УДК [614.88(091)(476)]"1920/1930"
Каплиев А. А.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
службы скорой медицинской помощи в СОВЕТСКОЙ БЕЛАРУСИ В 1920-е гг.
Развитие здравоохранения Беларуси периода становления советской системы традиционно являлось притягательной темой для историков медицины, однако вопрос организации структур экстренной медицинской помощи до сих пор фактически не исследован. Автор сконцентрировал своё внимание на особенностях формирования службы скорой медицинской помощи на территории Советской Беларуси в 1920-е гг. Проанализировано влияние общей концепции и региональных особенностей построения советского здравоохранения на процесс зарождения и создания структуры службы скорой медицинской помощи, выделены основные тенденции в её развитии до начала 1930-х гг.
Ключевые слова: Советская Беларусь, здравоохранение, скорая медицинская помощь, врачи, экстренная медицина, Народный комиссариат здравоохранения.
Развитие институтов экстренной медицинской помощи в начальный период становления советского здравоохранения Беларуси является одним из наименее исследованных вопросов в области истории медицины. Следует отметить, что данное обстоятельство предопределено чрезвычайно низким интересом к обобщению результатов работы экстренной медицины со стороны профильных органов советского руководства в межвоенное двадцатилетие. Вместе с тем, именно создание организованной службы скорой медицинской помощи (СМП) являлось определяющей чертой, характеризующей развитие советской медицины в период её становления. Настоящая работа посвящена анализу важнейших тенденций, сопровождавших процесс развития службы СМП в Советской Беларуси в 1920-е гг.
Первые попытки создания институтов оказания экстренной медицинской помощи на территории Беларуси предпринимались усилиями местных медицинских и благо-
творительных обществ ещё в конце XIX — начале ХХ вв.1 Следует отметить, что, несмотря на общее ориентирование на передовой европейский опыт в организации института СМП (венская и варшавская станции СМП), негосударственный характер развития экстренной внебольничной медицинской помощи Беларуси в дореволюционный период в значительной степени предопределил отсутствие унифицированной структуры и, следовательно, достаточно низкий уровень организации СМП, объективно не соответствовавший требованиям времени.
Ареал распространения СМП на Беларуси был ограничен только крупнейшими городами, где местные благотворительные общества могли обеспечить организацию подобного института (данная тенденция была характерна для всей территории Российской империи). С началом Первой мировой войны все созданные на территории Беларуси к 1914 г. структуры медицинской помощи в экстренных случаях (ночные дежурства врачей, кареты и станции (пункты) СМП) были свёрнуты или интегрированы в армейскую санитарную службу2.
К моменту установления на территории Беларуси советской власти медицина страны находилась в состоянии полного упадка. Попытки организации упорядоченной медицинской помощи населению прерывались боевыми действиями, оккупациями территории Беларуси различными воинскими формированиями и постоянно менявшимся территориально-административным делением.
В дополнение к перечисленному, непрерывные военные действия и присутствие на территории Беларуси многочисленных армейских контингентов и военнопленных, волны миграции населения в прифронтовых районах, антисанитария и наступивший социально-экономический кризис привели к появлению крупных очагов опасных инфекционных заболеваний: тифа, холеры, дизентерии. Ситуацию осложняли нескончаемые потоки беженцев, возвращавшихся на родину через белорусские земли. Развитая на территории Беларуси
1 Грицкевич В. П. С факелом Гиппократа: Из истории белорусской медицины. Минск, 1987. С. 231.
2 Кульпанович О. А. Медицина и здравоохранение Беларуси в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) // Первая мировая война в исторических судьбах Европы: Сб. материалов межд. науч. конф. (г. Вилейка, 18 октября 2014 г.). Минск, 2014. С. 221.
сеть железных дорог стала идеальной системой переноса инфекции, что обусловило быстрое распространение эпидемии3.
