Научная статья на тему 'К этике научных публикаций'

К этике научных публикаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
977
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Трошин В. Д.

Представлены данные об этических основах научных публикаций. Подробно освещены этические аспекты авторства, дублирующих публикаций и плагиата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the ethics of scientific publications

Data of ethic basis of scientific publications are presented. Ethic aspects of authoring, duplicating of publications and plagiarism are widely illustrated.

Текст научной работы на тему «К этике научных публикаций»

ivk

ЙЙ5ЙШ?

уДК 174:347.78

к этике научных публикаций

В.Д. трошин, д. м. н., профессор, Заслуженный деятель науки РФ,

ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Росздрава»

Представлены данные о этических основах научных публикаций. Подробно освещены этические аспекты! авторства, дублирующих публикаций и плагиата.

Data of ethic basis of scientific publications are presented. Ethic aspects of authoring, duplicating of publications and plagiarism are widely illustrated.

На современном этапе развития науки и в связи с новыми рекомендациями ВАК «О практике присуждения учёных степеней» важным правилом является соблюдение высокой этики научных публикаций.

В этом плане необходимо приветствовать выход в свет сборника статей и сборников под редакцией С.Е. Бащинского и В.В. Власова «Рекомендации по подготовке научных медицинских публикаций» (М.; издательство: Медиа Сфера, 2006 г.) [1].

В настоящем сообщении, базируясь на данных рекомендаций и многолетнего опыта, научных исследований, сделана попытка остановиться подробно на этике научных публикаций.

Важнейшим выходом научных исследований являются научные публикации (доклад, отчёт, тезисы, статья, изобретение, патент, монография).

В свете современных воззрений публикация - это не только накопление и сохранение знания, но также основа оценки научного работника (особенно при защите диссертации) и его рейтинга [2]. Последнее и определяет погоню за публикациями, особенно это крайне важно для диссертации.

В данной работе мы остановимся на З аспектах этики научной публикации: 1) авторстве, 2) дублирующей публикации и

3) плагиате.

В соответствии с рекомендациями Всемирной ассоциации редакторов медицинских журналов от 23 апреля 2004 года, под авторством понимают значительный вклад в осмысление работы, участие в написании статьи и редактирование окончательного варианта, но распределение ролей между авторами может быть разным. Все авторы несут ответственность за качество, точность представления данных и соблюдение этических принципов. Целесообразно, чтобы один из авторов отвечал за работу в целом.

В статье рекомендуется указать вклад каждого из авторов в подготовку рукописи.

Если авторы получали материальную поддержку от спонсоров или финансирующих организаций необходимо сообщить их имена и названия финансирующих сторон в разделе «Благодарности».

В число авторов не должны включаться «Свадебные генералы» лишь за их влияние и заслуги. Не включаются в авторы лица, выполняющие сбор данных и другую механическую работу, этим лицам выражается благодарность.

С этических позиций заслуживают внимание взаимоотношения руководителей и исполнителей научных исследований.

Руководитель при планировании научной работы должен учитывать, что целью выполнения кандидатской диссертации должно быть не только получение соискателем учёной степени, но и формирование учёного, способного научно мыслить и самостоятельно разрабатывать научные вопросы. Исполнителю следует проявлять больше скромности и меньше строптивости, правильно оценивать степень своей научной незрелости. В этом случае особую ценность приобретает завет И.П. Павлова: «Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласится, из-за нее вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее вы утратите меру объективности».

Учёный должен быть высоко нравственным, способным защищать принципы этики науки. Всё это объясняет необходимость при подборе сотрудников в высшие учебные заведения и научных сотрудников в научно-исследовательские институты более серьёзно оценивать наряду с другими деловыми качествами и степень их духовно-нравственной зрелости.

В настоящее время в связи с коммерциализацией медицины весьма важно сохранить духовно-нравственные основы медицины, важно не забывать этические принципы учёного.

