Научная статья на тему 'К 80-летию кафедры факультетской педиатрии российского национального исследовательского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации'

К 80-летию кафедры факультетской педиатрии российского национального исследовательского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
114
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ПЕДИАТРИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 80-летию кафедры факультетской педиатрии российского национального исследовательского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»

ЮБИЛЕЙ

© Коллектив авторов, 2011

Г.А. Самсыгина, Л.С. Намазова-Баранова, Т.В. Казюкова

К 80-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ПЕДИАТРИИ РОССИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕДИЦИНСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА имени Н.И. ПИРОГОВА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра факультетской педиатрии Российского национального исследовательского медицинского университета (РНИМУ) им. Н.И. Пирогова берет свое начало в ноябре 1931 г., когда на факультете Охраны материнства и младенчества (впоследствии - педиатрическом факультете) 2-го Московского медицинского института (ныне РНИМУ им. Н.И. Пирогова) была открыта клиническая кафедра патологии детей старшего возраста. Возглавил ее проф. А.А. Колтыпин, а базировалась кафедра в Морозовской детской больнице (больница построена на средства Викулы Елисеевича Морозова в 1903-1906 гг.), в то время именовавшейся I Образцовой детской больницей.

Профессор АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ КОЛТЫПИН (1883-1942) заведовал кафедрой в 1931-1938 гг. Он был талантливым учеником и последователем известного российского педиатра А.А. Киселя, также работавшего в стенах Морозовской больницы.

За время своей работы на кафедре А.А. Колтыпин внес огромный вклад в учение об острых инфекционных заболеваниях у детей, особенно в вопросы патогенеза. Им установлены универсальные закономерности течения («фазности») инфекционного процесса. На модели детских инфекций он, по сути дела, предвосхитил появившееся позже учение об общем адаптационном синдроме Селье.

Кроме того, он был автором первого в СССР учебника по детским болезням для студентов педиатрических факультетов (1939). Свои лекции студентам А.А. Колтыпин почти всегда сопровождал оригинальными рисунками и схемами, которые тут же рисовал на доске. Его ближайшими помощниками были аспиранты П.А. Пономарева, М.Н. Казанцева, Р.З. Шерман.

Во времена заведования А.А. Колтыпина стало очевидным, что деление педиатрических кафедр по возрастному принципу не разумно, поскольку многие болезни, начинаясь в раннем детстве, продолжаются не только в старшем возрасте, но и в течение всей жизни

человека, а значительная часть заболеваний с одинаковой частотой встречается на протяжении всего детства и у подростков. В этой связи с 1937 г. кафедра стала именоваться кафедрой факультетской педиатрии, по аналогии с кафедрами факультетской терапии и хирургии других медицинских вузов.

Термин и понятие «факультетской клинической кафедры» подразумевало обучение в рамках факультета - на базе его клиник, где студенты получали необходимый минимум знаний по клинической специальности. Последующее обучение студентов проводилось в «госпитальных условиях» (городских госпиталях), где клинические знания расширялись и совершенствовались. Однако 2-й Московский медицинский институт, так в то время назывался наш вуз, не имел своих собственных факультетских клиник. Поэтому изначально все клинические кафедры нашего института, в том числе и педиатрические, базировались в городских больницах. Однако принцип, что на факультетских кафедрах студенты получают необходимый минимум знаний по выбранной специальности, остался.

В 1938 г. А.А. Колтыпин покидает кафедру факультетской педиатрии и переходит в Педиатрический институт НЗД РСФСР. Кафедру с этого времени возглавляет Заслуженный деятель науки проф. Д.Д. Лебедев.

Профессор ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ЛЕБЕДЕВ (1884-1976) заведовал кафедрой в 1938-1952 гг. Формирование его научных воззрений и интересов проходило в педиатрических клиниках 1-го ММИ им. И.М. Сеченова, которые в то время возглавляли известные на всю Москву профессора Н.С. Корсаков и В.М. Молчанов.

Основными направлениями научных исследований Д.Д. Лебедева были ревматизм и болезни суставов у детей, изучение роли стрептококковой инфекции в формировании ревматизма и хронического тонзиллита. Этим проблемам была посвящена его монография, напи-

санная совместно с проф. А.В. Долгополовой. Кроме того, Д.Д. Лебедев много внимания уделял особенностям течения скарлатины, ее роли в патологии детского возраста, разработке новой, для того времени, системе госпитализации детей, больных скарлатиной. Наиболее яркими и выдающимися учениками Д.Д. Лебедева являются акад. РАМН, проф. Н.И. Нисевич, профессора А.В. Долгополова, П.А. Пономарева, А.И. Титова, которые, продолжая его научные традиции, сами стали заметным явлением в отечественной педиатрии.

