КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 614.72:613.155.3:668.74
К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ СРЕДНЕСУТОЧНЫХ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ИЗОПРОПИЛБЕНЗОЛА И ЕГО ГИДРОПЕРЕКИСИ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ
Канд. мед. наук Г. И. Соломин
Кафедра коммунальной гигиены Центрального института усовершенствования врачей,
Москва
Исследованиями, проведенными ранее,1 была определена максимальная разовая предельно допустимая концентрация (ПДК) изопропилбензола (ИПБ) и гидроперекиси изопропилбензола (ГПИПБ) в атмосферном воздухе: первая составляла 0,014 мг/м3. а вторая — 0,007 мг/м3. Выявлено, что при совместном присутствии обоих веществ в атмосферном воздухе сумма их концентраций, выраженных в долях пороговых, не должна превышать единицы, так как в ходе изучения комбинированного действия этих газов было установлено явление простой суммации.
Для гигиенического обоснования среднесуточных ПДК ИПБ и ГПИПБ в атмосферном воздухе проведена ингаляционная круглосуточная затравка 60 белых крыс-самцов в течение 80 дней. Концентрации веществ были взяты на уровне максимальных разовых. В 1-й камере животные подвергались воздействию ИПБ (средняя концентрация которого за весь период затравки составила 0,0143± 0,0006 мг/м3), во 2-й — воздействию ГПИПБ (0,0070 ±0,0002 мг/м3), а в 3-й — воздействию смеси газов ИПБ (0,0074± ±0,0003 мг/м3) и ГПИПБ (0,0032 ± 0,0006 мг/м3). В 4-ю камеру, где располагались-контрольные животные, подавался чистый воздух. В каждой камере емкостью 100 л находилось по 15 животных с первоначальным весом 100 г.
До затравки был установлен необходимый уровень концентраций газов в камерах и обеспечено их постоянство. В процессе опыта пробы воздуха отбирали и анализировали ежедневно. Еженедельно для контроля анализировали воздух контрольной камеры.
ИПБ определяли химическим колориметрическим методом Е. Ш. Гронзберг в модификации И. А. Селиной, а ГПИПБ — по методике М. В. Алексеевой и В. М. Хруста-левой. Ввиду того что определению ИПБ в больших концентрациях мешает ее гидроперекись, мы разработали методики спектрофотометрического исследования этих веществ и дали сравнительную оценку методов.
В литературе содержится токсикологическая оценка изучаемых веществ, однако все работы, посвященные этому вопросу, выполнялись с большими концентрациями газов (не менее 1 мг/м3), характерными для производственных помещений. Данных о токсическом действии малых концентраций ИПБ и ГПИПБ (порядка десятых, сотых и тысячных долей миллиграмма на 1 м3) при раздельном и совместном присутствии их в воздухе мы не нашли.
В процессе опытов мы вели наблюдения за общим состоянием и весом животных. О состоянии центральной нервной системы судили по изменению моторной хронак-сии мышц-антагонистов. Изучали активность холинэстеразы и морфологический состав, крови, определяли выделение фенола с мочой. В конце затравки для выявления действия газов на животных была применена функциональная проба — 7-дневное голодание (крысам давали суточного рациона). После затравки наблюдение над животными длилось 20 дней.
Влияния ИПД и ГПИПБ в заданных концентрациях на деятельность изучаемых систем и функций животных нами не установлено. Все крысы были активны, хорошо и
1 Гигиена и санитария, 1964, № 2.
равномерно прибавляли в весе; лишь в период голодания их вес снизился в среднем на 30 г. При определении моторной хронаксии мышц-антагонистов у 5 крыс в каждой группе колебание величин ее оказалось незначительным; сближения или извращения нормального соотношения хронаксии разгибателей к сгибателям не было ни в одном случае.
Нами изучалось также влияние химических веществ на ферментативные процессы и, в частности, на активность холинэстеразы. Определение вели по методу А. А. Покровского в модификации В. П. Мартыновой как наиболее удобному при работе с мелкими лабораторными животными. Опыты ставили на 5 крысах каждой группы. Об активности фермента судили по времени разложения ацетилхолина. Оно колебалось от 38 до 43 мин., т. е. было такое же, как и в контрольной группе (Р>0,25).
Исследование крови проводили каждые 10 дней одновременно с изучением активности холинэстеразы у тех же крыс. Определяли количество гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитов. Этот тест был выбран нами потому, что в литературе имеются указания о гемолитическом действии ИПБ и ГПИПБ.
Нам не удалось получить данных, указывающих на изменение морфологического состава крови. Так, содержание гемоглобина у экспериментальных животных составляло 78,6— 83%, количество эритроцитов 5 100 000—6 020 000, количество лейкоцитов 9600—12 400. Те же данные были зарегистрированы при исследовании крови контрольных животных.
При изучении токсического действия химических веществ важно определить их судьбу в организме, наличие кумулятивных свойств. Это Градуировочный график зависимости оптиче- имеет существенное диагностическое ской плотности от концентрации для количе- значение в гигиенической практике, ственного определения фенола. При обследовании рабочих, контак-
тирующих с ИПБ и ГПИПБ.
