Научная статья на тему 'К 100-летию со дня рождения Варвары Павловны Мей (воспоминания родных)'

К 100-летию со дня рождения Варвары Павловны Мей (воспоминания родных) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
232
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 100-летию со дня рождения Варвары Павловны Мей (воспоминания родных)»

H.A. Дмитриева, Л.И. Жигулева

К IOO-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВАРВАРЫ ПАВЛОВНЫ МЕЙ (воспоминания родных)

В 1988 г., в день столетия со дня рождения Варвары Николаевны Мей (приемной матери В.П. Мей), Варвара Павловна читала у могилы свои стихи, говорила о своей любви и восхищении своей матерью, перед которой она в неоплатном долгу. Затем она сказала, что надеется, что о ней тоже хоть кто-нибудь вспомнит в ее 1OO лет со дня рождения. Ведь ее дети - ее ученицы, которых она и ругала, и обижала, и учила, и любила отчаянно. Вся ее жизнь была связана с этим словом - «отчаянно».

Родилась Варвара Павловна Мей в Вильно (Вильнюс) 23 декабря по старому и 5 января 191O г. по новому стилю.

Родители ее, Алексей Петрович Мей и его третья жена Мария Петровна Попова, не отличались хорошим здоровьем. Алексей Петрович по службе бывал в постоянных разъездах, и все тяготы воспитания двух девочек: Варвары и Татьяны (род. 23 ноября 191O г.) - легли на плечи мачехи.

Помогали ей домработница Броня и денщик Алексея Петровича. С 31 января 1915 г. по февраль 1917 г. А.П. Мей был призван в действующую армию. Мария Петровна получала денежное содержание от Акцизного управления города Вильно. 21 марта 1917 г. это управление упразднилось, и поэтому семья Мей спешно эвакуировалась в Киев (Лукьяновка, Нагорная, 4). Мария Петровна была беременна, за время переезда она простудилась и сильно болела, обострилась астма. Алексею Петровичу пришлось опять уехать по службе. В конце 1917 г. Мария Петровна родила сына Олега, а в начале 1918 г. умерла.

Трое детей остались на попечение соседей. Девочки 7 и 8 лет остались одни с маленьким Олегушкой. Ребенок плакал, ему нужно было материнское молоко, но молока не было - никакого:

в Киеве был голод. Мальчик умер. Соседи телеграфировали Алексею Петровичу. Когда тот приехал, он написал своему старшему сыну Павлу Алексеевичу в Петроград и попросил взять девочек к себе.

Опять помогли соседи. Летом 1918 г. они сумели отправить девочек из Киева в Петроград в теплушке, на которой было написано: «Холера». В теплушку положили сена и еды на три дня. Послали телеграмму Павлу Алексеевичу, чтобы встречал поезд, где был прицеплен вагон с надписью «Холера». Но в Петроград этот вагон не прибыл. Павел Алексеевич со своим тестем Николаем Григорьевичем Александровым (полковником в отставке) бросились к начальнику поезда. Тот ответил, что во Пскове вагон отцепили. Дальше поиски продолжались во Пскове. На запасных путях такого вагона не нашли: ни на одном вагоне не было надписи «Холера». Начинало темнеть. Они стали кричать: «Девочки! Таня, Вава, отзовитесь!» Проходя мимо одного вагона, услышали тихий плач. Это Таня не выдержала и заплакала, хотя Вава говорила ей: «Тихо, замолчи!» Павел Алексеевич и Николай Григорьевич открыли теплушку и увидели двух плачущих девочек, крайне истощенных, чумазых, по одежде их ползали вши. После санитарной обработки сестер одели в солдатские рубахи и шинели.

Так в 1918 г. Варвара и Татьяна стали дочерьми Павла Алексеевича и Варвары Николаевны Мей, запись об этом была оформлена 22 июля 1922 г. Отчество в документах им изменили на Павловны и года рождения на 1912. По одной версии - так как в 1918 г. детям до 7 лет выдавался дополнительный паек, по другой - так как Павел Алексеевич и Варвара Николаевна венчались 22 апреля 1911 г.

Только в конце 1918 года Алексей Петрович Мей смог добраться до Петрограда. Узнав, что сын записал девочек как своих дочерей, Алексей Петрович был очень недоволен, но потом смирился, поняв, что это было необходимо. Время было тяжелым, а детей надо было кормить. Да и сам Алексей Петрович был очень болен и вскоре попал в больницу.

