Научная статья на тему 'К ЧИТАТЕЛЮ'

К ЧИТАТЕЛЮ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ЧИТАТЕЛЮ»

Орега тшксЛс^ка. 2022. Т. 14. № 1. С. 6-9

Редакторская заметка УДК 398.8; 78.071.2; 784.4 ао1: 10.26156/0м.2022.14.1.001

К читателю

В специальном выпуске журнала раскрываются актуальные проблемы современной отечественной и зарубежной этномузыкологии. Настоящее издание включено в программу мероприятий Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, посвященных Году культурного наследия народов России.

В журнале представлены результаты исследований сотрудников, преподавателей, аспирантов, выпускников Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, Российской академии музыки имени Гнесиных, Воронежского института искусств, Университета святых Кирилла и Мефодия (Скопье). На протяжении десятилетий в этих образовательных организациях ведется интенсивная деятельность в сфере собирания и изучения музыкального фольклора силами таких структур, как Научный центр народной музыки имени К. В. Квитки, Фольклорно-этнографический центр имени А. М. Мехнецова, Музыкально-этнографический центр имени Е. В. Гиппиуса, Институт фольклора имени Марко Цепенкова. В фондах этих подразделений сосредоточены многие тысячи уникальных экспедиционных аудио- и видеозаписей народных песен, инструментальной музыки, жанров устной словесности, хореографии, которые составляют «золотой запас» нематериального культурного наследия различных народов.

В последние годы угроза утраты традиций народной культуры становится все более острой. В связи с этим исследователи столкнулись с необходимостью разработки алгоритмов доступа к документальным источникам, цифровизации фольклорно-этнографических материалов, их включения в сеть Интернет, создания общедоступных порталов, специализированных на различных аспектах актуализации фольклорного наследия. Формы и опыт такой работы в зарубежных странах (Норвегии, Италии, Македонии) представлены в статьях А. Остапенко, И. Тепловой, Р. Величковской.

Не менее важной является задача обработки и введения в научный оборот документальных данных, полученных в ходе фольклорных экспедиций разных лет. Такая работа базируется на тщательном изучении каждого образца, требует системного подхода, применения методов

типологического исследования, картографирования, историко-стилевой оценки. Конечные цели связаны с созданием фольклорно-этнографиче-ского атласа России, с одной стороны, и восстановлением очагов бытования ярких самобытных явлений народной культуры, с другой. В статье И. Никитиной характеризуются мужские певческие традиции Русского Севера; Л. Белогурова и Ю. Журавлева раскрывают особенности свадебных напевов Рязанской области; Г. Сысоева обобщает информацию о весенних песнях южнорусской традиции; исследование А. Косых связано с религиозными песнопениями духоборцев, в основе которых обнаруживаются тексты русских духовных стихов.

Тема «фольклор и композитор» представлена в журнале исследованием М. Иоанну и И. Поповой: в статье впервые публикуются подлинные мелодии, которые были использованы Н. Скалкотасом в сюите «36 греческих танцев».

В разделе журнала «Документы» перед читателем раскрываются картины истории этномузыкологии. Стенограмма доклада Ф. А. Рубцова, содержание которого затрагивает одну из краеугольных, до сих пор нерешенных научных проблем, позволяет «услышать» живую речь выдающегося ученого. Еще более выразительными по своей эмоциональной достоверности оказываются письма В. И. Харькова и К. В. Квитки, касающиеся чрезвычайно сложных ситуаций их жизни. Публикация документов предваряется статьями Е. Редьковой и Е. Битеряковой, подготовивших рукописи к изданию.

Галина Лобкова, научный редактор специального выпуска

Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 1. P. 6-9

Editorial

doi: 10.26156/OM.2022.14.1.001

To the Reader

A special issue of the magazine reveals current problems of the modern domestic and foreign ethnomusicology. This publication is included in the program of events of the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory dedicated to the Year of Cultural Heritage of the Peoples of Russia.

The magazine presents the results of the research by employees, teachers, graduate students, graduates of the Moscow and St. Petersburg Conservatories, the Gnesin Russian Academy of Music, the Voronezh Institute of Arts, and the University of Saints Cyril and Methodius (Skopje). These educational organizations have been conducting intensive activity in the field of collecting and studying music folklore for decades, engaging such structures as the Klyment Kvitka Folk Music Research Center, the Anatoliy Mekhnetsov Folklore and Ethnographic Center, the Yevgeniy Gippius Music and Ethnographic Center, and the Marco Tsepenkov Institute of Folklore. The archives of these units contain many thousands of unique expeditionary audio and video recordings of folk songs, instrumental music, genres of oral literature and choreography, which constitute the "golden reserve" of the intangible cultural heritage of various peoples.

The threat of loss of traditions of folk culture has become more acute in recent years, which compels researchers to develop algorithms for accessing documentary sources, provide digitalization of folklore and ethnographic materials placing them in the Internet, create public portals specializing in various aspects of actualization of folklore heritage. The forms and experience of such work in foreign countries (Norway, Italy, Macedonia) are presented in articles by A. Ostapenko, I. Teplova, R. Velichkovska.

The task of processing and introducing the documentary data obtained during folklore expeditions of different years into scientific circulation is also important. Such work is based on a thorough study of each sample and requires a systematic approach, use of typological research methods, mapping, historical and style assessment. The goal is not only to create a folklore-ethnographic atlas of Russia, but also to restore the forms of existence of original phenomena of the folk culture. Male singing traditions of the Russian North are characterized in the article by I. Nikitina; L. Belogurova and Yu. Zhuravleva

describe the features of wedding singing in the Ryazan region; G. Sysoeva summarizes information about spring songs of the South Russian tradition; A. Ko-sykh studies religious chants of the Dukhobors based on the texts of Russian spiritual verses.

The theme "folklore and composer" is presented in the article by M. Ioan-nou and I. Popova, the genuine melodies used by N. Skalkottas in the suite "36 Greek Dances" being published for the first time.

The stages of the history of ethnomusicology are disclosed to the reader in the section "Documents". The transcript of the report of F. Rubtsov, which covers one of the fundamental, though still unresolved scientific problems, allows you to "hear" a live speech of the outstanding scientist. Even more expressive in their emotional veracity are the letters of V. Khar'kov and K. Kvitka regarding extremely difficult situations of their lives. The section opens with articles by E. Redkova and E. Biteryakova, who prepared manuscripts for publication.

Galina Lobkova, scientific editor of the special issue

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.