Научная статья на тему 'К. Д. Ушинский. Воспитание человека: Избранное / сост. , вступ. Статья С. Ф. Егорова. М. , 2005. 256 с'

К. Д. Ушинский. Воспитание человека: Избранное / сост. , вступ. Статья С. Ф. Егорова. М. , 2005. 256 с Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1602
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беленчук Л. Н.

Труды К.Д. Ушинского хорошо известны каждому педагогу и обычно не нуждаются в рецензиях, но эта книга представляет собой особенный жанр жанр хрестоматии, но не только для учебы или строгих научных изысканий, а для самого широкого круга читателей, особенно для родителей, интересующихся проблемами воспитания. Относительно небольшой объем и прекрасное оформление (Издательский дом «Карапуз») делают ее замечательным и интересным пособием в воспитательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К. Д. Ушинский. Воспитание человека: Избранное / сост. , вступ. Статья С. Ф. Егорова. М. , 2005. 256 с»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2007. Вып. 1. С. 196-198

Полезное издание

К.Д. Ушинский. Воспитание человека: Избранное / Сост., вступ. статья С.Ф. Егорова. М., 2005. — 256 с.

Труды К.Д. Ушинского хорошо известны каждому педагогу и обычно не нуждаются в рецензиях, но эта книга представляет собой особенный жанр — жанр хрестоматии, но не только для учебы или строгих научных изысканий, а для самого широкого круга читателей, особенно для родителей, интересующихся проблемами воспитания. Относительно небольшой объем и прекрасное оформление (Издательский дом «Карапуз») делают ее замечательным и интересным пособием в воспитательной практике.

В книгу вошли отрывки из наиболее известных произведений великого русского педагога: «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии», «О народности в общественном воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Письма о воспитании наследника русского престола»; из учебных книг: «Родное слово», «Детский мир» и др. Такое сочетание широко известных учебников К.Д. Ушинского, по которым училась вся Россия, с научными материалами позволяет в широкой перспективе познакомиться с творчеством педагога и составить целостное представление о его деятельности. Можно смело сказать, что все наиболее значимые мысли Ушинского нашли отражение в этой подборке: о православных истоках отечественной педагогики, о национальном, народном характере воспитания, о невозможности ограничить педагогику только рационально-научной стороной («педагогика есть искусство»), о роли труда в становлении человека, о значении русского языка и вообще слова в образовании ребенка.

Обширная вступительная статья, с биографией и оценкой творчества педагога дополняет тексты К.Д. Ушинского. Книга начинается с постановки главных вопросов для педагога: «Воспитание ребенка!.. Оно связано не только с радостью, но и со многими огорчениями и проблемами. Так ли мы строим свои отношения с детьми? Какими они вырастут? Ответят ли нам любовью?» Эти вопросы тревожат

всех без исключения: родителей, воспитателей, учителей. В наше время, когда появилось множество различных подходов к воспитанию, недостаточно учитывающих особенности, а иногда и прямо противоречащих нашей образовательной традиции, издание такой книги, относящейся к классическому педагогическому наследию России, очень важно. Тем более что на ее страницах автор поместил тексты, долгое время не издававшиеся, замалчивавшиеся или критиковавшиеся с идеологических позиций педагогикой советского периода (см. например, разделы «Реалии народности в формировании характера», «Христианская идея, религия, церковь», «Страх Божий и страх учительский»). Только в самое последнее время стали появляться публикации, всесторонне оценивавшие творчество К.Д. Ушинского, его мировоззренческий аспект.

О востребованности и важности книги свидетельствует и быстрое исчезновение ее с прилавков книжных магазинов. Сегодня уже невозможно найти это издание. Надо думать, что еще сложнее родителям и воспитателям в своих практических вопросах воспитания справляться с научными изданиями Ушинского, такими как, например, собрания его сочинений. Между тем совершенно справедлив вывод С.Ф. Егорова о том, что «отечественная педагогика после К.Д. Ушинского развивалась плодотворно в той мере, в какой она шла по проложенному им пути» (с. 17). Поэтому поверка наших сегодняшних воспитательных идей творчеством выдающегося русского классика педагогики необходима. Как бы мы ни пытались переделывать и реформировать нашу школу в угоду новейшим модным стереотипам, она все равно будет непроизвольно, в силу своих истоков и традиций, стремиться к тем позициям, которые определил К.Д. Ушинский в своих научных сочинениях. Если же новации не укладываются в этот идеал воспитания, они так и останутся новациями, то есть искусственно внедренным чужеродным телом в нашей образовательной практике.

Основная мысль Ушинского состоит в достижении гармоничного сочетания между новым и старым, традиционным и новаторским, отечественным и всемирным в российском образовании. Разумноконсервативный подход — так можно было бы охарактеризовать его творчество. Если при этом вспомнить, что школа и образование не терпят резких скачков и перемен, необоснованных реформ, которые болезненно отзываются прежде всего на наших детях, то можно сказать, что это — единственно возможный и конструктивный подход к педагогике.

Нельзя не обратить внимания и на то, что К.Д. Ушинский — прекрасный писатель. Его речь, его слог — всегда яркий и ясный, текст

насыщен примерами из реальной жизни. Немногие русские педагоги, да и педагоги других стран, так образно, свежо и трепетно говорили об образовании ребенка. В этой любви к детям и самоотверженности в своем любимом деле — педагогике — залог вечной современности и популярности текстов Ушинского.

Подводя итог сказанному, хотелось бы увидеть второе издание этой полезной книги. Единственное пожелание, которое можно было бы сделать, — это указать в сносках или примечаниях, откуда именно взяты приводимые тексты. Это существенно облегчило бы пользование изданием, и заинтересованные читатели могли бы прочитать приведенный текст полностью, не тратя времени на разыскивание нужных страниц в собраниях сочинений.

Л.Н. Беленчук, канд. ист. наук., вед. науч. сотр.

Института теории и истории педагогики РАО (ИТиПРАО)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.