Научная статья на тему 'К 100-ЛЕТИЮ ОТКРЫТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (1921-2021 ГГ.)'

К 100-ЛЕТИЮ ОТКРЫТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (1921-2021 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каплиева М. П., Каплиев А. А.

Цель исследования. Изучить процесс становления медицинского факультета Белорусского государственного университета в начале 1920-х гг. Материалы и методы. Архивные, периодические и повествовательные источники, обработанные при помощи общенаучных и специальных исторических методов исследования. Результаты. Появление высшего медицинского образования в Беларуси стало возможным только после прочного установления на ее территории советской власти. Значимую роль в процессе отбора кадров будущих врачей и их подготовки сыграла политическая и идеологическая составляющие, но вместе с тем при становлении медицинского факультета внедрялись и демократические элементы самоуправления. Заключение. Несмотря на успешный опыт организации медицинского факультета БГУ, малое число выпускников в 1920-х гг. и общий недостаток врачей в БССР предопределили необходимость его реорганизации в самостоятельное учебное заведение - Минский медицинский институт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE 100TH ANNIVERSARY OF THE MEDICAL FACULTY OF BELARUSIAN STATE UNIVERSITY (1921-2021)

Objective. To study the process of formation of the Medical Faculty of Belarusian State University in the early 1920s. Materials and methods. Archival, periodical and narrative sources processed by general scientific and special historical research methods. Results. The emergency of a higher medical education in Belarus became possible only after the solid establishment of Soviet power in its territory. Political and ideological components played a significant role in the processes of the selection of future doctors and their education, but at the same time, democratic elements of self-government were implemented along with the formation of the Medical Faculty. Conclusion. Despite the successful experience of organizing the Medical Faculty of Belarusian State University, a small number of graduates in the 1920s and the general lack of doctors in the BSSR predetermined the need for its reorganization into an self-administered academic institution- Minsk Medical Institute.

Текст научной работы на тему «К 100-ЛЕТИЮ ОТКРЫТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (1921-2021 ГГ.)»

Проблемы здоровья и экологии/Health and Ecology Issues

2021;18(4):136-142

УДК 61:378(476)(091)

https://doi.org/10.51523/2708-6011.2021-18-4-18

К 100-летию открытия медицинского факультета Белорусского государственного университета (1921-2021 гг.)

© М. П. Каплиева1, А. А. Каплиев2

'Гомельский государственный медицинский университет, г. Гомель, Беларусь 2Институт истории Национальной академии наук Беларуси, г. Минск, Беларусь

РЕЗЮМЕ

Цель исследования. Изучить процесс становления медицинского факультета Белорусского государственного университета в начале 1920-х гг.

Материалы и методы. Архивные, периодические и повествовательные источники, обработанные при помощи общенаучных и специальных исторических методов исследования.

Результаты. Появление высшего медицинского образования в Беларуси стало возможным только после прочного установления на ее территории советской власти. Значимую роль в процессе отбора кадров будущих врачей и их подготовки сыграла политическая и идеологическая составляющие, но вместе с тем при становлении медицинского факультета внедрялись и демократические элементы самоуправления.

Заключение. Несмотря на успешный опыт организации медицинского факультета БГУ, малое число выпускников в 1920-х гг. и общий недостаток врачей в БССР предопределили необходимость его реорганизации в самостоятельное учебное заведение — Минский медицинский институт.

Ключевые слова: медицинский факультет, Белорусский государственный университет, здравоохранение, образование.

Вклад авторов. Каплиева М.П.: концепция и дизайн исследования, редактирование, обсуждение данных, проверка критически важного содержания, утверждение рукописи для публикации; Каплиев А.А.: сбор материала и создание базы данных, обзор публикаций по теме статьи, обсуждение данных.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Источники финансирования. Исследование проведено без спонсорской поддержки. Для цитирования: Каплиева МП, Каплиев АА. К 100-летию открытия медицинского факультета Белорусского государственного университета (1921-2021 гг.). Проблемы здоровья и экологии. 2021;18(4):136-142. DOI: https://doi.org/10.51523/2708-6011.2021-18-4-18

To the 100th anniversary of the Medical Faculty of Belarusian State University (1921-2021)

Marina P. Kapliyeva1, Alexey A. Kaplyev2

'Gomel State Medical University, Gomel, Belarus 2Institute of History of the National Academy of Sciences of Belarus, Minsk, Belarus

ABSTRACT

Objective. To study the process of formation of the Medical Faculty of Belarusian State University in the early 1920s.

