Редькова, Евгения Сергеевна ORCID: 0000-0003-4073-3308 SPIN-код: 2119-5522 e-mail: [email protected] Кандидат искусствоведения, доцент кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. 190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2А
Evgenia S. Redkova
ORCID: 0000-0003-4073-3308 SPIN-code: 2119-5522 e-mail: [email protected] PhD (Arts), Associate Professor at the Department of Ethnomusicology at the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory.
2A Glinki str., St. Petersburg 190068, Russia
Из истории первых экспедиций Этнографического кабинета Ленинградской консерватории
Статья посвящена первым экспедициям Музыкально-этнографического кабинета Ленинградской консерватории 1927 и 1928 годов в Закавказье и Узбекистан, организованных Х. С. Кушнарёвым, Е. В. Гиппиусом и З. В. Эвальд. Архивные документы из консерватории и Центрального государственного архива литературы и искусства в сопоставлении со сведениями из Фонограммархива Института русской литературы и опубликованными данными позволяют представить историю формирования одной из крупнейших на тот момент коллекций фонографических записей музыкального фольклора СССР и развития этномузыкологии в консерватории.
Ключевые слова: Музыкально-этнографический кабинет Ленинградской консерватории, Б. В. Асафьев, Х. С. Кушнарёв, Е. В. Гиппиус, З. В. Эвальд, этнографические экспедиции в Армению, Грузию, Узбекистан, Фонограммархив Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук.
УДК 78.072.2 7.071.5 ББК 85.313(2)
To History of the First Expeditions of the Ethnographic Laboratory of the Leningrad Conservatory
The article is devoted to the first expeditions of the Ethnographic laboratory of the Leningrad conservatory of 1927 and 1928 to Transcaucasia and Uzbekistan organized by Ch. S. Kushnarev, E. V. Gippius and Z. V. Ewald. Archival documents from the conservatory and the Central state literature and art archives of St. Petersburg compared to the data from the Fonogramm Archives of the Institute of the Russian literature and the data published allow us to present the history of formation of one of the largest collections of phonographic records of musical folklore of the USSR of that time and development of ethnomusicology at the conservatory.
Keywords: musical and ethnographic office of the Leningrad conservatory, Boris Asaf'yev, Christophor S. Kushnarev, Eugene V. Gippius, Zinaida V. Ewald, ethnographic expeditions to Armenia, Georgia, Uzbekistan, Fonogramm Archive of Institute of the Russian literature (Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences.
DOI: 10.26156/OM.2019.41.3.004
Евгения Редькова
Из истории
первых экспедиций Этнографического кабинета Ленинградской консерватории
Экспедиции второй половины 1920-х годов являются предметом особого внимания исследователей, поскольку их результаты масштабны и во многом определили развитие отечественного этномузыкознания. Немалое значение имела деятельность сотрудников Этнографического кабинета Ленинградской государственной консерватории (далее — ЛГК)1. Обращение к архивным документам позволяет ввести в научный оборот сведения, касающиеся организации экспедиций кабинета2, обстоятельств его создания, задач и результатов работы, проследить связи между научными и учебными организациями Ленинграда.
В автобиографии Е. В. Гиппиуса приводятся следующие сведения: «В Консерватории в 1927 году при поддержке проф[ессора] Б. В. Асафьева организовал музыкально-этнографический кабинет и участвовал в двух его экспедициях
1 В названии кабинета есть разночтения: в документах ЛГК 1927 года используется наименование «Этнографический кабинет», Б. В. Асафьев указывает «Кабинет музыкальной этнографии» [Материалы 1981, 133], в автобиографии и публикации Гиппиуса — «Музыкально-этнографический кабинет» [Архив СПбГК. Д. 62. Л. 124 об. — 125; Гиппиус, 1936]. Одно из первых упоминаний о кабинете в изданиях следующее: «1 марта 1927 года был основан этнографический кабинет, немедленно приступивший к собиранию фонографических записей песен нацменьшинств» [Кремлёв 1938, 124].
2 В статье Гиппиуса [Гиппиус 1936, 405-413] первые экспедиции Музыкально-этнографического кабинета ЛГК получили наиболее полную оценку, см. также: [Иванова 2009, 573, 588; Марченко 2013, 29].
(Закавказье—1927г., Узбекистан—1928г.)»3. Несмотря на однозначность слов Гиппиуса, ответ на вопрос о том, кто основал Этнографический кабинет и возглавлял его, не вполне очевиден, поскольку Гиппиус был студентом Б. В. Асафьева и выполнял функции научного секретаря. Тем не менее, неоспоримыми сегодня являются значительная роль обоих и огромный вклад Х. С. Кушнарёва и З. В. Эвальд.
Первостепенной задачей кабинета было формирование коллекции этнографических записей, поэтому Гиппиус и Эвальд практически сразу приступили к подготовке экспедиции, которая состоялась летом того же года в Закавказье под руководством доцента Кушнарёва при участии Гиппиуса и Эвальд.
Документ от 3 июня 1927 года, адресованный в Отдел высшего образования Главного управления профессионального образования (далее — Главпрофобр), содержит данные, касающиеся первой экспедиции: «Ленинградская государственная консерватория снаряжает по этнографическому кабинету музыкально-научного отделения экспедицию в ЗАКАВКАЗЬЕ, в составе студентов названного отделения—ГИППИУСА Евгения Владимировича и ЭВАЛЬД Зинаиды Викторовны под руководством доцента4 КУШНАРЁВА Христофора Степановича для фонографической записи музыки закавказских народностей и ее изучения в связи с бытом.
Придавая этой экспедиции серьезное научно-художественное значение, в особенности в связи с недавним циркулярным письмом ГЛАВПРОФОБРА, рекомендующим внимательное изучение искусства нацменьшинств и народов ВОСТОКА, правление ЛГК просит ГЛАВПРОФОБР разрешить упомянутую экспедицию и выдать всем ее участникам в скорейшем времени литеры на бесплатный проезд по железнодорожным путям по прилагаемому маршруту, рассматривая экспедицию как производственную практику студентов, нуждающихся в руководстве опытного преподавателя, или же как научную экскурсию.
