175-177
незамедлительного назначения антидепрессивной и/или анксиолитической психофармакотерапии. При этом у большинства оставшихся в следовании пациентов (18 из 24) отмечалось нарастание выраженности психопатологической симптоматики. Переносимость Пантогама актив была хорошей. Связанных с препаратом нежелательных явлений, послуживших причиной преждевременного прекращения терапии, не отмечалось. Все больные полностью завершили 6-ти недельный курс лечения, что является существенным показателем безопасности препарата.
Выводы: в результате проведенного исследования на ограниченной по числу наблюдений и гетерогенной по спектру депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств выборке получены доказательства эффективности и безопасности как купирующей, так и профилактической терапии Пантогамом актив (в средней дозе 1,8 г/сут и 1,2 г/сут соответственно) у больных с ИБС и ГБ.
175 ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИТЕЛ К КАННАБИНОИДНЫМ РЕЦЕПТОРАМ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЕТОГЕННОЙ ДЕПРЕССИИ
Меликян И. А., Чернышова Т. Е, Реверчук И. В.
ГБОУ ВПО Ижевская государственная медицинская академия, Ижевск, Россия
Ожирение в большинстве случаев является классическим соматопсихическим состоянием человека, формирование которого и проблемы терапии во многом связаны с нарушением пищевого поведения.
Материал и методы исследования. Обследовано 148 человек (85 женщин и 63 мужчины в возрасте от 18 до 62 лет),— 62 пациента с алиментарным ожирением и 86 — с метаболическим синдромом (МС). Выделена подгруппа лиц, коренных жителей Удмуртии (85 человек) и подгруппа мигрантов из Средней Азии (32 человека) и из районов Кавказа (31 человек). Анализировались антропометрические, клинико-лабораторные показатели с оценкой инсулинорезистентности (ИР), особенности национальной кухни, психоэмоциональный статус по опроснику ИСТА-96, характеризующего, профиль личности (агрессия, тревога, внутреннее и внешнее «Я отграничение», нарциссизм, сексуальность) в конструктивной, деструктивной и дефицитар-ной форме. Условием включения в основную группу являлась неэффективность лечения ожирения, обусловленная диетоген-ной депрессией. Все пациенты наблюдались клиническим психологом, эндокринологом, диетологом. Перспективы применения антител к каннабиоидным рецепторам (АТ к КР) оценены у 45 человек (группа наблюдения).
Результаты. Отмечены высокие значения показателей деструктивной тревоги (88,5—100%), дефицитарного нарциссизма (81,1—68,9%), сексуальности (75,7—69,6%) и агрессии (58,8—75,7%), которые в группе мигрантов были в 1,5—4,1 раза выше, чем у коренного населения Удмуртии. Результаты мониторинга перспектив применения АТкКР позволили отметить легкий переход пациентов на ограничительные диеты, позитивный эмоциональный фон. Снижение массы тела на 5% и более за период наблюдения отмечено в 98% наблюдений с одновременной коррекцией дислипидемии. Признаки дието-генной депрессии не зарегистрированы. Показатели ИР снизились на 22,6—52,4%. Снижение степени нарциссизма, внешнего «Я отграничения» было более значимо у мигрантов Кавказа, а агрессии и страха — у мигрантов из Средней Азии.
Выводы. Применение АТкКР позволяет предупредить диетогенную депрессию, положительно влияет на дислипиде-мию и ИР.
176 ЧАСТОТА И ТЯЖЕСТЬ ОСТРОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ ПОЧЕК У БОЛЬНЫХ
С ОСТРЫМ НАРУШЕНИЕМ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
Мензоров М. В.1, Шутов А. М.1, Гердт А. М.1, Лукьянова В. А.2, Шимина М. А.2, Голубечков А. Ю.2
'Ульяновский государственный университет; 2ГУЗ «Центральная городская клиническая больница», Ульяновск
Цель исследования. Оценить частоту и тяжесть острого повреждения почек (ОПП) у больных с острым нарушением мозгового кровообращения (ОНМК), а также уточнить факторы риска развития ОПП.
