Научная статья на тему 'К 80-летию кафедры факультетской педиатрии российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова'

К 80-летию кафедры факультетской педиатрии российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
175
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 80-летию кафедры факультетской педиатрии российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова»

Юбилей

142

Г.А. Самсыгина2, Л.С. Намазова-Баранова1, 2, Т.В. Казюкова2

1 Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

2 Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва

К 80-летию кафедры факультетской педиатрии Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова

Кафедра факультетской педиатрии Российского национального исследовательского медицинского университета (РНИМУ) имени Н. И. Пирогова была основана в ноябре 1931 г., когда на факультете Охраны материнства и младенчества (впоследствии — педиатрическом факультете) 2-го Московского медицинского института (ныне РНИМУ) была открыта клиническая кафедра патологии детей старшего возраста. Возглавил ее профессор А. А. Колтыпин, а базировалась кафедра в Морозовской детской больнице (больница построена на средства Викулы Елисеевича Морозова в 1903-1906 гг.), в то время именовавшейся I Образцовой детской больницей.

Александр Алексеевич Колтыпин (1883-1942) заведовал кафедрой в 1931-1938 гг. Он был талантливым учеником и последователем известного российского педиатра А. А. Киселя, кстати, также работавшего в стенах Морозовской больницы.

За время своей работы на кафедре А. А. Колтыпин внес огромный вклад в учение об острых инфекционных заболеваниях у детей, особенно в вопросы патогенеза. Им установлены универсальные закономерности течения («фазности») инфекционного процесса. На модели детских инфекций он, по сути дела, предвосхитил появившееся позже учение об общем адаптационном синдроме Селье.

Кроме того, он был автором первого в СССР учебника по детским болезням для студентов педиатрических факультетов (1939). Свои лекции А. А. Колтыпин почти всегда сопровождал оригинальными рисунками и схемами, которые тут же рисовал на доске. Его ближай-

шими помощниками были аспиранты П. А. Пономарева, М. Н. Казанцева, Р. З. Шерман.

Во времена заведования А. А. Колтыпина стало очевидным, что деление педиатрических кафедр по возрастному принципу не разумно, поскольку многие болезни, начинаясь в раннем детстве, продолжаются не только в старшем возрасте, но и в течение всей жизни человека, а значительная часть заболеваний с одинаковой частотой встречается на протяжении всего детства и у подростков. В этой связи с 1937 г. кафедра стала именоваться кафедрой факультетской педиатрии, по аналогии с кафедрами факультетской терапии и хирургии других медицинских вузов.

Термин и понятие «факультетской клинической кафедры» подразумевало обучение в рамках факультета — на базе его клиник, где студенты получали необходимый минимум знаний по клинической специальности. Последующее обучение студентов проводилось в «госпитальных условиях» (городских госпиталях), где клинические знания расширялись и совершенствовались. Однако 2-й Московский медицинский институт (так в то время назывался вуз) не имел своих собственных факультетских клиник. Поэтому изначально все клинические кафедры института, в том числе и педиатрические, базировались в городских больницах, но принцип: «на факультетских кафедрах студенты получают необходимый минимум знаний по выбранной специальности» остался.

В 1938 г. А. А. Колтыпин покидает кафедру факультетской педиатрии и переходит в Педиатрический институт НЗД РСФСР. Кафедру с этого времени возглавляет Заслуженный деятель науки, профессор Д. Д. Лебедев.

G.A. Samsygina2, L.S. Namazova-Baranova1, 2, T.V. Kazyukova2

1 Scientific Center of Children's Health, RAMS, Moscow

2 N.I. Pirogov Russian National Scientific Medical University, Moscow

The 80th Anniversary of the Department of Faculty Pediatrics of N.I. Pirogov Russian National Scientific Medical University

Колтыпин Александр Алексеевич Лебедев Дмитрии Дмитриевич Пономарева Полина Афанасьевна

Профессор Дмитрий Дмитриевич Лебедев (1884-1976) заведовал кафедрой в 1938-1952 гг. Формирование его научных воззрений и интересов проходило в педиатрических клиниках 1-го ММИ им. И. М. Сеченова, которые в то время возглавляли известные профессора Н. С. Корсаков и В. М. Молчанов.

