PEMfOUUM
МЕНЕДЖМЕНТ
А.С. ГОРБАТЕНКОВА, ГБОУ ДПО «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования» Минздрава России
Изучение взаимоотношений
РУКОВОДИТЕЛЕЙ РОЗНИЧНЫХ ФИЛИАЛОВ С ВЫШЕСТОЯЩИМ РУКОВОДСТВОМ АПТЕЧНОЙ СЕТИ
Проведена количественная оценка уровня доверия заведующих аптеками к вышестоящему руководству в двух региональных аптечных сетях Иркутской области. Удовлетворенность сложившимися взаимоотношениями с руководством у заведующих аптеками в частной аптечной сети составила 73,08%, в муниципальной аптечной сети — 61,25%. Руководители филиалов частной аптечной сети наиболее высоко оценили состояние коммуникаций между уровнями управления (80%), а руководители филиалов в муниципальной аптечной сети — проявление внимания и заботы со стороны высшего руководства (87%). Учет полученных результатов позволит руководству аптечных сетей целенаправленно влиять на различные составляющие отношений, тем самым повышая эффективность управления филиалами аптек.
Успешность функционирования любой организации напрямую зависит от ее кадрового состава, и в первую очередь — от ее руководящего звена. В аптечных сетях, где подразделения территориально удалены от высшего руководства, значимость менеджеров среднего звена — руководителей филиалов — особенно высока. Именно от уровня квалификации заведующих филиалами сети, их умения управлять человеческими ресурсами и информацией напрямую зависит эффективность деятельности всего розничного подразделения. Формирование сильного состава руководителей аптек, поддержание у них высокого уровня мотивации является стратегической задачей любой аптечной организации [5]. В последнее время все большее внимание уделяется изучению уровня мотивации персонала и способам ее повышения. При этом чаще всего в фокусе внимания оказываются заработная плата и материальные способы стимулирования, а влияние нематериальных стимулов редко учитывается. Между тем взаимоотношения в коллективе играют очень важную роль. Особенно большое значение имеют отношения между руководителем и подчиненным. Достаточно продолжительное время целевой функцией данных отношений считалось поддержание дисциплины, но в настоящее время
Ключевые слова:
аптечные сети,
руководитель, взаимоотношения «руководитель — подчиненный», мотивация, эффективность управления
взаимоотношения между подчиненным и руководителем должны рассматриваться как значимый фактор формирования лояльности сотрудника, его мотивации, повышения эффективности управления и развития организационной культуры предприятия [2, 7]. В основе формирования эффективных взаимоотношений в организации лежит взаимное доверие [6]. По определению Н. Лумана, доверие - это ожидание благонадежного поведения потенциального партнера в конкретной ситуации взаимодействия [8]. Согласно мнению Д. Дж Макалистера, степень доверия определяется тем, в какой мере человек уверен и готов действовать на основе слов, действий и решений другого [6].
В формировании взаимного доверия выделяют 5 составляющих:
1. Надежность (последовательность и согласованность действий).
2. Честность и справедливость.
3. Коммуникации (компетентность и открытость в решении различных вопросов).
Keywords: pharmacy chain, manager, boss-subordinate relationship, motivation, management efficiency
It was conducted a quantitative value of the level of trust between the pharmacy directors and top-managers in two regional pharmacy chains Irkutsk region. Satisfaction with the current relationship with the leadership at the pharmacy directors in the private pharmacy chain was 73.08%, in the municipal pharmacy chain — 61,25%. Highest branch managers of private pharmacy chain appreciated communication between levels of government (80%), and heads of branches in the municipal pharmacy chain — top-management attention and care about them (87%). A.S. GORBATENKOVA, Irkutsk State Medical Academy for Postgraduate Education, The Ministry of Healthcare of the Russian Federation. A STUDY OF RELATIONSHIP BETWEEN RETAIL PHARMACY DIRECTORS AND PHARMACY CHAIN TOP MANAGERS.
4. Делегирование и отсутствие чрезмерного контроля.
5. Внимание к сотрудникам и проявление заботы о них [7, 8].
С точки зрения взаимоотношений руководителя и подчиненных менеджеры среднего звена представляют собой особую категорию, т. к., будучи подчиненными для руководства, они являются руководителями для сотрудников своих подразделений. Именно руководители филиалов в силу специфики своей деятельности наиболее сильно нуждаются в поддержке своего руководства, т. к. установление доверительных отношений между заведующими аптеками и вышестоящим руководством не только отражается на уровне мотивации и организационной лояльности
МЕНЕДЖМЕНТ
таблица ^^ Значения показателей, характеризующих взаимоотношения руководителей среднего звена и вышестоящего руководства в частной и муниципальной аптечных сетях
ЧАС МАС
Среднее значение, % Ме (25; 75%) Среднее значение, % Ме (25; 75%)
1 Надежность 70 73 (60; 80) 78 77 (73; 83)
2 Честность 77 77 (67; 93) 83 90 (67; 100)
3 Коммуникации 80 80 (67; 93) 83 87 (77; 97)
4 Делегирование 71 77 (60; 80) 76 80 (73; 87)
5 Внимание и забота 76 77 (60; 87) 87 87 (77; 100)
Итого в среднем 75 82
64 Г201Р5Т|РЕМШиУМ
самого руководителя структурного подразделения, но и влияет на формирование психологического климата в подведомственном ему коллективе [1, 4]. Восприятие менеджерами среднего звена своего руководства вносит существенный вклад в функционирование организации в целом, поэтому изучение этой категории взаимоотношений в организации является очень важным этапом повышения эффективности управления в компании. Целью исследования, проведенного в двух региональных аптечных сетях Иркутской области, стало получение количественных оценок уровня доверия между заведующими аптеками и вышестоящим руководством.
• МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В качестве объекта исследования были выбраны 2 региональные аптечные сети. В рамках исследования опрошены 42 менеджера среднего звена: заведующие и заместители заведующих аптеками (26 руководителей частной аптечной сети (ЧАС) и 16 руководителей муниципальной аптечной сети (МАС)).
Сбор данных по восприятию заведующими аптеками сложившихся взаимоотношений с высшим руководством проводился методом анкетирования с использованием анкет, разработанных на основе 5 составляющих доверия. Анкета включала 15 вопросов: по 3 на каждый изучаемый аспект доверительных отношений. Для оценки степени согласия с утверждениями в анкете использована шкала Р. Лайкерта, состоящая из 5 градаций: от «абсолютно не согласен» до «абсолютно согласен» [7]. Также посредством квалиметрической факторно-критериальной методики, разработанной Е.А. Шарапатовой [3], было проведено количественное определение степени значимости основных мотивационных факторов, в т. ч. взаимоотношений с вышестоящим руководством, а также степени удовлетворенности ими.
Полученные данные были статистически обработаны в пакете Statistica 6.1 с применением методов описательной статистики и метода множественной регрессии.
• РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
На основании данных, полученных из анкет, были рассчитаны средние значения, показывающие восприятие руководителями розничных филиалов аптечных сетей каждой из 5 составляющих, характеризующих взаимоотношения с вышестоящим руководством. Результаты приведены в таблице. Среди руководителей филиалов в ЧАС наименьшую оценку получили такие показатели взаимоотношений с высшим руководством, как надежность и делегирование. Это свидетельствует о том, что, во-первых, решения и действия вышестоящего руководства не всеми заведующими воспринимаются как последовательные и предсказуемые (ни один из респондентов не дал максимально высокую оценку данному аспекту взаимоотношений), а во-вторых, что заведующие не чувствуют достаточную степень автономности в своей работе или даже ощущают чрезмерный контроль своей профессиональной деятельности. Только один руководитель филиала поставил наивысшую оценку в категории «делегирование». Руководители филиалов в данной организации высоко оценили уровень коммуникаций с вышестоящим руководством. Это говорит о том, что в ЧАС хорошо развит обмен информацией между сред-
ним и высшим уровнями управления. В целом в ЧАС уровень доверия к высшему руководству составил 75%. В МАС этот показатель оказался несколько выше — 82%. Наиболее высоко руководители аптек оценили проявление внимания и заботы к ним со стороны своего начальства, а также честность высшего руководства. Наименьшую оценку в ходе исследования получил показатель «делегирование», это означает, что менеджеры среднего звена нуждаются в большем доверии со стороны высшего руководства, а также в снижении уровня контроля выполнения ими своих функций. Руководителям розничных подразделений было предложено 7 основных мо-тивационных факторов для определения степени их значимости: заработная плата, содержание работы, взаимоотношения в коллективе, условия труда, перспективы развития карьеры, взаимоотношения с вышестоящим руководством и возможности повышения профессионализма. Мотивационный фактор, характеризующий сложившиеся отношения с вышестоящими руководителями, по значимости занимает четвертое место для заведующих и в ЧАС, и в МАС. Уровень удовлетворенности взаимоотношениями у руководителей среднего звена в ЧАС составляет 73,08%, что выше, чем общий показатель удовлетво-
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ФАРМАЦЕВТОВ
PEMfOUUM
МАРТ 2 0 15
65
ренности трудом в данной компании (68,72%). У руководителей филиалов в МАС уровень удовлетворенности взаимоотношениями с высшим руководством составил 61,25% при общем уровне удовлетворенности работой в данной компании, равном 62,72%. Для определения влияния каждого из 5 компонентов доверительных отношений на уровень удовлетворенности взаимоотношениями с вышестоящими руководителями в целом был проведен регрессионный анализ. Полученное значение множественного коэффициента корреляции для ЧАС ^ = 0,911) показало значительную зависимость уровня удовлетворенности отношениями от исследуемых показателей. При этом коэффициент детерминации R2 составил 0,829 при р = 0,0000001. Наибольшее влияние на удовлетворенность сложившимися отношениями с вышестоящими сотрудниками в данной организации оказывают такие факторы, как проявление заботы (Ь = 0,109 при р = 0,010), честность в отношениях (Ь = 0,105 при р = 0,0098) и последовательность предпринимаемых высшим руководством действий (Ь = 0,088 при р = 0,039).
