Научная статья на тему 'К анализу сонаты «Passione» (1985/89) В. Рунчака'

К анализу сонаты «Passione» (1985/89) В. Рунчака Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
554
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР ПАССИОНА / РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ / РЯД / ФОРМА / PASSIONE GENRE / RHETORICAL FIGURES / SERIES / FORM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мальцева Елена Сергеевна

Освоение нового искусства в современных сочинениях для аккордеона / баяна является насущной потребностью: аналитическая интерпретация позволяет исполнителю совершенно по-иному взглянуть на прочтение произведения. В работе рассмотрена проблема соотношения новой композиторской и исполнительской техник на примере сонаты «Passione» для баяна / аккордеона В. Рунчака. Показаны особенности музыкального мышления украинского композитора Владимира Рунчака: трактовка жанра пассионов, тематизма, риторических фигур, использование современных техник, таких как двенадцатитоновость, сонорика, алеаторика темпов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of sonata ''Passione'' (1985-1989) by V. Runchak

The works of a Ukrainian composer Volodymyr Runchak (1960) are known in many countries, and are often heard at contemporary music festivals. The composer wrote many works for accordion including Sonata #1 ''Passione''. Today there is an urgent need for performers to focus on the accordion, and the development of new composers and performing arts. In modern compositions for accordion, modern technology, new specific sound reflecting and textural possibilities of the instrument are increasingly used along with the traditional ones. The synthesis of tradition and innovation in the works of composers of the second half of the twentieth century characterizes the era of postmodernism. In ''Passione'' one of the means of expression is the system of musicalrhetorical figures. The known rhetorical figures (''the motif of the cross '', circulation, catabasis, anabasis), which V. Runchak uses, transform into a polysemantic symbol. The combination of these figures (the first type of themes of the sonata) forms a system of leitmotifs identifying this song to the genre of Passiones. In addition to the rhetorical figures a twelve-note row (sequence of 12 heights with minimal repetition used as a melodic construction, themes of the second type) is used in the composition. The interpretation of Runchak's row is thematic, the combination of a twelve-metric row and an eight-bar period manifests the tradition of the New Vienna School. The third type of thematism is the sonorous harmony (harmony-timbre accord, clusters) built on elements of the small second, diatonic and chromatic clusters in the range of quarts and quints. The one piece of B. Runchak's sonata unites four of the sonata forms. The change of beats in the sonata represents the boundary of the four sections within the one-part sonata. This system of the keynotes keeps the sections of the sonata together. In the sonata the composer combines an appeal to the tradition via symbols, rhetorical figures, forms interpretation with the new techniques: vibrato, ricochet, sonority, aleatory rate, twelve-note row. Consideration of some aspects of logical thinking of the composer allows the player to have a completely different look at the reading and performing of the work.

Текст научной работы на тему «К анализу сонаты «Passione» (1985/89) В. Рунчака»

Е.С. Мальцева

К АНАЛИЗУ СОНАТЫ «PASSIONE» (1985/89) В. РУНЧАКА

Освоение нового искусства в современных сочинениях для аккордеона / баяна является насущной потребностью: аналитическая интерпретация позволяет исполнителю совершенно по-иному взглянуть на прочтение произведения. В работе рассмотрена проблема соотношения новой композиторской и исполнительской техник на примере сонаты «Раззіопе» для баяна / аккордеона В. Рунчака. Показаны особенности музыкального мышления украинского композитора Владимира Рунчака: трактовка жанра пассионов, тематизма, риторических фигур, использование современных техник, таких как двенадцатитоно-вость, сонорика, алеаторика темпов.

Ключевые слова: жанр пассиона; риторические фигуры; ряд; форма.

Имя Владимира Рунчака (род. 1960) хорошо известно в украинской музыкальной культуре. Произведения для баяна композитор начал писать еще в студенческие годы, среди них «Бахиана» (медитации на тему BACH, 1979). Позднее это произведение вошло в сюиту № 1 для баяна в четырех частях «Портреты композиторов» («Бахиана», «В подражание Д. Шостаковичу», «Портрет Н. Паганини», «Посвящается И. Стравинскому» (1988). А также: «Страсти по Владиславу» (1988), Симфония для баяна, симфонического оркестра и чтеца (1982-1988), Сюита № 2 («Украинская»), «Messa da Requiem» (1982), «Passione» Соната № 1 (1985-1989). На сегодняшний день композитором создано более семидесяти произведений для симфонического и камерного оркестров, хоровая и камерно-инструментальная музыка. Начиная с 1989 г. сочинения В. Рунчака часто звучат на фестивалях современной музыки в Чехии, Франции, Германии, Польше. Много произведений композитор написал по заказу известных зарубежных исполнителей. В. Рунчак является членом Национального союза композиторов Украины, членом украинской секции Международной композиторской организации ISCM, членом европейской композиторской организации «Europa - Europa» [1. С. 137].

