Научная статья на тему 'К дискуссии о советской эпохе в контексте альтернативности исторического процесса и современных "вызовов времени"'

К дискуссии о советской эпохе в контексте альтернативности исторического процесса и современных "вызовов времени" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ЭПОХА / СОВЕТСКИЙ ПРОЕКТ / ЭПОХА ОСОЗНАННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ / АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шепелева Валентина Борисовна

В статье предпринята попытка (в варианте постановки проблемы) интерпретации советской эпохи «советского проекта» в контексте историософского и историко-антропологического толкования современного исторического процесса с учётом требований постнеклассической познавательной парадигмы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К дискуссии о советской эпохе в контексте альтернативности исторического процесса и современных "вызовов времени"»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 10 (191).

История. Вып. 39. С. 155-164

Б. Б. Шепелева

к ДИСКУССИИ О СОВЕТСКОЙ ЭПОХЕ Б КОНТЕКСТЕ АЛЬТЕРНАТИВНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И СОВРЕМЕННЫХ «БЫЗОБОБ БРЕМЕНИ»1

В статье предпринята попытка (в варианте постановки проблемы) интерпретации советской эпохи - «советского проекта» в контексте историософского и историкоантропологического толкования современного исторического процесса с учётом требований постнеклассической познавательной парадигмы.

Ключевые слова: советская эпоха, советский проект, эпоха осознанной необходимости, антропологические концепции, альтернативность исторического процесса, культурный код.

Советская катастрофа и нынешний мировой кризис, пожалуй, с особой силой высветили содержание формулы, гласящей, что «по-настоящему страшны <...> упущенные

а ^ 2

возможности альтернативной истории »2. Впрочем, добавим, глубоко трагичными могут оказаться и упущенные возможности внутри «альтернативной истории». В любом случае остро актуальна сегодня проблема альтернативности исторического развития, в частности - проблема альтернатив в историческом развитии России ХХ в.

Сам 1917 г., а затем НЭП привлекали и привлекают своей многомерностью, подпиткой интуитивно-нелинейных настроений3. Тем более, что задолго до революционных потрясений начала ХХ столетия было пророческое во многом, как оказалось, предупреждение. Предупреждение прежде всего для победителей о том, что «новые формы должны все обнять и вместить в себе все элементы современной деятельности и всех человеческих стремлений...», что «новый водворяющийся порядок должен явиться не только мечом рубящим, но и силой хранительной», ибо «горе бедному духом и тощему художественным смыслом перевороту.». И ещё: «Нет, великие перевороты не делаются разнуздыванием дурных страстей <...> Я не верю в серьёзность людей, предпочитающих ломку и грубую силу развитию и сделкам. Проповедь нужна людям, - проповедь неустанная, ежеминутная <...> не только своим, но и противникам». А иначе: «Дико необузданный взрыв <...> уничтожит вместе с межевыми знаками и те пределы сил человеческих, до которых люди достигали во всех направлениях <.> с начала цивилизации».4

Наверное, можно сказать, что чувство историзма, осознание континуальности

Прошлого - Настоящего - Будущего, а в общем - глубокая диалектичность мировосприятия, - это не просто параметры отвлеченного академизма, но сущностные требования, высшее качество исторической практики, созидаемой реальности5.

Сегодня, однако, к сожалению, актуальным становится сказанное когда-то П. Я. Чаадаевым: « Мы <...> как незаконнорожденные дети, лишённые наследства, без связи с <...> предшественниками нашими на земле <...> мы как бы чужие для себя самих <...> Внутреннего развития, естественного прогресса у нас нет, прежние идеи выметаются новыми, потому что последние не вырастают из первых, а появляются у нас откуда-то извне...»6.

И как иначе оценивать происходящее, если нередко не только повседневно-обыденными СМИ-суждениями, но на профессиональном, научном уровне «по результату» (катастрофа СССР), «по большому счёту» (проигрыш в «холодной войне») в рамках линейной парадигмы мышления просто перечёркивается вся советская эпоха. Достаточно, скажем, прочитать глубоко признательное цитирование ак. Н. Н. Болховитиновым прогноза Дж. Кеннана 1951 г. о нежизнеспособности советской «ужасной системы власти», которая «отбросила на много десятилетий назад прогресс великого народа и навела густую тень на чаяния всего цивилизованного мира». И потому в предложенной Н. Н. Болховитиновым периодизации всемирной истории решительно «нет места для Октябрьской революции». «Для меня очевидно, - подчеркивает академик, -что она [революция] не может быть вехой в поступательном развитии мировой истории и точкой отсчета “новой эры”. Она, - по словам

автора, - была направлена не в защиту человека, а против него. Провозглашая на словах мир, она ввергла страну в нескончаемую череду войн, внешних и внутренних революций вплоть до последней <.> бесславной афганской трагедии»7 и т. д. Об «отвратительной картине <.> советского коммунизма» пишет ныне известный политический философ, сторонник «некоммунистических левых социалистов» Ю. Хабермас. И подобного - многое множество, особенно после падения СССР. Упомянем дополнительно из этого множества бывшего марксиста, затем лидера ревизионистов, представителя школы «Анналов», переориентировавшегося на «известные тропы времен “холодной войны”» - Фр. Фюре, утверждавшего в последней своей работе, что «конец Русской революции и исчезновение Советской империи оставили после себя пустое место», что «коммунизм заканчивается в какой-то пустоте». И ещё ранее - буквально по следам катастрофического 1991 г. американский историк М. Малиа писал о беспрецедентно «позорном» завершении революции, советской эпохи, о «семидесятилетнем пути в никуда» и якобы тотальном отречении народа от этого пути и проч.8

