Научная статья на тему 'Изучение организационной культуры региональных аптечных сетей'

Изучение организационной культуры региональных аптечных сетей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / АПТЕЧНЫЕ СЕТИ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ORGANIZATIONAL CULTURE / PHARMACY CHAINS / HR MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мороз Татьяна Львовна, Горбатенкова Анна Сергеевна

Изучена организационная культура (ОК) региональных аптечных сетей (АС) Иркутской области. Целью данной работы стала количественная оценка степени удовлетворенности руководителей филиалов аптечных сетей различными аспектами ОК, сформировавшимися в данных организациях. В качестве метода количественного измерения ОК была использована методика построения организационной модели Денисона. Сбор данных производился методом анкетирования заведующих аптеками и их заместителей. Установлено, что удовлетворенность ОК в среднем составляет 82%. Самое низкое значение получил индекс «Координация и интеграция», характеризующий согласованность действий в компании. Результаты исследования позволяют руководству организации целенаправленно влиять на основные факторы, формирующие ОК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мороз Татьяна Львовна, Горбатенкова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of the organizational culture of regional pharmacy chains

The organizational culture of regional pharmacy chains in Irkutsk region has been studied. The aim of this work was the quantitative value of satisfaction of directors of the branches of pharmacy chains with various aspects of OC, formed in these organizations. As a method of quantitative measuring of the OC the Denison organizational culture model was used. The data was collected with use of questioning pharmacy directors and their deputies. It has been found that OC satisfaction amounts to 82%. The lowest index was “Coordination and Integration”, which characterizes the consistency in the company. The results of research allow top-management of organization purposefully affect major factors forming OC.

Текст научной работы на тему «Изучение организационной культуры региональных аптечных сетей»

м-н Юбилейный, 100, Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, кафедра фармации, (3952) 465386, e-mail: kovalskaya_gn@mail.ru; Жукова Дина Яковлевна — доцент кафедры

фармации, к.м.н., доцент

Information About the Authors: Mikhalevich Ekaterina Nikolaevna — postgraduate student of Pharmacy department; Kovalskaya Galina Nikolaevna — The Leader of Pharmacy Department, PharmDr, professor; 100, Ubileiniy, Irkutsk. 664079. Russia. Irkutsk State medical academy for postgraduate education, Pharmacy department, (3952) 46-53-86, e-mail: kovalskaya_gn@mail.ru; Zhukova Dina Yakovlevna — PhD, assistant professor.

© МОРОЗ Т.Л., ГОРБАТЕНКОВА А.С. — 2014 УДК: 331.101.3-05;615.1

ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ

Татьяна Львовна Мороз, Анна Сергеевна Горбатенкова

(Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор — д.м.н., проф.

В.В. Шпрах, кафедра фармации, зав. — д.фарм.н., проф. Г.Н. Ковальская)

Резюме. Изучена организационная культура (ОК) региональных аптечных сетей (АС) Иркутской области. Целью данной работы стала количественная оценка степени удовлетворенности руководителей филиалов аптечных сетей различными аспектами ОК, сформировавшимися в данных организациях. В качестве метода количественного измерения ОК была использована методика построения организационной модели Денисона. Сбор данных производился методом анкетирования заведующих аптеками и их заместителей. Установлено, что удовлетворенность ОК в среднем составляет 82%. Самое низкое значение получил индекс «Координация и интеграция», характеризующий согласованность действий в компании. Результаты исследования позволяют руководству организации целенаправленно влиять на основные факторы, формирующие ОК.

Ключевые слова: организационная культура, аптечные сети, управление персоналом.

RESEARCH OF THE ORGANIZATIONAL CULTURE OF REGIONAL PHARMACY CHAINS

T.L. Moroz, A.S. Gorbatenkova (Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education, Russia)

Summary. The organizational culture of regional pharmacy chains in Irkutsk region has been studied. The aim of this work was the quantitative value of satisfaction of directors of the branches of pharmacy chains with various aspects of OC, formed in these organizations. As a method of quantitative measuring of the OC the Denison organizational culture model was used. The data was collected with use of questioning pharmacy directors and their deputies. It has been found that OC satisfaction amounts to 82%. The lowest index was "Coordination and Integration", which characterizes the consistency in the company. The results of research allow top-management of organization purposefully affect major factors forming OC.

