Научная статья на тему 'Изучение взаимосвязи когнитивного стиля поведения с эффективностью профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел'

Изучение взаимосвязи когнитивного стиля поведения с эффективностью профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ / ИМПУЛЬСИВНОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИК / МЕТОДИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА / ИССЛЕДОВАНИЕ / УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / ИНИЦИАТИВА / COGNITIVE STYLES / IMPULSIVITY / REFLEXIVITY / ACTIVITY / LAW ENFORCER / METHODS / EFFECTIVENESS / HUMAN BEHAVIOR / INVESTIGATION / SELF-CONFIDENCE / INITIATIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нежкина Лариса Юрьевна, Фонталова Наталья Сергеевна

Настоящая статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов и практическому изучению индивидуальных способов переработки информации (когнитивные стили) сотрудников органов внутренних дел. Раскрывается содержание понятия «когнитивный стиль», которое представляет собой формально динамические характеристики интеллектуальной деятельности, не связанные с содержательными (результативными) аспектами работы интеллекта человека. В статье представлены некоторые научные подходы к исследованию когнитивных стилей. Авторы считают, что изучение и развитие интеллектуального поведения или когнитивного стиля необходимо для сотрудников правоохранительных органов, поскольку выполнение служебных обязанностей требует от правоохранителей способности принимать эффекивные решения, находить верные пути выхода из различных ситуаций. В связи с этим авторами проведено исследование, в котором приняли участие сотрудники органов внутренних дел, направленное на изучение их когнитивного стиля поведения «импульсивность рефлексивность». В результате проведенного исследования сделано предположение о том, что выраженность когнитивного стиля импульсивность / рефлексивность взаимосвязана с качеством выполнения профессиональной деятельности, при этом, чем выше уровень рефлексивности, тем вероятнее, что сотрудник выполнит свою работу эффективнее. В заключение статьи подводятся итоги и предлагается учитывать особенности когнитивного стиля при отборе кандидатов на службу в органы внутренних дел в целях успешной дальнейшей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нежкина Лариса Юрьевна, Фонталова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying Interrelation of Cognitive Style of Behavior with Professional Activity Effectiveness of Law Enforcement Officers

The article is devoted to examining theoretical aspects and practical study of individual means of processing information (cognitive styles) by law enforcement officers. It reveals the content of the concept “cognitive style” which presents formal and dynamic characteristics of intellectual activity not associated with the content-related (resultant) aspects of human intellect. The article presents some scientific approaches to studying cognitive styles. The authors consider that study and development of the intellectual behavior or cognitive style is necessary for law enforcement officers as discharge of their duties requires law enforcers to be able to make effective decisions, to find the right ways of managing various situations. In this regard, the authors carried out an investigation, which involved law enforcement officers, aimed at studying their cognitive style of behavior “impulsivity reflexivity”. As a result of the investigation performed, a proposal is made that expressiveness of the cognitive style impulsivity / reflexivity is interrelated with the quality of professional duties performance, at that, the higher the reflexivity level, the more probable that the law enforcer does his/her work more effectively. In the end, the article sums up the results and offers to consider the features of cognitive styles in selecting the candidates for service in law enforcement bodies for purposes of successful further professional activity.

Текст научной работы на тему «Изучение взаимосвязи когнитивного стиля поведения с эффективностью профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел»

