Научная статья на тему 'К авифауне горных ландшафтов центрального Сихотэ-Алиня'

К авифауне горных ландшафтов центрального Сихотэ-Алиня Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
176
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К авифауне горных ландшафтов центрального Сихотэ-Алиня»

0869-4362

Русский орнитологический журнал 1997, Экспресс-выпуск 8: 3- 7

К авифауне горных ландшафтов Центрального Сихотэ-Алиня

К.Е.Михайлов1*, Е.А.Коблик2), Ю.Б.Шибнев3)

Палеонтологический институт РАН, ул. Профсоюзная, 123, Москва, 117647, Россия

!> Зоологический музей Московского университета, ул. Большая Никитская, 6, Москва, 103009, Россия

!) Заповедник "Кедровая Падь", ст. Приморская, Хасанский р-н, Приморский край, 692710, Россия

Поступила в редакцию 20 января 1997

Горные области Центрального Сихотэ-Алиня к северу от р. Кемы цо последнего времени оставались "белым пятном" в орнитогеогра-фии юга русского Дальнего Востока. Поэтому в программе обследования бассейна среднего и верхнего Бикина (1992-1993, 1995-1996) Бикинская орнитологическая группа уделила особое внимание сред-негорьям и высокогорьям, включая Хорско-Бикинский водораздел (хр. Коенини).

27 мая - 5 июня 1993 мы обследовали гору Сангели (1588 м н.у.м.) в западной части Коенини (ранее здесь побывали Б.К.Шибнев и Ю.Б.Шибнев); 5-6 июня 1995 — гору Моховая (1610 м) в восточной части Коенини; 29 июня 1995 — г. Арсеньева (1757 м) в центральной части Коенини; 2-14 июля 1996 — г. Купол (1546 м) и расположенный к северу массив г. Сухопадная (1746 м) в центральной части Коенини. В 1996 стационарные работы велись на плато в верховьях Зевы на высотах 900-1100 м н.у.м. (6-30 мая) с посещением 26 мая г. Зевинская (1295 м) и 30-31 мая г. Кузнецова (1361 м) на осевом хребте Сихотэ-Алиня. После перевала на восточный склон Сихотэ-Алиня мы обследовали г. Царь-сопка (1293 м) и г. Синепальная (1150 м). Севернее, на массиве Дурхэ в верховьях Хора, ранее побывал А.А.Назаренко (1979), посетивший также междуречье Единки и Ады (Назаренко 1990).

Обзор авифауны высокогорий и таежных среднегорий вершин Сангели, Арсеньева и Моховая и их ландшафтно-географическое описание представлены нами отдельно (Коблик, Михайлов 1994; Михайлов, в печати). В настоящем сообщении мы, обобщая полученные за три сезона результаты, уточняем южные границы распространения ряда видов и приводим данные о нетривиальных встречах птиц на Верхне-Зевинском плато.

Виды подгольцового и гольцового пояса гор и северо-таежные виды с флуктуирующими границами ареала

Гольцовый конек Anthus rubescens. Как гнездящаяся птица для Си-хотэ-Алиня не указывается (Степанян 1990) или указывается только предположительно (Иванов 1976). В небольшом числе этот конек найден нами на всех вершинах с пятнами гольцов (гг. Сангели, Ар-сеньева, Сухопадная, Кузнецова). Ранее он был обнаружен в горных гундрах в верховьях Хора (Назаренко 1979). В июле 1996 на горе Сухопадная мы ежедневно наблюдали волнующихся птиц с кормом в клюве; 8 июля нашли гнездо с птенцами.

Сибирская завирушка Prunella montanella. Гнездится не только по кустарниково-стланиковому поясу всех вершин Коенини и осевого хребта (не отмечена на восточном склоне), но и по опушкам ельников на горном плато в верховьях Зевы. Вместе с синехвосткой Tarsi-ger cyanurus и корольковой пеночкой Phylloscopus proregulus сибирская завирушка является одной из наиболее рано (по снегу) прилетающих воробьиных птиц. На плато самцы пели по вершинам елей до 4 июня (когда мы покинули эти места), хотя к середине мая их количество заметно уменьшилось — возможно, часть птиц переместилась на оттаявшие к этому времени безлесные вершины гор. В мае-июле поющие завирушки регистрировались повсеместно. В июле 1996 на г. Сухопадная в паутинные сети попались несколько молодых птиц.

Альпийская завирушка Prunella collaris. Ранее неоднократно наблюдалась в гнездовое время на скалистых утесах морского побережья Северного Приморья (см.: Елсуков 1984). Для горных районов Сихотэ-Алиня не указывалась (Иванов 1976; Степанян 1990). Мы обнаружили небольшие (из нескольких пар) поселения альпийских завирушек на крупноглыбистых осыпях с участками "альпийских лужаек" с баданом и стланиковой формой ели у рассыпающихся каменных гребней в двух местах центрального Коенини — на г. Арсеньева 29 июня 1995 и г. Сухопадная 10-14 июля 1996. Самцы временами пели.

