Научная статья на тему 'Изучение взаимоотношений руководителей розничных филиалов с вышестоящим руководством аптечной сети'

Изучение взаимоотношений руководителей розничных филиалов с вышестоящим руководством аптечной сети Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
260
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПТЕЧНЫЕ СЕТИ / PHARMACY CHAIN / РУКОВОДИТЕЛЬ / MANAGER / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЬ-ПОДЧИНЕННЫЙ / BOSS-SUBORDINATE RELATIONSHIP / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горбатенкова А. С.

Проведена количественная оценка уровня доверия заведующих аптеками к вышестоящему руководству в двух региональных аптечных сетях Иркутской области. Удовлетворенность сложившимися взаимоотношениями с руководством у заведующих аптеками в частной аптечной сети составила 73,08%, в муниципальной аптечной сети 61,25%. Руководители филиалов частной аптечной сети наиболее высоко оценили состояние коммуникаций между уровнями управления (80%), а руководители филиалов в муниципальной аптечной сети проявление внимания и заботы со стороны высшего руководства (87%). Учет полученных результатов позволит руководству аптечных сетей целенаправленно влиять на различные составляющие отношений, тем самым повышая эффективность управления филиалами аптек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A study of relationship between retail pharmacy directors and pharmacy chain top managers

It was conducted a quantitative value of the level of trust between the pharmacy directors and top-managers in two regional pharmacy chains Irkutsk region. Satisfaction with the current relationship with the leadership at the pharmacy directors in the private pharmacy chain was 73.08%, in the municipal pharmacy chain 61,25%. Highest branch managers of private pharmacy chain appreciated communication between levels of government (80%), and heads of branches in the municipal pharmacy chain top-management attention and care about them (87%). The obtained results allow management of pharmacy chains to influence the various components of the relationship, thereby increasing the management efficiency of branches pharmacy chain.

Текст научной работы на тему «Изучение взаимоотношений руководителей розничных филиалов с вышестоящим руководством аптечной сети»

PEMfOUUM

МЕНЕДЖМЕНТ

А.С. ГОРБАТЕНКОВА, ГБОУ ДПО «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования» Минздрава России

Изучение взаимоотношений

РУКОВОДИТЕЛЕЙ РОЗНИЧНЫХ ФИЛИАЛОВ С ВЫШЕСТОЯЩИМ РУКОВОДСТВОМ АПТЕЧНОЙ СЕТИ

Проведена количественная оценка уровня доверия заведующих аптеками к вышестоящему руководству в двух региональных аптечных сетях Иркутской области. Удовлетворенность сложившимися взаимоотношениями с руководством у заведующих аптеками в частной аптечной сети составила 73,08%, в муниципальной аптечной сети — 61,25%. Руководители филиалов частной аптечной сети наиболее высоко оценили состояние коммуникаций между уровнями управления (80%), а руководители филиалов в муниципальной аптечной сети — проявление внимания и заботы со стороны высшего руководства (87%). Учет полученных результатов позволит руководству аптечных сетей целенаправленно влиять на различные составляющие отношений, тем самым повышая эффективность управления филиалами аптек.

Успешность функционирования любой организации напрямую зависит от ее кадрового состава, и в первую очередь — от ее руководящего звена. В аптечных сетях, где подразделения территориально удалены от высшего руководства, значимость менеджеров среднего звена — руководителей филиалов — особенно высока. Именно от уровня квалификации заведующих филиалами сети, их умения управлять человеческими ресурсами и информацией напрямую зависит эффективность деятельности всего розничного подразделения. Формирование сильного состава руководителей аптек, поддержание у них высокого уровня мотивации является стратегической задачей любой аптечной организации [5]. В последнее время все большее внимание уделяется изучению уровня мотивации персонала и способам ее повышения. При этом чаще всего в фокусе внимания оказываются заработная плата и материальные способы стимулирования, а влияние нематериальных стимулов редко учитывается. Между тем взаимоотношения в коллективе играют очень важную роль. Особенно большое значение имеют отношения между руководителем и подчиненным. Достаточно продолжительное время целевой функцией данных отношений считалось поддержание дисциплины, но в настоящее время

Ключевые слова:

