УДК 159.9:343.8
ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Для цитирования
Писарев, О. М. Изучение жизнестойкости личности на этапе постпенитенциарной реабилитации как социально-психологическая проблема / О. М. Писарев // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 1 (42). -С. 60-66.
Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения жизнестойкости лиц, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся в реабилитационных центрах. Формулируются актуальные вопросы, связанные с поиском психологических путей оказания постпенитенциарной помощи бывшим осужденным. Констатируется факт негативных для человека последствий отбывания уголовного наказания, снижающих уровень жизнестойкости и способствующих маргинализации и стигматизации личности в современном обществе. Предпринята попытка осмысления изменений психологических состояний человека, связанных со сменой жизненной среды. Определяется круг задач, решение которых позволит освободившемуся сформировать оптимальный уровень работоспособности и активности в меняющихся жизненных условиях. С учетом происходящих
© Писарев О. М., 2018
О. М. Писарев
переломных событий в жизни человека акцентируется внимание на необходимости изучения жизнестойкости как значимого ресурса личности, способствующего преодолению трудных жизненных ситуаций. Прослеживается взаимосвязь между уровнем психологической готовности к жизни после освобождения из мест лишения свободы и преодолением препятствий как объективного, так и субъективного характера, что будет являться одной из характеристик жизнестойкости личности.
Акцентируется внимание на развитии ряда актуальных направлений постпенитенциарной помощи, заключающихся в создании негосударственных общественных организаций, объединений, фондов, прямой задачей которых является оказание комплексного содействия лицам, отбывшим уголовное наказание. Фиксируется появление большого количества реабилитационных центров, созданных на благотворительной основе и имеющих свою специфику, связанную с оказанием психологической помощи бывшим осужденным. Отмечается, что функционирующие реабилитационные центры выполняют ряд социально полезных функций, направленных в том числе на повышение жизнестойкости, выступающей необходимым ресурсом личности на этапе постпенитенциарной реабилитации.
Подтверждается важность исследования проблемы жизнестойкости личности в постпенитенциарный период в контексте построения человеком своего дальнейшего жизненного пути и решения жизненных ситуаций социального характера. Предлагаются дальнейшие шаги, направленные на решение комплекса исследовательских задач в теоретической и практической плоскостях в рамках выбранной для изучения темы.
Ключевые слова: ресоциализа-ция, жизнестойкость, бывший осужденный, постпенитенциарная помощь, реабилитационный центр.
Среди многочисленных социальных проблем, стоящих перед нашим обществом, особое место занимает проблема ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание в местах лишения свободы. Анализ последних исследований и публикаций в этой области знаний показывает, что прикладная область отечественной пенитенциарной психологии не в полной мере обладает необходимыми психодиагностическими и коррекционными программами, позволяющими выявлять, оценивать, прогнозировать и повышать эффективность ресоциализации и социальной адаптации личности после освобождения из пенитенциарных учреждений.
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в рамках социальной, психологической, воспитательной и образовательной работы с осужденными, а также их постпенитенциарной реабилитации в целях предотвращения рецидива преступлений предлагается ряд направлений, а именно:
- разработка для лиц, осужденных за различные виды преступлений
(преступления экстремистской и террористической направленности, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, корыстные преступления и др.), базовых (обязательных) программ психологической коррекции личности для формирования социальной направленности осужденных, профилактики деструктивных проявлений, их ресоциа-лизации и дальнейшей интеграции в общество;
- содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциа-лизации, в частности, за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы;
- развитие социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения [1].
Как можно заметить, исполнение уголовного наказания - это не превращение осужденного в объект насилия, а процесс возвращения социально деформированной личности к социально адаптированной жизнедеятельности. Это вытекает из целей уголовно-исполнительной политики современной России, которая ориентирована на гуманное отношение к правонарушителям. В этой связи актуальным является вопрос о необходимости поиска различных путей обеспечения ресоциализа-ции граждан, освободившихся из мест лишения свободы, испытывающих сегодня острую потребность в получении
постпенитенциарной помощи - материальной, юридической, медицинской. Не менее важна психологическая помощь, поскольку социальная адаптация лиц, освобождаемых из пенитенциарных учреждений, предполагает как позитивные изменения личности правонарушителя, так и коррекцию системы его общественных связей и отношений в микро- и макросреде [9, с. 50].