Materials and methods. Archival, periodical and narrative sources processed by general scientific and special historical research methods.

Results. The emergency of a higher medical education in Belarus became possible only after the solid establishment of Soviet power in its territory. Political and ideological components played a significant role in the processes of the selection of future doctors and their education, but at the same time, democratic elements of self-government were implemented along with the formation of the Medical Faculty. Conclusion. Despite the successful experience of organizing the Medical Faculty of Belarusian State University, a small number of graduates in the 1920s and the general lack of doctors in the BSSR predetermined the need for its reorganization into an self-administered academic institution- Minsk Medical Institute.

Keywords: medical faculty, Belarusian State University, healthcare, education.

Author contributions. Kapliyeva M.P.: research concept and design, editing, discussing data, checking critical content, approving the manuscript for publication; Kapliyev A.A.: collecting material and creating a sample database, reviewing publications on the topic of the article, discussing data. Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests. Funding. The study was conducted without sponsorship.

For citation: Kapliyeva MP, Kapliyev AA. To the 100th anniversary of the Medical Faculty of Belarusian State University (1921-2021). Health and Ecology Issues. 2021;18(4):136-142. (In Russ.). DOI: https://doi. org/10.51523/2708-6011.2021-18-4-18

Введение

В этом году отметил столетие Белорусский государственный медицинский университет, который берет свое начало с момента основания медицинского факультета (медфака) Белорусского государственного университета (БГУ) в 1921 г. В отечественном научном дискурсе процесс организации медфака БГУ представлен крайне отрывисто и несистемно.

Цель исследования

Изучить процесс становления медицинского факультета Белорусского государственного университета в начале 1920-х гг.

Материалы и методы

Исследование проведено на основании анализа оригинальных архивных, периодических и повествовательных источников, обработанных при помощи общенаучных и специальных исторических методов исследования.

Результаты и обсуждение

В период нахождения Беларуси в составе Российской империи (1795-1917 гг.) ввиду ограничений, наложенных на территорию Северо-Западного края после подавления национально-освободительных восстаний 1830-1831 и 1863 гг., фактически все высшие учебные заведения были ликвидированы. Данная политика в области образования почти на 80 лет предопределила, что врачи, которые практиковали на территории Беларуси, получали медицинское образование не на родине, а на медицинских факультетах университетов Дерпта, Казани, Киева, Москвы, Петербурга, а также Австрии, Польши, Германии и Швейцарии.

После Октябрьской революции 1917 г. советские власти уделяли большое внимание развитию образования и выделяли средства в том числе на национальные проекты высших учебных заведений. В частности, в период установления советской власти на

территории Беларуси в конце 1917 г. обсуждалась идея открытия полноценного университета с обязательным медицинским факультетом, но последующие боевые действия и германская оккупация отложили решение этого вопроса. Однако даже во время немецкой оккупации Беларуси выдающиеся ученые — академик Е. Карский и профессор М. Довнар-Запольский продвигали собственные проекты создания Белорусского университета с обязательным включением в его состав медицинского факультета [1].

Реализовать идею открытия белорусского вуза в то время не удалось, но проект не был забыт и осуществился уже после отхода немецких войск во время становления Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) в начале 1919 г. В то время из-за последствий военной мобилизации докторов времен Первой мировой (1914-1918 гг.) и Гражданской войн медицинская сеть Беларуси страдала от острой нехватки квалифицированных врачебных кадров. Для ликвидации дефицита кадрового обеспечения медицинской сети врачами была поставлена задача неотложной организации высшего медицинского образования на территории Беларуси.

