40. SA YNAA. Ibid. File 54. Sh. 18.
41. See: Volzhanina E. A. Vliyanie naselyonnyh punktov na tradicionnye kochevye marshruty yamal'skih nencev v pervoj treti XX v. [Influence of settlements on traditional nomadic routes of the Yamal Nenets in the first third of XX century] // Vestnik arheologii, antropologii i ehtnografii - Herald of archaeology, anthropology and ethnography. 2013, No. 4, pp. 100-110.
42. SA YNAA. Ibid. File 8. Sh. 104.
43. Ibid. File 49. Sh. 49.
44. Ibid. Sh. 56.
45. Ibid. File 83. Sh. 38.
46. Ibid. F. 28. Sh. 1. File 8. Sh. 27.
47. Ibid. Sh. 28-28 turn.
48. Ibid. F. 12. Sh. 1. File 15. Sh. 21.
49. Ibid. Sh. 32.
50. Ibid. Sh. 27.
51. Ibid. Sh. 13-25.
52. Ibid. Sh. 37-98.
53. Ibid. Sh. 101.
54. Ibid. Sh. 70, 92.
55. Ibid. Sh. 98.
56. Ibid. Sh. 107.
57. Ibid. Sh. 113.
58. Ibid. File 75. Sh. 36.
59. Ibid. File 15.
УДК 272.5
В. В. Лобанов
К биографии бывшего обновленческого «архиепископа»
Андрея Расторгуева
Статья посвящена личности бывшего обновленческого «архиепископа» Андрея Расторгуева. В научный оборот вводятся новые архивные материалы.
The article is devoted to the personality of the former renovationist "Archbishop" Andrei Rastorguyev. In the scientific circulation introduced new archival materials.
Ключевые слова: Русская православная церковь, «обновленческий» раскол, А. И. Расторгуев, Центральный государственный архив города Москвы.
Keywords: Russian Orthodox Church, the Renovationist schism, A. I. Rastorguev, the Central state archive of Moscow.
Тема «обновленческого» раскола в Русской православной церкви (1922-1946 гг.) в последние годы по-прежнему продолжает привлекать внимание исследователей [1]. Одним из аспектов проблемы являются поиск и публикация биографических сведений о деятелях обновленчества и расширение тем самым источниковой базы по истории обновленческого движения.
О бывшем обновленческом «архиепископе» Андрее Ивановиче Расторгуеве (1894-1970) известно относительно немного. Основную биографическую информацию о нем можно почерпнуть из «Каталога русских архиереев-обновленцев» митрополита Мануила (Лемешевско-го), третья редакция которого опубликована И. В. Соловьевым (ныне священник) в упомянутом сборнике «"Обновленческий" раскол» с редакционными дополнениями на основе базы данных Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ), а также кафедры информатики и Отдела новейшей церковной истории ПСТБИ, ныне Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ).
© Лобанов В. В., 2014
Согласно этому источнику, А. И. Расторгуев родился в 1894 г., в 1914 г. окончил Симбирскую духовную семинарию (по другим данным - Калужскую духовную семинарию) и два курса Московской духовной академии. В 1917 г. был мобилизован в армию и с того же года священствовал в Симбирской епархии. В 1922-1923 гг. уклонился в «обновленческий» раскол. В 1928 г., будучи женат, рукоположен в епископа в Самаре. С 1929 г. - обновленческий «епископ» Сызранский, викарий Самарской (Куйбышевской) епархии, 1 апреля 1931 г. возведении в сан «архиепископа». С апреля 1935 г. - «архиепископ» Александровский, викарий Ивановской митрополии. В сентябре 1935 г. уволен от управления Александровской епархией якобы ввиду выяснившейся неспособности управлять епархиальными делами и назначен настоятелем собора в Орехово-Зуеве Московской обновленческой епархии. С 9 декабря 1936 г. - «архиепископ» Калужский и Боровский. В 1939 г. осужден за неуплату налогов к принудительным работам, а с февраля 1941 г. уволен за штат и исключен из списков обновленческих иерархов. Однако с 7 января 1943 г. вновь назначен «архиепископом» Ульяновским и Мелекесским, с 5 апреля 1943 г. - «архиепископ» Звенигородский, временно управляющий обновленческой Московской епархией.
