Научная статья на тему 'К характеристике социологического содержания понятия «Реализация права на образование»'

К характеристике социологического содержания понятия «Реализация права на образование» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
513
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ / RIGHT TO EDUCATION / REALIZATION RIGHT TO EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зуйкова Наталья Ивановна

Реализация права на образование рассматривается как социальный процесс, включающий в себя четыре структурных элемента: исполнение, соблюдение, использование, применение. Элементы реализации права на образование соотносятся с показателями деятельности его субъектов. Определяется объект и предмет прикладного социологического исследования реализации права на образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Characterization of the Sociological Meaningof the Concept “Implementation of the Right to Education”

Realization of the right to education is considered as the social process including four structural elements: execution, observance, use, application. Elements of realization of the right to education correspond with indicators of activity of legal subjects on education. The object and a subject of applied sociological research of realization of the right to education are defined.

Текст научной работы на тему «К характеристике социологического содержания понятия «Реализация права на образование»»

ББК 67.400.321

Н.И. Зуйкова

К характеристике социологического содержания понятия «реализация права на образование»

N.I. Zuikova

On the Characterization of the Sociological Meaning of the Concept “Implementation of the Right to Education”

Реализация права на образование рассматривается как социальный процесс, включающий в себя четыре структурных элемента: исполнение, соблюдение, использование, применение. Элементы реализации права на образование соотносятся с показателями деятельности его субъектов. Определяется объект и предмет прикладного социологического исследования реализации права на образование.

Ключевые слова: право на образование, реализация права на образование.

Realization of the right to education is considered as the social process including four structural elements: execution, observance, use, application. Elements of realization of the right to education correspond with indicators of activity of legal subjects on education. The object and a subject of applied sociological research of realization of the right to education are defined.

Key words: right to education, realization right to education.

Система образовательных учреждений в современной России представлена достаточно широко. Они имеют различное подчинение и дифференцированы в зависимости от категорий детей, которым, исходя из уставных задач, следует дать воспитание и образование. Специфической группой детей являются несовершеннолетние, совершившие преступления до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности.

Предпосылками социологического исследования реализации права на образование этой социальной группы являются существенные социальные противоречия, возникающие между предписанным правом на образование и его фактической реализацией. Так, в частности, нормативно предписано, что:

- все дети вправе получить образование, но отдельная группа детей может реализовать это право только в специализированном образовательном учреждении закрытого типа;

- законом предусмотрен запрет на осуществление противоправных действий, однако, только нарушив его, определенная группа детей может реализовать свое право на образование;

- родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования, однако отдельная группа детей получает его только под контролем режимной службы специализированного образовательного учреждения закрытого типа;

- государство старается учитывать образовательные потребности специфических социальных групп,

подлежащих обучению, однако несовершенство такого учета приводит к запаздыванию педагогических и социальных технологий, направленных на обучение и воспитание.

Необходимость разрешения названных противоречий требует характеристики социологического содержания понятия «реализация права на образование», что является целью данной статьи.

Феномен права изучен в юридической литературе достаточно подробно [1, с. 75; 2, с. 97; 3, с. 6 и др.]. Право определяется как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. По форме закрепления, источникам происхождения, сфере деятельности различают право писанное и неписан-ное, светское и религиозное, национальное и международное. Право состоит не только из запретов, но и из предписаний, исполнение которых обеспечивается принуждением.

Сторонники психологических концепций права Г. Тард и Л. Петражицкий находили истоки права в психике людей [4; 5]. Последнему принадлежит идея разделения права на «официальное» и «интуитивное». Первое санкционировано государством и отстает от изменений в духовной, экономической и социальной жизни. Второе свободно изменяется, его содержание индивидуально и определяется социокультурными особенностями человека.

Определение права как системы норм поведения, установленных или признанных государством, выпол-

философия, социология и культурология

нение которых обеспечено угрозой государственного принуждения, представляется автору наиболее применимым в контексте исследования реализации права на образование. Право в социальном аспекте представляет собой систему определенных социальных отношений, действия субъектов которых регламентированы государством и обществом. Государство как социальный институт участвует в реализации норм права как субъект правоотношения [6].

Одним из наиболее важных в социальном отношении является право на образование. Определение содержания понятия «образование» имеет в социологии давние традиции и рассматривается в нескольких аспектах [7, с. 69-78 и др.]. Так, М. Вебер, Дж. Коулман в качестве базовой цели образования определили формирование разносторонне образованного человека. Э. Дюркгейм, К. Манхейм и К. Поппер представляют его как систему воздействия на индивидов с целью их социализации, интеграции в общество и адаптации к его потребностям. С точек зрения Дж. Мида, П. Бурдье, образование является базовым каналом для трансляции культуры, развитием которой обусловлено изменение его системы, возникновение новых социальных ценностей и стандартов. Г. Гегель, И. Кант, П. Сорокин рассматривали образование как развитие генетических задатков и способностей человека, как содействие его самореализации и самосовершенствованию. А.М. Осипов, В.В. Тумалев, Т.И. Заславская, Г.Е. Зборовский подчеркивают институциональную природу образования [8-11]; С.И. Григорьев и Н.А. Матвеева образование рассматривают как одну из жизненных сил человека и общества, процесс и результат взаимодействия социальных субъектов [12, с. 494-496]. Образованием является особая социальная деятельность социального субъекта, возникающая по поводу и в процессе передачи опыта, накопления знаний, навыков и умений.