Уже 21 января 1919 г. председатель Временного рабоче-крестьянского советского правительства Беларуси Д. Жилунович получил из Москвы телеграмму с информацией о поручении наркоматом просвещения РСФСР декану математического факультета Нижегородского педагогического университета, профессору И. Брайцеву (по происхождению белорусу из Могилевской губернии), работы по организации университета в Минске с шестью факультетами: математическим, естественным, агрономическим, литературно-художественным, социально-ис торическим и медицинским [2]. Уже на исходе существования ССРБ ее Центральный исполнительный комитет (ЦИК) 25 февраля 1919 г. издал постановление об открытии в

Проблемы здоровья и экологии/Health and Ecology Issues

2021;18(4):136-142

Минске государственного университета, на что был выделен 1 млн рублей [3].

Несмотря на окончание существования ССРБ в связи с объединением Беларуси и Литвы в Литовско-Белорусскую ССР, работа по организации белорусского вуза продолжалась: были созданы две комиссии по организации университета — Минская (при Минском губернском комиссариате просвещения) и Московская (при Народном комиссариате просвещения РСФСР). Последняя была создана для организационной и материальной поддержки проекта создания университета со стороны РСФСР, так как было очевидно, что разоренная войнами и революционной разрухой Беларусь не в состоянии была самостоятельно аккумулировать необходимые ресурсы [4]. Открытие университета должно было состояться 1 мая

1919 г., однако из-за начала советско-польской войны (1919-1921 гг.) и стремительного наступления польских войск, которые до августа 1919 г. заняли большую часть территории Беларуси, этого не произошло.

Только спустя год, с контрнаступлением советских войск в июле 1920 г., деятельность по созданию Белорусского университета возобновилась, что выразилось в восстановлении работы Минской и Московской подготовительных комиссий. Так, 7 августа

1920 г. мандат уполномоченного по делам организации университета в Минске получил заведующий Отделом здравоохранения Военнореволюционного комитета ССРБ С. Каминский, который должен был курировать создание именно медицинского факультета БГУ [5].

Комиссии подбирали состав профессоров для руководства кафедрами (для работы на медфаке БГУ были приглашены ученые из Москвы, Петрограда, Киева, Смоленска, Казани и других городов), а также составили общие учебные планы, определили помещения для занятий и практики студентов, заложили основы фундаментальной библиотеки. По воспоминаниям известного невропатолога М. Кроля, получившего приглашение к участию в Московской комиссии в августе 1920 г., наиболее активную роль в этой работе сыграл профессор Л. Минор, которого М. Кроль назвал «духовным отцом» медфака БГУ [6].

Однако немедленному открытию медицинского факультета и БГУ в целом препятствовали тотальные дефициты, бедность и разрушения в послевоенной Беларуси. По воспоминаниям М. Кроля, прибывшего в

Минск в составе комиссии по организации БГУ в конце декабря 1920 г., даже после окончания активных боевых действий советско-польской войны «в Минске нас удивили руины зданий, сожженных поляками при отступлении. Все свидетельствовало о том, что мы находимся в многострадальной пограничной полосе, служившей ареной непосредственных военных действий» [6]. Кроме того, отсутствие ясности о будущих границах Беларуси в условиях формального продолжения советско-польской войны обусловило постоянные переносы решения вопросов, связанных с открытием медицинского факультета в Минске.