На уровне отдельного учёного моральная ответственность имеет следующие аспекты:

1) качество научной продукции,

2) успешная подготовка молодых учёных в духовноэтическом и профессиональном плане,

3) личное участие в выполнении научных работ,

4) формирование высоких духовно-этических начал в коллективе.

Выполнение диссертационных работ имеет нередко и отрицательные моменты.

Прежде всего, диссертационная работа всегда должна ставить цель ответить на невыясненный до настоящего времени

вопрос. Между тем руководители диссертаций, нередко желая иметь уверенность в завершении выполнения работы в установленный срок, предпочитают давать диссертанту более лёгкую задачу. К сожалению, таких диссертаций немало, и они не содействуют развитию у молодого научного работника стремления решать трудные задачи. Получив таким образом учёную степень, молодой человек может решить, что он нашел более лёгкий путь к научному продвижению и пойти по пути создания многих внешне солидных, но мало интересных для науки трудов, что может отразиться на больных, которые ему доверяют здоровье, а подчас и жизнь.

Надо воспитывать высокую требовательность к научным трудам; не должно быть места недобросовестным и легкомысленным научным работам.

Очень опасен субъективный подход к анализу определённых научных материалов, что подчас случается, когда научный работник, берясь за разработку темы, подходит к ней с заранее намеченным желанием доказать то или другое положение. При разработке любой научной темы необходимо иметь лишь одно желание - выяснить истину, и если

результаты исследования не подтверждают предварительных предположений, то они в ряде случаев могут быть более важными, так как могут открыть новые подходы к

изучению вопроса.

Современные научные исследования очень часто являются комплексными. Одиночке сейчас очень трудно сделать большое и серьёзное исследование. В работе часто необходимо участие группы специалистов разного профиля. Наряду с этим выполнение диссертационных работ требует индивидуального автора. Вопрос о степени участия отдельных лиц в выполнении той или другой работы, вопрос об авторстве - это серьёзная проблема, имеющая прямое отношение к биоэтике.

Необходимы до защиты диссертации предварительные публикации по данному вопросу. Нередко эти предварительные публикации идут от имени двух авторов - руководителя и исполнителя работы. Руководитель принимает участие в выполнении диссертационной работы. Он предлагает диссертанту тему исследования. Ставит перед ним определённые задачи, помогает составить план диссертации, даёт советы в отношении изучения литературы и оформления работы, вместе с диссертантом анализирует полученные результаты и обсуждает выводы. Но всё это является обязанностью руководителя, и если даже он внес определённый вклад в работу, то едва ли это даёт право на соавторство. Достаточно, что на всех статьях диссертанта, как и на самой диссертации, стоит имя научного руководителя. Руководитель молодых научных кадров должен проявлять щедрость в том, чтобы давать воспитанникам для разработки свои научные идеи и не стремится к тому, чтобы быть всегда соавтором своих учеников (Блохин Н.Н., 1977) [3].

В клятве Гиппократа содержится обещание чтить своего наставника в медицине наравне с родителями, делить с ним все в жизни и все, в чем он будет нуждаться, детей его считать своими братьями.

Конечно, необходимо прививать нашей молодёжи чувство благодарности к учителям, которые стремились воспитать свою смену и передать ей все свои знания и опыт. Вместе с тем нужно, чтобы представители старшего поколения хорошо понимали необходимость подготовки таких специалистов, которые бы превзошли их самих.

Дублирующие публикации - это публикации статьи, материалы которой во многом совпадают с уже однажды опубликованными (в печатной или электронной версии).

Исключение составляют случаи, когда имеется официальное заявление, что статья публикуется повторно в соответствии с решением автора или редактора.

Не исключается рассмотрение статей, не принятых к печати другими журналами, и статей, частично опубликованных в формате тезисов научных конференций. Однако при этом необходимо сообщить редакции журнала. Повторная публикация статьи на другом языке разрешается, если при её представлении в редакцию нового журнала будет указан первоисточник.

Вд(\

ЙЯЙШ?