В том же 1943 г. А. И. Расторгуев принес покаяние, был принят в сане протоиерея и назначен настоятелем Воскресенского храма в Сокольниках. В 1944 г. награжден митрой и зачислен в число преподавателей Богословского института по древнееврейскому языку [2].
По данным ПСТГУ, в 1951-1954 гг. служил в Берлинской епархии, затем вновь настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках, член Учебного комитета Св. Синода. Скончался в Москве 22 февраля 1970 г. [3]
Также, согласно базе данных ПСТГУ, А. И. Расторгуев прервал учебу в МДА все же не в 1917-м, а в 1918 г., будучи призванным на военную службу. Служил в должности полкового священника в Уфимском полку и священником в Покровском соборе г. Сенгилея Симбирской губернии (1918 г.). 18 марта 1918 г. был арестован с обвинением в «отказе содействовать советской власти». До 1922 г. был возведен в сан протоиерея, тогда же уклонился в «обновленческий» раскол [4].
Известно также, что А. И. Расторгуев участвовал 18 апреля 1943 г. в последней обновленческой хиротонии «епископа» Сергия Румянцева [5]. А уже спустя несколько месяцев, согласно докладной записке председателя Совета по делам Русской православной церкви Г. Г. Карпова И. В. Сталину от 12 октября 1943 г. [6], в которой оцениваются перспективы обновленчества в связи с избранием патриархом владыки Сергия (Страгородского), Расторгуев обращался к настоятелю патриаршей церкви на Пятницком кладбище с просьбой принять его в качестве второго священника. 21 декабря 1943 г. «архиепископ» Андрей Расторгуев со всем причтом храма Воскресения Христова в Сокольниках перешел в юрисдикцию Патриарха Сергия [7].
Вместе с тем в фонде Уполномоченного Совета по делам религий при Совмине СССР (1943-1991 гг.) (Центр хранения документов после 1917 г. Центрального государственного архива города Москвы - ЦГА Москвы (бывший ЦАГМ). Ф. 3004) сохранились сведения, позволяющие уточнить и дополнить биографию бывшего обновленческого иерарха [8].
Так, мы узнаем, что Андрей Иванович Расторгуев действительно родился в 1894 г., в г. Сенгилей Ульяновской области (тогда Симбирской губернии. - В. Л.) в семье мещан. В 1908 г. окончил Симбирское духовное училище, а в 1914 г. - Симбирскую духовную семинарию. В Московской духовной академии учился три года, с 1914 г. по 1917 г. 19 июля 1917 г. женился на Екатерине Петровне Петровской, а через месяц, 19 июля 1917 г., рукоположен во священники. С 1917 г. по 1918 г. юнкер, прапорщик и военный священник 106-го Уфимского полка действующей армии. С 1918 г. по 1922 г. - священник Покровского собора г. Сенгилей Ульяновской обл., а с 1922 г. по 1925 г. - священник Димитриевской церкви с. Горюшка Ульяновской обл.
Далее в документе указано: с 1925 г. по 1935 г. - обновленческий архиерей в Покровском соборе г. Сызрани Куйбышевской обл., а с 1935 г. по 1941 г. - в городах Александрове, Орехово-Зуеве и Калуге. Эти данные несколько отличаются от сведений митрополита Ма-нуила (Лемешевского), утверждавшего, что А. И. Расторгуев рукоположен в обновленческого епископа только в 1928 г. Подтверждается его служба в Сызрани до 1935 г. и дальнейшие места служения, однако сообщается, что он был осужден не в 1939 г., а в 1941 г. Отбывал наказание в трудовом лагере с 1941 г. по 1942 г., с 1942 г. по 1943 г. - безработный. Указано также, что после покаяния воссоединен в сане протоиерея, который он имел до отпадения в 72
раскол. С 1943 г. - протоиерей - настоятель Воскресенского храма в Сокольниках. Награжден медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны».