Так, после отъезда очередной делегации Московской комиссии из Минска в начале января 1921 г. возникли сложности не только материального и организационного, но и политического характера: в Народном комиссариате просвещения РСФСР появилось предложение не открывать медфак в Минске, так как соответствующий факультет был рядом — при университете в Смоленске и достаточно было только расширить его [7]. В связи с противодействием открытию университета отдельные организаторы и даже наркомат просвещения ССРБ обращались к чиновникам из аппарата управления РСФСР за протекцией в деле открытия медфака при БГУ. Так, Народный комиссариат просвещения ССРБ обратился к влиятельному заместителю наркома здравоохранения РСФСР З. Соловьеву (уроженцу Гродно) с письмом, в котором обосновывалась необходимость сохранения при БГУ медицинского факультета. Авторы обращались к идеологической значимости открытия факультета: «...многомиллионные массы белорусского народа имеют право иметь собственный белорусский рассадник высшего образования. Без медицинского факультета он потеряет значительную степень привлекательности и интереса» [7]. С учетом протекций и в связи с закреплением государственно-правового статуса ССРБ путем заключения Союзного рабоче-крестьянского договора с РСФСР в январе 1921 г. вопрос об открытии медфака был положительно и окончательно решен. На совещаниях Московской комиссии по организации БГУ 22 и 29 марта 1921 г. были приняты учебные планы медфака, разработанные врачами и преподавателями — М. Кролем, Л. Минором и П. Карузиным при участии М. Давыдова [6]. Первые учебные планы БГУ были очень простыми — указывалась только дисциплина и общее количе-

ство часов на ее преподавание в каждом триместре. Учебный план медфака БГУ был рассчитан на 5 лет или 13 триместров: 6 триместров для основного (младшего) отделения и 7 — для старшего. Анализ учебных дисциплин, преподававшихся на медицинском факультете, показал, что наибольшее количество часов отводилось на хирургию, химию и анатомию. Значительное внимание уделялось пропедевтике, гистологии и эмбриологии, а также нервным болезням [8].

В условиях катастрофической нехватки врачей на местах и связанной с этим необходимостью подготовки прежде всего специалистов-практиков исключительно теоретические курсы, наподобие общественной медицины и истории медицины, читались в минимальном объеме — 4 и 2 часа соответственно. Следует отметить и отпечаток постреволюционного времени, который проявлялся прежде всего в стремлении к надлежащему политическому воспитанию нового советского студенчества, вследствие чего в учебном плане медфака БГУ на «общеобразовательные политические предметы» было выделено 19 часов — больше, чем на общественную медицину и историю медицины вместе взятые [8].

Первым шагом в организации медфака стал поиск подходящего здания, которое в условиях послевоенных разрушений в Минске трудно было отыскать. В результате для основного корпуса медфака было выделено здание бывшей духовной семинарии, для анатомического театра — разрушенное здание фабрики «Виктория», профильные кафедры были распределены по соответствующим клиникам [6].

Однако из-за хозяйственной разрухи даже согласованные технические вопросы не всегда означали положительное решение: в ходе командировки из Москвы в Минск делегации временного правления БГУ (8-15 апреля 1921 г.) констатировалось занятие намеченных для медфака БГУ зданий другими учреждениями. Духовная семинария, которая рассматривалась как основное здание медфака, была передана военному ведомству, где был открыт приемный пункт для польских военнопленных, а здание фабрики «Виктория» (будущий анатомический театр) заняла слесарная мастерская [6].

Для окончательного решения вопроса 17 апреля 1921 г. было созвано специальное Объединенное совещание представителей СНК и ЦИК ССРБ, а также всех комиссий и коллегий по созданию БГУ, по итогам кото-

рого все указанные ранее здания, в том числе три больницы и бывший Минский военный госпиталь, окончательно переданы под базы медфака [6]. Фактически весь 1921 г. прошел в подготовке организации учебного процесса нового университета. Правительство ССРБ обратилось к ученым — уроженцам Беларуси с призывом принять участие в организации университета в Минске. Одним из первых ученых, откликнувшихся на призыв, стал будущий декан медицинского факультета БГУ М. Кроль. Всего на январь 1921 г. к медицинскому факультету кроме М. Кроля были приписаны невропатолог, профессор Л. Минор, хирург, профессор В. Брайцев, анатом, профессор П. Карузин [10].

Несмотря на торжественное открытие БГУ 11 июля 1921 г. (было приурочено к годовщине занятия Красной Армией Минска 11 июля 1920 г.), фактическое начало занятий на медфаке стартовало только 31 октября 1921 г., а до тех пор активно велась вступительная кампания [11]. В рамках осуществления культурной революции советская образовательная политика поощряла получение высшего образования представителями пролетариата (прежде всего — трудящимися) ради создания «новой» интеллигенции.