Методы исследования. Обследовано 98 больных с ОНМК. Мужчин было 54 (55%), женщин — 44 (45%), средний возраст пациентов составил 63±11 лет. Диагностику ОНМК осуществляли согласно Рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ). У всех больных диагноз ОНМК был верифицирован при поступлении с использованием компьютерной томографии. ОПП диагностировали и классифицировали согласно Рекомендаций KDIGO (2012). Мы не располагали информацией о креатинине сыворотки до заболевания, поэтому исходным считали уровень креатинина сыворотки в момент госпитализации. У подавляющего большинства обследованных больных не было показаний для катетеризации мочевого пузыря, поэтому диурез определяли, основываясь на самостоятельном мочеиспускании пациентов. У всех больных при поступлении и выписке определяли индекс мобильности по шкале Ривермид и тяжесть неврологической симптоматики по шкале NIHSS (National Institutes of Health Stroke Scale).
Полученные результаты. У 66 (67%) пациентов диагностирован ишемический инсульт, у 32 (33%) — геморрагический. ОПП выявлено у 30 (31%) больных, причем у 19 (20%) — 1 стадия, у 6 (6%) — 2 стадия и у 5 (5%) — 3 стадия. Острое повреждение почек достоверно чаще наблюдалось у больных с геморрагическим инсультом, чем с ишемическим: 16 (50%) и 14 (21%), соотв., (p=0,004). Пациенты с ОПП по креатинину имели при поступлении более низкий индекс мобильности по шкале Ривермид (p=0,0007) и более выраженную тяжесть неврологической симптоматики по шкале NIHSS (p=0,001), кроме того достоверно чаще находились на искусственной вентиляции легких (ИВЛ) в течение периода госпитализации (х2=13,8, p=0,002). Наличие в анамнезе ишемической болезни сердца, фибрилляции предсердий, сахарного диабета и ожирения у больных ОНМК не влияло на развитие ОПП (во всех случаях p>0,05), в то же время, наличие хронической сердечной недостаточности (ХСН) в анамнезе было фактором риска развития острого повреждения почек (ОР 6,7; 95% ДИ: 1,8-20,0; p=0,003).
Выводы. Одна треть больных с ОНМК имеет острое повреждение почек. Частота ОПП при геморрагическом инсульте в два раза выше, чем при ишемическом. Пациенты с ОПП имеют более выраженную неврологическую симптоматику. Хроническая сердечная недостаточность является фактором риска развития ОПП.
177 ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ И ГЛИКЕМИИ У БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 2 ТИПА
Мехтиев С. Х, Мамедов М. Н., Мустафаев И. И.
Кафедра терапии с курсом физиотерапии Аз.ГИУВ им. А. Алиева, Баку, Азербайджан; ФГБУ ГНИЦ ПМ Минздравсоцразвития, Москва, Россия
Известно, что наследственность имеет важное значение в развитии сахарного диабета (СД) у близких родственников больных СД. Исходя из этого, целью нашего исследования было изучение роли наследственности и влияние её на глике-мический профиль у больных сахарного диабета 2 типа (СД2Т).
Методы исследования: В одномоментное клинико-эпиде-миологическое исследование были включены 409 человек с СД2Т из всех регионов Азербайджана. Средний возраст больных был 50,7±3,5, а длительность болезни составила 9,7±4,8 лет. Сначала больные ответили на вопросы опросника, подготовленный экспертами ВОЗ и разработанный для
74
III МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ КАРДИОЛОГОВ И ТЕРАПЕВТОВ
178-179
клинико-эпидемиологических исследований, где определялась наследственность по СД2Т (бабушка/дедушка, тётя/дядя и их дети, родители, брат/сестра, дети исследуемых больных). Также в венозной крови определялся уровень гликемии и гли-когемоглобина (НЬА1с).