В деле также содержатся: характеристика благочинного, протоиерея Д. Преображенского, согласно которой «протоиерей Андрей Расторгуев весьма культурный, ревностный проповедник и строго-уставный настоятель. Весьма внимательный и опытный воспитатель молодого поколения духовенства. Строго выдержанный и корректный, как по отношению к духовенству, так и ко всем прихожанам», и краткая информация священника Гришина от 13 ноября 1961 г., характеризующая, в том числе, личность о. А. Расторгуева. Приведем этот документ полностью.
«12 числа 1961 г. епископ Антоний служил литургию в Сокольниках. После богослужения настоятель собора протоиерей Андрей Расторгуев пригласил нас на чашку чая. За столом присутствовали епископ Антоний, протоиерей Расторгуев. Происходила беседа. Протоиерей Расторгуев похвалил епископа за проповедь, а потом сказал, что у них в храме служит архиепископ Никодим и что он никогда не говорит проповедей. "Я, - продолжал Расторгуев, - получил массу жалоб от прихожан на архиепископа Никодима из-за этого. Когда я был в Берлине, - говорил протоиерей Расторгуев, - то никогда не занимался политикой и поэтому привлек в храм много прихожан. В то время в Берлине был А. Ф. Шишкин, который политику ставил выше всего. Бывало, - продолжал протоиерей Расторгуев, - прочитает Шишкин часы и выйдет из собора, соберет около себя толпу и доказывает этой толпе, что обязательно надо молиться за Советскую власть.
Однажды, - продолжал протоиерей Расторгуев, - он остался ночевать в соборе и вот слышу, что происходит какая-то возня в прихожей. Выхожу и вижу, как Шишкин прижал в угол какого-то человека и доказывает ему, что надо молиться за Советскую власть. Я, - говорил протоиерей Расторгуев, - посмотрел на этого человека, которого почти убедил Шишкин, как это он всегда делает, и узнал его. Это перешедший из лютеран барон Штатольнберг.
Вечером, кода я возвращался в Восточный Берлин электричкой, то со мной ехал этот барон. Он был очень расстроен и сожалел, что перешел в православие, и я его с трудом убедил, чтобы он остался у нас. Так что видите на этом примере, как влияет политика на верующих из новообращенных. Как будто Советская власть нуждается в молитве какого-то барона", - заключил Расторгуев.
Я лично, когда мы возвращались из Сокольников, сказал епископу Антонию, что Расторгуев - бывший архиепископ обновленческой церкви (о чем епископ Антоний знал раньше), что он покаялся, но в душе остался тем же, и поэтому он не любит архиепископа Никодима и превозносит свои заслуги. Епископ Антоний согласился со мной» [9].
Кроме протоиерея А. Расторгуева здесь упомянут ряд известных персоналий.
Епископ Антоний - это, вероятнее всего, будущий митрополит Сурожский и Патриарший экзарх Западной Европы высокопреосвященный Антоний (Блум) (1914-2003), других епископов с именем Антоний в Русской православной церкви в 1961 г. не было [10]. Далее речь идет о не менее яркой фигуре - митрополите Никодиме (Ротове) (1929-1978), тогда архиепископе Ярославском и Ростовском, с июня 1960 г. - председателе Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата.
