А. Р. Аетбаев
К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ИОСИФОВИЧА ЗАЙЦЕВА
В настоящей статье рассматривается научная деятельность крупнейшего антико-веда А. И. Зайцева на ранних этапах творчества во второй половине 50-х гг. ХХ в. Жизнь и творчество А. И. Зайцева в научной литературе неоднократно анализировалась ранее его коллегами и учениками. Мы коснемся лишь некоторых эпизодов из истории его обучения и работы на кафедре классической филологии ЛГУ в тот период.
В своей «Автобиографии» А. И. Зайцев пишет, что в 1954 г. «.. .стараниями Я. М. Боровского и В. Е. Балахонова был принят обратно в Университет. Закончил его в 1956 году, на один год раньше срока, и благодаря покровительству Б. В. Казанского был принят в аспирантуру. С 1959 г. работаю» (А. И. Зайцев. СПб., 2003. С. 192).
В 1954 году исполняющим обязанности заведующего кафедрой классической филологии был доцент Яков Маркович Боровский (Дуров В. С. СПб., 2004. С. 4). Более подробных документов о помощи Я. М. Боровского и зам. декана филфака В. Е. Балахонова при восстановлении в университет Александра Иосифовича в 1954 г. нам пока найти не удалось. Поэтому здесь можно опираться только на упомянутое выше свидетельство из его «Автобиографии».
В 1955 г. новым заведующим кафедрой стал Б. В. Казанский. Сохранилось заявление Бориса Васильевича «в конкурсную комиссию ЛГУ по кафедре классической филологии»: «.Я связан с кафедрой классической филологии ЛГУ 47-й год (с небольшими перерывами) - со дня поступления моего в Ун-т в 1908 г. Я ушел на пенсию 1951 г. не только потому, что пора было это сделать по возрасту, но и потому, что как то не находилось для меня научного дела по кафедре. Я признателен, однако, Ректору Ун-та за то, что он сохранил за мной, в приказе о моем увольнении, участие в научных работах кафедры.
Процветание кафедры, воспитавшей мое научное мышление и направившей мои высшие интересы мне по-прежнему близко и дорого... Я полагаю, что объявление конкурса по всем должностям кафедры показывает решимость университетской общественности поднять ее на надлежащую высоту. Я вижу в нем призыв помочь этому большому делу. И если Комиссия не имеет в виду более способного справиться с этой нелегкой задачей человека, чем я, то я готов посвятить этому силы, которыми еще владею, и взять на себя заведывание кафедрой, которую я помню в ее самом блестящем расцвете. Б. Казанский. 16.IV.55.» (ОР РНБ. Ф. 1393. Д. 358. Л. 1-2).
Б. В. Казанский был зав. кафедрой два года (1955-1957 гг.). Именно в это время А. И. Зайцев начинает свою научную деятельность на кафедре. В своем письме Б. В. Казанскому Соломон Яковлевич Лурье отмечал: «... из числа других окончивших классич. отд. я полагаю, прекрасные научные работники вышли бы из Зайцева и Перельмутера...» (ОР РНБ. Ф. 1393. Д. 656. Л. 3).
3 марта 1956 г. зав. кафедрой Б. В. Казанский докладывал декану филфака ЛГУ, что «в результате расстановки лучших преподавательских сил (на I курсе латинский язык профессор М. Е. Сергеенко, греческий язык доцент А. И. Доватур, введение в классическую филологию профессор Б. В. Казанский. На III курсе латинский язык доцент Я. М. Боровский, греческий язык доцент А. И. Доватур, историческая грамматика латинского языка и латинские авторы профессор И. М. Тронский, греческие авторы профессор Б. В. Казанский) удалось добиться очень хороших успехов для I-го курса и в значительной мере поднять успешность III-го курса, сильно деморализованного и отставшего в прошлом году в связи с временным закрытием Классического Отделения» (ОР РНБ. Ф. 1393. Д. 41. Л. 14-15).
В заявлении декану филфака Б. В. Казанский пишет: «Кафедра классической филологии всецело поддерживает ходатайство студента IV-го к. Зайцева А. И. Он отличается выдающимися способностями и является уже законченным, зрелым филологом. Вместе с тем, пребывание его в Университете еще год обязало бы его проходить ряд предметов (педагогических), необходимых для получения права преподавания русского языка в школе, которые в значительной степени отвлекли бы его от занятий по прямой специальности. Зайцев возвратился в Университет как раз в то время, когда кафедре классической филологии пришлось перестраиваться и когда практически
положение было еще неясным. Он имел право быть зачисленным на У-й курс, но в тогдашних условиях руководство кафедрой сочло более целесообразным задержать его на 1У-м курсе.
