Научная статья на тему 'К. Д. Ушинский и словесность'

К. Д. Ушинский и словесность Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
956
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ягнятинская М. М.

Рассматривается вклад К.Д. Ушинского в национальную культуру России, его неустанная борьба за чистоту и самобытность русского языка. Достижения К.Д. Ушинского в этой сфере могут и должны быть практически использованы и в XXI веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contribution by K.D.Ushinskiy into the national culture of Russia, his indefatigable struggle for cleanliness and originality of the Russian language are regarded. K.D.Ushinskiy's achievements in this sphere can and should practically be used in the XXI century

Текст научной работы на тему «К. Д. Ушинский и словесность»

ММ. ЯГНЯТИНСКАЯ

К.Д. Ушинский и словесность

Рассматривается вклад К.Д. Ушинского в национальную культуру России, его неустанная борьба за чистоту и самобытность русского языка. Достижения К.Д. Ушинского в этой сфере могут и должны быть практически использованы и в XXI веке.

Contribution by K.D.Ushinskiy into the national culture of Russia, his indefatigable struggle for cleanliness and originality of the Russian language are regarded. K.D.Ushinskiy's achievements in this sphere can and should practically be used in the XXI century.

Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни К.Д. Ушинский

Мы знаем Константина Дмитриевича Ушинского как великого педагога России. Гордимся, что наше учебное заведение носит его имя. Нельзя забывать и тот вклад, который К.Д. Ушинский внес в национальную культуру России - это, прежде всего, борьба за чистоту и самобытность русского языка. В области русской филологии этот ученый стоял на такой высоте современной ему науки, как никакой другой педагог его времени.

Актуальностью проблемы вызвано и наше обращение к теме «К.Д. Ушинский и словесность». Цель статьи - охарактеризовать теоретические и практические основы, на которых строилась учебная работа К.Д. Ушин-ского, преподавателя словесности и других предметов, и оценить значение его трудов по русскому языку и русской литературе.

Чтобы понять истоки его взглядов на словесность, обратимся к отдельным фактам биографии педагога.

Родители К. Д. Ушинского были образованными людьми. Первоначальным образованием сына занималась мать. В семье была хорошая библиотека, и К. Д. Ушинский уже в детстве читал много. В 12 лет он поступил в Новгород-Северскую гимназию (сразу в 3-ий класс). Директором гимназии был Илья Федорович Тимковский, профессор-классик, любивший словесность и внушавший эту любовь своим воспитанникам. К.Д. Ушинский считался одним из лучших учеников своего класса. Много читал книг на русском языке, а за два года до окончания гимназии самостоятельно выучил немецкий язык и свободно читал Шиллера. Будущий ученый признавал

важность систематических упражнений,

«гимнастики ума», как при изучении классических языков, так и при изучении родного языка.

Получив свидетельство об окончании курса гимназии, К.Д. Ушинский старательно подготовился к вступительному экзамену в Московский университет и в 1840 г. поступил на юридический факультет. Окончил курс в 1844 г. Сведений о его учебе в университете мало, но известно, что по окончании университета он готовился к профессорской деятельности, изучив специальные сочинения по истории, географии, философии, правоведению на русском, французском, немецком языках. В дневнике этого периода К.Д. Ушинский сообщает о строгих правилах своего поведения и постоянной работе в университетской библиотеке.

В 1846 г. он получил предложение занять должность профессора в Ярославском Демидовском лицее. В 1848 г. выступил с печатным научным трудом «О камеральном образовании» (камеральные науки - цикл административных и экономических дисциплин, преподававшихся в ХУН-ХУШ веках в университетах Германии и других европейских стран, в России - со второй половины XIX в.).

Преподавание К.Д. Ушинского отличалось свободомыслием, что вызывало недовольство у руководства лицея. В связи с этим педагогическая работа ученого прервалась. Из Ярославля он переехал в Петербург. В Департаменте духовных дел иностранных исповеданий К.Д. Ушинский служил до 1854 г., после чего возобновил педагогическую работу после приглашения в Гатчинский сиротский институт для детей дворян в качестве учителя русской словесности и юридических предметов.

К.Д. Ушинский приобрел известность своими педагогическими статьями и получил назначение в Смольный институт. Особое внимание он уделял русскому языку, подчеркивал необходимость вдумчивого чтения. Педагог выступил и как реформатор: ввел официальные педагогические конференции. Он ставил русский язык во главе образовательных предметов с самых первых лет обучения, прилагая к делу преподавания родного языка все свои исключительные знания и таланты.

