Научная статья на тему 'К АНАЛИЗУ ТВОРЧЕСТВА АНГЛИЙСКОГО ПСИХОЛОГА ФРЕДЕРИКА БАРТЛЕТТА'

К АНАЛИЗУ ТВОРЧЕСТВА АНГЛИЙСКОГО ПСИХОЛОГА ФРЕДЕРИКА БАРТЛЕТТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
328
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА / ФРЕДЕРИК БАРТЛЕТТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малых Тамара Борисовна, Воробьев Вадим Сергеевич

В статье проанализировано творчество выдающегося английского психолога ФредерикаБартлетта (1886–1969). Прослежен его жизненный путь, рассмотрено формирование его научныхинтересов, с обращением внимания на вклад в изучение проблем памяти. Проведен подробныйанализ его ключевых произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ANALYSIS OF THE WORK OF THE ENGLISH PSYCHOLOGIST FREDERICK BARTLETT

The article analyzes the work of the outstanding English psychologist Frederick Bartlett (1886-1969). His life path is traced, the formation of his scientific interests is considered, with a focus on hiscontribution to the study of memory problems. A detailed analysis of his crucial works is carried out

Текст научной работы на тему «К АНАЛИЗУ ТВОРЧЕСТВА АНГЛИЙСКОГО ПСИХОЛОГА ФРЕДЕРИКА БАРТЛЕТТА»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

УДК 159.9

К АНАЛИЗУ ТВОРЧЕСТВА АНГЛИЙСКОГО ПСИХОЛОГА ФРЕДЕРИКА БАРТЛЕТТА

В.С. ВОРОБЬЕВ*, Т.Б. МАЛЫХ ФГБНУ Психологический институт РАО, Москва

В статье проанализировано творчество выдающегося английского психолога Фредерика Бартлетта (1886-1969). Прослежен его жизненный путь, рассмотрено формирование его научных интересов, с обращением внимания на вклад в изучение проблем памяти. Проведен подробный анализ его ключевых произведений.

Ключевые слова: история психологии, английская школа, Фредерик Бартлетт.

Введение.

Есть проблемы в психологии, которые не теряют своей актуальности, несмотря на значительный прогресс знаний. К ним относится и проблема памяти, которая неизменно ставится перед новыми поколениями специалистов. В ряду психологов, внесших существенный вклад в ее изучение, заметное место занимает Фредерик Бартлетт (1886-1969) - видный представитель британской психологической школы. Есть

© Воробьев В.С., Малых Т.Б., 2021

* Для корреспонденции:

Воробьев Вадим Сергеевич к.м.н., научный сотрудник ПИ РАО E-mail: vorob_vs@mail.ru

все основания периодически проводить ретроспективные оценки итогов деятельности тех или иных исследователей прошлого, даже не обязательно в плане приуроченности к какой-либо памятной дате (хотя в этом году имеется формальная некруглая дата 135-летия со дня рождения). Тем более, что в отношении Бартлетта имеется некоторая недооценка со стороны историков науки - неангличан. На родине внимание к ученому держалось и держится постоянно на высоком уровне: и при жизни, и позднее.

Новаторская концепция схемы, генерированная Бартлеттом применительно к основам памяти в 1920-х годах, своевременно не утвердилась на фоне господства бихевиоризма в психологической науке. К тому же она рушила привычные идеи Германа Эббингауза, на которых воспитывались многочисленные новые и новые работники, приходившие в психологию и опиравшиеся на формализованный анализ (бессмысленный слог, метод пропущенных слов и др.). Вдобавок довольно большое количество психологов - современников Бартлетта - не принимало его взглядов из принципиальных соображений (критика усилилась особенно после смерти ученого). В противоположность этим консервативным возражениям Бартлетт провозглашал примат более глубокой осмысленности в изучении памяти, основанной на актив-

ном сознании. Он говорил, что «объединение некоего воспринятого со специальной установкой, очевидно, оказывается активным процессом... Я бы так назвал этот фундаментальный процесс объединения воспринятого с некоторой устанавливающей схемой: активность, наступающая за пониманием».

Ему удалось экспериментально доказать, что процесс запоминания является не репродуктивным, а конструктивным и основан на создании внутреннего образа (схемы) окружающей среды. Бартлетт обнаружил, что при вербализации прошлого опыта люди регулярно пользуются стереотипными представлениями о действительности. Такие стереотипные фоновые знания он называл схемами.