Сложившееся положение привело к перегрузке существующих лечебных учреждений и общему кризису здравоохранения в 1919 г. Для выхода из него советское руководство пошло на чрезвычайные меры: все медработники были подвергнуты обязательной повинности по оказанию медицинской помощи населению4. На местах организовывались Чрезвычайные комиссии по борьбе с эпидемиями, которые наделялись широчайшими полномочиями.
Недостаток медицинских стационаров в условиях распространения эпидемии вынуждал руководителей здравоохранения на местах предпринимать неординарные шаги для разрешения тяжёлой ситуации. В период вспышки инфекций первостепенное значение принимала именно экстренная медицинская помощь, которая бы обеспечивала оперативное медицинское обслуживание заболевших и их доставку в стационар. В частности, в Могилёве Чрезвычайная комиссия по борьбе с эпидемиями постановила привести имевшуюся в городе карету скорой помощи (закуплена городским управлением ещё в 1912 г.) «в состояние, соответствующее её назначению» для перевозки эпидемических больных5. В Гомеле аналогичная организация в 1919 г. совершенно с нуля создала СМП, выделив для этой цели врачей и ресурсы6.
Следует отметить, что данные инициативы являлись первыми в истории советской Беларуси попытками организации СМП. Однако вместе с локализацией и ликвидацией основных очагов эпидемий в 1920-1921 гг. упомянутые организации СМП были свёрнуты7.
К этому времени активный период Гражданской и Советско-польской войн на территории Беларуси завершился
3 Абраменко М. Е. Становление и развитие системы охраны здоровья в Беларуси (1917-1941 гг.). Гомель, 2001. С. 119-120.
4 Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1917-1918 гг. М., 1942. С. 1408-1409.
5 Государственный архив Гомельской области (далее — ГАГО). Ф. 11. Оп. 1. Д. 734. Л. 41.
6 Государственный архив общественных объединений Гомельской области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 31. Л. 8.
7 Каплиев А. А. Служба скорой медицинской помощи в Гомеле (1919-1921 гг.) // Пстарычна-археалапчны збортк. 2016. Вып. 31. С. 84.
разделом белорусских земель по результатам Рижского мирного договора в 1921 г. На востоке страны была создана Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР), позже вошедшая в состав СССР, а Западная Беларусь присоединена к территории Польши («Восточные Кресы»)8. В условиях разделения белорусских земель в них сложились совершенно различные модели построения здравоохранения.
Создаваемая в рамках советской системы модель здравоохранения базировалась на трёх основополагающих принципах: квалифицированность, общедоступность и бесплатность, и обеспечивалась за счёт государства, что должно было коренным образом отличать её от «старой» земской медицины, доступной лишь обеспеченным слоям общества9. Одной из главных целей советского здравоохранения было уничтожение частной врачебной практики, которая наряду со знахарством на селе должна была отмереть сама по себе с развитием сети государственных медицинских учреждений10.
Однако уже в 1921 г., в связи с введением новой экономической политики и элементов рыночной экономики, здравоохранение лишилось государственного финансирования и переводилось на средства местного бюджета. Учитывая наступивший финансовый кризис, большинство местных бюджетов не смогли компенсировать прекратившийся поток средств из центра, ввиду чего наблюдались массовые сокращения лечебной сети и кадров здравоохранения (в среднем более чем в два раза), а также фактический перевод медицинского обслуживания на платную основу. Особенно угрожающей стала ситуация в сельской медицине, где и без того весьма скромная лечебная сеть в отдельных районах была ликвидирована полностью, заставляя крестьян искать врачебной помощи в близлежащих городах, что перегружало и так работавшие на пределе возможностей городские лечебные заведения11.
8 Бародзiч С., Мiхнюк у. Рыжсю ]шрны дагавор 1921 // Энцыклапедыя псторьп Беларуа. У 6 т. Т. 6. Кн. 1. Пузыны — Усая / Рэдкал.: Г. П. Пашкоу ^ шт.]. Мшск, 2001. С. 152.
9 Абраменко М. Е. Указ. соч. С. 135.
