Научная статья на тему 'Состояние гигиенической науки, ее методы и задачи'

Состояние гигиенической науки, ее методы и задачи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние гигиенической науки, ее методы и задачи»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СОЮЗА ССР

ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ

Редактор Т. Е. БОЛДЫРЕВ, зам. редактора А. И. СЫСИН ' Секретарь Р. М. БРЕЙНИНА Члены редколлегии: Р. А. БАБАЯНЦ. Ф. Е. БУДАГЯН, А. Н. МАРЗЕЕВ, В. А. РЯЗАНОВ. Н. А. СЕМАШКО. 3. Б. СМЕ.ПЯНСКИЙ, С. Е. СОВЕТОВ.

С. И. ЧЕРКИНСКИЙ

¡948 13'й Г°Д ИЗДАНИЯ СЕНТЯБРЬ № 9

ПЬРЧ___А _ , ~

центр* . ' > }

.,,.4 БИБЛИИ ' , . ) Здрсвод

^ » Й ¡1» | Действительный член Академии

медицинских наук СССР проф. Ф. Г. КРОТКОВ

V & ^ 1+

Состояние гигиенической науки, ее методы и задачи1

Гигиеническая наука в нашей стране развивалась своими путями, отличными от Западной Европы и Америки.

Русское направление в гигиене со времен Доброславина, Эрисмана и Хлопина характеризовалось социальной направленностью гигиенических исследований, научным обоснованием гигиенических мероприятий, органической связью лабораторного эксперимента с практикой.

Однако нам не следует идеализировать прошлое и представлять только в розовом свете историю гигиенической науки и ее деятелей. Было бы также грубой ошибкой стереть грань между дореволюционной Россией и Советским Союзом, между старой, буржуазной, и новой, социалистической, культурой, между деятелями науки предоктябрьского периода и советскими учеными. «Мы уже не те русские,— говорил товарищ Жданов,—какими были до 1917 года, и Русь у нас уже не та, и характер у нас не тот. 'Мы изменились и выросли вместе с теми величайшими преобразованиями, которые в корне изменили облик нашей страны» 2.

Наибольшего признания и развития в нашей стране гигиена достигла после Великой Октябрьской социалистической революции, создавшей предпосылки для широкого осуществления в стране оздоровительных мероприятий. Можно с полным основанием утверждать, что гигиеническая наука получила претворение в широкой санитарной практике только после Октябрьской революции. В подтверждение этой мысли можно привести обильный цифровой материал, характеризующий санитарное благоустройство городов, реализацию гигиенических требований в практике жилищного и промышленного строительства. К этому же периоду развития советской гигиенической науки относится выделение в качестве самостоятельных дисциплин социальной гигиены, промышленной (гигиена труда), школьной, военной, гигиены питания и др.

1 Из доклада на 4-й сессии отделения гигиены, эпидемиологии и микробиологии Академии медицинских наук СССР.

* Доклад т. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград» на собрании партийного актива и на собрании писателей в Ленинграде.

Гигиена труда достигла наибольшего расцвета в Советском Союзе, где после Октябрьской революции была создана государственная система санитарной охраны труда. Следует подчеркнуть принципиальное отличие советской гигиены труда от промышленной или индустриальной гигиены в капиталистических странах, где социально-политическая обстандвка не позволяет по-настоящему, в соответствии с требованиями современной науки поставить вопросы санитарной охраны труда и его оздоровления.

Опыт Великой отечественной войны показал, какую огромную роль играют своевременно проводимые гигиенические мероприятия для охраны здоровья войск. Впервые в истории войн в Советской Армии была создана стройная гигиеническая организация, укомплектованная квалифицированными гигиеническими кадрами и оснащенная мощными лабораторными средствами.

Гигиеническая наука в нашей стране развивалась самобытными и оригинальными путями, не подражая Западу. Сопоставление капитальных руководств по гигиене, вышедших у нас и на Западе в период между первой и второй мировой войной, показывает, что уровень гигиенической науки в нашей стране более высок. Советская гигиеническая наука отличается прогрессивным духом и социальной направленностью.

Было бы, однако, большой ошибкой для нас, советских гигиенистов» почить на лаврах. Критический анализ состояния гигиенической науки в нашей стране показывает, что сделано далеко не все возможное и необходимое. В нашей деятельности еще немало недостатков, требующих устранения. И мы можем это сделать, если с полной откровенностью на основе присущих советскому строю критики и самокритики вскроем недочеты в состоянии и развитии гигиенической науки.