Срок выезда экспедиции — 20 июля, срок возвращения — 15 сентября.
Маршрут: Ленинград — Караилы, Эривань — Кутаис, Кутаис — Батум, Батум — Тифлис, Тифлис—Ленинград.
Место работы: 1) Озеро Гокчи и 2) район Кутаиса»5.
3 Архив СПбГК. Д. 62. Л. 124 об.— 125. Документ от 29 июня 1940 года.
4 Сведения о занимаемой Кушнарёвым должности расходятся в нескольких документах, но, скорее всего, до июля 1927 — преподаватель по Научно-музыкальному факультету, с июля 1927 — старший ассистент, с ноября 1928 года — доцент, а с декабря 1939 — профессор.
5 Архив СПбГК. Д. 122. Л. 186. См. также: [Чеботарян 1990, 17].
Известно, что к моменту организации экспедиций ЛГК Гиппиусом благодаря работе с В. М. Жирмунским был получен значительный опыт. Кроме того, в 1926 году Гиппиус и Эвальд приняли участие в комплексной экспедиции в Заонежье6 [см.: Дорохова, Пашина 2003, 8] и вскоре после экспедиции заняли «ключевые места в музыкальной фольклористике» [Иванова 2009, 288].
Поездка на Кавказ для Гиппиуса и Эвальд, обладавших навыками экспедиционной работы, была первой. Кушнарёв не имел полевой практики, но прекрасно знал местные традиции, язык и музыкальную культуру'.
Сфера интересов экспедиции и срок работы отражены в документе ЛГК от 16 июля 1927 года: «Ленинградская государственная консерватория согласно распоряжения Главпрофобра направляет музыкально-исследовательскую экспедицию в Закавказскую ССР 8 для изучения крестьянской песни и музыки в автономных Армянской и Грузинской республиках.
Район работ экспедиции намечается: в Армении — область озера Гок-чи, в Грузии — вокруг Кутаиса и Батума. В задачу экспедиции входит: 1) фонографическая запись песни, 2) фотографирование и обмер народных инструментов, 3) учет музыкального быта обследуемых селений, 4) установление контакта с закавказскими центральными и местными краеведческими учреждениями.
Правление Ленинградской государственной консерватории просит все учреждения и организации оказывать возможное содействие в работе, средствах передвижения и отыскании помещений сотрудникам Этнографического кабинета ЛГК, направляемых [sic!] в экспедицию, руководимую
6 У истоков экспедиций на Русский Север, первоначально организованных по линии Государственного института истории искусств (далее — ГИИИ), стоял Асафьев. Программное значение для этномузыкознания имел его доклад «О задачах музыкантов в фольклорных экспедициях», сделанный на Ученом совете ГИИИ в 1925 году после поездки в Прионежье [Материалы 1982, 59; Асафьев 1987, 189-190; Валевская 2001, 145148; Лобкова 2013]. Комплексным экспедициям ГИИИ посвящено немало работ, в контексте настоящей статьи см.: [Иванова 2009; Колпакова 2002; Лапин 2013; Искусство 1927, 1928].
7 Христофор Степанович Кушнарёв жил в Тифлисе, окончил там гимназию и колледж по классу скрипки, в начале 1920-х преподавал в колледже, а затем в Тбилисской консерватории музыкально-теоретические предметы. В 1940-е годы работал в Ереванской консерватории. Ю. Н. Тюлин вспоминает о Кушнарёве как о знатоке армянского фольклора, отмечая, что «в 1927 и 1929 годах он возглавил фольклорные экспедиции по родной Армении. В первой принимали участие наши ленинградские фольклористы Е. В. Гиппиус и З. В. Эвальд, а во второй, вместе с молодыми тогда армянскими композиторами, студентами Ленинградской консерватории — Аро Степаняном и Тиграном Тер-Мартиросяном, участвовал также автор этих строк» [Тюлин 1967, 8].
8 Здесь и далее имеется в виду Закавказская СФСР.
старшим ассистентом Научно-композиторского факультета Х. С. КУШ-НАРЁВА сроком с 1 августа по 15 сентября 1927 года»9.
Начало экспедиции было перенесено с 20 июля на 1 августа, так как Гиппиус и Эвальд одновременно работали в нескольких направлениях, и с 5 июня по 22 июля находились в составе экспедиции ГИИИ на Пинеге.
В статье 1936 года Гиппиус указывает, что первая экспедиция финансировалась Центральным исполнительным комитетом Советской Социалистической Республики Армении [Гиппиус 1936, 411]. Скорее всего, по линии ЛГК решались вопросы обеспечения проезда, поскольку статус студента предполагал льготу. В документе от 14 июня 1927 года указывается, что: «<...> если намеченная Вами экскурсия предусмотрена учебным планом, то Вам разрешается выдать студ[енческие] удостоверения формы № 1 с указанием цели поездки—летняя практика — в порядке применения льготного тарифа № 5»10.
Удостоверения Кушнарёва, Гиппиуса и Эвальд дают представление о направлении работы экспедиции и о статусе ее участников. Старший ассистент ЛГК Кушнарёв указан как начальник экспедиции в Закавказскую СФСрЦ, Эвальд — научный сотрудник Этнографического кабинета — как ее участник". Документы имеют практически идентичное содержание, поэтому приведем текст одного из них: «Дано сие научному секретарю Этнографического кабинета ЛГК Евгению Владимировичу Гиппиусу в том, что он командируется согласно распоряжения Главпрофобра Ленинградской государственной консерватории в Закавказскую ССР для музыкально-исследовательских работ в автономных Армянской и Грузинской республиках»13.
Что касается оценки научно-практических задач экспедиции 1927 года, то они, скорее всего, были определены до основания Этнографического кабинета в ЛГК, а его открытие явилось этапом в достижении более масштабных результатов, связанных с созданием фундаментального собрания звукозаписей музыкального фольклора. Подтверждением является высказывание Гиппиуса, опубликованное в статье 1936 года, посвященной Фонограммархиву Фольклорной секции Института Антропологии, этнографии и археологии Академии наук СССР. Гиппиус отмечает отставание отечественной фольклористики и связывает это с отсутствием музыкально-этнографических записей, паспортизированных в соответствии
9 Архив СПбГК. Д. 122. Л. 189.