Несмотря на некоторые исторические сложности с адекватной и своевременной оценкой деятельности Бартлетта спустя 50 лет от осуществленного им прорыва в области решения проблем памяти его имя было «реабилитировано» в мировом масштабе и оказало подобающее влияние на когнитивную психологию и другие области. Что касается России, то на фоне общего неприятия в ней психологии в 1940-1950-х годах имя Бартлетта также было оттеснено на задний план (об этом свидетельствует и единственный перевод на русский язык его научно-популярной книги 1959 года) [1].

Краткая биография.

Фредерик Чарльз Бартлетт родился в октябре 1886 года в небольшом городке графства Глостершир. Семья была среднего достатка. Фредерик в детстве болел плевритом, что отразилось на процессе регулярного обучения. Ему пришлось много заниматься самообразованием. По окончании колледжа Святого Иоанна в Кембридже он начал работать в лаборатории психологии. С тех пор его научная жизнь была связана с Кембриджем. Он возглавил здесь в 1922 г. после отставки Майерса лабораторию психологии, где трудился до 1951 года - до выхода на пенсию. С 1924 по 1948 гг. был редактором British Journal of

Psychology. В Англии Бартлетт сравнительно рано был удостоен высокого признания. С 1931 г. он стал профессором экспериментальной психологии в Кембриджском университете. В 1932 году был избран членом Лондонского Королевского общества (редкое признание для психолога), а в 1948 г. ему присвоили дворянское звание (был посвящен в рыцари и получил право именоваться «сэр»). Впоследствии был избран в зарубежные академии и в почетные члены научных обществ. Скончался он в сентябре 1969 г.

Бартлетт дважды менял направление своих научных интересов. Первоначально он отказался от социологии и антропологии ради экспериментальной психологии восприятия и памяти, а второй раз - ушел из академической психологии в эргономику. В этом есть свои плюсы и минусы. Переход в эргономику и специальную тематику относительно снизил планку его интересов, тогда как на пике его вхождения в психологию памяти и важной публикации 1932 года «Remembering» [13, 14] он с его признанием особой дуалистической сущности цельности, неделимости и транс-цендентальности понятия «схемы» стоял в одном ряду Платон, Кант (полагавший, что «в основе наших чистых чувственных понятий лежат не образы предметов, а схемы»). Сейчас в этой последней гносеологической теме оперируют с более сложными конструкциями: невербальный интеллект, кратковременная и долговременная память, рабочая память, искусственный интеллект (да и сам термин «схема» исчез из употребления), но для своего времени Бартлетт был ведущей, экстраординарной фигурой. Звезда Спенсера, властителя дум XIX века, тогда уже заходила, и британская нация породила на смену других лидеров, в их числе человека со звучной фамилией -Бартлетт, который, по консолидированному мнению специалистов, считается предшественником когнитивной психологии и создателем экспериментальной психологии в Великобритании.

Научный вклад.

Формирование мировоззрения. Вначале были занятия логикой и антропологией. Под влиянием работ Джеймса Уарда и Чарльза Майерса Бартлетт приобщился к серьезным занятиям психологией. Однако на первых порах своих научных исследований он занимался изучением логики и антропологии (в этот период вышли две его книги по данным темам) [7, 11]. В последней области ему довелось работать под руководством известного британского специалиста Уильяма Риверса (у него он проходил аспирантуру), который, кстати, посоветовал Бартлетту основательно ознакомиться с психологией, что и было сделано. Творческий разум молодого работника нашел применение собственным оригинальным решениям, включая тему памяти.

Возникновение концепции схемы. Идея решающей роли схематических построений в процессах запоминания и воспроизведения памяти возникла не сразу. Именно конкретные эксперименты привели его к критическому восприятию доминирующих положений Эббингауза и поиску альтернативных оптимальных решений возникающих вопросов. В это время Бартлетт познакомился с идеей невролога Генри Хэда, объясняющей утерю телом положения и ориентации посредством психологической категории, названной им «схемой положения». Хэд заметил, что в некоторых случаях пациент теряет представление о текущем положении своих конечностей без утраты способности обнаружить их движение. Термин прижился в рассуждениях Бартлетта и служил в дальнейшем в построении его общей концепции. При этом он придал ему общее значение как интеграцию всего индивидуального опыта, а не только отдельную информацию о положении тела, хранящуюся в мозгу в сжатой форме. Известны также широкоохватные подходы Винера с добротной математической базой, в которых признавалось значение общетеоретических конструкций с высокой степенью абстрагирования

функций реальных образцов и отхода от конкретики в деятельности высших нервных центров. Этому ученому принадлежит весьма характерная фраза: «Мы - не материальные существа, а вечно повторяющие себя самих схемы». Концепция схемы подкрепляла формирующиеся заключения Бартлетта, тем более, что у этой идеи были именитые предшественники начиная с древних времен.