УДК 316.622:351.74

Л.Ю. Нежкина

Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, Российская Федерация

Н.С. Фонталова

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

АННОТАЦИЯ. Настоящая статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов и практическому изучению индивидуальных способов переработки информации (когнитивные стили) сотрудников органов внутренних дел. Раскрывается содержание понятия «когнитивный стиль», которое представляет собой формально — динамические характеристики интеллектуальной деятельности, не связанные с содержательными (результативными) аспектами работы интеллекта человека. В статье представлены некоторые научные подходы к исследованию когнитивных стилей.Авторы считают, что изучение и развитие интеллектуального поведения или когнитивного стиля необходимо для сотрудников правоохранительных органов, поскольку выполнение служебных обязанностей требует от правоохранителей способности принимать эффекивные решения, находить верные пути выхода из различных ситуаций. В связи с этим авторами проведено исследование, в котором приняли участие сотрудники органов внутренних дел, направленное на изучение их когнитивного стиля поведения «импульсивность — рефлексивность». В результате проведенного исследования сделано предположение о том, что выраженность когнитивного стиля — импульсивность / рефлексивность взаимосвязана с качеством выполнения профессиональной деятельности, при этом, чем выше уровень рефлексивности, тем вероятнее, что сотрудник выполнит свою работу эффективнее. В заключение статьи подводятся итоги и предлагается учитывать особенности когнитивного стиля при отборе кандидатов на службу в органы внутренних дел в целях успешной дальнейшей профессиональной деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Когнитивные стили, импульсивность, рефлексивность, деятельность, сотрудник, методика, эффективность, поведение человека, исследование, уверенность в себе, инициатива.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 19 августа 2019 г.; дата принятия к печати 4 октября 2019 г.; дата онлайн-размещения 31 октября 2019 г.

L.Yu. Nezhkina

East-Siberian Institute of Russia's MIA, Irkutsk, Russian Federation

N.S. Fontalova

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

STUDYING INTERRELATION OF COGNITIVE STYLE OF BEHAVIOR WITH PROFESSIONAL ACTIVITY EFFECTIVENESS OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

ABSTRACT. The article is devoted to examining theoretical aspects and practical study of individual means of processing information (cognitive styles) by law enforcement officers. It reveals the content of the concept "cognitive style" which presents formal and dynamic characteristics of intellectual activity not associated

© Нежкина Л.Ю., Фонталова Н.С., 2019

with the content-related (resultant) aspects of human intellect. The article presents some scientific approaches to studying cognitive styles. The authors consider that study and development of the intellectual behavior or cognitive style is necessary for law enforcement officers as discharge of their duties requires law enforcers to be able to make effective decisions, to find the right ways of managing various situations. In this regard, the authors carried out an investigation, which involved law enforcement officers, aimed at studying their cognitive style of behavior "impulsivity — reflex-ivity". As a result of the investigation performed, a proposal is made that expressiveness of the cognitive style — impulsivity / reflexivity is interrelated with the quality of professional duties performance, at that, the higher the reflexivity level, the more probable that the law enforcer does his/her work more effectively. In the end, the article sums up the results and offers to consider the features of cognitive styles in selecting the candidates for service in law enforcement bodies for purposes of successful further professional activity.

KEYWORDS. Cognitive styles, impulsivity, reflexivity, activity, law enforcer, methods, effectiveness, human behavior, investigation, self-confidence, initiative. ARTICLE INFO. Received August 19, 2019; accepted October 04, 2019; available online October 31, 2019.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел предполагает выполнение оперативно-служебных задач как правило в сложных, напряженных, порой экстремальных ситуациях, которые требуют от правоохранителей максимального сосредоточения на поставленной задаче, надежной работоспособности в неопределенных временных условиях, способности своевременно и правильно принимать решения, находить верные пути выхода из различных ситуаций [1—3]. Такое выполнение работы обуславливается комплексом психологических качеств обозначенных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» например таких как высокий уровень интеллектуального развития, основательность, вдумчивость и как следствие способность точно воспринимать информацию, в тоже же время эффективно ориентироваться в происходящих событиях и информационном потоке, умение прогнозировать и конструировать ситуации и т.д.1. Другими словами, при выполнении своих служебных обязанностей сотруднику правоохранительных органов необходимо развитие интеллектуального поведения или когнитивного стиля, способствующего выполнению поставленных перед ним задач [4—10].

Впервые понятие «когнитивный стиль» стали использовать в Америке в 195060 гг. в рамках исследований индивидуальных различий человека в восприятии, анализе и воспроизведении информации. Результаты исследований показали, что индивидуальные способы переработки информации (когнитивные стили) значительно отличаются от индивидуальных различий интеллектуальной деятельности человека.

