла в состав Харьковского акцизного управления. В 1910 г. Льговский окружной акцизный округ № 3 был упразднен [5, д. 1354, л. 62].

Согласно сохранившимся документам [12], в 1910 г. управляющим Курским губернским акцизным управлением был действительный статский советник Константин Петрович Сосновский. В штате учреждения также числились три

86

старших контролера - Ф. М. Деханов, М. А. Линденер, Б. С. Майкопар - и старший техник К. Г. Кинель; два секретаря - А. П. Василевский и В. Г. Кулябко, -помощниками которых были Н. А. Моисеев и Н. О. Яковлев; два бухгалтера -Л. Д. Кашкин и И. П. Краснощеков - с помощниками М. В. Билевичем, В. М. Лаймингом и Ф. А. Сухочевым; надсмотрщики - В. И. Летов и И. С. Стельмашевский. Первым окружным акцизным управлением с центром в г. Курске руководил коллежский советник Александр Григорьевич Деев, в штат которого входили четыре старших помощника надзирателя, четыре младших помощника надзирателя, два делопроизводителя, восемь старших контролеров, одиннадцать младших контролеров, два надсмотрщика.

Руководителем второго акцизного управления был коллежский советник В. Н. Шаталов. Среди персонала этого учреждения состояли 3 старших и 2 младших помощников, 2 делопроизводителя, 5 старших и 9 младших контролеров, 1 надсмотрщик.

Надзирателем третьего окружного акцизного управления, расформированного с 1911 г., был надворный советник Григорий Стефанович Стельмашевский. В его подчинении находились 3 старших и 3 младших помощников, 2 делопроизводителя,

1 старший и 11 младших контролеров.

Во главе четвертого окружного управления был губернский секретарь О. А. Коллен. В его управлении было 5 старших и 1 младший помощник надзирателя,

2 делопроизводителя, 4 старших и 9 младших контролеров.

Пятым окружным акцизным управлением руководил коллежский советник А. А. Петрусевич. Среди его сотрудников было 2 старших и 4 младших помощников надзирателя, 2 делопроизводителя, 2 старших контролера, 12 младших контролеров.

Штатный состав акцизных округов Курской губернии просуществовал практически без реорганизаций до ликвидации акцизной системы в 1918 г.

Отметим, что работа с документами личного состава, формулярными списками служащих прекратившего свое существование в 1911 г. окружного акцизного управления № 3 Курской губернии, возможно, позволит установить даже имена акцизных надзирателей и контролеров, пользовавшихся представленной на фото выше печати. Дальнейшее изучение кадровых характеристик служащих акцизных управлений, их возрастных, религиозных, образовательных, национальных и пр. показателей может стать перспективным направлением исследования при создании самостоятельного электронного ресурса - пропосографической базы данных чиновников акцизных учреждений к. XIX - нач. XX вв. не только в региональном, но и в общероссийском контексте.

* * *

Ценный коллекционный экземпляр, подаренный автору С. С. Щевелевым, стал подарком для общественности всего Курского региона. Печать акцизного участка Льговского окружного акцизного управления Курской губернии передана на хранение в Музей истории Управления федерального казначейства по Курской области. В настоящее время в Курском областном краеведческом музее открылась выставка «История Казначейства в банкнотах и документах», приуроченная к 25-

87

летию образования органов федерального казначейства. Экспозиция представляет из себя уникальную частную коллекцию старинных банкнот и платежных документов, состоящую из почти двухсот экспонатов в очень хорошем состоянии, среди которых акцизная печать заняла свое достойное место.

Рис. 5. Экспозиция в ОБУК «Курский областной краеведческий музей», ноябрь 2017 г. Ссылка на открытие выставки «История Казначейства в банкнотах и документах» в эфире телеканала «ВГТРК-КУРСК»: http://gtrkkursk.ru/lenta-novostei/21112017133045 l.html

88

Список использованных источников и литературы

1. Акцизные уставы (1862-1884). - Житомир, 1884. - 739 с.

Aktsiznyie ustavyi (1862-1884). - Zhitomir, 1884. - 739 s.

2. Артемьева Л. В. Этапы и механизм введения в России акцизной системы на алкоголь во второй половине XIX века // Транспортное дело России. - 2011. - № 5. - С. 122-125.