1° Архив СПбГК. Д. 122. Л. 187.
11 Документ от 6 июля 1927 года. Архив СПбГК. Д. 122. Л. 188.
12 ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 3706. Л. 12.
13 Удостоверение от 16 июля 1927. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 759. Л. 10.
с современными требованиями, позволяющими обращаться к ним как к научному документу. Для решения этого вопроса был разработан план, согласно которому реализовывались два направления: 1) на базе ГИИИ были организованы выезды на Русский Север [см.: Дорохова, Пашина 2003, 8]; 2) по линии Этнографического кабинета решалась задача фиксации музыкальной культуры народов СССР [см.: Гиппиус 1936, 410]. Для этих целей при участии Асафьева был открыт кабинет ЛГК. При этом Асафьев и Гиппиус имели отношение не только к консерватории, но и к ГИИИ, являясь его сотрудниками, а Гиппиус был также аспирантом Асафьева.
В результате работы экспедиции 1927 года ЛГК были обследованы: гг. Тифлис, Эривань, Ленинакан, селения Молла-Мусса, Алла-Лир Лени-наканского округа; Нор-Баязет, дд. Нижний Аджаман, Золахач, Гезель-дара, с. Еленовка Нор-Баязедского округа (ил. 1)14.
Ил. 1. Карта. Маршрут экспедиции 1927 года Fig. 1. Map. Route of the expedition of 1927
14 Не удалось нанести на карту Алла-Лир, сложности связаны с переименованием на-
селенных пунктов, с проблемой корректности написания названий на русском языке
в Инвентарных книгах Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук (далее — ФА ИРЛИ). В процессе отражения марш-
рута учитывались данные карт 1927 года.
Основная часть привезенных из экспедиции материалов — музыкальный фольклор армян: причитания (похоронные; над побитым градом полем); сказы (например, о происхождении человека); песни колыбельные, детские, трудовые (песни пахоты, молотьбы, за плугом, песни пахаря или «оровелы», пастуха, погонщика волов), плясовые; инструментальная музыка (кеманча, тар, дудук, зурна, бубен и др.)15. Общий объем записей16 — 90 фоноваликов (235 образцов).
Планирование экспедиции 1928 года осуществлялось с учетом деятельности других учреждений". Срок выезда Гиппиуса и Эвальд от ЛГК был скоординирован с мезенской экспедицией, работавшей с 10 июня по 18 июля, в которой они также участвовали. При сравнении удостоверений, выписанных 6 июня 1928 года для проезда в период с 15 июля по 15 октября Кушнарёву, Гиппиусу и Эвальд^, подтверждается, что изначально Кушнарёв направлялся как руководитель экспедиции в Закавказье и Узбекистан от ЛГК по маршруту: Эривань — Баку — Красноводск — Ташкент. Однако 3 августа 1928 года, после возвращения Гиппиуса и Эвальд из мезенской экспедиции, всем были выданы другие документы".
15 Также были выполнены записи от русских сектантов прыгунов (псалмы, лирические песни) и от курдов (причитания, песни, в том числе плясовые, боевые).
16 Сведения приводятся по: ФА ИРЛИ. Инвентарная книга 3. Опись фоноваликов 1021-1530. Возможность работы с описями коллекций и фоноваликов была предоставлена Ю. И. Марченко при подготовке совместного доклада «Ранние звукозаписи Кабинета народного музыкального творчества Ленинградской государственной консерватории в собрании Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук» на Всероссийской научной конференции «Из истории этномузыкологии и фольклористики: традиции, события, судьбы». К 155-летию основания Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и 90-летию открытия Кабинета музыкальной этнографии (СПбГК, 30 сентября 2017). В рамках сообщения Ю. И. Марченко демонстрировались звукозаписи, поступившие из ЛГК в ФА ИРЛИ, архивные документы были представлены автором статьи, выражающим признательность за консультации старшему научному сотруднику Ю. И. Марченко и заведующей Фонограммархивом ИРЛИ, старшему научному сотруднику С. В. Подрезовой.
17 См. обращение проректора по Учебной части ЛГК, профессора А. В. Оссовского к непременному секретарю Всесоюзной Академии наук академику С. Ф. Ольденбур-гу от 21 мая 1928 года, в котором он просит «<...> оказать внимание и выслушать предъявителя сего секретаря этнографического кабинета консерватории Гиппиуса Евгения Владимировича уполномоченного правлением получить предварительные сведения по вопросу о возможности установления контакта между работой этнографического кабинета консерватории и деятельностью этнографических экспедиций, намеченных АН в текущем году». ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 759. Л. 11.
18 ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 759. Л. 12 (удостоверение Гиппиуса); ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 3706. Л. 18 (удостоверение Эвальд); Архив СПбГК. Д. 122. Л. 190 (удостоверение Кушнарёва).
19 В момент выписки первого удостоверения 6 июня 1928 года и до 9 июня 1928 года Гиппиус числился студентом: см. Протокол № 25 п. 7 «об окончании курса Музыкально-
В одном из них указано, что секретарь Этнографического кабинета Гиппиус «командируется в качестве руководителя муз[ыкально]-этн[огра-фической] экспедиции ЛГК в ССР Армении и ССР Узбекистана для исследовательских работ в области музыкальной этнографии и сравнительного музыкознания, фонографических записей для фоноархива ЛГК и установления контактов с музыкально-этнографическими учреждениями и организациями указанных республик»20. Эвальд направляется как младший ассистеш^, а старший ассистент ЛГК Кушнарёв «командируется в качестве руководителя армянской группы, объединенной музыкально-этнографической экспедиции ЛГК, направляющейся в ССР Армении и ССР Узбекистана»22.