аптечные сети,

руководитель, взаимоотношения «руководитель — подчиненный», мотивация, эффективность управления

взаимоотношения между подчиненным и руководителем должны рассматриваться как значимый фактор формирования лояльности сотрудника, его мотивации, повышения эффективности управления и развития организационной культуры предприятия [2, 7]. В основе формирования эффективных взаимоотношений в организации лежит взаимное доверие [6]. По определению Н. Лумана, доверие - это ожидание благонадежного поведения потенциального партнера в конкретной ситуации взаимодействия [8]. Согласно мнению Д. Дж Макалистера, степень доверия определяется тем, в какой мере человек уверен и готов действовать на основе слов, действий и решений другого [6].

В формировании взаимного доверия выделяют 5 составляющих:

1. Надежность (последовательность и согласованность действий).

2. Честность и справедливость.

3. Коммуникации (компетентность и открытость в решении различных вопросов).

Keywords: pharmacy chain, manager, boss-subordinate relationship, motivation, management efficiency

It was conducted a quantitative value of the level of trust between the pharmacy directors and top-managers in two regional pharmacy chains Irkutsk region. Satisfaction with the current relationship with the leadership at the pharmacy directors in the private pharmacy chain was 73.08%, in the municipal pharmacy chain — 61,25%. Highest branch managers of private pharmacy chain appreciated communication between levels of government (80%), and heads of branches in the municipal pharmacy chain — top-management attention and care about them (87%). A.S. GORBATENKOVA, Irkutsk State Medical Academy for Postgraduate Education, The Ministry of Healthcare of the Russian Federation. A STUDY OF RELATIONSHIP BETWEEN RETAIL PHARMACY DIRECTORS AND PHARMACY CHAIN TOP MANAGERS.

4. Делегирование и отсутствие чрезмерного контроля.

5. Внимание к сотрудникам и проявление заботы о них [7, 8].

С точки зрения взаимоотношений руководителя и подчиненных менеджеры среднего звена представляют собой особую категорию, т. к., будучи подчиненными для руководства, они являются руководителями для сотрудников своих подразделений. Именно руководители филиалов в силу специфики своей деятельности наиболее сильно нуждаются в поддержке своего руководства, т. к. установление доверительных отношений между заведующими аптеками и вышестоящим руководством не только отражается на уровне мотивации и организационной лояльности

МЕНЕДЖМЕНТ

таблица ^^ Значения показателей, характеризующих взаимоотношения руководителей среднего звена и вышестоящего руководства в частной и муниципальной аптечных сетях

ЧАС МАС

Среднее значение, % Ме (25; 75%) Среднее значение, % Ме (25; 75%)

1 Надежность 70 73 (60; 80) 78 77 (73; 83)

2 Честность 77 77 (67; 93) 83 90 (67; 100)

3 Коммуникации 80 80 (67; 93) 83 87 (77; 97)

4 Делегирование 71 77 (60; 80) 76 80 (73; 87)

5 Внимание и забота 76 77 (60; 87) 87 87 (77; 100)

Итого в среднем 75 82

64 Г201Р5Т|РЕМШиУМ

самого руководителя структурного подразделения, но и влияет на формирование психологического климата в подведомственном ему коллективе [1, 4]. Восприятие менеджерами среднего звена своего руководства вносит существенный вклад в функционирование организации в целом, поэтому изучение этой категории взаимоотношений в организации является очень важным этапом повышения эффективности управления в компании. Целью исследования, проведенного в двух региональных аптечных сетях Иркутской области, стало получение количественных оценок уровня доверия между заведующими аптеками и вышестоящим руководством.

• МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В качестве объекта исследования были выбраны 2 региональные аптечные сети. В рамках исследования опрошены 42 менеджера среднего звена: заведующие и заместители заведующих аптеками (26 руководителей частной аптечной сети (ЧАС) и 16 руководителей муниципальной аптечной сети (МАС)).

Сбор данных по восприятию заведующими аптеками сложившихся взаимоотношений с высшим руководством проводился методом анкетирования с использованием анкет, разработанных на основе 5 составляющих доверия. Анкета включала 15 вопросов: по 3 на каждый изучаемый аспект доверительных отношений. Для оценки степени согласия с утверждениями в анкете использована шкала Р. Лайкерта, состоящая из 5 градаций: от «абсолютно не согласен» до «абсолютно согласен» [7]. Также посредством квалиметрической факторно-критериальной методики, разработанной Е.А. Шарапатовой [3], было проведено количественное определение степени значимости основных мотивационных факторов, в т. ч. взаимоотношений с вышестоящим руководством, а также степени удовлетворенности ими.