В научной литературе под когнитивными стилями понимают формально — динамическое определение мыслительной деятельности человека, которая не связанна с содержанием и результатами работы интеллекта. Когнитивные стили определяют интеллектуальные способы поведения человека, которые соответствуют познавательным склонностям и возможностям человека.

В психологии представлены разные подходы к рассмотрению вопроса о когнитивных стилях. Одни ученые изучали когнитивные стили с точки зрения психо-

1 Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 6 дек. 2012 г. № 1259 : (ред. от 6 марта 2015 г.) // Российская газета. 2012. № 286.

логической дифференциации в рамках гештальт психологических представлений о поле, как о предметном и социальном окружении человека и его поведении в данном поле. Так в своих работах Г. Уиткин утверждал, что по отношению к человеку фактор влияния поля (социального окружения) проявляется по-разному. В частности, одним людям свойственно подчиняться социальному окружению (полю), такое поведение Г. Уиткин назвал полезависимым, поведение других людей, которые имеют внутреннюю активность и не стремятся подчиняться ученый назвал поленезависимым [11].

С позиции психоаналитического подхода Р. Гарднеа, Дж. Клейн, Г. Шлезингер, Ф. Хольцман свои исследования направили на изучение структурных констант в когнитивной сфере личности, которые выступали в качестве посредников между аффективными состояниями человека и внешними воздействиями. Эти психические образования получили название когнитивных контролирующих принципов (когнитивных контролей) [12].

В теории индивидуальных понятийных систем такие ученые как О. Харви, Д. Ханта и Х. Шродера, а также в теории персональных конструктов Дж. Келли полагали, что своеобразие индивидуального поведения и личностных черт человека можно объяснить при условии понимания особенностей его восприятия, понимания и объяснения происходящего. С этой точки зрения принципиальным являлось разведение содержательных и структурных аспектов познавательной сферы человека («о чем» он думает и «как» думает) [11].

В своей теории когнитивного темпа Дж. Каган утверждал о том, что у каждого человека существуют свои индивидуальные различия в скорости принятия решений. В связи с этим Каган определил два когнитивных стиля поведения человека, которые назвал импульсивным и рефлексивным. Импульсивный стиль поведения представляет собой быстрое принятие решений, рефлективный стиль — медленное.

В. Халл, У. Рассел изучая когнитивный стиль импульсивность / рефлексивность человека отметили, что полюс рефлексивности влияет на его интеллектуальную деятельность в сторону улучшения. Человек с выраженным полюсом рефлексивности медленнее принимает решение, при этом более точно воспринимает информацию в знаковой, цифровой, геометрической форме, успешнее справляется с заданиями на концентрацию и переключение внимания, демонстрирует высокий уровень понимания сложных смысловых связей между словами, а также имеет высокие показатели в деятельности [13].

Результаты исследований Дж. Блока, Д. Харрингтона полученные на основе наблюдений за личностными особенностями представителей импульсивного — рефлексивного когнитивного стиля позволили сформировать и охарактеризовать четыре группы.

Первую группу составили представители с выраженным импульсивным когнитивным стилем принятия решений (быстрые / неточные), которые отличаются такими личностными чертами как тревожность, восприимчивость к внешним воздействиям, особенно в ситуации стресса, как правило не уверенные в себе и не популярны среди сверстников, могут отличаться застреванием и пессимистичностью.

Вторая группа (быстрые / точные) характеризуется высоким уровнем интеллектуальных возможностей, популярностью среди сверстников, энтузиазмом и желанием проявлять инициативу, уверенностью в себе, стремлением к независимости, способностью быстро принимать решения, рациональностью.

В третью группу (рефлексивные (медленные / точные) вошли те, у кого выражены такие качества как рассудительность, способность сохранять спокойствие, в общении проявлять тактичность, они вызывают доверие у окружающих, как

правило быстро улавливают происходящие события и умеют ориентироваться в них, сообразительные и эрудированные, умеют хорошо контактировать со сверстниками, послушные, как правило с неохотой отстаивают свое мнение.

