Краткие сообщепия
УДК 614.7:1633.51:63 1.542.25
Ю. У. Хасанов, Э. Н. Давлетов
К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ВЕРТОЛЕТНОГО СПОСОБА ДЕФОЛИАЦИИ
Узбекски» научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профзаболеваний, Ташкент
Среди различных способов проведения дефолиации хлопчатника бутифосом вертолетный метод обработки применяется в Узбекистане впервые. В связи с этим нами в сентябре 1972 г. в Риштанском районе Ферганской области проведена гигиеническая оценка опрыскивания полей бутифосом при помощи вертолета К-26. Опытно-производственные испытания проводились совместно с Всесоюзным институтом защиты растений и другими институтами.
Вертолет К-26 имеет 2-местную кабину и прицепную 4-местную кабину, которая может отделяться, после чего вместо нее навешивается бачок с разбрызгивающими наконечниками. В носовой части вертолета К-26 оборудованы вентилятор для создания в кабине повышенного давления воздуха и устройство для его обогрева. Вентилятор снабжен фильтром для задержки вредных веществ. Однако при проведении испытаний фильтра не было, а ставилась только сетка для механической очистки. В потолке кабины вертолета сделали отдушины, через которые также может проникать наружный воздух.
Мы определяли содержание бутифоса в воздухе рабочих мест на аэродромной площадке, в зоне дыхания заправщиков, в кабине пилота, а также в объектах внешней среды (воздух, вода и растения) в различные сроки после опрыскивания растений и на разных расстояниях от обрабатываемого поля. Одновременно изучали метеорологические факторы — температуру воздуха, относительную влажность и скорость движения воздуха.
Показано, что в кабине пилота температура воздуха колеблется в пределах 22—28°, относительная влажность составляет 59—68%, а скорость движения воздуха — 0,5 м/сек. На аэродромной площадке и в середине поля в течение дня температура воздуха варьирует в пределах 17—29°, относительная влажность составляет 57—82%, а скорость движения воздуха — 0,6—4 м/сек. Расход вещества достигает 2,5 кг/га, а расход рабочей жидкости — 100 л/га. Содержанке бутифоса в воздухе рабочей зоны на аэродроме равно 0,1 мг/м3, что не превышает предельно допустимой концентрации (ПДК) этого вещества. Содержание его в кабине пилота превышает ПДК в 1V2 раза (0,3 мг/м3). Такое содержание бутифоса в кабине пилота можно объяснить отсутствием повышенного давления воздуха в ней, что при наличии мощного воздушного потока от винтов вертолета к земле создает условия для проникновения загрязненного воздуха через носовой вентилятор и щели кабины.
Результаты анализов проб воздуха, почвы и листьев хлопчатника на различных расстояниях от обработанного бутифосом поля в день опрыскивания были следующие. В воздухе на расстоянии 500 м от обработанного поля обнаруживаются концентрации бутифоса ниже предельно допустимых, а в почве и листьях хлопчатника на расстоянии 200—300 м препарат не обнаруживается вообще.
Динамические данные о содержании бутифоса в объектах внешней среды на обработанном поле в зависимости от времени, прошедшего со дня обработки, показали, что вертолетный способ опрыскивания вызывает длительное загрязнение. Так, только через 7 суток концентрация бутифоса в листьях хлопчатника достигает 0,5 мг/кг. В 1 кг почвы к этому времени содержится 0,1 мг препарата. В воздухе концентрация бутифоса ниже предельно допустимой обнаруживается через 4 суток.
Мы провели опрос населения, живущего в непосредственной близости от обрабатываемого поля. Опрошены лица обоего пола (48 мужчин и 35 женщин) в возрасте от 17 до 60 лет. Большинство из них не отмечали наличия запаха бутифоса.
Таким образом, обработка полей вертолетом К-26 более приемлема по сравнению с опрыскиванием с помощью вертолета МИ-2 и самолета, так как при ней отмечается меньшая дальность распространения дефолианта.
Выводы
1. Обработку полей бутифосом следует проводить с помощью вертолета К-26. Для улучшения условий труда пилота необходимо создать в кабине повышенное давление воздуха и снабдить вентилятор фильтрами.
2. Учитывая резко выраженные токсические свойства бутифоса при нанесении на кожу, а также обнаружение его на листьях хлопчатника при вертолетном методе обработки в течение 7 суток, нужно начинать уборку хлопка не раньше чем через 8—10 дней после дефолиации.
Поступила 30/1 1973 г.