А. И. Зайцев обладает отличными знаниями лат. и греч. языка и большой начитанностью в литературе. Отзывы о занятиях его у проф. Тронского, доц. Боровского, и у меня наилучшие. Небольшое исследование, сделанное им самостоятельно, свидетельствует о том, что он владеет филологическими методами работы (статья эта принята в сборник кафедры). Курсовая работа его также имеет исследовательский, самостоятельный характер. Для семинария проф. Еремина он работает над рукописью ХУ-го века. Лично быть вполне уверенным, что Зайцев своевременно и успешно выполнит и дипломную работу. Ввиду того, что формально Зайцев заканчивает Университет досрочно, что он застигнут был реформой уч. плана кафедры на IV к., и что кафедра имеет ввиду оставить его аспирантом, кафедра ходатайствует о сдаче Зайцевым гос. экзаменов по старому, чисто классич. плану. Зав. кафедрой классической филологии Б. Казанский. 4 IV 56» (ОР РНБ. Ф. 1393. Д. 41. Л. 18-18 об.).
Таким образом, в 1956 г. «студент Зайцев защитил дипломную работу» и в 1956-1957 учебном году стал аспирантом I курса (ОР РНБ. Ф. 1393. Д. 40. Л. 3, 8). Вопрос о будущей аспирантуре решался весной 1956 г. Это подтверждает и другое обращение Б. В. Казанского декану филфака: «.Из объявления в ленинградской «Правде» я узнал, что на будущий учебный год имеется вакансия на аспиранта по латинскому языку. Как раз на вакансию аспиранта на будущий год кафедра классической филологии прочит А. И. Зайцева, которого она, как и он сам, хочет видеть филологом, а вовсе не лингвистом-латинистом. Он подает большие надежды на то, что станет выдающимся филологом. Ограничение его аспирантуры латинским языком будет чрезвычайно нерациональным, недопустимым по отношению к нему, так и по отношению к нашей науке. Настоятельно необходимо отменить это ограничение, хотя бы применительно к Зайцеву в данный момент. 17.У.56. Зав. кафедрой классической филологии Б. Казанский» (ОР РНБ. Ф. 1393. Д. 41. Л. 19-20).
Во время учебы в университете Александр Иосифович принимал самое деятельное участие в работе научного кружка студентов по антиковедению. Первое заседание студенческого кружка классической филологии ЛГУ состоялось в феврале
1956 г., где присутствовали: «студенты I курса - Г. Е. Литвинова, Л. М. Марченко, Н. В. Шебалин. Студент IV курса -А. И. Зайцев. Доцент - А. И. Доватур. А. И. Доватур предлагает организовать студенческий кружок классической филологии. С общего согласия присутствующих темой для занятий кружка выбираются поэмы Гомера». Точной даты заседания нет (Архив СПб.ИИ РАН. Ф. 17. Оп. 2. Д. 63. Л. 1).
Позже А. И. Доватур вспоминал об этих годах: «.Сегодня, 19 декабря 1973 г., мы проводим 100-е заседание студенческого кружка классической филологии. В такой момент естественно оглянуться назад, на пройденный путь и охватить мысленным взором этот путь. Постараюсь сделать это возможно компактнее, чтобы дать тем, кто не был постоянным участником кружка, представление о работе кружка, а активным участникам и особенно ветеранам кружка напомнить о том, что делалось в кружке, чему они были свидетелями и чему сами активно способствовали. Рождение кружка относится к февралю 1956 г. Инициатор, заручившись согласием тогдашнего заведующего кафедрой профессора Бориса Васильевича Казанского и сговорившись с тогдашним аспирантом Александром Иосифовичем Зайцевым [в действительности согласно документам А. И. Зайцев в феврале 1956 г. был еще студентом IV курса], предложил студентам трех младших курсов организовать кружок. Откликнулся только I курс, состоявший к тому времени только из трех человек. Н. В. Шебалин, Л. М. Марченко, Г. Е. Литвинова. До лета 1956 г. кружок собирался всего три раза в составе - трех студентов и двух преподавателей.» (Архив СПб.ИИ РАН. Ф. 17. Оп. 2. Д. 63. Л. 182-183).
В 1957 г. заведующим кафедрой классической филологии ЛГУ стал А. И. Доватур. Далее можно опираться на дневники Аристида Ивановича: 20 марта 1959 г. «.В 4 ч. был в деканате. Выяснял: 1) Какие шаги следует предпринять, чтобы оставить на кафедре кончающего свою аспирантуру А. И. Зайцева. ответ: 1) следует подать декану развернутую характеристику А. И. Зайцева с мотивированной просьбой оставить его при кафедре в качестве ассистента; за подписью его руководителя Я. М. Боровского и моей (декан обещал присоединиться к нашей просьбе и похлопотать в ректорате).».
