Научная статья на тему 'НОВОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ И ЭТНОМУЗЫКОЛОГИИ'

НОВОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ И ЭТНОМУЗЫКОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
169
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ФОЛЬКЛОРИСТИКА / ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / БИБЛИОГРАФИЯ / ПЕРСОНАЛИЯ / TRAINING MANUAL / FOLKLORE STUDIES / ETHNOMUSICOLOGY / HISTORICAL AND CULTURAL CONTEXT / BIBLIOGRAPHY / BIOGRAPHICAL ARTICLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Некрылова Анна Фёдоровна

Новаторское учебное пособие по истории фольклористики и этномузыкологии, созданное преподавателями Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, состоит из двух частей. Основу первой части составляет прошедший многолетнюю апробацию лекционный материал (семь разделов соответствуют главным этапам формирования и развития российской этномузыкологии на протяжении XVIII-XIX веков); во вторую часть пособия вошли биобиблиографические словарные статьи, посвященные деятелям культуры, внесшим свой вклад в становление отечественной музыкальной фольклористики. Обе части, дополняя друг друга, воссоздают историко-культурный контекст, без которого трудно осмыслить причины широкого общественного интереса к традиционному музыкальному наследию России. Особое внимание уделяется важнейшим научным направлениям, достижениям исследователей в области теории и методологии изучения фольклора. Рассматривается масштабная деятельность представителей разных слоев населения по сбору и накоплению фольклорного материала, особенности использования песенного и инструментального фольклора в произведениях композиторов, в исполнительской практике музыкантов. В пособии дается обзор наиболее показательных нотных публикаций - от любительских до сугубо научных. Ценность учебного издания рецензент также видит в обильном цитировании первоисточников и внушительном списке литературы. В рецензии содержится несколько предложений по уточнению отдельных положений; автор выражает уверенность в необходимости включения данного пособия в качестве обязательной литературы для многих гуманитарных специальностей и направлений подготовки в сфере высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TRAINING MANUAL ON THE HISTORY OF FOLKLORE STUDIES AND ETHNOMUSICOLOGY

An innovative textbook on the history of the study of folklore and ethnomusicology created by teachers of the N. A. Rimsky-Korsakov St. Petersburg State Conservatory consists of two parts. The first part is based on the lecture material thoroughly used for many ears. The seven sections of the lecture part correspond to the main stages of formation and development of Russian ethnomusicology during the XVIII-XIX centuries. The second part presents bibliographic entries dedicated to culture figures who have contributed in the study of Russian musical folklore. Both parts, complementing each other, recreate the historical and cultural context which allows us to understand the reasons for the wide public interest in the traditional musical heritage of Russia. The textbook describes in sufficient detail the formation of ethnomusicology. Special attention is paid to the most important scientific areas, achievements of the researchers in the field of theory and methodology. The publication describes large-scale activities of representatives of different segments of the population to collect and accumulate folklore material. The authors reveal the specifics of using folk songs and instrumental melodies in the works of composers, in the performing practice of musicians. The textbook contains an overview of the most significant musical publications - from amateur ones to purely scientific. The reviewer also sees the value of the educational publication in the abundant quotation of primary sources and an impressive list of literature. The review contains a number of proposals on clarifying certain provisions. The reviewer is confident that this textbook should be included in the list of compulsory literature of higher humanitarian education.

Текст научной работы на тему «НОВОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ И ЭТНОМУЗЫКОЛОГИИ»

УДК 781.7 ББК 85.313(2)

DOI: 10.26156/OM.2021.13.1.007

Новое учебное пособие

по истории фольклористики и этномузыкологии

Некрылова, Анна Фёдоровна

Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4

Аннотация. Новаторское учебное пособие по истории фольклористики и этномузыкологии, созданное преподавателями Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, состоит из двух частей. Основу первой части составляет прошедший многолетнюю апробацию лекционный материал (семь разделов соответствуют главным этапам формирования и развития российской этномузыкологии на протяжении XVIII-XIX веков); во вторую часть пособия вошли биобиблиографические словарные статьи, посвященные деятелям культуры, внесшим свой вклад в становление отечественной музыкальной фольклористики. Обе части, дополняя друг друга, воссоздают историко-культурный контекст, без которого трудно осмыслить причины широкого общественного интереса к традиционному музыкальному наследию России. Особое внимание уделяется важнейшим научным направлениям, достижениям исследователей в области теории и методологии изучения фольклора. Рассматривается масштабная деятельность представителей разных слоев населения по сбору и накоплению фольклорного материала, особенности использования песенного и инструментального фольклора в произведениях композиторов, в исполнительской практике музыкантов. В пособии дается обзор наиболее показательных нотных публикаций — от любительских до сугубо научных. Ценность учебного издания рецензент также видит в обильном цитировании первоисточников и внушительном списке литературы. В рецензии содержится несколько предложений по уточнению отдельных положений; автор выражает уверенность в необходимости включения данного пособия в качестве обязательной литературы для многих гуманитарных специальностей и направлений подготовки в сфере высшего образования.