При этом следует отметить, что ВАК в настоящее время публикации в виде тезисов доклада на конференциях не учитывает. Обязательна публикация в центральных журналах (для кандидатской диссертации - 1 статья, для докторской диссертации - 5). В последние годы в Нижегородской медицинской академии тезисная публикация при аттестации сотрудников не учитывается.

В авторской публикации научных данных всегда виновен автор и руководитель исследования. Остаётся неясным вопрос, как быть с публикацией тезисов одного и того же доклада на местном (региональном), республиканском и международным уровнях.

По нашему мнению, это допустимо, так как публикации на местном уровне выходят в небольшом количестве экземпляров.

Под плагиатом понимается использование чужих идей, текстов или иного материала, представляющего объект интеллектуальной собственности, опубликованных или никогда не появившихся в печати, без соответствующих ссылок или разрешения, и представление их в качестве чего-то нового и оригинального (а не взятого из другого источника).

Плагиат относится к проявлениям недобросовестной практики научных публикаций и должен преследоваться [4]. Здесь следует отметить, что плагиат зависит от размеров «заимствования» и плагиат может быть невольным, возникающим не по вине автора.

Плагиат-заимствование, или компиляцию, не так легко обнаружить, поэтому предельная честность становится атрибутом, необходимым качеством и нормой цитирования. Отсутствие ссылки на автора идеи очень часто мотивируется невозможностью составить полную библиографию темы. Отсюда - «избранная библиография», умалчивание именно того источника, откуда перенята идея.

В наши дни соблюдение этических норм цитирования приобретает ещё большее значение в связи с введением «индекса цитирования» авторов, являющегося важным индикатором определения «веса» данного учёного, его авторитетности и даже популярности в научной среде. Цитирование является одной из форм научного (заочного) общения, оно в наибольшей степени выражает суть общения в науке, отношение к идее и её автору, признание или непризнание коллегами, научной средой.

Отклонением от этических норм цитирования:

1) стремление перечислить как можно больше авторов, занимающихся данной темой, чтобы создать впечатление обширных познаний (которых на самом деле нет) и научной добросовестности;

2) упоминание и цитирование работ не по их реальному вкладу в разработку данной темы, а из сознательного стремления «сделать реверанс» в адрес предполагаемых рецензентов, возможных критиков, оппонентов, руководителей и т. д. или признанных авторитетов в смежной области;

3) использование чужой библиографии (порой с теми же ошибками); кстати говоря, такой «метод» составления библи-

ографии или «цитирования» не снимает ответственности за перенятые идеи, положения, утверждения, формулы, методику и т. п.

Искажение цитирования может быть не только преднамеренным, гораздо чаще оно бывает из-за небрежности, невнимательности автора или просто незнания правил цитирования.

Независимо от сферы исследований, если пишущий автор цитирует не по оригиналу, он обязан указать источник, по которому цитирует.

Преднамеренное умалчивание, игнорирование предшественников или непризнание работ других авторов, параллельно работающих по той же теме, являются не только отступлением от научной истины, но и аморальными проступками.

Скромность учёного (моральное качество) в данном случае состоит не в словесном умалении своих заслуг, а в справедливом признании заслуг других, тех, кто подготовил его открытие.

Часто учёный склонен переоценивать свои результаты, особенно в случае успеха. Реже встречается обратное. Норму, действующую в этих ситуациях, можно сформулировать как критическое отношение к ценности своей работы.

Характерной чертой современной науки, как мы указывали, является коллективизм.

По отношению к публикации это означает, что характерным стало многоавторство; одновременно резко сократилось число публикаций, имеющих одного автора. Минимальное количество соавторов - два, максимальное, известное до сих пор - 15-20.

