Научная статья на тему 'ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ НУЖД КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ДРУГИЕ КАТЕГОРИИ'

ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ НУЖД КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ДРУГИЕ КАТЕГОРИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
земли сельскохозяйственного назначения / изъятие земель / перевод земель / государственные и общественные нужды / отсутствие других вариантов размещения объектов / agricultural land / land withdrawal / land transfer / state and public needs / lack of other accommodation options

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азимзода Алимардон Шоимардон

В статье рассматривается вопрос перевода земель сельскохозяйственного назначения в иные категории, связанный с изъятием земель для государственных и общественных нужд и при отсутствии других вариантов размещения объектов. Определяются составляющие элементы конструкции «отсутствие других вариантов размещения объектов». Указывается на дублирование и неоднозначность некоторых перечней случаев изъятия земель для государственных и общественных нужд, приведенных в земельном законодательстве Республики Таджикистан. С целью сохранения ценных сельскохозяйственных земель предлагается сократить перечень случаев изъятия земель для государственных и общественных нужд, а также указывается на необходимость соблюдения ряда соотве тствующих условий при переводе сельскохозяйственных земель и иных ценных земель в другие категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Азимзода Алимардон Шоимардон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WITHDRAWAL OF LAND FOR STATE AND PUBLIC NEEDS AS A BASIS FOR TRANSFER OF AGRICULTURAL LAND TO OTHER CATEGORIES

The article deals with the issue of transferring agricultural land to other categories associated with the withdrawal of land for state and public needs and in the absence of other options for locating objects. The constituent elements of the construction "lack of other options for placing objects" are determined. The duplication and ambiguity of some lists of cases of land withdrawal for state and public needs, given in the land legislation of the Republic of Tajikistan, are pointed out. In order to preserve valuable agricultural land, it is proposed to reduce the list of cases of withdrawal for state and public needs, and also indicates the need to comply with a number of relevant conditions when transferring agricultural land and other valuable land to other categories.

Текст научной работы на тему «ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ НУЖД КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ДРУГИЕ КАТЕГОРИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_55

ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ НУЖД КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ДРУГИЕ КАТЕГОРИИ WITHDRAWAL OF LAND FOR STATE AND PUBLIC NEEDS AS A BASIS FOR TRANSFER OF AGRICULTURAL LAND TO OTHER CATEGORIES Азимзода Алимардон Шоимардон,

кандидат юридических наук. E-mail: azimov@fazo.tj;

Azimzoda Alimardon Shoimardon,

Candidate of juridical sciences. E-mail: azimov@fazo.tj

Краткая аннотация: В статье рассматривается вопрос перевода земель сельскохозяйственного назначения в иные категории, связанный с изъятием земель для государственных и общественных нужд и при отсутствии других вариантов размещения объектов. Определяются составляющие элементы конструкции «отсутствие других вариантов размещения объектов». Указывается на дублирование и неоднозначность некоторых перечней случаев изъятия земель для государственных и общественных нужд, приведенных в земельном законодательстве Республики Таджикистан. С целью сохранения ценных сельскохозяйственных земель предлагается сократить перечень случаев изъятия земель для государственных и общественных нужд, а также указывается на необходимость соблюдения ряда соответствующих условий при переводе сельскохозяйственных земель и иных ценных земель в другие категории.

Abstract: The article deals with the issue of transferring agricultural land to other categories associated with the withdrawal of land for state and public needs and in the absence of other options for locating objects. The constituent elements of the construction "lack of other options for placing objects" are determined. The duplication and ambiguity of some lists of cases of land withdrawal for state and public needs, given in the land legislation of the Republic of Tajikistan, are pointed out. In order to preserve valuable agricultural land, it is proposed to reduce the list of cases of withdrawal for state and public needs, and also indicates the need to comply with a number of relevant conditions when transferring agricultural land and other valuable land to other categories.

