Научная статья на тему 'Вспоминаем Зою Алексеевну Малькову'

Вспоминаем Зою Алексеевну Малькову Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вспоминаем Зою Алексеевну Малькову»

К 95-ЛЕТИЮ З.А. МАЛЬКОВОЙ

ВСПОМИНАЕМ ЗОЮ АЛЕКСЕЕВНУ МАЛЬКОВУ

19 ноября 2016 года исполнилось бы 95 лет Зое Алексеевне Мальковой, доктору педагогических наук, профессору, действительному члену Российской академии образования, признанному ученому в мировом сообществе компаративистов, одному из основоположников Научной школы сравнительной педагогики в СССР и России.

95-летие - дата особенная. Если взглянуть из сегодняшнего дня на прошлое, то отчетливо видно, насколько был сложный и противоречивый путь Зои Алексеевны в науке - от конфронтационной риторики, характерной для 50-60-х годов ХХ столетия, когда результаты сравнительно-педагогических исследований становились материалом для тенденциозного противостояния отечественной педагогики и педагогики западных стран, до объективного, взвешенного, всестороннего сопоставительного анализа позитивных и негативных аспектов мирового педагогического опыта.

Зоя Алексеевна Малькова относится к категории творцов и созидателей, которые всей своей жизнью и деятельностью осуществляют прорыв в будущее и оставляют после себя глубокий человеческий след как в науке, так и в других областях жизни. Ярко высветилась еще одна грань ее жизни -как участника Великой Отечественной Войны, авиамеханика в составе 586-го женского авиационного полка истребителей.

Благодаря исключительной работоспособности и преданности делу, которому Она служила, ЕЕ педагогическому таланту, личные исследования лидера советской и российской компаративистики и результаты научной деятельности коллектива компаративистов, которым Она руководила в НИИ общей педагогики с середины 60-х годов до середины 90-х годов ХХ века, не только способствовали ликвидации «белых пятен», существоваших в то время в мировом педагогическом пространстве, но и повлияли на то, что сравнительная педагогика в СССР из маловостребованной научной области превратилась в один из ведущих и признанных компонентов общей педагогики.

Научная и организационная деятельность З.А. Мальковой получила международное признание. Она была почетным членом американского педагогического общества Фи Дельта Каппа, членом европейского общества сравнительной педагогики, почетным доктором Королевского учительского колледжа (Великобритания).

На Родине Зоя Алексеевна Малькова награждена правительственными

Вспоминаем З.А. Малькову I

орденами и медалями. За достигнутые трудовые успехи и многолетнюю плодотворную работу была награждена орденом Почета (Указ Президента РФ от 3 марта 2003г.). За цикл монографических исследований «Роль и функции сравнительной педагогики в развитии и повышении эффективности отечественного образования» З.А.Мальковой в соавторстве с Б.Л.Вульфсоном ей была присуждена премия Президента РФ в области образования за 1999 год.

Коллеги, ученики и последователи вспоминают Зою Алексеевну как достойного, доброго, душевного, отзывчивого и справедливого Человека, Ученого с мировым именем, выдающегося специалиста в области сравнительной педагогики, Учителя, требовательного научного руководителя, талантливого и активного организатора педагогической науки.

Владимир Александрович Разумный, доктор философских наук, публицист, педагог, литературный критик, бывший директор издательства «Педагогика», вспоминает тот период их знакомства, когда решалась судьба фундаментального труда З.А.Мальковой по теории и истории школы США.

«Ознакомившись с содержанием книги, сразу же определил главное - неординарность мышления автора, ее компетентность в предмете исследования. Неординарность - в смелой попытке сказать правду о положительном и отрицательном в уникальном опыте школы США...Компетентность - не только в масштабе использования литературы, но прежде всего в личных и незаменимых наблюдениях автора, отлично знакомого с духовной жизнью США .... В отличие от вполне типичного для многих авторов поведения до выхода книги в свет . З.А.Малькова ни разу не позвонила мне по поводу или без оного, а тем более не пыталась проводить душещипательную беседу в моем директорском кабинете.

Людмила Леонидовна Супрунова, доктор педагогических наук, профессор кафедры межкультурной коммуникации , лингводидактики , педагогических технологий обучения и воспитания ФГБОУ ВПО « Пятигорский государственный лингвистический университет»,основатель научной школы по сравнительной педагогике и поликультурному образованию на Северном Кавказе, вспоминает Зою Алексеевну Малькову как образец бескорыстного служения педагогической науке, порядочного, доброжелательного отношения к людям, честности и принципиальности. Людмила Леонидовна рассказывает, как она, учитель из Пятигорска с пятнадцатилетним стажем практической работы, директор школы и заведующая курсами русского языка в Индии, на научном поприще чувствовала себя недостаточно уверенно. И отмечает: «З.А. Малькова помогла мне по-новому, в контексте задач сравнительной педагогики, посмотреть на исследуемую проблему. Когда я защитила кандидатскую диссертацию, Зоя Алексеевна

I А.К. Савина

сказала: «А теперь - вперед! Надо еще многое изучить для того, чтобы понять, как развиваются тенденции реформирования образования в современной школе Индии, осознать взаимосвязь традиций и инноваций в теории и практике индийского образования в контексте мирового образовательного процесса.». Зоя Алексеевна ставила передо мной все новые и новые вопросы, заставляла снова и снова осмысливать педагогическую реальность, всегда была готова помочь и советом, и необходимой литературой. В результате этой кропотливой работы я защитила докторскую диссертацию. А две мои монографии по реформированию образования в Индии хранятся в Библиотеке Конгресса США.

Галина Федоровна Кумарина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой адаптивного образования ГБОУ ВО МО Академия социального управления, действительный член Академии педагогических и социальных наук, делится воспоминаниями о трудных 80-х годах ХХ столетия, когда отсутствовало понимание необходимости индивидуального подхода к «детям группы риска», которые по своему физическому, психическому и социально-психологическому статусу не вписывались ни в одну из официально признанных групп детей - «здоровые-больные». Постоянные вызовы «на ковер» в вышестоящие организации сопровождались упреками во «вредности и ненаучности» проводимой работы. «Зоя Алексеевна, понимая ситуацию, спокойно и увещевательно говорила: «Галина Федоровна! Вы, конечно, и в этот раз пойдете. И пойдете не для того, чтобы защищать направление, в рамках которого работает ваша группа, а для того, чтобы защитить эти сотни тысяч детей, которые сегодня страдают в школе и которых защитить некому.

«Именно Зоя Алексеевна добилась того, чтобы в институте в 1987 году была открыта новая, впервые созданная в рамках АПН лаборатория кор-рекционной педагогики. Ее непререкаемый человеческий и научный авторитет внес свою неоценимую лепту в становление этого направления научной мысли и в выход в свет нормативно-правовых актов, регламентирующих практику создания и функционирования классов компенсирующего обучения для «детей группы риска».

Зоя Алексеевна учила любить и уважать ученика, щедро делилась знаниями зарубежной педагогики, предупреждая, что нельзя механически переносить чужой опыт в нашу систему, что чужой опыт нуждается в критическом анализе, что нельзя отказываться от собственного опыта в угоду так называемым инновациям.

Зоя Алексеевна Малькова как Человек, Ученый и Боец оставила о себе добрую и благодарную память.

А.К.Савина, доктор педагогических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.