Суть концепции схемы. При постановке своих опытов Бартлетт зачитывал испытуемым краткие истории с элементами нелогичности. Спустя относительно продолжительное время он просил участников эксперимента извлечь из памяти и пересказать содержание запомненного. Оказалось, что в большинстве случаев они испытывали затруднения даже после неоднократного прочтения. Это натолкнуло его на мысль, что детали представленной истории, которые не вписывались в схему их запоминания испытуемым, по прошествии времени исключались при извлечении из памяти или трансформировались в привычные для испытуемого формы. Иными словами, люди предпочитают запоминать то, что считается ими наиболее важным, а не то, что есть на самом деле. При этом экспериментатор указывал, что процесс искажения фактов начинается уже в ходе запоминания. Информация, формируемая воспоминаниями, во многом отличается от первоначальной, исходной информации. Точность воспроизведения, за редкими исключениями, не предусмотрена. Напротив, в основу воспроизведения заложена аффективная установка, в результате чего прошлое реконструируется сообразно этим опережающим императивам.

Интересно в контексте развития данной темы привести важное обстоятельство. Бартлетт специально для проведения экспериментов по изучению памяти сочинил небольшую басню, назвав ее «Война призраков [духов]». Он построил ее в виде последовательности событий, будто

бы правдоподобных и логичных, но остроумно видоизмененных в сторону нелогичности и отчасти непоследовательных. О действенности такого подхода сообщено выше.

Обычно им использовались два главных подхода: метод повторного воспроизведения и метод серийного воспроизведения. Была проведена отдельная серия опытов с предъявлением рисунков. Испытуемому автор показывал необычный рисунок и предлагал повторить его по памяти. Потом участника эксперимента просили нарисовать то же самое через несколько дней (без показа картинки). Далее сеанс осуществляли несколько раз с той же периодичностью. В итоге эксперимента выкладывали все нарисованные изображения в последовательный ряд. Было констатировано, что несходство с первоначальными вариантами все больше усиливалось с течением времени, а последний сюжет лишь отдаленно напоминал оригинальный замысел. Однако испытуемые были абсолютно уверены, что они имеют дело с исходным изображением.

Во многом успех нововведений Барт-летта обусловлен предыдущим опытом работы с мифологическими сюжетами из индейских преданий, которые предлагали оригинальную, необычную матрицу для тестируемого материала. Речь идет о воспроизведении испытуемыми содержания прочитанных незнакомых сказок неевропейского происхождения. Это вело к затруднениям испытуемых, вынужденных отступать от запоминания в полном объеме, путаться и искать выход для домысливания ответа. Отсюда напрямую следовал вывод о неточном воспроизведении услышанного, которое компенсировалось предыдущим человеческим опытом и базовыми знаниями, организованными рассудком в соответствующие схемы.

Бартлетт не был сторонником лока-лизационизма и приурочивания сохранения памяти в определенном месте мозга, а считал ее распределенной повсюду по

«схемам памяти», которые объединены между собой. При этом в детстве преобладают инстинкты, а позже - интересы и идеалы.

Есть еще значимый аргумент в пользу новаторства Бартлетта: его теоретические объяснения подкреплялись воспроизводимыми опытами, и поэтому никто не ставил под сомнение его фактические результаты. Существенно и то, что он неизменно подчеркивал избирательный и конструктивный характер как восприятия, так и памяти. Некоторые детали, особенно необычные или неожиданные, могут быть точно описаны даже в чрезвычайно сложных условиях: но во многих случаях и восприятие, и память будут всегда отличаться от объективных фактов.

Генерированная концепция схемы постепенно была усилена более множественными эмпирическими данными исследований памяти и обстоятельно рассмотрена в книге «Remembering» (1932). Можно по-разному оценивать место и значение этого известнейшего творения согласно историческим оценкам критиков, но факты говорят сами за себя. Специальная работа М.Дж. Уайта (1983) показала, что рассматриваемая книга по индексу цитирования заняла второе место в перечне исследований памяти [24].

Интеллектуальная триада Бартлетта.