Незаурядна и личность (бывшего обновленца!) ответственного сотрудника Московской патриархии А. Ф. Шишкина (1897-1965). Он окончил 4 класса Екатеринбургской духовной семинарии и историко-филологический факультет Пермского университета, служил в Красной армии. В 1920-е гг. уклонился в раскол и в середине 1930-х гг. был секретарем обновленческого «митрополита» Николая Платонова, затем занимал ряд должностей в обновленческих церковных структурах, в частности являлся ктитором последнего храма обновленцев в Ленинграде - Спасо-Преображенского собора. В 1944 г. возвратился в патриаршую Церковь. Преподавал в Ленинградской духовной академии, в начале 1950-х гг. - редактор журнала «Голос Православия» в Берлине, ответственный редактор «Журнала Московской патриархии» (1960-1961 гг.), в 1961 г. был избран членом ЦК Всемирного Совета Церквей.
Учитывая особенности биографии А. Ф. Шишкина, его активную вовлеченность в цер-ковно-политическую деятельность, описанный эпизод с его участием становится вполне понятным. Труднее сделать выводы, на основании изложенного священником Гришиным, о личных качествах о. Андрея Расторгуева. По сути, это может быть лишь субъективная оценка клирика, которую, тем не менее, следует принять к сведению.
Об А. И. Расторгуеве упоминает и известный церковный историк и обновленческий деятель А. Э. Левитин-Краснов [11]. В своем известном труде по истории обновленческого движения, написанном еще при жизни о. Андрея, он характеризует его так: «Своеобразным и энергичным человеком являлся Андрей Иванович Расторгуев (и ныне здравствующий, популярный московский протоиерей). "Мужик с характером", сказал про него однажды митрополит Виталий [12]. Действительно, все обнаруживало в архиепископе Андрея властного, деловитого, крепкого хозяина, начиная от синей бархатной рясы, кончая кучерски выбритым затылком. Волжская окающая речь (он был выходцем из весьма известной на Волге старообрядческой торговой семьи), властные окрики на причетников - и наряду с этим елейность, степенность, уставная строгость - от него так и веяло Мельниковым-Печерским. Он любил служить, служил истово, чинно. Его заветной мечтой было построить службу точно по типикону» [13].
Далее Левитин-Краснов указывает, что вместе с тем А. И. Расторгуев являлся интеллигентным и начитанным человеком, хорошо знал сочинения философа В. С. Соловьева, интересовался искусством, живописью, театром и при этом был человеком солидным и рассудительным, питая непреодолимое отвращение ко всему экстравагантному и эксцентричному [14]. «Я всегда спрашивал себя, - вспоминает Левитин, - что привело к обновленчеству этого устойчивого, консервативного человека. Однажды я задал этот вопрос своему шефу (имеется в виду обновленческий «первоиерарх» А. И. Введенский. - В. Л.). "Ну, что вы, какой он обновленец, - получил я быстрый ответ, - просто семейные обстоятельства, но и большинство обновленцев теперь такие"... В самом деле - типикон и обновленчество. Каких только парадоксов не рождает жизнь» [15].
Отзыв вполне нейтральный, и даже, как видим, во многом положительный. Однако в одном из своих более поздних сочинений, вышедшем в свет уже в эмиграции и после смерти А. И. Расторгуева, А. Э. Левитин, по сути, обвиняет его в сотрудничестве с КГБ и дает бывшему обновленческому иерарху уже достаточно нелицеприятную характеристику. «Под стать отцу Колчицкому [16] настоятель второго по значению московского храма - "Храма Воскресения Христова в Сокольниках" - протоиерей о. Андрей Расторгуев (человек злобный, крикливый, грубый, из симбирских купцов), он был буквально помешан на церковном уставе. В праздники, стоя на клиросе, сам часами вычитывал канон (канонаршил), бдительно следил за точным соблюдением устава и был очень близок к "сферам", часто ездил за границу. Одно время был, в частности, настоятелем православного патриаршего собора в Берлине» [17].
Учитывая обновленческое прошлое о. Андрея, вполне возможно, что обвинения Левитина имеют под собой почву. Однако следует иметь в виду и то, что любое духовное лицо в СССР, выезжающее за границу, а тем более в сталинское время, не могло избежать контактов с известным ведомством, автоматически зачисляясь в число агентуры.
