Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВРАЧА-ФТИЗИАТРА НА АМБУЛАТОРНОМ ПРИЕМЕ ДЕТЕЙ'

ИЗУЧЕНИЕ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВРАЧА-ФТИЗИАТРА НА АМБУЛАТОРНОМ ПРИЕМЕ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ХРОНОМЕТРАЖ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ РАБОТЫ / ВРАЧ-ФТИЗИАТР / ДЕТИ / АМБУЛАТОРНЫЙ ПРИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Слащева Д.М., Решетникова Ю.С., Брынза Н.С., Загребина М.А.

Цель исследования. Изучить распределение затрат рабочего времени врача-фтизиатра на амбулаторном приеме детей. Материалы и методы. Методом хронометража проведено исследование затрат рабочего времени врача-фтизиатра, отведенного на прием пациентов (n = 10 дней) на базе амбулаторного детского отделения ГБУЗ ТО «Областной клинический фтизиопульмонологический центр» Измерена длительность каждого действия врача, определена его значимость как потери 1-, 2-го рода или ценности. Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ Microsoft Excel 2016 и STATISTICA 12. При анализе полученной информации использованы критерии Шапиро-Уилка и Манна-Уитни. Описательная статистика представлена в виде медианы с указанием значений 25 и 75% перцентилей, максимального и минимального значений. Результаты. В структуре затрат времени приема врача-фтизиатра ценность составила 22,66-42,41%; 29,18-48,49% - потери 1-го рода; 19,14-45,40% - потери 2-го рода. В структуре времени, фактически проведенного с пациентом, доля ценности больше, а доля потерь 2-го рода соответственно меньше. В структуре потерь 1-го рода преобладают работа с медицинской информационной системой (МИС), изучение и оформление медицинской документации. За время наблюдения принято 104 пациента (из них 52 первичных). Врач-фтизиатр тратит достоверно больше времени на работу с МИС и изучение медицинской документации, принимая первичных пациентов (p < 0,001). Заключение. Для сокращения выявленных потерь 1-го рода разработан программный продукт, позволяющий автоматизировать и стандартизировать процессы сбора, хранения и обработки данных, обеспечить преемственность между детскими поликлиниками и противотуберкулезной службой. Его внедрение в региональную МИС позволит повысить качество и безопасность медицинской помощи, а также удовлетворенность пациентов и их законных представителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Слащева Д.М., Решетникова Ю.С., Брынза Н.С., Загребина М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING HOURS OF TB DOCTOR AT THE OUTPATIENT MANAGEMENT OF CHILDREN

Objective. To study the distribution of the working time of a TB doctor at the outpatient management of children. Methods. The time-tracking method was used to study the costs of the working time of a TB doctor assigned to receive patients (n = 10 days) in the outpatient pediatric department of the Regional Clinical Phthisiopulmonology Center. The duration of each action of a doctor was measured, its significance was determined as a waste of 1st and 2nd classes or value. Statistical data processing was carried out using the Microsoft Excel 2016 and STATISTICA 12 software package. When analyzing the information obtained, the Shapiro-Wilk and Mann-Whitney criteria were used. Descriptive statistics are presented as median, indicating the values of 25% and 75% percentiles and maximum, minimum values. Results. In the structure of time spent on visiting a TB doctor, the value was 22.66-42.41%; 29.18-48.49% - waste of the 1st class; 19.14-45.40% - waste of the 2nd class. In the structure of the time actually spent with a patient, the share of value is greater, and the share of waste of the 2nd class, respectively, is less. The structure of waste of the 1st class is dominated by work with the healthcare information system (HIS), the study and execution of medical documentation. During the observation period, 104 patients were admitted (of which 52 were primary patients). A TB doctor spends significantly more time on working with the HIS and studying medical records, when taking primary patients (p < 0.001). Interpretation. To reduce the revealed waste of the 1st class, a software product has been developed that allows automating and standardizing the processes of collecting, storing and processing data, ensuring continuity between outpatient pediatric clinics and the TB service. Its implementation in the regional HIS will improve the quality and safety of medical care, as well as the satisfaction of patients and their legal representatives.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВРАЧА-ФТИЗИАТРА НА АМБУЛАТОРНОМ ПРИЕМЕ ДЕТЕЙ»

DOI: 10.26347/1607-2502202207-08025-031

ИЗУЧЕНИЕ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВРАЧА-ФТИЗИАТРА НА АМБУЛАТОРНОМ ПРИЕМЕ ДЕТЕЙ

Цель исследования. Изучить распределение затрат рабочего времени врача-фтизиатра на амбулаторном приеме детей.