Отбывание уголовного наказания в местах лишения свободы имеет достаточно большой круг последствий, таких как утеря возможности избирать, устанавливать соответствие своих актуальных потребностей и возможностей с объективной реальностью, разрушение целостности жизненного мира, доминирование отрицательных переживаний, что приводит к формированию социальной дезадаптации и возможной дальнейшей криминализации уже в постпенитенциарный период [11, с. 100]. Социальное обособление (о чем свидетельствует закрытость проблем возвращения в нормальную жизнь бывших осужденных) порождает отношение к ним как к изгоям. Это приводит к стигматизации и дальнейшей маргинализации личности, которая при смене одной социокультурной среды на другую может проходить для человека крайне болезненно. Особенно это касается отдельных категорий лиц, в частности имеющих алкогольную и химическую зависимости, ВИЧ-позитивных, без определенного места жительства. Трудности процесса возвращения к жизни на свободе ведут к конфликту с социумом на разных уровнях и совершению повторных преступлений, то есть к срыву постпенитенциарной ресо-циализации [13, с. 63]. Следовательно, требуется выявить те личностные качества, которые могут
способствовать преодолению пенитенциарного и постпенитенциарного стресса, сохранению здоровья, оптимального уровня работоспособности и активности в новых, часто трудных жизненных условиях [5, с. 83].
В связи с этим представляется актуальным следующее положение: переломное жизненное событие (освобождение из пенитенциарного учреждения), так или иначе, выступает как структурная единица жизненного пути человека, но при этом очень важно исследовать не только сами события, но и их трансформацию в движущие силы развития личности. Именно этим продиктован интерес к такому качеству, как жизнестойкость, применительно к человеку, освободившемуся из мест лишения свободы. Необходимость изучения жизнестойкости приобретает особое значение и связана с преодолением кризисных явлений в социально-экономической жизни общества, требующим радикального переосмысления деятельности государственных институтов, в том числе правоохранительных органов, и понимания важности формирования широких социальных связей и отношений, которые в совокупности определяют духовный мир человека, его установки, ценностно-нормативную базу, картину жизненного мира.
О феномене жизнестойкости и его значимости для человека впервые заговорил американский психолог Сальва-торе Мадди, с точки зрения которого понятие «hardiness» отражает психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, связанную с его мотивацией преобразовывать стрессогенные жизненные события [8]. Действительно, в ходе исследований было установлено, что жизнестойкость человека связана с возможностью пре-
одоления различных стрессов, поддержанием высокого уровня физического и психического здоровья, а также с оптимизмом, самоэффективностью и субъективнойудовлетворенностью собственной жизнью [3, с. 23].
Согласно взглядам С. Мадди, человек постоянно совершает выбор: «выбор прошлого» (привычного и знакомого) или «выбор будущего» (нового, неопределенного и непредсказуемого). Жизнестойкость в этом процессе является необходимым ресурсом, на который человек может опереться при выборе будущего с его неизвестностью и тревогой, обеспечивающего получение нового опыта и создающего определенный потенциал и перспективу для личностного развития [4, с. 24]. По мнению Д. А. Леонтьева, с одной стороны, жизнестойкие убеждения влияют на оценку ситуации - благодаря готовности активно действовать и уверенности в возможности влиять на ситуацию она воспринимается как менее травматичная; с другой стороны, жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей [7, с. 6], поскольку у жизнестойкого человека наблюдается готовность извлекать опыт из сложившихся ситуаций, конструктивно действовать в ситуации неопределенности [6, с. 153].