Юрок Fringilla montifringilla. В материковой части Дальнего Востока распространен на юг до Станового хребта и низовий Амура (Иванов 1976; Степанян 1990). В мае 1996 широко кочующие по плато в верховьях Зеи юрки заняли многие лиственничники, где активно пели до нашего отъезда в начала июня. Гнезд не нашли. В первой половине июля 1996 песни юрков ежедневно слышали по верхней границе ельников и в каменноберезняках г. Сухопадная, а 11 июля в паутинные сети поймали молодую особь. Примечательно, что в июне-июле 1995 юрки достоверно отсутствовали в таком же ландшафте на г. Моховая и г. Арсеньева.

Проникающие в среднегорья и высокогорья хищные птицы

Наблюдения 1996 показали, что на Хорско-Бикинском водоразделе и основном Сихотэ-Алине повсеместно гнездится только канюк Buteo buteo. Он заходит сюда из низкогорной тайги верхнего Бикина и восточных склонов Сихотэ-Алиня, где он, в целом, обычен. Единичные встречи в июне 1993 и 1995 зимняков Buteo lagopus в гольцовом поясе Коенини должны быть отнесены к пролетным птицам. Кроме канюка, в горные редколесья ограниченно проникает чеглок Falco subbuteo; три особи встречены в "горельниках" среднегорий к югу от Сухопадной (на г. Купол). Одиночные пустельги Falco tinnun-culus также изредка наблюдались выше границы леса в июне 1995 и июле 1996. Статус их пребывания неясен, т.к. в бассейне верхнего Бикина этот вид не гнездится. Особо отметим, что сапсан Falco pereg-rinus ни разу не встречен нами в бассейне Бикина и Сихотэ-Алине.

Птицы водно-болотного комплекса Верхне-Зевинского плато

Особый ландшафтный элемент Центрального Сихотэ-Алиня представляет плато, расположенное на высоте 900-1200 м н.у.м. в верховьях Зевы. Оно простирается на север до истоков Килоу и Пей. Елово-пихтовые леса здесь перемежаются многочисленными верховыми болотами (марями) с угнетенными лиственницами и озерками. Из-за слабой расчлененности рельефа и сильной заболоченности образуется своеобразный водно-болотный ландшафт, резко отличающийся по населению птиц от окружающих высокогорий и сред-негорной тайги. Кроме кряквы Anas platyrhynchos (обычна), большого крохаля Mergus merganser (немногочислен), черного журавля Grus то-nacha, каменного глухаря Tetrao parvirostris (обычен), зеленого конька Anthus hodgsoni (многочислен), пятнистого сверчка Locustella lanceolata (обычен), черноголового чекана Saxícola torquata (обычен) и дубровника Emberiza aureola (немногочислен), здесь встречены виды, не наблюдавшиеся нами в бассейне верхнего Бикина.

В небольшом числе на озерцах плато гнездится чирок-свистунок Anas сгесса. Кроме поведения птиц, о гнездовании свидетельствует расклеванное воронами яйцо, найденное у одного из озерцов в середине мая. На пролете или кочевках во второй-третьей декадах мая отмечены селезень черной кряквы Anas poecilorhyncha (несколько дней держался в группе селезней кряквы), пара свиязей Anas penelope и группа хохлатых чернетей Aythya fuligula (3 самки и 4 самца).

Из куликов на плато гнездится черныш Tringa ochropus. Ранее гнездование этого вида в Приморском крае отрицали (Иванов 1976) или считали спорным (Степанян 1990). Как по Бикину (Шибнев 1973; наши данные), так и по Иману (Спангенберг 1965) в летнее

время встречаются только бродячие особи. Мы с 7 мая в течение всего месяца наблюдали токующих чернышей в парах на всех марях плато. Пик токовой активности пришелся на период с 11 по 18 мая; в это же время наблюдали копуляцию.

Кроме чернышей, на марях в течение мая слабо токовали пролетные бекасы Gallinago gallinago (после 24 мая не наблюдались). Из других куликов, обычных на пролете в долине Уссури (Спангенберг 1965), на плато отмечены единичные тулесы Squatarola squatarola (14 и 21 мая), бурокрылые ржанки Pluvialis dominica (12 мая), щеголи Tringa erythropus (19 мая), большие улиты Т. nebularia (29 мая), длиннохвостые песочники Calidris subminuta (17 мая), азиатские бекасы Gallinago stenura (19 мая), дальневосточные Numenius madagascariensis (19 мая) и средние кроншнепы Numenius phaeopus (22 мая).