Мы узнавали о судьбе ИПБ и ГПИПБ по выделению фенола с мочой. Фенол является нормальным продуктом обмена белков в организме, поэтому его находят как в крови, так и в моче. Существует несколько методов определения фенола в моче (реакция Милона с нитратом ртути, реакция Бенедиктова с диазотированным парантроанилином, полярографический метод). В наших опытах было использовано спектрофотометрическое определение фенола в моче. Работу проводили на спектрофотометре СФ-4 с кварцевой кюветой 10 мм при АМах 270—271 ммк. На основании спектральных характеристик стандартных растворов фенола был составлен градуировочный график зависимости оптической плотности от концентрации фенола (см. рисунок).
Фенол в мочу поступает в связанном виде, поэтому его глдролизуют перегонкой водяным паром в присутствии серной кислоты. Способ перегонки заимствован у Тейс-нера с соавторами. Для анализа отгоняли 100 мл мочи. Ввиду того что фенол выделяется из мочи и в норме и зависит от принимаемой пищи, мы при сборе мочи питали крыс одними и теми же кормами — свеклой и морковью. Данные о выделении фенола с мочой представлены в таблице.
Выделение фенола с мочой (в мг)
Группа животных Ло затравки Во время затравки В восстановительном периоде (6 V)
5/11 16/11 26 II 18/Ш 27/111 I3.IV
1-Я 1.4 1,2 2,0 5,0 4.0 2.6 2,6
2-я 1,6 1,6 1,9 3,6 3,6 2,6 2,1
3-я 2,7 1,9 2,7 4,0 4,2 2,8 2,7
4-я (конт-
роль) 2,1 1.8 2.0 2,0 1.4 2,2 1,7
5 10 /5 20 ?5 Концентрация фенола в л/кг
Из таблицы видно, что у крыс 1, 2 и 3-й группы, которые подвергались воздействию газов, фенол выделялся в большем количестве, чем в контрольной группе. Так, общее количество фенола, выделенное 1 крысой 1-й группы, составило 17,4 мг, 2-й группы— 15,4 мг, 3-й группы—18,3 мг, контрольной группы—11,1 мг. Статистическая обработка материала дисперсионным методом показала, что полученные изменения незначительны (7=2,5).
Опыты с определением фенола в моче подопытных животных позволяют сделать вывод, что ИПБ и ГПИПБ в организме превращаются в фенол и выделяются с мочой.
Таким образом, в процессе затравки животных не установлено вредного влияния на организм ИПБ и ГПИПБ в указанных выше концентрациях. Они могут быть рекомендованы в качестве среднесуточных ПДК исследованных веществ в атмосферном воздухе.
Выводы
1. Концентрации ИПБ на уровне 0,014 мг/м3, ГПИПБ на уровне 0,007 мг/ма и в смеси на уровнях 0,0074 и 0,0032 мг/м3 не оказывают влияния на животных при непрерывной затравке в течение 80 дней.
2. Среднесуточные ПДК ИПБ и ГПИПБ предлагаются на уровне максимально разовых. При совместном присутствии этих веществ расчет допустимых концентраций должен проводиться с учетом простой суммации их действия.
3. ИПБ и ГПИПБ при попадании в организм превращаются в фенол и выделяются с мочой.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева М. В., Качмар Е. Г., Хрусталева В. М. Тезисы докл. 3-го Всесоюзн. совещания по промышленно-санитарной химии. М., 1960, с. 50. — Гронз-берг Е. Ш. Гиг. и сан., 1958, № 1, с. 77. — С о л о м и н Г. И. Там же, 1964, № 2, с. 3.—Тейсингер Я. А. Химические методы исследования биологического материала в промышленной токсикологии. М., 1959.
Поступила 2/УП1 1965 г.
УДК 628.394(282.247.412)
ВЛИЯНИЕ СТОЧНЫХ ВОД ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА НА КАЧЕСТВО ВОДЫ р. ОКИ
Л. А. Григорян Рязанский нефтеперерабатывающий завод
В настоящей статье рассматривается степень загрязнения сточных вод промышленного района, включающего Рязанский нефтеперерабатывающий завод, комбинат искусственного волокна, Ново-Рязанскую ТЭЦ вместе с промышленной базой стройтреста № 23 и коммунальные стоки Рязани, а также их влияние на качество воды в Оке.
Сточные воды этого промышленного района после прохождения через блоки очистки поступают в пруд-усреднитель, а затем через русло р. Листвянки протяженностью 25 км в Оку. До завершения строительства биологической станции в пруд-усреднитель поступали и неочищенные коммунальные воды Рязани.
Результаты лабораторных исследований показали, что сооружения механической очистки нефтеперерабатывающего завода эффективно очищают сточные воды от эфиро-растворимых веществ до концентрации (в среднем за 4 года) 20 мг/л, а сооружения комбината искусственного волокна — до 10,7 мг/л. В условно чистых водах ТЭЦ и промышленной базы стройтреста № 23 содержание эфирорастворимых веществ достигает в среднем 10,5 мг/л. В коммунальных стоках города содержание эфирорастворимых веществ до поступления их на биологическую очистку составляет 33—35 мг/л.
Таким образом, общим загрязнителем всех сточных вод являются эфирораство-римые вещества, концентрация которых при полном смешении в пруде-усреднителе определяется по формуле:
ср~ <71 + ?2+</З + <7. '
где <71 — количество сточных вод нефтеперерабатывающего завода (в л/сек); <72 — количество сточных вод комбината искусственного волокна (в л/сек); д3 — количество сточных вод коммунальных стоков Рязани (в л/сек); <7<— количество сточных условно чистых вод ТЭЦ и стоки промышленной базы (в л/сек); £|, £2, £з и £4.—