Но в таком случае перечеркивается огромная и существеннейшая реальность ХХ в., сильная и живая составляющая вековечной России. Существенная настолько, что, скажем, знаменитый в своё время идеолог либерализма Р Арон (и не только он) в 1960-70-е гг. не находил ничего иного, кроме всяческих способов избегать при характеристике современности определений: капитализм, буржуазия9. Более того, многократно подчеркивал: «.мы все стали марксистами <.> в каком-то <.> смысле». В частности, признали: «.люди ответственны за обстоятельства и должны изменять их [если] <...> последние лишают <...> индивидов средств <...> для достойной жизни»10. Упомянутый Фр. Фюре, несмотря на свое «обращение», уже после развала СССР и до последних дней поражался силе воздействия на мир «идеи, служившей знаменем <...> Советскому Союзу <...> идеи универсальной <...> затронувшей такие народы и территории, куда даже христианство не смогло проникнуть», при том, что круг последователей и «очарованных» этой идеей

- от широчайших масс «простецов» до выдающихся интеллектуалов. «Если составить общий список знаменитых авторов, которые

в разное время были коммунистами или сочувствовали коммунизму, - подчеркивает он, - <...> мы получим настоящий Готский альманах интеллектуальной, научной и литературной элиты». Фактически вторит автору

Э. Геллнер - критик марксизма, признающий тем не менее большевистскую идеологию «одним из самых влиятельных из созданных когда-либо убеждений». И даже недавний глава Ватикана - уж никак не симпатизант Советского Союза папа Иоанн Павел II - после крушения СССР счел необходимым предупредить, что «коммунизм <...> это протест против человеческой несправедливости, протест огромного мира людей труда»11. И это помимо едва ли не провиденциальной роли России в мире в качестве «удерживающего», явленной, кажется, с предельной силой ею в советской ипостаси всем и каждому в схватке с фашизмом12; это помимо статуса СССР как второй сверхдержавы, самим существованием своим менявшей социальный облик планеты, добивавшейся прямо и опосредованно прорывных результатов по шкалам ЮНЕСКО; помимо определения «русским веком» века минувшего13.

Во всяком случае, по признанию выдающегося английского христианского историка А. Тойнби, «с момента коммунистической революции <.> Россия бросила Вызов Западу, которого он не знал со времен второй оттоманской осады Вены». И этот вызов «был не только Вызовом господству Запада над всем остальным миром; это был также Вызов западному либерализму» в борьбе «за умы и сердца незападного большинства человечества» (а в определенной степени, заметим, и западного его меньшинства тоже14). «С 1917 года Запад, - по словам А. Тойнби, - начал обороняться от идеологического контрнаступления <...> и это означало, что Россия стала играть весьма важную роль в решении судьбы Запада». Причем, «если учесть, сколь подавляющим было господство Запада над большинством остального мира в течение последней четверти тысячелетия, - отмечает автор, - искусное побивание коммунистической Россией Запада его же оружием явилось зрелищем весьма впечатляющим»15. И как подчеркивал уже после крушения СССР Ф. Фюре, «Советская империя обладала всеми атрибутами мировой державы, которые заставляли противников относиться к ней с уважением <...> её международная политика

имела глобальный масштаб <...> в то время как её идеологический мессианизм привлекал <...> восторженное поклонение <...> сторонников»16.

Суть же этого «идеологического мессианизма», «идеологической страсти», Р. Арон сводит к «прометеизму»17, Ф. Фюре (перекликаясь, с одной стороны, с К. Поппером, а с другой - с А. Тойнби) - к «вере в спасение через историю»18; П. Холквист увязывает советскую идею с так называемой новой правительственной модальностью в сфере политики, смысл которой - «государство может изменить окружающий мир» при «повышении челолвеческой сознательности»19.

При всей неоднозначности отношения упомянутых авторов к советской системе интерпретируется ими большевистская идея фактически как ставка на субъект, как, в конечном счете, колоссальная вера в человека20. И случайно ли, на что обращает внимание Ф. Фюре, «история этой “идеи” (была) шире, чем <.> реальная власть (Советского Союза). даже в период его максимальной географической экспансии»21. Случайно ли идеологи постиндустриального - информационного -общества среди важнейших параметров последнего числят характеристики и тенденции, комплиментарные «идее» Советского Союза, «советского проекта»?22

В конце концов, уже «индустриалист» Р. Арон признавал, что прагматические аспекты советского «прометеизма» оказались воспринятыми вместе с марксистско-советскими «реальными» или «социальными» свободами западным миром23. П. Холквист вообще убежден, что «новая правительственная модальность» есть общая европейско-российская реальность, наметившаяся со времен Первой мировой войны и долженствующая рассматриваться как важнейший параметр в контексте «современности», «социального государства». И если Н. С. Розов настаивает: «сензи-тивность» - вот сущностная характеристика действительного общества современности, реальный «вызов времени» со второй половины ХХ в., то ведь точный смысл этого явления - функционирование политикоуправленческой элиты в парадигме «эпохи осознанной необходимости».