Материалы и методы. Методом хронометража проведено исследование затрат рабочего времени врача-фтизиатра, отведенного на прием пациентов (n = 10 дней) на базе амбулаторного детского отделения ГБУЗ ТО «Областной клинический фтизиопульмонологичес-кий центр» Измерена длительность каждого действия врача, определена его значимость как потери 1-, 2-го рода или ценности. Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ Microsoft Excel 2016 и STATISTICA 12. При анализе полученной информации использованы критерии Шапиро—Уилка и Манна—Уитни. Описательная статистика представлена в виде медианы с указанием значений 25 и 75% перцентилей, максимального и минимального значений.

Результаты. В структуре затрат времени приема врача-фтизиатра ценность составила 22,66—42,41%; 29,18—48,49% — потери 1-го рода; 19,14—45,40% — потери 2-го рода. В структуре времени, фактически проведенного с пациентом, доля ценности больше, а доля потерь 2-го рода соответственно меньше. В структуре потерь 1-го рода преобладают работа с медицинской информационной системой (МИС), изучение и оформление медицинской документации. За время наблюдения принято 104 пациента (из них 52 первичных). Врач-фтизиатр тратит достоверно больше времени на работу с МИС и изучение медицинской документации, принимая первичных пациентов (p < 0,001).

Заключение. Для сокращения выявленных потерь 1-го рода разработан программный продукт, позволяющий автоматизировать и стандартизировать процессы сбора, хранения и обработки данных, обеспечить преемственность между детскими поликлиниками и противотуберкулезной службой. Его внедрение в региональную МИС позволит повысить качество и безопасность медицинской помощи, а также удовлетворенность пациентов и их законных представителей.

Ключевые слова: бережливое производство; хронометраж; стандартизация работы; врач-фтизиатр; дети; амбулаторный прием

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование: исследование не получило спонсорской поддержки.

Для цитирования: Слащева Д.М., Решетникова Ю.С., Брынза Н.С., Загребина М.А. Изучение затрат рабочего времени врача-фтизиатра на амбулаторном приеме детей. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2022; 7-8: 25-31. DOI: 10.26347/16072502202207-08025-031

Д.М. Слащева, Ю.С. Решетникова, Н.С. Брынза, М.А. Загребина

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Тюмень, Россия

WORKING HOURS OF TB DOCTOR AT THE OUTPATIENT MANAGEMENT OF CHILDREN

Objective. To study the distribution of the working time of a TB doctor at the outpatient management of children.

Methods. The time-tracking method was used to study the costs of the working time of a TB doctor assigned to receive patients (n = 10 days) in the outpatient pediatric department of the Regional Clinical Phthisiopulmonology Center. The duration of each action of a doctor was measured, its significance was determined as a waste of 1st and 2nd classes or value. Statistical data processing was carried out using the Microsoft Excel 2016 and STATISTICA 12 software package. When analyzing the information obtained, the Shapiro-Wilk and Mann-Whitney criteria were used. Descriptive statistics are presented as median, indicating the values of 25% and 75% percentiles and maximum, minimum values.

Results. In the structure of time spent on visiting a TB doctor, the value was 22.66—42.41%; 29.18—48.49% — waste of the 1st class; 19.14—45.40% — waste of the 2nd class. In the structure of the time actually spent with a patient, the share of value is greater, and the share of waste of the 2nd class, respectively, is less. The structure of waste of the 1st class is dominated by work with

Daria Slashcheva, Yulia Reshetnikova, Natalya Brynza, Marina Zagrebina

Tyumen State Medical University, Tyumen, Russia

the healthcare information system (HIS), the study and execution of medical documentation. During the observation period, 104 patients were admitted (of which 52 were primary patients). A TB doctor spends significantly more time on working with the HIS and studying medical records, when taking primary patients (p < 0.001).

