Научная статья на тему 'К 90-летию Зои алексеевны решетовой'

К 90-летию Зои алексеевны решетовой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 90-летию Зои алексеевны решетовой»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2009. № 1

ЮБИЛЕИ

к 90-ЛЕТИЮ ЗОИ АЛЕКСЕЕВНЫ РЕШЕТОВОЙ

16 декабря 2008 г. отметила 90-й день рождения Зоя Алексеевна Решетова — доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ, заслуженный деятель науки рФ в области образования.

Зоя Алексеевна прошла большой и яркий жизненный путь. Она родилась в с. Малая Сергеевка Балашовского р-на Саратовской обл. За первые пять лет после окончания средней школы работала и учителем физкультуры в сельской школе, и экономистом в крупной московской организации. В 1940 г. она поступила в Московский авиационный институт. С 1942 по 1945 г. находилась в действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны (имеет боевые награды — орден Отечественной войны II степени и медали). В 1945 г. З.А. решетова стала студенткой, а затем аспиранткой психологического отделения философского ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1954 г. защитила кандидатскую диссертацию «роль ориентировочной деятельности в двигательном навыке». далее прошла путь от ассистента до профессора кафедры педагогики и педагогической психологии ф-та психологии МГУ Тема докторской диссертации—«Психологические основы профессионального обучения». Ныне Зоя Алексеевна трудится в качестве профессора-консультанта кафедры психологии образования и педагогики.

Научные взгляды З.А. Решетовой формировались под влиянием идей А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца. В ее работах реализуются принципы деятельностного подхода к обучению. Усвоение знаний раскрывается как процесс, основанный на ориентировочно-исследовательской деятельности учащегося. Выделяются функции, цели, структура, предметное содержание, средства, программа этой деятельности, характеризуется достигаемый на ее основе продукт — формируемое содержание знаний, умений, способностей и творческие возможности. Широко известны такие монографии З.А. Решетовой, как “Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения” (1979); “Психологические основы профессионального обучения” (1985); “Формирование системного мышления” (2002). Ее исследования внесли существенный вклад в развитие психологической теории деятельности и дидактической теории.

Продуктивную исследовательскую работу Зоя Алексеевна всегда сочетала с активной преподавательской и просветительской деятельностью. В течение многих лет она читала на факультете психологии лекции, вела семинары и спецкурсы. Выезжала для преподавания педагогической психологии в Болгарию, Монголию, на Кубу, работала в составе делегации по обмену опытом в области программированного обучения в странах Европы.

Достижения З.А. Решетовой на профессиональном поприще получили достойную оценку. Она награждена премией Президента рФ в области образования (1998), Ломоносовской премией МГУ за цикл исследований «Формирование системного мышления и общего механизма усвоения в обучении» (2003), серебряной медалью ВДНХ, медалью Министерства образования РФ «Почетный работник высшего профессионального образования».

Сердечно поздравляем Вас с юбилеем, дорогая Зоя Алексеевна! Желаем здоровья, душевных и физических сил, новых учеников, новых творческих достижений.

Коллектив факультета психологии МГУ

Слово об учителе

Я с готовностью принял предложение редакции написать о нашем юбиляре — Зое Алексеевне решетовой. Вместе с тем возникло и смущение: смогу ли найти подходящие слова, чтобы выразить масштабы этого замечательного человека в различных его измерениях? Выдающийся ученый. Проницательный педагог. Отзывчивая, чувствительная к житейским проблемам близких людей личность. Эти качества Зои алексеевны хорошо известны многим, кому довелось вместе работать или просто общаться с ней.

И все же эти правильные слова не открывают таинства ее влияния на окружающих. В чем это выражается? Во-первых, в необычайной сплоченности группы ее учеников и последователей. В разные годы в этот круг входили и входят новые лица: стажеры, аспиранты, соискатели степеней, практические работники образования, представители других отраслей науки и практики. Эти поначалу различные во многих отношениях люди со временем стали единомышленниками и близкими друзьями.

Об этом мы, ее ученики, часто заводим разговор во время наших традиционных встреч, о которых уже давно заранее не договариваемся. Все знают: это произойдет в первое воскресенье после дня рождения Зои алексеевны в 3 часа пополудни в маленькой ее квартирке на Ломоносовском проспекте. Обычно собирается не менее 20 человек.