Таким образом, произошло уточнение первоначального плана работы, и состав экспедиции разделился на две группы в соответствии с двумя маршрутами. Общее руководство осуществлял Гиппиус (они с Эвальд направились в Узбекистан3), а Кушнарёв возглавлял работу в Армении. Это подтверждается описями Фонограммархива24, из которых следует, что Гиппиус и Эвальд провели сеансы в Бухаре, в кишлаках Кырк, Ко-канд, Хаккюль-аббат Самаркандского округа и записали более 60 валиков (макамь^5, эпос, инструментальная, в том числе профессиональная, музыка). Кушнарёв26 посетил гг. Эривань, Тифлис, Зангезурский округ (с. Герюсы, Караулдж, Караилис, Хынузореск, Базарчай, Кушибелак, Гер-чер, Малишки, Кешишкенд) и зафиксировал песни (в том числе «орове-лы», плясовые, колыбельные), причитания, инструментальные наигрыши (всего 81 валик)27.
научного отделения студентами Зандером и Гиппиусом» [ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 759. Л. 13]. Возможно, что за день до выезда в экспедицию на Мезень Гиппиус просто не успевал оформить удостоверение для проезда с новыми сведениями. Вместе с тем, очевидно, что изменился и общий план работы экспедиции.
20 ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 759. Л. 15.
21 ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 3706. Л. 19.
22 Архив СПбГК. Д. 122. Л. 191.
23 Данная экспедиция также поддерживалась Наркомпросом Узбекистана и Нарком-просом РСФСР [см.: Гиппиус 1936, 411].
24 См. также: [Чеботарян 1990, 17-18].
25 Сведения даны на основе «Каталога коллекций Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН», также см.: [Магид 1936, 418].
26 Гиппиус указывает, что в этой экспедиции принял участие А. А. Тер-Ованнисян (Тер-Оганисян) [Гиппиус 1936, 411], в этот период Тер-Ованнисян работал дирижером Малого оперного театра в Ленинграде. См.: Тер-Ованнисян Арам Артемьевич // [Армянская] энциклопедия фонда «Хайазг», б. г. URL: http://ru.hayazg.info/Тер-Ованнисян_ Арам_Артемьевич (дата обращения: 12.06.2019). Однако данная информация требует дальнейших документальных подтверждений.
27 ФА ИРЛИ. Инвентарная книга 4. Опись фоноваликов 1531-2034.
Материалы первых экспедиций ЛГК хранятся в Фонограммархиве28 (ФА ИРЛИ. Коллекции 36 Б, 37 Б, 38 Б). За ЛГК также числятся записи, выполненные Гиппиусом и Эвальд в 1927-1929 годах стационарно в Ленинграде от студентов башкир, татар, туркменов, киргизов, узбеков, гольдов Центрального института живых восточных языков (ФА ИРЛИ. Коллекции 35 8, 41 8) [см.: Гиппиус 1936, 411]; материалы экспедиции 1930 года В. К. Томилина в Чувашию (ФА ИРЛИ. Коллекция 40 Б); фоновалики экспедиций 1899 года С. Г. Рыбакова в Оренбургской губернии (ФА ИРЛИ. Коллекция 46 Б) и 1911 года С. А. Раппопорта (Ан-ского) в Волынской губернии, которые, возможно, были переданы на хранение как копии (ФА ИРЛИ. Коллекция 45 Б). Подчеркнем, что благодаря усилиям Куш-нарёва особенно масштабно в фонде Музыкально-этнографического кабинета был представлен материал по Закавказью. Наряду с рассмотренными экспедициями состоялись выезды в 1928 году Ш. С. Асланишвили в Грузию (ФА ИРЛИ. Коллекция 39 Б) и в 1929 году Кушнарёва, его коллеги Ю. Н. Тюлина, учеников Т. Г. Тер-Мартиросяна29 и А. Л. Степаняна30 в Армению (ФА ИРЛИ. Коллекция. 37 Б).
Оценивая значение экспедиций ЛГК, отметим два обстоятельства. Во-первых, экспедиции проходили в республиках, находившихся на рубежах страны, изучение культуры народов, их населявших, было стратегически важным, при этом остро стоявший вопрос о нацменьшинствах [см.: Кум-пан 2011] стал основанием для организации работы по изучению музыкального фольклора народов СССР, выполненной на высокопрофессиональном уровне.
Во-вторых, 1920-1930-е годы характеризуются реорганизацией научных учреждений, идеологическим давлением на исследователей, влиянием на проблематику работ. В столь сложном историческом контексте Асафьев и Гиппиус смогли сохранить приоритет научных задач, выработать стратегию, при которой сформированные на базе различных учреждений коллекции стали основой единого архива: «В результате, когда в 1931 году мною был поднят вопрос о создании в системе Академии наук центрального фольклорного фонограммархива и одновременно М. К. Азадовским вопрос о своевременности создания в Академии всесоюзного фольклор-
28 См. также более раннюю опись [Магид 1936, 415-428].
29 В автобиографии Тиграна Георгиевича Тер-Мартиросяна от 26 июня 1940 года указывается: «В 1929 г. участвовал в экспедиции по записи народных песен в районах Армении, часть из которых расшифровал по заказу Этнографического отд[еления] Академии Наук» (Архив СПбГК. Д. 226. Л. 5). Позже, в 1948-1949 годах, заведовал Кабинетом народного музыкального творчества ЛГК.
30 См.: [Степанян 1967, 26; Тигранов 1967, 35].
ного центра, в ГИИИ нами уже была подготовлена мощная база — фонотека, состоящая исключительно из новых записей, сделанных в течение 1926-1930 годов <...>. Количество записанных валиков фонотеки ГИИИ приближалось к 1000 и Музыкально-этнографического кабинета ЛГК — к 500 <...>» [Гиппиус 1936, 411].
