Научная статья на тему 'К 140-летию В. И. Вернадского'

К 140-летию В. И. Вернадского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
89
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 140-летию В. И. Вернадского»

32/2003

Вестник Ставропольского государственного университета

НО ли со т роншшя II Вмдсного

К 140-ЛЕТИЮ В.И. ВЕРНАДСКОГО

В.А. Шаповалов

Владимир Иванович Вернадский (1863 - 1945) - явление воистину уникальное в истории мировой науки и культуры: научные труды В.И. Вернадского не просто основополагающие в какой-то отрасли - Вернадский закладывал новые науки. Их, по крайней мере, четыре: радиогеология, биогеохимия, биосферология и науковедение. Одновременно Вернадского считают основоположником геохимии (вместе с В.М. Гольдшмидтом и А.Е. Ферсманом). Называют его имя и как основоположника генетической минералогии, учения о симметрии и дисиммет-рии, палеобиосферологии. Современные философы все чаще причисляют его к своему цеху, считая последователем русского космизма, основателем современного времяведения и ноосферологии - учения о роли человеческого Разума в эпоху ноосферы.

В.И. Вернадский Академик Петербургской АН с 1912, первый президент АН Украины с 1919. С 1898 по 1911 -профессор Московского университета. Ушел в отставку, выразив несогласие по поводу притеснений студенчества царским правительством. Один из организаторов Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС) и его председатель (1915-1930), основатель Радиевого института и его директор (1922-1939), а также Биогеохимической лаборатории (с 1929; ныне Институт геохимии и аналитической химии РАН имени В.И. Вернадского).

Вернадский - яркий романтик, классик и популяризатор науки. Он - энциклопедист. По словам академика Л.С. Берга, «Владимир Иванович в своем лице как бы представляет всю Академию».

Он не ограничивал свой кругозор заемными знаниями, хотя читал разнообразнейшую литературу на всех основных европейских языках. Он проехал тысячи километров на поездах и в повозках, пересекая вдоль и поперек Европу, Кавказ, Урал. Прошагал сотни километров, изучая рудники Польши, Чехословакии, Германии; древние вулканы Центральной Франции и огнедышащий Везувий; грязе-вулканы Тамани и Керченского полуострова; нефтепромыслы Баку; рудопроявле-ния в горах Кавказа, Алтая, Средней Азии, на Украине; гранитные массивы Забайкалья и Франции, базальты Северной Ирландии... Он стремился познать земную природу как натуралист, в ее бесконечном разнообразии и гармоничном единстве.

Такая «всеядность» может показаться странной и даже излишней для многих современных представителей науки и философии, пользующихся достижениями телевидения, сетью ИНТЕРНЕТ, обширной переводной литературой. Однако, удаляясь все дальше от познания Природы, мыслители второй половины XX в. отражают изъяны современного общественного сознания: дробность восприятия («компьютерное мышление»), склонность

и

ы

Шаповалов В.А.

«140 лет со дня рождения В.И. Вернадского»

к примитивным формализациям, механистичному мировоззрению - совершенно естественному в искусственной (не естественной) техногенной среде, окружающей нынешнего человека и творящей его по своему образу и подобию.

С позиций гуманизма Вернадский полагал, будто неуклонный научно-технический прогресс ведет к торжеству разума и рациональной организации природы. Он писал: «Биосфера XX столетия превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человека». Он мечтал о прекрасной ноосфере, где произойдет новый рассвет жизни и разума, творческого гения человечества. Однако сейчас, в начале XXI в., на планете и в околоземном космосе безраздельно господствует техническая цивилизация. Ноосфера остается мечтой, техносфера стала реальностью.

Венец творчества Вернадского -учение о биосфере как области взаимодействия планетных и космических сил (энергий) с живым веществом. Оно обосновано в нескольких его монографиях и многих статьях. Один из главных выводов: живые организмы (глобальная их совокупность - живое вещество) активно преображают окружающую природу. Поэтому вся область жизни - биосфера - является не механической системой, а своеобразным космическим организмом.

Вернадский совершенно справедливо выделял огромную мощь техники, созданной и управляемой человеком. Но он не мог себе представить, что очень многие люди в своей безудержной погоне за материальными благами и комфортом будут пренебрегать законами биосферы, алчно расхищать ее богатства. Для Вернадского духовные ценности были несравненно выше и желанней, чем материальные, тогда как для нынешнего «техногенного человека» все обстоит как раз наоборот.

Гуманистические идеалы Вернадского оказались далекими от реальности. Но это никак не умаляет значимости его учения о биосфере, более того, только осознание и дальнейшее развитие этого учения позволяет человечеству избежать

быстрой и безнадежной духовной деградации.

В развитии духовных ценностей большую роль Вернадский отводил философии и религии. В работе «Научная мысль как планетное явление», впервые изданной без купюр лишь в 1988 г., он писал: «Рост науки неизбежно вызывает в свою очередь необычайное расширение границ философского и религиозного сознания человеческого духа; религия и философия, восприняв достигнутые научным мировоззрением данные, все дальше и дальше расширяют глубокие тайники человеческого сознания».

Владимир Иванович выделял философию как своеобразную форму познания и ставил ее в один ряд с наукой, как равноправных партнеров, способных к творческому взаимодействию. Господство диалектического

материализма в советской официальной философии, который пытался «указывать путь ученому в методике научной работы», он называл не иначе как «новое развращение мысли» и «застой философской мысли и переход ее в бесплодную схоластику и талмудизм, пышно на этом фоне расцветающие». Такие оценки даны в Заключительных фрагментах раннего варианта рукописи «Научная мысль как планетное явление», написанных в 1938 г. и впервые опубликованных в 1991 г. Здесь же он пишет: «Это была форма посмертного влияния работ Маркса и Энгельса, основанная на вере -официально, а не философски, или научно и т.д.»@>илософия, наука и религия, дополняя и взаимообогащая друг друга, формируют личную мораль ученого, его демократический идеал, независимо от политического строя. «Преходящая форма демократического политического строя, -писал В.И. Вернадский, - является слишком легким поверхностным явлением для построения личной морали современного ученого, мыслящего о будущем. Уже сейчас> исторический> процесс> внес> глубокое> изменение в понятие демократии, реально вскрыв значение экономической базы государственного строя, а также реально поставив идею государственного объеди-

3212003

Вестник Ставропольского государственного университета

нения всего человечества для создания и осуществления ноосферы - употребление всех государственных средств и всей мощи науки на благо всего человечества».

Друг, ученик и последователь Вернадского Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский в своей статье «Вернадский и «вернадскология» в шутку называет поставленные им и его сотрудниками опыты и эксперименты, подтверждающие учение Владимира Ивановича «вернад-скологией». Литературу о Вернадском все чаще называют «вернадскианой». Она становится трудно обозримой. Библио-

графический указатель литературы о жизни и трудах В.И. Вернадского, далеко не исчерпывающий и доведенный лишь до середины 1991 г., насчитывает 914 наименований (некоторые из них представляют собой целые сборники). С того времени их появилось еще не менее 150.

В настоящем выпуске «Вестника СГУ» мы делаем попытку пополнить «вернадскиану» новыми статьями о Вернадском, его творчестве, поскольку исходим из того факта, что кладезь идей великого ученого и философа неисчерпаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.