В противовес следует привести мнение известного богослова и проповедника протоиерея Александра Меня (1935-1990), в юношеские годы знавшего о. Андрея. В одном из интервью на вопрос о церковных деятелях, оказавших на него личное, непосредственное влияние, о. Александр, в частности, заметил: «Когда мне было лет 15, произошло короткое знакомство с отцом Андреем Расторгуевым, который служил в храме в Сокольниках, оно очень много дало. Он был человек искренней веры, ума, добротных знаний и без ханжества (увы, Левитин пишет о нем иное, но я тогда этого не чувствовал)» [18].
Таким образом, учитывая все имеющиеся на данный момент материалы, перед нами предстает неоднозначная, во многом трагическая личность, отразившая в своем жизненном пути все противоречия советской эпохи. Хочется надеяться, что уточнение биографии А. И. Расторгуева откроет для исследователей новые грани, столь же трагической и неоднозначной истории Русской православной церкви в XX столетии.
Примечания
1. Об истории обновленчества см., напр.: Стратонов И. Русская церковная смута (1921-1931). Берлин, 1932 // Из истории Христианской Церкви на Родине и за рубежом в XX столетии. М., 1995. С. 29-173; Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в ХХ веке. М., 1995. С. 62-102; Левитин-Краснов А. Э., Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996; Шкаров-ский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. М., 1999; «Обновленческий» раскол: (материалы для церковно-исторической и канонической характеристики) / сост.
И. В. Соловьев. М., 2002; Степанов А. С. Обновленческий раскол как средство антицерковной политики Советской власти в 1922-1923 гг.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2005; Крапивин М. Ю., Далгатов А. Г., Макаров Ю. Н. Внутриконфессиональные конфликты и проблемы межконфессионального общения в условиях советской действительности (октябрь 1917 - конец 1930 гг.). СПб., 2005; Шестаков С. П. Расколы в Русской Православной Церкви в 1924-1926 гг. в контексте государственно-церковных отношений : дис. ... канд. ист. наук. М., 2006; Лавринов В. В. Историография обновленческого движения в Русской Православной Церкви в 1920-1940-е гг. // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 24. С. 151-158; Катаев А. М. Последние годы обновленчества в контексте государственно-церковных отношений в 1943-1945 гг. // Приход. Православный экономический вестник. 2006. № 4, 5; URL: http://krotov.info/history/20/1940/kataev.htm (дата обращения 01.06.2014); Головуш-кин Д. А. Феномен обновленчества в русском православии первой половины XX века. СПб., 2009; Roslof, Edward. Red Priests: Renovation, Russian Orthodoxy and Revolution, 1905-1946. Bloomington: Indiana University Press, 2002; и др.
2. «Обновленческий» раскол. (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). С. 664-665.
3. Там же. С. 665.
4. URL: http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2J MTdG6XbuEcC5Wfi0XsuKW660hdC0ZeG06ce0hfe8ctk* (дата обращения 01.06.2014). Другие сведения из базы данных ПСТГУ практически совпадают с приведенными митрополитом Мануилом (Лемешев-ским).
5. Шкаровский М. В. Указ. соч. С. 51; Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви / «Обновленческий» раскол. (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). С. 581-582.
6. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 3. Л. 7-8; Опубл.: Шкаровский М. В. Указ. соч. С. 84-85.
7. Шкаровский М. В. Указ. соч. С. 57; Кузнецов А. И. Указ. соч. С. 593.
8. ЦГА Москвы. ЦХД после 1917 г. Ф. 3004. Оп. 2. Д 19. Л. 1-9.
9. Там же. Л.9. Выдержка из этого документа приведена в издании: Русская Православная Церковь в Центральной России в 1943-2000 годах: сб. док. / сост. А. А. Федотов. М.; Архангельск, 2008. См.: URL: http://aalfedotov.narod.ru/Book/sbornik.htm (дата обращения 01.06.2014) .