Почему возникло такое единение? Мнение самой именинницы по обсуждаемому вопросу однозначно. не то в шутку, не то всерьез она утверждает, что все дело в системном мышлении, которое привито нам в ходе кропотливой, отнюдь не легкой совместной работы. наше мировоззрение стало системным, а жизненная позиция—более деятельной. Поэтому неслучайно ее ученики сумели утвердиться на профессиональном поприще, стать успешными управленцами, бизнесменами или приобрели высокий статус на научно-педагогическом поприще. Взаимопонимание приводит к человеческой близости.

Формирование системного мышления в обучении — приоритетная задача образования, утверждает Зоя алексеевна. Эта мысль воспринималась нами не как голословная декларация. Каждый из учеников на своем «материале» мучительно пробивался к пониманию системности мира и человеческой деятельности. Всегда в центр диссертационного исследования выдвигалась проблема, обусловленная насущной потребностью практики. В одних случаях речь шла об улучшении качества профессиональной подготовки — от начальных шагов в профессию молодого рабочего до повышения квалификации операторов, обслуживающих сложнейшие ракетно-космические комплексы. В других исследованиях решались проблемы преодоления затруднений учащихся всех уровней образования — от школьников до студентов, изучающих курсы математики, физики, теоретической механики, радиотехники, иностранных языков и других отраслей знания.

Зоя алексеевна, как никто другой из преподавателей факультета психологии, раскрывала своим ученикам сущность учения своих непосредственных учите-лей—алексея Николаевича Леонтьева и Петра Яковлевича Гальперина. Оба мэтра отечественной психологии очень ценили Зою алексеевну. К примеру, был такой случай. А.Н. Леонтьев назначил важное совещание по вопросам модернизации профессионального образования. Была приглашена и Зоя алексеевна. Однако на это же время у Зои алексеевны был билет в театр. Она сообщила об этом алексею Николаевичу. Леонтьев перенес дату проведения совещания.

Несмотря на глубочайшее преклонение перед своими учителями, Зоя алексеевна могла вступить с ними и в острую полемику. Однажды она рассказала П.Я. Гальперину о положительных результатах формирующего эксперимента, в

90

котором учащиеся, овладевшие элементами метода системного анализа, улучшили учебные достижения. Зоя Алексеевна интерпретировала этот факт как сдвиг в умственном развитии учащихся. Г альперин не согласился с ней. «Зоенька, — сказал Петр Яковлевич, — это у Вас метод работает, а где здесь психология?» решетова с жаром возразила учителю: «Если метод действительно усвоен, он становится регулятором деятельности, ее внутренним ориентиром, задающим программу последующих умственных действий. В этом случае можно говорить о подлинном психическом новообразовании». Гальперин вскоре принял это возражение, поскольку высказанная Зоей Алексеевной мысль не только не расходилась, но, напротив, органично вплеталась в положения теории учения П.Я. Гальперина.

Зоя Алексеевна решетова — очень требовательный учитель. Помногу раз каждому из аспирантов приходилось перестраивать схему эксперимента, переписывать тексты статей или диссертаций. работа, как правило, шла трудно, сроки защит выходили за отведенное на аспирантуру время. Однако было ощущение, что, раз за разом совершенствуя текст, мы не только делаем его более понятным и выразительным для восприятия потенциальными читателями, но и укрепляем и развиваем наши собственные представления о методологических основаниях и теоретических детерминантах проводимого исследования.

Здесь уместно сказать и о другой особенности З.А. решетовой, объясняющей силу ее влияния на учеников. Эта особенность состоит в готовности работы с аспирантами и соискателями без какого-либо ограничения по времени. В любое время суток, в будничный или праздничный день, и даже независимо от самочувствия, Зоя алексеевна готова принять ученика и полностью погрузиться в его проблемы. нередко «мозговой штурм» длится часами.

Часто это не только учебно-производственные вопросы. нередко и сейчас ее ученики приходят к ней и с личными бедами. Как подлинный, проницательный психолог, человек с богатейшим жизненным опытом, Зоя Алексеевна поможет найти выход из положения, окажет моральную поддержку. Случалось и выбранит, если человек раскиснет из-за пустяков.

Поздравляя Зою Алексеевну со славным юбилеем, мы, ее ученики, уверены, что еще долго будем не сговариваясь собираться вместе в первое воскресенье после дня ее рождения, чтобы в очередной раз испытать наслаждение от общения с нашим Учителем, сплотившим нас в единую семью.

Ю.А. Самоненко, профессор ф-та психологии МГУ, доктор педагогических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.