Осуществляя линию на «пролетаризацию студенчества», еще 2 августа 1918 г. СНК РСФСР принял постановление о преимущественном приеме в вузы представителей пролетариата и беднейшего крестьянства, согласно которому студенты из вышеозначенных слоев населения получали значительное преимущество при зачислении в вузы (в тексте декрета буквально ставились «на первое место») с обязательным выделением им стипендии. Одновременно отменялась и плата за обучение во всех вузах. В 1921 г. Народный комиссар просвещения ССРБ В. Игнатовский отметил: «Образуется новый тип студенчества, вышедшего от сохи и станка, для которого интересы пролетариата и крестьянства будут собственными интересами» [12].

Однако для отбора абитуриентов на медфак БГУ были выработаны специальные критерии: возраст не менее 17 лет, образование в размере рабочего факультета или школы второй ступени, а также сдача коллоквиума по математике, физике и естествознанию. В случае отсутствия среднего образования абитуриент подлежал расширенному экзамену. Следует отметить и влияние элементов классового подхода к образованию

Проблемы здоровья и экологии/Health and Ecology Issues

2021;18(4):136-142

в советском государстве, что выражалось в предоставлении преимуществ при поступлении для выпускников рабочих факультетов, медицинских работников со стажем не менее года, «красных» медсестер и санитаров, работавших на фронте не менее года, лиц физического труда, не менее года работавших на ответственных партийных, профессиональных и советских должностях, а также абитуриентов пролетарского происхождения [13].

После обнародования правил приема за две недели на медфак на 250 мест было принято 1300 заявлений, в связи с чем количество мест на медфаке было увеличено до 400, однако в итоге на 1921/22 учебный год были изначально зачислены только 365 человек. После ряда перерегистраций окончательно первый набор студентов на все курсы медфака составил только 239 студентов, из которых факультет окончили менее 200 [14].

За лето-осень 1921 г. была выработана структура управления медицинским факультетом. Работу факультета возглавлял деканат, который избирался сроком на 1 год. В состав первого деканата медицинского факультета вошли химик Б. Бер-кенгейм (декан), невропатолог М. Кроль (заместитель декана), биолог А. Федюшин (секретарь). Однако Б. Беркенгейм не вступил в должность и факультет временно возглавил А. Федюшин, а вскоре деканом стал профессор М. Кроль, который фактически и построил медицинский факультет БГУ. При деканате действовали три предметные комиссии: терапевтическая, хирургическая и медико-биологическая [7].

В начале существования университета его факультеты строились на коллегиальных и демократических принципах самоуправления. Так, на медицинском факультете БГУ был создан президиум факультета, который до июля 1921 г. состоял из декана М. Кроля, его заместителя, доктора Перель-мана и секретаря А. Федюшина. Позже в состав президиума медфака были включены и представители студенчества. В частности, членом президиума медфака стал С. Борку-севич, который при своем статусе студента одновременно занимал должность заместителя наркома здравоохранения ССРБ [14].

На момент начала занятий первого 1921/22 учебного года на медфаке было только 5 профессоров и 28 преподавателей [7]. Структурно факультет состоял из 7 кафедр (анатомии, органической химии, бота-

ники, зоологии, нервных болезней, патологической анатомии и гистологии, физики).

Для повышения качества обучения при медицинском факультете был оборудован анатомический театр, располагавшийся во втором корпусе БГУ. Анатомический театр медфака БГУ считался одним из лучших на пространстве советских республик, а его вместимость составляла около 200 человек. Остальные лаборатории и кабинеты факультета также оснащались по лучшим стандартам: приборы для физического кабинета были получены из Москвы, химическая лаборатория также обеспечивалась всеми необходимыми приборами, препаратами и реактивами с запасом на 2-3 года.

В соответствии с Положением о высших учебных заведениях от 1 сентября 1921 г. советские университеты должны были сами готовить научных сотрудников для собственных нужд. Для этого в 1924 г. при медфаке была открыта ординатура, а в 1926 г. — аспирантура. Однако осуществление полномасштабной подготовки научных кадров было крайне затруднительным, так как наборы на факультет были минимальными даже для обеспечения нужд медицинской сети Беларуси докторами [15].