Ключевые слова: учебное пособие, фольклористика, этномузыкология, историко-культурный контекст, библиография, персоналия.

Дата поступления: 20.02.2021

Дата публикации: 15.03.2021

Для цитирования: Некрылова А. Ф. Новое учебное пособие по истории фольклористики и этномузыкологии // Opera musicologica. 2021. Т. 13. № 1. С. 140-150. DOI: 10.26156/OM.2021.13.1.007.

Анна Некрылова

Новое учебное пособие

по истории фольклористики и этномузыкологии

Лобкова Г. В., Иванова Т. Г. История фольклористики и этномузыкологии (конец XVIII-XIX век) : учебное пособие / Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова; ред. К. А. Мехнецова. Санкт-Петербург ; Саратов : Амирит, 2020. 396 с. ISBN 978-5-00140-653-2

Лекционный курс «История фольклористики и этномузыкологии» не столь давно введен в систему высшего образования в связи с открытием в 1989 году в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова «музыкальной фольклористики» как специализации в области музыковедения. Впервые примерная программа дисциплины была опубликована в 2005 году, когда этномузыкология была утверждена в качестве самостоятельной специальности [Мехнецов, Иванова, Лобкова 2005, 315-348].

Коллектив преподавателей под руководством А. М. Мехнецова, разрабатывая комплекс программ, опирался на научный багаж знаний и методов, на имеющиеся к тому времени экспедиционные материалы, на результаты архивных разысканий и, конечно, на свой долгий и богатый педагогический опыт. Курс «Истории фольклористики и этномузыколо-гии» здесь читается уже с 1989 года.

Теперь настала пора создания учебного пособия, которое и увидело свет в конце 2020 года.

Повторю сказанное мной1 по отношению к другому учебному пособию, посвященному записям сказочного материала из архива Фольклорно-эт-нографического центра имени А. М. Мехнецова (2019), — «Сказки в записях А. С. Пушкина и их варианты в фольклорных традициях Северо-Запада России»2. Настоящее пособие тоже выделяется среди образовательной

1 См.: [Некрылова 2020, 59-62].

2 Сказки в записях А. С. Пушкина и их варианты в фольклорных традициях Северо-Запада России (с экспедиционными материалами из фондов Фольклорно-этнографи-ческого центра имени А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова) : учебное пособие / сост. Т. Г. Иванова, Г. В. Лобкова. Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2019. 202 с.

литературы, адресованной студентам консерваторий, будущим фольклористам, этномузыкологам. Разумеется, оно основано на лекционном материале, но не одного преподавателя и даже не одной специализации. Само название пособия «История фольклористики и этномузыкологии» предполагает привлечение обширного историко-культурного контекста. Значит, необходим комплексный, междисциплинарный подход, обращение к смежным наукам. На примере рецензируемого пособия лишний раз убеждаешься, насколько плодотворной оказывается работа специалистов, представляющих разные стороны фольклористики, естественно, при глубоком взаимопонимании, едином отношении к традиционной культуре. В данном случае это содружество признанных ученых—музыковеда, этномузыколога Галины Владимировны Лобковой и филолога Татьяны Григорьевны Ивановой.

Учебное пособие состоит из двух частей. Первая представляет собой тексты лекций, читаемых в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова по базовой дисциплине «История фольклористики и этномузыкологии», с учетом всех наработок в рамках лекционного курса за последние тридцать с лишним лет. Вторая часть — ранее никогда не встречавшаяся в учебных пособиях — «Избранные словарные статьи» (их 55), посвященные деятелям русской культуры, внесшим значительный вклад в отечественную музыкальную фольклористику. Включение подобного материала стало возможным благодаря выходу в свет фундаментального пятитомного издания «Русские фольклористы: Биобиблиографический словарь. ХУШ-Х1Х вв.» под редакцией Т. Г. Ивановой3.