Для руководителей филиалов в МАС уровень удовлетворенности взаимоотношениями с вышестоящим руководством также в значительной степени определяется анализируемыми аспектами доверительных отношений (коэффициент множественной корреляции R = 0,819, коэффициент R2 = 0,671 при р = 0,0279), при этом наибольшее влияние оказывает степень делегирования (Ь =
0.689 при р = 0,0043).
• РЕЗУЛЬТАТЫ
В целом проведенное исследование демонстрирует высокий уровень доверия к своему руководству со стороны заведующих филиалами в анализируемых аптечных сетях. Для укрепления и улучшения взаимоотношений между средним и высшим уровнями управления необходимо предпринять следующие действия:
1. Пересмотреть уровень контроля результатов деятельности заведующих аптеками, изучить возможность расширения круга полномочий — для большей
свободы действий заведующих в процессе исполнения должностных обязанностей.
2. Предоставлять руководителям филиалов более подробную информацию о стратегических целях и задачах, стоящих перед компанией в долгосрочной и краткосрочной перспективе, — для лучшего понимания заведующими филиалов решений, принимаемых вышестоящим руководством.
3. Стимулировать руководителей филиалов к предоставлению обратной связи, не оставлять без внимания ситуации, требующие помощи и поддержки со стороны высшего руководства, т. е. усилить проявление заботы о заведующих аптеками.
Развитие и поддержание доверительных отношений между высшим и средним уровнями управления в организации будет способствовать повышению организационной лояльности сотрудников, их мотивации, поддержанию командного духа в компании, что, в свою очередь, будет положительно сказываться на эффективности ее деятельности и позволит достичь более высоких результатов. »
ИСТОЧНИКИ
1. Бондаренко М.А. Руководитель как субъект межличностных отношений. Мир науки, культуры, образования, 2014, 2: 220-222.
2. Глушко И.В. Социальное доверие как неформальный ресурс организации. Историческая и социально-образовательная мысль, 2014, 3: 261-266.
3. Дмитренко Г.А., Шарапатова Е.А., Макси-менко Т.М. Мотивация и оценка персонала. Учебное пособие. К.: МАУП, 2002: 248.
4. Караваев В.А. Управление позитивной мотивацией сотрудников организации. Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы, 2011, 5: 1-12.
5. Чеснокова Н.Н., Кононова С.В., Петрова С.В. Заведующие аптеками: функции, права, обязанности. Ремедиум, 2014, 1-2: 71-72.
6. McAllister DJ. Affect- and cognition-based trust as foundation in Organizations. Academy of Management Journal, 1995, 38, 1: 24-59.
7. Reiche BS, Cardona P, Lee Y-T, Canela MA. Why do managers engage in trustworthy behavior? A multilevel cross-cultural study in 18 countries. Personnel psychology, 2014, 67: 61-98.
8. Zarvandi N, Zarvandi J. Conceptualization of Trust in the Organization. Ideal Type of Management, 2012, 1: 37-46.
кроме того...
Обнаружены новые генетические причины ДЦП
Развитие детского церебрального паралича (ДЦП) в значительной мере предопределено генетическими факторами, полагают исследователи из Австралии, работа которых опубликована в журнале Molecular Psychiatry. Участники Австралийской совместной исследовательской группы по изучению церебрального паралича (Australian Collaborative Cerebral Palsy Research Group) провели полноэкзомное секвенирование 183 больных ДЦП, а также их родителей. В результате у пациентов было выявлено в общей сложности 10 мутаций de novo, 8 генов, потенциально связанных с ДЦП, унаследованных от родителей, а также ряд новых вариантов генов, связь которых с тяжелым заболеванием была показана ранее. По подсчетам авторов публикации, с учетом новых данных генетическими причинами может быть обусловлено до 14% всех случаев ДЦП, а не 2%, как считалось ранее.
Обнаружена новая мишень для терапии алкоголизма и связанных с ним заболеваний
Один и тот же белок регулирует поведение, связанное с алкогольной зависимостью, и отвечает за развитие патологических процессов в различных органах при алкоголизме. К таким выводам приходят американские ученые, работа которых опубликована в журнале PNAS. Исследователи использовали линию мышей, нокаутных по гену, кодирующему белок RGS6 (регулятор сигнала G-протеина 6). При свободном доступе к этанолу такие животные употребляли его меньше, чем мыши дикого типа, подкрепленное алкоголем поведение формировалось у них хуже, а симптомы отмены были менее выражены.
Таким образом, заключают авторы публикации, RGS6 представляет весьма перспективную мишень будущих препаратов, предназначенных как для лечения алкоголизма, так и для коррекции последствий хронической алкогольной интоксикации.