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения; изъятие земель; перевод земель; государственные и общественные нужды; отсутствие других вариантов размещения объектов.

Keywords: agricultural land; land withdrawal; land transfer; state and public needs; lack of other accommodation options.

Для цитирования: Азимзода Алимардон Шоимардон. Изъятие земель для государственных и общественных нужд как основание для перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории // Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 55-57. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_55.

For citation: Azimzoda Alimardon Shoimardon. Withdrawal of land for state and public needs as a basis for transfer of agricultural land to other categories//Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 55-57. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_55.

Статья поступила в редакцию: 15.08.2023

Одним из оснований перевода земель из одной категории в другую является изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд. В соответствии с законодательством Республики Таджикистан изъятие земель для государственных или общественных нужд осуществляется в исключительных случаях при отсутствии других вариантов размещения объектов, связанных с:

1) выполнением международного обязательства Республики Таджикистан;

2) созданием новых населенных пунктов, расширением городов и населенных пунктов;

3) размещением следующих объектов;

- объекты обороны и безопасности;

- объекты транспортной инфраструктуры: автомобильные дороги, улицы, мосты, туннели, эстакады и другие транспортные инженерные сооружения, объекты связи;

- объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, а также объекты по отведению сточных вод;

- школ, библиотек, больниц, кладбищ, парков, спортивных и игровых площадок и других объектов социальных нужд, а также государственных зданий, служащих для государственных и общественных целей;

4) обнаружением месторождения полезных ископаемых;

5) защитой памятников и объектов, имеющих археологическую, историческую или научную ценность, в случаях, если они находятся под угрозой исчезновения или разрушения.

Изъятие земель для государственных и общественных нужд в основном осуществляется за счет земель сельскохозяйственного назначения и как видно перечень предусмотренных случаев изъятия довольно много, что может стать причиной уменьшения земель сельскохозяйственного назначения, особенно ценных сельскохозяйственных угодий. По этой причине за годы независимости значительно уменьшились сельскохозяйственные угодья. Цель правового регулирования изъятия земельных участков заключается, в том числе, в недопущении необоснованного изъятия сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных целей1. Основаниями для принятия решений об изъятии земельного участка для государственных или общественных нужд, которые в основ-ном сопровождаются изменением целевого назначения, соответственно переводом земель из одной категории в другую, являются утвержденные в установленном порядке градостроительная документация, иные технико - экономические обоснования изъятия земельных участков. Условием изъятия участка для государственных и муниципальных нужд является соответствие конкретной потребности (нужды) программе социально - экономического развития территории, иным нормативным актам (генеральным планам, схемам зонирования территорий, иной градостроительной и землеустроительной документации)2.

1Иконицкая И.А. Проблемы эффективности в земельном праве.- М. : -Изд- во «Наука», 1979. - С.118.

2 Земельное право : учебник/ под.ред. Г.Е.Быстрова, Р.К. Гусева, А.В. Бабанова и др. М.: ТК Велби; Изд.-во «Проспект», 2006. С.319.

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 10(226)

Следует отметить, что в советском земельном законодательстве также имелась норма, согласно которой отнесение земель к соответствующей категории и перевод их из одной категории в другую производились в соответствии с перспективными планами использования единого государственного земельного фонда органами, принимающими решения о предоставлении этих земель1.

Законодатель указывает на изъятие земель для государственных и общественных нужд в исключительных случаях при отсутствии других вариантов размещения объектов, но каким образом обосновывается отсутствие других вариантов размещения объектов не раскрывается.

Законодатель закрепляет принцип исключительности, которым необходимо руководствоваться при решении вопроса об изъятии (выкупе) земельного участка для публичных нужд. Принцип исключительности налагает на орган, принимающий решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд, обязанность доказать отсутствие возможных вариантов размещения предполагаемого объекта, кроме как на данном земельном участке2.