В череде публикаций английского ученого особо выделяются три веховые книги, вышедшие с интервалом в 10-20 лет. Это - «Психология и примитивная культура» (1923) [11], «Запоминание» (1932), «Мышление» (1958) [17]. Их выход в свет был заметным событием в интеллектуальной жизни корпорации психологов. Среди них лучше всех историческое испытание выдержал труд «Remembering». Не зря Бартлетт был тут же принят в члены Лондонского Королевского общества, а само произведение надолго стало настольной книгой психологов.

Его композиция построена следующим образом. Весь том делится на два блока:

- Часть I. Экспериментальные исследования (главы 1-12).

- Часть II. Запоминание как исследование в социальной психологии (главы 1329).

Теоретической базой книги служит идея концептуализации как процесс принятия языковой единицы другими людьми на основе стандартизированной, нормированной и кодифицированной формы национального языка. Весь том представляет собой собрание воедино прежних работ, включая опыты по тестированию способности к воспоминанию с использованием рисунков, фотографий и рассказов. В частности, «Запоминание» состоит из экспериментальных работ по запоминанию, визуализации и восприятию, а также «запоминанию как исследованию в социальной психологии». Его теория запоминания включает в себя социальные условия, которые оказали влияние на запоминание, а также сравнение, например, «свободного запоминания», с особыми обстоятельствами запоминания. В книге представлен и глубокий анализ теории схем Бартлетта, которая не потеряла своей значимости до сегодняшнего времени.

Вообще для трудов Бартлетта характерна социальная вписанность психологических феноменов, которая требовала ясного языка и очерченности целей. К тому же британский исследователь принимал свою собственную работу по когнитивной психологии как раздел социальной психологии.

В своей вышеупомянутой книге 1932 г. «Remembering» он дает недвусмысленное определение обсуждаемого предмета: «Я настаивал на протяжении всей дискуссии в этой книге на том, что описание воспоминаний как «фиксированных и безжизненных» есть всего лишь ошибочная фантазия. Воспоминание не является повторным возбуждением неисчислимых фиксированных фрагментарных следов. Оно есть всегда творческое воссоздание или конструирование, складывающееся из нашего отно-

шения ко всей активной массе реакций и опыта прошлого». То есть, проще говоря, мозг - это не камера хранения забытых или сохраняемых вещей, а обучающаяся и самоорганизующаяся система, интегрирующая в себе прошлый и текущий опыт.

Книга «Thinking» (1958) уступает по центрированию и общей значимости «Remembering», хотя в ней обобщается личный исследовательский опыт и анализируются соображения по поводу антропологии, социологии и философии. Обсуждается ряд экспериментальных данных. Но все-таки произведение не содержит той пассионарности, которой пронизано «Запоминание». Анализируя вопрос конкретно, следует отметить, что Бартлетт адаптировал методы, примененные им при исследовании памяти, к анализу мыслительных процессов. В результате он пришел к выводу о том, что мыслительный процесс представляет собой завершение (путем интерполяции или экстраполяции) незавершенных ситуаций, и разрабатывал экспериментальные процедуры для систематического использования этой идеи.

Наконец, третья (не по времени выхода, а по качеству информации) книга «Психология и примитивная культура» (1923) дала ученому превосходный материал для работы в сфере практической антропологии, в том числе для создания художественного произведения «В мире призраков [духов]».

Работы прикладного характера.

Имеется в связи с именем Бартлетта такой раздел, как работы по прикладной тематике, что требует от биографов достаточной осведомленности и достоверности. Судя по публикациям 1920-1940-х годов, он проявил себя здесь компетентным, востребованным специалистом. В 1927 году вышла его книга «Психология солдата» [12], в которой была рассмотрена проблема военных неврозов и проанализированы подходы к профессиональному отбору в военной сфере. В 1934 г. им была выполнена работа «Психология шума» [16]. Ясно,

что человек с таким профессиональным опытом был привлечен в годы Второй мировой войны в качестве ведущего эксперта по приложению психологического знания к оборонным нуждам. В начале войны Барт-летт в составе Исследовательского комитета Королевских ВВС принимал участие в изучении психологических проблем, связанным с расширением воздушного флота. В это время он вместе с Кеннетом Крейком отвечал за создание отдела прикладных психологических исследований Совета медицинских исследований (АРи), а после смерти Крейка стал директором этого подразделения. В итоге после войны Бартлетт был посвящен в рыцари за заслуги перед Королевскими военно-воздушными силами на основе его работы в военное время в области прикладной психологии.