Полученные данные были статистически обработаны в пакете Statistica 6.1 с применением методов описательной статистики и метода множественной регрессии.

• РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

На основании данных, полученных из анкет, были рассчитаны средние значения, показывающие восприятие руководителями розничных филиалов аптечных сетей каждой из 5 составляющих, характеризующих взаимоотношения с вышестоящим руководством. Результаты приведены в таблице. Среди руководителей филиалов в ЧАС наименьшую оценку получили такие показатели взаимоотношений с высшим руководством, как надежность и делегирование. Это свидетельствует о том, что, во-первых, решения и действия вышестоящего руководства не всеми заведующими воспринимаются как последовательные и предсказуемые (ни один из респондентов не дал максимально высокую оценку данному аспекту взаимоотношений), а во-вторых, что заведующие не чувствуют достаточную степень автономности в своей работе или даже ощущают чрезмерный контроль своей профессиональной деятельности. Только один руководитель филиала поставил наивысшую оценку в категории «делегирование». Руководители филиалов в данной организации высоко оценили уровень коммуникаций с вышестоящим руководством. Это говорит о том, что в ЧАС хорошо развит обмен информацией между сред-

ним и высшим уровнями управления. В целом в ЧАС уровень доверия к высшему руководству составил 75%. В МАС этот показатель оказался несколько выше — 82%. Наиболее высоко руководители аптек оценили проявление внимания и заботы к ним со стороны своего начальства, а также честность высшего руководства. Наименьшую оценку в ходе исследования получил показатель «делегирование», это означает, что менеджеры среднего звена нуждаются в большем доверии со стороны высшего руководства, а также в снижении уровня контроля выполнения ими своих функций. Руководителям розничных подразделений было предложено 7 основных мо-тивационных факторов для определения степени их значимости: заработная плата, содержание работы, взаимоотношения в коллективе, условия труда, перспективы развития карьеры, взаимоотношения с вышестоящим руководством и возможности повышения профессионализма. Мотивационный фактор, характеризующий сложившиеся отношения с вышестоящими руководителями, по значимости занимает четвертое место для заведующих и в ЧАС, и в МАС. Уровень удовлетворенности взаимоотношениями у руководителей среднего звена в ЧАС составляет 73,08%, что выше, чем общий показатель удовлетво-

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ФАРМАЦЕВТОВ

PEMfOUUM

МАРТ 2 0 15

65

ренности трудом в данной компании (68,72%). У руководителей филиалов в МАС уровень удовлетворенности взаимоотношениями с высшим руководством составил 61,25% при общем уровне удовлетворенности работой в данной компании, равном 62,72%. Для определения влияния каждого из 5 компонентов доверительных отношений на уровень удовлетворенности взаимоотношениями с вышестоящими руководителями в целом был проведен регрессионный анализ. Полученное значение множественного коэффициента корреляции для ЧАС ^ = 0,911) показало значительную зависимость уровня удовлетворенности отношениями от исследуемых показателей. При этом коэффициент детерминации R2 составил 0,829 при р = 0,0000001. Наибольшее влияние на удовлетворенность сложившимися отношениями с вышестоящими сотрудниками в данной организации оказывают такие факторы, как проявление заботы (Ь = 0,109 при р = 0,010), честность в отношениях (Ь = 0,105 при р = 0,0098) и последовательность предпринимаемых высшим руководством действий (Ь = 0,088 при р = 0,039).

Для руководителей филиалов в МАС уровень удовлетворенности взаимоотношениями с вышестоящим руководством также в значительной степени определяется анализируемыми аспектами доверительных отношений (коэффициент множественной корреляции R = 0,819, коэффициент R2 = 0,671 при р = 0,0279), при этом наибольшее влияние оказывает степень делегирования (Ь =

0.689 при р = 0,0043).