На наш взгляд, под изъятием земель для государственных и общественных нужд (соответственно переводом земель из одной категории в другую), при отсутствии других вариантов размещения объектов, понимается как юридическое последствие для правообладателя земельного участка в виде прекращения права пользования землей, а при изъятии земель сельскохозяйственного назначения и иных ценных земель, помимо ущемления права землепользователя, их сокращение. Условием прекращения права пользования и иных прав на землю является возмещение потерь землепользователей, а изъятие земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных нужд возмещения средств потери сельхозпроиз-водства. Из-за несвоевременного возмещения средств потери сельхозпроизводства, которые предназначены для освоения новых земель взамен выбитых из оборота земель, из года в год прослеживается тенденция уменьшения ценных сельскохозяйственных земель. Кстати, в Российской Фе-

3

дерации вовсе отменен институт возмещения средств потери сельхозпроизводства и непонятно, как восстанавливаются площадь уменьшенных ценных сельскохозяйственных земель после изъятие земель для государственных, муниципальных и иных целей.

Е.С.Бедова справедливо отмечает, что изымаемые земли сельскохозяйственного назначения, земли сельскохозяйственного использования для целей, не связанных с сельским хозяйством, на сегодняшний день не восполняются, меры, направленные на воспроизводство изымаемых

- 4

земель сельскохозяйственного производства и земель сельскохозяйственного использования, законодателем не предусмотрены до сих пор .

Е.А.Попова в связи с ценностью земель сельскохозяйственного назначения предлагает включить в ЗК РФ статью о возмещении потерь сельскохозяйственного производства, исключенную ранее из ЗК РФ, распространив ее действие не только на земли сельскохозяйственного

5

назначения, но и на территориальные зоны сельскохозяйственного использования .

Принцип целевого назначения земель, особенно касаемо земель сельскохозяйственного назначения, является актуальным в период нестабильности цен на продовольственную продукцию. Сохранение и качественное улучшение этих земель позволяет обеспечить продовольственную безопасность страны. Планирование и размещение несельскохозяйственных объектов необходимо осуществлять с учетом сохранения ценных сельскохозяйственных угодий. С этой целью отвод земель для несельскохозяйственных нужд должен производиться из земель, не пригодных в сельскохозяйственном производстве, а при отсутствии иных вариантов размещения объектов отвести из сельскохозяйственных угодий более низкого качества.

Вместе с тем, как отметил В.А.Буров: «Отсутствие процедуры и критериев реализации нормы об «отсутствии других вариантов размещения» делает декларативным ее ограничительный характер и ставит участников общественных отношений в зависимость от ничем не ограниченного усмотрения уполномоченных на перевод органов публичной власти»6.

Отсутствие других вариантов размещения объектов на землях сельскохозяйственного назначения должно определяться в зависимости от совокупности ряда факторов, таких как природный, экономический и социальный. Природный фактор связан с местностью, территорией, где размещается планируемый объект, с отсутствием непригодных земель, при этом с нахождением на данной территории земель сельскохозяйственного назначения, особенно ценных сельскохозяйственных угодий. Экономический фактор - это предварительный расчет вариантов размещения планируемого объекта и, соответственно, выбор окончательного варианта - наиболее экономичного (в финансовом плане). Социальный фактор- создание таких условий, при которых планируемый объект не причиняет потребителям и иным заинтересованным лицам трудности или иное негативное влияние в процессе его эксплуатации. Данный вопрос решается на стадии предварительного определения вариантов размещения объекта с выбором окончательного варианта, имеющего наилучшие показатели доступности, комфортности и других удобств использования планируемого объекта. С учетом указанных факторов и иных параметров составляются соответствующие градостроительные документы планируемого объекта, привязанных к определенной местности и реализация которых становится окончательной.