Наиболее отчетливо это можно наблюдать в результате смены жизненной среды. В ситуации освобождения человек переживает чувства восторженности в сочетании с повышенным фоном настроения, что нередко связано с идеализацией жизни на свободе. Однако эйфория после выхода из мест лишения свободы достаточно быстро спадает, оставляя уже бывшего осужденного один на один с социальной действительностью. Вопрос заключа-
ется в том, что не каждый способен реально оценить ожидающие или уже возникшие сразу после освобождения жизненные трудности, выработать различные приемы приспособления к трудным жизненным условиям, переосмыслить собственные личностные особенности [12, с. 15], что для определенной части освобожденных может оказаться непреодолимым. Это негативным образом отражается на психологических характеристиках бывших осужденных: слабая сопротивляемость жизненным трудностям; неспособность к самостоятельному анализу тревожных ощущений; неприспособленность к борьбе за свои права; беспокойство, тревожность, внутреннее напряжение, переходящее иногда в ничем не оправданную панику; изолированность, отчужденность и неприязнь к другим людям; разрушение собственной организации жизни, психическая дезорганизация, ощущение бессмысленности существования, склонность к психической патологии и суицидальным действиям; эгоцентрич-ность, честолюбие и агрессивность. В этой связи уровень жизнестойкости лиц в постпенитенциарный период будет определяться препятствиями не столько объективного, сколько субъективного характера, в том числе психологической готовностью/неготовностью к жизни после освобождения -от выстраивания социально позитивного, законопослушного образа жизни, до срывов и возвращения к криминальной деятельности.
Через призму освещаемой проблемы хотелось бы обратить особое внимание на актуальность оказания различных видов помощи бывшим осужденным в процессе их адаптации к жизни на свободе [14, с. 56]. Сегод-
ня это находит все больший интерес у многих квалифицированных специалистов и практических работников, осуществляющих профессиональную деятельность в диаде отношений «человек-человек».
Во многих регионах нашей страны идет формирование актуальных направлений постпенитенциарной помощи, заключающееся в создании общественных организаций, объединений, фондов, прямой задачей которых является оказание комплексного содействия лицам, отбывшим наказание, в трудоустройстве, подыскивании жилья, психологической и (при наличии возможности) материальной помощи. При этом помимо государственных организаций, часто специализирующихся на узком направлении деятельности, существует ряд некоммерческих организаций, основной задачей которых является многопрофильная помогающая деятельность по ресоциали-зации социально уязвимых граждан в законопослушное общество.
За последние годы во многих регионах страны, в том числе в Томской области, появилось большое количество реабилитационных центров, созданных на благотворительной основе и имеющих свою специфику [10]. Главным условием функционирования подобного рода центров является наличие определенной сплоченной группы, сообщества, которое принимает освобожденного в свою среду, требуя, в свою очередь, от него соблюдения установленных схем жизнедеятельности [2, с. 260]. Центры реализуют соответствующие программы реабилитации, важными элементами которых выступает поддержание здорового образа жизни посредством трудовой адаптации, а также психологическое
сопровождение, направленное в том числе на повышение жизнестойкости, которая выступает в этом случае необходимым личностным ресурсом, позволяющим справится с трудными жизненными ситуациями. Как правило, цели и задачи программ основаны на общечеловеческих ценностях: любви к людям, стремлении к взаимопомощи, добру, самосовершенствованию. Это позволяет находящимся в центрах людям во многих случаях обойти сторону непонимания между ними и обществом.
Наша практика показывает, что каждый третий бывший осужденный в реабилитационных центрах неоднократно бывал и в других подобных местах. К сожалению, для определенной части людей (например, имеющих наркотическую, алкогольную зависимости) нахождение в таком центре является временной передышкой перед дальнейшим продолжением криминальной жизни, что может указывать на низкий уровень жизнестойкости. Например, добровольность пребывания наркоманов из числа бывших осужденных в реабилитационном центре в большей степени связана с желанием родственников, членов семьи и в меньшей степени с личностным желанием клиента. Опрос клиентов центра показал, что каждый второй был недоволен тем, что его желание находиться или не находиться в центре не было учтено. Это способствовало возникновению ряда сложностей в адаптации к условиям содержания в центрах, что также может являться маркером, указывающим на низкий уровень жизнестойкости химически зависимых лиц, отбывших уголовное наказание.