Полученные результаты: У 46 больных СД был выявлен у бабушки, дедушки (11,2%), у 186-ибольных (45,5%) СД был у тёти, дяди, приблизительно у % больных (24,7%) у двоюродных сестёр и братьев, у 179-ибольных родители имели диабет (43,7%), у 188 больных (45,9%) имели диабет брат и сестра, у 19-и лиц дети исследуемых имели СД (3,8%).У 60-и больных (14,7%) близкие родственники не имели этого заболевания.
У 123-х больных (30%) один родственник имел СД, у 96-и (23,5%) два, у 72-х больных (17,6%) диабетом страдали три родственника, у 36-и (8,8%) четыре, у 10 больных (2,4%) пять родственников и только у 1 больного (0,2%) шестьблизких родственников имели СД.
В анамнезе больных, не имеющих СД у родственников (п=63) в венозной крови уровень гликемии составил 12,3 ммоль/л, у больных имеющих одного родственника с СД (п=110) — 11,7, два родственника с диабетом (п=93) — 11,6, три родственника (п=69) 11,7, четыре родственника (п=34) 11,5, пять родственников (п=9) 9,5 ммоль/л. И только у 1-го больного, имеющего 6 родственников с СД отмечалась гипергликемия — 15 ммоль/л.
У больных, не имеющих в наследстве СД (п=18) средний уровень НЬА1с составил 9%, больные, имеющие 1 родственника с СД (п=34) 8,4%, два родственника, страдающих диабетом (п=29) 8,9%, три родственника (п=22) 9,5%, четыре родственника (п=9) 8,2% и у больных, имеющих 5 родственников с СД (п=2) — 11,1%.
Выводы: Как видно, у малого количества больных (14,7%) в наследстве СД не был обнаружен. Будущих детей 85,3% больных можно отнести к группе риска по СД2Т.
Между количеством, имеющих и не имеющих в анамнезе родственников с СД, гипергликемией и уровнем НЬА1сстати-стически достоверных различий не отмечалось и у всех больных регистрировались высокие значения гипергликемии. Независимо от степени предрасположенности к СД декомпенсация болезни отмечалась во всех группах больных.
Наконец, в Азербайджанской популяции уровень гипергликемии и степень декомпенсации болезни не зависели от степени тяжести предрасположенности к СД.
178 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТСТАЦИОНАРНОЙ КАРДИОРЕАБИЛИТАЦИИ
Мисюра О. Ф, Шестаков В. Н., Зобенко И. А., Карпухин А. В., Горюнова А. А.
Санаторий «Чёрная речка », Санкт-Петербург, Россия
Достижение основных целей лечения сердечно-сосудистых заболеваний требует применения активной реабилитации и вторичной профилактики. Включение пациентов в программы реабилитации/вторичной профилактики актуально, экономически выгодно и приводит к повышению приверженности к дальнейшему лечению. Программы реабилитации, состоящие из оптимальной медикаментозной терапии, достаточной физической активности, коррекции факторов риска и образа жизни, необходимы всем больным, особенно пациентам среднего и высокого риска. Составление программ реабилитации и оценка прогноза их эффективности представляет собой сложные клинические задачи из-за многочисленности и неоднородности влияющих на их решение факторов.
Постстационарная реабилитация различных категорий кардиологических больных может рассматриваться как своего рода производственный процесс, продуктом которого является качество жизни пациентов. Любой производственный процесс должен быть технологичным. Медицинские технологии направлены на восстановление или улучшение здоровья пациентов с номинальным качеством (достижением желаемого или прогнозируемого результата) и с оптимальными затра-
тами (минимально возможными затратами, не влекущими за собой ухудшения условий труда медперсонала, санитарных и технических норм).