В 1920-е годы, в том числе и в экспедициях Музыкально-этнографического кабинета ЛГК, были заложены принципы полевой работы, которые впоследствии развивались и уточнялись: координация деятельности экспедиционных групп со специалистами на местах, запись музыкального фольклора наряду с фиксацией контекста его бытования, внимание к наигрышам, измерение, описание и фотографирование народных инструментов. Линия преемственности связана с именем Ф. А. Рубцова, чье становление как собирателя и фольклориста-исследователя происходило в процессе работы с Гиппиусом и Эвальд в период сотрудничества с Фо-нограммархивом в конце 1930-х годов. В дальнейшем, став преподавателем консерватории, именно Рубцов возобновит регулярную экспедиционную работу на базе Лаборатории народного музыкального творчества с участием студентов и преподавателей, а также подготовку сборников фольклорно-этнографических материалов.
Литература
Асафьев 1987 — Асафьев Б. В. О народной музыке / Сост., вступ. ст. и комм. И. Земцов-
ского и А. Кунанбаевой. Л. : Музыка, 1987. 248 с. Валевская 2001 — Валевская Е. А. Значение наследия Б. В. Асафьева и Ф. А. Рубцова для деятельности фольклористов Петербургской консерватории // Петербургские страницы русской музыкальной культуры / Ред.-сост.: Л. Г. Данько, Т. В. Брослав-ская. СПб. : Ист.-теорет. фак. С.-Петерб. гос. консерватории, 2001. С. 144-156. Гиппиус 1936 — Гиппиус Е. В. Фонограммархив Фольклорной секции Института Антропологии, этнографии и археологии Академии наук СССР // Советский фольклор. 1936. № 4-5. С. 405-413. Дорохова, Пашина 2003 — Дорохова Е. А., Пашина О. А. Жизненный и творческий путь Е. В. Гиппиуса // К 100-летию со дня рождения Е. В. Гиппиуса: Материалы и статьи. М. : Композитор, 2003. С. 7-17. Иванова 2009 — Иванова Т. Г. История русской фольклористики XX века: 1900 — первая половина 1941 г. СПб. : Дмитрий Буланин, 2009. 800 с. Искусство 1927 — Искусство Севера: Заонежье / Гос. ин-т истории искусств. Л. : Академия, 1927. 207 с. (Крестьянское искусство СССР: Сб. секции крестьянского искусства ком. социолог. изучения искусств. Вып. 1). Искусство 1928 — Искусство Севера: Пинежско-Мезенская экспедиция / Гос. ин-т истории искусств. Л. : Академия, 1928. 250 с. (Крестьянское искусство СССР: Сб. секции крестьянского искусства ком. социолог. изучения искусств. Вып. 2).
Колпакова 2002 — Колпакова Н. П. У золотых родников (записки фольклориста) / Подг. текста А. Ф. Некрылова, А. В. Грунтовский, вступ. ст. Е. В. Гусев. СПб. : Русская земля, 2002. 332 с.
Кремлёв 1938 — Кремлёв Ю. А. Ленинградская государственная консерватория (18621937). М. : Музгиз, 1938. 178 с.
Кумпан 2011 — Кумпан К. А. Институт истории искусств на рубеже 1920-х — 1930-х гг. // Институты культуры Ленинграда на переломе от 1920-х к 1930-м годам. ИРЛИ РАН, 2003-2013. URL: http://www.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=lSfRoURS2-k%3d&tabid=10460 (дата обращения: 12.06.2019).
Лобкова 2013 — Лобкова Г. В. Из истории отечественной этномузыкологии: вклад Б. В. Асафьева в становление санкт-петербургской музыкально-этнографической школы // Народная традиционная культура в образовательных программах и научных исследованиях : Сборник материалов Всероссийских конференций 20082010 годов. СПб. : Издательство Политехнического университета, 2013. С. 9-21.
Магид 1936 — Магид С. Д. Список собраний Фонограммархива фольклорной секции ИАЭ АН СССР // Советский фольклор. 1936. № 4-5. С. 415-428.
Марченко 2013 — Марченко Ю. И. Фонографические записи экспедиций ГИИИ в собрании Фонограммархива Пушкинского Дома // Временник Зубовского института. Вып. 11: Фольклористика в Зубовском институте. СПб. : Российский институт истории искусств, 2013. С. 28-32.
Материалы 1981 — Материалы к биографии Б. В. Асафьева / Сост., вступ. ст. и комм. А. Н. Крюкова. Л. : Музыка, 1981. 264 с.
Степанян 1967 — Степанян А. Заветное имя // Кушнарёв Х. С. Статьи. Воспоминания. Материалы / Ред.-сост., авт. вступ. ст. Ю. Н. Тюлин; Ленингр. Ордена Ленина консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; Ин-т искусств АН Арм. ССР. М. ; Л. : Музыка, 1967. С. 25-28.
Тигранов 1967 — Тигранов Г. Г. Замечательный человек и музыкант // Кушнарёв Х. С. Статьи. Воспоминания. Материалы / Ред.-сост., авт. вступ. ст. Ю. Н. Тюлин; Ле-нингр. Ордена Ленина консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; Ин-т искусств АН Арм. ССР. М. ; Л. : Музыка, 1967. С. 32-37.
Тюлин 1967 — Тюлин Ю. Н. Кушнарёв Христофор Степанович // Кушнарёв Х. С. Статьи. Воспоминания. Материалы / Ред.-сост., авт. вступ. ст. Ю. Н. Тюлин; Ленингр. Ордена Ленина консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; Ин-т искусств АН Арм. ССР. М. ; Л. : Музыка, 1967. С. 3-9.
Чеботарян 1990 — Чеботарян Г. M. X. С. Кушнарёв: Очерк жизни и творчества: К 100-летию со дня рождения. Л. : Советский композитор, 1990. 88 с.
References
Asaf'ev B. V. (1987) O narodnoj muzyke [About Folk Music]. Sost., vstup. st. i komm. I. Zemtsovskogo i A. Kunanbaevoj. Leningrad : Muzyka. 248 p. In Russian.
Valevskaya E. A. (2001) Znachenie naslediya B. V. Asaf'eva i F. A. Rubtsova dlya deyatel'nosti fol'kloristov Peterburgskoj konservatorii [Value of Asafyev's and Rubtsov's heritage for activity of specialists in folklore of the St. Petersburg conservatory]. In: Peterburgskie
stranitsy russkoj muzykal'noj kul'tury [St. Petersburg pages of the Russian musical culture]. Red.-sost.: L. G. Dan'ko, T. V. Broslavskaya. St. Petersburg: Ist.-teoret. fak. St.-Peterb. gos. konservatorii. P. 144-156. In Russian.
