УДК 613:378.661.(470.23X09!
Я. Ф. Кошелев, М. Н. Логаткин, В. П. Михайлов (Ленинград)
К 100-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ И ВОЕННОЙ ГИГИЕНЫ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ИМ. С. М. КИРОВА
В 1862 г. профессора С. П. Боткин, Н. Ф. Здекауер и Н. А. Чистович подняли вопрос об организации при академии самостоятельной кафедры гигиены. В 1864 г. комиссия профессоров поддержала это предложение, и в 1865 г. оно было утверждено.
Первым профессором кафедры был А. П. Доброславин (1842—1889), возглавлявший ее почти 2 десятилетия (1871—1889). А. П. Доброславин развернул активную деятельность по формированию курса гигиены, организации экспериментальных исследований и участию в решении неотложных санитарных проблем страны, армии и флота. Им была создана гигиеническая лаборатория, из которой вышло около 150 экспериментальных работ по различным разделам гигиены. Сам он выполнил 90 научных работ. Многие научные изыскания носили методический характер и заложили основу гигиенических методов исследования в нашей стране.
Программа преподавания гигиены включала большой круг вопросов, охватывающих все стороны жизни людей и в особенности военного сословия. В ней находили отражение вопросы гигиены питания, водоснабжения, размещения, одежды, социальной гигиены, санитарной статистики, эпидемиологии, военно-медицинской администрации, организации помощи раненым на поле боя и в лазаретах и т. д.
Можно по праву считать А. П. Доброславина одним из основоположников гигиены в России и прежде всего ее экспериментального направления. В дальнейшем оно успешно развивалось, расширялось и углублялось на кафедрах и в практической работе в войсках его многочисленными учениками.
После смерти проф. А. П. Доброславина кафедру в 1890 г. занял его ученик проф. С. В. Шидловский (1846—1912). Основные работы С. В. Шид-ловского и исследования его учеников относятся к сфере гигиены водоснабжения и дезинфекции жилищ. Кроме того, он много внимания уделял гигиеническим вопросам проектирования и постройки земских школ и больниц.
После ухода С. В. Шидловского из академии начальником кафедры с 1911 г. стал его ученик Виктор Александрович Левашев.
В 1918 г., т. е. вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции, на кафедру общей и военной гигиены был избран выдающийся гигиенист Г. В. Хлопин. Ученик Ф. Ф. Эрисмана и А. П. Доброславина, он продолжил традиции своих учителей, совершенствуя экспериментальное направление в гигиене. Обладая большими организаторскими способностями, Григорий Витальевич широко развернул разносторонние научные исследования, к которым привлек большой коллектив сотрудников и армейских врачей. За годы руководства им кафедрой были выполнены 267 научных работ. Сам Г. В. Хлопин выполнил 45 работ, в том числе фундаментальные руководства «Основы гигиены» (в 2 томах), «Сокращенный курс общей гигиены», «Методы санитарных исследований», «Основы противогазового дела» и многие другие.
При содействии и участии выдающихся гигиенистов-организаторов Н. А. Семашко и 3. П. Соловьева профилактическое направление стало генеральным направлением в развитии советской медицины, для развития гигиены создались исключительно благоприятные условия. В академии были пересмотрены программы преподавания. В 1922 г. выделен самостоятельный курс военной гигиены, который читал сотрудник В. А. Левашева проф. Н. А. Иванов. Все профилактические кафедры были размещены в
одном из лучших зданий академии, бывшей акушерско-гинекологической клинике (ныне кафедры госпитальной хирургии), и из них сформирован профилактический институт им. 3. П. Соловьева, фактическим руководителем которого являлся Г. В. Хлопин. В те же годы на кафедре формировались самостоятельные курсы военно-санитарной тактики и военно-санитарной администрации, санитарной бактериологии, физической культуры, врачебного контроля, социальной гигиены. Последний в 1925 г. выделился в самостоятельную кафедру. Вслед за ней в 1928 г. была организована кафедра военных и военно-санитарных дисциплин.
После смерти Григория Витальевича в 1929 г. кафедру возглавил его ближайший ученик проф. В. А. Углов. Экспериментальная научно-иссле-довательская деятельность продолжала развиваться, захватывая широкий круг гигиенических проблем, разрешения которых требовали интересы социалистического преобразования страны.