Key words: organizational culture, pharmacy chains, HR management.

Быстро меняющиеся условия современного рынка требуют от организаций постоянного поиска способов адаптации и повышения эффективности деятельности предприятия. Одним из наиболее эффективных способов повышения конкурентоспособности компании является совершенствование ее организационной культуры (ОК).

ОК представляет собой специфическую совокупность норм, ценностей, убеждений, верований, мифов, ритуалов, санкций, ожиданий, привычек, которые предопределяют поведение работников и которые отличают их от любой другой организации [4]. ОК как системное явление выполняет целый ряд функций, которые можно разделить на 2 группы:

Функции внутренней интеграции, которые обеспечивают целостность организации и единство ее членов;

Функции внешней адаптации, которые обеспечивают приспособление организации к условиям внешней среды, формируют положительный имидж компании [1,2].

Грамотная, прозрачная ОК компании способствует формированию организационной лояльности персонала, обеспечению высокого уровня мотивации сотрудников и снижает текучесть кадров. Поэтому ОК предприятия является очень значимым элементом системы управления персоналом.

Процесс управления ОК включает в себя следующие этапы: формирование, поддержание и изменения. Изменения будут необходимы в случаях, когда сформировавшаяся ОК перестает соответствовать стратегии предприятия или перестает способствовать развитию компании [4]. Поэтому необходимо уделять достаточное внимание диагностике сложившейся в компании ОК.

Целью данной работы стала количественная оценка степени удовлетворенности руководителей филиалов аптечных сетей различными аспектами ОК, сформировавшихся в данных организациях.

Материалы и методы

Объектом исследования были выбраны две региональные АС: частная и муниципальная, состоящие соответственно из 19 и 23 розничных подразделений.

В качестве метода количественного измерения ОК была использована методика построения организационной модели Денисона [5]. Данная методика строится на оценке четырёх ключевых характеристик ОК: миссии, способности к адаптации, вовлеченности и согласованности. Каждая из этих характеристик дополнительно разделяется на три качества (индекса), таким образом, в рамках данной модели всего оценивается 12 параметров.

Сбор данных производился методом анкетирования. Респондентам необходимо дать ответы по 5-балльной шкале на 60 вопросов (5 вопросов на каждый из 12 индексов). Затем по каждому вопросу рассчитывается среднеарифметическое значение и процентные значения индексов. Полученные значения индексов позволяют судить о выраженности проявления того или иного фактора как элемента ОК компании.

В опросе приняли участие 42 руководителя среднего звена: заведующих аптеками и заместителей заведующих, из которых 26 руководителей являются сотрудниками частной АС, а 16 — муниципальной АС.

Значения индексов ОК в частной и муниципальной АС

Характеристика ОК Индикаторы Частная АС Муниципальная АС

Среднее значение, % Ме (25%;75%) Среднее значение, % Ме (25%;75%)

Миссия Стратегическое направление 86 92 (72;100) 84 88 (74;94)

Цели и задачи 85 84 (76;96) 85 88 (80;92)

Видение 85 84 (72;96) 81 82 (73;88)

Согласованность Координация и интеграция 81 80 (72;92) 79 80 (74;84)

Согласие 82 84 (72;92) 82 82 (78;90)

Ключевые ценности 89 96 (88;100) 86 86 (80;96)

Вовлеченность Полномочия 86 86 (80;88) 83 80 (80;88)

Ориентация на работу в команде 85 88 (80;92) 84 82 (80;88)

Развитие способностей 84 86 (80;92) 82 84 (76;92)

Адаптивность Способность к изменениям 75 84 (64;92) 81 80 (76;88)

Ориентированность на клиента 74 78 (64;84) 80 80 (72;88)

Обучаемость организации 83 84 (76;92) 81 84 (78;88)

Результаты и обсуждение

На основании данных, полученных из анкет, были рассчитаны значения индексов основных факторов ОК в исследуемых организациях. Результаты приведены в табл. 1.

Полученные значения показывают, что руководители филиалов АС достаточно высоко оценивают сложившуюся в организации ОК.

Средние значения индексов не опускались ниже 74%. В частной АС высокие значения получили индексы, характеризующие миссию компании. Это свидетельствует о том, что данная группа сотрудников осоз-

Виутрешши фокус

Рис. 1. Профиль организационной культуры частной АС.