27 марта 1959 г. «.Взял у машинистки в деканате переписанную на машинке характеристику А. И. Зайцева. Дома написал заявление декану о желательности оставления А. И. Зайцева в качестве ассистента на кафедре. 30-го. Понедельник.
Я. М. Боровский подписал характеристику А. И. Зайцева, после чего мое заявление о последнем с приложением экземпляра характеристики, было мною отдано Галине Николаевне [Гра-бовской] для передачи декану.» (Архив СПб.ИИ РАН. Ф. 17. Оп. 2. Д. 54. Л. 70-70 об., 71 об.-72).
На следующий день 28 марта 1959 г. научный руководитель А. И. Зайцева Я. М. Боровский и А. И. Доватур как зав. кафедрой классической филологии просили декана филологического факультета И. П. Еремина оставить оканчивающего аспирантуру А. И. Зайцева в качестве ассистента (Архив СПб.ИИ РАН. Ф. 17. Оп. 2. Д. 51. Л. 23).
28 апреля 1959 г. «.Разговор с Я. М. Боровским по поводу возможной будущей работы А. И. Зайцева на кафедре.».
27 мая 1959 г. «Написал отзыв о статье А. И. Зайцева, предназначенной для «Вестника древней истории», на тему «Эпический фрагмент в плутарховой биографии Тесея». 28-го. Четверг. Отдал свой отзыв о статье А. И. Зайцева факультетской машинистке. 29-го. Пятница. Перед заседанием [Заседание студенческого кружка: «доклад студента II курса Г. Шмакова»] взял у машинистки переписанный ею мой отзыв о работе А. И. Зайцева и передал ему два экземпляра, оставив один себе.».
2 июня 1959 г. «Разговор по телефону с Еленой Ивановной [Чекаловой]. говорили о А. И. Зайцеве, Т. П. Корыхаловой, Л. В. Голодникове.».
9 июня 1959 г. «.Подписал А. И. Зайцеву бумагу о прохождении им педагогической (доцентской) практики.».
20 июня 1959 г. «Суббота. Заседание объединенных советов филологического и восточного факультетов (11-3 ч.). До заседания ходил с А. И. Зайцевым к зав. аспирантурой и договорились окончательно насчет зачисления его к нам на полставки».
2 декабря 1959 г. «Среда. Был на занятиях А. И. Зайцева по латинскому языку в русской группе I курса.».
4 января 1960 г. «Понедельник. Звонил мне А. И. Зайцев в связи с завтрашним экзаменом. Кроме того, я говорил с ним по поводу назначения лица ответственного за те мероприятия кафедры, которые будут проведены в связи с полученной сегодня бумагой. 5-го. Вторник. Принимаем совместно с А. И. Зайцевым экзамен по латинскому языку в датской группе II курса.».
8 января 1960 г. «Пятница. у А. И. Зайцева получается на второе полугодие слишком большая нагрузка (22 часа); есть возможность часть этой нагрузки передать Н. Д. Численко...».
27 января 1960 г. «Среда. Продолжительная беседа с В. А. Смирновым (замдекана) о делах кафедры (в связи с уходом Е. К. Товстика). Намечено: дать полную ставку А. И. Зайцеву; дать полную ставку Н. П. Корыхаловой - до конкурса. Представить на конкурс на доцентскую должность Н. А. Чистякову и Ю. В. Откупщикова; до конкурса дать Ю. В. Откупщикову ставку старшего преподавателя.».
2 марта 1960 г. «Среда. чествование кафедрой уходящего на пенсию Е. К. Товстика.».
29 марта 1960 г. «Вторник. был 1 ч. вечером (8-9) на занятиях у А. И. Зайцева по латинскому языку на I курсе в английской группе (вечерней).».
12 мая 1960 г. «.Беседа с А. И. Зайцевым по поводу его нагрузки будущий год.».
15 ноября 1960 г. «Вторник. Похороны С. И. Ковалева.».
21 декабря 1960 г. «Среда. Был на занятиях по латинскому языку у А. И. Зайцева с вечерниками-романистами (французский язык). (7-8 ч.). 22-го. Четверг. Утром на факультет было сообщено по телефону о смерти Евгения Константиновича Товстика.» (Архив СПб.ИИ РАН. Ф. 17. Оп. 2. Д. 54. Л. 74, 77-78 об., 79 об., 81, 98 об., 106-107, 108 об.-109, 114, 118118 об., 124, 141 об., 146-146 об.).
Из письма А. И. Доватура Б. В. Казанскому от 14 августа 1961 г. «.В этом году делаю опыт - А. И. Зайцеву поручается чтение Софокла с IV курсом классиков. Надеюсь на хороший результат.» (ОР РНБ. Ф. 1393. Д. 593. Л. 5 об.).