В докладе на Ученом совете академии «Роль санитарной организации в связи с индустриализацией» В. А. Углов впервые сформулировал задачи гигиенической науки и санитарной практики в защите внешней среды от загрязнений. Им проведен ряд исследований состояния загрязнения воздушного бассейна Ленинграда, реки Невы и других водоисточников. Разработана теория и практика улучшения качества воды в стационарных и полевых условиях, а также основы оценки ее качества. Наряду с этим на 1 кафедре велись работы в области гигиены питания (Ф. Г. Кроткое, П. Е. Калмыков), гигиены военного труда (Ф. Г. Кротков, В. А. Углов), гигиены военной одежды (Ф. Г. Кротков, П. Е. Калмыков, Д. И. Шоннн, Д. В. Прохоров и др.). Много внимания уделялось написанию учебной литературы. Ф. Г. Кротков составил и издал «Справочник по военной гигиене» (1931) и «Руководство по военной гигиене» (1933). В. А. Углов написал обширное руководство по гигиене для врачей и студентов, которое, к сожалению, из-за преждевременной смерти автора не было издано.
Большую роль в организации преподавания военной гигиены и проведении научных исследований в этой области сыграл в то время Ф. Г. Кротков. После успешного окончания адъюнктуры в 1929 г. он был назначен на должность преподавателя, а затем — доцента по курсу военной гигиены. Со свойственной ему энергией Ф. Г. Кротков установил связи с центральными военными управлениями, организовал научно-исследовательскую работу в танковых войсках, авиации, инженерных войсках. Участник гражданской войны, имеющий большой опыт войсковой службы, на практике познавший значение военной гигиены, он прививал интерес к этой науке слушателям и прикомандированным врачам. Созданное им руководство по воен-с ной гигиене служило в течение многих лет настольной книгой для слушателей, войсковых врачей и военных гигиенистов. В 1935 г. проф. Ф. Г. Кротков оставил кафедру в связи с назначением его на другую работу.
Процесс выделения самостоятельных дисциплин, зародившихся на кафедры гигиены, продолжался. В 1931 г. выделилась кафедра физической культуры и врачебного контроля. В 1936 г. совместными усилиями 3 кафедр (гигиены, микробиологии и заразных болезней) была создана кафедра эпидемиологии с дезинфекцией. В том же году кафедра общей и военной гигиены была разделена на кафедру общей гигиены и кафедру военной гигиены. Начальником кафедры общей гигиены остался проф. В. А. Углов, а начальником кафедры военной гигиены был назначен проф. В. А. Вино-градов-Волжинский. Ученик Г. В. Хлопина, имеющий богатый опыт службы в войсках, в том числе и в действующей армии, он и руководимый им коллектив энергично взялись за перестройку учебного процесса, за его совершенствование и приближение к запросам войсковой практики.
Обе кафедры гигиены принимали активное участие в санитарно-гигие-ническом обеспечении войск во время войны с белофиннами и особенно во время Великой Отечественной войны. Большинство ее преподавателей и адъюнктов находились временно или постоянно на фронте (А. Я- Цирель,
П. А. Вавилин и Д. И. Бельцев). Вся научная и преподавательская работа кафедр в то время подчинялась интересам фронта. Проводилась она в исключительно тяжелых условиях в связи с эвакуацией академии в Самарканд. Там коллективы кафедр пережили большие утраты — в 1942 г. скончались начальники обеих кафедр профессора В. А. Углов и В. А. Вол-жинский. После их смерти кафедру общей гигиены занял ученик Г. В. Хлопина проф. Н. Ф. Галанин, кафедра же военной гигиены возглавлялась некоторое время проф. М. Г. Маркаряном, а затем Ф. Г. Кротковым.
Н. Ф. Галанин начал работать в лаборатории Г. В. Хлопина еще в 1923 г. В 1938 г. ему было присвоено звание профессора, а в 1946 г. он избран членом-корреспондентом АМН СССР. Основным направлением работ Николая Федоровича и руководимой им кафедры явилась гигиена лучистой энергии.
В 1945 г. кафедру военной гигиены возглавил ученик В. А. Углова проф. П. Е. Калмыков. Он много внимания уделял укомплектованию кафедры кадрами и ее необходимому лабораторному оснащению, организации научно-исследовательской и преподавательской работы. Им написаны методическое пособие к практическим занятиям и ряд методических разработок. В дальнейшем проф. П. Е. Калмыковым были написаны монографии «Гигиена питания войск» (1952) и «Гигиена водоснабжения войск» (1953), коллективом кафедры создан труд «Гигиена специальных родов войск» (1956). Научная работа кафедры в первые послевоенные годы была посвящена изучению опыта войны, на основании этого разрабатывались рекомендации по гигиеническому обеспечению войск. Большое внимание уделяла кафедра изучению одежды — совершенствовались методики ее исследования. К тому же периоду относятся разработка средств парентерального питания и принципов формирования субкалорийных рационов.
