более неблагоприятные — в палатах 3-го и 4-го этажей, где у больных отмечалось значительное повышение температуры кожи, резкое увеличение потоотделительной оеакции и значительное уменьшение теплопотерь излучением.
Опросы исследуемых об их самочувствии, проведенные во время наблюдений, подтвердили и данные физиологических исследований.
Выводы
1. В климатических условиях Узбекской ССР затенение больничных палат, расположенных в первых этажах (1—2) зелеными насаждениями в летний период высоких наружных температур, может содействовать снижению температуры воздуха в помещении на 7—8° против температуры наружного воздуха, что имеет большое значение для профилактики перегрева.
2. В палатах, расположенных на 3-м и 4-м этажах здания, эффективное снижение внутренней температуры без применения искусственного охлаждения воздуха невозможно. В связи с этим целесообразно больных помещать только в первых этажах здания, а в верхних этажах размещать лечебно-диагностические и административные помещения, что следует учитывать при проектировании больничных зданий в жарких климатических районах.
Поступила 23/1Х 1961 г.
/
^Г # -ЙГ
К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ НЕКОТОРЫХ НОВЫХ (ОПЫТНЫХ) ОБРАЗЦОВ ХЛОПКОУБОРОЧНЫХ МАШИН
# !Евс£В51 JSJ г Г •
Доцент Н. И. Сметанин
Из Ташкентского медицинского института
В 1960 г. при государственном испытании новых образцов хлопкоуборочных машин 1 ХВ, 2 ХВ, 6 ХВ, АНТХ, 1 ХГ и др. на рабочих местах водителей было выявлено наличие отрицательных факторов: пыли, угарного газа, шума, вибрации, а также неблагоприятные метеорологические условия.
При изучении условий труда водителей новых (опытных) машин было установлено нарушение ряда санитарно-гигиенических требований. В этом можно убедиться, если сопоставить действующие «Единые требования безопасности к конструкциям сельскохозяйственных машин» (или Н 101-54) с соответствующими показателями, характеризующими условия труда на изученных образцах машин.
По действующему санитарному законодательству Н 101-54 в зоне дыхания водителя машины можно допускать не более 2—4 мг1мэ лессовой пыли, исходя из ее химического состава. При испытании машин в i960 г. в Узбекской ССР в совхозе «Малек» мы выявили повышенные концентрации пыли в воздухе зоны дыхания водителей (см. таблицу).
В отдельные моменты работы машин концентрации пыли в зоне дыхания водителя достигали 70—100 мг/м3.
Концентрации угарного газа, входящего в состав выхлопных газов мотора, в зоне дыхания водителя на машинах разных марок колебались от 0,01 до 0,3 мг/л.
На рабочем месте водителя ощущалась вибрация рулевого колеса, опоры для мог и сиденья. Особое внимание было обращено на вибрацию рулевого колеса, частота колебаний которого на разных машинах равна 16—35 гц. По санитарным требованиям при такой частоте амплитуда колебаний не должна превышать 0,03 мм, а ча рулевых колесах хлопкоуборочных машин мы наблюдали амплитуду вибрации 0,07—1,2 мм. В отдельных случаях длительность наблюдаемых толчков на машинах ?>ыла менее допустимого времени — 0,03 секунды.
Уровень силы шума па рабочих местах самоходных машин разных марок достигает 89—99 дб (с частотой не более 800—850 гц).
При создании новых хлопкоуборочных машин еще не выполняются установленные требования к благоустройству сиденья водителя. Так, по единым требованиям ширина сиденья должна быть в пределах 55—60 см, однако на машине АНТХ она
Уровень запыленное s и воздуха при работе хлопкоуборочных машин
Количество' Колебания кон-
Марка машины исследо- центрации
ванных пыли в зоне
проб воз- дыхания води-
духа теля (в мг/м3)
ХВС-1, ХВС-2 6 ' 2,9-17,3
2 ХВ .... 6 5,8-39,6
6 ХВ .... 7 1,9—25,0
1 ХГ .... 4 1,9—13,6
АНТХ.... 4 18,4—46,1
равна 48 см, а на 6 ХВ — 38 см. Высота подлокотника от сиденья должна быть не менее 25—50 см, а на машине 6 ХВ она равна всего лишь 14 см.