Таблица 1 нает стратегию предприятия, знает, какие цели и задачи стоят перед ними и каким будет направление развития организации. Наименьшие значения получили индексы, характеризующие адаптивность организации. Оценки индексов «Ориентация на клиента» и «Способность к изменениям» — самые низкие в частной АС. Это показывает, что, по мнению руководителей среднего звена, их организация недостаточно быстро реагирует на изменения во внешней среде, на запросы и ожидания клиентов.

В муниципальной АС руководители филиалов также высоко оценили индексы, характеризующие миссию компании. Самое высокое значение получил индекс «Ключевые ценности», который показывает, что в данной организации сотрудники разделяют общую систему ценностей организации. Самое низкое значение получил индекс «Координация и интеграция», который также характеризует согласованность действий в компании. Это свидетельствует, что руководители филиалов считают взаимодействие между сотрудниками и различными структурными подразделениями организации недостаточно эффективным.

Значения индексов, характеризующих вовлеченность, получили достаточно высокую оценку у руководителей среднего звена в обеих организациях, что указывает на грамотное распределение полномочий и обязанностей между должностными лицами, хорошо организованную работу в команде, позволяющую сотрудникам развивать свои профессиональные навыки. Достижение высоких значений данных индексов ОК способствует формированию у сотрудников высокого уровня приверженности к организации.

Полученные результаты исследования можно представить в виде модели ОК Денисона. Графическое изображение организационного профиля частной АС представлено на рис. 1.

Таким образом, использование методики построения организационной модели позволяет оценить различные аспекты сложившейся в компании организационной культуры, выявить проблемы, которые, по мнению руководителей среднего звена, недостаточно реализуются на практике. Полученные данные

дают руководству организации возможность целенаправленно влиять на основные факторы, формирующие культуру компании, в которой цели, ценности и правила, принятые в компании, разделяются большинством ее сотрудников, что становиться мощным фактором повышения эффективности работы каждого сотрудника и всего предприятия в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Логинова О.Б. Управление организационной культурой предприятия сферы услуг: функциональный аспект // Научный журнал Санкт-Петербургского национального исследовательского университета. Серия: Экономика и экологический менеджмент. — 2010. — №2. — С.73-84.

2. Слинкова О.К., Грудистова Е.Г. Управление организационной культурой. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2009. — №21. — С. 64-74.

3. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Управление мотивацией персонала // Управление персоналом. — 2005. — № 7. — С. 128-130.

4. Широнина Е.М. Современные научные взгляды и подходы к определению организационной культуры и корпоративной культуры // Наука и современность-2011: Сб. материалов

XII международной научно-практической конференции. — Новосибирск, 2011. — С. 172-176.

5. The Denison Organizational Culture Model // http://www. denisonconsulting.com/model/organizational-culture

REFERENCES

1. Loginova O. Service industry organizational culture management: the functional aspect // Scientific journal of the St. Petersburg National Research University. Series: Economics and Environmental Management. — 2010. — №2. — P. 73-84 (in Russian).

2. Slinkova O.K., Grudistova E.G. Organizational culture management // Bulletin of the South Ural State University. — 2009. — №21. — P. 64-74 (in Russian).

3. Solomanidina T.O., Solomanidin V.G. Staff motivation

management // Human Resource Management. — 2005. — №7. — P. 128-130. (in Russian).

4. ShironinaE.M. Modern scientific views and approaches to the definition of organizational culture and corporate culture // Science and Modern-2011: Digest of materials XII International scientific and practical conference. — Novosibirsk, 2011. — P. 172-176. (in Russian).

5. The Denison Organizational Culture Model // http:// www.denisonconsulting.com/model/organizational-culture

Информация об авторах: Мороз Татьяна Львовна — профессор, 664049, г. Иркутск, микрорайон Юбилейный 100, тел. (3952)465386, e-mail: moroz_tl@mail.ru; Горбатенкова Анна Сергеевна — аспирант, 664049, г. Иркутск, микрорайон Юбилейный, 100, тел. (3952)465386, e-mail: gorbatenkova_irk@mail.ru Information about the authors: Moroz Tatiana Lvovna — professor, 664009, Irkutsk, mikrorayon Yubileynyiy, 100, phone (3952)465386, e-mail: moroz_tl@mail.ru; Gorbatenkova Anna Sergeevna — graduate student, 664009, Irkutsk, mikrorayon Yubileynyiy, 100, phone (3952)465386, e-mail: gorbatenkova_irk@mail.ru