Interpretation. To reduce the revealed waste of the 1st class, a software product has been developed that allows automating and standardizing the processes of collecting, storing and processing data, ensuring continuity between outpatient pediatric clinics and the TB service. Its implementation in the regional HIS will improve the quality and safety of medical care, as well as the satisfaction of patients and their legal representatives.

Keywords: time-tracking; time and motion studies; lean management; lean production; .standardization of work; TB doctor; children; outpatient management

The authors declare no competing interests.

Funding: the study had no funding.

For citation: Slashcheva DM, Reshetnikova YuS, Brynza NS, Zagrebina MA. Working hours of TB doctor at the outpatient management of children. Health Care Standardization Problems. 2022; 7-8: 25-31. DOI: 10.26347/1607-2502202207-08025-031

Концепция бережливого производства (БП), первоначально разработанная для компании Toyota [1, 2], пришла в Россию в начале 2000-х гг. [3]. К настоящему времени в нашей стране разработаны и действуют ГОСТы по БП12, а лидерами по внедрению бережливых технологий в свои процессы стали промышленные предприятия, транспортные компании и банки [3]. Медицинские организации (МО) начали осваивать БП в ходе реализации национального пилотного проекта «Бережливая поликлиника» (2016). МО вынуждены постоянно сокращать расходы и потери, одновременно повышая качество и безопасность услуг для пациентов. Фокус на качество медицинской помощи и снижение расходов на ее оказание побудил МО изменить конфигурацию своей системы управления и отдать предпочтение концепции БП [6, 7]. Сущность концепции состоит в постоянном стремлении к устранению любых видов потерь и непрерывной оптимизации бизнес-процессов на каждом этапе создания продукта компании [8].

Управленческая концепция БП — это, с одной стороны, философия, включающая в себя ценности и принципы БП [9], одним из которых является соблюдение стандартов, с другой — совокупность управленческих практик, инструментов и методов [10]. В число восьми традиционных

1 ГОСТ Р 56908—2016 Бережливое производство. Стандартизация работы. URL: http://docs.cntd.ru/doc-ument/1200133738

2 ГОСТ Р 56020—2020 Бережливое производство. Основные положения и словарь. URL: https:// docs.cntd.ru/document/1200174885

инструментов БП [11] входит стандартизация — один из методов бережливого производства, заключающийся в точном описании действий, порядка и правил осуществления деятельности, включая определение времени выполнения действия, последовательности операций и необходимого уровня запасов. Применение метода стандартизации включает использование хронометража для анализа текущей работы, определения и устранения потерь времени [12, 13], что позволяет добиться оптимизации затрат времени и повысить эффективность работы МО [14].

Наиболее активно БП внедряют в поликлиниках, однако специализированные МО также осваивают бережливые технологии [15]. В Тюмен-ской области 10 МО, оказывающих специализированную медицинскую помощь, участвуют в проекте создания новой модели МО, в том числе Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области «Областной клинический фтизиопульмонологический центр» (ГБУЗ ТО ОКФЦ). Его приоритетной задачей является повышение доступности и качества оказания фтизиатрической помощи, в том числе путем оптимизации технологических процессов и сокращения потерь [16].

Исходя из изложенного выше, сформулирована цель исследования — изучить распределение затрат рабочего времени врача-фтизиатра на амбулаторном приеме детей.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

На базе амбулаторного детского отделения ГБУЗ ТО «Областной клинический фтизиопульмонологи-

ческий центр» проведено исследование рабочего времени врача-фтизиатра методом непосредственного фотохронометражного наблюдения в течение 10 рабочих дней. Учитывалось только время, отведенное на прием пациентов. Каждое действие врача фиксировалось в наблюдательном листе (хронокарте) с указанием текущего времени и продолжительности действия с точностью до секунд.

