Научная статья на тему 'Правовое воздействие на производство и продажу алкогольных напитков в период развития капитализма в Российской империи'

Правовое воздействие на производство и продажу алкогольных напитков в период развития капитализма в Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
135
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИТЕЙНАЯ МОНОПОЛИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПИТЕЙНЫМИ СБОРАМИ / ВИНОКУРЕННЫЕ ЗАВОДЫ / ПРОДАЖА ПИТЕЙ / КРЕПОСТНОЕ ПРАВО / ПИТЕЙНЫЕ СБОРЫ / БОРЬБА С ПЬЯНСТВОМ / СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС / КОНТРАБАНДА ПИТЕЙ / НАКАЗАНИЕ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО СЛУЖБЕ / DRINKING MONOPOLY CONTROL OF DRINKING CHARGES / DISTILLERIES / SELLING ALCOHOLIC DRINKS / SERFDOM / THE STRUGGLE WITH AQAINST ALCOHOLISM / SYSTEMIC CRISIS / SMUGGLING DRINKS / PENALTIES FOR VIOLATION OF HIS DUTIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волкова В. М.

Управляющие воздействия государства на объективные условия развития капитализма можно подразделить на позитивные, негативные (воздействие чиновников коррупция), барьеры права (несовершенные нормы законодательства, сдерживающие позитивное экономическое поведение).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal impact on the production and sale of alcoholic beverages during the development of capitalism in the Russian Empire

Control actions of the state on the objective conditions of capitalist development can be divided into: positive, negative (effectinq of bureaucrats Corruption), the barriers of law (flawed legislative norms that constrain the positive economic behavior).

Текст научной работы на тему «Правовое воздействие на производство и продажу алкогольных напитков в период развития капитализма в Российской империи»

ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРОИЗВОДСТВО И ПРОДАЖУ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ В ПЕРИОД РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В.М. ВОЛКОВА,

доцент кафедры теории государства и права Ставропольского государственного университета Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история правовых учений

E-mail: volkoffss@yandex.ru

Рецензент кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, доцент В.Е. Семенов

Аннотация. Управляющие воздействия государства на объективные условия развития капитализма можно подразделить на позитивные, негативные (воздействие чиновников — коррупция), барьеры права (несовершенные нормы законодательства, сдерживающие позитивное экономическое поведение).

Ключевые слова: питейная монополия, управление питейными сборами, винокуренные заводы, продажа питей, крепостное право, питейные сборы, борьба с пьянством, системный кризис, контрабанда питей, наказание за нарушение обязанностей по службе.

THE LEGAL IMPACT ON THE PRODUCTION AND SALE OF ALCOHOLIC BEVERAGES DURING THE DEVELOPMENT OF CAPITALISM IN THE RUSSIAN EMPIRE

V.M. VOLKOVA,

the senior lecturer of the Chair of Theory and History of State and Law at Stavropol state University

Annotation. Control actions of the state on the objective conditions of capitalist development can be divided into: positive, negative (effectinq of bureaucrats — Corruption), the barriers of law (flawed legislative norms that constrain the positive economic behavior).

Keywords: drinking monopoly control of drinking charges, distilleries, selling alcoholic drinks, serfdom, drinking charges, the struggle with aqainst alcoholism, systemic crisis, smuggling drinks, penalties for violation of his duties.

Питейная монополия — один из видов фискальной монополии, к которым прибегает государство с целью получения дохода от обложения предмета всеобщего потребления (монополия табачная, соляная, спичечная и др.). Кроме того, установление питейной монополии мотивируется охраной народного здравия и борьбой с пьянством. Один из главных факторов распространения пьянства — интерес продавцов в сбыте алкоголя, побуждающий их прибегать к всевозможным злоупотреблениям в виде фальсификации, отпуска алкоголя в долг и т.п. Предполагается, что с заменою частных продавцов казенными, находящимися на жаловании и лично не заинтересованными в увеличении сбыта, может быть устранен один из главных факторов рас-

пространения пьянства. Как правило, объектом питейной монополии является продажа питей, и лишь на втором плане их производство, которое и при питейной монополии может остаться частным делом.

В 1861 г. в Российской империи отменяется крепостное право. Начинается процесс бурного развития капитализма. Товарное обращение свойственно и тому (докапиталистическому) способу производства, когда производство и обмен товаров еще имеют целью удовлетворение потребностей производителей и когда количество изготавливаемых и выносимых на рынок продуктов определяется потребностями самих производителей. Но эта характеристика докапиталистического товарного обмена неприменима к эпохе

капиталистического производства. Последнее характеризуется двумя чертами: 1) предполагает в товарном продукте функционально различные, определенные части стоимости (постоянный и переменный капитал и прибавочную стоимость), которых нет в простом товарном продукте; 2) имеет целью не удовлетворение потребностей производителей, а возрастание стоимости капитала. Удовлетворение потребностей составляет лишь косвенный результат, попутный момент капиталистического обращения, но не целью капиталистического производства. Цель последнего есть производство меновой стоимости, получение прибыли, возрастание стоимости капитала1.