Самая спорная и трудно решаемая проблема - определение личной доли участия каждого в данной публикуемой работе и соответственно права быть соавтором. Как определить реальный удельный вес участия в совместной работе, право на соавторство или лишь на благодарность, о которой мы писали выше? Ведь порой для этого понадобилось бы специальное исследование. Новые правила ВАК требуют указать не только всех реальных участников, но, как мы уже отметили, и их реальную долю участия. А это участие не всегда можно определить, измерить страницами текста. Определить его можно иногда лишь нравственным измерением, т. е. корректностью и совестью руководителя темы, его тактом и справедливостью. Предполагая даже, что такой алгоритм выработан (условие явно идеализированное), остаётся спорным порядок написания фамилий и их количество.

В случае, когда доля участия относительно равная у всех соавторов, оптимальным решением является упоминание фамилий в алфавитном порядке. Сложнее определить порядок авторов, когда вложенный труд неравный по «удельному весу» (техническое обеспечение, аналитическая работа, интерпретация материала для проверки идеи или общее научное руководство). В таком случае необходимо учитывать следующие моменты: а) моральная заинтересованность в соавторстве представляет собой катализатор, стимул творческого труда; б) несправедливое распределение «права» создаёт недоверие, недовольство в творческой группе и демобилизует, деморализует; в) существует международное правило

(объяснимое удобством) упоминания лишь первого автора из группы более трёх, а то и трёх авторов. Эта фамилия обычно и запоминается: и др.». Поэтому не всё равно, кто этот N.

Отсюда нравственные моменты, связанные с данным аспектом соавторства.

Необходимо дать отпор любым проявлениям подхалимства, «иерархического» принципа соавторства, не говоря уж о том, что любые вненаучные соображения не должны играть никакой роли в определении соавторов, порядка их упоминания. Субординация и иерархия в науке необходимы, но они не должны заслонять собой равенства всех учёных, независимо от их знаний и занимаемых постов, перед научной истиной, т. е. в решении сугубо научных вопросов.

Особенно щепетильным в нравственном отношении является соавторство молодого ученого и научного руководителя, когда фамилия признанного учёного становится гарантией «проталкивания» в печать заведомо слабой научной работы. Нужно ли говорить, что подобные случаи аморальны и не способствуют ни обогащению науки новыми идеями, ни действительному росту молодого учёного.

В последнее время кое-где получила, к сожалению, распространение практика принудительного соавторства (известны случаи, когда руководитель учреждения становится соавтором более 50 статей за год) и «круговой поруки» в защите диссертации по принципу «ты мне - я тебе».

Это ни в коем случае не означает, что ставится под сомнение репутация всех учёных. Наоборот, существование ещё аморальных случаев в науке само по себе дискредитирует только тех, кто поступал аморально, но высокое звание учёного обязывает всех учёных страны активно бороться с подобными явлениями.

Система присуждения степеней не станет по-настоящему эффективной, если не будут браться в расчёт, кроме всего остального, нравственные качества не только самого диссертанта, соискателя, но и того окружения, которое его выдвинуло. Речь идёт о морально-психологическом климате научного коллектива. Здесь и выступает на первый план значение компетенции и нравственного облика научного руководителя, являющегося фактически первым «оценщиком» представленной диссертации (и на котором поэтому лежит основная доля ответственности за своего ученика), и характер коллектива, который выпускает диссертанта. Мы имеем в виду внутреннюю морально-психологическую атмосферу первичного коллектива, которая во многом зависит от руководителя: деловая ли, по-настоящему творческая или же деляческая (Лазер М.Г., Лейман И.И., 1978) [5].

Одно из основных требований к научному исследованию - его прозрачность, доступность проверке, сохранение препаратов, лабораторных журналов и записей. Во многих странах существуют специальные органы для контроля за добросовестностью научных работ. Исследователи должны знать, к кому можно обратиться по данному вопросу. Для предупреждения недобросовестности в научных исследова-

ниях важно также преподавание методологии исследования и основ научной этики.

В случае выявления недобросовестности или подозрения на её наличие необходимо провести разбирательство - быстрое, справедливое и компетентное, с соблюдением прав всех сторон. Среди принимаемых мер особо важен отзыв недостоверных публикаций, то есть опубликование сообщения о недостоверности на видном месте в том журнале.