Награды.

Как и следует из статуса исследователей высокого ранга, Бартлетт был удостоен почетного общественного признания. Его избрали иностранным членом Американской академии искусств и наук, Американского философского общества, почетным членом национальных психологических обществ Швеции, Испании, Италии и др., почетным доктором ряда университетов мира. Уже говорилось о его избрании членом Лондонского Королевского общества. В 1952 году за существенный вклад в науку он был награжден Королевской медалью Лондонского Королевского общества. Британское общество эргономики учредило медаль Бартлетта, а Общество экспериментальной психологии проводит ежегодную лекцию Бартлетта.

Особенности личности.

Бартлетт представляется как высокий, сильный, уравновешенный человек, с глубоким проницательным взглядом. На сравнительно немногочисленных фотографиях он выглядит скромно и непритязательно. Хороший семьянин, проживший в счастливом браке, женившись в 1920 году на коллеге по работе Эмили Мэри Смит. По выходу на пенсию значительно снизил

публикационную активность, хотя продолжал участвовать в работе разных комитетов и научных собраний. Труды.

В списке литературы приведены основные произведения автора [6, 8, 9, 10, 13-14, 15, 17 и др.]. Недостающие ссылки можно почерпнуть у его биографов и исследователей его творчества [2-5, 18-24]. На русском языке пока имеется единственная ссылка 1959 г. [1].

Литература

1. Бартлетт Ф. Психика человека в труде и игре. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 144 с.

2. Бартлетт, Фредерик Чарльз - Википедия.

3. Бревер У.Ф. Бартлеттовская концепция схемы и ее воздействие на теорию познания. Представление знания в современной когнитивной психологии / Пер. А. Шухова [Электронный ресурс]: Концепция двух продолжений: портал. - Режим доступа: http://nounivers.narod.ru/gmf/shema.htm. и еще см. также https://psychology-online.net/ articles/doc-702.html.

4. Поляков С.Э. Когнитивные схемы Ф. Бартлетта (1938). https://psyfactor.org/lib/ polyakov2.htm.

5. Степанов Сергей / Фредерик Бартлетт (1886-1969). https://psy. 1 sept.ru/article.php ?ID=200701506.

6. Bartlett F.C. Changing scene // British Journal of Psychology. - 1956. - Vol. 47. - P. 81-87.

7. Bartlett F.C. Exercises in logic. - Clive, London, 1922.

8. Bartlett F.C. Feeling, imaging, and thinking // British Journal of Psychology. - 1925. - Vol. 16. - P. 16-28.

9. Bartlett F.C. Frederic Charles Bartlett / In C. Murchison (Ed.), A history of psychology in autobiography (Vol. 3, P. 39-52). - Worcester, MA: Clark University Press, 1936.

10. Bartlett F.C. History of psychology in autobiography. - Russell & Russell Pub., 1936.

11. Bartlett F.C. Psychology and Primitive Culture. -Cambridge: Cambridge University Press, 1923.

12. Bartlett F.C. Psychology and the Soldier. -Cambridge University Press, Cambridge, 1927.

13. Bartlett F.C. Remembering. - Cambridge: Cambridge University Press, 1932.

14. Bartlett F.C. Remembering. 2nd ed. Introduction by Walter Kintsch. - Cambridge University Press, 1995.

15. Bartlett F.C. Some experiments on the reproduction of folk-stories // Folklore. -1920. - Vol. 31. - P. 30-47.

16. Bartlett F.C. The Problem of Noise. -Cambridge University Press, Cambridge, 1934.

17. Bartlett F. Thinking: An experimental and social study. - New York: Basic Books, 1958. Еще: Allen and Unwin, 1958.

18. Benjafield J.G. A History of Psychology. -Oxford University Press, 2015.

19. Brewer W.F. Schemas versus mental models in human memory / In P. Morris (Ed.), Modelling Cognition. Chichester, UK: Wiley, 1987. - P. 187-197.

20. Broadbent D.E. Obituary of Sir Frederic Bartlett. 1886-1969 // Biographical Memoirs of Fellows of the Royal Society. - 1970. - Vol. 16. - P. 1-13. https://royalsocietypublishing. org/doi/pdf/10.1098/rsbm.1970.0001

21. Harris A.D. and Zangwill O.L. The writings of Sir Frederic Bartlett, C.B.E., F.RS: An annotated handlist // British Journal of Psychology. - 1973. - Vol. 64. - P. 493-510.