По мнению приват-доцента юридического факультета Московского университета С.Н. Булгакова, в момент отмены крепостного права развитие русского капитализма находится в самом начале, и он не совершил еще своего дела освобождения от средневековых юридических и экономических уз. Натуральное хозяйство, еще в значительной степени распространенное в России, юридическое положение населения, связанного общинным землевладением, круговой порукой и паспортной системой, а также другие юридические причины, которые составляют отголосок отношений натурального хозяйства и крепостного права, задерживают это развитие капитализма2.

В тот период традиционно состояние государственной казны определяло положение дел на рынке алкогольной продукции. Питейные сборы также не обошлись без реформ. Так, Положением о питейном сборе 1861 г. создаются учреждения по управлению питейными сборами, в которых определены состав, перемещение и увольнение должностных лиц, служебные права и преимущества должностных лиц, порядок подчиненности и сношений. Уставом о питейном сборе была принята акцизная система, дающая громадные преимущества капиталистическому промышленному винокурению. Для этого учреждается Главное управление акцизными сборами в Минфине по Департаменту неокладных сборов, на местах в губерниях и областях создаются губернские или областные акцизные управления, которым в уездах подчиняются окружные акцизные управления (ст. 1, 2).

В уездах губерний, пограничных с иностранными государствами, для предотвращения водворения из-за границы контрабандных питей и для усиления акцизного надзора учреждена корчемная стража на основа-

нии Положения о корчемной стражи. Кадры акцизного управления составляют управляющий акцизными сборами, ревизор (старший, младший), техник (старший, младший) и чиновник по судебной части (ст. 5 Устава о питейном сборе). В подчинении управляющего находится канцелярия из следующих должностных лиц: секретаря, помощника секретаря, бухгалтера и помощника бухгалтера (ст. 6). Окружное акцизное управление состояло из надзирателя акцизных сборов и помощников надзирателя (старших и младших). При надзирателе состояла канцелярия (ст. 7).

Входившие в заведывание окружного акцизного управления уезды делились на участки, поручаемые надзору помощника надзирателя (ст. 8 Устава о питейном сборе). При акцизных управлениях состояли старшие и младшие контролеры и надсмотрщики (ст. 9). Согласно ст. 6 «продажа, оптовая и раздробительная, оплаченных акцизом напитков и изделий из оных, составляет предмет вольного промысла. Определенной цены напитков и числа мест продажи оных не назначается».

До введения Устава о питейном сборе в большей части России существовали только хозяйственные винокуренные заводы, ведение которых не требовало ни денежных затрат, ни коммерческого образа действий; но главной и единственной целью этого производства было переработать малоценные или низкокачественные продукты сельского хозяйства, причем добывался хороший и дешевый корм для скота. Сельскохозяйственные заводы имели устройства простые, работали при примитивных технических приемах, давали выходы относительно меньшие, но оставляли в хозяйстве необходимые удобрения для поддержания производительности земли3.

По подсчетам профессора Киттары, питейный доход казны в 140 лет существования откупов увеличился в 335 раз; сколько при этом наживали откупщики — определить невозможно4. Положением были установлены следующие категории мест продажи крепких напитков: питейные дома, штофные лавки, шинки, временные выставки, корчмы, портерные лавки, трактирные заведения, ренсковые погреба, дома

1 Маркс К., Энгельс Ф. ПСС. Т. 2. С. 39.

2 Булгаков С.Н. О рынках при капиталистическом производстве. М., 2006. С. 139.

3 ФридманМ.И. Винная монополия в России. М., 2005. С. 296.

4 Питейные сборы в России: развитие законодательства, финансов, статистики, науки: сб. науч. ст. / под ред. В.М. Волковой. Ставрополь, 2003. Вып. 7.

некоторых обывателей в привилегированных губерниях; кроме того, допущена была продажа напитков в постоялых дворах и фруктовых, и мелочных лавках.

Все виды мест продажи питей, по характеру этой продажи, распадались на три самостоятельные группы заведений: 1) для торговли только на вынос; 2) для торговли на вынос и распивочно; 3) для торговли только распивочно. В первых из этих заведений (ренсковые погреба, водочные магазины, штофные лавки, мелочные лавки и фруктовые) питейные напитки продавались как обыкновенный товар, для употребления не на месте продажи; в других (питейных домах, ренсковых погребах с распивочною продажей) продажа напитков производилась для потребления как вне заведений, так и на месте распивочно. Наконец, в трактирных заведениях, где продажа крепких напитков рассматривалась как побочный при торговле кушаньями и чаем промысел, продажа разрешалась только распивочно.