10 Медицина прошлого и медицина будущего. Ярославль, 1919. С. 11.
11 Тищенко Е. М. Здравоохранение Беларуси в Х1Х-ХХ вв. Гродно, 2003. С. 135.
В таких условиях обеспечить всестороннюю и квалифицированную медицинскую помощь всему населению было фактически невозможно. Ввиду данных обстоятельств руководство здравоохранения приняло решение отдать приоритет развитию медицины для застрахованных (государственные служащие, рабочие и их иждивенцы), а медицинское обслуживание крестьян и работников негосударственных учреждений и предприятий должно было обеспечиваться ими самостоятельно за счёт самообложения в сельской местности (добровольный налог на содержание врача или фельдшера) и договорами между частными предприятиями (а также союзами кустарей и пр.) и местными управлениями здравоохранения на оказание всех видов медицинской помощи членам соответствующих союзов и рабочим частных предприятий. Данные шаги свидетельствуют о фактическом отходе в начале 1920-х гг. от основных принципов советского здравоохранения и общем кризисе медицины12.
В отношении экстренной медицины кризисная ситуация признавалась и на высшем уровне. В своём выступлении на IV съезде Всероссийского профессионального союза работников лечебно-санитарного дела народный комиссар здравоохранения Н. Семашко констатировал, что институт СМП в годы сокращений серьёзно пострадал. Вместе с тем создание СМП в речи наркома постулировалось как важная победа и нововведение именно советской медицины, в дореволюционной России находившееся в зачаточном состоянии. Признавалась необходимость восстановления и развития данного института в государственном масштабе13.
В таких условиях для многих граждан даже экстренное медицинское обслуживание становилось зачастую недоступным. С другой стороны, отмена в 1922 г. обязательной трудовой повинности медработников в совокупности с массовыми сокращениями толкала наиболее опытных медработников заниматься частной практикой, что ещё больше снижало уровень деятельности государственных медучреждений. Отсутствие регулярных институтов СМП заставляло население в экстренных случаях обращаться к частнопрактикующим врачам14.
12 Государственный архив Витебской области (далее — ГАВО). Ф. 64. Оп. 1. Д. 524. Л. 13.
13 Бобруйские медицинские известия. 1922. № 3. С. 32.
14 Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянско-
В условиях борьбы с частной практикой подобная ситуация являлась неприемлемой для развития советской медицины, ввиду чего от платности в государственных медучреждениях со временем отказались. Одновременно проводился курс на создание институтов оказания СМП, которые также являлись важным элементом борьбы с частной медициной: циркуляр Народного комиссариата здравоохранения (Наркомздра-ва) от 20 мая 1921 г. предписывал всем губернским, городским и уездным отделам здравоохранения обратить особое внимание на развитие внебольничной помощи, сделав её центром амбулатории, а «отмирание» частной практики ставилось в прямую зависимость от интенсивности развития помощи на дому и СМП15. В городах, в зависимости от численности населения, СМП представлялась отдельными пунктами и станциями, в сельской местности оказание экстренной медицинской помощи должно было обеспечиваться путём расширения участковой врачебной сети и врачебных (или фельдшерских) пунктов16. Таким образом, СМП как организованная служба в 1920-е гг. продолжала оставаться преимущественно городским явлением.
Промежуточным звеном в организации станций и пунктов СМП зачастую являлись популярные ещё в дореволюционный период ночные дежурства врачей, которые оказывали экстренную помощь на пункте дежурства в ночное время, когда основные лечебные заведения не проводили приём. Пункты ночных дежурств врачей не имели собственного транспорта, что затрудняло доступ врача к пациентам при вызовах в отдалённые районы города. Особенно популярной данная форма организации СМП была в районных центрах и небольших городах, в которых она сохранилась вплоть до начала 1940-х гг.