10. В списках архиереев значатся также архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Романовский) и находящийся в 1961 г. на покое митрополит Минский и Белорусский Антоний (Кро-тевич), однако вряд ли кто-то из них имеет отношение к описанным событиям.
11. Левитин А. Э. (псевд. Краснов) (1915-1991) - церковный писатель, обновленческий деятель, участник диссидентского движения. В 1949-1956 и 1971-1974 гг. находился в заключении. В сентябре 1974 г. выслан из СССР. Автор ряда книг на религиозно-мировоззренческие темы, в том числе по истории обновленческого движения (совместно с В. Шавровым).
12. Имеется в виду обновленческий «митрополит» Виталий (Введенский) (1870-1950). В 1944 г. был принят в общение с Православной церковью в сане епископа.
13. Типикон (Устав) - церковно-богослужебная книга, содержащая в себе систематическое указание порядка и образа совершения православных церковных служб.
14. Левитин-Краснов А. Э., Шавров В. М. Указ. соч. С. 638.
15. Там же.
16. Имеется в виду протопресвитер Н. Ф. Колчицкий (1890-1961), в то время управляющий делами Московской патриархии, по мнению А. Э. Левитина, также агент КГБ.
17. Левитин-Краснов А. Э. В поисках Нового Града: Воспоминания. Ч. III. Тель-Авив, 1980. С. 16-17.
18. URL: http://www.alexandrmen.rU/books/bychkov/bych13.html#osebe (дата обращения 01.06.2014).
Notes
1. About the history of Renovationism see, e.g.: Stratonov I. Russkaya cerkovnaya smuta (1921-1931) [Russian religious discord (1921-1931)]. Berlin. 1932 // Iz istorii Hristianskoj Cerkvi na Rodine i za rubezhom v XX stoletii - From the history of the Christian Church at home and abroad in the twentieth century. Moscow. 1995. Pp. 29-173; Pospielovsky D. V. Russkaya pravoslavnaya cerkov' v HKH veke [Russian Orthodox Church in the twentieth century]. Moscow. 1995. Pp. 62-102; Levitin-Krasnov A. E., Shavrov V.M. Ocherki po istorii russkoj cerkovnoj smuty [Essays on the history of the Russian Church discord. Moscow. 1996; Shkarovsky M.V. Obnovlencheskoe dvizhenie v Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi XX veka [Renovational movement in the Russian Orthodox Church of the twentieth century]. Moscow. 1999; Obnovlencheskij» raskol: (materialy dlya cerkovno istoricheskoj i kanonicheskoj harakteristiki) [Renovationist discord: (materials for the Church's historical and canonical characteristics)] / comp. I. V. Soloviev. Moscow. 2002; Stepanov A. S. Obnovlencheskij raskol kak sredstvo anticerkovnoj politiki Sovetskoj vlasti v 1922-1923 gg.: dis.... kand. ist. nauk [Renovationist discord as a means of anti-Church policy of the Soviet power in 1922-1923: dis. ... cand. Hist. Sciences]. Moscow. 2005; Krapivin M. Y., Dalgatov A.G., Makarov Y. N. Vnutrikonfessional'nye konflikty i problemy mezhkonfessional'nogo obshcheniya v usloviyah sovetskoj dejstvitel'nosti (oktyabr' 1917 - konec 1930 gg.) [Intra-religious conflicts and
problems of interreligious dialogue in the conditions of Soviet reality (October 1917 - end of 1930)]. SPb. 2005; Shestakov S. P. Raskoly v Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v 1924-1926 gg. v kontekste gosudarstvenno cerkovnyh otnoshenij : dis. ... kand. ist. nauk [Discord in the Russian Orthodox Church in 1924-1926, in the context of state-Church relations: dis. ... cand. Hist. Sciences]. Moscow. 2006; Lavrinov V.V. Istoriografiya obnovlencheskogo dvizheniya v Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v 1920-1940 e gg. [Historiography of renovational movement in the Russian Orthodox Church in 1920-1940 s] // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of the Chelyabinsk State University. 2008, No. 24, pp. 151-158; Kataev A. M. Poslednie gody obnovlenchestva v kontekste gosudarstvenno cerkovnyh otnoshenij v 1943-1945 gg. [Recent years of renovationism in the context of state-Church relations in 1943-1945] // Prihod. Pravoslavnyj ehkonomicheskij vestnik - Parish. Orthodox economic Herald. 2006, No. 4, 5; Available at: http://krotov.info/ history/20/1940/kataev.htm (accessed on 01.06.2014) (in Russ.); Golovushkin D. A. Fenomen obnovlenchestva v russkom pravoslavii pervoj poloviny XX veka [The phenomenon of renovation in Russian Orthodoxy in the first half of the twentieth century]. SPb. 2009; Roslof, Edward. Red Priests: Renovation, Russian Orthodoxy, and Revolution, 1905-1946. Bloomington: Indiana University Press, 2002; and others.