22. Saito A. (ed.). Bartlett: Culture and cognition.

- New York: Routledge, 1999.

23. Sir Frederic Bartlett (1886-1969). An Intellectual Biography. Retrieved 8 October 2013.

24. White M.J. Prominent publications in cognitive psychology // Memory & Cognition.

- 1983. - Vol. 11. - P. 423-427.

References

1. Bartlett F. Psikhika cheloveka v trude i igre. Moscow: Izd-vo APN RSFSR, 1959: 144 (in Russian).

2. Bartlett, Frederik Charl'z - Vikipediya (in Russian).

3. Brever UF. Bartlettovskaya kontseptsiya skhe-my i yeye vozdeystviye na teoriyu poznaniya. Predstavleniye znaniya v sovremennoy kog-nitivnoy psikhologii. Per A Shukhova [Elek-tronnyy resurs]: Kontseptsiya dvukh prodolz-heniy: portal. Rezhim dostupa: http://nouniv-ers.narod.ru/gmf/shema.htm i yeshche sm takzhe https://psychology-online.net/articles/ doc-702.html (in Russian).

4. Polyakov SE. Kognitivnyye skhemy F. Bartlet-ta (1938). https://psyfactor.org/lib/polyakov2. htm (in Russian).

5. Stepanov Sergey. Frederik Bartlett (1886-1969). https://psy.1sept.ru/article.php?ID= 200701506 (in Russian).

6. Bartlett FC. Changing scene. British Journal of Psychology 1956; 47:81-87.

7. Bartlett FC. Exercises in logic:ive, London, 1922.

8. Bartlett FC. Feeling, imaging, and thinking. British Journal of Psychology 1925; 16:16-28.

9. Bartlett FC. Frederic Charles Bartlett. In C Murchison (Ed), A history of psychology in autobiography (Vol 3, P 39-52). Worcester, MA: Clark University Press, 1936.

10. Bartlett FC. History of psychology in autobiography. Russell & Russell Pub, 1936.

11. Bartlett FC. Psychology and Primitive Culture. Cambridge: Cambridge University Press, 1923.

12. Bartlett FC. Psychology and the Soldier. Cambridge University Press, Cambridge, 1927.

13. Bartlett FC. Remembering. Cambridge: Cambridge University Press, 1932.

14. Bartlett FC. Remembering. 2nd ed. Introduction by Walter Kintsch. Cambridge University Press, 1995.

15. Bartlett FC. Some experiments on the reproduction of folk-stories. Folklore 1920; 31:30-47.

16. Bartlett FC. The Problem of Noise. Cambridge University Press, Cambridge, 1934.

17. Bartlett FC. Thinking: An experimental and social study. New York: Basic Books, 1958. Еще: Allen and Unwin, 1958.

18. Benjafield JG. A History of Psychology. Oxford University Press, 2015.

19. Brewer WF. Schemas versus mental models in human memory. In P Morris (Ed), Modelling Cognition. Chichester, UK: Wiley, 1987:187-197.

20. Broadbent DE. Obituary of Sir Frederic Bartlett. 1886-1969. Biographical Memoirs of Fellows of the Royal Society 1970; 16:1-13. https://royalsocietypublishing.org/doi/ pdf/10.1098/rsbm.1970.0001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Harris AD and Zangwill OL. The writings of Sir Frederic Bartlett, CBE, FRS: An annotated handlist. British Journal of Psychology 1973; 64:493-510.

22. Saito A (ed.). Bartlett: Culture and cognition. New York: Routledge, 1999.

23. Sir Frederic Bartlett (1886-1969). An Intellectual Biography. Retrieved 8 October 2013.

24. White MJ. Prominent publications in cognitive psychology. Memory & Cognition 1983; 11:423-427.

TO THE ANALYSIS OF THE WORK OF THE ENGLISH PSYCHOLOGIST

FREDERICK BARTLETT

V.S. VOROBYEV, T.B. MALYKH FGBNU Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow

The article analyzes the work of the outstanding English psychologist Frederick Bartlett (18861969). His life path is traced, the formation of his scientific interests is considered, with a focus on his contribution to the study of memory problems. A detailed analysis of his crucial works is carried out. Keywords: history of psychology, English school, Frederick Bartlett.

Address:

Vorobyev V.S., Ph.D.

Researcher of Psychological Institute of RAE E-mail: vorob_vs@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.