Исходя из этого, содержание права на образование составляет предусмотренная законом возможность его субъектов:

- участвовать в целенаправленном процессе воспитания и обучения (сопровождающемся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней);

- применять накопленные знания и сформированные умения;

- использовать максимально благоприятные условия для выявления и развития творческих способностей каждого, воспитания трудолюбия и высоких нравственных принципов.

В международном праве определены четыре взаимосвязанные характерные черты права на образование: наличие, доступность, приемлемость и адаптируемость [13]. Социологическое исследование наличия образования предполагает реальность его существования. Доступность характеризуется открытой

возможностью использовать образовательную инфраструктуру. Приемлемость включает в себя оптимальный, удовлетворяющий субъекта уровень образовательного процесса. Адаптируемость предполагает его приспособление к заданным условиям. Только при условии единства характерных черт права на образование можно говорить об образовании как о реально существующей деятельности социального субъекта, возникающей по поводу передачи опыта, накопления знаний, формирования умений.

Основными субъектами права являются лицо, группа лиц, государство реализующие под страхом применения санкций нормативно предписанные определенной отраслью права, нормы и правила. При условии наличия, доступности, приемлемости и адаптируемости образования субъект права становится субъектом права на образование. Социальный субъект права на образование - это индивид (обучающееся или обучающее лицо), социальная общность (собрание индивидов, участвующее в осуществлении образовательного процесса), государство (система социальных организаций, осуществляющих управление обществом и распределяющих общественные ресурсы), способные путем активных действий изменять образовательную среду, влиять на развитие образовательной ситуации, становление и развитие индивидуальной, групповой и общественной социальной культуры.

Выявленные неотъемлемые черты права на образование и специфика его субъектов свидетельствуют о социальной направленности права на образование, поскольку оно является массовым (коллективным), присуще всем социальным субъектам и осуществляется ими весь период существования. Исходя из этого, следует рассматривать процесс реализации права на образование как социальный.

Реализация социальных прав, к которым относится право на образование, отличается от реализации личных прав и свобод тем, что требует для себя соответствующей инфраструктуры, создание и функционирование которой обеспечивается государством [14]. Оно несет ответственность не просто за факт осуществления индивидом или социальной общностью права на образование, но и выступает «сореализатором» этого права, создавая и развивая материальную и нормативную правовую базу.

Реализация права рассматривается как структурированный процесс воплощения субъектом права предписаний, состоящий из четырех элементов:

- исполнение (активное поведение субъекта - осуществление возложенных на него обязанностей);

- соблюдение (пассивное поведение субъекта -воздержание от совершения запрещенных правом деяний);

- использование (непосредственно исполнение предписаний посредством активного и пассивного поведения применительно к ситуации);

- применение (осуществляемое государством правовое регулирование правоотношений).

Реализация права на образование имеет свою специфику. Исполнение характеризуется получением детьми образования и обеспечением родителями (законными представителями) этого процесса. Соблюдение права на образование заключается в следовании правилам поведения, принятым в обществе, образовательном учреждении. Использование предполагает включенность в социум, вовлеченность в образовательный процесс, получение профессионального, дополнительного образования. Применение права на образование характеризуется принятием нормативных правовых актов в образовательной сфере, созданием административной и судебной практики, следованием обычаям и традициям, сложившимся в области образования, распространением опыта.

Исполнение, соблюдение, использование - элементы реализации права, характерные, как правило, для индивида и социальной группы, тогда как применение - сфера деятельности государства.

Таким образом, реализации права на образование присущи все характеристики структурных элементов реализации права. Исходя из этого, объектом социологического исследования является реализация права на образование как социальный процесс, состоящий из четырех взаимосвязанных между собой элементов (исполнение, соблюдение, использование и применение норм права на образование). Предметом исследования выступает возможность социальных субъектов права на образование реализовывать и обеспечивать наличие, доступность, приемлемость и адаптируемость образования, вытекающие из нормативных дозволений и обеспеченные государственным принуждением.

Актуальность определения социологического содержания понятия «реализация права на образование» обусловлена необходимостью разрешения противоречий, возникающих между предписанным правом на образование и его фактической реализацией. Особенно это касается детей, находящихся в условиях ограничения свободы и организации образовательного процесса в специальных образовательных учреждениях закрытого типа.

Библиографический список

1. Гегель ГВ.Ф. Философия права / Академия наук СССР. Институт философии. - М.,1990.

2. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. - СПб., 1999.

3. Коломийцев В.Ф. Социология права и правовая культура // Гражданин и право. - 2006. - №6.

4. Тард Г Социальные законы: личное творчество среди законов природы и общества / пер. Л.Е. Оболенского. -СПб., 1906.

5. Петражицкий Л.И. Теория и политика права. Избранные труды / науч. ред. Е.В. Тимошина. - СПб., 2011.

6. Анисимов Л.Н. Конституционное право России : учебно-методические материалы и программа. - М., 2006.

7. Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Неклассическая социология образования начала XXI века. - Барнаул, 2000.

8. Социология образования / под ред. А.М. Осипова, В.В. Тумалева. - Ростов-н/Д., 2005.

9. Осипов А.М. Социология образования: очерки теории. - Ростов-н/Д., 2006.

10. Гаврилюк В.В. Социология образования : учебное пособие. - Тюмень, 2003.

11. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования : учебное пособие. - М., 2005.

12. Матвеева Н.А. Инерционность системы образования в России начала XXI века // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» : в 3 т. - М., 2003. - Т. 2.

13. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, принята 14.12.1960 Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры [Электронный ресурс]. - URL: www.on.org/ru/.

14. Калашников А.А. Национальные проекты и право на образование // Гражданин и право. - 2007. - №8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.