В начале 1920-х гг. постепенно начала формироваться методическая основа организации структур СМП. В 1921 г. в Нар-комздраве была принята резолюция по докладу об оказании специальной медицинской помощи, в соответствии с которой создание СМП предполагалось, в первую очередь, в крупных городах из расчёта один пункт (станция) на 150 тыс. человек
го правительства, издаваемое Народным комиссариатом юстиции. 1922. № 42. С. 681.
15 ГАВО. Ф. 64. Оп. 1. Д. 254. Л. 143 об.
16 ГАВО. Ф. 64. Оп. 1. Д. 168 б. Л. 101.
населения. Наиболее рациональным признавалось расположение пункта СМП в центре города (при каком-либо лечебном учреждении) с обеспечением соответствующим специальным транспортом и обученным медперсоналом17.
В рамках данной концепции в городах Беларуси началось формирование институтов СМП. В 1922 г. была организована СМП в Минске и Витебске, в 1924 — в Гомеле и Бобруйске, в 1926 г. — в Могилёве и Полоцке, в 1927 г. — в Мозыре18. Таким образом, служба СМП распространилась лишь в наиболее крупных и промышленно развитых городах страны.
В малых городах, а также в сельской местности и при промышленных предприятиях также зачастую создавались «пункты скорой помощи», однако, учитывая отсутствие у таких пунктов санитарного транспорта и соответствующего оборудования, считать их структурами СМП в близком к современному понятию данного термина смысле вряд ли возможно.
Несмотря на общую ориентацию на указания Наркомз-драва, создание СМП в различных регионах Беларуси происходило разными путями и не носило системного характера. В отношении организации создаваемые структуры СМП в абсолютном большинстве случаев не являлись самостоятельными станциями, а были лишь пунктами при различных медицинских учреждениях: поликлиниках, больницах, амбулаториях. Также регионально отличался количественный и качественный состав работников, техническое оснащение пунктов СМП, время их работы. Кроме того, в зависимости от финансового положения, в различных регионах СМП часто меняла учреждение-«патрон», при котором находился пункт экстренной помощи, а то и вовсе закрывалась. Например, открытый в конце 1922 г. пункт СМП в Витебске уже в 1923 г.
17 ГАВО. Ф. 64. Оп. 1. Д. 318. Л. 11-11 об.
18 Козырев Э. В., Титишин В. Е., Ильин А. В. История и этапы развития скорой медицинской помощи в г. Минске // Столетие службы скорой медицинской помощи г. Минска: проблемы, достижения, перспективы: Мат. Междунар. научн.-практ. конф. 14 октября 2010 г. Минск, 2010. С. 3; ГАВО. Ф. 64. Оп. 1. Д. 438. Л. 137; ГАГО. Ф. 273. Оп. 1. Д. 17. Л. 14 об; Зональный государственный архив в г. Бобруйске. Ф. 1355. Оп. 2. Д. 329. Л. 81; Государственный архив Могилёвской области. Ф. 52. Оп. 1. Д. 14. Л. 37; Зональный государственный архив в г. Полоцке. Ф. 113. Оп. 1. Д. 173. Л. 4 об; Зональный государственный архив в г. Мозыре. Ф. 54. Оп. 1. Д. 121. Л. 73.
прекратил работу из-за отсутствия средств, а возобновил свою деятельность только после улучшения финансового положения местного здравоохранения в конце 1925 г.19
Следует отметить, что понятия «скорая помощь», «срочная помощь» и «первая помощь» на протяжении изучаемого периода являлись синонимичными и зачастую заменяли друг друга, вследствие чего вычленить из архивных документов сведения об организации СМП зачастую не представляется возможным20. Неточности в формулировках и регламенте деятельности часто порождали спорные ситуации и вынуждали СМП выполнять несвойственные ей функции. Вместе с тем, уже в конце 1920-х гг. появились первые элементы дифференциации экстренной медицины, и из состава СМП начала постепенно выделяться неотложная помощь, в сущности являвшаяся амбулаторной помощью на дому, которая оказывалась в вечерние и ночные часы, когда амбулатории не работали21.