В 1955 г. кафедры общей гигиены и военной гигиены были объединены. Начался новый период в жизни кафедры, который совпал с дальнейшим развитием вооружения и военной техники, механизации и моторизацией армии, появлением новых видов оружия. Все это потребовало расширения учебной и научной работы в академии. В связи с этим на кафедре развернулось исследование новых условий военного труда личного состава сухопутных войск, авиации и флота.
Изучались проблемы питания, водоснабжения, размещения и одежды. Существенным образом изменилась и учебная работа. Возникла необходимость профильной подготовки врачей на факультетах академии, усложнилось усовершенствование врачей.
В настоящее время кафедра общей и военной гигиены занимает одно из ведущих мест академии, решает наиболее актуальные проблемы военно-медицинского обеспечения войск. Большую работу ведет она и в области подготовки научно-педагогических кадров. За последний период на ней или под ее руководством защищено более 36 диссертаций. Питомцы кафедры занимают ответственные руководящие должности в учебных и научных учреждениях и в медицинской службе Вооруженных Сил СССР.
Кафедра ведет интенсивную работу по написанию пособий. Кроме упомянутых выше руководств и монографий, написаны и изданы «Учебник по общей и военной гигиене» под редакцией и при участии проф. П. Е. Калмыкова, «Практикум по санитарно-гигиеническому контролю за условиями военного труда и радиационной безопасностью» (П. Е. Калмыков, Н. Ф. Кошелев), ряд лекций по радиационной гигиене и т. д.
В результате исследований, проведенных в послевоенный период, были заложены основы физиологического подхода к оценке тепловых свойств одежды, разработаны методы исследования ее на человеке и моделированных приборах, созданы математические модели тепловых состояний человека при различной физической нагрузке, в различной одежде и в разных климатических условиях, разработаны общие принципы нормирования и оценки
микроклимата, степени загрязнения воздуха, экспериментально обоснованы принципы питьевого режима в условиях высокой тепловой нагрузки.
Проведена в эксперименте сравнительная характеристика отечественных средств для парентерального питания, разработана методика получения жировых эмульсий для внутривенных введений, сформированы основы полного парентерального питания. Определена роль нитратов питьевой воды и рекомендована их предельно допустимая концентрация в воде. Разработан новый подход к нормированию химического состава природной воды и предложена классификация факторов, определяющих качество питьевой воды. Экспериментально установлен удельный вес кальция питьевой воды в балансе этого элемента у людей.
Этот далеко не полный перечень научных достижений кафедры свидетельствует о том, что она продолжает развивать испытанные временем традиции, заложенные основателями гигиены в академии и в стране, что она верна принципам профилактики, экспериментальному направлению в гигиене и обеспечению нужд и потребностей армии.
Воодушевленный решениями XXIV съезда КПСС, коллектив кафедры набирает силы, плодотворно обучает слушателей факультетов, выполняет большие и сложные научно-исследовательские работы, направленные на улучшение гигиенического обеспечения личного состава Вооруженных Сил и развитие гигиены в нашей стране.
Поступила 15/ X11 1971 г.
Методы исследования
УДК 614.72:661.993-073:535.24
Л. С. Ефремова, П. Ф. Шевченко, Э. Ю. Шапошникова, Э. Н. Степанов
ФОТОКОЛОРИМЕТРИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МИКРОКОНЦЕНТРАЦИЙ ОКИСИ УГЛЕРОДА
Крупный недостаток большинства колориметрических методов определения окиси углерода заключается в длительности исполнения, что мешает их широкому применению для серийных анализов. Наиболее быстрым является метод с использованием пятиокиси йода в качестве окислителя. Мы решили применить фотоэлектроколориметрический способ определения выделившегося йода. Для этой цели был подобран чувствительный колориметрический метод, основанный на реакции йода с диметил-п-фениленди-амином. Образующийся в результате реакции между окисью углерода и йодноватым ангидридом йод пропускают через поглотитель с раствором цветообразующего реактива (диметил-п-фенилендиамина), возникшую при этом малиновую окраску колориметрируют.
Окись углерода окисляли йодноватым ангидридом в трубке из молибденового стекла с внутренним диаметром 8 мм и длиной 280 мм на нормальных шлифах 14,5. С одного конца трубки был впаян пористый фильтр. Трубку наполняли гранулированной пятиокисью йода. Прибегали к способу гранулирования, описанному Е. А. Перегуд и Е. В. Гернет в книге «Химический анализ воздуха промышленных предприятий». Трубки заполняли путем чередования гранул йодноватого ангидрида и кусочков стекловаты с интервалами 2—3 см для равномерного прохождения анализируемого газа. Экспериментально было найдено, что оптимальное количество пятиокиси йода, необходимое для заполнения окислительной трубки, равно 16 г.