В связи с этим знание личностных качеств лиц из числа бывших осужден-
ных, особенностей их поведенческих мотивов, жизненных установок поможет снимать напряжение в коллективе центра, укрепить позитивные моменты отношений и убрать опасность конфликтной вспышки, реальнее определить степень реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Указанное позволяет определить дальнейшее направление в решении комплекса следующих исследовательских и практических задач в контексте изучаемой проблемы:
1. Проведение эмпирического исследования характерологических черт лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и установление корреляционных связей между личностными чертами, уровнем жизнестойкости человека и особенностями социокультурного пространства, в котором он находится.
2. Разработка на основе полученных данных психокоррекционной программы (цикла тренинговых занятий) по укреплению жизнестойкости бывших осужденных с целью дальнейшего развития их потенциальных возможностей, сильных сторон, которые будут способствовать их жизненному самоопределению и самореализации.
Таким образом, изучение жизнестойкости лиц, освободившихся из мест лишения свободы, имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение. Благодаря реализации мероприятий по оказанию постпенитенциарной помощи, направленных на формирование и развитие жизнестойкости, человек сможет оценивать жизненные проблемы как менее угрожающие и реагировать на них более позитивными эмоциями. Присущий же жизнестойкой личности высокий социальный интерес (чувство общности, взаимоподдержки, взаимопомощи) бу-
дет говорить о его максимальной включенности в формирование новых социальных отношений с окружающими, выстраивание жизненных перспектив, что в конечном счете должно позитивно отразиться на дальнейших жизненных событиях человека.
Библиографический список
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р (с изм. от 23 сентября 2015 г. № 1877-р). URL: http://www.fsin.su/document/ index.php?ELEMENT_ID=6663 (дата обращения: 22.11.2017).
2. Баранов Ю. В. Стадии ресоциали-зации осужденных в свете новых соци-олого-антропологических воззрений и социальной философию. СПб., 2006. 275 с.
3. Богомаз С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс со-владания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Материалы научно-практического конгресса Третьего Всерос. форума «Здоровье нации - основа процветания России» : в 3 т. М., 2007. Т. 3, Ч. 1. С. 23-25.
4. Богомаз С. А., Баланев Д. Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека // Сибирский психологический журнал. 2009. № 32. С. 23-28.
5. Быстрова Т. В. Психологическая характеристика содержания жизнестойкости у осужденных с длительными сроками отбывания наказания // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 4(28). С. 78-83.
6. Волобуева Н. М., Сережко Т. А. Жизнестойкость и религиозность как
ресурсы современного человека в трудных жизненных ситуациях // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2015. № 24 (221). Вып. 28. С. 151-158.
7. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М., 2006. 63 с.
8. Мадди С., Кошаба-Мадди Д. Жизнестойкость, ее диагностика и тренинг [Видеозапись] : авторский семинар с русским переводом. М., 2002.
9. Михайлов А. Н. Социально-психологические проблемы лиц, освобождающихся из мест лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2016. № 4. С. 47-51.
10. Молчанова Е. П. Проблемы адаптации бывших осужденных в условиях реабилитационных центров химически зависимых лиц // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право : материалы межрегион. науч-практ. конф.
(Томск, 20-21 апр. 2017 г.) / под общ. ред. В. А. Уткина. Вып. 5. Томск, 2017. С. 175-178.
11. Писарев О. М. Теоретические аспекты исследования проблемы мар-гинальности личности осужденного в закрытой системе // Прикладная юридическая психология. 2016. № 3. С. 96-102.
12. Харламенкова Н. Е. Личность и преодоление трудных жизненных ситуаций // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 10-18.
13. Цветкова Н. А., Дурова Е. А. Сре-довые и личностные факторы срыва постпенитенциарной ресоциализации мужчин, отбывающих наказания в исправительном учреждении по второй судимости // Прикладная юридическая психология. 2017. № 1. С. 62-69.
14. Чернышева Е. В. К вопросу о социально-психологической адаптации осужденных // Прикладная юридическая психология. 2015. № 3. С. 46-56.