Важной проблемой СМП 1920-х гг. был недостаток и частая смена врачебных кадров, ввиду чего фактическое оказание экстренной медицинской помощи ложилось не на врачей, а на средний медперсонал. Подобная ситуация характерна для большинства организаций СМП и в 1930-е гг. Работа в структурах СМП традиционно считалась для врачей малопрестижной, дополнительная материальная стимуляция труда сотрудников СМП была минимальной, ввиду чего штат СМП состоял, в основном, из совместителей, с минимальным числом постоянных сотрудников.
Определяющее значение для деятельности СМП Советской Беларуси имело транспортное обеспечение службы. На начальных этапах организации службы СМП бригады медиков были обеспечены исключительно конным транспортом. Наличие специально оборудованных конных карет было редкостью, в основном использовался наёмный транспорт, доступный здравоохранению на местах22.
19 ГАВО. Ф. 64. Оп. 1. Д. 674. Л. 10 об., 30 об.; Заря запада. 1926. № 34. С. 4.
20 ГАВО. Ф. 64. Оп. 1. Д. 663. Л. 104 об.
21 Каплиев А. А. Организация и деятельность службы скорой медицинской помощи Гомельщины в 1920-х гг. // Псторыя i грамада-знауства. 2016. № 6 (60). С. 47.
22 Там же.
Постепенная механизация службы наступила лишь в конце 1920-х гг., когда здравоохранение в целом вышло из кризисного состояния, и медицинский бюджет начал постоянно увеличиваться. Поскольку советская автомобильная промышленность в это время находилась лишь в начальной стадии своего развития, автомобили СМП изучаемого периода были преимущественно иностранного производства, что приводило к сложностям в их эксплуатации и ремонте ввиду дороговизны и редкости запасных частей23.
В конце 1920-х гг. относительно бессистемное развитие СМП в различных областях страны было взято под контроль центральными органами руководства здравоохранением. Изданное в 1927 г. «Положение о станциях скорой помощи» определяло порядок работы, штаты и обязанности органи-зации24. Директивно на местах предписывалось создание не только самих станций СМП, но и приобретение санитарного транспорта, т. к., по выражению народного комиссара здравоохранения БССР М. Барсукова «пешком скорая помощь не оказывается»25.
В 1927 г. были разработаны типовые инструкции о порядке вызова СМП, которые высылались в окружные города для уменьшения количества ложных и непрофильных вызовов26.
Важным новшеством явилось упрощение процедуры вызова службы по телефону: отменялся набор какого-либо номера (в изучаемый период номер СМП не был унифицирован), а доступ к диспетчеру службы осуществлялся путём сообщения оператору словосочетания «скорая помощь», что значительно ускоряло связь с СМП на фоне стресса при несчастных случаях27.
И всё же, несмотря на интенсивное развитие службы СМП в изучаемый период, даже к концу 1920-х гг. структуры СМП на территории БССР в форме самостоятельных станций существовали лишь в двух крупнейших городах — Минске и Гомеле28.
23 ГАВО. Ф. 724. Оп. 1. Д. 51. Л. 184.
24 Бюллетень Народного комиссариата здравоохранения РСФСР / Под ред. Н. А. Семашко. М., 1927. № 24. С. 39-41.
25 ГАВО. Ф. 376. Оп. 1. Д. 38. Л. 82.
26 Бюллетень Народного комиссариата здравоохранения РСФСР / Под ред. Н. А. Семашко. М., 1927. № 24. С. 41-45.
27 ГАГО. Ф. 114. Оп. 1. Д. 93. Л. 3.
28 ГАГО. Ф. 114. Оп. 1. Д. 53. Л. 60.
Таким образом, формирование службы СМП в 1920-е гг. прошло следующие важные этапы:
1. Зарождение идеи и первые попытки организации СМП в условиях послереволюционной разрухи и эпидемий (1917-1921 гг.).
2. Создание станций и пунктов СМП на фоне общего сокращения здравоохранения для компенсации редуцированных возможностей стационарного лечения; данный этап характеризовался различием форм и принципов организации СМП в разных регионах Беларуси (1921-1927 гг.).