Положение о питейном сборе отнесло заведения с продажей питей на вынос к обыкновенным торговым заведениям и не подчинило открытие их особым условиям. Только для тех заведений с питейной продажей, которым предоставлялась торговля на вынос и распивочно, были установлены особые ограничения, поставившие их открытие в зависимость от согласия сельских обществ и землевладельцев.

Для предупреждения вредных влияний, которые в отдельных случаях могли иметь питейные заведения, само устройство их было поставлено в зависимость от местных учреждений и лиц, соответствующим образом заинтересованных. Открытие питейных заведений, в которых производилась продажа распивочно (за исключением трактирных заведений), могло последовать в городских поселениях не иначе, как с разрешения городских дум и заменявших их учреждений, а в селениях и казачьих станицах — с согласия сельских обществ или станичных сборов, по мирским приговорам, причем требовалось, чтобы в селениях государственных и удельных крестьян приговоры утверждались, по принадлежности, палатами государственных имуществ или удельными конторами; в селениях временно-обязанных крестьян требовалось, кроме мирского приговора, согласие помещика. Впрочем, приговоры сельских обществ были признаны необходимыми лишь для открытия питейных заведений непосредственно на землях сельских обществ или казачьих станицах; открытие таких заведений, хотя бы и в пределах селения, но не на

мирской или станичной земле, а на землях частных владельцев, было поставлено вне зависимости от сельских обществ и никакими приговорами не обусловливалось.

Реформы, проводимые Александром II, привели к системному кризису экономики России. Введенная в России с 1 января 1863 г. акцизная система питейных сборов, действовавшая до 1 января 1895 г. (отменена Положением о казенной продаже питей), при которой была объявлена свободная винная торговля, начала давать сбой. В течение 30 лет доходы росли незначительно, а пьянство развилось повсеместно. Сбор акциза производился непосредственно через правительственных чиновников, требования к благонадежности которых были высоки. Особенные наказания за преступления и проступки по службе к правительственным чиновникам, кроме общих мер, за нарушение постановлений о питейном сборе согласно Высочайшего повеления 15 декабря 1883 г.: исключение из службы, отрешение от должности, вычет из времени службы, удаление от должности, перемещение с высшей должности на низшую, выговор более или менее строгий с внесением его в послужной список, вычет из жалования, выговор более или менее строгий без внесения в послужной список, замечание, более или менее строгое (ст. 65 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.).

За неправильное описание и измерение заводов, на которых выделывались напитки, подлежавшие акцизу, назначаемые для этого должностные лица, в ущерб казны, отрешались от должности и, сверх того, подвергались денежному взысканию, равному двойному акцизу (ср. ст. 1137 Устава о питейном сборе), за все то количество напитков, которое выделано в течение всего времени, в которое неправильно измеренная посуда была в действии (ст. 1155).

Должностные лица акцизного управления, виновные в устройстве собственного завода, или взятии завода в аренду в пределах местности, подведомственной им по акцизному сбору, независимо от взысканий подвергались отрешению от должности, наказаниям за нарушение обязанностей по службе, определенным разд. 5 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. Так, «если чиновник или иное лицо, состоящее на службе государственной или общественной, по делу или действию, касающемуся до обязанностей его по службе, примет, хотя и без всякого в чем-либо нарушения сих обязанностей, подарок, состоящий в

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

деньгах, вещах или в чем бы то ни было ином, или же, получив оный и без изъявления предварительного на то согласия, не возвратит его немедленно и во всяком случае не позднее как чрез три дня, то за сие в случае, если подарок принят или получен уже после исполнения того, за что оный был предназначен, принявший его подвергается: денежному взысканию не свыше двойной цены подарка; когда ж оный принят или получен прежде, то сверх того же денежного взыскания и отрешению от должности. Такому же взысканию или наказанию и на том же основании подвергается и тот, который примет сего рода подарки чрез других, или же дозволит жене своей, детям, родственникам, домашним или кому-либо иному принимать оные» (ст. 372).

Статья 377 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных устанавливала, что высшей степенью лихоимства почиталось вымогательство (всякая прибыль или иная выгода, приобретаемая по делам службы притеснением, или же угрозами и вообще страхом притеснения; всякое требование подарков, или же установленной законом платы, или ссуды, или же каких-либо услуг, прибылей или иных выгод по касающимся службы или должности виновного в том лица делу или действию под каким бы то ни было видом или предлогом; всякие неустановленные или в излишнем против установленного количества поборы деньгами, вещами или чем-либо иным; всякие незаконные наряды обывателей на свою или же чью либо работу). Служащие по вольному найму по казенной продаже питей за преступления и проступки по службе подвергались ответственности порядком и на основании, установленных для лиц, состоявших на государственной службе (ст. 1162).