Заключение

Организационные сложности тяжело сказались на дальнейшей деятельности медфака БГУ, особенно в начальные годы его работы: первый выпуск врачей в 1925 г. состоял всего из 21 человека, однако на 1927 г. медфак БГУ выпустил уже 400 молодых врачей. Вместе с тем, несмотря на определенные успехи, БССР отставала от остальных республик СССР по обеспечению врачебными кадрами: на 1924 г. в БССР на 10 тыс. человек населения приходилось лишь 1,6 врача, в то время как в РСФСР — 3, что предопределило необходимость повышения численности студентов-медиков и преобразования в 1930 г. медицинского факультета БГУ в самостоятельный вуз — Минский медицинский институт (ныне — Белорусский государственный медицинский университет). Таким образом, преодолевая материальные, кадровые и организационные сложности в послевоенной Беларуси удалось построить собственную систему подготовки врачей, которая была жизненно необходима для молодой советской системы здравоохранения.

Список литературы

1. Шчэта У1. Пытаньне аб вышэйшай школе на Бе-ларус у мшулым. Менск: [б. в.]; 1928. 19 с.

2. Переписка с правительством Белоруссии по организационным вопросам. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Фонд 4. Опись 1. Дело121. 19 л.

3. Декрет Центрального Исполнительного Комитета Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов С.С.Р. Белоруссии от 25 февраля 1919 г. Звезда. 1919;386:4.

4. Белорусский государственный университет. Официальный сайт. [Электронный русурс]. [Дата обращения: 2021 июнь 28]. Режим доступа: https:// time.bsu.by/by/bsu-hist/bsu-history/192 1-1941/ prolog-19 19-19 20/arkhivnye-dokumenty/440-pratakol-1-pasyadzhennya-zhury-pa-zamyashchenm-kafedra-fakuheta-gramadskikh-navuk-dzyarzha-naga-universiteta-minsku.html.

5. Протоколы заседаний коллегии комиссариата здравоохранения БССР и его приказы. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Фонд 8. Опись 1. Дело 25. 143 л.

6. Кроль МБ. Першыя крою па аргашзацьп мэдфаку Б.Дз.У. (Успамшы). В: Беларуст дзяржауны ушвератэт, 1921-1927: Да 10-й гадавшы Кастрычшкавай рэвалюцъи. Мшск: [б. в.]; 1927. с. 47-51.

7. Шишко ЕИ, Ключарев АА, Курбако АИ. Минский ордена Трудового Красного Знамени государственный медицинский институт: (к70-летию). Минск: Вышэйшая школа; 1991. 192 с.

8. Турук Ф. Университетская летопись. Труды Белорусского Государственного Университета в Минске. 1922;1:175-207.

9. Постановления президиума ЦИК БССР и протоколы заседаний комиссии по организации университета. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Фонд 205. Опись 1. Дело 2. 118 л.

10. Каминский С. Быть-ли университету в Минске. Звезда. 1921;21:2.

11. Материалы об открытии университета (постановления, протоколы, докадные записки, телеграммы, отчеты). Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Фонд 205. Опись 1. Дело 1. 144 л.

12. Красный студент: Сборник Рабочего Факультета при Белорусском Государственном Университете. Минск: [б. и.]; 1922. 60 с.

13. Правила приема на медицинский факультет Белорусского Государственного Университета. Звезда.1921;190:4.

14. Белорусский Государственный Университет. Вестник Народного Комиссариата Просвещения С.С.Р.Б. 1922;11-12: 45-46.

15. Герке ПЯ. Первые годы высшего медицинского образования в Белоруссии. В: Вопросы истории медицины и здравоохранения БССР (материалы второй научной конференции). Минск: Беларусь; 1965. с. 52-54.

References

1. Picheta UI. The question about higher education in Belarus in the past. Mensk: [s. n.]; 1928. 19 p. (in Bel.).

2. Correspondence with the Government of Belarus on the organization issues. National Archive of the Republic of Belarus (NARB). Collection. 4. Inventory 1. File 121.19 p. (inRuss.).

