Научная статья на тему 'К 100-ЛЕТИЮ СССР: ПРО ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ ПОЛЯРНОЙ АВИАЦИИ'

К 100-ЛЕТИЮ СССР: ПРО ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ ПОЛЯРНОЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 100-ЛЕТИЮ СССР: ПРО ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ ПОЛЯРНОЙ АВИАЦИИ»

ДАТЫ, СОБЫТИЯ, ЮБИЛЕИ

С. С. Атласова, Р. И. Емельянов

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

e-mail: ss.atlasova@s-vfu.ru

К 100-летию СССР: про юбилейные даты полярной авиации

100 лет назад - 30 декабря 1922 г. был образован Союз Советских Социалистических Республик. СССР был лидером в освоении и исследовании Северного полюса. Значимый период изучения Арктического региона пришелся на советские годы.

15 апреля 1926 г. принято постановление президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4'35» восточной долготы и 168°49'30» западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса. Советское государство утвердило свои северные границы, которые весь период своего существования оберегала и обживала.

Одним из самых ярких моментов в освоении Арктики можно считать время становления полярной авиации в 1920-30-ые гг. Советские летчики стали истинными первооткрывателями арктического неба. Летчики, летавшие на северных широтах, были бесстрашны, смелы и популярны. Началом регулярной работы авиации в районе Северного полюса считаются разведывательные полеты Б. Г. Чухновского летом 1924 г. Борис Григорьевич был военным летчиком. Он инициировал исследовательские полеты, произведя обследование состояния льдов на пути движения судов Карской экспедиции с самолета.

В честь героизма первых советских полярных летчиков 1 марта официально считается Днем полярной авиации. В этот день 1931 г. было основано авиационное подразделение «Комсеверпуть».

В 1934 г. первыми в отечественной истории звания Героев Советского Союза были удостоены полярные летчики А. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский, В. С. Молоков, Н. П. Каманин, М. В. Водопьянов, М. Т. Слепнёв и И. В. Доронин. Летчики, проявляя особую смекалку, спасли 104 человека с парохода «Челюскин», раздавленного льдами в Беринговом проливе. Они совершили по несколько рейсов в суровых северных условиях, доказывая техническое превосходство советских самолетов и демонстрируя свое высочайшее умение. Весь мир следил за спасением «челюскинцев» советскими летчиками. Победоносное завершение спасательной операции стало торжеством СССР. Летчики стали узнаваемы во всем мире, а вместе с ними вырос статус и Советского Союза. Полярные летчики устанавливали рекорды за рекордами.

85 лет назад в 1937 г. был совершен первый перелет через Северный полюс. Летчики В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков на АНТ-25 преодолели путь из

АРКТИКА XXIВЕК. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, №4 (30) 2022

Москвы в Ванкувер (США). Советские летчики восхищали граждан всех стран своим бесстрашием, средства массовой информации были наполнены публикациями о героях. Летая, только надеясь на свою интуицию, без топографических карт местностей полета, при отсутствии информации о метеоусловиях они осваивали северное небо.

80 лет назад заработала воздушная трасса Аляска - Сибирь (Алсиб), по которой в тяжелейших условиях Великой Отечественной войны шел перегон на фронт ленд-лизовских самолетов. Из опытных летчиков, инженеров и техников, имевших опыт работы на Севере, были сформированы пять перегоночных авиаполков. Город Якутск был административным центром перегоночной трассы, расположенный посредине трассы. Учитывалось и то, что в Якутске имелась возможность ремонтировать самолеты, здесь же находился радиоцентр. В Якутске располагались штабы Красноярской воздушной трассы, а затем и перегоночной дивизии, базировался 4-й ПАП, а также сформированный несколько позже 8-й транспортный авиаполк (ТАП). Героическая работа полярных авиаторов на трассе Аляска - Сибирь получила высокую оценку. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1944 г. за образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени и стала называться 1-й краснознаменной перегоночной авиадивизией (КПАД). В 2022 г. к юбилею трассы Русское географическое общество совместно с армейской авиацией Восточного военного округа РФ провело масштабную экспедицию. С мыса Эгвекинот и Уэлькаль вывезены на реставрацию транспортный самолет и истребитель, проверены поиски мест катастроф в районах Марково и Омолона и обследованы обширные участки якутской воздушной трассы. В Якутии была издана книга «Благодарная память о трассе Аляска - Сибирь» и ее участниках. События и люди» М. Е. Васильева, почетного работника транспорта РФ, хранителя Музея истории авиации Якутии.

После войны полярная авиация стала постоянно действующей. Северные широты были освоены. Появилось большое количество летчиков, умевших летать в экстремальных условиях. Для поддержания полярной авиации в годы СССР за Полярным кругом было построено около 80 аэродромов. Создание такой развернутой сети воздушного сообщения в самых северных, неосвоенных районах страны стало основой для развития воздушного транспорта после войны. Были налажены пассажирско-транспортные авиационные маршруты. На данный момент многие из них закрыты, но есть и работающие. Действует аэропорт Чокурдах Аллаиховского района, открытый в 1934 г., и он полностью реконструирован в 2018 г. Согласно Указу Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» ожидается масштабная модернизация полярной авиации.

Сведения об авторах

АТЛАСОВА Саргылана Серафимовна - к. ист. н., доцент каф. истории, обще-ствознания и политологии исторического факультета, СВФУ им. М.К. Аммосова. E-mail: ss.atlasova@s-vfu.ru

Атласова С. С., Емельянов Р. И. К 100-ЛЕТИЮ СССР: ПРО ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ

полярной авиации

ATLASOVA, Sargylana Serafimovna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History, Social Studies and Political Science, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

ЕМЕЛьяНОВ Роман Игоревич - учащийся 10 класса Национальной политехнической средней общеобразовательной школы № 2

EMELYANOV, Roman Igorevich - 10th grade student of the National Polytechnic Secondary School No. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.