Четвертой группе (медленные / неточные) свойственные такие качества как эгоцентричность, агрессивность, стремление к соперничеству и активному реагированию в конфликте, с трудом способны прогнозировать последствия своих поступков, не всегда готовы соблюдать установленные нормы и правила поведения, отличаются раскованностью в общении.

Представленные характеристики с одной стороны имеют различие с другой сходство, так быстрые / неточные и медленные / неточные находящиеся на разных полюсах измерения имеют сходство, которое позволяет их поведение отнести к импульсному типу. По своему психологическому смыслу полюс импульсивности идентичен так называемой «временной близорукости», другими словами недостаточному вниманию к будущему, не способности видеть перспективу. Быстрые / точные и медленные / точные, имеют сходство по своим личностным проявлениям, демонстрируя рефлексивный (контролируемый) тип поведения. Такое поведение характеризуется способностью вдумчиво анализировать ситуацию и предвидеть, прогнозировать ее последствия в связи с этим принимать правильные решения [12].

Таким образом, вышеизложенные подходы к изучению интеллектуального поведения человека вызывают интерес к практическому рассмотрению данного вопроса. В связи с этим нами была поставлена задача, провести исследование взаимосвязи когнитивного стиля «импульсивность — рефлексивность» сотрудников правоохранительных органов с эффективностью их профессиональной деятельности.

Об эффективности деятельности сотрудников правоохранительных органов можно судить по таким характеристикам как продуктивность, выражающаяся в качестве результатов деятельности; скорость, отражающая своевременность выполнения поставленных задач, четкость и организованность действий; полнота, зависящая от объема реализованных действий, необходимых для успешного выполнения деятельности.

Для выполнения поставленной задачи были использованы методы: тест Дж. Кагана «Сравнение похожих рисунков», метод экспертных оценок, корреляционный анализ Спирмена.

В исследовании приняли участие сотрудники органов внутренних дел (мужчины) в количестве 30 человек, выполняющие обязанности участковых уполномоченных, в возрасте от 26 до 38 лет. Деятельность имеет свою специфику, которая связана с общением участковых уполномоченных с различной категорией граждан, в том числе с криминальным элементом и как правило такое взаимодействие имеет конфликтный характер. Организация работы участковых уполномоченных включает в себя прием административного участка, изучение оперативной обстановки на участке и ее анализ; планирование работы; взаимодействие с сотрудниками разных структурных подразделений полиции; учет и оценка результатов работы; прием граждан, рассмотрение их жалоб, заявлений и других обращений. В связи с этим от участковых уполномоченных требуется высокий уровень распределения и переключаемости внимания (способность переключать и уделять внимание нескольким объектам одновременно); способность к логическим суждениям и умозаключениям; способность анализировать, сопоставлять различные факты; способность действовать четко в условиях экстремальных ситуаций; понятно и грамотно излагать информацию в устной и письменной формах.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе сотрудникам был предложен тест Дж. Кагана «Сравнение похожих рисунков». Методика представляет собой два тренировочных и двенадцать основных листов, на каждом из которых сверху находится изображение знакомого предмета (фигура — эталон), а внизу располагаются в два ряда восемь почти идентичных изображений этого же предмета, среди которых только одно полностью идентично фигуре — эталону. Необходимо найти и указать изображение, полностью идентичное фигуре — эталону. При этом фиксируется время, за которое испытуемый обнаружил фигуру — эталон среди похожих рисунков. Затем время, затраченное по каждому рисунку, суммируется. Также суммируется количество ошибок, допущенное при сравнении.

На основании полученных результатов были сформированы две группы сотрудников. В первую группу вошли сотрудники с выраженным импульсивным когнитивным стилем поведения. У сотрудников первой группы выявлены такие особенности поведения как эмоциональность, стремление быстро реагировать и принимать решения без тщательного продумывания. Вторую группу составили сотрудники с рефлексивным стилем поведения. Для сотрудников данной группы характерны такие особенности как активность, эмоциональная сдержанность, при агрессивном воздействии среды они не стремятся быстро реагировать, решения принимают на основе тщательного анализа сложившейся ситуации.