3. Decree of the Central Executive Committee of the Worker, Peasant and Soldier deputies of the S.S.R. of Belarus from February, 25 1919. Star. 1919;386:4. (in Russ.).

4. Belarusian State University. Official site. [Electronicrecourse]. [Date of access: 2021 June 28]. Available from: https://time.bsu.by/by/bsu-hist/ bsu-history/1921-1941/prolog-1919-1920/arkhivnye-dokumenty/440-pratakol-1-pasyadzhennya-zhury-pa-zamyashchenni-kafedra-fakulteta-gramadskikh-navuk-dzyarzha-naga-universiteta-minsku.html (in Russ.).

5. Board meeting minutes and orders of the Healthcare Commissariat of the BSSR. National Archive of the Republic of Belarus (NARB). Collection 8. Inventory 1. File 25. 143 p. (inRuss.).

6. Krol' MB. The first steps of the organization of the Medical faculty of BSU (Memoirs). In: Belarusian State University, 1921-1927: To 10th anniversary of the October Revolution. Minsk: [s. n.]; 1927. p. 47-51. (in Bel.).

7. Shishko EI, Klyucharev AA, Kurbako AI. Minsk State Medical University awarded with the Order of the Red Banner (to 70th anniversary). Minsk: Vysheyshaya shkola; 1991. 192 p. (in Russ.).

8. Turuk F. University annals. In: Works of Belarusian State University. 1922; 1: 175-207. (in Russ.).

9. Presidium resolutions of the Central Executive Committee of the BSSR and university organization commission's meetings protocols. National Archive of the Republic of Belarus (NARB). Collection 205. Inventory 1. File 2. 143 p. (inRuss.).

10. Kaminskiy S. Whether to be a university in Minsk. Star. 1921;21:2. (in Russ.).

11. Materials about university opening (resolutions, protocols, report notes, telegrams, reports). National Archive of the Republic of Belarus (NARB). Collection 205. Inventory 1. File 1. 144 p. (inRuss.).

12. Red Student.Collection of the Labor Facultyof Belarusian State University. Minsk: [s. n.]; 1922. 60 p. (in Russ.).

13. Admission rules of Medical faculty of the Belaru-sian State University. Star. 1921;190:4. (in Russ.).

14. Belarusian State University. The Gerald of the People's Commissariat of Education of the S.S.R.B. 1922; 11-12: 45-46. (in Russ.).

15. Gerke PYa. The first years of higher medical education in Belarus. In: Issues of history of medicine and healthcare in BSSR (materials of the second scientific conference). Minsk: Belarus; 1965. p. 52-54. (inRuss.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы здоровья и экологии/Health and Ecology Issues

2021;18(4):136-142

Информация об авторах / Information about the authors

Каплиева Марина Петровна, к.м.н., доцент, доцент кафедры внутренних болезней № 1 с курсом эндокринологии, УО «Гомельский государственный медицинский университет»

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4685-7440 e-mail: kapliyeva@maiLru

Каплиев Алексей Александрович, к.ист.н., старший научный сотрудник отдела новейшей истории Беларуси, ГНУ «Институт истории Национальной академии наук Беларуси»

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7069-6160 e-mail: kapliyev@history.by

Marina P. Kapliyeva, PhD (Med), Associate Professor, Associate Professor at Department of Internal Diseases No. 1 with the course of Endocrinology, Gomel State Medical University

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4685-7440 e-mail: kapliyeva@mail.ru

Alexey A. Kaplyev, PhD (History), senior research associate at the Department of Modern History of Belarus, Institute of History of the National Academy of Sciences of Belarus

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7069-6160 e-mail: kapliyev@history.by

Автор, ответственный за переписку / Corresponding author

Каплиева Марина Петровна Marina P. Kapliyeva

e-mail: kapliyeva@maiLru e-mail: kapliyeva@mail.ru

Received / Поступила в редакцию 15.07.2021 Revised / Поступила после рецензирования 12.10.2021 Accepted / Принята к публикации 29.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.