Таким образом, два последних фактора (экономический и социальный), влияя на первое условие местности - категория и виды земель - в совокупности станут элементами определения конструкции «отсутствие других вариантов размещения объектов». Изъятие земельных участков в связи с отсутствием других вариантов размещения объектов, особенно на землях сельскохозяйственного назначения, является причиной уменьшения ценных сельскохозяйственных угодий.

Практически отсутствуют случаи, при которых, ради сохранения ценных сельскохозяйственных угодий (обычно при отсутствии иных вариантов размещения), соответствующие уполномоченные органы государственной власти отказались бы от идеи размещения и строительства того или иного объекта на данной территории. Никто не умаляет значения стратегических объектов, которые необходимы для государственных и

1 Ст.5 Земельного кодекса Таджикской Советской Социалистической Республики.

2Дихтяр А.И. Судебная практика по делам, связанным с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных или муниципальных нужд // Право и экономика. 2008. № 9.

3 Утратил силу с 1.01.2008г. в соответствии ФЗ от 18.12.2006 №232-ФЗ.

4 Бедова Е.С. Правовые проблемы земель сельскохозяйственного использования / Е.С. Бедова // Молодой ученый. 2011. №1. С. 155-159.

5 Попова Е.А. Перевод земель сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую // https://scienceforum.ru/2016/article/2016020655

6 Буров В.А. Реализация принципа деления земель на категории по целевому назначению: дис. канд.юрид.наук. М.2011., С.129.

общественных нужд, однако под этим предлогом порой «проталкивают» объекты, не имеющие первостепенного значения. При выборе места размещения объектов предпочтение отдается сиюминутным экономическим выгодам нежели сохранению ценных сельскохозяйственных угодий. При таком подходе в дальнейшем можно достичь безвозвратной утери сельскохозяйственных угодий, что станет угрозой для обеспечения продовольственной безопасности страны. Одним из оснований изъятия земель для государственных и общественных нужд является создание или расширение населенных пунктов. В Республике Таджикистан только за последние 10 лет для этой цели были выделены более 30 тысяч гектаров земель. Несмотря на указание в материалах ряда землеустроительных дел по отводу земель «изъятие из низкокачественных земель», они были выделены из земель сельскохозяйственного назначения без конкретного качественного определения, поскольку в указанных делах отсутствовали документы, доказывающие, что это земли с низкокачественными характеристиками. Законодательством указывается в качестве основания изъятия земельных участков размещение школ, библиотек, больниц, кладбищ, парков, спортивных и игровых площадок и других объектов социальных нужд, а также государственных зданий, служащих для государственных и общественных целей. Объекты социальных нужд - школы, больницы, библиотеки и т. д. (за исключением кладбищ) проектируются и располагаются в пределах границ населенных пунктов, поэтому надобности в их указании нет. Не случайно земли населенных пунктов предназначены как для расширения населенных пунктов, так и для строительства, под последним имеется в виду строительство и размещение различных объектов и инфраструктур, обеспечивающих нормальное функционирование населенных пунктов.

Другим случаем изъятия земельных участков указывается размещение государственных зданий, служащих для государственных и общественных целей. С этой формулировкой невозможно согласиться, поскольку само название «государственные здания» указывает на их предназначение для государственных нужд, а вместе с тем словосочетание «служащих для государственных и общественных целей» частично отрицает такое предназначение. Без конкретизации определения государственных зданий и содержания понятия «для государственных нужд» невозможно на должном уровне регулировать изъятие земель для государственных и общественных нужд. Под этими на недостаточном уровне обоснованными предлогами можно выделить значительное количество земель.

Считаем целесообразным научно обосновать содержание понятия «объекты для государственных и общественных нужд». На наш взгляд, объектами для государственных и общественных нужд являются здания, сооружения и иные объекты (в т.ч. земельные участки), которые на должном уровне обеспечивают функции, задачи государства, общества и повседневный спрос населения и являются исключительными, без них невозможно полноценное функционирование государства и общества на данном этапе своего развития.