В период борьбы с реформаторами деятельность К.Д. Ушинского стала неугодной, к тому же на него поступали письменные доносы и жалобы. «Слишком» умного и честного реформатора решили снять с должности. 22 марта 1862 г. он вынужден был подать прошение об увольнении. Одновременно К.Д. Ушинскому пришлось прервать и редакторскую деятельность («Журнал министерства народного просвещения»). Он отправился за границу для изучения постановки школьного дела. Были и приезды в Петербург для участия в педагогических собраниях. Возвращение в Россию произошло в 1867 г. Из-за проблем со здоровьем К.Д. Ушинский направился в Одессу. Скончался великий педагог 22 декабря 1870 г.

Таким образом, из биографии К.Д. Ушинский становится известным, что он работал учителем словесности, писал статьи по юридическим и педагогическим вопросам, призывал к глубокому изучению русского языка, был редактором журнала и автором незаурядных статей по словесности.

Что же такое «словесность»? Обратимся к некоторым словарям:

1. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»: «Словесность, словесные науки, все, что относится к изучению здравого суждения, правильного и изящного выражения; письменность/общность словесных произведений народа, письменность, литература» [1].

2. С.И. Ожегов «Словарь русского языка»: «Словесность - творчество, выражающееся в устном и письменном слове. Теория словесности. Народная словесность. Словесные науки (филологические)» [2].

3. «Словарь русского языка» (Академия наук СССР. Институт русского языка): «Словесность. 1.Устар. Художественная литература и устное народное творчество, а

также совокупность литературных и фольклорных произведений какого-либо народа. 2. Устар. Филологические науки (лингвистика, стилистика, литературоведение и т.п. // Название учебного предмета в дореволюционной средней школе, дававшего систематические знания по литературе)» [3].

В России словесность преподавалась до Октябрьской революции в гимназиях и других учебных заведениях. Великий классик русской литературы А.П. Чехов в 1894 г. написал рассказ «Учитель словесности».

Что же сделал К.Д. Ушинский для развития словесности в России? Благодаря его широким и глубоким знаниям стала возможной правильная постановка первоначального обучения родному языку и литературе. Это было большим достижением для того времени. К. Д. Ушинский не только доказал, что первоначальное обучение родному языку и родной литературе должно основываться на данных науки своего времени, обработанных посредством педагогической теории и рационального учебного опыта, но и показал на практике возможность осуществления такого обучения.

В «Детском мире» (1861) К.Д. Ушин-ский высказал мнение о первоначальном обучении в русской школе. Реализацию своих замыслов по созданию систематического курса первоначального обучения он осуществил в знаменитом труде «Родное слово» (1864). Педагог составил наставления о том, как преподавать детям отечественный язык, и выделил следующие принципы обучения:

- самостоятельность детей;

- наглядность обучения;

- систематичность.

В 1860-1861 гг. К.Д. Ушинский редактировал «Журнал министерства народного просвещения». На страницах этого издания он пропагандировал различные педагогические идеи о народном образовании и словесности.

Ведя педагогическую деятельность, К.Д. Ушинский базировал обучение на научно-педагогических основах: для естествознания применял непосредственное знакомство с изучаемыми предметами природы, а для литературы - чтение произведений. Принятое прежде схоластическое заучивание правил и записей преподавателей он заменил созна-

тельным учением, необходимостью рассуждений и выражения личного мнения учеников. Русский же язык, несмотря на сопротивление начальства Смольного института, педагог с первых лет обучения поставил во главе образовательных предметов. Изучение родного языка К.Д. Ушинский связывал с беседами в ходе ознакомления детей с окружающей природой. Для облегчения проведения таких занятий он составил и выпустил «Детский мир» (за один год появилось 3 издания).

С целью реализации своих педагогических взглядов К.Д. Ушинский ввел официальные педагогические конференции с рассмотрением учебно-воспитательной работы. Уже в те годы он проявил себя энтузиастом в деле реформирования женского образования, стоявшего на низком уровне.

К. Д. Ушинский был и талантливым писателем, мастером русского слова, блестящим стилистом, умевшим излагать свою мысль живо, выразительно, увлекательно, оригинально. Прозаическая речь его отличалась точностью и последовательностью выражения мысли и при этом была украшена приемами поэтической речи: эпитетами, метафорами, сравнениями.

По мнению ученого, «свобода, непринужденность выражения обеспечивают содержательность живого и письменного слова». Он был решительным противником того, чтобы в изучении языка подражать слогу знаменитых писателей, как это было во французском воспитании того времени (метод Жа-кото).

