П.В.ФЛОРЕНСКИЙ,
профессор Московского государственного университета нефти и газа им. Губкина, Москва
«НЕПРЕОДОЛИМО СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ» В РЕЛИГИИ, В ФИЛОСОФИИ, В НАУКЕ1
Можно выделить четыре способа отношения человека и человечества к будущему.
Первый — пророчество. Оно дается через пророков от Бога. Непреодолимо, неизменно, нелогично, но истинно. Я не говорю о лжепророчествах — подделка не интересна.
Второй — гадание. Л.Н.Гумилев говорил, что это реальность, потому что цыганки удивительно точно предсказывают будущее. В гадании, где очень силен гадатель, непонятны силы и способы, но это вполне реальное занятие, которому следуют очень многие.
Два других способа: научный прогноз, который делается на основе знания, науки, научных законов, законов природы; и планирование, которое являет знание своих сил, уверенность в них и направлено на трансформацию будущего. Два первых способа подхода к будущему нематериальны, вторая пара вполне материальна. Пророчество и гадание обосновываются теми или иными законами. В основе прогноза и планирования достаточно волевые действия. Несомненно, все способы направлены в будущее и так или иначе работают.
Пророчество совершенно твердо говорит о том, что будет, а что — нет. В отношении будущего пророчества мировых религий — иудаизма, христианства, мусульманства — четко и ясно утверждают, что грядет конец света и придет он в страданиях. Точно так же у каждого из живущих тоже есть конец. Смертны все. И придумывать другие гипотезы, другие конструкции — это самообман, мы просто тщательно закрываем глаза на неизбежность смерти... Конец света, по Священному Писанию, будет. Тем не менее научный прогноз, как и целые отрасли научного знания,
1 Доклад был также прочитан на секции «Космическое мироощущение и религиозный опыт», прошедшей 4—5 июня 2003 г. (Прим. ред.)
формируется именно для того, чтобы, уйдя от этой идеи и пообещав нам что-то утешительное в будущем, тем самым заманить в свои сети. Подобные тенденции идут в значительной степени от английского философа и писателя Уильяма Годвина. Как известно, он выдвигал некоторые утопические проекты. А теория о конструкции утопистов — одна из трех составляющих марксизма. Уильяма Годвина читал и В.И.Вернадский. У Годвина была дочь Мэри, возлюбленная Перси Биш Шелли. Известно, что однажды Шелли с Байроном ради развлечения решили написать страшную историю. Но потом отвлеклись, занялись другими делами, а Мэри включилась в игру и создала «Франкенштейна» — что, как считал Лосев, близко к идеям Н.Ф.Федорова о воскрешении людей путем науки.
Все говорят о будущем, в котором, как сказал Лаплас, игнорируется гипотеза Бога. Все они основываются на неких научных или якобы научных законах, и все они опираются на желание людей не умирать и жить долго.
В.И.Вернадский создал гениальную концепцию биосферы, абсолютно безупречную, завершенную, и все дальнейшие работы по биосфере по сути дела даже не развитие идеи, а разработка ее деталей. Можно указать на его великолепную работу по сравнительной геохимии углерода и кремния в биосфере земной коры. Подобного уровня работ о многих процессах, происходящих на Земле, у ученого очень много. Но необходимость придумать для человека сферу деятельности просто «витала в воздухе». Тогда же, в 1920-е годы, ее и придумали, назвав ноосферой — сферой разума, «духовной шубой Земли». В противоположность этому о. П.Флоренский предложил концепцию пневматосферы — сферы вещества, проработанного духом, причем духом нейтральным, не плохим и не хорошим. Оцените материалистичность определения!