Для анализа затрат рабочего времени врача-фтизиатра на приеме определены понятия «ценности» и «потерь». Ценность — это совокупность свойств медицинской услуги, которые вызывают у пациента чувство удовлетворенности ее оказанием. Добавляющие ценность действия объединены в категории: общение с пациентом, получение рекомендаций, осмотр, инструментальное исследование, другая ценность. Потеря — любое действие, при осуществлении которого потребляются ресурсы, но не создаются ценности. Действия, не добавляющие ценности но технологически необходимые для оказания медицинской помощи или организации процесса, — это потери

1-го рода. Как потери 1-го рода выделены: соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, оформление и изучение медицинской документации, работа с медицинской информационной системой (МИС), перемещение (необходимое), ожидание (раздевание/ одевание пациента), другие потери 1-го рода. Потери

2-го рода — это действия, не создающие ценности, которые требуют устранения или оптимизации работы, так как без них можно обойтись. В настоящем исследовании это простои (отсутствие пациента),

поиск и копирование медицинскои документации, лишние перемещения, общение с медицинским персоналом, другие потери 2-го рода.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ Microsoft Excel 2016 и STATISTICA 12. Для анализа полученной информации проверка на нормальность распределения данных проведена при помощи критерия Шапиро—Уилка (n < 50). Полученные данные описательной статистики в ряде случаев имели распределение, отличное от нормального, поэтому они представлены в виде медианы с указанием значений 25 и 75% перценти-лей — Me [25; 75], а также максимального и минимального значений (min—max). Для сравнения независимых совокупностей использовался U-критерий Манна—Уитни. Различия показателей считались статистически значимыми при p < 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Общее время наблюдения в течение 10 рабочих дней составило 32 ч 46 мин 26 с (1966,44 мин). Время наблюдения в течение одного рабочего дня в среднем равнялось 211,86 [125,65; 233,98] (123,58—271,60) мин. От 22,66 до 42,41% в структуре затрат времени приема врача-фтизиатра составляла ценность, от 29,18 до 48,49% — потери 1-го рода, от 19,14 до 45,40% — потери 2-го рода.

Время работы, когда пациент находился в кабинете врача, за весь период наблюдения соста-

0 1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день 6-й день 7-й день 8-й день 9-й день 10-й день

■ Потери 2-го рода, % 7,07 6,34 7,49 4,56 3,27 5,59 2,36 1,75 0,00 11,18

□ Потери 1-го рода, % 29,70 44,02 40,88 30,06 37,28 37,38 37,28 39,53 33,08 32,85

■ Ценность 63,23 49,64 51,62 65,38 59,44 57,04 60,35 58,72 66,92 55,97

■ Ценность □ Потери 1-го рода ■ Потери 2-го рода

Структура затрат времени работы с пациентами на приеме врача-фтизиатра

вило 1053,07 мин, в течение одного дня наблюдения — 112,69 [80,84; 118,52] (68,40—151,78) мин. Вариабельность структуры затрат времени работы с пациентами в течение 10 дней представлена на рисунке. Показано, что в данном случае доля ценности увеличилась за счет уменьшения доли потерь 2-го рода, а процент потерь 1-го рода практически не изменился.

Средние затраты времени работы с пациентами на приеме врача-фтизиатра представлены в таблице. Ценность складывается в основном из общения с пациентом, получения рекомендаций и осмотра. В структуре потерь 1-го рода больше всего времени уходит на работу с МИС, изучение и оформление медицинской документации. Среди потерь 2-го рода преобладают общение с медицинским персоналом и лишние перемещения.

За время наблюдения в кабинет врача-фтизиатра обратилось 104 пациента, из них 52 первичных и 52 повторных. На прием первичных пациентов ушло 694,85 мин, повторных — 361,45 мин.

По данным хронометража, время работы врача-фтизиатра с одним первичным пациентом составляет — 12,89 [11,35; 14,42] (6,20—22,98) мин, с повторным — 6,48 [5,60; 7,59] (3,17—21,83) мин. Врач-фтизиатр тратит статистически значимо больше времени на прием первичного пациента, чем повторного (р < 0,001).

На первичном приеме на ценность приходится 7,76 [6,58; 8,92] (3,07—13,27) мин, на потери 1-го рода — 4,89 [3,82; 5,87] (1,08—9,72) мин, потери 2-го рода — 0—5,17 мин. На приеме