• РЕЗУЛЬТАТЫ

В целом проведенное исследование демонстрирует высокий уровень доверия к своему руководству со стороны заведующих филиалами в анализируемых аптечных сетях. Для укрепления и улучшения взаимоотношений между средним и высшим уровнями управления необходимо предпринять следующие действия:

1. Пересмотреть уровень контроля результатов деятельности заведующих аптеками, изучить возможность расширения круга полномочий — для большей

свободы действий заведующих в процессе исполнения должностных обязанностей.

2. Предоставлять руководителям филиалов более подробную информацию о стратегических целях и задачах, стоящих перед компанией в долгосрочной и краткосрочной перспективе, — для лучшего понимания заведующими филиалов решений, принимаемых вышестоящим руководством.

3. Стимулировать руководителей филиалов к предоставлению обратной связи, не оставлять без внимания ситуации, требующие помощи и поддержки со стороны высшего руководства, т. е. усилить проявление заботы о заведующих аптеками.

Развитие и поддержание доверительных отношений между высшим и средним уровнями управления в организации будет способствовать повышению организационной лояльности сотрудников, их мотивации, поддержанию командного духа в компании, что, в свою очередь, будет положительно сказываться на эффективности ее деятельности и позволит достичь более высоких результатов. »

ИСТОЧНИКИ

1. Бондаренко М.А. Руководитель как субъект межличностных отношений. Мир науки, культуры, образования, 2014, 2: 220-222.

2. Глушко И.В. Социальное доверие как неформальный ресурс организации. Историческая и социально-образовательная мысль, 2014, 3: 261-266.

3. Дмитренко Г.А., Шарапатова Е.А., Макси-менко Т.М. Мотивация и оценка персонала. Учебное пособие. К.: МАУП, 2002: 248.

4. Караваев В.А. Управление позитивной мотивацией сотрудников организации. Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы, 2011, 5: 1-12.

5. Чеснокова Н.Н., Кононова С.В., Петрова С.В. Заведующие аптеками: функции, права, обязанности. Ремедиум, 2014, 1-2: 71-72.

6. McAllister DJ. Affect- and cognition-based trust as foundation in Organizations. Academy of Management Journal, 1995, 38, 1: 24-59.

7. Reiche BS, Cardona P, Lee Y-T, Canela MA. Why do managers engage in trustworthy behavior? A multilevel cross-cultural study in 18 countries. Personnel psychology, 2014, 67: 61-98.

8. Zarvandi N, Zarvandi J. Conceptualization of Trust in the Organization. Ideal Type of Management, 2012, 1: 37-46.

кроме того...

Обнаружены новые генетические причины ДЦП

Развитие детского церебрального паралича (ДЦП) в значительной мере предопределено генетическими факторами, полагают исследователи из Австралии, работа которых опубликована в журнале Molecular Psychiatry. Участники Австралийской совместной исследовательской группы по изучению церебрального паралича (Australian Collaborative Cerebral Palsy Research Group) провели полноэкзомное секвенирование 183 больных ДЦП, а также их родителей. В результате у пациентов было выявлено в общей сложности 10 мутаций de novo, 8 генов, потенциально связанных с ДЦП, унаследованных от родителей, а также ряд новых вариантов генов, связь которых с тяжелым заболеванием была показана ранее. По подсчетам авторов публикации, с учетом новых данных генетическими причинами может быть обусловлено до 14% всех случаев ДЦП, а не 2%, как считалось ранее.

Обнаружена новая мишень для терапии алкоголизма и связанных с ним заболеваний

Один и тот же белок регулирует поведение, связанное с алкогольной зависимостью, и отвечает за развитие патологических процессов в различных органах при алкоголизме. К таким выводам приходят американские ученые, работа которых опубликована в журнале PNAS. Исследователи использовали линию мышей, нокаутных по гену, кодирующему белок RGS6 (регулятор сигнала G-протеина 6). При свободном доступе к этанолу такие животные употребляли его меньше, чем мыши дикого типа, подкрепленное алкоголем поведение формировалось у них хуже, а симптомы отмены были менее выражены.

Таким образом, заключают авторы публикации, RGS6 представляет весьма перспективную мишень будущих препаратов, предназначенных как для лечения алкоголизма, так и для коррекции последствий хронической алкогольной интоксикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.