Согласно ст. 341 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных «виновный в превышении или противозаконном бездействии власти подвергается, смотря по важности дела и сопровождавшим оное обстоятельствам: или отрешению от должности; или исключению из службы; или же заключению в крепости на время от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев; или, в случаях особенно важных, к лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных, прав и преимуществ и ссылке на житье в Сибирь по четвертой степени ст. 31 сего Уложения».

Лица, исключенные из службы, отрешенные или удаленные от должности по акцизному управлению за несение ущерба доходам казны, лишались по приговору суда или по распоряжению министра финансов

всех следующих им по ст. 22, 1151, 1153 Устава о питейном сборе, но еще не выданных добавочного содержания или процентных вознаграждений и наградных денег, и о виновности их публиковалось в губернских ведомостях для предупреждения приема этих лиц на службу по акцизному управлению (ст. 1163).

Акциз исчислялся с количества вина, которое, по предварительному нормальному расчету, может быть выкурено на заводе, сообразно размеру посуды, времени производства и роду продуктов, употребляемых в затор. Взимание акциза производилось по мере обращения вина в продажу из заводских подвалов. Выкуренное сверх нормы вино облагалось пониженной ставкой, что способствовало техническому прогрессу в винокурении, а оптовая и дробная продажа питей на вынос и распивочно составляли предмет свободной торговли. Питейный доход в России в конце XIX в. составлял 28,6% общего бюджета страны5. Заводчики целенаправленно через своих представителей официально просили правительство о введении монополии на торговлю хлебным вином (водкой). В результате долголетних и разнообразных совещаний появился Закон «О мерах к поощрению сельскохозяйственнаго винокурения» 1890 г

Управляющие воздействия государства на объективные условия развития капитализма можно разделить на позитивные, негативные (воздействие чиновников — коррупция), барьеры права (несовершенные нормы законодательства, сдерживающие позитивное экономическое поведение). Появление нормативных правовых актов и их проектов, обусловивших развитие капитализма в России:

• Манифест о 3-дневной барщине 1797 г.;

• Манифест об учреждении министерств 1802 г.;

• Указ о предоставлении купечеству, мещанству и казенным поселянам приобретать покупную землю 1803 г.;

• Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных (Указ о вольных хлебопашцах 1803 г.);

• Университетский устав 1804 г.;

• Устав духовных учебных заведений 1807 г.;

• Манифест «о дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий» 1807 г.;

5 Похлебкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М.,2004. С. 300.

• образование Государственного Совета в 1810 г.;

• общее учреждение министерств в 1811 г.;

• Указ о привилегиях на изобретения 1812 г.;

• «Конституция» Н.М. Муравьева (проект, 1821— 1825 гг.);

• Устав для управления ногайцев и других магометан, кочующих в Кавказской области, 1827 г.;

• Русская Правда П.И. Пестеля;

• Манифест о введении в действие с 1835 г. Свода законов Российской империи;

• Указ об «обязанных крестьянах» 1842 г.;

• Уложение о наказаниях уголовных и исправительных;

• Указ о предоставлении помещикам заключать с крестьянами договоры на отдачу им участков земли в пользование за условные повинности, с принятием крестьянами, заключившими договор, названия обязанных крестьян 1848 г.;

• Указ о предоставлении крестьянам помещичьим и крепостным людям покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество 1848 г.;

• Инструкция генерал-губернаторам 1853 г., и др.

Все это снимало правовые барьеры для создания

объективных условий развития капиталистической формы производства.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Д.С. ДИДЕНКО-ЧИНТИМУР,

инспектор отдела по исследованию отраслевых проблем управления научного центра Академии управления

МВД России, кандидат юридических наук, старший лейтенант милиции Научная специальность: 12.00.00 — юридические науки

E-mail: dinchin37@list.ru

Аннотация. Низкий уровень нравственной культуры населения влечет за собой смену привычной системы ценностей и мотивов поведения. Как результат увеличивается количество социально опасных явлений. В рамках создания действенного механизма профилактики правонарушений на первое место должна выйти задача правового и нравственного воспитания населения, прежде всего несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетний, девиантное поведение, профилактика, правовое воспитание, воспитание.

ACTUAL PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF PREVENTIVE MAINTENANCE OF REJECTING BEHAVIOR AMONG MINORS

D.S. DIDENKO-CHINTmUR,

the inspector of department on research of branch problems of management of center of science ofAcademy of management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the candidate

of jurisprudence, the senior lieutenant of militia

Annotation. Low level of moral culture of the population, involves change of habitual system of values and motives of behavior. As the result of this process occurs growth of socially dangerous phenomena which scales continue to increase. Thereupon within the limits of creation of the effective modern mechanism of preventive maintenance of offenses on the first place there should be a problem of legal and moral education of the population, first of all, minors.

Keywords: the minor, rejecting behavior, preventive maintenance, legal education, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.