Как нам уже доводилось писать относительно «сензитивности» Н. С. Розова - речь идёт о глубокой степени «онаучивания» внутренней и внешней политики государ-

ства, стремящегося действовать по формуле: «знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять» - фактически стержневой формуле «сознательной ступени эволюции» (Н. Ф. Фёдоров) или «эпохи осознанной необходимости». Но последнее - формула Маркса, формула постэкономической или, как определяли её классики марксизма, коммунистической общественной формации, что при всех оговорках не отделить от контекста, от «идеи» советского проекта (а ещё глубже и конкретнее в случае с Россией, как оказывается, - не отделить от «русской идеи»).

Правда, в этой точке пересечения - встречи России (Советского Союза) и Запада, коммунизма и либерализма - тут же обнаруживается радикальное отличие их «качествования», поскольку «знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять» - лишь технология. Проблема - «во имя чего?» Любопытно в данном контексте замечание А. И. Герцена: «Если десять человек понимают ясно, чего хотят тысячи, чего тысячи темно хотят, тысячи пойдут за ними. Из-за этого ещё не следует, что эти десять поведут к добру. Тут-то и начинается вопрос совести»24.

Очень знаково в этой связи обозначение русским религиозным философом новейшей эпохи «эпохой совершеннолетия человечества» (как «вызова времени»), т. е. эпохой должного прорыва на личностный уровень бытования социума, человека, в итоге - планетарного сообщества. «Эпоха осознанной необходимости» при глубоком (не узкорационалистическом) толковании - синоним этому определению. Проблема проблем здесь - антропологические представления, ответ на вопрос «что есть человек, личность?»

Наверное, не менее показательны определения новейшей эпохи на Западе - д я Запада как времени «постиндустриального», «информационного», того же «сензитивного», особенно - сервисно-сензитивного обще-ства25, притом что «сензитивность» проговаривается как начало, теснейше сопряженное с принципиальным имморализмом.

Но имморализм - здесь глубинное отрицание личности. И, кстати, случайно ли Дж. Сорос - глашатай и «двигатель» «открытого общества» - делает потрясающее признание: «. человек - самая слабая единица из всех составляющих (этого) общества», не имеющего потому ни «политической философии, которая оправдывала бы его приори-

теты», ни «надёжной системы ценностей» выше «узкого частного интереса»26.

И тем не менее, можно сказать, формула эпохи осознанной необходимости: «.знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять» - с огромным КПД27 задействована оказалась Западом (в укор - убийственный укор - Советскому Союзу) и на уровне тонко разработанных технологий социальной инженерии, развития экономики высоких технологий, гибких эффективных политических и иных процессов внутри западных стран, и на уровне разработки и реализации геополитических, геоэкономических, идеологических стратегий и тактических ходов на мировой арене. Однако всё это при полной, повторим, свободе от критериев «морально-духовного достоинства» или «ауры морального одобрения». Знаково, что это фиксирует нынешний жесткий «западник» В. Л. Иноземцев28.

Во всяком случае, как подчеркивает

А. И. Неклесса, «настоящий ХХ1 век» начинается с 1991 г., «когда параллельно с распадом СССР и крахом биполярного мира <...> возник <...> феномен нового постиндустриализма», с его «ставкой на <...> тотальную финансово-правовую регуляцию мира <...> долгосрочного планирования масштабного перераспределения ресурсов и мирового дохода в качестве основного источника системной прибыли» Запада29.

Таким образом, при всех оговорках, для самых сервисно-технологически и сензитив-но «продвинутых» постиндустриальных государств в центре оказывается эксплуатация

- принуждение, насилие30: экономическое, военное, политическое и всё более - технологическое; сила манипулирования немногих массовыми внутренними и внешними силами. А в целом, несомненный социал-дарвинизм: утонченный - облагороженный внутри сообщества «сензитивных», «постиндустриальных» избранных и - цинично-откровенный плюс, как никогда ранее, мощно оснащенный

- вовне. И те же показательные факторы постиндустриальной эпохи - знание, производство и владение информацией, как выясняется, продуцируют раскол социума и мира, едва ли не самый жесткий - необратимый за всю историю3.

Реально вместо ставки на субъект (требование «эпохи осознанной необходимости») происходит, таким образом, глобальный срыв в произвол, субъективизм, расплачивается за

который всё планетарное человеческое сообщество. И в действительности «мир компьютеров, роботов, точнейших приборов <...> зараженный вирусом приобретательства, лихорадочной погони за прибылью <.> становится все более хаотичным, неуправляемым», говорится в заключительном сборнике научного проекта «Постиндустриальный мир: Центр, Периферия, Россия». Видимо, можно согласиться, - да, прав Ю. Хабермас (как и Э. Гидденс, Дж. Гэлбрейт, А. С. Панарин), «модерн» продолжается: и потому всё новое реализуется на Западе в пределах-тисках старого: прежнего способа производства общественной жизни - старой бытийствен-ной парадигмы. Однако качественно новое в давящих старых пределах с определенного времени или настоятельно требует замены этого старого, или само патологизируется. Ныне, с устранением советского центра силы и его потенциально возможного ответа, оптимизировавших в немалой степени «постэко-номические ответы» глобального оппонента, извращение общественных процессов в мире выходит, как представляется, на какие-то предельные уровни32.