Основными направлениями научных исследований Д. Д. Лебедева были ревматизм и болезни суставов у детей, изучение роли стрептококковой инфекции в формировании ревматизма и хронического тонзиллита. Этим проблемам посвящена его монография, написанная совместно с профессором А. В. Долгополовой. Кроме того, Д. Д. Лебедев много внимания уделял особенностям течения скарлатины, ее роли в патологии детского возраста, разработке новой для того времени системы госпитализации детей, больных скарлатиной. Наиболее яркими и выдающимися учениками Д. Д. Лебедева являются академик РАМН, профессор Н. И. Нисевич, профессора А. В. Долгополова, П. А. Пономарева, А. И. Титова, которые, продолжая его научные традиции, сами стали заметным явлением в отечественной педиатрии.

В 1952 г. Д. Д. Лебедев организовал новую кафедру педиатрического факультета — кафедру детских инфекционных болезней, которая к тому времени выделилась в самостоятельную педиатрическую дисциплину. Заведовать кафедрой факультетской педиатрии поручили профессору П. А. Пономаревой.

Полина Афанасьевна Пономарева (1899-1986) руководила кафедрой в 1952-1966 гг. В тот период ведущим направлением научно-исследовательской работы кафедрального коллектива стали изучение сердечнососудистой системы; широко внедрялись в клиническую практику методы электро-, фоно- и векторокардиогра-фии. Изучалась диагностическая значимость других методов исследования сердечно-сосудистой системы у детей: плетизмография, баллистокардиография, метод электрофореза для определения реактивных протеинов и др. Особое внимание уделялось вопросам профилактики заболеваний в детском возрас-

те. Совершенствовалась учебно-методическая работа по преподаванию педиатрии.

В 1966 г. заведующей кафедрой становится одна из учениц Полины Афанасьевны Пономаревой — член-корреспондент АМН СССР (ныне — РАМН), профессор Н. С. Кисляк, которая руководила кафедрой с 1966 по 1994 год.

Наталья Сергеевна Кисляк (1926-2008 гг.) начала свою деятельность на кафедре в 1952 г., проявляя особый интерес к гематологии детского возраста, особенно к вопросам лейкозологии. Проблемам острого лейкоза у детей была посвящена ее докторская диссертация и многочисленные диссертационные работы ее учеников. В Морозовской больнице по ее инициативе создали первое в СССР детское гематологическое отделение, открыли консультативный прием амбулаторных больных с заболеваниями крови. При кафедре начала работу научно-исследовательская лаборатория детской гематологии (зав. — докт. биол. наук, профессор Р. В. Ленская), что позволило проводить цитологическую диагностику лейкозов; были изданы уникальные монографии «Клетки крови в норме и патологии», «Атлас клеток крови в норме и при патологии у детей», отмеченные академическими наградами.

По сути дела, на кафедре зародилось и сформировалось новое направление педиатрии — гематология и лейко-зология детского возраста. В учение о лейкозах у детей Наталья Сергеевна внесла фундаментальные знания, в которых была показана роль нарушений триптофаново-го обмена в становлении врожденного лейкоза, создана цитологическая классификация лейкозов, разработаны и внедрены методы иммунотерапии лейкоза. Наряду с исследованиями в области детской лейкозологии, сотрудники кафедры изучали и другие заболевания системы крови у детей — геморрагический васкулит, гемолитические анемии, нейтропении, тромбоцитопении. Естественным продолжением этого направления работы кафедры стало создание Научно-исследовательского института детской гематологии МЗ РФ, директором

143

ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ /2011/ ТОМ 8/ № 6

Юбилей

144

Кисляк Наталья Сергеевна Самсыгина Галина Андреевна Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна

которого стал один из учеников Н. С. Кисляк — член-корреспондент РАМН, профессор А. Г. Румянцев. Кстати, и первоначальный состав сотрудников этого института в значительной мере составили сотрудники и выпускники кафедры и кафедральной лаборатории детской гематологии. Другая часть сотрудников и выпускников кафедры факультетской педиатрии влились в состав НИИ детской онкологии и гематологии РАМН. Таким образом, кафедра во главе с член-корреспондентом РАМН, профессором Н. С. Кисляк стала родоначальником детской гематологии в нашей стране.