Признавая принципиально правильным и на данном этапе развития вполне закономерным выделение ряда отраслей гигиены в самостоятельные дисциплины, мы считаем безусловно преждевременным и вредным для развития отечественной науки отход от общей гигиены. Обычно общую гигиену отождествляют с коммунальной. Такой взгляд не выдерживает серьезной критики. Отождествление этих двух дисциплин привело к тому, что у нас в стране не оказалось лиц и учреждений, занятых разработкой вопросов гигиенической теории, без которой не может развиваться ни одна научная дисциплина в области гигиены.

Для общей гигиены главное значение приобретает теоретическая разработка важнейших разделов гигиенической науки с учетом перспектив ее развития. Теоретические концепции общегигиенического характера должны иметь в виду не только требования настоящего дня,, но и более отдаленную перспективу развития науки. Словом, общая гигиена должна создать теоретическую базу и обеспечить развитие всех разделов гигиенической науки. Задача Института общей гигиены— глубокая теоретическая разработка ведущих гигиенических проблем. Практическое осуществление этих теоретических работ может быть обеспечено деятельностью многочисленных гигиенических институтов и лабораторий отраслевого назначения. Институт общей гигиены должен вести всю работу, имея в виду главным образом интересы развития так называемой «большой науки».

Будущее гигиены в нашей стране нельзя представить себе без широкого развертывания экспериментальной работы. Только глубокие научные исследования с использованием современных методов химии» физики, микробиологии оплодотворят гигиеническую практику и поставят ео в уровень с требованиями социалистического строительства.

Но было бы большой ошибкой свести экспериментальную деятельность в области гигиены только к лабораторным исследованиям. Определившийся за последние годы уход гигиенистов от медицинских во-

просоз в сторону санитарной техники, к лабораторной методике чреват тяжелыми последствиями.

Нельзя забывать о том, что туберкулез, эпидемический зоб, флюороз и др. являются не только клиническими, но и гигиеническими проблемами. Следовательно, гигиенический эксперимент должен выйти из стен лаборатории и охватить более широкий круг вопросов, более широкое поле наблюдений. Многие из них могут быть решены только в экспедиционном порядке, в ряде случаев целесообразно произвести санитарные обследования, и почти всегда необходим санитарно-статисти-ческий анализ данных, касающихся патологии коллектива. Гигиена по своей природе является комплексной наукой и эта особенность гигиенической науки требует применения разнообразных методов экспериментального исследования.

Анализ состояния гигиенической науки в СССР и зарубежных странах показывает, что советская гигиеническая мысЛь является наиболее прогрессивной и передовой во всем мире. Наши гигиенические кадры подготовлены для решения задач, диктуемых требованиями социалистического строительства и нуждами народного здравоохранения. Но эти кадры нуждаются в компетентном научном руководстве, методической, помощи и лабораторном вооружении.

Нельзя вести успешную экспериментальную деятельность на уровне современных достижений науки, располагая устарелым лабораторным оснащением. Обновление лабораторного инвентаря, приведение его в соответствие с требованиями современной науки — неотложная задача первостепенной важности. В практику гигиенического исследования должны прочно внедриться спектроскопия, спектрофотометрия, люминесцентный анализ, катодная лампа, фотоэлемент и пр. Без модернизации гигиенического вооружения все разговоры о повышении качества гигиенического исследования останутся благими пожеланиями. Развитие советской индустрии и успехи точного приборостроения позволят нам приступить к обновлению методического арсенала.

Серьезным показателем состояния гигиенической науки в стране является отсутствие крупных монографий и капитальных трудов по различным отраслям гигиены. Я не говорю об учебниках и учебных руководствах, появившихся в печати за последние годы. Некоторые из них, например, «Учебник гигиены» под редакцией А. Н. Сысина или «Курс гигиены труда» под редакцией А. А. Летавета, несмотря на наличие в них отмеченных советской критикой недочетов, являются оригинальными произведениями, написанными на советском материале, отражающими достижения отечественной гигиенической науки.

За последние годы количество гигиенических монографий заметно1 увеличилось. Сюда относится работа проф. Р. А. Бабаянца «Загрязнение городского воздуха», проф. Н. М. Томсон «Аэродинамический метод изучения аэрации населенных мест», проф. Е. А. Брагина «Озеленение городов».

Особое место занимает в высшей степени интересная и содержательная монография проф. 3. Г. Френкеля «Удлинение жизни и активная старость».

Крупнейшим недостатком гигиенических исследований является явная недостаточность внутреннего, органического комплекса.

Нельзя не согласиться с А. А. Летаветом, который, характеризуя? деятельность советских институтов гигиены труда, подчеркнул как положительное явление тесную связь между лабораторным экспериментом, клиническими наблюдениями и исследованиями в производственной обстановке.