повторных пациентов ценность занимает 4,19 [3,12; 5,06] (1,02—13,50) мин, потери 1-го рода — 2,18 [1,73; 2,93] (0,93—6,30) мин, потери 2-го рода — 0—2,12 мин. Время ценности и потерь 1-го и 2-го рода на первичном и повторном приеме статистически значимо различаются: для ценности р < 0,001, потерь 1-го рода — р < 0,001, потерь 2-го рода — р = 0,010135. На работу с МИС на первичном приеме пациентов врач-фтизиатр тратит 2,68 [2,10; 3,30] (0,10—6,20) мин. При работе с повторными пациентами — 1,10 [0,70; 1,35] (0,00—2,90) мин. На изучение медицинской документации пациентов, впервые пришедших на прием, уходит 1,25 [0,45; 1,75] (0,00—4,50) мин, для повторных пациентов — 0,00 [0,00; 0,50] (0,00—3,10) мин. Выявлены статистически значимые различия при сравнении времени работы с МИС (р < 0,001), а также изучения медицинской документации (р < 0,001) во время приема первичных и повторных пациентов, что указывает на то, что врач-фтизиатр тратит достоверно больше времени на данные виды потерь 1-го рода, принимая первичных пациентов.

Согласно концепции бережливого производства, потери 2-го рода должны быть полностью исключены из процесса. Результаты исследования показывают, что потери 2-го рода в основном возникают вне времени приема пациентов. Уст -ранение потерь 2-го рода возможно с помощью внедрения инструментов БП в работу амбулаторного отделения ГБУЗ ТО ОКФЦ, таких как ме-

Средние затраты времени работы с пациентами на приеме врача-фтизиатра (мин)

Наименование затрат времени Ме [25; 75], мин Мт, мин Мах, мин

Ценность, в том числе:

Общение с пациентом 30,72 [24,95; 41,3] 15,35 61,35

Получение рекомендаций 9,38 [8,37; 14,0] 2,15 17,08

Осмотр 17,93 [15,45; 18,83] 11,38 21,10

Другая ценность 3,18 [1,28; 4,25] 0,08 6,03

Потери 1-го рода, в том числе:

Соблюдение санэпидрежима 1,60 [1,45; 2,02] 0,33 3,37

Оформление медицинской документации 6,57 [4,47; 7,54] 3,67 11,35

Изучение медицинской документации 9,18 [5,47; 9,62] 3,78 13,13

Работа с МИС 19,4 [15,65; 23,73] 9,87 25,07

Перемещение (необходимое) 1,06 [0,87; 1,58] 0,58 3,77

Ожидание (одевание/раздевание пациента) 0,83 [0,53; 1,10] 0 1,38

Потери 2-го рода, в том числе:

Простои (отсутствие пациента) 0,94 [0,37; 1,72] 0 3,30

Лишние перемещения 1,77 [0,75; 5,58] 0 3,48

Общение с медицинским персоналом 1,58 [0,87; 2,90] 0 4,42

тод 58, метод канбан, стандартизованная работа, визуализация и др. [8].

От потерь 1-го рода полностью избавиться невозможно, но можно их сократить. Больше всего времени в структуре потерь 1-го рода приходится на работу с МИС и изучение медицинской документации пациентов. Для увеличения доли ценности в структуре рабочего времени врача-фтизиатра на амбулаторном приеме детей и сокращения потерь 1-го рода необходимо оптимизировать процессы работы с МИС и обмена информации как внутри ГБУЗ ТО ОКФЦ, так и между ГБУЗ ТО ОКФЦ и поликлиниками. Для решения этой задачи был разработан программный продукт «Учет детей с латентной туберкулезной инфекцией» [17], который позволяет автоматизировать и стандартизировать процессы сбора, хранения и обработки данных, сокращая потери времени на приеме у врача, а также обеспечить преемственность между детскими поликлиниками и противотуберкулезной службой. Наличие информации, размещенной в программе и интегрированной в МИС, позволит врачу-фтизиатру больше времени уделять пациентам и его законным представителям, что увеличит долю ценности на приеме и, как следствие, удов -летворенность пациентов оказываемой медицинской помощью. Врач-фтизиатр будет иметь возможность заранее ознакомиться с данными о первичном пациенте, продумать тактику ведения ребенка; освободившееся на приеме время потратить на вопросы, связанные с профилактикой и лечением, разъяснением сложных для родителей моментов и т. п., что повысит качество противотуберкулезной помощи детям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, использование хронометража как инструмента стандартизации в бережливом производстве в настоящем исследовании позволило выявить потери времени на приеме врача-фтизиатра в детском амбулаторном отделении. Больше всего времени в структуре затрат времени при работе с пациентами уходит на потери 1-го рода — работу с МИС и медицинской документацией. Прием первичного пациента как правило длиннее, а время ценности и потерь 1-го и 2-го рода в данном случае также возрастает по сравнению с длительностью приема повторных