В приложении дается таблица — «Хронологический указатель основных событий в сфере русской этномузыкологии конца XVIII — начала XIX века», где отражены основные научные труды, издания сборников, собирательская деятельность. Это чрезвычайно важное дополнение, наглядно демонстрирующее этапы развития музыкальной фольклористики, тенденции и приоритеты, наиболее характерные черты того или иного отрезка времени.

Две основные части учебного пособия не дублируют, но прекрасно дополняют друг друга. Если в лекционном материале акцент делается на собственно музыковедческой стороне, на деятельности именно в области фольклористики того или иного исследователя, композитора, собирателя, издателя, музыканта, то в словарных статьях дается достаточно

з Русские фольклористы : Биобиблиографический словарь. XVШ-XIX вв. : в 5 т. / под ред. Т. Г. Ивановой. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2016-2020.

подробная биография персонажа, раскрываются его дружеские и коллегиальные связи, участие в разного рода мероприятиях, не имеющих прямого отношения к музыке и традиционной культуре, вклад в другие области культуры и науки. Считаю целесообразным включение во вторую часть пособия наряду с крупнейшими музыковедами, композиторами, причастными к этномузыкологии (А. П. Бородин, К. П. Вильбоа, А. К. Лядов, М. П. Мусоргский, А. Н. Серов и другие), нескольких фигур «второго плана» (например, В. А. Бирюков — учитель пения; П. И. Богатырев — исполнитель народных песен, выдающийся тенор; Е. П. Яку-бенко — песельница, собиратель песен в Тамбовской губ.). В результате предстает сложная, многогранная, в значительной степени объективная картина, в которой видное место занимает музыкальный фольклор и фольклористика, отзывающиеся на потребности, запросы, достижения соответствующего времени, и в свою очередь, в определенном смысле формирующие культуру и гуманитарную научную сферу данной эпохи, вносящие свой вклад в развитие и таких наук, как акустика, механика, способствующие развитию печатного, типографского дела.

Хронологические рамки пособия оправданны: они охватывают важнейший период становления, формирования самой фольклористики и этномузыкологии. Первая часть включает семь разделов:

1. Начальный этап формирования общественного и научного интереса к народной песне (конец XVIII — первая треть XIX века).

2. Собрания и исследования народных песен середины XIX века. Деятельность членов «молодой редакции» журнала «Москвитянин». Народная песня в творчестве М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского.

3. Научная и собирательская деятельность В. Ф. Одоевского. Труды А. Н. Серова.

4. Деятельность П. П. Сокальского. Теоретические достижения Ю. Н. Мель-гунова. Издание сборников, отражающих особенности многоголосия народных песен.

5. Сборники народных песен М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Кор-сакова — представителей Новой русской музыкальной школы (Балакиревского кружка).

6. Деятельность А. И. Рубца, А. С. Фаминцына, Н. Ф. Соловьёва, профессоров Санкт-Петербургской консерватории, в сфере собирания и изучения образцов народной музыки.

7. Деятельность членов Песенной комиссии Русского географического общества, научные экспедиции, исследования, издания.

В указанных разделах раскрываются особенности каждого выделенного отрезка времени: главные события, принципиально новые отношения к традиционной культуре, новое понимание жанров и видов музыкального народного искусства; основополагающие теоретические и исторические труды, экспедиционные разыскания; переход в иное качество нотных печатных сборников, введение (использование) фонографа в собирательскую деятельность.

Учебное пособие, насколько я понимаю, в отличие от учебника, нацелено не на заучивание, запоминание нужных «правильных» положений и фактов, а на помощь («пособие» ведь от «пособлять, помогать»!) в осмыслении имеющихся данных, оно призвано учить думать, сопоставлять, осознавать сложность, неоднозначность и противоречивость как самого предмета изучения, так и методов исследования; способствовать постижению того, что наука не развивается прямолинейно и на ее тернистом пути неизбежны как ошибки, тупики, так и озарения, открытия.

Рецензируемое учебное пособие в полной мере отвечает этой цели. Безусловно ценным для понимания того, как формировалась и развивалась музыкальная фольклористика, превращаясь постепенно в этно-музыкологию, является обращение ко всему кругу деятелей культуры, имеющих отношение к музыкальному фольклору. Это не только исследователи, собиратели, композиторы, музыканты-исполнители (профессионалы и любители), но и издатели, публикаторы, педагоги, коллекционеры. Понятно, что «каждому воздается по делам его»: крупным, значимым лицам отводится ряд страниц или отдельная словарная статья, другим — всего несколько строк и короткая справка во второй части пособия. Но именно это создает правдивую историю становления и развития музыкальной фольклористики, показывает, как, когда, при каких условиях, на основе чего выкристаллизовывалась теория, вырабатывались критерии, методы исследования фольклора и методы преподавания; как становилась всё более профессиональной экспедиционная работа и эди-ционная практика.

