Научная статья на тему 'К АНАЛИЗУ ИТОГОВ ПРАЙМЕРИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ» НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ В МОСКОВСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ'

К АНАЛИЗУ ИТОГОВ ПРАЙМЕРИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ» НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ В МОСКОВСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
выборы / праймериз / селебрити / шоуизация / Московская городская дума / политическая партия «Единая Россия» / elections / primaries / celebrities / showization / Moscow City Duma / political party «United Russia»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ежов Дмитрий Александрович

В статье проводится анализ итогов праймериз политической партии «Единая Россия» в преддверии выборов в Московскую городскую думу. Отмечается, что выявленные особенности и тенденции, проявившиеся в ходе отбора кандидатов и формирования их состава, в целом соответствуют аналогичным проявлениям на различных уровнях электоральных процессов. Особый акцент производится на победе по итогам праймериз в отдельных округах персоналий, относящихся к категории селебрити.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE PRIMARIES OF THE POLITICAL PARTY «UNITED RUSSIA» ON THE EVE OF ELECTIONS TO THE MOSCOW CITY DUMA

The article analyzes the results of the primaries of the political party «United Russia» on the eve of the elections to the Moscow City Duma. The author notes that the identified features and trends that emerged during the selection of candidates and the formation of their composition, in general, correspond to similar manifestations at various levels of electoral processes. A separate emphasis is placed on the victory of personalities belonging to the celebrity category according to the results of the primaries in certain districts.

Текст научной работы на тему «К АНАЛИЗУ ИТОГОВ ПРАЙМЕРИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ» НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ В МОСКОВСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ»

практики

ЕЖОВ Дмитрий Александрович — кандидат политических наук, доцент; доцент кафедры политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49/2;president@lenta.ru)

К АНАЛИЗУ ИТОГОВ ПРАЙМЕРИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ» В МОСКОВСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ

Аннотация. В статье проводится анализ итогов праймериз политической партии «Единая Россия» в преддверии выборов в Московскую городскую думу. Отмечается, что выявленные особенности и тенденции, проявившиеся в ходе отбора кандидатов и формирования их состава, в целом соответствуют аналогичным проявлениям на различных уровнях электоральных процессов. Особый акцент производится на победе по итогам праймериз в отдельных округах персоналий, относящихся к категории селебрити.

Ключевые слова: выборы, праймериз, селебрити, шоуизация, Московская городская дума, политическая партия «Единая Россия»

Процедура праймериз как предварительного голосования, рассматриваемая на уровне формы политического участия партий [Зимина 2021] и механизма рекрутирования депутатского корпуса [Викулина, Гребенникова 2022], находит активное закрепление в российской электоральной практике. В рамках актуальной повестки исследовательский интерес представляют праймериз, проведенные Всероссийской политической партией «Единая Россия», итоги которых подведены в мае 2024 г. Авторское внимание сосредоточено на особенностях и тенденциях, характерных для отбора кандидатов, рекомендуемых к участию в выборах в Московскую городскую думу восьмого созыва, запланированных на сентябрь 2024 г.

По итогам праймериз отмечается тенденция, символизирующая приоритет инерционности в формировании электоральных предпочтений, выраженная в сохранении лидерских позиций 19 действующими депутатами городского парламента, участвовавшими в предварительном голосовании, включая 15 из 20 членов фракции «Единая Россия» (в числе которых спикер А. Шапошников, сенатор И. Святенко и лидер фракции С. Орлов), трех представителей депутатского объединения «Моя Москва» (олимпийская чемпионка и телеведущая М. Киселева, журналист Н. Метлина, бывший генеральный директор ООО «Транспортная компания «Славия» В. Головченко), а также беспартийного вице-спикера Мосгордумы журналиста А. Медведева, являющегося сторонником партии «Единая Россия».

Представляется симптоматичным, что по ряду округов победу в праймериз одержали известные медийные персоны, ставшие популярными в далеких от политики сферах и относящиеся к категории селебрити [Аверина 2022], или, другими словами, «звезды». Актуализация подобного тренда подтверждает факт дальнейшего распространения исследованного ранее явления шоуи-зации, детерминирующего ход избирательного процесса [Ежов 2018]. Так, в соответствующем контексте выглядит симптоматичным лидерство на прай-мериз олимпийской чемпионки по биатлону О. Зайцевой (округ № 2), сняв-

2 0 2 4' 0 4

ВЛАСТЬ

37

шегося в фильме «Вызов» летчика-космонавта А. Шкаплерова (округ № 3), музыканта Р. Газманова (округ № 39), серебряного призера Олимпиады по фигурному катанию И. Слуцкой (округ № 42).