И вполне логичным в этой связи предстает утверждение ведущего отечественного проповедника постиндустриализма

В. Л. Иноземцева, что постиндустриализм

- это вместе с тем и постсоциальность. Постсоциальность при этом расшифровывается автором как «важнейший инструмент развития индивидуализма, разрушающего <...> целое как общественное». В таком случае получается, что постиндустриализм предстает как самый жесткий постмодернизм - как тотальная социальная деконструкция, атомизация. И это следует понимать у отечественного постиндустриалиста как торжество «высшей формы биологического мира» - т. е. человека, который только так и определяется автором (!). И потому новая -«постэкономическая» и «постсоциальная» эпоха - это, как пишет сам В. Л. Иноземцев и что неумолимо следует из его тезиса, «эпоха, лежащая фактически за гранью человеческого общества»3. Ничего не скажешь - «блестящая» перспектива. И это позиция не экстравагантного единственного в своем роде интеллектуала, но руководителя отечественного Центра исследований постиндустриального общества. В рамках формирующейся «глобалистики» близок данной позиции подход

М. А. Чешкова и др. М. А. Чешков, в частности, говорит о «завершении социальной стадии эволюции человечества», поскольку «доминантная роль социального начала <... > исчерпала себя < .> как средство развития и <.> выживания человека»34.

И простое ли это совпадение, что оптимистический западный постиндустриализм 1960-х, возможно, ещё 70-х и даже где-то начала 80-х гг. с проблесками действительно постэкономических тенденций, замещается с уходом Советского Союза, России из числа ведущих исторических субъектов на «новый постиндустриализм», внушающий тревогу и опасения, «страх и трепет», вызывающий апокалиптические ассоциации, по выводам участников-организаторов научного проекта «Постиндустриальный мир: Центр, Периферия, Россия»? Скорее, это («новый постиндустриализм») - провал в социал-дарвинизм или абсолютизация либеральной формулы о «достойной свободного индивида борьбе за существование» с себе подобны-ми35. Причем, в отличие от времен «дикого капитализма» на всё-таки христианском Западе, всё это ещё и на фоне стремительного инфицирования мира «ценностями» «цивилизации удовольствий» - принципиально антихристианскими на деле36. И оценки «западной», «продвинутой», личности со стороны как Дж. Сороса, так и В. Л. Иноземцева: «очень слабая» или «слишком сильная» применительно к цели выживания общества, означают одно - социально неадекватная.

А между тем, как отмечал в одной из последних работ деятель РПЦ Л. А. Успенский, современная эпоха по необходимости антро-поцентрична, но «человек в ней мелок и ничтожен». «Антропоцентрична» - это жесткое требование Времени, смысловой стержень эпохи «осознанной необходимости», эпохи «совершеннолетия человечества» - «эпохи проектов “делания Истории”». Это и есть действительно всеобщий - глобальный Вызов, которого не обойти вчерашним субъектам всемирной истории, претендующим на субъ-ектность в мировом Настоящем и тем более Будущем.

Заметим при этом, что и предвидение «эпохи совершеннолетия», и принятие «эпохи осознанной необходимости» в качестве практического проекта, и разработка теории ноосферного способа бытия - всё это проявления духовно-философской, научной и за-

тем с 1917 г. - впервые в мире - социальнореволюционной практики России.

Нынешние определения: постиндустриальное (и даже постэкономическое), информационное, сензитивное общество - в той или иной степени фиксация «ответов» (или попыток «ответов») Западного мира на обозначенный глобальный Вызов времени. «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять - регулировать», чтобы просто выжить в современных чрезвычайно «плотных» условиях, обращающих всё очевиднее в несовместимые с жизнью разные варианты «метода проб и ошибок» - метода несовершеннолетних, - это жесткий императив сегодняшней реальности. И, кажется, уже очевидно для всех: наука - средство самоутверждения общества в Настоящем и ещё более - пропуск в Будущее, как реализация наконец изначального проекта «homo sapiens». Проекта, уродливо сплющенного в одномерность «homo economicus» в условиях всеобщего чистогана. Но наука безусловно нравственная, когда «вопросы нравственной оценки» предстают «неразрывно связанными с достижениями <...> положительного знания». Иначе: «источниками [не только] житейской [но] и научной правды <...> [являются] нравственные начала, подчиняя <...> все остальные»37.

Ещё относительно недавно провозвестники постиндустриализма приковывали внимание публики информацией о «поплывших» устоях прежнего мироустройства, ввиду пертурбаций с частной собственностью, законом стоимости - товарно-денежными отношениями, в связи с качественными подвижками в оппозиции труд - капитал, в системе мотивации труда и т. д. В. Л. Иноземцев, казалось, убедительно писал, отчасти вторя сторонникам теории конвергенции, о выявившейся реальности двух исторических способов преодоления экономической общественной формации и тем самым - о подтверждении теоретических прогнозов марксизма, его историософских выкладок38. Но подтверждении живом - своеобразном: не только прорывным революционным способом, что обозначила Россия 1917-1920 гг., а и посредством эволюционного изживания основ Прежнего (т. е. основ экономической общественной формации) в социальных рамках самого Прежнего на Западе 60-х - начала 80-х гг. ушедшего столетия. Глобальные экологические, ресурсные, научно-технологические и