Учебное пособие доказывает, что без знания общего историко-культурного движения, тенденций, наблюдаемых в том числе и в сфере музыкальной культуры, без учета влияния европейской музыкальной культуры и формирования в России с XVIII века специфической урбанической культуры — без этого невозможно понять и оценить популярность стилизаций под народную музыку, с одной стороны, и, с другой — «противоположение художественной (т. е. городской, культивированной) музыки музыке народной» — выражение Б. В. Асафьева [Асафьев 1979, 104-105],

и, наконец, изучение подлинного, аутентичного фольклора в его историческом, жанровом, региональном вариантах.

Так что не случайно немалое внимание уделяется насущной для двух предшествующих столетий проблеме обработки, аранжировки, стилизации, подражания песенному и инструментальному фольклору, включению его в произведения великих и малоизвестных композиторов, в исполнительскую практику пианистов, гитаристов и т. д.

Мне кажется чрезвычайно важным не только всесторонний анализ основополагающих трудов ученых, собирателей (что само собой разумеется), но и отдание должного скромным краеведческим публикациям, раскрытие судеб (нередко непростых) различных изданий (сборник Кирши Данилова — наиболее яркий пример). Не менее значимо указание на неодинаковое, часто противоречивое отношение современников и более поздних исследователей к историческим и теоретическим работам соотечественников, к деятельности собирателей, издателей, популяризаторов народного музыкального наследия. К примеру, негативная оценка концертных выступлений «Славянской капеллы» Д. А. Агренева-Славянского ведущими отечественными музыкантами того времени является не просто свидетельством имевшихся разногласий по поводу эстетической составляющей репертуара и манеры исполнения популярнейшим коллективом. Это полезно знать и сегодняшним руководителям фольклорных коллективов, поскольку в ряде случаев очевидна установка на неоправданную зрелищность, развлекательность, погоня за легким зрительско-слушательским успехом, что оборачивается дилетантизмом, искажением подлинного фольклорного искусства и приводит к выработке пошлых стереотипов «русскости» и «народности».

О том, сколь много важных положений, сведений, трактовок имеется в учебном пособии, можно говорить и писать долго. Хотелось бы отметить тему эволюции песенных сборников — от лубочных, любительских до научных; обращение к русскому музыкальному фольклору иностранных композиторов, музыкантов, издателей; расширение к концу позапрошлого века внимания к фольклору неславянских народов, населяющий Россию, к фольклору представителей таких социальных групп, которые раньше не попадали в поле зрения собирателей и музыковедов (выкрики уличных торговцев и нищих, студенческий и бурлацкий фольклор, пастушеские наигрыши и т. д.).

Естественно, нельзя не поблагодарить составителей пособия за большое количество сносок, за обилие цитируемых первоисточников (в лекционной части); а с учетом обеих частей пособия перед читателем

предстает внушительный список литературы, отсылающий к серьезным, фундаментальным исследованиям, справочникам и энциклопедиям, к известным изданиям авторских произведений и сборников, к архивам и даже к местной периодике, газетным и журнальным материалам. Таким образом, студентам, начинающим этномузыкологам дается в руки огромный материал для осмысления уже сделанного, изученного, введенного в научный оборот и в то же время раскрывается необозримое поле деятельности в разных направлениях, аспектах, интерпретациях и практическом освоении богатейшего фольклорного наследия России.

Каждый из нас сталкивался с таким фактом: чем серьезнее исследование, чем оно глубже и разностороннее, тем больше возникает к нему вопросов и желания что-то дополнить, уточнить, подробнее раскрыть. Понятно, что учебное пособие — особый жанр, на него распространяются свои правила и требования, свой объем информации, оно адресовано в первую очередь своей конкретной аудитории. Осознавая это, всё же позволю себе несколько замечаний и пожеланий.

• Об авторских стилизациях, подражаниях, переделках народных песен и наигрышей, о включении мелодий в произведения композиторов, профессиональных исполнителей сказано достаточно полно, однако стоило бы подробнее остановиться и на обратном процессе, очень показательном для XVIII и XIX столетий. Я имею в виду вхождение в репертуар народных исполнителей песен литературного происхождения, романсов и арий из популярных опер, водевилей. При этом происходит переложение и слов, и мелодий в народном духе, то есть своеобразная фольклоризация произведений профессионального искусства. Получается интересное сочетание: примерно в одно и то же время наблюдается явление фольклоризма в сфере профессионального искусства и фольклоризация в народной культуре.