В качестве отдельного тренда, характеризующего особенности продвижения кандидатов в ходе праймериз, целесообразно выделить многоэтапные информационные кампании, способствовавшие формированию их устойчивого образа в сознании потенциального избирателя. Так, победе на праймериз директора Московского зоопарка С. Акуловой (округ № 43) предшествовала интеграция в региональную новостную повестку сюжетов, предполагающих в качестве основной содержательной линии интерпретацию событий из жизни обитателей зоопарка, таких как панда Катюша и манул Тимофей, распространяемых посредством традиционных и новых медиа.

На примере московского кейса констатируется недостаточная степень реализации идеи интеграции в процессы формирования политического представительства участников специальной военной операции России на Украине (СВО), что подтверждается фактами проигрыша праймериз всеми 15 участниками СВО, зарегистрировавшимися в качестве потенциальных претендентов. Наилучший результат среди них продемонстрировал мобилизованный пулеметчик М. Федулаев, набравший 353 голоса в округе № 26, в котором с показателем в 8 294 голоса победил депутат Московской городской думы седьмого созыва, глава фракции «Единая Россия» С. Орлов. Большинство же участников СВО набрали на праймериз менее 100 голосов.

По итогам проведенного анализа представляется очевидной дальнейшая пролонгация тенденций инерционности, шоуизации, популяризации потенциального кандидата посредством информационных ресурсов и путем создания устойчивого ассоциативного ряда с его образом. В целом, комбинация обозначенных трендов является характерной для электоральных процессов на различных уровнях.

Список литературы

Аверина М.В. 2022. Селебрити как флагманы внедрения социокультурных трендов в обществе. — Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. № 12(867). С. 149-156. DOI: 10.52070/2542-2197_2022_12_867_149. EDN: ELJXGT

Викулина С.В., Гребенникова Е.И. 2022. Праймериз как механизм рекрутирования депутатов Государственной Думы (на материалах исследования результатов праймериз «Единой России» в Центральном федеральном округе). - Гражданин. Выборы. Власть. № 1(23). С. 186-195. EDN: УХМК^

Ежов Д.А. 2018. Выборы в условиях шоуизации: технологии и социальные последствия. - Вестник Института социологии. Т. 9. № 2(25). С. 130-144. DOI: 10.19181/^.2018.25.2.515. EDN: RTOQVB.

Зимина Н.В. 2021. Праймериз как форма политического участия партий. -Вестник Забайкальского государственного университета. Т. 27. № 10. С. 65-69. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-10-65-69. EDN: ELDVYQ.

38

ВЛАСТЬ

2 0 2 4' 0 4

EZHOV Dmitriy Aleksandrovich, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor; Associate Professor of the Chair of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49/2 Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125167;president@lenta.ru)

TO THE ANALYSIS OF THE RESULTS

OF THE PRIMARIES OF THE POLITICAL PARTY

«UNITED RUSSIA» TO THE MOSCOW CITY DUMA

Abstract. The article analyzes the results of the primaries of the political party «United Russia» on the eve of the elections to the Moscow City Duma. The author notes that the identified features and trends that emerged during the selection of candidates and the formation of their composition, in general, correspond to similar manifestations at various levels of electoral processes. A separate emphasis is placed on the victory of personalities belonging to the celebrity category according to the results of the primaries in certain districts.

Keywords: elections, primaries, celebrities, showization, Moscow City Duma, political party «United Russia»

ФЕДОРОВ Владислав Иванович — кандидат политических наук, ассистент кафедры политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49/2; vifedorov@fa.ru); научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН (117418, Россия, г. Москва, Нахимовский пр-кт, 51/21)

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЭГ В РОССИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕГИТИМНОСТИ ВЫБОРОВ

Аннотация. В статье на основе сетевого подхода к изучению политических процессов обоснована необходимость разработки технологии общественного наблюдения за дистанционным электронным голосованием (ДЭГ), повышающей эффективность коммуникации общества и государства для обеспечения легитимности выборов. Автор выделяет факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на легитимность выборов, проводимых на основе ДЭГ, а также формулирует конкретные требования к общественному наблюдению за ДЭГ.

Ключевые слова: выборы, общественное наблюдение, общественный контроль, электронное голосование, ДЭГ, легитимность

Проект «Дистанционное электронное голосование в социально-политических коммуникациях: общественное наблюдение и политическое участие» реализован в Институте научной информации по общественным наукам РАН по итогам отбора научных проектов, поддержанных Министерством науки и высшего образования РФ и Экспертным институтом социальных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.