гуманитарные проблемы, казалось, не оставляют иной альтернативы, кроме «разрядки», сближения двух мировых систем, кроме вектора органической социализации западных, а затем и иных обществ39. Со второй половины 1960-х гг. не имеющий отношения ни к марксизму, ни к социализму Римский клуб настаивал на необходимости ради спасения всего мира «человеческой революции», где одна из трех установок есть требование социальной справедливости40. Само принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, где помимо формальных политических записаны и «советские» - социальные права, - разве не было всё это очевидным свидетельством «социализирующей» роли Советского Союза в планетарном сообществе? Как и судьба «социального государства», «социальной политики» на Западе?41

Правда, кто проведет дифференциацию: «социальное государство» и «общество потребления»? И в таком случае: а не факт ли и обратное - инкорпорация ценностей «общества потребления» в мир советский? Не следует ли и из подобного расклада вещей, что необходимо разводить: с одной стороны, безусловно конструктивное воздействие из парадигмы будущего (так или иначе, но пробиваемой в реальность прежде всего «советским проектом»), с другой - совсем не без вопросов воздействие из мира капитализма, овладевшего (в немалой степени благодаря миру советскому) эффективными технологиями выживания в пределах своей сущности.

Однако ныне приходится исходить из факта советской катастрофы и не оптимистической конвергенции - социализации, а мощного отката Запада в неолиберализм при откровенном провозглашении гипердержавой лозунга: кто не с нами, тот. как минимум, сомнительно легитимен; и при вполне откровенном раскладе всего человечества на «золотой миллиард» и прочих (в числе которых Россия). Причем «прочие» рассматриваются как средство для развитого мира или досадный излишек на планете, с предъявлением особых претензий «слишком большой» и «слишком богатой» России42.

И случайно ли в своей монографии Н. С. Розов внезапно (на фоне вполне линейных построений) затевает разговор о возможности развертывания как «негативного», так и «позитивного» мирового сценария бу-

дущего? При этом получается, добавим, что первый - объективно западный вариант по всем ментально-цивилизационным показателям; второй же - реально может быть адекватен только не-либерально-протестантской ценностно-идеальной парадигме, но действительно комплиментарен оказывается ядру «культурного кода» русского суперэтноса.

Между тем ныне крайне актуальной для самих русских, для «многонародной нации», чьё отечество - Россия, оказалась проблема самоидентификации43. Тектонические подвижки в мире, радикальные потрясения в стране, тотальное наступление на систему ценностных универсалий русского суперэтноса - всё это означает: быть или не быть русской культурной парадигме, России.

Но для национальной самоидентификации должно быть в наличии проясненное национальное сознание. Однако последнее немыслимо вне национальной исторической памяти. Подчеркнём: историческая память общества есть основа национального самосознания, духовная субстанция, объёмно и многовекторно пронизывающая и тем скрепляющая, возводящая «атомы» населения в коллективную личность этноса, народа, нации.

Самоценность же последних не может подлежать сомнению, хотя бы потому, что если нет личности индивида вне «этнического поля», то ведь и человечество вне этих сообществ немыслимо, вопреки распространяющимся ныне некоторым соображениям «мультикультуралистского» толка.

И если вся нравственно не «теплохладная» часть общества настаивает на необходимости «экологии души», то естественно обозначается и потребность «экологии» исторического наследия - памяти, тем более, когда «всё -словно на перепутье <...> всё исчезает, всё течёт» в родном Отечестве. В конце концов, как подчеркивает сегодня М. Вербицкий, современные учебники говорят о ничтожности России не потому, что она была ничтожна, а для того, чтобы она стала такой. И если известно, что «историю пишут победители», то следует иметь в виду, что победителями становятся, потому что пишут историю44.

Немало верного в недавних горьких словах ак. Ю. А. Полякова о том, что «никогда прежде Россия не имела - и, вероятно, никогда уже не будет иметь - такого значения на мировой арене, такого влияния на международную жизнь, как после революции 1917 г.», и потому

«история Октября <...> одного из центральных событий истории России, истории ХХ в., является своеобразным индикатором <...> состояния российской историографии»45. Добавим, индикатором умонастроений, интеллектуального и нравственного (а потому и «физического») самочувствия общества в целом. И главное - подрыв «русской идеи», способности нации не потерять себя окончательно не оказываются ли сегодня прежде всего увязанными с отношением русских и других народов России к советской эпохе, а следовательно к её истоку - Октябрю 1917 г.?

Примечания

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям в рамках федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.», государственный контракт № 02.740.11.0350

2 Бордамю, Фердинанд. Как нам обустроить Париж // Завтра. 2005. Дек. № 52 (632). С. 5.

3 Впрочем, и Гражданская война обнаруживала не только двузначную в «красном» или «белом» проявлениях ситуацию. Представляется, что и вычленение в рамках «сталинской революции сверху» периода «междуцарствия»; сами возвращения время от времени в обиход 30-х гг. определений «нэп», «неонэп»

- это тоже свидетельство в пользу нелинейности исторической жизни общества, реальности «отодвинутого присутствия» элементов нэпа и в условиях антинэповской политики.

4 Герцен, А. И. Собр. соч. : в 30 т. М., 19541965. Т. ХХ. С. 578-593.

5 Применительно к социуму, видимо, более всего континуальность выражена через этническую ментальность, связывающую века и эпохи в судьбах конкретных народов.