На втором этапе к исследованию были подключены эксперты, которым необходимо было оценить эффективность деятельности сотрудников. Для получения экспертной оценки эффективности деятельности сотрудников были выбраны по три эксперта в каждую группу. Эксперт оценивал каждого сотрудника по 10-балльной системе. На основе полученных результатов был определен средний балл, указывающий на эффективность деятельности каждого сотрудника.

На третьем этапе используя метод ранговой корреляции Спирмена был проведен анализ полученных результатов и рассчитан коэффициент корреляции

= , _ 6-^2 Р 1 п-(п 2 -1) '

где: р — коэффициент ранговой корреляции Спирмена;

& — разность рангов 1 испытуемого в первом и втором ранговом ряду;

п — количество испытуемых.

Подставляем полученные данные в проведенном расчете коэффициента ранговой корреляции для первой группы сотрудников между временем и экспертной оценкой:

6'(0,25+0,25+12,25+9+25+0,25+1+36+4+30,25+4+2,25+12,25+0+2,25) _ __ р1кр = 1--15.(152 _ 1)-= 0,75.

Для нахождения уровня значимости обращаемся к таблице коэффициентов корреляции рангов Спирмена, где п = 15:

("0,52 при р = 0,05 Ркр = 10,66 при р = 0,01

Построена соответствующая «ось значимости»:

Полученный коэффициент ранговой корреляции находится в зоне значимости. Результаты говорят о том, что, чем ярче выражена рефлексивность, тем выше экспертная оценка.

Зона незначимости

Зона значимости

р = 0,52 р = 0,66 р1 = 0,75

гкр ' гкр ' Г кр '

Расчет коэффициента ранговой корреляции для первой группы между точностью и экспертной оценкой:

_ 6-(0,25+6,25 + 12,25+0,25+4+25+0,25+12,25+0,25+0+ 0,25+ 12,25+ 20,25+30,25+0,25) р2кР - 1--15.(152 - 1)--0,

Построена соответствующая «ось значимости»:

Р = 0,52

гкр '

р = 0,66 кр

р2 = 0,78

кр

Во втором случае также полученный коэффициент ранговой корреляции находится в зоне значимости. Результат говорит о том, что точность выполнения заданий и экспертная оценка связаны между собой.

Аналогично производим расчет р3кр и р4кр, для группы 2:

_ 6-(2,25+25+2,25+0,25+0,25+12,25+6,25+0,25+1+0,25+6,25+25+0,25+30,25+2,25) _ Р3кр = 1--15.(152 - 1)--°,8°.

Построена соответствующая «ось значимости»:

В данном случае связь с выраженностью рефлексивности и экспертной оценкой существует, так как коэффициент ранговой корреляции находится в зоне значимости.

р4кр = 1 -

6-(1+12,25+6,25+1+0,25+6,25+36+4+6,25+1+1+2,25+9+16+1) 15-(152 - 1)

= 0,82.

Построена «ось значимости»:

Зона незначимости Зона значимости

Точность выполнения заданий и экспертная оценка имеют взаимосвязь- коэффициент ранговой корреляции находится в зоне значимости.

Во второй группе выражен рефлексивный стиль: коэффициент ранговой корреляции между выраженностью стиля и экспертной оценкой составляет 0,80 % (в первой группе — 0,75 %). Коэффициент ранговой корреляции между точностью выполнения заданий и экспертной оценкой во второй группе составил 0,82, в первой группе 0,78.

Полученные коэффициенты корреляции совпали с критическим значением для уровня значимости. Следовательно, можно сделать вывод, что выраженность когнитивного стиля — импульсивность / рефлексивность взаимосвязана с качеством выполнения профессиональной деятельности, при этом, чем выше уровень рефлексивности, тем вероятнее, что сотрудник выполнит свою работу эффективнее. Данная взаимосвязь прослеживается на примере второй группы.

На основании полученных результатов исследования и экспертной оценки можно предположить, что эффективность деятельности сотрудников органов внутренних дел может быть обусловлена такими индивидуальными особенностями как выраженный рефлексивный когнитивный стиль поведения. Исходя из этого, мы предлагаем учитывать особенности когнитивного стиля при отборе кандидатов на службу в органы внутренних дел в целях успешности дальнейшей профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

1. Ганаза О.В. Формирование инновационно активного поведения работников предприятия / О.В. Ганаза // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2010. — № 6 (74). — С. 111-113.