«Рукописи не горят», — сказано у Булгакова. Афоризм относится отнюдь не к хорошим или плохим рукописям — ко всем. И исходит отнюдь не из богословия, а из способа инквизиции определять ведьм и плохие книги. Как в те времена отличали ведьму от праведной женщины — известно: связывали руки и ноги, бросали в воду. Утонула — значит, упокой душу невинной рабы Божьей. А если плывет, — значит, ведьма, надо ее сжечь. Так же и с книгами: бросали книгу в костер. Если она не загорается, то
это бесова книга — хорошие книги прекрасно горят, к сожалению. Что и было недавно продемонстрировано в Ираке в музее Вавилона, в Афганистане расстрелом статуй Будды, в Абхазии и Чечне сожжениями национальных архивов и музеев. Хорошее все-таки горит или может быть уничтожено другими способами. Но тем не менее, проработанное духом, оно определяет устойчивость.
В.И.Вернадский молчит, и молчит очень выразительно, до начала войны, когда перед ним разверзлась бездна кошмара. Тогда он выступает с учением о ноосфере, вкладывая в него принципиально иной, не спиритуалистический смысл. Ноосфера — это биосфера, контролируемая разумом (я очень упрощаю определения). Очень интересно, как формировалась эта концепция. В то время ученый переписывался с одним из своих учеников, который, командуя разведкой артиллерийского дивизиона, двигался от Сталинграда к Берлину. В работе Вернадского «Научная мысль как планетное явление» есть одна мысль из письма этого ученика о том, что люди во время войны теряют человеческий облик... Ученик В.И.Вернадского остался в живых, стал известным ученым, изучал лунный грунт, создал новую науку — сравнительную планетологию, а звали его Кирилл Павлович Флоренский. Вернадский в ту пору (1942 год) был в Боровом. Это летний курорт в Казахстане на озере. В конце сезона там обычно все консервировалось, и никто не жил, так как для зимы жилье не готовилось. Там, в Боровом, спрятали ведущих ученых Советского Союза, вывезли их туда и оберегали. Жена Вернадского, Наталья Егоровна, верная спутница его в течение всей долгой жизни, погибла там совершенно жутко, по-военному. Как-то пришла партия хлеба, и она переела. Много ли надо истощенной 80-летней старухе, чтобы умереть — лишний ломтик хлеба! И все...
После ее кончины В.И.Вернадский не мог сам читать статью о ноосфере друзьям и коллегам, он попросил об этом дочку своего ближайшего товарища по университетскому братству Анну Дмитриевну Шаховскую, княжну Шаховскую. Она читала, а ученый потом отвечал на вопросы.
Дальше я попытаюсь воспроизвести, что мне рассказал свидетель этого знаменательного чтения, этого потрясающего события, тогда 8-летний мальчик, а ныне известный ученый Андрей Николаевич Зелинский. Потому что своими словами мне этого не передать.
«Я помню это время, — сказал он. — Тогда был вечер, темно и холодно, вьюга на улице. Мы сидели при свече, все были закутаны, рядом выли волки, мы их слышали, в этот вечер они совсем близко подобрались, — и вот в эти часы Анна Дмитриевна читала статью Владимира Ивановича о ноосфере, о том, что законы природы с нами, что мы победим и что светлый разум восторжествует! Вот так было произнесено — ноосфера».
Вот в какой обстановке формировалась великая работа Вернадского о ноосфере. Выли волки, был мороз. И не так уж далеко от этого места, всего через пару тысяч километров, наши люди гибли, защищая мир от гитлеризма. Вернадский полагал, что эта работа будет политически важна. Он просил Сталина опубликовать в «Правде» его статью, которую, по-видимому, в очень упрощенной форме и писал для этой газеты. Статья опубликована не была, но тем не менее он ввел в нее этическую проблему — то, чего не было в учении о биосфере. Он полагал, что в будущем люди объединятся и руководить ими будут ученые. Этику порождают, как нам хочется верить, ученые, то есть разум и культура. Ученые должны быть порядочными, хорошими, светлыми людьми, которые смогут очень хорошо организовать нашу жизнь. Ноосфера будет без войн, без жестокости. К сожалению, в последующие годы эта идея была очень сильно трансформирована и доведена до некоторой декларативности. В.И.Вернадский же высказывает эту мысль в форме пожелания и надежды. А позже его учение о ноосфере и вовсе пытались извратить.