пациентов. Врач-фтизиатр тратит достоверно больше времени на первичном приеме, работая с МИС и изучая медицинскую документацию, поэтому для сокращения таких потерь необходимо внедрение программного продукта для автоматизации и стандартизации работы с медицинской информацией, что позволит в конечном счете с одной стороны, повысить качество и безопасность, с другой — удовлетворенность пациентов и их законных представителей оказываемой медицинской помощью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Flynn R, Newton AS, Rotter T, Hartfield D, Walton S, Fi-ander M, Scott SD. The sustainability of Lean in pediatric healthcare: a realist review. Systematic reviews. 2018; 7(1): 137. https://doi.org/10.1186/s13643-018-0800-z

2. Berte B, Kobza R, Toggweiler S, Schüpfer G, Duytschaev-er M, Hoop V, Lehnick D, Santangeli P, Pürerfellner H. Improved Procedural Efficiency of Atrial Fibrillation Ablation Using a Dedicated Ablation Protocol and Lean Management. JACC. Clinical electrophysiology. 2021; 7(3): 321—332. https://doi.org/10.1016/jjacep.2020.08.023

3. Карпова Н.П., Горбачева C.A. Российский путь бережливого производства. Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015; 46: 85—90.

4. Давыдова Н.С., Мазунина С.Д., Позмогова Н.П. Организационно-методические вопросы применения бережливых технологий в медицине с точки зрения мотивации и обучения персонала. Вятский медицинский вестник. 2020; 1(65): 74—81. https://doi.org/10.24411/ 2220-7880-2020-10063.

5. Borges GA, Tortorella G, Rossini M, Portioli-Staudacher A. Lean implementation in healthcare supply chain: a scoping review. Journal of health organization and management. 2019; 33(3): 304—322. https://doi.org/10.1108/JH0M-06-2018-0176.

6. Aij KH, Teunissen M. Lean leadership attributes: a systematic review of the literature. Journal of health organization and management. 2017; 31(7-8): 713—729. https:// doi.org/10.1108/JH0M-12-2016-0245.

7. Centauri F, Mazzocato P, Villa S, Marsilio M. System-wide lean implementation in health care: A multiple case study. Health services management research. 2018; 31(2): 60—73. https://doi.org/10.1177/0951484818768226.

8. Урванцева И.А., Мигунова С.Г., Кожокарь К.Г. Реализация концепции бережливого производства на примере работы поликлинической службы кардиологического диспансера (опыт БУ «Окружной кардиологический диспансер «Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии»). Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2018; 2(15): 3—14.

9. Muharam R, Firman F. Lean Management Improves the Process Efficiency of Controlled 0varian Stimulation Monitoring in IVF Treatment. Journal of healthcare engineering. 2022; 2022: 6229181. https://doi.org/10.1155/ 2022/6229181.

10. Rotter T, Plishka C, Lawal A, Harrison L, Sari N, Good-ridge D, Flynn R, Chan J, Fiander M, Poksinska B, Willoughby K, Kinsman L. What Is Lean Management in Health Care? Development of an Operational Definition for a Cochrane Systematic Review. Evaluation & the health professions. 2019; 42(3): 366—390. https://doi.org/ 10.1177/0163278718756992.

11. Курмангулов A.A., Брынза H.C., Исакова Д.Н., Решетникова Ю.С. Основные методы и инструменты бережливого производства в здравоохранении. Вестник Ивановской медицинской академии. 2020; 25(2): 44—50.

12. Lopetegui M, Yen PY, Lai A, Jeffries J, Embi P, Payne P. Time motion studies in healthcare: what are we talking about?. Journal of biomedical informatics. 2014; 49: 292—299. https://doi.org/10.1016/j.jbi.2014.02.017.

13. Hung DY, Truong QA, Liang SY. Implementing Lean Quality Improvement in Primary Care: Impact on Efficiency in Performing Common Clinical Tasks. Journal of general internal medicine. 2021; 36(2): 274—279. https:// doi.org/10.1007/s11606-020-06317-9.