УДК 613.62-036.4-07
Ю. Г. Широков, JI. Е. Милков, А. О. Сайтанов, Г. А. Пашкова, К■ A. Jlonyxoea, С. А. Зинина, С. Т. Алимова
ВЫЯВЛЕНИЕ РАННИХ ФОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОМПЛЕКСНОГО КЛИНИКО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РАБОЧИХ
Институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, Москва
Изучая условия труда в шинной промышленности, мы сочли необходимым за короткий срок обследовать большую группу сборщиков на нескольких заводах силами одних и тех же специалистов. Такая задача была выполнена бригадой научных сотрудников института — невропатологом, терапевтом, оториноларингологом, дерматологом, хирургом и гинекологом. На 6 заводах обследовано 355 рабочих сборочных цехов, в том числе 272 мужчины и 83 женщины. Кроме того, дерматологом обследовано дополнительно 709 и гинекологом — 170 человек.
Сборка автопокрышек является технологическим процессом, существенно отличающим шинную промышленность от других производств резиновых изделий. Процесс сборки в шинном производстве характеризуется сложностью и трудоемкостью; профессия сборщика весьма многочисленна и представлена главным образом мужчинами. Женщины работают сборщиками мелких авто- и мотопокрышек, браслетчицами, брекеровщицами и др. Возраст обследованных не превышал 40 лет; 111 человек имели стаж работы по специальности 6 лет, 85 человек — от 6 до 10 лет и 159 человек — свыше 10 лет.
Сборщик последовательно соединяет на вращающемся барабане браслеты и накладывает на них слои и детали покрышки (то и другое производится вручную). Производственная загрузка сборщика, как показал хронометраж, достигает 93—95%. Для выполнения сменного задания (27—30 покрышек для грузовых автомобилей ЗИЛ-150, весящих по 49— 50 кг) сборщик выполняет около 1500 ручных операций и перемещает груз общим весом более 16/71. В процессе сборки рабочий постоянно пользуется бензином марки БР-1 для сосвежения» слоев покрышки, предварительно покрытых резиновым клеем. Бензин находится, как правило, в специальных (закрытых) сосудах и наносится с помощью малярной кисти. Концентрация паров бензина в воздухе рабочей зоны, определяемая с помощью известных методов, летом в 2—3 раза выше предельно допустимой. Газохронометрическое исследование проб воздуха, отобранного на рабочих местах вакуумным способом (в газовые пипетки), выявило наличие высоких интермиттирующих концентраций бензина (на порядок выше ПДК). Работа сборочного станка сопровождается шумом, превышающим предельно допустимый уровень до 8 дб на частотах 4000—8000 гц.
К- Ф. Кун и соавт. считают, что сборка относится к категории работ средней тяжести. По данным нашего института, в соответствии с классификацией, предложенной в 1970 г. в Иванове (А. В. Васильева и соавт.), она, напротив, является очень тяжелой и очень напряженной. Пульс обследованных во время работы учащается до 100—120 ударов. Энерготраты составляют 6,3±0,6 ккал/мин. Выносливость к статической работе к концу смены снижается на 51,3±2,9%.
Заслуживают внимания материалы полицевого изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности у лиц ведущих профессий шинного производства. В отличие от опубликованных сведений (М. Д. Павлова и Е. И. Пожарная; А. А. Сизов; Л. М. Таги-Заде) о том, что она выше всего для рабочих подготовительных цехов, мы установили самые высокие уровни ее (135 случаев, 1064, 9 календарных дня и 61,4 болевших лиц на 100 работающих) у сборщиков автопокрышек.
С учетом условий труда на производстве мы при клиническом обследовании применяли ряд специальных методик — ольфактометрию, вестибулометрию (калорическая проба с холодной водой), альгезиметрию, клинический я биохимический анализ крови, электрокардиографию. Из биохимических показателей крови исследовали прямой и общий билирубин по Ендрашику, холестерин, Р-липопротеины и хлориды крови. Полученные данные сопоставляли с контролем.
У рабочих с большим производственным стажем весьма частыми были профессиональные заболевания рук, как правило, без временной потери трудоспособности. У лиц с небольшим производственным стажем при отсутствии жалоб нередко отмечались гипергидроз ладоней и гипальгезия ладонной поверхности пальцев или (обычно к 3—5 годам работы) ладони, за исключением медиоволярной области. По мере увеличения стажа работы возникали боли в руках диффузного характера или с локализацией в суставах. Они носили вначале эпизодический характер, сопровождаясь в ряде случаев онемением рук, иногда болями в суставах ног. Нередко обнаруживался полиневрический тип снижения поверхностной