XII. ФЕНОМЕНЫ ЗЕМНЫЕ И НЕБЕСНЫЕ
К.Дуглас Новый взгляд на старую теорию*
Кейт Дуглас рассказывает о том, как в 1995 г. известный палеоантрополог Филип Тобиас на праздновании своего семидесятилетия предложил коллегам пересмотреть одну из центральных догм человеческой эволюции - утверждение, что наши предки перешли из леса в саванну и начали ходить на двух ногах. «Откройте окно и вышвырните вон гипотезу о саванне», сказал Филип Тобиас (с. 29). Этот гигант палеоантропологии, профессор Иоганнесбургского университета проповедует «еретическую», на взгляд его коллег, мысль, что люди были рождены в воде.
Еще в 1960 г. известный био-океанограф Элистер Харди опубликовал в журнале «Нью сайентист» свою идею, которую он боялся обнародовать на протяжении тридцати лет, опасаясь, что она повредит его карьере. «Я полагаю, - писал Э.Харди, - что группа примитивных человекоподобных обезьян была вынуждена в борьбе за существование переселиться из леса на морской берег» (цит. по: с. 29). Э.Харди утверждал, что наши предки были полу-водоплавающими и что именно этим объясняются различия между человеком и другими приматами.
Тот факт, что новорожденные дети могут плыть и держаться на воде, считал Э.Харди, подтверждает предположение о том, что наши предки начали ходить на двух ногах именно потому, что им требовалось держать голову над водой. На теле человека отсутствует волосяной покров, продолжал Э.Харди, т.к. потеря волос на теле характерна для млекопитающих, проживающих в воде.
Впрочем, идея Э.Харди о «водяной обезьяне» была принята антропологами в штыки, отчего ее автор более на своей теории не настаивал. В 70-ые и 80-ые гг. ХХ в. превалировала теория, что предки человека перешли из леса в саванну в поисках добычи, а конкуренция в суровых условиях саванны заставила их не только ходить на двух ногах, но и развивала их умственные способности.
* Douglas K. Our distant ansestors' fondness for a swim may explain why humans are such unusual primates // New scientist. - L., 2000. - Vol. 168, №2266. - P. 29-33.
Филип Тобиас считает, что тогда уровень океана был намного ниже теперешнего, что и позволило первым гоминидам перебраться из Африки через гибралтарский пролив в Европу. Путешествие же из Африки через Ближний Восток и горную местность Юга Европы было для Homo erectus значительно более трудным, чем преодоление вплавь пятикилометрового Гибралтарского пролива.
Бельгийский антрополог Марк Верхаген из Центра антропологических исследований в Путте считает, что предок человекообразных обезьян жил 17 миллионов лет тому назад в лесных районах, затопленных водой, в Аравии. Это животное передвигалось на задних конечностях, держась за деревья, точно так же, как делают и сейчас обезьяны, живущие на острове Борнео. Согласно М.Верхагену, зубы гоминидов также подтверждают длительное проживание их предков вблизи воды, ибо имеют гладкую отполированную поверхность, свойственную зубам животных, питающихся болотными травами и речными водорослями.
Биохимик Майкл Кроуфорд и его коллеги из Института химии мозга в Лондонском университете также убеждены, что без жизни в воде Homo sapiens никогда не смог бы получить мозг такой величины. «В свете биохимических исследований невозможно допустить, чтобы мозг такого размера развился в условиях саванны», говорит М.Кроуфорд и подтверждает свою мысль тем, что у носорога, весящего тонну, мозг составляет менее 0,1 процента массы его тела - 350 граммов. Коллега М.Кроуфорда американский диетолог Лей Броудхерст также считает, что мозг гоминидов развивался благодаря тому, что они питались рыбой и животными, имеющими раковину или панцирь.
Впрочем, приверженцев «теории саванны» среди антропологов еще очень много, хотя М.Кроуфорд напоминает, что члены Королевского общества в свое время высмеяли Фарадея, когда он продемонстрировал им свои эксперименты с электричеством. «Насмешка хороша в жизни и в политике, - сказал М.Кроуфорд, - но только не в науке» (с. 33).
И.Л.Галинская