2. Тарабан О.В. Исследование качества трудовой жизни экономически активного населения г. Иркутска / О.В. Тарабан, Е.И. Нефедьева. — Ш1 10.18334/е^6.1.39723 // Экономика труда. — 2019. — Т. 6, № 1. — С. 157-172.

3. Суходолов А.П. Уклонение от уплаты налогов и обязательных платежей в пенсионный фонд России: мотивация совершения преступлений / А.П. Суходолов, Д.Ю. Федотов. — Б01 10.17150/1996-7756.2015.9(1).111-119 // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2015. — Т. 9, № 1. — С. 111-119.

4. Азаров В.Н. Структура импульсивного и рефлексивно — волевого стилей действова-ния / В.Н. Азаров // Вопросы психологии. — 1988. — № 3. — С. 132-138.

5. Артамонова В.В. Применение игровых механик в мотивации волонтеров некоммерческих организаций / В.В. Артамонова // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., 7-8 дек. 2017 г. — Улан-Удэ, 2017. — С. 22-24.

6. Кожевина А.П. Мотивация профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных организаций / А.П. Кожевина, С.В. Дубровина // Общество: социология, психология, педагогика. — 2018. — № 5. — С. 39-43.

7. Gendolla G.H.E. Updates on the development of Motivation Science / G.H.E. Gendolla, R.A. Wright. — DOI 10.1037/mot0000102 // Motivation Science. — 2018. — Vol. 4, no. 1. — P. 1-3.

8. Prasetyo P. The effect of motivation of work, leadership style, and organizational culture to performance of employee production furniture studies / P. Prasetyo, D. Ambon-ingtyas // Journal of Management. — 2018. — Vol. 4, no. 4. — P. 1-9.

9. Work motivation, task delegation and job satisfaction of general practice staff: a cross-sectional study / H. Riisgaard, J. Sшndergaard, M. Munch [et al.]. — DOI 10.1093/ fampra/ cmw142 // Family practice. — 2017. — Vol. 34, iss. 2. — P. 188-193.

10. Wolter S.C. Why Some Firms Train Apprentices and Many Others Do Not / S.C. Wolter, S. Muehlemann, J. Schweri. — DOI 10.1111/j.1468-0475.2006.00155.x // German Economic Review. — 2006. — No. 7. — P. 249-264.

11. Аллахвердов В.М. Когнитивные стили в контурах процесса познания / В.М. Алла-хвердов // Когнитивные стили / под ред. В.А. Колга. — Таллинн, 1986. — С. 17-20.

12. Холодная М.А. Когнитивный стиль: когнитивное пространство индивидуального интеллекта / М.А. Холодная // Психологические аспекты индивидуальности : материалы конф., Ленинград, 15-16 окт. 1985 г. — Ленинград, 1985. — Вып. 3. — С. 157-162.

13. Тихомирова И.В. Способности и когнитивный стиль / И.В. Тихомирова // Способности и склонности / под ред. Э.А. Голубевой. — Москва : Педагогика, 1989. — С. 94-102.

References

1. Ganaza O.V. Shaping Innovatively Active Behaviour of Company's Employees. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2010, no. 6 (74), pp. 111-113. (In Russian).

2. Taraban O.V., Nefedeva E.I. Study of working Life quality of the Economically Active Population of Irkutsk. Ekonomika truda = Russian Journal of Labor Economics, 2019, vol. 6, no. 1, pp. 157-172. (In Russian).

3. Sukhodolov A.P., Fedotov D.Yu. Evasion of Tax and obligatory Payments to the Pension Fund of Russia: the Motivation of Crimes. Kriminologicheskii zhurnal Baikal'skogo go-sudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava = Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law, 2015, vol. 9, no. 1, pp. 111-119. DOI: 10.17150/1996-7756.2015.9(1).111-119. (In Russian).