Gippius E. V. (1936) Fonogrammarhiv Fol'klornoj sektsii Instituta Antropologii, etnografii i arheologii Akademii nauk SSSR [The Phonogrammarchive of the Folklore section of Institute of Anthropology, ethnography and archeology of Academy of Sciences of the USSR]. In: Sovetskij fol'klor. 1936. № 4-5. P. 405-413. In Russian.
Dorohova E. A., Pashina O. A. (2003) Zhiznennyj i tvorcheskij put' E. V. Gippiusa [Course of life and career of E. V. Gippius]. In: K 100-letiyu so dnya rozhdeniya E. V. Gippiusa: Materialy i stat'i [To the 100 anniversary since the birth of E. V. Gippius: Materials and articles]. Moscow : Kompozitor. P. 7-17. In Russian.
Ivanova T. G. (2009) Istoriya russkoj fol'kloristiki XX veka: 1900 — pervaya polovina 1941 g. [History of the Russian folklore studies of the 20th century: 1900 — the first half 1941st]. St. Petersburg : Dmitrij Bulanin. 800 p. In Russian.
Iskusstvo (1927) Iskusstvo Severa: Zaonezh'e [Art ofthe North: Zaonezhye]. Gosudarstvennyi institut istorii iskusstv. Leningrad : Akademiya. 207 p. (In the series: Krest'yanskoe iskusstvo SSSR: Sb. sektsii krest'yanskogo iskusstva kom. sotsiolog. izucheniya iskusstv. Vyp. 1. [Country art of the USSR: Collected works of section of country art of committee of sociological studying of arts. Iss. 1]. In Russian.
Iskusstvo (1928) Iskusstvo Severa: Pinezhsko-Mezenskaya ekspeditsiya [Art of the North: Pinega and Mezen expedition] / Gosudarstvennyi institut istorii iskusstv. Leningrad : Akademiya. 250 p. (In the series: Krest'yanskoe iskusstvo SSSR : Sb. sektsii krest'yanskogo iskusstva kom. sotsiolog. izucheniya iskusstv. Vyp. 2. [Country art of the USSR : Collected works of section of country art of committee of sociological studying of arts. Iss. 2]. In Russian.
Kolpakova N. P. (2002) U zolotyh rodnikov (zapiski fol'klorista) [At gold springs (the specialist in folklore notes)]. Podg. teksta A. F. Nekrylova, A. V. Gruntovskiy, vst. st. E. V. Gusev. St. Petersburg : Russkaya zemlya. 332 p. In Russian.
Kremlev Yu. A. (1938) Leningradskaya gosudarstvennaya konservatoriya (1862-1937) [Leningrad state conservatory (1862-1937)]. Moscow : Muzgiz. 178 p. In Russian.
Kumpan K. A. (2011) Institut istorii iskusstv na rubezhe 1920-kh — 1930-kh gg. [Institute of art history at a boundary of the 1920th — the 1930th]. In: Instituty kul'tury Leningrada na perelome ot 1920-kh k 1930-m godam [Institutes of culture of Leningrad on a change here the 1920th by 1930th years]. [Elektronnoe izdanie]. Institut russkoi literatury Rossiiskoi akademii nauk (IRLI RAN), 2003-2013. URL: http://www.pushkinskijdom.ru /Link-Click.aspx?fileticket=lSfRoURS2-k%3d&tabid= 10460 (date of the address: 12.06.2019). In Russian.
Lobkova G. V. (2013) Iz istorii otechestvennoj etnomuzykologii: Vklad B. V. Asaf'eva v sta-novlenie sankt-peterburgskoj muzykal'no-etnograficheskoj shkoly [From the history of domestic ethnomusicology: The Contribution of B. V. Asafiev to the formation of the St. Petersburg Ethnomusicologal School]. In: Narodnaya tradicionnaya kul'tura v obra-zovatel'nyh programmah i nauchnyh issledovaniyah : Sbornik materialov Vserossijskih konferencij 2008-2010 godov [Folk traditional culture in educational programs and research : Collection of materials of the Russian conferences of 2008-2010th]. St-Peters-burg : Izdatel'stvo Politekhnicheskogo universiteta. P. 9-21. In Russian.
Magid S. D. (1936) Spisok sobranij Fonogrammarhiva fol'klornoj sektsii IAE AN SSSR [List of Phonogrammarchive's collections of Folklore section of Institute of Anthropology and ethnography of Academy of Sciences of the USSR]. In: Sovetskij fol'klor. 1936. № 4-5. P. 415-428. In Russian.
Marchenko Yu. I. (2013) Fonograficheskie zapisi ekspeditsij Gosudarstvennogo instituta istorii iskusstv (GIII) v sobranii Fonogrammarhiva Pushkinskogo Doma [Phonographic records of expeditions of the State institute of art history in Phonogrammarchive's collections of Pushkin House]. In: Vremennik Zubovskogo instituta. Vyp. 11: Fol'kloristika v Zubovskom institute [Vremennik of Zubov Institute. Iss. 11: Folklore studies at Zubov institute]. St. Petersburg : Rossijskij institut istorii iskusstv. P. 28-32. In Russian.
Materialy (1981) Materialy k biografii B. V Asaf'eva [Materials to B. V. Asafyev's biography]. Sost., vstup. st. i komm. A. N. Kryukova. Leningrad : Muzyka. 264 p. In Russian.
Stepanyan A. (1967) Zavetnoe imya [Sacramental name]. In: Kushnarev Ch. S. Stat'i. Vospomi-naniya. Materialy [Articles. Memoirs. Materials] / Red.-sost., avt. vstup. st. Yu. N. Tyulin ; Leningr. Ordena Lenina konservatoriya im. N. A. Rimskogo-Korsakova ; In-t iskusstv AN Arm. SSR. Moscow ; Leningrad : Muzyka. P. 25-28. In Russian.