3. Попытки унификации и централизации управления уже существовавшими структурами и стимулирование Нар-комздравом организации новых учреждений СМП, сопровождавшееся механизацией, улучшением системы и правил вызова СМП, а также разработка универсального устройства станций СМП (конец 1920-х гг.).
В целом в развитии СМП на территории Беларуси в первой половине 1920-х гг. не было чёткой системы, что объективно обусловлено общими экстремальными условиями развития здравоохранения в республике. В конце изучаемого периода были предприняты попытки взять под контроль и унифицировать достаточно хаотично развивавшиеся на местах структуры СМП. Данные мероприятия позволили упорядочить деятельность СМП и повысить уровень её организации, что в перспективе способствовало интенсивному развитию медицинской помощи в БССР в 1930-х — начале 1940-х гг.
Источники
Бобруйские медицинские известия. 1922. № 3.
Бюллетень Народного комиссариата здравоохранения РСФСР
/ Под ред. Н. А. Семашко. М., 1927. № 24. Государственный архив Витебской области (далее — ГАВО).
Ф. 376. Оп. 1. Д. 38. ГАВО. Ф. 64. Оп. 1. Д. 168 б. ГАВО. Ф. 64. Оп. 1. Д. 254. ГАВО. Ф. 64. Оп. 1. Д. 318. ГАВО. Ф. 64. Оп. 1. Д. 438. ГАВО. Ф. 64. Оп. 1. Д. 524. ГАВО. Ф. 64. Оп. 1. Д. 663. ГАВО. Ф. 64. Оп. 1. Д. 674. ГАВО. Ф. 724. Оп. 1. Д. 51.
Государственный архив Гомельской области (далее — ГАГО). Ф. 11. Оп. 1. Д. 734.
ГАГО. Ф. 114. Оп. 1. Д. 53.
ГАГО. Ф. 114. Оп. 1. Д. 93.
ГАГО. Ф. 273. Оп. 1. Д. 17.
Государственный архив Могилёвской области. Ф. 52. Оп. 1. Д. 14.
Государственный архив общественных объединений Гомельской области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 31.
Заря запада. 1926. № 34.
Зональный государственный архив в г. Бобруйске. Ф. 1355. Оп. 2. Д. 329.
Зональный государственный архив в г. Мозыре. Ф. 54. Оп. 1. Д. 121.
Зональный государственный архив в г. Полоцке. Ф. 113. Оп. 1. Д. 173.
Медицина прошлого и медицина будущего. Ярославль, 1919.
Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1917-1918 гг. М., 1942.
Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, издаваемое Народным комиссариатом юстиции. 1922. № 42.
Литература
Абраменко М. Е. Становление и развитие системы охраны здоровья в Беларуси (1917-1941 гг.). Гомель, 2001.
Бародз1ч С., М1хнюк У. Рыжсю мрны дагавор 1921 // Энцыкла-педыя псторьп Беларуси. У 6 т. Т. 6. Кн. 1. Пузыны — Усая / Рэдкал.: Г. П. Пашкоу [1 шт.]. Мшск, 2001. С. 150-153.
Грицкевич В. П. С факелом Гиппократа: Из истории белорусской медицины. Минск, 1987.
Каплиев А. А. Организация и деятельность службы скорой медицинской помощи Гомельщины в 1920-х гг. // Псторыя 1 грамадазнауства. 2016. № 6 (60). С. 45-50.
Каплиев А. А. Служба скорой медицинской помощи в Гомеле (1919-1921 гг.) // Пстарычна-археалапчны зборшк. 2016. Вып. 31. С. 80-86.