• Я бы еще более подчеркнула невероятный размах собирательской деятельности в России, особенно со второй четверти XIX века. Такого, пожалуй, не было ни в одной стране. Записью разных жанров фольклора, описанием обрядов, обычаев, суеверий, хозяйственного уклада, местного диалекта, местных исторических и археологических достопримечательностей, музыкальных инструментов, коллекционированием произведений прикладного искусства занимались и именитые ученые, высоко образованные люди, и крестьяне, чиновники, священники, гимназисты, учителя сельских школ. На таком фоне более выпукло, ярко предстает и увлечение музыкальным фольклором. С этим же связано и появление разнообраз-

ных программ в помощь собирателям. Может быть, к упомянутому в пособии автору одной из программ Н. Н. Харузину имеет смысл добавить Н. Ф. Сумцова, который с 1879 по 1900 г. составил несколько программ. С этим же корреспондирует и деятельность Русского географического общества, Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете и т. д. К этому следует присоединить и появление сборников для учебных заведений (для школ, родителей и учителей), в которых фольклорная составляющая занимала видное, а то и главное место. Не призываю всё это включать в основной текст учебного пособия, но, уверена, можно сделать указания на соответствующие исследования. В связи с последним еще одно пожелание. Неплохо было бы сделать сноску, в которой отметить, что подробные сведения об упоминаемых в лекционном материале лицах содержатся в Биобиблиографическом словаре под редакцией Т. Г. Ивановой.

• В будущем хорошо бы (на основе того же Словаря) составить список всех лиц, так или иначе связанных с музыкальным фольклором, внесших свой вклад в этномузыкологию.

Думаю, там, где речь идет о рукописных песенных сборниках, следовало бы подробнее остановиться на собрании А. А. Титова, тем более, что один из таких сборников полностью опубликован4.

• В таблицу под 1904 годом я бы включила сборник А. П. Аристова «Песни казанских студентов 1840-1868 гг.»5.

Все замечания, предложения вызваны не сколько-нибудь серьезными претензиями к учебному пособию. Напротив, они свидетельствуют о высоком профессиональном уровне книги. Я уверена, она будет не единожды переиздана: тираж в 50 экземпляров совершенно не соответствует научному и образовательному уровню и востребованности издания. Это пособие должно быть в обязательном списке литературы, адресованной не только консерваторским студентам, но и филологам-фольклористам, этнографам, культурологам. Тешу себя надеждой, что при дальнейшей работе над Пособием могут быть учтены и отдельные мои пожелания.

4 См.: Титов А. А. Рукописный песенник XVIII века из собрания РНБ с голосами, положенными на ноты / изд. подготовили Е. Е. Васильева, В. А. Лапин, Н. О. Атрощенко // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург, 2002. Т. 1: XVIII век. Кн. 5. 311 с.

5 Подробно о самом Аристове и его сборнике см.: [Подрезова 2018, 123-157].

Литература

[1] Асафьев 1979 — Асафьев Б. В. Культивирование народной песни в музыке города

// Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начала XX века / общая ред. и примеч. Е. М. Орловой. Ленинград, 1979. С. 100-110.

[2] Мехнецов, Иванова, Лобкова 2005 — Мехнецов А. М., Иванова Т. Г., Лобкова Г. В. Ис-

тория фольклористики и этномузыкологии // Этномузыкология: Специальность 070112 (054000): Примерные программы дисциплин. Государственный образовательный стандарт. Примерный учебный план. Требования к материально-техническому обеспечению : Сборник учебно-методических материалов и нормативных документов / науч. ред. А. М. Мехнецов, отв. ред. И. С. Попова. Санкт-Петербург : Шатон, 2005. С. 315-348.

[3] Некрылова 2020 — Некрылова А. Ф. Сказки, записанные Пушкиным, в контексте

северо-западной сказочной традиции // Musicus. 2020. № 1 (61). С. 59-62.

[4] Подрезова 2018 — Подрезова С. В. Штрихи к портрету композитора и собирателя

народных песен Алексея Павловича Аристова (1862-1910) // Из истории русской фольклористики. Вып. 11. Санкт-Петербург, 2018. С. 123-157.