14. Гайдаров Г.М., Апханова H.C., Толстых А.С., Души-на Е.В. К вопросу о нормировании рабочего времени врачей-фтизиатров, оказывающих амбулаторно-поли-клиническую помощь взрослому и детскому населению. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019; 27(4): 464—469. https:// doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-4-464-469.

15. Потапов И.В., Овчинников Д.А., Конради А.О. Бережливые технологии в медицинской помощи: текущий статус и дальнейшие возможности в России (аналитический обзор). ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучения. Вестник ВШОУЗ. 2020; 6(4): 78—103. https://doi.org/ 10.24411/2411-8621-2020-14005.

16. Информационный бюллетень. Эпидемиологические показатели по туберкулезу и результаты деятельности фтизиатрической службы Тюменской области за 2019—2020 годы. Тюмень: «Областной противотуберкулезный диспансер». 2021. Доступно по: https:// obltub.ru/company-ptd/statisticheskaya-informatsi/. Ссылка активна на 08.06.2022.

17. Слащева Д.М., Решетникова Ю.С., Брынза НС., Пиро-гова НД., Петрушина АД. Российская Федерация. Учет детей с латентной туберкулезной инфекцией. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022613800 РФ. Заявка № 2022612393: за-явл. 16.02.2022, опубл. 15.03.2022. Доступно по: https:// www.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlet?DB=EVM& DocNumber=2022613800&TypeFile=html. Ссылка активна на 08.06.2022.

REFERENCES

1. Flynn R, Newton AS, Rotter T, Hartfield D, Walton S, Fiander M, Scott SD. The sustainability of Lean in pediatric healthcare: a realist review. Systematic Reviews. 2018; 7(1): 137. https://doi.org/10.1186/s13643-018-0800-z

2. Berte B, Kobza R, Toggweiler S, Schupfer G, Duytschaev-er M, Hoop V, Lehnick D, Santangeli P, Purerfellner H. Improved Procedural Efficiency of Atrial Fibrillation Ablation Using a Dedicated Ablation Protocol and Lean Man-

agement. JACC. Clinical Electrophysiology. 2021; 7(3): 321—332. https://doi.org/10.1016/jjacep.2020.08.023

3. Karpova NP, Gorbacheva SA. Russian way of lean production. Economics and Modern Management: Theory and Practice. 2015; 46: 85—90. Russian.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Davydova NS, Mazunina SD, Pozmogova NP. Organizational and methodical issues of application of lean technologies in medicine from the point of view of personnel motivation and training. Medical Newsletter of Vyatka. 2020; 1(65): 74—81. https://doi.org/10.24411/2220-7880-2020-10063. Russian.

5. Borges GA, Tortorella G, Rossini M, Portioli-Staudacher A. Lean implementation in healthcare supply chain: a scoping review. Journal of Health Organization and Management. 2019; 33(3): 304—322. https://doi.org/10.1108/JH0M-06-2018-0176.

6. Aij KH, Teunissen M. Lean leadership attributes: a systematic review of the literature. Journal of Health Organization and Management. 2017; 31(7-8): 713—729. https:// doi.org/10.1108/JH0M-12-2016-0245.

7. Centauri F, Mazzocato P, Villa S, Marsilio M. System-wide lean implementation in health care: A multiple case study. Health Services Management Research. 2018; 31(2): 60—73. https://doi.org/104177/0951484818768226.

8. Urvantseva IA, Migunova SG, Kozhokar KG. Implementation of the lean production concept on the example of the polyclinic service work in cardiological dispensary (experience of the BI «District cardiological dispensary «Center for Diagnostics and Cardiovascular Surgery»). Ugra Health Care: Experience and Innovations. 2018; 2(15): 3—14. Russian.

9. Muharam R, Firman F. Lean Management Improves the Process Efficiency of Controlled Ovarian Stimulation Monitoring in IVF Treatment. Journal of Healthcare Engineering. 2022; 2022: 6229181. https://doi.org/10.1155/ 2022/6229181.