4. Azarov V.N. The Structure of the Impulsive and Reflexive-Willed Style of Acting. Vo-prosy psikhologii = Questions of psychology, 1988, no. 3, pp. 132-138. (In Russian).

5. Artamonova V.V. Application of Gaming Mechanics in Motivation of Volunteers of Non-profit Organizations. Formy i metody sotsial'noi raboty v razlichnykh sferakh zhizned-eyatel'nosti. Materialy VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 7-8 dekabrya 2017 g. [Forms and Methods of Social Work in Different Spheres of Life. Materials of the VI International Scientific and Practical Conference, December, 7-8, 2017]. Ulan Ude, 2017, pp. 22-24. (In Russian).

6. Kozhevina A.P., Dubrovina S.V. Professional Motivation of Comprehensive School Teachers. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika = Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, 2018, no. 5, pp. 39-43. (In Russian).

7. Gendolla G.H.E., Wright R.A. Updates on the development of Motivation Science. Motivation Science, 2018, vol. 4, no. 1, pp. 1-3. DOI: 10.1037/mot0000102.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Prasetyo P., Amboningtyas D. The effect of motivation of work, leadership style, and organizational culture to performance of employee production furniture studies. Journal of Management, 2018, vol. 4, no. 4, pp. 1-9.

9. Riisgaard H., Smndergaard J., Munch M., Le V.J., Ledderer L. Work motivation, task delegation and job satisfaction of general practice staff: a cross-sectional study. Family practice, 2017, vol. 34, iss. 2, pp. 188-193. DOI: 10.1093/fampra/ cmw142.

10. Wolter S.C., Muehlemann S., Schweri J. Why Some Firms Train Apprentices and Many Others Do Not. German Economic Review, 2006, no. 7, pp. 249-264. DOI: 10.1111/j.1468-0475.2006.00155.x.

11. Allakhverdov V.M. Cognitive Styles in Contours of Cognition Process. In Kolga V.A. (ed.). Kognitivnye stili [Cognitive styles]. Tallinn, 1986, pp. 17-20.

12. Kholodnaya M.A. Cognitive style: cognitive space of individual intellect. Psikholog-icheskie aspekty individual'nosti. Materialy konferentsii, Leningrad, 15—16 oktyabrya 1985 g. [Psychological aspects of individuality. Materials Conference, Leningrad, October, 15-16, 1985]. Leningrad, 1985, iss. 3, pp. 157-162. (In Russian).

13. Tikhomirova I.V. Capabilities and cognitive style. In Golubeva E.A. (ed.). Sposobnosti i sklonnosti [Capabilities and aptitudes]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989, pp. 94-102. (In Rusiian).

Информация об авторах

Нежкина Лариса Юрьевна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин, Восточно-Сибирский институт МВД России, Российская Федерация, г. Иркутск, e-mail: n.l.y@mail.ru.

Фонталова Наталья Сергеевна — кандидат психологических наук, доцент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет, Российская Федерация, г. Иркутск, e-mail: fontalova.n@mail.ru.

Authors

Larisa Yu. Nezhkina — Ph.D. in Pedagogics, Associate Professor, Chair of Philosophy, Psychology and Socio-Humanitarian Disciplines, East-Siberian Institute of Russia's Interior Affairs Ministry, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: n.l.y@mail.ru.

Natalya S. Fontalova — Ph.D. in Psychology, Associate Professor, Chair of Sociology and Psychology, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: fontalova.n@mail.ru.

Для цитирования

Нежкина Л.Ю. Изучение взаимосвязи когнитивного стиля поведения с эффективностью профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел / Л.Ю. Нежкина, Н.С. Фонталова // Baikal Research Journal. — 2019. — Т. 10, № 3. — DOI : 10.17150/2411-6262.2019.10(3).3.

For Citation

Nezhkina L.Yu., Fontalova N.S. Studying Interrelation of Cognitive Style of Behavior with Professional Activity Effectiveness of Law Enforcement Officers. Baikal Research Journal, 2019, vol. 10, no. 3. DOI: 10.17150/2411-6262.2019.10(3).3. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.