В заключение необходимо остановиться на биоэтических аспектах науки. Основные положения биоэтики в научноисследовательской работе должны исходить, прежде всего, из интересов больного.

Академик Н.Н. Блохин [3] справедливо отмечает, что любые научные исследования имеют своей конечной целью помощь больным. Это важно всегда помнить и нельзя говорить об «интересах» только с научной точки зрения, имея в виду больных, которые «подходят» для проведения той или иной научноисследовательской работы. Для каждого больного самая «интересная» болезнь - это та, которой он болен, если даже она с точки зрения врача не представляет какой-либо редкости, сложности диагностики или особой трудности лечения.

Научные исследования в медицине теснейшим образом связаны с практикой. Врач в своей практической деятельности нередко выступает как исследователь, например, при испытании нового диагностического метода или нового медикаментозного средства. Хороший врач всегда исследователь, если не в лаборатории, то у постели больного.

В настоящее время эксперименты или первичные испытания новых лечебных средств, как правило, проводятся на добровольцах (например, воздействие новых химиопрепаратов). Согласие добровольца - проявление его сознательно обдуманного решения быть объектом намеченного исследования. Он должен быть хорошо информирован о научном значении, сущности опыта, о возможности отрицательного действия на организм. Разумеется, согласие должно быть свободным, а не вынужденным вследствие каких-либо обстоятельств. Основным стимулом участия в исследовании являются интересы науки, а не материальные блага или льготы [6].

Биомедицинская этика учит относиться к больному как к личности со своим духовным миром, своими желаниями, надеждами, опасениями, страхом. Золотое правило нравственности, о котором говорили ещё мудрецы древнего мира и к которому неоднократно возвращаются врачи нашего времени, гласит: «не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе».

Деятельность клинициста-исследователя постоянно связана с использованием разнообразных методов исследования, как больного, так и здорового человека.

Одни из этих исследований необходимы для диагностики заболевания и выполняются в интересах больного, другие предпринимаются с целью установления научных фактов. В этих целях проводятся повторные исследования - в динамике. Необходимо избегать неоправданной частоты исследований,

rvh

ЙЙ5ЙШ?

а там, где возможно, пользоваться менее травмирующими методами. Многие из современных сложных методов весьма тягостны для больных и даже не безопасны, т. к. могут сопровождаться осложнениями - биопсия, ангиография, гипертермия, химиотерапия. Выбор современных методов исследования должен проводиться так же, как и выбор операции.

В заключение следует отметить, что правильные взаимоотношения в научных коллективах, строящиеся на высоких принципах биомедицинской этики, опирающиеся в современных условиях на принципы духовности и гуманизма, приводят к эффективной подготовке научной смены. Гармоничное развитие научных коллективов создаёт научные школы. Правильные отношения в коллективе предусматривают полную возможность взаимной критики и самокритики при рав-

ном положении в этом отношении старших и младших. Ничто не вредит так делу, как зазнайство отдельных учёных, ставящих себя над коллективом и создающих невозможность взаимной критики.

литература

1. Рекомендации по подготовке научных медицинских публикаций. Сборник статей и документов. /Под редакцией С.Е. Бащинского, В.В. Власова. - М: Медиа Сфера, 2006 г.

2. Циммерман Я. Агрессорам отпор. Поиск. - 1999 г. - № 32-33. - С. 4.

3. Блохин Н.Н. Деонтология в онкологии. - М.: Медицина, 1977 г.

4. Власов В. Вокруг плагиата. Медицинская газета. - 2007 г. - № 41. - С. 11.

5. Лазар М.Г., Лейман И.И. НТР и нравственные факторы научной деятельности. Очерки этики науки. - Л.: Наука, 1978 г.

6. Трошин В.Д., Добротина Ш.А., Фатыхов P.P., Назаров В.М. Биомедицинская этика. Монография. - Н. Новгород. - 2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.