В 1952 г. Д.Д. Лебедев становится организатором новой кафедры педиатрического факультета - кафедры детских инфекционных болезней, которая к тому времени выделяется в самостоятельную педиатрическую дисциплину. Заведовать кафедрой факультетской педиатрии поручают проф. П.А. Пономаревой.

Профессор ПОЛИНА АФАНАСЬЕВНА ПОНОМАРЕВА (1899-1986) руководила кафедрой в 1952-1966 гг. В этот период ведущим направлением научно-исследовательской работы кафедрального коллектива становится изучение сердечно-сосудистой системы; широко внедряются в клиническую практику методы электро-, фоно- и векторокардиографии. Разрабатывается диагностическая значимость других методов исследования сердечно-сосудистой системы у детей: плетизмография, баллистокардиография, метод электрофореза для определения реактивных протеинов и др. Особое внимание уделяется вопросам профилактики заболеваний в детском возрасте. Совершенствуется учебно-методическая работа по преподаванию педиатрии.

В 1966 г. по состоянию здоровья П.А. Пономарева уходит на пенсию и заведующей кафедрой становится одна из ее учениц - член-корр. АМН СССР (ныне - РАМН), проф. Н.С. Кисляк, которая руководила кафедрой с 1966 по 1994 гг.

Профессор НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА КИСЛЯК (19262008) начала свою деятельность на кафедре в 1952 г., проявляя особый интерес к гематологии детского возраста, особенно, к вопросам лей-козологии. Проблемам острого лейкоза у детей была посвящена ее докторская диссертация и многочисленные диссертационные работы ее учеников. В Морозовской больнице по ее инициативе создается первое в СССР детское гематологическое отделение, открывается консультативный прием амбулаторных больных с заболеваниями крови. При кафедре формируется научно-исследовательская лаборатория детской гематологии (зав. - д.б.н., проф. Р.В. Ленская), что поз-

воляет проводить цитологическую диагностику лейкозов; создаются и публикуются уникальные монографии «Клетки крови в норме и патологии», «Атлас клеток крови в норме и при патологии у детей», отмеченные академическими наградами.

По сути дела, на кафедре рождается и формируется новое направление педиатрии - гематология и лейко-зология детского возраста. В учение о лейкозах у детей Наталья Сергеевна вносит фундаментальные знания, в которых была показана роль нарушений триптофаново-го обмена в становлении врожденного лейкоза, создана цитологическая классификация лейкозов, разработаны и внедрены методы иммунотерапии лейкоза. Наряду с исследованиями в области детской лейкозологии, сотрудники кафедры изучали и другие заболевания системы крови у детей - геморрагический васкулит, гемолитические анемии, нейтропении, тромбоцитопении.

Естественным продолжением этого направления работы кафедры стало создание НИИ детской гематологии МЗ РФ, директором которого стал один из учеников Н.С. Кисляк - член-корр. РАМН, проф. А.Г. Румянцев. Первоначальный состав сотрудников этого института в значительной мере составили сотрудники и выпускники кафедры и кафедральной лаборатории детской гематологии. Другая часть сотрудников и выпускников нашей кафедры влились в состав НИИ детской онкологии и гематологии РАМН. Таким образом, кафедра во главе с член-корр. РАМН, проф. Н.С. Кисляк стала родоначальником детской гематологии в нашей стране.

За почти три десятилетия своей деятельности Н.С. Кисляк воспитала немалое число талантливых российских ученых: акад. РАМН Л.А. Дурнова, член-корр. РАМН А.Г. Румянцева, профессоров Л.А. Махонову, С.А. Маякову, Н.А. Белоконь, А.И. Кузнецова, Л.Г. Кузьменко, В.М. Чернова, Е.А. Самочатову и многих других, работающих во всех уголках нашей огромной страны.

На протяжении 1970-80-х годов на кафедре стала вновь интенсивно развиваться детская кардиология. Это направление возглавила также одна из учениц Н.С. Кисляк - проф. Н.А. Белоконь. Еще будучи ассистентом, а затем доцентом кафедры, Н.А. Белоконь внесла принципиально новые положения в представления о неревматических кардитах у детей, разработала классификацию недостаточности кровообращения при врожденных пороках сердца. Позже эти исследования легли в основу монографии Н.А. Белоконь «Неревматические кардиты у детей» и 2-томное руководство «Сердечнососудистые заболевания у детей».