© А. Ф. Некрылова, 2021

Сведения об авторе

Некрылова, Анна Фёдоровна

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5956-7330 SPIN-код: 6657-8871 e-mail: nekrylova@mail.ru

Кандидат искусствоведения (1973), научный сотрудник Отдела русского фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4

New Training Manual on the History of Folklore Studies and Ethnomusicology

Nekrylova, Anna Fedorovna

Institute of Russian Literature (Pushkinskij Dom) of the Russian Academy of Sciences 4 Makarova Embankment, St. Petersburg 199034, Russia

Abstract. An innovative textbook on the history of the study of folklore and ethnomusicology created by teachers of the N. A. Rimsky-Korsakov St. Petersburg State Conservatory consists of two parts. The first part is based on the lecture material thoroughly used for many ears. The seven sections of the lecture part correspond to the main stages of formation and development of Russian ethnomusicology during the XVIII-XIX centuries. The second part presents bibliographic entries dedicated to culture figures who have contributed in the study of Russian musical folklore. Both parts, complementing each other, recreate the historical and cultural context which allows us to understand the reasons for the wide public interest in the traditional musical heritage of Russia. The textbook describes in sufficient detail the formation of ethnomusicology. Special attention is paid to the most important scientific areas, achievements of the researchers in the field of theory and methodology. The publication describes large-scale activities of representatives of different segments of the population to collect and accumulate folklore material. The authors reveal the specifics of using folk songs and instrumental melodies in the works of composers, in the performing practice of musicians. The textbook contains an overview of the most significant musical publications - from amateur ones to purely scientific. The reviewer also sees the value of the educational publication in the abundant quotation of primary sources and an impressive list of literature. The review contains a number of proposals on clarifying certain provisions. The reviewer is confident that this textbook should be included in the list of compulsory literature of higher humanitarian education.

Keywords: training manual, folklore studies, ethnomusicology, historical and cultural context, bibliography, biographical article.

Submitted on: 20.02.2021

Published on: 15.03.2021

For citation: Nekrylova, Anna F. "New Training Manual on the History of Folklore Studies and Ethnomusicology". In Opera musicologica, vol. 13, no. 1 (2021), pp. 140-150 (in Russian). DOI: 10.26156/0M.2021.13.1.007.

Works Qted

[1] Asaf'ev, Boris V. (1979). "Kul'tivirovanie narodnoy pesni v muzyke goroda" ["Cultivation

of folk songs in city music"]. In Boris V. Asaf'ev, Russkaya muzyka XIX i nachala XX veka [Russian music of the 19th and early 20th centuries], ed. by Elena M. Orlova. Leningrad, pp. 100-110.

[2] Mekhnetsov Anatoliy M., Ivanova Tatyana G. & Lobkova Galina V. (2005). "Istoriya

fol'kloristiki i etnomuzykologii" ["History of folklore and ethnomusicology"]. In Etnomuzykologiya: Spetsial'nost' 070112 (054000) : Primernye programmy distsiplin. Gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart. Primernyy uchebnyy plan. Trebovaniya k materialno-tekhnicheskomu obespecheniyu [Ethnomusicology: Specialty 070112 (054000) : Sample programs of disciplines. State educational standard. Approximate curriculum. Logistics requirements] : Collection of teaching materials and normative documents, scientific. ed. Anatoliy M. Mekhnetsov, Irina S. Popova. St. Petersburg : Shaton, pp. 315-348.

[3] Nekrylova, Anna F. (2020). "Skazki, zapisannye Pushkinym, v kontekste severo-zapadnoy

skazochnoy traditsii" ["Tales recorded by Pushkin, in the context of the northwestern fairytale tradition"]. In Musicus, no. 1 (61) (2020), pp. 59-62.

[4] Podrezova, Svetlana V. (2018). "Shtrikhi k portretu kompozitora i sobiratelya narodnykh

pesen Alekseya Pavlovicha Aristova (1862-1910)" ["Outlines for the portrait of the composer and collector of folk songs Alexei Pavlovich Aristov (1862-1910)"]. In Iz istorii russkoy fol'kloristiki [From the history of Russian folklore]. Iss. 11. St. Petersburg, pp. 123-157.

© Anna F. Nekrylova, 2021

About the Author

Nekrylova, Anna Fedorovna

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5956-7330 SPIN-KOH: 6657-8871 e-mail: nekrylova@mail.ru

PhD (Arts, 1973), Researcher of the Department of Russian Folklore at the Institute of Russian Literature (Pushkinskij Dom), Russian Academy of Sciences 4 Makarova Embankment, St. Petersburg 199034, Russia

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.