6 Чаадаев, П. Я. Сочинения. М., 1989. С. 21, 25, 26.

7 Ср.: в предисловии сб. материалов международной конференции по 1917 г. подчеркивалось, что речь идет о «Великой российской революции <...> которая наряду с Великой французской <.> стала одной из крупнейших вех мировой истории» (Тютюкин, С. В. Вместо предисловия // 1917 год в судьбах России и мира. Октябрьская революция : от новых источников к новому осмыслению. М., 1998. С. 5).

8 Болховитинов, Н. Н. 1) Русские ученые-эмигранты (Г. В. Вернадский, М. М. Карпович, М. Т. Флоринский) и становление русистики в США. М., 2005. С. 59-60; 2) В поисках новой системы координат в мировой истории // Новая и новейшая история. 1994. № 3. С. 94; Хабермас, Ю. Политические работы. М., 2005. С. 133; Фюре, Фр. Прошлое одной иллюзии : пер. с фр. М., 1998. С. 8, 1213; Малиа, М. В поисках истинного Октября : (Размышления о советской истории, западной советологии и новой книге Р. Пайпса) // Отечеств. история. 1992. № 4. С. 186.

9 Подчёркивая, что это дефиниции, употребляющиеся лишь в СССР. См.: Арон, Р. Эссе о свободах. М., 2005. С. 7, 9, 11, 13-14, 21, 24, 28, 52, 55. Дж. Гэлбрейт вспоминает об очень корректном редакторе, который тем не менее «все упоминания капитализма» заменял «американской системой свободного предпринимательства» и т. д. (Гэлбрейт, Дж. К. Жизнь в наше время : воспоминания / пер. с англ. О. С. Васильева. М., 1986. С. 386-387).

10 Арон, Р. Указ. соч. С. 7, 49, 74, 96, 158-160.

11 Фюре, Фр. Указ. соч. С. 11, 15; 20, 18; Геллнер, Э. Пришествие национализма // Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др. : пер. с англ. и нем. М., 2002. С. 183; цит. по: Мяло, Кс. Вызов глобализации и Россия // Наш современник. 2006. № 1. С. 211. И понтифику было на что опираться: более 40 лет назад Второй Ватиканский собор принял Декларацию, призвавшую носителей всех конфессий «совместно защищать и укреплять ради всех людей» «социальную справедливость» (Пруссаков, В. Исламская мозаика // Завтра. 2006. Февр. № 5 (637). С. 4). Много раньше небезызвестный в эмиграции М. Вишняк с негодованием-недоумением писал: «Макс Истмэн, Артур Кестлер, Андрэ Жид, Игнацио Силонэ и тысячи менее известных в разное время на своем опыте пережив(али) соблазн большевизма <...> такие люди, как Ромэн Ролан, Уэббы, Бернард Шоу, сэр Бернард Пэрс, Харольд Ласки до конца дней своих сохранили более чем терпимое, порою даже восторженное отношение к “Великому Октябрю”» (Вишняк, М. Дань прошлому. Н.-Й. : Изд-во им. Чехова, 1954. С. 406).

12 Сегодня по-особому высвечивается роль Великой Отечественной войны в жесточайших дискуссиях об Октябре 1917-го, о сталинском «великом переломе», о «советском

проекте» в целом. Не «моментом ли истины» для предмета обозначенных дискуссий предстает Великая Отечественная?

13 «Короткий ХХ век» уже едва ли не единодушно исследователи определяют гранями: 1914/1917 - 1989/1991 гг., т. е. гранями прежде всего «русскими», ибо Октябрь (по Гренвиллу) «изменил ход мировой истории, он -“протуберанец” истории» или «“архимедов рычаг”, который сдвинул с прежнего насиженного места всех на свете» (Мальков, В. Л. Всемирная генеральная история XX века глазами английского историка // История и историки. 2001. Историогр. ежегодник. М. : Наука, 2001. С. 62, 79; Гефтер, М. Я. Из тех и этих лет. М., 1991. С. 62).

14 Как пишет сегодня д-р Ф. Бордамю, в случае, если бы «Советы выиграли в войне холодной <...> а народ Франции сделал социалистический выбор <...> что же в таком случае стало бы с главной сегодняшней проблемой страны - с марокканскими и алжирскими арабами.? <.> Да ничего особенного! <.> Ни гетто, ни бидонвилей, ни чайна-таунов, ни прочих этнических трущоб! <.> ни пособий по безработице, ни самой безработицы, зато <.> уголовная статья за тунеядство. И никаких клошаров под мостами! <...> Вы могли по-человечески жить <.> в <.> устремленном в завтрашний день обществе, творить и продолжать Историю. А вместо этого гниете и вымираете среди мишуры кажущегося изобилия на обломках Европейской империи.» (Бордамю, Ф. Как нам обустроить Париж. С. 5).

15 Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед судом истории : сборник : пер. с англ. 2-е изд. М. : Айрис-пресс, 2003. С. 220, 438, 210, 221.

16 Там же. С. 12.

17 Как пишет современный гуманитарий: «Ленин - человек-взрыв, зачинатель советской цивилизации, Прометей нового времени...» (Смирнов, А. Апостроф : Луи Альтюссер «Ленин и философия». М., 2005 // Завтра. 2005. Июль. № 27. С. 8).