С середины 70-х годов на кафедре начинает формироваться новое направление научных исследований - неонатология. Это направление разрабатывала и возглавляла также ученица Н.С. Кисляк - проф. Г.А. Самсыгина. Ее научные исследования, посвященные изучению этиологии, характера иммунного ответа организма новорожденных, гемостазиологических и эндокринных изменений при сепсисе и других гнойно-воспалительных заболеваниях у новорожденных детей, легли в основу ее докторской диссертации и не утратили

актуальности до настоящего времени. Г.А. Самсыгина разработала и внедрила в практику детских стационаров новые методы диагностики и лечения сепсиса, менингита и других гнойно-воспалительных заболеваний у новорожденных детей.

В 1987 г., в связи с введением нового учебного плана, название кафедры факультетской педиатрии было изменено, и она стала именоваться «кафедра детских болезней № 1», в то время как кафедра госпитальной педиатрии - «кафедра детских болезней № 2». При этом одна половина студентов 4-го, 5-го и 6-го курсов полностью проходила программу обучения по педиатрии на кафедре детских болезней № 1, а вторая половина - на кафедре № 2, изучая как факультетскую, так и госпитальную педиатрию. После чего студенты сдавали Государственный экзамен по педиатрии. Начиная с этого времени, сдача Государственного экзамена также стала проходить на кафедре детских болезней № 1 (в аудитории Морозовской больницы), таким образом кафедра стала одной из выпускающих кафедр вуза.

Со времени своего основания и до настоящего времени кафедра в основном базируется в Морозовской детской городской клинической больнице (МДГКБ). Однако в тот период, когда шло обучение студентов 4-6 курсов, клиническая база кафедры заметно расширилась: ее базами стали 3 отделения ДКБ № 38, детские отделения двух родильных домов г. Москвы, кардиологическое отделение НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ. Это создало прочную основу для достаточного обеспечения учебного процесса необходимым коечным фондом.

В 1994 г. Н.С. Кисляк переходит на место Почетного заведующего кафедрой и работает в этой должности до 2007 г., передав заведование кафедрой одной из своих учениц - проф. Г.А. Самсыгиной.

Профессор ГАЛИНА АНДРЕЕВНА САМСЫГИНА

- заслуженный врач РФ, профессор возглавляла кафедру с 1994 по 2010 гг. Несмотря на то, что основное направление ее научных исследований

- проблемы неонатологии и патологии детей раннего возраста, на кафедре ее многочисленными учениками по-прежнему разрабатывались вопросы детской кардиологии, железодефицитных состояний, рациональной антибиотикотерапии инфекционно-воспалительных заболеваний, факторов риска развития и предикторов метаболического синдрома у детей и подростков, рационального вскармливания грудных детей, а также ряд других актуальных проблем педиатрии.

Получили развитие новые направления исследований - детская пульмонология, в частности, изучение бронхообструктивного синдрома и бронхиальной астмы у детей; изучение и коррекция состояния здоровья детей из социально неблагополучных семей; изучение факторов риска раннего развития атеросклероза в детской

популяции; большое внимание уделялось разработке рациональной лекарственной терапии в педиатрии.

На кафедре при непосредственном участии Г.А. Самсыгиной ее учениками велось изучение характера микробной интранатальной контаминации и колонизации доношенных новорожденных детей, особенно такими микроорганизмами, как грибы, хламидии, микоплазмы; изучалась их роль в формировании различных патологических состояний в раннем детском возрасте. Проводились исследования ряда аспектов, связанных с влиянием на здоровье детей хронической внутриутробной гипоксии плода, врожденных инфекций, иммуноконфликтной беременности и дефицитных анемий раннего возраста.

Наряду с этим Г.А. Самсыгина огромное внимание уделяла совершенствованию педагогического процесса. Регулярно перерабатывались и обновлялись лекции и практические занятия. Создавались новые методические разработки для врачей и студентов. Кафедра приняла непосредственное участие в создании нового учебного плана подготовки педиатров, новой учебной программы по педиатрии для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов, в разработке тестовых заданий и билетной программы для проведения Государственного междисциплинарного экзамена и др. Большое внимание уделялось подготовке интернов, клинических ординаторов. Программа их обучения пересматривалась и совершенствовалась практически ежегодно.

За 16 лет своей деятельности Г.А. Самсыгина воспитала немало талантливых ученых: профессоров Г.Н. Буслаеву, Т.В. Казюкову, О.В. Зайцеву, М.Ю. Щербакову, О.Ф. Выхристюк, Е.В. Мурашко, В.С. Минасяна и многих других.