Tigranov G. G. (1967) Zamechatel'nyj chelovek i muzykant [Remarkable man and musician]. In: Kushnarev Ch. S. Stat'i. Vospominaniya. Materialy [Articles. Memoirs. Materials] / Red.-sost., avt. vstup. st. Yu. N. Tyulin ; Leningr. Ordena Lenina konservatoriya im. N. A. Rimskogo-Korsakova ; In-t iskusstv AN Arm. SSR. Moscow ; Leningrad : Mu-zyka. P. 32-37. In Russian.
Tyulin Yu. N. (1967) Kushnarev Christofor Stepanovich. In: Kushnarev Ch. S. Stat'i. Vospominaniya. Materialy [Articles. Memoirs. Materials] / Red.-sost., avt. vstup. st. Yu. N. Tyulin ; Leningr. Ordena Lenina konservatoriya im. N. A. Rimskogo-Korsakova ; In-t iskusstv AN Arm. SSR. Moscow ; Leningrad : Muzyka. P. 3-9. In Russian.
Chebotaryan G. M. (1990) Ch. S. Kushnarev: Ocherk zhizni i tvorchestva: K 100-letiyu so dnya rozhdeniya [Ch. S. Kushnarev: Sketch of life and creativity: To the 100 anniversary since birth]. Leningrad : Sovetskij kompozitor. 88 p. In Russian.
Сведения об авторах
Contributors to this issue
Александрова, Антонина Сергеевна окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Рим-ского-Корсакова как музыковед (2003), в 1999-2016 преподавала теорию музыки в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова. В настоящее время является аспиранткой Санкт-Петербургской консерватории (научный руководитель — профессор Е. В. Титова); тема диссертационного исследования «Современные проблемы нотации: аспекты изучения и практического освоения».
Васильев, Юрий Вячеславович — кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных. В 1978 году под руководством профессора Е. А. Ручьевской окончил Ленинградскую консерваторию, в 1985 — аспирантуру. В 1987 защитил кандидатскую диссертацию «Становление художественного текста в творчестве П. И. Чайковского (на материале рукописей произведений 1890-х годов)». С 1994 года работает в РАМ имени Гне-синых. Круг основных научных интересов: русская музыка XIX — начала XX столетий, проблемы источниковедения и текстологии.
Зайцева, Татьяна Андреевна — доктор искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Пианистка и музыковед, награждена орденом Милия Балакирева (№ 1), медалью к 300-летию Санкт-Петербурга, медалью ордена «За заслуги перед отечеством» II степени. Сфера научных интересов — история петербургской композиторской (М. А. Балакирев, А. К. Лядов, С. М. Ляпунов, С. М. Слонимский)
Antonina S. Aleksandrova graduated from the St. Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory as a musicologist (2003), in 1999-2016 she had been teaching at the St. Petersburg Rimsky-Korsakov Music College, Department of Music Theory. Currently A. Aleksandrova is a postgraduate student at the St. Petersburg Conservatory doing her thesis under professor Elena V. Titova; the theme of the project is "The contemporary problems of notation: the aspects of research and practical implementation".
Yuriy V. Vasilyev is an Associate Professor at the Department of Music History at the Gnessins Russian Academy of Music. In 1978 he graduated from the Leningrad Conservatory, where he studied under the supervision of professor Ekaterina A. Ruchievskaya, in 1985 — from the postgraduate program. In 1987 he defended his PhD thesis "The formation of a literary text in the works of P. I. Tchaikovsky (based on the manuscripts of his 1890s' works)". Since 1994 he has been working at the Gnessins Russian Academy of Music. His main scientific interests encompass Russian music of the XIX — early XX centuries and the problems of source studies and textology.
Tatiana A. Zaytseva — Doctor of Art History, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Professor at the St. Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory. Pianist and musicologist, awarded the Order of Miliy Balakirev (No. 1), a medal to the 300th anniversary of St. Petersburg, a medal of the Order of the Merit for the Motherland of the II degree. Her areas of interest are the history of the Petersburg composer (M. A. Balakirev, A. K. Lyadov, S. M. Lyapu-nov, S. M. Slonimsky) and the performing school (N. I. Golubovskaya, V. V. Nielsen).
и исполнительской школ (Н. И. Голубов-ская, В. В. Нильсен). Автор 7 монографий, редактор-составитель 12 сборников научных статей и материалов, которые сложились в серию «Музыкальный Петербург: прошлое и настоящее». Ее научные работы (всего более 200) неоднократно получали поддержку РГНФ и РФФИ.
Ильюшкина, Вероника Алексеевна — музыковед, переводчик, редактор, выпускница музыковедческого факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (2018). В настоящее время работает над кандидатской диссертацией в аспирантуре Российского института истории искусств под руководством профессора Л. Г. Ковнацкой. Среди научных интересов — культурология, история английской и американской литературы и музыки, история мировой литературы XX века, художественный перевод.
Махрова, Элла Васильевна — кандидат искусствоведения, доктор культурологии, профессор. В 1977 году окончила теоретико-композиторский факультет, в 1983 — аспирантуру Ленинградской консерватории. В 1990 защитила кандидатскую диссертацию, в 1999 — докторскую диссертацию. С 1990 по 2013 год работала в Российском государственном педагогическом институте, в 2008-2013 — заведующая кафедрой художественного образования и музейной педагогики. С 2014 года является заведующей кафедрой философии, истории и теории искусства Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Член Союза театральных деятелей России. На протяжении многих лет вела активную деятельность в области международного культурного сотрудничества (сотрудничество с фестивалем «Камерная опера в замке Райнсберг», с Международным Вагнеровским союзом,
She is the author of 7 monographs, scientific editor and compiler of 12 collections of scientific articles and materials, which were compiled into the series "Musical Petersburg: Past and Present". Her published works (more than 200 in total) have repeatedly received support from the Russian Humanitarian Science Foundation and the Russian Foundation for Basic Research.