Методологически такой комплекс исследования в условиях лабораторного эксперимента, в клинике и на производстве является безукоризненным. Остается только пожалеть, что представители других ох.-

раслей гигиены не следуют этому принципу построения исследований (комплексность изучения, сочетание лабораторного элемента с работой в производственных условиях, патофизиологические исследования, санитарная статистика). Это и есть комплекс в научном исследовании, о котором так много говорят за последнее время. Говоря о комплексе, не следует иметь в виду механическое сведение различных тем, выполняемых различными людьми, в так называемый комплекс. Это комплекс планирования, а не комплекс изучения и исследования. Надо различать эти два различных понятия. В практике очень часто называют простое согласование работы двух-трех отделов научно-исследовательского учреждения комплексом. Это, разумеется, не комплекс. На наш взгляд, идея комплексного исследования наиболее полно и методологически правильно представлена именно в институтах гигиены труда и, в частности, в Институте гигиены труда и профессиональных заболеваний.

Говоря о состоянии гигиенической науки в стране, нельзя не сказать несколько слов о работе большой армии гигиенистов — санитарных врачей, которые ведут свою работу на базе гигиенической науки и часто выполняют важные гигиенические исследования.

Профилактическая медицина и санитарная деятельность всегда требовали государственного вмешательства и регулирования в деле подготовки, расстановки и правильного использования санитарных кадров. Работа санитарного врача трудна, многие не понимают и недостаточно ценят ее. О санитарных врачах вспоминают в периоды санитарно-эпи-демических происшествий и забывают во время санитарного благополучия. Деятельность санитарного врача незаметна, не бросается в глаза, но она очень важна с государственной точки зрения. От санитарных врачей требуется особенно высокое сознание гражданского долга и преданность своему делу.

Лучшие представители земской медицины шли на санитарную работу, добровольно покидая лечебную деятельность ради широкой сани-тарно-общественной работы, ориентированной на осуществление массовых оздоровительных мероприятий среди населения. В наиболее передовых земствах назначение врачей на санитарную работу допускалось лишь по истечении 10-летнего стажа лечебной деятельности: этим подчеркивалось особое положение санитарного врача среди земских медицинских работников.

При изучении внешней среды нас, гигиенистов, естественно, интересуют три элемента: 1) анализ данного фактора; 2) исследование его влияния на здоровье и трудоспособность человека или коллектива; 3) научное обоснование тех или иных мероприятий, предлагаемых для устранения отрицательных явлений и воздействий.

Как хорошо известно, наиболее сложной задачей является правильно установить и объективно доказать степень влияния фактора внешней среды на здоровье коллектива. Чтобы не оказаться в положении безответственного консультанта, рекомендующего «вообще полезные мероприятия», гигиенист должен внимательно изучить важнейшие факторы, определяющие состояние здоровья и заболеваемость обследуемого коллектива, иначе говоря, установить уровень социального здоровья. Только на этом пути возможно научное медицинское обоснование гигиенических мероприятий, возвращение гигиениста к настоящей медицинской деятельности. Установите в процессе преподавания представление о гигиене как органической составной части медицинской науки, докажите студенту, что он не перестанет быть врачом на санитарной работе, и сами собой отпадут жалобы на равнодушие к гигиене, на отсутствие взаимопонимания между преподавателями-гигиенистами и студентами, на увлечение нашей студенческой молодежи лечебной медициной и др.

Наша беда заключается в том, что нередко ученые-гигиенисты ограничивают свои предложения по оздоровлению населения санитарно-техническими мероприятиями или общегигиеническими рекомендациями, не учитывая необходимости одновременного воздействия на источник, оказывающий влияние на изменение свойств внешней среды. В качестве примеров можно привести загрязнение водоемов и источников водоснабжения населения промышленными сточными водами, загрязнение воздуха городов дымом, газами и пылью, бактериальное загрязнение почвы.

Радикальное воздействие на источники загрязнения воды, почвы и воздуха требует согласованных действий гигиенистов и представителей промышленных министерств и органов коммунального хозяйства. Эти согласованные действия должны базироваться на санитарном законодательстве. Инициатива последнего, естественно, должна исходить от гигиенистов, которые непрерывно изучают вопросы водоснабжения как одного из важных факторов здоровья.

Отсюда вполне очевидна необходимость для всякого гигиениста владеть методикой санитарно-статистического исследования, незаслуженно заброшенного в гигиенической науке и санитарной практике. Нам не следует забывать, что санитарная статистика у наших предшественников, русских гигиенистов, была мощным средством гигиенического исследования сложного комплекса взаимодействия между внешней средой и коллективом. Больше того, только правильное использование статистического метода обеспечивает возможность вскрыть и выделить ведущие в патологии коллектива факторы и тем самым дать научное обоснование санитарно-практическим мероприятиям. Са-нитарно-статистический анализ позволит вместе с тем целеустремленно направить научно-исследовательскую деятельность отдельных гигиенистов и целых гигиенических учреждений.