Трактовка жанра. К жанру пассионов (в переводе с нем. Passion, от лат. рassio - страдание) композитор обращается в своем творчестве неоднократно: «Страсти по Владиславу» (1982/1988), Соната № 1 «Passione» (1985/1989). Происхождение «страстей» связано со средневековыми традициями в церковной музыке XVI в. Пассионы сформировались на основе евангельского текста, повествующего о крестных страданиях и смерти Иисуса Христа. В отношении формы многочисленные страсти того времени подразделяются на «Страсти-мотеты» и «Страсти-драмы». Согласно

А. Швейцеру, первым немецким произведением этого жанра следует считать «Страсти по Матфею» Иоганна Вольтера [2. С. 62]. Но наибольшую известность получили произведения И.С. Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». К жанру страстей обращаются и современные композиторы: К. Пендерецкий («Страсти по Луке»), С. Губайдулина («Страсти по Иоанну»),

А. Пярт («Страсти по Иоанну»).

Тематизм. Риторические фигуры. Ряды. Одним из выразительных средств, с помощью которых композиторы могут выразить свой образный замысел, является система музыкально-риторических фигур. Исследователи, например, баховских произведений (А. Швейцер, Э. Бодке, М. Друскин, Б. Яворский) отмечают интонационные формулы, их взаимосвязь, образующую це-

лую систему музыкальных символов. При этом в глубине баховских произведений, под поверхностью точнейшим образом соблюдаемых норм письма своего времени, таятся идеи, предвосхищающие методы современной композиции XX в. Так, в сонате «Раззюпе»

В. Рунчак использует известные риторические фигуры, что позволяет осмыслить множество новых композиторских приемов и «изобретений». Мотивным ядром сонаты (пример 1) является «символ страстей», или «тема распятия», «мотив креста» [3. С. 92], это один из наиболее известных баховских символов («Страсти по Матфею», фуга аз-шо11 из I тома ХТК и др.). Тема-лейтмотив проходит четыре раза в сонате «Раззюпе»: в начале и в конце первой части произведения с точным ритмическим повторением (1-4-й такты - см. пример 1; 49-51-й такты - пример 2).

Пример 1. В. Рунчак. Соната «Passione»

‘VjöSrrrr' ^ № - = (J »у> fff «xmliMf« г porlammlv

: V 'g, rit. и Tempo prtmo rff~ "

kJ V.* •

Пример 2. В. Рунчак. Соната «Passione»

В начале и в конце четвертой части сонаты тема креста звучит в увеличении, сначала половинными длительностями с проходящими звуками (217221-й такты - см. пример 3), и в конце произведения он проходит в обращенном виде целыми нотами (253-й такт - см. пример 4). Начиная и заканчивая произведение темой «креста», композитор как бы предопределяет художественное содержание сонаты: символ креста обозначает страдание (разз1о), Страсти Господни, искупление через свершившуюся муку. Символы могут иметь разное смысловое содержание в зависимости от эпохи создания произведения, поэтому обозначения символов в баховской музыке, утвержденные известными теоретиками и исследователями (Б. Яворский, А. Швейцер, Э. Бодка, В. Носина и др.), в современной музыке можно трактовать с учетом нового

времени. В музыкальную ткань сонаты вплетены различные риторические фигуры: символ с нисходящим звукорядом (еа1аЬаз1з) встречается в сонате три раза.

Пример 3. В. Рунчак. Соната «Passione»

н - ГПЗЗ#ПТХ1: - -"-г ■ ’ТТ г г г г г г

г™ ' ГП — рш I тЫьша,

Пример 4. В. Рунчак. Соната «Passione»

В трактовке баховских произведений этот символ обозначает умирание, нисхождение. В сонате символ имеет разные нюансы: в первой части - это мотив печали, оплакивания, встречается дважды (16; 41-й такты), в третьем проведении мотив нисхождения передает скорее взволнованный, мистический характер (85 такт). На смену печали, нисходящему движению как инверсия приходит символ восхождения (anabasis), который в сонате встречается пять раз (202, 82, 87, 234, 214-й такты). В музыкальную ткань второй части вплетен символ предопределения, его основной тон (например, в первой части «as» 48 такт) опевается, отчего рисунок мотива становится фигурой вращения (circulatio). Этой музыкально-риторической фигурой Рунчак передает, в зависимости от контекста, различные образы. Например, бурлящий поток в разделе Con sdegno второй части (94-й такт) или чашу страдания в первой части (7, 8-й такты). Так музыкально-риторическая фигура вырастает в многозначный символ. Совокупность этих тем образует систему лейтмотивов, идентифицирующих данную композицию с жанром пассионы, что характеризует первый тип тематизма.