4 февраля 1962 г. «Воскресение. Поздно вечером звонил ко мне А. И. Зайцев: скончался Борис Васильевич Казанский.» (Архив СПб.ИИ РАН. Ф. 17. Оп. 2. Д. 54. Л. 228 об.).
Подведем итоги. С 1954 г. жизнь Александра Иосифовича была связана с Университетом. На различных этапах жизни ему помогали разные люди. Согласно А. К. Гаврилову, А. И. Зайцев «имел возможность, несмотря на децимацию 30-х-40-х гг., наблюдать и слушать в своем университете многих примечательных ученых. Как учителю-филологу Александр Иосифович - так неизменно утверждает он сам - обязан более всего Я. М. Боровскому» (А. К. Гаврилов. СПб., 2003. С. 217). Следовательно, главным своим учителем А. И. Зайцев считал
Я. М. Боровского, «именуя не иначе как «священная сила» Якова Марковича» (А. К. Гаврилов. СПб., 2010. С. 167).
В этом плане интересно письмо С. Я. Лурье Б. В. Казанскому: «.Ваш долг заставить Я[кова] М[арковича] написать докторскую диссертацию; данных для этого у него вполне достаточно. Большой недостаток Я[кова] М[арковича] то, что он неважный педагог, тогда как Ар[истид] Ив[анович] педагог изумительный. К Ар[истиду] Ив[ановичу] я всегда относился с восторженным уважением.» (ОР РНБ. Ф. 1393. Д. 656. Л. 2 об.-3).
Можно предположить, что и Аристид Иванович оказал большое влияние на Александра Иосифовича как Учитель. Ведь основы педагогического опыта А. И. Зайцева формировались под руководством А. И. Доватура. Нельзя забывать и о поддержке Б. В. Казанского. Именно при заведывании кафедрой Б. В. Казанским весной 1956 г. определилась дальнейшая научная карьера А. И. Зайцева. Если благодаря «священной силе Я. М. Боровского» Александр Иосифович «вырос», при Б. В. Казанском «встал на крыло», то у А. И. Доватура «полетел». Дружба Александра Иосифовича и Аристида Ивановича с Борисом Васильевичем продолжалась вплоть до смерти последнего. Можно привести здесь последнее письмо А. И. Доватура Б. В. Казанскому:
«31 декабря 1961 г. Глубокоуважаемый и дорогой Борис Васильевич. Поздравляю Вас, Татьяну Борисовну (которая больше не занимается греческим языком у А. И. Зайцева) и маленького Колю с Новым годом. Здоровья, спокойствия духа, благоденствия, успеха - обычный перечень пожеланий к Новому Году. Занятость не позволила мне побывать у Вас осенью и в начале зимы. Сейчас наступает экзаменационная пора, а за ней двухнедельные каникулы. В январе ничто не помешает мне побывать у Вас. Тогда принесу Вам и книгу Н. Н. Кечакмадзе, в которой Вы, м[ожет] быть, поймете больше меня (книга написана на грузинском языке). Большой привет Татьяне Борисовне и Коле. Преданный Вам А. Доватур» (ОР РНБ. Ф. 1393. Д. 593. Л. 9). Успел ли посетить Бориса Васильевича Аристид Иванович неизвестно.
Литература
Архив СПб.ИИ РАН. Ф. 17. Оп. 2. Д. 51. Л. 23; Д. 54. Л. 70-70 об., 71 об.-72, 74, 77-78 об., 79 об., 81, 98 об., 106-107, 108 об.-109,
114, 118-118 об., 124, 141 об., 146-146 об., 228 об.; Д. 63. Л. 1, 182-183.
А.К. Гаврилов. Речь на праздновании 70-летия А.И. Зайцева (28 мая 1996 г.) // Древний мир и мы. Классическое наследие в Европе и России: Альманах. Выпуск III. СПб., 2003. С. 215-230.
A.К. Гаврилов. О филологах и филологии: статьи и выступления
разных лет. СПб., 2010.
B.С. Дуров. Кафедра классической филологии: прошлое и настоящее
(1932-2002) // Philologia classica. Выпуск VI. СПб., 2004. С. 317.
А.И. Зайцев. Автобиография // Древний мир и мы. Классическое наследие в Европе и России: Альманах. Выпуск III. СПб., 2003. С. 191-192.
ОР РНБ. Ф. 1393. Д. 40. Л. 3, 8; Д. 41. Л. 14-15, 18-18 об., 19-20; Д. 358. Л. 1-2; Д. 593. Л. 5 об., 9; Д. 656. Л. 2 об.-3.