За почти три десятилетия своей деятельности Н. С. Кисляк воспитала немалое число талантливых российских ученых: академиков РАМН Л. А. Дурнова, А. Г. Румянцева, профессоров Л. А. Махонову, С. А. Маякову, Н. А. Белоконь, А. И. Кузнецова, Л. Г. Кузьменко, В. М. Чернова, Е. А. Само-чатову и многих, многих других, работающих во всех уголках нашей огромной страны.

На протяжении 1970-80-х годов на кафедре стала вновь интенсивно развиваться детская кардиология. Это направление возглавила также одна из учениц

Н. С. Кисляк — профессор Н. А. Белоконь. Еще будучи ассистентом, а затем доцентом кафедры, Н. А. Белоконь внесла принципиально новые положения в представления о неревматических кардитах у детей, разработала классификацию недостаточности кровообращения при врожденных пороках сердца. Позже эти исследования легли в основу монографии Н. А. Белоконь «Неревматические кардиты у детей» и 2-томное руководство «Сердечнососудистые заболевания у детей».

С середины 70-х годов на кафедре сформировалось новое направление научных исследований — неонато-логия. Это направление разрабатывала и возглавляла также ученица Н. С. Кисляк — профессор Г. А. Самсыгина. Ее научные исследования, посвященные изучению этиологии, характера иммунного ответа организма новорожденных, гемостазиологических и эндокринных изменений при сепсисе и других гнойно-воспалительных заболеваниях у новорожденных детей, легли в основу ее докторской диссертации и не утратили актуальности

до настоящего времени. Г. А. Самсыгина разработала и внедрила в практику детских стационаров новые методы диагностики и лечения сепсиса, менингита и других гнойно-воспалительных заболеваний у новорожденных детей.

В 1987 г., в связи с введением нового учебного плана, кафедра факультетской педиатрии стала именоваться «кафедрой детских болезней № 1», в то время как кафедра госпитальной педиатрии — «кафедрой детских болезней № 2». При этом одна половина студентов 4, 5 и 6-х курсов полностью проходила программу обучения по педиатрии на кафедре детских болезней № 1, а вторая половина — на кафедре № 2, изучая как факультетскую, так и госпитальную педиатрию, после чего студенты сдавали Государственный экзамен по педиатрии. Начиная с этого времени, сдача Государственного экзамена также стала проходить на кафедре детских болезней № 1 (в аудитории Морозовской больницы). Таким образом, кафедра стала одной из выпускающих кафедр вуза.

Со времени своего основания и до настоящего времени кафедра в основном базируется в Морозовской детской городской клинической больнице (ДГКБ). Однако, в тот период, когда шло обучение студентов 4-6-х курсов, клиническая база кафедры заметно расширилась: ее базами стали 3 отделения ДКБ № 38, детские отделения двух родильных домов г. Москвы, кардиологическое отделение НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ. Это создало прочную основу для достаточного обеспечения учебного процесса необходимым коечным фондом.

В 1994 г. Н. С. Кисляк переходит на место Почетного заведующего кафедрой и работает в этой должности до 2007 г., передав заведование кафедрой одной из своих учениц — Г. А. Самсыгиной.

Галина Андреевна Самсыгина — заслуженный врач РФ, профессор, возглавляла кафедру с 1994 по 2010 г. Несмотря на то, что основное направление ее научных исследований — проблемы неонатологии и патологии детей раннего возраста, на кафедре ее многочисленные

ученики по-прежнему разрабатывали вопросы детской кардиологии, железодефицитных состояний, рациональной антибиотикотерапии инфекционно-воспалительных заболеваний, факторов риска развития и предикторов метаболического синдрома у детей и подростков, рационального вскармливания грудных детей, а также ряд других актуальных проблем педиатрии.

Получили развитие новые направления исследований — детская пульмонология, в частности изучение бронхооб-структивного синдрома и бронхиальной астмы у детей; изучение и коррекция состояния здоровья детей из социально неблагополучных семей; изучение факторов риска раннего развития атеросклероза в детской популяции; большое внимание уделялось разработке рациональной лекарственной терапии в педиатрии.

На кафедре при непосредственном участии Г. А. Сам-сыгиной ее учениками велось изучение характера микробной интранатальной контаминации и колонизации доношенных новорожденных детей, особенно такими микроорганизмами, как грибы, хламидии, микоплазмы; изучалась их роль в формировании различных патологических состояний в раннем детском возрасте. Проводились исследования ряда аспектов, связанных с влиянием на здоровье детей хронической внутриутробной гипоксии плода, врожденных инфекций, иммунокон-фликтной беременности и дефицитных анемий раннего возраста.