Из других нетривиальных для Сихотэ-Алиня видов укажем вертишейку Jynx torquilla (кричащих у дупел в сухих лиственницах птиц видели в мае и июне), пролетных зеленоголовых трясогузок Motacilla taivana и амурских свиристелей Bombicilla japónica. Стайки кочующих бурых дроздов Turdus eunomus держались на плато до 25 мая, однако мы не наблюдали попыток гнездования и не находили старых гнезд (подробнее о неопределенности статуса этого вида на Сихотэ-Алине см.: Коблик, Михайлов 1994).

В заключение отметим, что из ожидавшихся в обследованных районах видов мы нигде не обнаружили горного дупеля Gallinago solitaria, щура Pinícola enucleator и сибирскую чечевицу Carpodacus roseus. Не встречена на рубках и гарях Зевско-Килоуского плато (у истоков Светлой) и белошапочная овсянка Emberiza leucocephalos, найденная ААНазаренко (1990) в редкостойных лиственничниках в междуречье Единки и Бикина.

В 1995-1996 наши полевые исследования поддержаны Национальным географическим обществом США; грант № 5427-95.

Литература

Елсуков С.В. 1984. К орнитофауне морского побережья Северного Приморья//

Фаунистика и биология птиц юга Дальнего Востока. Владивосток: 34-43. Иванов А.И. 1976. Каталог птиц СССР. Л.: 1-275.

Коблик Е.А., Михайлов К.Е. 1994. О птицах верхних поясов гор Хорско-Бикинского

водораздела (Средний Сихотэ-Алинь)// Б юл. МОИП. Отд. биол. 99, 6: 47-54. Назаренко А.А. 1979. О птицах высокогорий Сихотэ-Алиня// Экология и распространение птиц юга Дальнего Востока. Владивосток: 3-15. Назаренко А.А. 1990. К орнитофауне Северо-Восточного Приморья// Экология и

распространение птиц юга Дальнего Востока. Владивосток: 106-114. Спангенберг Е.П. 1965. Птицы бассейна реки Имана// Исследования по фауне Советского Союза (птицы). М.: 98-202.

Степанян JI.С. 1990. Конспект орнитологической фауны СССР. М.: 1-727. Шибнев Б.К. 1973. Кулики бассейна реки Бикин// Фауна и экология куликов. М., 2: 83-86.

Ю G3

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 1997, Экспресс-выпуск 8: 7-9

Глухая кукушка Cuculus saturatus в верховьях Бикина

Н.Н.Балацкий

Новосибирский областной краеведческий музей, Новосибирск, 630004, Россия Поступила в редакцию 22 февраля 1997

Во время орнитологических исследований в мае-июле 1996 в междуречье Бикина, Светловодной (Улунги) и Малой Светловодной (Чинги) я попутно проводил наблюдения за обыкновенной Cuculus canorus и глухой С. saturatus кукушками. Оба вида здесь обыкно-венны и совместно встречаются в лесистых поймах рек, в елово-березовых лесах и по их опушкам, в лиственничниках на плато, однако отсутствуют на сопках, верховых и низинных болотах.

Первое кукование глухой кукушки мы услышали утром 13 мая. Самцы токовали вяло, перелетая вдоль поймы Светловодной. Заметная токовая активность (пение, перемещения, крики самок) наблюдалась в последней декаде мая и во второй декаде июня. Одновременно можно было слышать двух самцов.

В районе исследований гнездились 60-65 видов воробьиных. Из них фоновыми видами, которые могли быть потенциальными воспитателями глухой кукушки, были пеночки: корольковая Phylloscopus proregulus, светлоголовая Ph. coronatus и толстоклювая Ph. schwarzi. Мы осмотрели следующее количество гнезд этих видов: корольковой пеночки — 9 (в одном яйцо глухой кукушки), светлоголовой — 7 (в одном птенец глухой кукушки), толстоклювой — 3. Яйца глухой кукушки обнаружены также в двух гнездах зарнички Phylloscopus inornatus и в одном гнезде седоголовой овсянки Emberiza spodocephala (случайный воспитатель).

Первое яйцо глухой кукушки мы обнаружили утром 28 мая в гнезде седоголовой овсянки. Размеры яйца 20.5 х 13.3 мм, сухая масса скорлупы 0.120 г. Кроме яйца кукушки в гнезде было 2 нена-сиженных яйца овсянки. На кладке сидел самец. Гнездо располагалось в елово-березовом лесу на елочке у ствола на высоте 1.2 м от

Рус. орнитол. жур. 1997 Экспресс-выпуск № 8 п

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.