18 Или, по А. Тойнби, «коммунистическая идеология» взяла у христианства «его социальные идеалы <.> фанатизм и энтузиазм <.> Верующий коммунист - посвященная душа», «подобно <...> высшим религиям, марксизм содержит в себе некоторое вселенское обетование» (Тойнби, А. Дж. Указ. соч. С. 51, 231). «Новой верой» или «системой убеждений, возведённой впервые в ранг государствен-

ной религии» считают «марксизм-ленинизм»

Ч. Милош и Э. Геллнер (см.: Арон, Р. Указ. соч. С. 56; 28, 46, 49-50; Геллнер, Э. Указ. соч. С. 184). Очень говоряще определение С. Л. Франком русской интеллигенции -«воинствующи(е) монах(и) нигилистической революции»; или бердяевское: «социализм у русских носил религиозный характер и тогда, когда был атеистическим», а ранее - по Ф. М. Достоевскому - что социализм в России есть вопрос о Боге и бессмертии, и не меньше. Г. П. Федотов, уже в эмиграции, писал: «. в марксизме, особенно русском, живет, хотя и темная, религиозная идея ...». Более того - «марксизм <...> таил потенции православия» и даже «сделался в России <...> рассадником <...> и богословских течений» (Бердяев, Н. А. Русская идея // Вопр. философии. 1990. № 1. С. 129; № 2. С. 103; Федотов, Г. П. Трагедия интеллигенции // Федотов, Г. П. Судьба и грехи России : избр. ст. по философии рус. истории и культуры : в 2 т. Т. 1. СПб., 1991. С. 95). Относительно обвинений марксизма в «гордыне», «проме-теизме» заметим: «Большевизм-прометеизм» не предстает ли в качестве явления, как бы предуготованного изнутри России мыслящей и болеющей о судьбах страны-народа, выявляющей его призвание?

19 Холквист, П. «Осведомление - это альфа и омега нашей работы». Надзор за настроением населения в годы большевистского режима и его общеевропейский контекст // Американская русистика : вехи историографии последних лет. Советский период : антология / сост. М. Дэвид-Фокс. Самара : Изд-во Самар. ун-та, 2001.С. 58, 59, 70-71. Кстати, и Ю. Хабермас своей идеей «рефлексивной модернизации» фактически лишь присоединяется к сторонникам историософской традиции, полагающим «вызовом времени» эпоху «осознанной необходимости» (Хабермас, Ю. Указ. соч. Гл. 4, 7. С. 92-93, 145-146, 160-167, 178).

20 Ю. Хабермас в этой связи говорит об «оптимистической антропологии» гегельяно-марксистской традиции и о «пессимистической антропологии» протестантизма (см.: Хабермас, Ю. Указ. соч. С. 117, 138, 139, 159, 160 и др.).

21 Фюре, Ф. Указ. соч. С. 15.

22 См. подробную сводку представлений западных постиндустриалистов по данному сюжету по: Иноземцев, В. Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества.

М., 1998. С. Х11-ХХХУ1; 63-95; 189-194, 200-209; 243-250, 258-281 и др.; Розов, Н. С. Философия и теория истории. Кн. 1. Пролегомены. М., 2002; Хабермас, Ю. Указ. соч. С. 65, 74-80, 84-85, 95-113, 211-213, 222-233; Гл. 10. Постиндустриальный мир и Россия. М., 2001. 616 с. Вместе с тем заметим: в итоговом выпуске по международному проекту, посвященному проблемам постиндустриального общества, содержатся совсем не оптимистические выводы о тенденциях современных западных обществ.

23 Кстати, стоявший у истоков партийного либерализма Д. И. Шаховской ещё в 1890 г. вторым пунктом программы своих единомышленников ставил «провозглашение прав <...> не только политических, но и социальных <.> всякий имеет право на труд и только на продукт своего труда» и т. д. (Шаховской, Д. И. Письма о Братстве // Звенья : ист. альм. М. ; СПб., 1992. Вып. 2. С. 219-220. См. также: Новгородцев, П. И. Право на достойное человеческое существование // Русская философия собственности (ХУШ-ХХ вв.). СПб. : СП «Ганза», 1993. С. 185, 189).

24 Герцен, А. И. Указ. соч. Т. Х1Х. С. 174.

25 Определение Н. С. Розовым наиболее развитых стран современного мира, высшей на сегодня стадии развития социумов. «Сервисные сензитивные общества» - это общества с «эффективными специализированными системами выявления и ненасильственного урегулирования внутренних социальных противоречий, диагностирования внешних вызовов и выработки адекватных комплексных ответных стратегий» и вместе с тем - общества, «обеспечивающие сервис как комплексное удовлетворение потребностей индивидов и групп». Это стадия, в пределах которой с 1960-70-х гг., по оценке автора, пребывают Соединенные Штаты, Германия, Великобритания, Франция, позже - другие развитые капиталистические государства и есть, по его мнению, «некоторые признаки движения к этой фазе социалистического Китая с начала 1990-х гг.», позже автор добавит сюда Москву (см.: Розов, Н. С. Историософия, теоретические концепции экономической истории // ИЭНЖ. 1998. № 3. С. 56-57, 61).

26 Сорос, Дж. Советская система : к открытому обществу : пер. с англ. М., 1991. С. 77, 83-84, 95.

27 «Кпд» - коэффициент полезного действия.