Очередные задачи гигиенической науки вытекают из общих задач здравоохранения в четвертой пятилетке. Эти задачи четко сформулированы в пятилетнем плане Министерства здравоохранения и в дополнительных указаниях министерства и Ученого медицинского совета.

Наша главная задача заключается в том, чтобы путем осуществления научно обоснованных гигиенических мероприятий добиться снижения заболеваемости и смертности населения, сокращения трудовых потерь из-за временной нетрудоспособности, повышения уровня здоровья населения, усиления его жизненного потенциала. Перед советскими гигиенистами стоит серьезная и ответственная задача изучить причины заболеваний с мало известной этиологией. Речь идет о заболеваниях неинфекционной природы, вызываемых влиянием мало изученных факторов внешней среды. Мы, гигиенисты, не должны забывать также, что даже такие темы, как рак и туберкулез, не могут не интересовать гигиениста. Я не говорю уже о таких явно гигиенических проблемах, как силикоз, асбестоз, флюороз, эндемический зоб, уровская болезнь и др. ' В сфере компетенции институтов гигиены труда важнейшей задачей является глубокое изучение вопросов, связанных с появлением новых производств и воздействием на организм новых физико-химических факторов, и разработка эффективных предупредительных мероприятий. Планом четвертой пятилетки предусмотрено строительство новых мощных заводов с новой технологией производства. Новая техника и новые производства требуют новых гигиенических мероприятий в области санитарной охраны труда. В связи с громадным размахом восстановительных работ в стране мы обязаны обеспечить гигиеническую компетенцию и соответствующее влияние на промышленное и жилищное строительство.

В ходе восстановления и строительства населенных пунктов особое значение приобретают вопросы коммунальной гигиены. Водоснабжение

-и санитарная очистка населенных пунктов, рациональная планировка городов, жилых кварталов и домов, освещение и санация воздуха требуют привлечения компетентных гигиенических сил для разрешения этих вопросов на основе научных данных.

В области гигиены питания нам предстоит решить ряд крупных вопросов, к числу которых относятся нормы белка в рационах детей и взрослого населения. Нам необходимо систематически изучать калорийность, химический состав, содержание витаминов и минеральных солей в пищевых продуктах отечественного происхождения.

В соответствии со сказанным многочисленным гигиеническим учреждениям страны (институтам, лабораториям, кафедрам) необходимо сконцентрировать свои усилия на развертывании экспериментальных работ. Мы должны резко усилить экспериментальное направление в работе гигиенических институтов и кафедр, памятуя о необходимости обогащать советскую гигиеническую науку новыми данными. Нам не следует забывать, что без эксперимента в лаборатории, на производстве и в полевой обстановке немыслимо поступательное движение гигиены.

Нам нужны широкие гигиенические обобщения по всем основным разделам гигиены. Нам нужны гигиенические школы и направления в науке, подобные тем, которые были созданы в свое время Добросла-аиным, Эрисманом, Хлопиным. Эти школы и направления являются жизненно необходимыми как выражение духа коллективного решения научных проблем. Наконец, создание школы обеспечивает преемственность в научной разработке крупных гигиенических проблем, составных .элементов большой гигиенической науки.

|В. Б. ХА5АП

Применение иода для дезинфекции питьевых вод в районах эндемического зоба

Из кафедры общей гигиены Таджикского государственного медицинского института

Исследования многих авторов позволяют считать, что, как правило, между йодным уровнем местности (содержание иода в воде и пищевых продуктах) и степенью поражения населения зобом существует обратная корреляция. Поэтому при осуществлении работ по дезинфекции питьевых вод в районах эндемического зоба мы преследовали две задачи: во-первых, сделать эту воду безупречной по бактериологическим показателям и, во-вторых, дать жителям зобогенного района добавочное количество иода с питьевой водой.

Тем самым метод обеззараживания воды свободным иодом приобретал большое значение, наряду с другими мероприятиями, проводящимися по борьбе с зобом.

За последние 15 лет в нашей и зарубежной литературе при освещении вопросов, связанных с дезинфекцией воды, все внимание уделялось применению хлора. Бактерицидные свойства иода были установлены еще в конце прошлого столетия, но метод иодирования не нашел применения в практике дезинфекции воды. Во время войны в целях обеззараживания индивидуальных запасов воды Реншоу (Lancet, 1943) предложил воспользоваться раствором Люголя в пропорции 1 : 1 ООО по объему и при контакте в 10 минут. Это соответствовало примерно 50 мг/л свободного иода.

Для проверки бактерицидного эффекта иода к испытуемой воде добавлялись следующие растворы: 1) раствор Люголя, 2) раствор иода в воде (0,02°/oi), 3) растворы иода и хлора в различных отношениях.

/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.