Наряду с этим Г. А. Самсыгина огромное внимание уделяла совершенствованию педагогического процесса. Регулярно перерабатывались и обновлялись лекции и практические занятия. Создавались новые методические разработки для врачей и студентов. Кафедра приняла непосредственное участие в создании нового учебного плана подготовки педиатров, новой учебной программы по педиатрии для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов, в разработке тестовых заданий и билетной программы для проведения Государственного междисциплинарного экзамена и т. д. Большое внимание уделялось подготовке интернов, клинических ординаторов. Программа их обучения пересматривалась и совершенствовалась практически ежегодно.

За 16 лет своей деятельности Г. А. Самсыгина воспитала немало талантливых ученых: профессоров Г. Н. Буслаеву, Т. В. Казюкову, О. В. Зайцеву, М. Ю. Щербакову, О. Ф. Вых-ристюк, Е. В. Мурашко, В. С. Минасяна и многих других.

В 2010 г. кафедра детских болезней № 1 снова стала кафедрой факультетской педиатрии, обучая студентов 4 и 5-х курсов необходимым знаниям по клинической факультетской педиатрии. В 2010 г. Г. А. Самсыгина переходит в отдел социальной педиатрии Научного центра здоровья детей (НЦЗД) РАМН, а кафедру с этого времени возглавляет ее выпускница — профессор Л. С. Намазова-Баранова.

Лейла Сеймуровна Намазова-Баранова, продолжая лучшие традиции, заложенные прежними руководителями кафедры, вносит собственные новаторские идеи

в развитие коллектива. Ею провозглашается идея о том, что наибольшей эффективности можно добиться, лишь соединяя энергию и приверженность новым технологиям молодости и мудрость старших поколений. В связи с этим наработанный десятилетиями бесценный педагогический опыт сотрудники кафедры стали перекладывать на новую технологическую платформу. За короткое время были обновлены методические материалы, внедрены новаторские электронные девайсы, созданы новые образовательные модели. Научная деятельность сотрудников кафедры продолжает развиваться как по ставшим традиционным направлениям (детская кардиология, неонатология, гематология), так и по вновь появившимся векторам — аллергологии и иммунологии, иммунопрофилактике и иммунотерапии, редким болезням, поиску предикторов развития социально значимых болезней. С момента прихода Л. С. Намазовой-Барановой стало возможным расширение клинической базы кафедры за счет большого числа клинических и параклинических подразделений Научного центра здоровья детей РАМН, где будущие педиатры могут своими глазами увидеть тех пациентов, о которых им рассказывают на своих лекциях и семинарских занятиях преподаватели кафедры факультетской педиатрии. Переход на новые критерии живорождения ВОЗ привел к расширению направлений неонатологии за счет привлечения на преподавательскую работу таких известных московских неонатологов, как профессора А. А. Степанова и Н. Д. Одинаевой, имеющих богатый опыт выхаживания недоношенных детей. А правильность выбранного курса на создание новых электи-вов по аллергологии и иммунологии подтвердили первые же полностью заполненные записи студентов. Вновь созданные модули пользуются первоочередным спросом у старшекурсников.

Мы живем в начале XXI века, когда страна справилась, наконец, с экономическими трудностями и политическими неурядицами прошлого и готова вновь обрести статус государства с самой совершенной системой детского здравоохранения, максимально ориентированной на нужды молодого поколения страны. И мы, российские педиатры, отвечающие за подготовку сегодняшних и завтрашних детских докторов, в полной мере осознаем свою ответственность. Мы с уверенностью смотрим в завтрашний день, потому что знаем — охрана здоровья детей и подготовки педиатрических кадров лежат в плоскости ответственности государства: так было и в период создания кафедры, и особенно ярко демонстрируется в современной России. И в наших силах бережно хранить традиции прошлого, дополняя их достижениями современности.

С Юбилеем, дорогая Кафедра!

Приглашаем всех желающих на наш юбилей, который состоится на Конгрессе педиатров России в Москве 24-27 февраля 2012 г. (подробная информация на сайтах: pediatr-russia.ru, www.nczd.ru).

145

ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ /2011/ ТОМ 8/ № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.