Artemeva L.V. Etapyi i mehanizm vvedeniya v Rossii aktsiznoy sistemyi na alkogol vo vtoroy polovine XIX veka // Transportnoe delo Rossii. - 2011. - № 5. - S. 122-125.

3. Блех И. И. Устройство финансового управления и контроля в России в историческом их развитии. - СПб.: Тип. Mуллер и Богельман, 1895. - 211 с.

Bleh I. I. Ustroystvo finansovogo upravleniya i kontrolya v Rossii v istoricheskom ih razvitii. - SPb.: Tip. Muller i Bogelman, 1895. - 211 s.

4. Борщик Н. Д., Подосинников E. Ю., Пясецкая E. Н. История становления и развития казначейской системы на территории Курской области // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета // [Электронный ресурс]. - URL: http://scientific-notes.ru/pdf/030-029.pdf. - 2015. - № 4 (36). - (дата обращения: 22.11.2017).

Borschik N. D., Podosinnikov E. Yu., Pyasetskaya E. N. Istoriya stanovleniya i razvitiya kaznacheyskoy sistemyi na territorii Kurskoy oblasti // Uchenyie zapiski. Elektronnyiy nauchnyiy zhurnal Kurskogo gosudar-stvennogo universiteta // [Elektronnyiy resurs] - URL: http://scientific-notes.ru/pdf/030-029.pdf. - 2015. - № 4 (36). - (data obrascheniya: 22.11.2017)

5. Государственный архив Курской области (ГАКО). - Ф. 37. - Оп. 1.

Gosudarstvennyiy arhiv Kurskoy oblasti (GAKO). - F. 37. - Op. 1.

6. Горюшкина Н. E. Организационное становление местных органов акцизного надзора в преддверии винной реформы 1863 г. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 10 (48): в 3-х ч. - Ч. 3. - C. 62-64.

Goryushkina N. E. Organizatsionnoe stanovlenie mestnyih organov aktsiznogo nadzora v preddverii vinnoy reformyi 1863 g. // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i is-kusstvovedenie: voprosyi teorii i praktiki. - Tambov: Gramota, 2014. - № 10 (48): v 3-h ch. - Ch. 3. - C. 6264.

7. Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России. - M.: MbiraB, 1978. -

298 с.

Zayonchkovskiy P.A. Pravitelstvennyiy apparat samoderzhavnoy Rossii. - M.: Myisl, 1978. - 298 s.

8. Засорин А. Спутник Акцизного чиновника. - Сумы: Тип.- Лит. К. M. Пашкова, 1911. - С. 5-6.

Zasorin A. Sputnik Aktsiznogo chinovnika. - Sumyi: Tip.-Lit. K.M. Pashkova, 1911. - S. 5-6.

9. Кукель Б. К. Из эпохи уничтожения откупов. Воспоминания первого, по времени, назначения, акцизного чиновника // Русская старина. - 1892. - Т. XXIII. - С. 177-189.

Kukel B. K. Iz epohi unichtozheniya otkupov. Vospominaniya pervogo, po vremeni, naznacheniya, aktsiznogo chinovnika // Russkaya starina. - 1892. - T. XXIII. - S. 177-189.

10. Кравцова E. С. Опыт организации налогового дела в России в конце XIX - начале XX столетия. - Курск: Изд-во КГMУ, 2010. - 303 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kravtsova E.S. Opyit organizatsii nalogovogo dela v Rossii v kontse XIX - nachale XX stoletiya. - Kursk: Izd-vo KGMU, 2010. - 303 s.

11. Кравцова E. С. Проблема функционирования местных финансовых органов - казенных палат (конец XIX в. - 1918 г.) // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. -№ 6 (116). - С. 150-154.

Kravtsova E.S. Problema funktsionirovaniya mestnyih finansovyih organov - kazennyih palat (konets XIX v. - 1918 g.) // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. - 2014. -№ 6(116). - S. 150-154.

12. Курский Адрес-календарь, 1910 г. - Курск: Типо-лит. губ. правления, 1910. - 129 с.

Kurskiy Adres-kalendar, 1910 g. - Kursk: Tipo-lit. gub. pravleniya, 1910. - 129 s.

13. Mухамедина Ш. Акцизы и винная монополия в Российской Империи // [Электронный ресурс] . - URL: http:// https://cyberleninka.ru/article/v/aktsizy-i-vinnaya-monopoliya-v-rossiyskoy-imperii (дата обращения: 22.11.2017).