На Всемирной конференции в честь столетия ученого (1863—1963) о нем говорили в общем-то как о геохимике и геологе. Но через 25 лет, в 1988 году, он был уже всеми признанным автором концепции биосферы, его ноосферные идеи усиленно обсуждались. В это время делалась попытка, подсознательная, надеюсь, а может быть и сознательная, объединить марксизм и идею ноосферы. То есть это было не просто объединение, а поскольку они происходят от одного корня, то это было что-то вроде кровосмешения родственных идей. Но с падением актуальности марксизма необходимость такого объединения отпала, однако некоторые авторы делали чрезмерный акцент на светлом будущем и гуманистических идеях, связывая их с ноосферой. В них хочется верить, но они несколько гипертрофированы. Тем не менее нужно понимать, что ноосфера — явление реальное, при-
родное. А у природы нет и не может быть плохой погоды, природа лишена этики. В концепцию же ноосферы внесен чрезвычайно мощный этический фактор: она должна быть хорошей, гуманной, убивать нельзя, войн не будет. И то, что у В.И.Вернадского звучало как пожелание и слабая надежда, которую в общем-то все мы высказываем, сейчас уже звучит как декларация, чуть ли не как свойство ноосферы. Тем не менее как природное явление ноосфера несет в себе и положительные и отрицательные явления. Один из простых примеров — наркотики. Их промышленный выпуск был начат для того, чтобы облегчить страдания человека во время операции. Действительно гуманно, но к чему привели наркотики, мы знаем. Или — рост материального благосостояния. Казалось бы, что может быть лучше? Иметь свою машину, увеличить жилплощадь, питаться лучше. Но это приводит к разрушению биосферы, и не только биосферы, но и ограблению одних наций за счет других.
Ноосфера в таком виде, в котором она есть, полна противоречий, и надо оценивать и плюсы ее, и минусы. Тот же интернет является, конечно, замечательным изобретением, но из него можно извлечь и руководство по изготовлению бомб, и замечательные советы садоводам, да и много чего как полезного, так и вредного. Он не хорош и не плох этически, хотя технически, безусловно, хорош. Пожалуй, самое страшное и вызывающее, к чему привели изуродованные идеи биосферы Вернадского и трансформированные в глобализацию идеи ноосферы, — это каннибальские предложения, высказанные на Всемирном конгрессе в Рио-де-Жанейро. Вдумайтесь, один миллиард людей может жить хорошо, а другим отказано в самом праве на жизнь! И стали всерьез предлагать: давайте есть меньше, размножаться меньше. То есть глобализация для многих, особенно для молодежи, сейчас связана с этим «золотым миллиардом», в который, как понимаете, мы не попадем. И Гитлер с его идеями — просто мелкий карманник по сравнению с идеологами таких предложений. Вдумайтесь в это. Это все происходит в рамках глобализации, со ссылкой на ноосферу, на В.И.Вернадского! — на вещи абсолютно святые. И эта подмена этических ценностей сознательно не замечается!
Как было высказано в начале прошлого века, когда подводились итоги XIX столетия, мир создан противоречивым. Не только разум подвержен антиномиям, что открыл Кант, но весь мир
антиномичен, противоречив. Он так устроен. В нем мы живем. В нем мы рождаемся, живем, воспитываем детей, трудимся, умираем. И задача человечества, задача в первую очередь педагогов — не затирать, не полировать вот эти страшные, а может быть и радостные, противоречия, а понимать их, оценивать, выявлять, вытягивать наружу и учить следующие поколения жить в этом чрезвычайно сложном, но в общем-то прекрасном мире. Потому что помимо пресловутого «золотого миллиарда» возможность жить все-таки есть и у остальных людей.