© ПЕТРУНЬКО И.Л., СВЕРЛИК И.С., ЧЕРКАСОВА А.А. — 2014 УДК 616.12-005.4-036.21.865(571.53)

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И ПЕРВИЧНАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ ВСЛЕДСТВИЕ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА НАСЕЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2007-2012 ГОДЫ

Ирина Леонидовна Петрунько1,2, Ирина Станиславовна Сверлик1, Алла Александровна Черкасова2 (1Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор — д.м.н. проф. В.В. Шпрах; 2Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области, руководитель — к.м.н. Л.Г. Гаркуша)

Резюме. Представлены данные изучения заболеваемости (на 100 тысяч населения) и первичной инвалидности вследствие ишемической болезни сердца (ИБС) взрослого населения Иркутской области за 2007 — 2012 гг. (на 10 тыс. населения) (ИППИ). Заболеваемость ИБС в Иркутской области возросла на 55,8%, тогда как в Российской Федерации и Сибирском Федеральном округе она снизилась. Впервые признавались инвалидами вследствие ИБС в Иркутской области в среднем 2200 человек в год. Максимальный ИППИ (16,0) был в 2007 г., в 2012 г. — снижение в 1,75 раза (9,12 на 10 тыс. населения), в большей степени оно зафиксировано у лиц пенсионного возраста (в 1,9 раза),что было связано как с изменением социального законодательства, так и с успешным функционированием сосудистых центров в Иркутской области. В структуре первичной инвалидности по тяжести преобладала третья группа инвалидности.

Ключевые слова: первичная инвалидность, заболеваемость, ишемическая болезнь сердца, Иркутская область.

THE INCIDENCE OF PRIMARY DISABILITY DUE TO ISCHEMIC HEART DISEASE OF THE POPULATION OF IRKUTSK

OBLAST FOR 2007 — 2012

I. L. Petrunko1,2, I. S. Sverlik1, A.A. Cherkasova2 (1Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education; 2Main Bureau of Medical and Social Examination

of the Irkutsk region, Russia )

Summary.The data on the study of incidence (per 100 thousand population) and of primary disability due to coronary heart disease CHD) of the adult population of the Irkutsk oblast for 2007-2012 (per 10 thousand population) (IPPI) have been presented. The incidence of CHD in the Irkutsk region increased by 55.8%, whereas in the Russian Federation and the Siberian Federal district it decreased. For the first time in Irkutsk region 2200 people were recognized as disabled due to ischemic heart disease per year. Maximum IPPI (16.0) was in 2007, in 2012 — 1.75 times reduction (9.12 per 10 thousand population), in a greater degree it was revealed in persons of retirement age (1.9 times), that was caused both by changes in social legislation, and with the successful functioning of the cardio-vascular centres in Irkutsk region. In the structure of primary disability on the severity the third group of disability prevailed.

Key words: primary disability, morbidity, ischemic heart disease.

Заболеваемость и смертность от сердечно-сосудистой патологии до настоящего времени занимает ведущее положение во всем мире. Так, по данным ВОЗ сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) являются основной причиной смерти во всем мире.В 2008 г. от ССЗ умерло 17,3 млн человек, что составило 30% всех случаев смерти в мире. Из этого числа 7,3 млн человек умерло от ишемической болезни сердца (ИБС) и 6,2 млн человек в результате инсульта [1].

Число впервые признанных инвалидами вследствие ИБС в Российской Федерации (РФ) увеличилось с 220,7

тыс. человек в 2001 г.до 305,7 тыс. человек в 2006 г. Всего за 6 лет инвалидами вследствие ИБС были признаны 1,6 млн человек [2].

Достаточно большое количество работ в последнее десятилетие было посвящено изучению первичной инвалидности вследствие ИБС в различных регионах России и возрастных группах (Н.А. Сергеева (2006) — в Курской области [8]; К.В. Зверев (2007) — у лиц пенсионного возраста в России [3], М.В Шмыкова (2008) — в г. Москве [10]; Р.М. Хасиева (2010) — в Чеченской республике [9]., Н.В. Рыбченко, И.Л. Петрунько (2014) —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.