89

Muhamedina Sh. Aktsizyi i vinnaya monopoliya v Rossiyskoy Imperii // [Elektronnyiy resurs] - URL: http:// https://cyberleninka.rU/article/v/aktsizy-i-vinnaya-monopoliya-v-rossiyskoy-imperii (data obrascheniya: 22.11.2017)

14. Нольде Э. Ф. Питейное дело и акцизная система. - СПб., 1882. - Ч. 1. - 40 с.

Nolde E. F. Piteynoe delo i aktsiznaya sistema. - SPb.,1882. - Ch. 1. - 40 s.

15. Пашков В. В. Антиалкогольная кампания в России в годы Первой мировой войны // Вопросы истории. - 2010. - № 10. - С. 80-93.

Pashkov V.V. Antialkogolnaya kampaniya v Rossii v godyi Pervoy mirovoy voynyi //Voprosyi istorii. -2010. - № 10. - S. 80-93.

16. Положение о питейном сборе, высочайше утвержденное 4 июля 1861 года, с присовокуплением высочайше утвержденного 20 марта 1862 года правил о взысканиях за нарушение постановлений о питейном сборе и судопроизводстве по сим делам. - М.: Тип. Ал. Семена, 1862. - 160 с.

Polozhenie o piteynom sbore, vyisochayshe utverzhdennoe 4 iyulya 1861 goda, s prisovokupleniem vyisochayshe utverzhdennogo 20 marta 1862 goda pravil o vzyiskaniyah za narushenie postanovleniy o piteynom sbore i sudoproizvodstve po sim delam. - M.: Tip. Al. Semena, 1862. - 160 s.

17. Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗ РИ). - № 24686. - Т. 31. - СПб., 1830. -С. 687.

Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy Imperii (PSZ RI). - № 24686. - T. 31. - SPb., 1830. - S. 687.

18. ПСЗ РИ. - № 42728. - Т. 40. - СПб., 1867. - С. 291.

PSZ RI. - № 42728. - T. 40. - SPb., 1867. - S. 291.

19. Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 574. - Оп. 1. - Д. 90. - Л. 23.

Rossiyskiy gosudarstvennyiy istoricheskiy arhiv (RGIA). - F. 574. - Op. 1. - D. 90. - L. 23.

20. Сахневич И. В. Питейная торговля в Курской губернии в конце XIX - начале XX веков // Провинция как социокультурный феномен. - T. 3. - Кострома, 2000. - С. 59-65.

Sahnevich I.V. Piteynaya torgovlya v Kurskoy gubernii v kontse XIX - nachale XX vekov // Provintsiya kak sotsiokulturnyiy fenomen. - T. 3. - Kostroma, 2000. - S. 59-65.

21. Сборник кратких сведений о правительственных учреждениях: по поручению министерства Императорского двора / Сост.: В. Кривенко. - 2-е изд. - СПб., 1889. - 220 с.

Sbornik kratkih svedeniy o pravitelstvennyih uchrezhdeniyah: po porucheniyu ministerstva Impera-torskogo dvora / Sost.: V. Krivenko. - 2-e izd. - SPb., 1889. - 220 s.

22. Чальцева Т. А. Особенности организации взимания косвенных налогов в России в середине 50-х годов XIX в. (по материалам «Устава об акцизе с свеклосахарного производства» 1848 г.) // Вестник Ленинградского гос. университета им. А. С. Пушкина. - 2014. - Т. 4, № 3. - С. 101-119.

Chaltseva T. A. Osobennosti organizatsii vzimaniya kosvennyih nalogov v Rossii v seredine 50-h godov XIX v. (po materialam «Ustava ob aktsize s sveklosaharnogo proizvodstva» 1848 g.) // Vestnik Leningradskogo gos. universiteta im. A. S. Pushkina. - 2014. - T. 4, № 3. - S. 101-119.

Borschik N. D. To the history of excise control of the Russian Empire the second half of the XIX -the beginning of the XX centuries

General questions of introduction of indirect taxes in post-reform Russia are considered. The structure, functions and main directions of activity of state bodies regulating taxation issues in the regions, as well as provincial and district excise administrations as direct executors within the competence entrusted to them were studied in detail. On the basis of these archival documents, an attempt is made to identify the staffing and the number of employees of excise administrations.

Keywords: Russian Empire, indirect taxes, excise management.

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.