Технология реабилитации предусматривает получение каждым больным необходимого и достаточного объёма реабилитационных воздействий в соответствии с едиными стандартами, но с соблюдением персонифицированного подхода. Успех может быть обеспечен только за счёт мультидисципли-нарного подхода. Основные технологические элементы реабилитации включаются в общую программу одновременно и в тесной взаимосвязи. Они предусматривают проведение риск-стратификации с формированием относительно однородных групп пациентов, коррекцию медикаментозной терапии, выбор программ физической реабилитации, коррекцию образа жизни и факторов риска, использование методов психотерапии и физиотерапии, информационно-образовательную поддержку.
Разработанная нами концепция модульного построения персонифицированных реабилитационных программ позволяет адаптировать стандартизованную программу реабилитации к индивидуальным особенностям каждого пациента. Построение персонифицированных модульных программ проводится с помощью компьютерных технологий. Каждый программный модуль оформляется стандартно по отношению к общепринятым медицинским рекомендациям и объединяется с другими элементами программы. Поскольку программный модуль представляет собой функционально законченный фрагмент программы, его можно использовать при составлении индивидуальных программ.
Применяемая в Центре кардиологической реабилитации «Чёрная речка» технология кардиореабилитации и методы построения персонифицированных реабилитационных программ продемонстрировали высокую эффективность.
179 ЦИТОКИНЫ И МЕЛАТОНИН ПРИ
ОСТРОМ КОРОНАРНОМ СИНДРОМЕ
Михайлова З. Д., Шаленкова М. А., Манюкова Э. Т.
ГБУЗ НО «Городская клиническая больница № 38», Нижний Новгород, Россия
Актуальность. Острый коронарный синдром (ОКС) ассоциирован с высоким риском развития кардиоваскулярных осложнений (КВО), поэтому продолжается поиск универсального маркера для прогнозирования развития осложнений ОКС.
Цель работы: определить значение цитокинов и мелато-нина в прогнозировании течения госпитального периода ОКС.
Материалы и методы: обследованы 98 больных (71 мужчина и 27 женщин) ишемической болезнью сердца в возрасте от 31 до 76 лет (средний возраст 60±9 лет). Основная группа — 93 больных ОКС [41 — нестабильной стенокардией (НС), 52 — инфарктом миокарда (ИМ), в т.ч. ИМ с зубцом Q ^ИМ) — 19, ИМ без зубца Q (неQИМ) — 33 больных]. Группа сравнения — 5 больных стабильной стенокардией (СС). В 1—3 день госпитализации натощак забиралась венозная кровь с определением в ней содержания интерлейкинов (ИЛ) —6 и —10 (пг/мл) иммуноферментным методом с использованием наборов ЗАО «Вектор-Бест» (Россия, Новосибирск). Мочу собирали в 1—3 день госпитализации с 2300 до 800 с определением в ней содержания 6-гидроксимелатонина (6-ГОМТ) (нг/ мл) методом высокоэффективной жидкостной хроматографии с использованием твердофазной экстракции. Результаты представлены в виде медианы и квартилей (Р25 и Р75). Различия считали статистически значимыми при р<0,05.
Результаты: в крови максимальные уровни ИЛ-6 и —10 [8,45 (1,6; 16,06) и 2,01 (0,1; 3,14)] выявлены при ОКС по сравнению с СС [1,46 (0,1; 1,54) и 0,1 (0,1; 0,1)] (р<0,009 и <0,02). Уровни ИЛ-6 в группах ИМ и НС были в 5,5 (р<0,006) и 6 (р<0,02) раз, ИЛ-10 — в 14 (р<0,03) и 28 (р<0,02) раз выше, чем при СС. При ИМ уровень ИЛ-10 был почти в 2 раза ниже, чем при НС (р<0,04). Уровень ИЛ-6 при QИМ и неQИМ был ниже, чем при НС. Уровень ИЛ-10 был выше при НС по срав-
III МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ КАРДИОЛОГОВ И ТЕРАПЕВТОВ
75