Одной из центральных проблем принудительного изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд занимает вопрос обоснование государственных и муниципальных нужд. В теории права государственные нужды понимаются как единство двух составляющих: во-первых, потребностей, возникающих при выполнении функций государства как политического суверена, и, во-вторых, потребностей государства как участника гражданско-правовых отношений.1 Е.А.Конюх под государственными и муниципальными нуждами подразумевает определенные законом объективно возникшие общественно значимые потребности, необходимость в удовлетворении которых обусловлена интересами широкого круга субъектов, реализуемые в установленном законом порядке публично - правовыми образованиям2.

С целью сохранения ценных сельскохозяйственных угодий необходимо сократить перечень оснований изъятия земель для государственных и общественных нужд, соответственно, перевода земель сельскохозяйственного назначения в иные категории земель.

Необходимыми условиями перевода земель сельскохозяйственного назначения (особенно ценных сельскохозяйственных угодий) и иных ценных земель в другую категорию с целью размещения несельскохозяйственных объектов должны быть: во-первых, отсутствие иных вариантов размещения объектов, во-вторых, выделение земельных участков, кадастровая стоимость которых ниже среднерайонного уровня кадастровой стоимости, в-третьих, размещение линейных объектов вдоль существующих дорог, в-четвертых, при проектировании технических вариантов объекта выбор варианта, при котором создаются наименьшие удобства для дальнейшего использования земель сельскохозяйственного назначения и площадь отводимого земельного участка составляет относительно минимальный размер; в-пятых, наличие подтверждающего документа о возмещении потерь сельхозпроизводства (с целью восстановления сельскохозяйственных земель).

Библиография:

1. Иконицкая И.А. Проблемы эффективности в земельном праве. М.: Изд-во «Наука», 1979. - С. 118.

2. Земельное право : учебник / Под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева, А.В. Бабанова и др. М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2006. С. 319.

3. Дихтяр А.И. Судебная практика по делам, связанным с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных или муниципальных нужд // Право и экономика. 2008. № 9.

4. Бедова Е.С. Правовые проблемы земель сельскохозяйственного использования / Е.С. Бедова // Молодой ученый. 2011. № 1. С. 155-159.

5. Попова Е.А. Перевод земель сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую // https://scienceforum.ru/2016/article/2016020655

6. Буров В.А. Реализация принципа деления земель на категории по целевому назначению: Дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. М., 2011. С. 129.

7. Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 58.

8. Конюх Е.А. Обеспечение жилищных и земельных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд // Журнал Российского права. 2006. № 1. С. 26.

References:

1. Iconitskaya I.A. Problems of efficiency in land law. M.: Publishing house "Science", 1979. - p. 118.

2. Land law : textbook / Edited by G.E. Bystrov, R.K. Gusev, A.V. Babanov, et al. M.: TK Velbi; Publishing house "Prospect", 2006. p. 319.

3. Dikhtyar A.I. Judicial practice in cases related to the seizure (redemption) of land plots for state or municipal needs // Law and Economics. 2008. № 9.

4. Bedova E.S. Legal problems of agricultural lands / E.S. Bedova // Young scientist. 2011. No. 1. pp. 155-159.

5. Popova E.A. Transfer of agricultural lands from one category to another // https://scienceforum.ru/2016/article/2016020655

6. Burov V.A. Implementation of the principle of land division into categories according to the intended purpose: Diss. ...on the job. cand. jurid. M., 2011. p. 129.

7. Vasilyeva M.I. Public interests in environmental law. Moscow: Publishing House of Moscow State University, 2003. p. 58.

8. Konyukh E.A. Ensuring housing and land rights of the owner of residential premises when withdrawing land for state and municipal needs // Journal of the Russian rights. 2006. No.1. p.26.

1 Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М.: Изд-во МГУ., 2003. С.58.

2 Конюх Е.А. Обеспечение жилищных и земельных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд// Журнал Российского права. 2006.№1.С.26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.