Варвара Николаевна работала медицинской сестрой в госпитале, а затем в детской поликлинике. Павел Алексеевич был призван в Красную Армию как военспец. Он был помощником начальника первой Петроградской пехотной школы, работал при штабе Тухачевского, преподавал военное дело, стратегию, тактику, топографию, военную историю на различных армейских курсах и Педагогическом институте. В период репрессий с 1930 по 1936 гг. дважды был арестован. Его выпускали, не доказав его вины, затем снова забирали. Наконец, совершенно больного, его отпустили. В 1938 г. в Рождество, когда в дверь сильно постучали, Павел Алексеевич умер от сердечного приступа. Это были ряженые, но он их уже не увидел. Так наступил 1939 год.

После смерти мужа Варвара Николаевна прожила еще 30 лет, но больше никогда не встречала Новый год.

Дедушка Николай Григорьевич занимался с девочками, читал им книги, учил читать, писать, музыке и языкам, водил на спектакли.

Однажды Павел Алексеевич повел девочек на балет «Щелкунчик» в Мариинский театр, и с тех пор маленькая Варя заболела балетом. Она настойчиво просила отдать ее в училище, но приема уже не было. К великому счастью Вари, Агриппина Яковлевна Ваганова согласилась давать ей уроки на дому, а дедушка водил Варю на эти уроки, после чего девочка была принята в училище.

Учение в балетной школе давалось Варваре нелегко. Только безграничная любовь к балету, упорство и умение преодолевать трудности, помогали ей в учебе. У нее не получались прыжки по диагонали через всю сцену. Она боялась прыгать. Тогда Ваганова сказала ей: «Если в следующий раз прыжки не получатся, ты можешь не приходить!» Дома Вава непрерывно тренировалась, а через три дня пришла к Вагановой и сделала все отлично.

Ваганова любила своих учениц, была к ним очень требовательна. Но это девочек радовало, потому что, если она была безразлична или даже ласкова к кому-либо, это был плохой при-

знак. Значит, она теряла уверенность в способности ученицы. Девочки иногда плакали: «Груша не обращает на меня внимание. Что делать? Что я делаю не так?» И старались, старались, старались. После окончания училища Варвара Павловна была солисткой Мариинского театра на ролях второго плана.

Однажды Ваганова в театре увидела, как Варвара «разогревает» своих подруг перед спектаклем, и предложила ей работать в училище педагогом. Варвара Павловна окончила педагогические курсы и уже в 1940-1941 учебном году вела первую группу мальчиков.

Началась война. Вместе с училищем Варвара Павловна эвакуировалась в Пермь, а после войны вернулась обратно. Более 40 лет Варвара Павловна учила детей младших классов. Она умела находить такие методы преподавания, которые помогали детям осваивать эту очень трудную профессию, учила преодолевать боль и не разлюбить при этом самое прекрасное на свете искусство - балет.

Варвара Павловна преподавала в Каире, Киеве, Минске, Риге, а выйдя на пенсию, вела занятия с преподавателями. Весь свой богатый опыт работы с детьми она выразила в книге «Азбука классического танца».

В последние годы своей жизни Варвара Павловна, многое переосмысляя, старалась усовершенствовать методику обучения с помощью Аркадия Андреевича Соколова-Каминского, который очень часто приходил к ней домой, записывал ее дополнения и исправления к первой книге. Варвара Павловна мечтала издать вторую книгу, но не успела. Книга была отредактирована и подготовлена к печати ее ученицей Габриэлой Трофимовной Комлевой вместе с ее мужем Аркадием Андреевичем Соколовым-Каминским. В это тяжелое для нашей культуры время они добились выхода этой книги в свет в январе 2006 г.

Варвара Павловна Мей умерла 27 октября 1995 г. и похоронена на Богословском кладбище в одной могиле вместе со своей приемной, но, по сути, родной матерью, Варварой Николаевной Мей.

На Смоленском кладбище захоронены родной отец Варвары Павловны Мей - Алексей Петрович, его брат Лев Петрович, приемный отец и брат В.П. Мей - Павел Алексеевич Мей, а также дедушка Варвары Павловны Николай Григорьевич Александров.

Глубокая благодарность им всем, царствие небесное и вечный покой.

Если есть загробная жизнь, то, может быть, душа Варвары Павловны продолжает жить в стенах училища, кому-то помогает, кого-то учит преподавать и сохранять традиции великого и прекрасного искусства балета! Может быть ...

Когда Варвара Павловна умирала, рядом с ней находились две ее племянницы: Наталья Анатольевна Дмитриева - дочь Татьяны Павловны Мей и Людмила Игоревна Жигулева - правнучка Николая Григорьевича Александрова.

В день столетия со дня рождения Варвары Павловны Мей на ее могиле мы обязательно скажем, что о ней помнят, ее любят, ее родные, ее ученики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.