28 См.: Иноземцев, В. Л. Историософия, теоретические концепции экономической истории // Иноземцев, В. Л. За десять лет. С. 58, 61.

29 Неклесса, А. И. Конец эпохи Большого Модерна // Постиндустриальный мир и Россия... С. 37, 43.

30 По выводам представителей нынешней американской военной элиты, планета стоит перед «мрачной перспективой <.> Это будет мир, где силой и только силой можно будет обеспечить неравное распределение ресурсов, которых не хватает» (Мяло, Кс. Указ. соч. С. 219).

31 Иноземцев, В. Л. : 1) Неизбежность постиндустриального мира. К вопросу о полярности современного мироустройства // Постиндустриальный мир и Россия. С. 8487; 2) За пределами экономического общества // За десять лет. С. 477-489 и др. Ср. с соображениями философа-космиста Н. Ф. Фёдорова о самом фундаментальном факторе раскола общества как противостоянии «учёных» и «неучёных», что предпосылает все прочие антагонизмы.

32 Ср.: «.при нынешних естественных условиях (а их принято почему-то считать непреодолимыми) нельзя делать добро, не делая этим самым зла» (Федоров, Н. Ф. Сочинения. М., 1982. С. 334). Между тем «естественность» западных трансформаций особенно подчеркивают и В. Л. Иноземцев, и Н. С. Розов, вообще неолибералы и отечественные жёсткие «западники». Кстати, «естественность» и «постэкономизм» = не есть ли это начала по существу своему взаимоисключающие?

33 Иноземцев, В. Л. : 1) К теории постэко-номической общественной формации // Иноземцев, В. Л. За десять лет. С. 250, 252254; 2) Неизбежность постиндустриального мира. К вопросу о полярности современного мироустройства // Постиндустриальный мир и Россия. С. 85.

34 И хотя М. А. Чешков оговаривается, что это не означает «исчерпания социальной стороны бытия» людей, тем не менее и «по-стэкономическая» (В. Л. Иноземцев), и «глобальная общность» (М. А. Чешков) это не социальные системы, а некие «совокупности разнородных элементов» (Чешков, М. А. : 1) К интегральному видению глобализации // Постиндустриальный мир и Россия. С. 120; 2) Глобалистика как отрасль научного знания //

Цивилизации. Вып. 5. М. : Наука, 2002. С. 60; Ионов, И. Н. Глобальная история : основные направления и существенные особенности // Там же. С. 100; Кантор, К. М. История против прогресса. М., 1992. С. 11-14, 17, 21).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 Кантор, К. М. История против прогресса. С. 109, 144. Проповедник «открытого общества» К. Р. Поппер подчеркивает, что цель жизни представителя такого общества

- «стремление <.> занять места других членов общества», жизнь по законам «конкуренции индивидов за статус» (Поппер, К. Открытое общество и его враги : в 2 т. Т. 1. : пер. с англ. М., 1992. С. 7, 8, 29, 140).

36 Как пишет культуролог М. Л. Князева, «сегодня <.> человек живёт, испытывая тотальное воздействие системы отрицательного давления»: «чёрной культуры» - «социального заказа» со стороны «цивилизации потребления» (Князева, М. Л. Кризис в России и культура как система выживания. М., 1998. С. 7, 3, 5, 11).

37 Шаховской, Д. И. Письма о Братстве... С. 228, 260.

38 Иноземцев, В. Л. : 1) Специфика современной стадии развития капитализма // Некоторые проблемы исследования современного капитализма / под ред. В. А. Бирюкова. М., 1989. Депон. в ИНИОН АН СССР 14.11.1989. № 40078. С. 19-51; 2) Альтернативность общественного развития // Иноземцев, В. Л. За десять лет. С. 63-77 и др.

39 Гэлбрейт, Дж. К. : 1) Жизнь в наше время. С. 16, 262-264, 386 и др.; 2) Капитализм, со-

циализм, сосуществование / Дж. Гэлбрейт, С. Меньшиков. М., 1988. 200 с.

40 Печчеи, А. Человеческие качества : пер. с итал. 2-е изд. М., 1985 (особенно гл. 7).

41 См. в этой связи: Хабермас, Ю. : 1) Кризис государства благосостояния и исчерпанность утопической энергии // Политические работы. С. 87-113; 2) Догоняющая революция и потребность в пересмотре левых идей. Что такое социализм сегодня? // Там же. С. 147178; 3) Учиться на опыте катастроф? Диагностический взгляд на «краткий» ХХ век // Там же. С.209-233.

42 Ср. с логикой А. Гитлера (декабрь 1940 г.): «Это безобразие, что на востоке Европейского континента существует столь малонаселенное государство с такими неисчерпаемыми запасами сырья» (цит. по: Емельянов, Ю. Октябрьская революция : история и современность // Наш современник. 2007. № 11. С. 202).

43 См.: Шепелева, В. Б. Самоидентификация. История и проблема выживания русского суперэтноса. Омск : Ом ГУПС, 2007. С. 210221.

44 Вербицкий, М. Оживить Вселенную // Завтра. 2005, окт. № 43 (623). С. 8.

45 Поляков, Ю. А. Октябрь 1917 года в контексте российской истории // Россия в ХХ веке : (Реформы и революции) : в 2 т. Т. 1. М., 2002.

С. 9-10, 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.