Стиль самого К.Д. Ушинского не является риторикой, которую он изучал в классической гимназии. В литературном изложении ученый никогда не был ритором или декламатором, но всегда талантливым писателем и высокоодаренным знатоком словесности. В своем «Руководстве по преподаванию по «Родному слову» он высказывает требования к художественной стороне речи: «Та речь действительно хороша, которая выражает как раз то, что должна выразить... Всякие украшения речи, не имеющие отношения к содержанию, только портят ее.». Особенностью в статьях и произведениях К.Д. Ушин-ского была чистота его слога. Он много читал на немецком, французском, английском, занимаясь переводами. Во время командировок в разные страны Европы филолог долго про-

живал там, но сумел оградить свою речь от иностранных влияний. Он не уподобился консерватору А.С. Шишкову, предлагавшему, например, вместо калоша, галоша употреблять слово мокроступы, а твердо следовал по разумной линии заимствования: употребление в русском языке иностранных слов лишь в случае их необходимости, то есть невозможности заменить чужое слово родным, особенно в научной терминологии. Выпускник гимназии, К. Д. Ушинский в своих статьях употребляет латинские термины, выражения, цитаты из произведений латинских авторов. Критика же А.Н. Модзалевского по поводу употребления латинской фразы «Sine ira et studio» является неуместной, так как это высказывание Тацита означает, что историк должен излагать события «без гнева и пристрастия».

Чтобы бороться за чистоту русского языка, К.Д. Ушинскому нужно было быть самому безукоризненным словесником. И действительно, качество его речи — результат большой образовательной работы, усердного изучения родного и иностранных языков, а также дар природы и следствие живого, восприимчивого ума. К.Д. Ушинский был одним из самых образованных людей своего времени, а это была эпоха знаменитых писателей: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова (старшие его современники), И.С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.Н. Островского, А.Ф. Писемского.

С особым вниманием относился К.Д. Ушинский и к народному языку. Мысли по этому поводу выражены в статье «Родное слово» (1861). Согласно взглядам ученого, родной язык - зеркало родной природы, в котором «отражается ... вся история духовной жизни народа.»; «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколе -ния народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь»; «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ».

Замечательны также высказывания К.Д. Ушинского о народной поэзии, фольклоре. Ученый имел широкую осведомленность и глубокое понимание по отношению к разным жанрам русской народной словесности. Вместе с тем он считал, что некоторые жанры не

могут быть материалом для изучения языка и быта народа, например, русские былины. Он сам не пользовался текстами былин ни в «Детском мире», ни в «Родном слове».

Для первоначального обучения родному языку («Родное слово» год I и II) К.Д. Ушин-ский признал необходимым широко использовать определенные фольклорные тексты: пословицы, поговорки, загадки, сказки.

В предисловии к первому изданию «Детского мира» педагог отмечает: «Язык не есть что-либо отрешенное от мысли, а напротив - органическое создание... тот, кто хочет развивать способность языка в ученике, должен развивать в нем, прежде всего, мыслящую способность. Развивать язык отдельно от мысли невозможно.»; «Дар слова -сложное качество: оно складывается из способности и навыка пользоваться запасом слов и форм для точного выражения мысли, чутья языка, которое помогает отбирать лучшие слова и формы, и инстинкта, который бессознательно направляет речь к правильным и изящным формам выражения. ».

В трудах по воспитанию и обучению в начальной школе К.Д. Ушинский также уделяет особое внимание изучению русского языка.

В изучении русского литературного языка новыми и вполне рациональными были взгляды К.Д. Ушинского на грамматику и ее преподавание. Он указывает, что исключительное изучение грамматики само по себе не развивает дара слова, но незнание грамматики не дает дару слова сознательности; заучивание грамматики есть такая же нелепость, как заучивание логики или арифметики.

Изучая язык и литературу для себя и для детей, К.Д. Ушинский искал и находил основы этого изучения в общих, определяемых наукой свойствах языка.

В изучении проанализированных выше разделов словесности К.Д. Ушинский преодолел самую высокую планку. Ему позволило сделать это широкое образование, критические взгляды и безграничная любовь к языку и забота о чистоте русской словесности. Преподавание К.Д. Ушинским словесности и законоведения способствовали утверждению его как ученого-энциклопедиста.

Указание в словаре по поводу словесности - «устаревшее» - не в силах зачеркнуть огромную лингвистическую работу ученого -воспитание посредством слова.

Из приведенного же цитирования лишь некоторых словарей русского языка видно, что та словесность, за которую ратовал всю свою жизнь К.Д. Ушинский, постепенно исчезает в нашей современной системе образования. Достижения К.Д. Ушинского в борьбе за чистоту русского языка должны быть использованы и в XXI веке. И никакое реформирование системы образования не может быть осуществленным без учета той работы, которую проделал в свое время этот великий педагог и ученый.

Библиографический список

1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]. - М., 1955. -Т. IV. - С. 222.

2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]; 3-е изд. - М., 1953. - С. 673.

3. Словарь русского языка [Текст]: в 4 т. / Академия наук СССР. Институт русского языка. - М., 1961. - Т. IV. - С. 192.

4. Чернышев, В.И. К.Д. Ушинский и его труды в отношении языка и русской литературы [Т екст] // Известия Академии наук СССР, 1946. - Т. V. - Вып. I.

5. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений [Текст]. - Т.1-11. - М.; Л., 1948-1952.

6. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений [Текст]. - Т. 6. - М., 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.