Ко второму типу тематизма относится использование двенадцатитонового ряда gis, fis, h, a, e, dis, b, g, as, c, des, f (пример 5). По определению Ю. Холопова,

двенадцатитоновый ряд - это последование 12 высот без повторений или с минимальным повторением, используемое как мелодическое построение [4. С. 206]. Как и у А. Шёнберга, ставящего знак равенства между серией и темой в тональной музыке, ряд у Рунчака является тематическим, и его окончание совпадает со смысловым завершением периода (8 тактов). В трактовке темы, сочетающей метрический период и двенадцатитоновый ряд, проявляются традиции нововенской школы.

Пример 5. В. Рунчак. Соната «Passione»

Третий тип тематизма - сонорная гармония, оперирующая созвучиями тембро-красочного характера

[4. С. 197]. Композитор использует распространенный тип сонорики - гармониетембровые созвучия, кластеры (аккорды, расположенные по секундам), встречающиеся в третьей части сонаты кластеры исполняются сжатой рукой в кулак, подчеркивают ритмический остинатный ритм и переменный размер. Этот современный тип тематизма, построенный на элементах малой секунды, вырастающий динамически до диатонических и хроматических кластеров в диапазоне кварты и квинты, используется автором, как бы подчеркивая связь времен, прошлое и настоящее. Описанные типы тематизма содержат интенсивные эмоциональные, тяготеющие друг к другу образы, обеспечивая прочность композиционной структуры.

Трактовка формы. Одночастность сонаты В. Рун-чака, аналогично Камерной симфонии op. 9 А. Шёнберга и Флейтовой сонатине П. Булеза, интегрирует четыре части сонатной формы в одночастную форму. Описанная выше система лейтмотивов скрепляет секции сонаты в единое целое. По утверждению О. Мессиана, все свободные инструментальные формы происходят от четырех частей сонаты [5. С. 56]. В контексте этого положения смена и возвращение темпов (шкала темпов представлена в схеме 1) очерчивают границы четырехсекци-онности внутри одночастной сонаты. Одновременно шкала темпов является результатом влияния идеи алеаторики. Эстетические противоречия в трактовке идеи alea (ограниченная и неограниченная, алеаторика на уровне теста и формы) сформировали, как известно, оппозицию музыкального модерна и постмодерна, которая повлияла практически на всех композиторов современности (см. об этом: [6. С. 18-21]).

По мнению П. Булеза, плодотворным является тот тип анализа, где «мысль интерпретатора является длительным процессом создания своих собственных вариантов» (цит. по: [7. C. 80]). Рассмотрение некоторых логических аспектов мышления композитора позволяет исполнителю совершенно по-иному взглянуть на прочтение и исполнение произведения.

1-я секция Largo dramático, Lo stesso tempo ma molto semplice e malinconia, Poco pio mosso Poco meno mosso Rabbioso come prima

2-я секция Il canto semplise ma mestizia Con sdegno Rabbioso Con dolore ma sempre esaitato Patetico, canto legato (lo stesse tempo)

3-я секция Pio mosso, con collera Agitato Pio mosso

4-я секция Largo. Passione assai Meno mosso e molto esaltato Meno mosso e sonorissimo possible Meno mosso. Furioso Senza misura. Largo Largo, lugubre Senza misura, come sopra Largo, lugubre

Схема 1. В. Рунчак. Соната «Passione». Шкала темпов

Сочетание в сонате традиционного и нового выражает эстетику «экспериментального постмодернизма» (см. об этом: [8. С. 98]).

С одной стороны, возврат к прошлому (через символы, риторические фигуры, трактовку формы), с другой - движение вперед (новые композиционные и

исполнительские приемы: вибрато, рикошет, соно-рика, алеаторика темпов, двенадцатитоновый ряд). В аспекте композиционного метода это предполагает канонизацию традиционных эстетических ценностей, преломленных через призму современного восприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сташевський А. Володимир Рунчак - «Музика про життя ...» Аналітичні есе баянного творчості. Монографічне дослідження. Луцьк : Во-

линська обласна друкарня, 2004.

2. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М. : Классика - XXI, 2002.

3. Носина В. О символике французских сюит И.С. Баха. М. : Классика - XXI, 2002.

4. ХолоповЮ. Задания по гармонии. М. : Музыка, 1983.

5. Мессиан О. Техника моего музыкального языка. Перевод и комментарий М. Чебуркиной. М., 1994.

6. ПетрусёваНА. О переписке Пьера Булеза и Джона Кейджа // Музыка и время. М., 2011. № 1. C. 18-21.

7. Петрусёва НА. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции. Исследование. Москва ; Пермь : Реал, 2002.

8. Петрусёва Н. Постсериальный модернизм и экспериментальный постмодернизм: положение Новой музыки // Философия и культура. М. :

NOTA BENE, 2010. № 12(36). С. 94-104.

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 24 сентября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.