Козырев Э. В., Титишин В. Е., Ильин А. В. История и этапы развития скорой медицинской помощи в г. Минске // Столетие службы скорой медицинской помощи г. Минска:
проблемы, достижения, перспективы: Мат. Междунар. научн.-практ. конф. 14 октября 2010 г. Минск, 2010. C. 3-20. Кульпанович О. А. Медицина и здравоохранение Беларуси в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) // Первая мировая война в исторических судьбах Европы: Сб. материалов межд. науч. конф. (г. Вилейка, 18 октября 2014 г.). Минск, 2014. С. 218-222. Тищенко Е. М. Здравоохранение Беларуси в XIX-XX вв. Гродно, 2003.
Каплиев Алексей Александрович, аспирант (Институт истории Национальной академии наук Беларуси, Минск, Беларусь); эл. почта: [email protected].
Basic Tendencies of the Ambulance Service Development in the Soviet Belarus in the 1920s
Development of public healthcare services during the Soviet system's formation period in Belarus was traditionally an attractive theme for historians of medicine, but issuess of emerging extrahospital medical assistance's organization actually were not researched. The author concentrated his attention on features of the ambulance service's formation in the Soviet Belarus in 1920s. The analysis of archival sources had shown that in spite of the fact that process of origin of ambulance service on the territory of Belarus had begun in the pre-revolutionary period, the fundamental basis of the institute had been created in the interwar decades. The weakness of medical network of the Soviet Belarus in the conditions of post-war epidemics and an economic crisis at the beginning of the 1920s had caused the necessity of maintenance at least the minimum medical aid to the population in case of emergency. It is necessary to notice that poor financial possibilities had allowed to create a primary network of ambulance stations only in big cities. Due to extreme circumstances of the creation of regional ambulance, its development was characterized by a variety of forms and absence of strong structure. In complex with the legislative and methodical basis, the effective ambulance service had been developed only by the end of the 1920s. It was directly connected with overcoming the crisis in public healthcare services and improvement of all elements of healthcare in BSSR.
Keywords: Soviet Belarus, healthcare, ambulance, doctors, emergency medicine, People's Commissary of Public Health.
Alexey Kapliyev, Postgraduate Student (Institute of History of the National Academy of Science of Belarus, Minsk, Belarus); e-mail: [email protected]
References
Abramenko M. E. Stanovlenie i razvitie sistemy okhrany zdorovia v Belarusi (1917-1941 gg.). Gomel', 2001.
Barodzich S., Mihnjuk U. Ryzhski mirny dagavor 1921 // Jencyklapedyja gistoryi Belarusi. U 6 t. T. 6. Kn. 1. Puzyny — Usaja / Redkal.: G. P. Pashkow [i insh.]. Minsk, 2001. S. 150-153.
Gritskevich V. P. S fakelom Gippokrata: Iz istorii belorusskoi meditsiny. Minsk, 1987.
Kapliev A. A. Organizatsiia i deiatelnost sluzhby skoroi meditsinskoi pomoshchi Gomelshchiny v 1920-kh gg. // Gistoryja i gramadaznawstva. 2016. № 6 (60). S. 45-50.
Kapliev A. A. Sluzhba skoroi meditsinskoi pomoshchi v Gomele (19191921 gg.) // Gistarychna-arhealagichny zbornik. 2016. Vyp. 31. S. 80-86.
Kozyrev E. V., Titishin V. E., Ilin A. V. Istoriia i etapy razvitiia skoroi meditsinskoi pomoshchi v g. Minske // Stoletie sluzhby skoroi meditsinskoi pomoshchi g. Minska: problemy, dostizheniia, perspektivy: Mat. Mezhdunar. nauchn-prakt. konf. 14 oktiabria 2010 g. Minsk, 2010. S. 3-20.
Kulpanovich O. A. Meditsina i zdravookhranenie Belarusi v gody Pervoi mirovoi voiny (1914-1918 gg.) // Pervaia mirovaia voina v istoricheskikh sudbakh Evropy: Sb. materialov mezhd. nauch. konf. (g. Vileika, 18 oktiabria 2014 g.). Minsk, 2014. S. 218-222.
Tishchenko E. M. Zdravookhranenie Belarusi v XIX-XX vv. Grodno, 2003.