Важное практическое значение имеет расстояние сиденья водителя от поверхности земли и от сиденья до некоторых частей машины. На отдельных машинах по нашим измерениям высота сиденья от поверхности земли равнялась от 160 до "220 см.
Общеизвестно, что чем выше будет расположено сиденье, тем сильнее будет действовать на организм сила сотрясения, тем больше будет статическое напряжение мышц водителя для поддержания рабочей позы. На слишком высоком сиденьи быстрее развивается утомление.
С конструктивными особенностями машин связаны также высота выхлопа от поверхности земли, место и направление самого выхлопа. Так, на машине марки 2ХВ расстояние от места выхлопа до сиденья 430 см, на машине 6 ХВ — 480 см, а на АНТХ — 160 см..
Разница в уровнях выхлопа мотора и зоны дыхания водителя на машине 2 ХВ равна 115 см, а на машине АНТХ—149 см. Величина этой разницы влияет на загрязненность воздуха в зоне дыхания водителя выхлопными газами: чем дальше расположено сиденье водителя от бункера и места выхлопа газов мотора, тем чище воздух в зоне дыхания водителя.
Во время сбора урожая хлопка при повышенных температурах наружного воздуха в кабине водителя повышается не только температура воздуха, но и температура ограждений машины, которая достигает 40°. Во время работы в этих условиях температура тела у водителей повышается примерно на 0,3°, температура кожи лба — на 1—3°, отмечается также неудовлетворительное тепловое самочувствие рабочих.
Приведенные нами данные свидетельствуют о необходимости дальнейшего усовершенствования испытанных машин для обеспечения благоприятных условий работы водителей.
Поступила 5/Х 1961 г.
Ъ ТЙГ -йг
ВЛИЯНИЕ ТРИХЛОРЭТИЛЕНА И ТЕТРАХЛОРЭТИЛЕНА НА ФАГОЦИТАРНУЮ АКТИВНОСТЬ ЛЕЙКОЦИТОВ КРОВИ
Кандидат медицинских наук Д. Г. Пельц
Из токсикологической лаборатории Уфимского научно-исследовательского
института гигиены и профзаболеваний
Токсические свойства трихлорэтилена и тетрахлорэтилена в настоящее время изучены сравнительно хорошо. Оба эти вещества относятся к группе наркотиков и первое из них оказывает сильное последействие на нервную систему.
Наряду с нарушением деятельности нервной системы под влиянием интоксикации трихлорэтиленом наступает дисфункция ряда других систем и органов — печени, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, кровотворения.
Исследованиями Бейкер (Васег, 1958) показано, что при повторном действии трихлорэтилена на организм улучшается его переносимость, что, очевидно, является следствием приспособительных реакций организма в ответ па действие вредности
(И. Р. Петров, 1960).
Изменения состава белой крови (лейкопения, нейтропения), наступающие при действии трихлорэтилена, позволили предположить, что он способен каким-то обра^-зом влиять па устойчивость организма к инфекции путем изменения фагоцитарной
активности лейкоцтов крови.
В литературе ответа на этот вопрос мы не нашли. Не нашли мы также указаний и о влиянии на иммунобиологические показатели (в частности на фагоцитоз) тетрахлорэтилена, токсическое действие которого на организм имеет много сходств с трихлорэтиленом. Изучение действия указанных выше веществ на фагоцитарную активность лейкоцитов крови имеет, как нам кажется, не только теоретическое, но
и практическое значение. /
Для проверки нашего предположения о действии трихлор- и тетрахлорэтилена
на фагоцитоз, а также изыскания наиболее чувствительных тестов действия этих веществ на организм мы изучили изменения фагоцитарной активности лейкоцитов крови.
Всего поставлено две серии опытов на 25 растущих белых крысах самцах со средним весом 170 г.
В первой серии (10 животных) изучали действие на фагоцитарную активность лейкоцитов крови хронических затравок трихлорэтиленом, а во второй на таком же количестве животных исследовали аналогичное действие тетрахлорэтилена.
Контрольными являлись 5 крыс, не подвергавшихся никаким воздействиям.