Veronica A. Ilyushkina is a musicologist, translator and editor. In 2018 she graduated from the St. Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, where she studied at the Department of Musicology. She is currently doing a PhD thesis at the Russian Institute for the History of the Arts under Professor Liudmila Kovnatskaya. Her research interests include cultural studies, the history of English and American literature and music, the history of world literature of 20th century and the literary translation.
Ella V. Makhrova is PhD (Arts), Doctor of Cultural Studies, Professor. In 1955 she graduated from the Faculty of Theory and Composition and in 1983 — postgraduate studies at the Leningrad Conservatory. In 1990 she defended her PhD thesis, in 1999 — doctoral dissertation. From 1990 to 2013 worked at the Russian state pedagogical university, in 2008-2013 — as a head of Department of art education and museum pedagogics. Since 2014 she is the head of Department of philosophy, history and the theory of art at the Vaganova Ballet Academy. Member of the Theatre Union of Russia. For many years she was developing international cultural relations (cooperation with the «Chamber Opera in the Rheinsberg Castle» festival, with the International Wagner union, with Goethe Institute of St. Petersburg). She is also the author of monographic works («Opera theatre in the culture of Germany of the second half of the XX century», 1998; «S. Gaudasinsky.
с Гёте институтом в Санкт-Петербурге). Автор монографических работ («Оперный театр в культуре Германии второй половины ХХ века», 1998; «С. Гаудасинский. Штрихи к портрету», 2007), статей в научных сборниках и периодике, учебно-методических изданий. Научный руководитель кандидатских и докторских диссертаций. Область научных интересов: музыкальный театр, художественное образование, проблемы развития современной художественной культуры.
Михеева, Марина Владимировна — ведущий специалист по издательской деятельности редакционно-издательского отдела Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Кор-сакова. В 2006 году окончила музыковедческий факультет Санкт-Петербургской консерватории. В 2011 защитила кандидатскую диссертацию «Архив С. В. Рахманинова в Петербурге как источник изучения творчества и биографии композитора» (научный руководитель — Т. З. Сквир-ская). Сфера научных интересов — источниковедение и текстология; русская музыкальная культура ХХ века. С 2006 по 2018 год — заведующая сектором редких изданий Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории.
Редькова, Евгения Сергеевна — кандидат искусствоведения, доцент кафедры эт-номузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, музыковед, этномузыколог. Участвовала в работе более 25 фольклорных экспедиций в Архангельскую, Вологодскую, Кировскую, Псковскую, Смоленскую, Тверскую области и Сибирь. Сфера научных интересов связана с историей этномузыкологии, источниковедением и текстологией, изучением детского музыкального фольклора, введением образцов традиционной музы-
Strokes to a portrait», 2007), articles in scientific collections and the periodical press, educational and methodical editions, the research supervisor of master's and doctoral dissertations. Areas of her scientific interests: musical theatre, art education, problems of development of modern art and culture.
Marina V. Mikheeva is a Leading Specialist in Publishing at the Editorial and Publishing Department at the St. Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory. In 2006 she graduated from the Musicology Faculty of the St. Petersburg Conservatory. In 2011 she defended her PhD thesis on Sergei Rachmaninoff's creative archive in St. Petersburg (under Associate Professor T. Skvirskaya). The sphere of her scientific interests includes textology, Russian musical culture of the 20th century. From 2006 to 2018 Mikheeva worked as Head of the Rare Edition Sector at the Scientific Musical Library at the Saint Petersburg Conservatory.
Evgenia S. Redkova is PhD (Arts), an Associate Professor at the Department of Ethno-musicology at the St. Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, musicologist, ethnomusicologist. She participated in and led the research groups of more than 25 folk-ethnographic expeditions to Arkhangelsk, Vologda, Tver, Pskov, Smolensk, Kirov regions, as well as Siberia. The sphere of scientific interests is connected with the history of ethnomusicology and textology, studying of children's musical folklore, introduction of examples of traditional musical culture in education and modern concert practice.
кальной культуры в образование и современную концертную практику. Автор научных и учебно-методических публикаций (более 20); исполнитель и научный руководитель проектов по грантам Российского гуманитарного научного фонда. Принимала участие в подготовке коллективных научных публикаций: «Народная традиционная культура Псковской области: Обзор экспедиционных материалов из научных фондов Фольклорно-этнографического центра» (2002), «Народная традиционная культура Вологодской области» (2005).
Романова, Елена Викторовна — доцент кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения. Окончила теоретико-композиторский факультет Санкт-Петербургской консерватории в 1994 году как музыковед (класс Р. Г. Лаула). В 1998 году защитила кандидатскую диссертацию «Классицистские и романтические тенденции в творчестве Роберта Шумана позднего периода (на примере жанра симфонии)». С 1994 года работает на кафедре теории музыки Санкт-Петербургской консерватории, где преподает сольфеджио, гармонию и анализ музыкальных произведений. Автор научных статей и методических пособий.
Redkova is an author of scientific, educational and methodical publications (more than 20); the performer and the research supervisor of projects supported by the Russian humanitarian scientific fund. She took part in collective monographs, such as "Folk traditional culture of the Pskov region" (2002), "Folk Traditional Culture of the Vologda Region" (2005).
Elena V. Romanova is an Associate Professor, Theory of Music Department, St. Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, PhD (Arts). She graduated from the Department of Theory and Composition of the St. Petersburg Conservatory in 1994 as a musicologist (class of R. G. Laul). In 1998, she defended her thesis "Classical and Romantic Trends in the Work of Robert Schumann of the Later Period (using the example of the symphony genre)". Since 1994 she has been working at the Department of Music Theory at the St. Petersburg Conservatory, where she teaches solfeggio, harmony and analysis of musical works. The author of scientific articles and manuals.
opera musicologica
научный журнал Санкт-Петербургской консерватории №3 [41], 2019
Подписано в печать 15.09.2019. Формат 70x100 VW Печ. л. 5,8. Бумага офсетная. Печать цифровая. Тираж 100 экз. Заказ
Отпечатано в типографии ООО «Амирит» 410004 Саратов, ул. Чернышевского, д. 88, литера У тел.: 8 (8452) 24-86-33 e-mail: [email protected]