В 2010 г. статус кафедры детских болезней № 1 вновь изменяется, и она снова становится кафедрой факультетской педиатрии, ведет обучение студентов на 4-м и 5-м курсах, обучая их необходимым знаниям по клинической факультетской педиатрии. В 2010 г. Г.А. Самсыгина переходит на работу в отдел социальной педиатрии Научного центра здоровья детей (НЦЗД) РАМН, а кафедру с этого времени возглавляет выпускница нашей кафедры - проф. Л.С. Намазова-Баранова.

Профессор ЛЕЙЛА СЕЙМУРОВНА НАМАЗОВА-БАРАНОВА, продолжая лучшие традиции, заложенные прежними руководителями кафедры, вносит собственные новаторские идеи в развитие коллектива. Ею провозглашается идея о том, что наибольшей эффективности можно добиться, лишь соединяя воедино энергию и приверженность новым технологиям молодости и мудрость старших поколений. В связи с этим наработанный десятилетиями бесценный педагогический опыт сотрудники кафедры стали перекладывать на новую

технологическую платформу. За короткое время были обновлены методические материалы, внедрены новаторские электронные девайсы, созданы новые образовательные модели. Научная деятельность сотрудников кафедры продолжает развиваться как по ставшим традиционным направлениям (детская кардиология, неонатология, гематология), так и по новым векторам -аллергологии и иммунологии, иммунопрофилактике и иммунотерапии, редким болезням, поиску предикторов развития социально значимых болезней. Расширение клинической базы кафедры стало возможным за счет большого числа клинических и параклинических подразделений НЦЗД РАМН, где будущие педиатры могут своими глазами увидеть большинство из тех пациентов, о которых им рассказывают на своих лекциях и семинарских занятиях преподаватели кафедры факультетской педиатрии. Следуя велениям современности, с учетом перехода на новые критерии живорождения ВОЗ, было расширено направление неонатологии за счет привлечения на преподавательскую работу профессора А.А. Степанова и д.м.н. Н.Д. Одинаеву, имеющих богатый опыт выхаживания недоношенных детей. А правильность выбранного курса на создание новых

элективов по аллергологии и иммунологии подтвердили первые же записи студентов. Вновь созданные модули пользовались первоочередным спросом у старшекурсников.

Мы живем в начале XXI века, когда страна справилась наконец с экономическими трудностями и политическими неурядицами прошлого и готова вновь обрести статус государства с самой совершенной системой детского здравоохранения, максимально ориентированной на нужды молодого поколения страны. И мы, российские педиатры, отвечающие за подготовку сегодняшних и завтрашних детских докторов, в полной мере осознаем свою ответственность. Мы с уверенностью смотрим в завтрашний день, потому что знаем -охрана здоровья детей и подготовка педиатрических кадров лежат в плоскости ответственности государства: так было и в период создания кафедры, и особенно ярко демонстрируется в современной России. И в наших силах бережно хранить традиции прошлого, дополняя их достижениями современности.

С Юбилеем, Кафедра!

РЕФЕРАТЫ

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОМ АКТИВНОСТИ НА ПРЕКРАЩЕНИЕ КУРЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Цель работы: оценить влияние физической активности на исход попыток подростков бросить курить

Обследовались подростки из школ Западной Виргинии ((п=233; возраст 14-19 лет), выкуривающие >1 сигареты в день на протяжении последнего месяца перед обследованием. Школы с числом учащихся более 300 были выбраны случайным образом, и в них проводилось краткое вмешательство (КВ), кампания «Табаку - нет» (ТН) (проверенная программа для подростков по отказу от курения) и ТН + система фитнеса (ТН+ФИТ). Процент бросивших курить оценивался через 3 и 6 месяцев после начала программы по данным опроса; проверка содержания двуокиси углерода проводилась после 3 месяцев наблюдения.

У наблюдаемых и адекватно себя оценивающих подростков отмечено, что в группе ТН+ФИТ процент

бросивших курить был достоверно выше по сравнению с группами ТН и КВ. В целом через 3 месяца от начала эксперимента девушки из группы ТН показали лучший результат по сравнению с КВ группой (относительный риск [ОР]: >ю), а у юношей группа ТН+ФИТ показала лучший результат по сравнению с КВ (ОР: 2-3) или ТН (ОР: 1-2). Через 6 месяцев вероятность бросить курить была выше у подростков из группы ТН+ФИТ по сравнению с группой ТН (ОР: 1,48).

Добавление физических упражнений к программе ТН способствовало более успешному отказу от курения, особенно среди мальчиков.

K. Horn, G. Dino, SA. Branstetter, et al. Pediatrics. 2011; 128 (4): 801-811.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.