2. "Renovationist" discord. (Materials for the church- historical and canonical characteristics). Pp. 664665. (in Russ.)
3. Ibid. P. 665.
4. Available at: http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxIT YZCF2JMTdG6XbuEcC5Wfi0XsuKW660hdC0ZeG06ce0hfe8ctk* (date of access 01.06.2014). (in Russ.) Other information from the database research practically coincide with the one provided by Metropolitan Manuel (Lemeshevsky).
5. Shkarovsky M. V. Op. cit. P. 51; Kuznetsov A. I. Obnovlencheskij raskol v Russkoj Cerkvi [Renovationist discord in the Russian Church] // «Obnovlencheskij» raskol - Renovationist schism. (Materials for the church-historical and canonical characteristics). Pp. 581-582.
6. SARF. F. 6991. Sh. 1. File 3. Sh. 7-8; Publ.: Shkarovsky M. V. Op. cit. Pp. 84-85.
7. Shkarovsky M. V. Op. cit. P. 57; Kuznetsov A. I. Op. cit. P. 593.
8. CSA of Moscow. CDW after 1917 F. 3004. Sh. 2. File 19. Sh. 1-9.
9. Ibid. Sh. 9. An excerpt from that document is summarized in the publication: Russian Orthodox Church in Central Russia in 1943-2000 years: collection doc. / comp. A. A. Fedotov. Moscow; Arkhangelsk. 2008. See: Available at: http://aalfedotov.narod.ru/Book/sbornik.htm (accessed on 01.06.2014). (in Russ.)
10. In the lists of bishops appears also Archbishop of Stavropol and Baku Anthony (Romanovsky) and in 1961, retired Metropolitan of Minsk and Belarusian Anthony (Krolewicz), but hardly anyone of them has to do with the events described.
11. Levitin, A. E. (pseud. Krasnov) (1915-1991) - ecclesiastical writer, revivalist leader, member of the dissident movement. In 1949-1956 and 1971-1974, was in prison. In September 1974 expelled from the USSR. The author of several books on religious and philosophical themes, including the history of the revisionist movement (together with V. Shavrov).
12. Renovationist "Metropolitan Vitaly (Vvedensky) (1870-1950) is meant. In 1944, he was accepted into communion with the Orthodox Church as a Bishop.
13. The Typicon (Charter) is the Church's liturgical book containing systematic order and Commission of Orthodox Church services.
14. Levitin-Krasnov A. E., Shavrov V. M. Op. cit. P. 638.
15. Ibid.
16. Protopresbyter N. F. Colchici (1890-1961) is meant, at that time Chancellor of the Moscow Patriarchate, according to A. E. Levitin, also a KGB agent.
17. Levitin-Krasnov A. E. [In search of a New Grad: Memories]. Pt. III. Tel Aviv. 1980. Pp. 16-17.
18. Available at: http://www.alexandrmen.ru/books/bychkov/bych13.html#osebe (accessed on 01.06.2014). (in Russ.)