10. Rotter T, Plishka C, Lawal A, Harrison L, Sari N, Good-ridge D, Flynn R, Chan J, Fiander M, Poksinska B, Willoughby K, Kinsman L. What Is Lean Management in Health Care? Development of an Operational Definition for a Cochrane Systematic Review. Evaluation & the Health Professions. 2019; 42(3): 366—390. https://doi.org/ 10.1177/0163278718756992.

11. Kurmangulov AA, Brynza NS, Isakova DN, Reshetniko-va YuS. General modes and instruments of lean production in public health. Bulletin of the Ivanovo Medical Academy. 2020; 25(2): 44—50. Russian.

12. Lopetegui M, Yen PY, Lai A, Jeffries J, Embi P, Payne P. Time motion studies in healthcare: what are we talking about? Journal of Biomedical Informatics. 2014; 49: 292—299. https://doi.org/10.1016/jjbi.2014.02.017.

13. Hung DY, Truong QA, Liang SY. Implementing Lean Quality Improvement in Primary Care: Impact on Efficiency in Performing Common Clinical Tasks. Journal of General Internal Medicine. 2021; 36(2): 274—279. https:// doi.org/10.1007/s11606-020-06317-9.

14. Gaydarov GM, Apkhanova NS, Tolstykh AS, Dushina EV. On the issue of work time measurement in phthisiatricians rendering ambulatory polyclinic care to adult and children population. Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine. 2019; 27(4): 464—469. https:// doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-4-464-469. Russian.

15. Potapov IV, Ovchinnikov DA, Konradi AO. Lean technologies in healthcare: current state of affairs and future opportunities in Russia. Analytical review. HEALTHCARE MANAGEMENT: news, views, education. Bulletin of VSHOUZ. 2020; 6(4): 78—103. https://doi.org/10.24411/ 2411-8621-2020-14005. Russian.

16. News bulletin. Epidemiological indicators for tuberculosis and the results of the activities of the phthisiology service of the Tyumen region for 2019—2020. Tyumen: Regional TB Dispensary. 2021. https://obltub.ru/company-ptd/statis-ticheskaya-informatsi/. Assessed 08.06.2022. Russian.

17. Slashcheva DM, Reshetnikova JuS, Brynza NS, Pirogo-va ND, Petrushina AD. Russian Federation. Registration of children with latent tuberculosis infection. Certificate of the computer program state registration No. 2022613800 RU. Request No. 2022612393: application 16.02.2022, published 15.03.2022. https://www.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlet?DB=EVM&DocNumber=2022613800 &TypeFile=html. Assessed 08.06.2022. Russian.

Поступила/Received: 17.05.2022 Принята к опубликованию/Accepted: 20.06.2022

Сведенияоб авторах:

Слащева Дарья Максимовна — ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИНПР ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России. 625023, г. Тюмень, Одесская, д. 54. Тел. +7(3452)20-92-39. E-mail: dms312@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9975-5635

Решетникова Юлия Сергеевна — канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИНПР ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России. 625023, г. Тюмень, Одесская, д. 54. Тел. +7(3452)20-92-39. E-mail: reshetnikovayul@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6726-7103

Брынза Наталья Семеновна — д-р мед. наук, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ИНПР ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России. 625023, г. Тюмень, Одесская, д. 54. Тел. +7(3452)20-92-39. E-mail: brynzans@yandex.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5985-1780

Загребина Марина Александровна — студент 4 курса лечебного факультета ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России. 625023, г. Тюмень, Одесская, д. 54. Тел. +7(3452)20-92-39. E-mail: marina_zagrebina_81@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5614-0529

About the authors:

Daria M. Slashcheva — Assistant Professor, Department of Public Health and Health Care, Tyumen State Medical University, Tyumen, Russia. E-mail: dms312@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9975-5635

Yulia S. Reshetnikova — Ph. D. in Medicine, Associate Professor, Department of Public Health and Health Care, Tyumen State Medical University, Tyumen, Russia. E-mail: reshetnikovayul@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6726-7103

Natalya S. Brynza — Sc. D. in Medicine, Head of the Department of Public Health and Health Care, Tyumen State Medical University, Tyumen, Russia. E-mail: brynzans@yandex.ru. https://orcid.org/0000-0001-5985-1780

Marina A. Zagrebina — 4th year student, General Medicine Department, Tyumen State Medical University, Tyumen, Russia. E-mail: marina_zagrebina_81@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5614-0529

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.